чувашская мифология характеристика любой группы мифов

ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ

комплекс древних представлений и верований чувашского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и элементах народного декоративного искусства. Верховное божество Султи Тура в чувашском мифологическом пантеоне окружали многочисленные второстепенные добрые боги – Кепе, Пулехсе, Пихампар, Пирешти. Они ведали судьбами людей, назначали им жизненный путь, покровительствовали и охраняли их в быту.

Происхождение этих и более низших богов объясняется следующим «основным мифом». Старший сын высшего бога Тура – Керемет – путешествовал по земле на колеснице, запряженной белыми конями, дарил людям благополучие. Но они под влиянием злых сил и опьянения убили Керемета, сожгли тело, развеяли его прах по воздуху.

От прикосновения частиц доброго бога с земной поверхностью появились деревья и злые божества керемети, несущие зло. В наказание за убийство своего сына бог Тура рассеял людей по земле, смешал их языки, указал каждому племени свой жребий. С этого времени, по чувашской мифологии, появилось 77 языков и народов. Число кереметей у чувашей – 11 – 12. В их честь проводились коллекли жертвоприношения.

чувашская мифология характеристика любой группы мифовЗлым духом, живущим рядом с человеком, считался Йе-рех. Его представляли в виде мужской или женской фигурки-куклы. В старых чувашских домах он хранился в специальной корзинке или лукошке. Языческими обрядами и ритуалами у чувашей руководили знахари (юмас, мачавар). Арсури (арсури), в мифологии чувашей дух — хозяин леса, леший.

Возможно, термин «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название Арсури — варман тура (лесной бог) — аналогично одному из названий лешего «урман иясе» (хозяин леса) у казанских и западносибирских татар.

Арсури представлялся в различных обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. В некоторых мифах у Арсури чёрное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Считалось, что Арсури любит злые шутки — сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы. Арсури боится воды, любит ездить на лошадях (поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой).

Согласно ряду мифов, в Арсури (или во вредоносное привидение усал) превращаются души людей, умерших преждевременной или насильственной смертью.

Лит.: Сергеев Ю.Н. и др. Язычество // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996; Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. – Чебоксары, 1959.

https://posredi.ru/knb_sce_scuvash_mifologiya.html 2019-03-15T19:59:55+05:00 КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник Культура народов Башкортостана Чувашия мифология,фольклор,чуваши,Чувашия ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ комплекс древних представлений и верований чувашского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и элементах народного декоративного искусства. Верховное божество Султи Тура в чувашском мифологическом пантеоне окружали многочисленные второстепенные добрые боги – Кепе, Пулехсе, Пихампар, Пирешти. Они ведали судьбами людей, назначали им жизненный путь, покровительствовали и охраняли их в быту.Происхождение. КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник sgs1957@yandex.ru Author Посреди России чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Источник

Чувашская мифология

Чувашская мифология и традиционная религия — комплекс воззрений, верований и культов чувашей, существовавший с IX—XIX вв. Отдельные черты мифологии и религии чувашей сохраняются и в наше время.

Традиционная религия называлась самими чувашами «обычаем старых» (ваттисен йăли), а её приверженцы — «истинными чувашами» (чăн чăваш).[1]

Содержание

Источники

Основные источники сведений по чувашской мифологии и религии — это записи таких ученых, как В.А.Сбоев, В. К. Магницкий, Н.И.Золотницкий и др. Важным источником информации о традиционных верованиях чувашей стала изданная в 1908 г. книга венгерского исследователя Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры».

Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам. [1]

Сотворение мира

По преданиям, мир создан богом Турă, «но сейчас никто уже не знает, как он создал его». Сначала на земле были только один язык и одна вера. Затем на земле появилось 77 разных народов, 77 разных языков и 77 разных вер.

Структура мира

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и еще три в нижних мирах.

В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Турă, обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила — луна ниже, солнце выше.

Первый надземный ярус находится между землей и облаками. Раньше верхняя граница находилась гораздо ниже («на высоте крыши ветряных мельниц»), но облака поднялись выше, когда люди стали хуже. В противовес подземным ярусам, поверхность земли — мир людей — называется «верхним миром»(Çỹлти çанталăк). По форме земля четырехугольная, в заговорах часто упоминается «четырехугольный светлый мир» (Тăват кĕтеслĕ çут çанталăк).

Боги и духи

В Чувашской мифологии по В. К. Магницкому всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. Д. Мессарош указывал:

Если последовательно, внимательно присмотримся к старой вере чувашей, особенно в том, что касается памяти Бога, находим значительные расхождения, например, с чистой шаманской верой алтайских тюрок. Культ хороших и злых духов померк, а роль шамана-жреца полностью потеряна. Однако в сегодняшнем веровании чувашей отчетливо вырисовывается понятие о единственном боге, что ни в коем случае не похоже на язычество. Русские исследователи В. А. Сбоев, В. К. Магницкий без особых знаний языка и предмета не могли выделить это настолько характерное свойство чувашской мифологии, поэтому исходили из того: так как речь идет о язычестве, черной вере, то, следовательно, каждый дух и фигура воображения это и есть Бог. И под это понятие подгоняли из текстов жертвенных молитв каждое уже не имеющее значения слово, называя Богом, и даже названия определенных болезней, без какой-либо систематизации и знания языка. В главе, посвященной Богу, я подробно говорю о чувашском монотеизме [3]

О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один — Верховный бог (Ҫӳлти Турă), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.

Мифические существа

Герои

Ырамась

Ы́рамась (чуваш. Ăрăмăç, ăрăмçă ) — человек, обладающий мифической силой; в народе его называли творцом, мудрецом, волшебником, всесильным, вещим, ворожеем, колдуном, знахарем, чародеем и т. д. Иногда он выступал в роли юмăç и мăчавăр. Его действия, направленные на достижение Добра или Зла, представлялись в виде сотворения микрокосма и сопровождались заклинаниями, заговорами, гимнами-речитативами. Их текст часто заключал в себе формулу обращения к Аша, которое повторялось по 3, 5, 7, 9 раз, что было связано не только с представлениями о магической силе нечётных чисел, но и со степенью желания достичь поставленные цели.

Мифические места

Взаимосвязь с другими религиями

Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама. Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства. В наши дни среди сельских чувашей достаточно сильно распространен религиозный синкретизм, где христианские традиции тесно переплетены с языческими.

Источник

Чувашская мифология

Народная религия чуваш как накопившееся в течение столетий духовное богатство народа, его история и культурное достояние. Дохристианская религия чувашей и попытки ее описания. Многоярусное представление о мире. Характеристика чувашских богов и духов.

РубрикаРелигия и мифология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.06.2015
Размер файла41,8 K

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет управления и социальных технологий

Кафедра социальной и клинической психологии

по дисциплине: «История и культура Чувашии»

на тему: «Чувашская мифология»

Карпов Юрий Викторович

Проверил: доцент Егоров Димитрий Владимирович

Введение


Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80 % населения земного шара. И все-таки она является сферой, мало понятной и для обычных людей, и для специалистов. Причин тому много. Дать одно определение того, что же такое религия, вряд ли представляется возможным уже потому, что известно огромное количество религий прошлого и настоящего.


Возникает актуальная потребность выявление этих скрытых мировоззренческих констант и определение форм их осознания народом. В современный период для духовной жизни общества и народа важно изучение религии так, как особую значимость сегодня приобретает проблема сохранения этнических ценностей.


Глава 1. Чувашская мифология


В культуре и верованиях чувашей исследователями обнаружены иудаистские элементы (Малов, 1882). В середине века, когда формировался чувашский этнос, традиционные верования испытывали длительное воздействие ислама.


После присоединения Чувашского края к Русскому государству процесс христианизации был длительным и не завершился лишь актом насильственного крещения. Булгары-чуваши восприняли элементы традиционных верований марийцев, удмуртов, возможно буртасов, можоров, кыпчаков и других этнических общностей, с которыми они контактировали.


Приверженность к исламу после его принятия в 922 г. Булгарами при хане Алмуше, с одной стороны, древним верованиям, с другой, становится этноконфессиональным и этноразделительным признаком населения Волжской Булгарии, где знать и основная часть горожан стали мусульманами (или бесермянами), сельские жители преимущественно оставались поклонниками доисламской религии. В Булгарии утвердился ислам не ортодоксального образца, а как синкретический, обогащённый элементами традиционных культур и верований. Есть основания полагать, что переходы из одного состояния в другое (из чувашского в бесермянское и обратно) у населения, особенно сельского, имели место на протяжении всего булгарского периода. Полагают, что официальный ислам до образования Казанского ханства не слишком сильно преследовал немусульман, которые несмотря на синкретизацию традиционных верований, сохранили верность домусульманским канонам, общественному и семейно-родовому быту. В религиозно-обрядовой практике древних чувашей оставили след сложные процессы, происходившие в период Золотой Орды. В частности, в пантеоне отразились боги и духи в образах ханов и прислуживавших им чиновников.


Традиционные верования чувашей, как выше отмечалось, стали объектом внимания исследователей, миссионеров, бытописателей с 18 века. И уже тогда ярко выраженный дуализм с резким разграничением доброго и злого начал их религии послужил основанием для ее классификации как ветви зороастризма. В чувашском пантеоне и дохристианской концепции о сознании мира и сотворении человека исследователи находят сходства с древнеиранской мифологией. С пантеоном индоиранского круга перекликаются, к примеру, следующие названия чувашских богов: Ама, Аму, Тура, Аша, Пулех, Пихампар. Янавар.


Верования чувашей, связанные с огнепоклонством, космогоническими представлениями, многочисленностью богов домашнего очага и природы, обрядами в честь предков, сооружением антропоморфных каменных и деревянных памятников дали повод исследователям еще в 19 веке для заключения, что чуваши придерживались учения Зороастризма.


Во главе чувашского пантеона, сложного по своей структуре, стоит верховный небесный бог Султи Тура, который правит всем миром, выступает как основное лицо религиозного поклонения и веры. Этот главный персонаж чувашской религии совпадает с верховыми богами многих индоевропейских, тюркских и финно-угорских народов, в том числе по этимологии, функциями и другим параметрам.


В торжественной форме богу Тура совершалось благодарственное жертвоприношение во время общественных обрядов, семейно-родового обряда чуклеме, когда из нового урожая в его честь пекли новый хлеб и варили пиво. К Тура обращались во многих обрядах, в том числе общественных, семейных и индивидуальных, молитва имела специфику в каждом конкретном случае. В торжественной форме богу Тура совершалось благодарственное.


1.2 Структура мира


Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души святых и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги дьявола непрестанно поддерживали под котлами огонь.


1.3 Чувашские боги и духи


Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Верховный бог со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тенгри (тура) почитался на равне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Высшим богом (асла тура), Верховным богом (султи тура).


Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т.п. Но многие чувашские боги «обитали» не на небесах, а непосредственно на земле.

чувашская мифология бог дух

Злые божества и духи были независимы от Верховного бога: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:

Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.

Определенное место среди злых духов занимает Йерех, культ которого восходит к матриархату. Йерех представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Йерех был покровителем семьи.

В глубокой древности киремет карти являлся местом поклонения божествам светлого мира, а в дальнейшем, с ухудшением жизни, киремет все больше становился злым духом.

Киремет карти. Около каждой деревни был один или несколько киремет карти, среди которых один мог быть главным. Киремет карти устраивали в лесу на возвышенном месте, около родника или ручья.

По некоторым сведениям, у чувашей существовали идолы, которые устанавливали вместо или одновременно со священными деревьями в киремет карти.

Древние чуваши очень почитали места обитания духов киремет. Мимо них старались лишний раз не проходить, там нельзя было ругаться, кричать, совершать что-то непристойное. Считалось, что за это киремет может наказать человека болезнью. (Здесь проявлялся не только страх наказания, но и уважение к месту обитания другого существа.)

Чяк духу киремет совершали по мере необходимости: сразу после рождения ребенка, перед свадьбой или, например, во время болезни кого-нибудь из членов семьи. Ежегодно осенью каждая семья делала такой чяк, а весной перед пахотой проводили киремет чякe всей деревней.

Таким образом, киремет карти мог служить в качестве храма и напоминал собой устройство мира в представлениях древних чувашей.

Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чуке (моления об урожае) и др.

Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими божествами.

все народные постройки имели духов-покровителей:

хранители клети (келетри ыра);

хранители погреба (нухреп хуси);

сторож овина (аван кетусе);

Иногда в разных селениях один и тот же дух имел разные названия. Например, дух воды мог называться шыв турри (божество воды), шыв хузи (хозяин воды), шыв пузe (глава воды), шыври (водяной).

Считалось, что у духов четырех главных элементов мира есть свои семьи: зeр йышe (семья духов земли), шыв йышe (семья духов воды), вут йышe (семья духов огня), зил йышe (семья духов ветра-воздуха).

Заключение


Понимание культуры как совокупности традиций, обычаев того или иного народа в процессе развития переходит в понимание ее как системы образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Возникает актуальная потребность выявления этих скрытых мировоззренческих констант и определения форм их осознания народом. Особую значимость сегодня приобретает проблема сохранения и приумножения этнических ценностей в целях правильного регулирования деятельности и поведения членов общества. Знакомство с мифологией, традициями и обрядами, позволяет приобщить духовные ценности чуваш к системе общечеловеческих ценностей, дает возможность понять видение мира нашими предками и определить перспективы развития национальной культуры.


Список используемой литературы


2. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chuvsu.ru

Источник

Мифология Чувашского народа (Презентация)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Язычники древнего Поволжья

Введение Целью данного исследования стала попытка сравнения древней религии двух народов одного ареала обитания.

Языческие верования чувашского народа Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Турă — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Сарӑтустурӑ) — поклонение огню. кже для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его «Шуйттан»

БОГИ В Чувашской мифологии всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. На составление пантеона чувашских божеств оказали влияние множество религий.

Боги творцы Создатель душ (Чун ҫуратакан турӑ) Создатель детей (Ывӑл-хӗр ҫуратакан турӑ) Производитель хлебов (Тырпул ҫуратакан турӑ) Создатель домашних животных (Вылӑх-чӗрлӗх ҫуратакан турӑ) Создатель жилищ (Ҫӳрт ҫуратакан турӑ) Производитель богатств (Мул ҫуратакан турӑ) Создатель пчёл (Хурт ҫуратакан турӑ) Создатель цветов (Чечек ҫуратакан турӑ) Создатель земли (Ҫӗр ашшӗ)

Алба́сты Алба́сты — демонические персонажи. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами

Вупăр Ву́бар (чуваш. вупăр, в верховом диалекте также вопăр, лопăр, лăпăр, вăпăр) — злой дух в чувашской мифологии. Вубар появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары.

Йĕрĕх Йерех – 1. хранитель домашнего очага; 2. злой дух, насылающий на людей наружные болезни.

Келе Келе́ (чуваш. келе) — злой дух в чувашской мифологии. По чувашским поверьям, существует болезнь келе шавкăмĕ («порча, причиненная келе») — немота, которая возникает в случае, если человек падает на том месте, где ходит келе. Из-за этого келе гневается и заставляет человека молчать.

Эсрел Эсрель – дух смерти. о верованиям, по наступлении определенном богом срока к человеку приходил из преисподней Эсрель и забирал его душу. Местом обитания Эсреля считался нижний мир, где он со своим хозяином Шуйттаном надзирал за душами грешников.

Языческие верования марийского народа У марийцев до сих пор существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы». В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожение Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству

Мари или черемисы Ученые относят марийцев к группе финно-угорских народов, однако это не совсем верно. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность. Внешне марийцы достаточно сильно отличаются от других финно-угорских народностей. Как правило, они не очень высокого роста, с темными волосами, немного раскосыми глазами. Марийские девушки в юном возрасте очень красивы и их даже нередко их можно спутать с русскими. Однако к сорока годам большинство из них очень сильно стареют и либо усыхают, либо приобретают невероятных размеров полноту.

Верховные Боги Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).

Список богов творцов Кугу-Юмо – Единый светлый добрый Великий Бог Пурышо — бог судьбы, заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей. Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить. Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд Туня Юмо — бог вселенной Тул он Кугу Юмо — бог огня также и Сурт Кугу Юмо — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога. Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли Тылзе-Юмо — бог луны Ужара-Юмо — бог утренний зари

Мифические земли и священные места Кюй курык (Каменные горы) Шудыр Ер (Звёздное озеро) Вес Вер (Загробный мир) Юмынпу Марийские священные рощи (Кюсото) Гора Чумбылат Купрансолинская роща Цепельская роща Шарангская роща Роща Арпынгель

Колымаш – дух смерти Дух смерти. по верованиям, по наступлении определенного богом срока к человеку приходил из преисподней, сажал на коня и забирал его душу. Местом обитания Колымаш считался нижний мир, где он надзирал за душами грешников. Колыма – смерть…

Кудо-Водыж Покровитель дома и семьи, своеобразный домовой Оберегает от болезней, но может и насылать их на непочтительных хозяев. Фетиш Кудо-Водыжа — пучок ветвей, хранился в переднем углу дома; ежегодно весной фетиш выбрасывали в поле, новый приносили в дом. Жертвуют — зайца.

Овда Легендарные существа женского пола с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадь до смерти, защекотать её и даже забросить на дерево. По представлениям моркинских марийцев живут в горах, малмыжских — в лесу, волжских — в реке и в горах.

Млит Млит лесной дух, существо огромного роста в конической шапке. Начинает возить на себе человека по лесу, показывая свои богатства. В это время человек теряет ощущение времени: проходят дни и недели, которые кажутся часами. Влиянием Млита объяснялось блуждание в лесу и потеря памяти.

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Номер материала: ДБ-588013

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

чувашская мифология характеристика любой группы мифов

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *