храм диво начальной троицы
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
7 Ноября 2021
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прписп. Матроны Власовой
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
17.00 Полиелей
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
17.00 Полиелей
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
8 Ноября 2021
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде
Троицкий собор
5.30 Полунощница
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня
Казанский собор
11.30 Водосвятный молебен
9 Ноября 2021
Мч. Нестора Солунского. Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
Троицкий собор
5.30 Полунощница
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Полиелей
Казанский собор
17.00 Полиелей
10 Ноября 2021
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Мчч. Терентия и Неониллы и чад их. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Иова Почаевского
Казанский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня с акафистом свт. Николаю
11 Ноября 2021
Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его
Троицкий собор
5.30 Полунощница
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня
Казанский собор
12 Ноября 2021
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии
Троицкий собор
5.30 Полунощница
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня со славословием
Казанский собор
13 Ноября 2021
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
10.00 Панихида
14 Ноября 2021
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Собор всех святых бессребреников и чудотворцев. Мц. Елисаветы Самовской
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
17.00 Вечерня и утреня с акафистом Святой Троице
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Официальная группа Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Группу ведут сестры монастыря
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Вчера весь день лил холодный дождь, в саду шумел мокрый ветер, небо было хмурым и неприветливым. Ранним утром дождь тоже бил по стеклам, и казалось, что сквозь темные облака никогда не проглянет солнце. Но вот и тучи разошлись, и небо стало синим, и солнышко засветило ярко и радостно.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
7 ноября, в день праведной кончины преподобноисповедницы Матроны (Власовой), в Серафимо-Дивеевском монастыре молитвенно почтили ее память. Пятьдесят восемь лет назад в этот день она мирно упокоилась о Господе. Мощи преподобноисповедницы Матроны почивают в Казанском соборе обители, здесь состоялись всенощное бдение, Божественная литургия и молебен.
Показать полностью.
Оставшись сиротой шести лет, в 1895 году маленькая Матрона была отдана на воспитание в приют для девочек Серафимо-Дивеевского монастыря. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее постоянным занятием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.
Начиная с первого ареста, который последовал в 1933 году, матушка Матрона провела в заключении восемнадцать лет. Много лет спустя она рассказывала схимонахине Маргарите (Лахтионовой): «Как издевались над нами… Работали тяжело, возвращались поздно, идти было далеко. Многие падали на дороге и замерзали. Как мы выжили – не знаю… Там ведь не выживали… Только то помогло, что Господь не оставлял и преподобный».
В 1954 году по ходатайству родного брата инокиня Матрона вернулась из ссылки в родное село Пузо Нижегородской области.
Поселившись в семье брата, мать Матрона старалась не быть родным в тягость. Подрабатывала тем, что вязала платки, вышивала, писала и подправляла иконы. Матушка присматривала за детьми племянников, была с ними нестрогая, «желанная», как они говорили.
Хотя мать Матрона и жила в миру, мысль ее пребывала с единым Богом. Работала она, углубленно творя непрестанную молитву, едва заметно шевеля губами. «Вязала-то она быстро, – вспоминает племянница матушки Татьяна. – И только все читает, читает, читает молитву».
Несмотря на все пережитое в заключении, матушка имела мирный дух, никогда ничем не бывала недовольна. Все ей нравилось, все ее устраивало. Роптавшим порой на советские порядки родственникам она говорила, что всякая власть от Бога, властям надо подчиняться и молиться за них: «Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу Российскую, власти и воинство ея». Сама она большую часть дня молилась.
Причащаться в большие праздники инокиня Матрона ездила в село Выездное под Арзамасом. Очень любила матушка приезжать в Дивеево. Всю жизнь сердце ее влеклось к родной обители. Мать Матрона обходила разрушенные храмы, подолгу молилась на тропинке, где раньше пролегала Святая Канавка.
Матушка так и не получила утешения в этой жизни – вернуться в свой монастырь. Поневоле свой подвиг ей пришлось совершать в миру. Здесь не было тягот заключения и ссылки, но, по слову святителя Тихона Задонского, «благочестивым душам, в мире сем живущим, всякое место есть ссылка. Потерпите убо, возлюбленнии, и пождите, пока Господь вас от мира сего, как из Вавилона, в Горний Иерусалим позовет».
Примерно за год до смерти мать Матрона слегла: здоровье было подорвано тяжелыми трудами в заключении. Руки матушки до самой смерти были заняты вязанием. Незадолго до кончины мать Матрона раздала знакомым и родственникам почти все свои вещи и святыни: иконы, книги. Показала спрятанную в келии монашескую одежду – подрясник и апостольник, в которой просила себя похоронить.
Похоронили инокиню Матрону на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Святые мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены в 2007 году.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.
«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»
Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
«Собор-то какой у нас будет! Диво. Куда лучше саровского, и будут они нам завидовать!»
Преподобный Серафим Саровский
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.
Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!
Преподобный Серафим Саровский
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного,
в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить
к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
Священник Василий Тигров
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного, в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить к созерцанию бесконечной, небесной красоты.
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»
Описание Троицкого собора 1886 года
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконостаса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позолоченными по местам перилами, утвержденные на чугунных, местами позолоченных, треугольных решетках, прекрасно окрашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верхнюю и нижнюю. Вверху на таком же расстоянии от хоров, на каком они помещены от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем куполе – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существует между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутренность собора небесному своду.
Громадный собор, застроенный этими хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уютным и как будто небольшим зданием, в котором живопись, золото, художественность и симметричность поражают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней отделки и убранства этого храма невольно поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись внимательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и серебра, а в единой лишь труженической работе сестер имеющего 800 обитательниц монастыря, работе, состоящей в живописи икон и священных изображений и в исполнении других различных рукоделий.
Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
разные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громадные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изображение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сиянием. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного благословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»