дарохранительница в католическом храме
Дарохранительница
На каждом престоле, находящемся в алтаре, стоит странное сооружение, похожее на маленький дворец. Это дарохранительница, то есть ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых.
Откуда берутся Дары, которые лежат в дарохранительнице?
Они приготавливаются раз в год, на Литургии Великого Четверга (четверг Страстной седмицы). В этот день мы вспоминаем установление Христом Таинства Причащения. И вместе с частицей хлеба – Агнцем, которая приготавливается для причащения в этот день верующих, готовится еще одна частица Тела Христова. Ее раздробляют на маленькие кусочки, капают на каждый кусочек несколько капель Крови Христовой из Чаши и оставляют на престоле подсохнуть.
В течение нескольких дней эти частицы находятся на престоле, накрытые стеклянным колпаком с отверстиями для вентиляции. И за это время частички полностью высушиваются. Затем их ссыпают в коробочку, помещенную в дарохранительницу. Отныне в храме есть запас Даров, которого должно хватить на год.
Этими Дарами причащаются больные (когда священник должен посетить больного), умирающие, то есть все те, кого нужно причастить срочно и кто не может посетить полную Литургию.
Перед Святыми Дарами всегда горит негасимая лампада.
Дарохранительница
Смотреть что такое «Дарохранительница» в других словарях:
дарохранительница — дарохранительница … Орфографический словарь-справочник
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) [греч. ἀρτοφόριον], один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и… … Православная энциклопедия
Дарохранительница — Дарохранительница, Нидерланды. Дарохранительница священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения … Википедия
дарохранительница — киворий, кивот, табернакль, гробница, ковчег, кустодия, сион, монстранц, циборий, вместилище, храм, иерусалим, остенсориум Словарь русских синонимов. дарохранительница сущ., кол во синонимов: 14 • вместилище (11) … Словарь синонимов
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме … Современная энциклопедия
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, дарохранительницы, жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Дарохранительница — один из главных священных сосудов, находящихся валтаре православной церкви. В ней хранятся св. дары т. н. запасные ипреждеосвященные. Она должна быть изготовлена из золота или серебра итолько в крайнем случае может быть оловянная; тогда под св.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дарохранительница — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дарохранительница — (артофорий) богослужебный сосуд или ковчег для хранения запасных святых даров, к рые преподаются верующим на литургии преждеосвященных даров и больным. Наряду с евангелием и крестом дарохранительница является принадлежностью престола храма. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Дарохранительница — В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные… … Религиозные термины
Дарохранительница
Другие названия: кивот, сион, иерусалим
Что такое дарохранительница ?
Особенности оформления.
В сложившейся практике дарохранительница практически всегда выполняется в виде стилизованного храма, увенчанного крестом. Святые Дары полагаются внутри этого сосуда в особом ящичке в нижней части. История знает и другие формы дарохранительниц.
Из истории.
В старину были распространены дарохранительницы в виде фигурки голубя, который символизирует Святой Дух. Такие дарохранительницы были подвесными. В XVIII веке в России под влиянием западного искусства создавались дарохранительницы в виде сложных композиций: так, ювелир Ю.Н. Лунд изготовил этот предмет церковной утвари в виде горы Голгофы, на фоне которой он поместил скульптурную композицию «Снятие со Креста».
В Византии и на Руси в кафедральных соборах находились особые большие дарохранительницы, именуемые Сионами или Иерусалимами. Своим обликом они в некоторой мере воспроизводили ротонду храма Гроба Господня. Такие дарохранительницы имели особое символическое значение: они напоминали о единстве Церкви, распространившейся по всему миру от пещеры Воскресения Христова и Сионской горницы, где Господь совершил Тайную Вечерю.
Духовно-символическое значение.
Дарохранительницу соотносят с библейским Ковчегом Завета. Она является вместилищем главной Святыни Церкви, это – своего рода Святая Святых христианского храма, как бы храм в храме. В соответствии с этим ее и выполняют в виде стилизованной церкви.
Ввиду особой святости дарохранительницы, прикасаться к ней имеют право только лица, прошедшие рукоположение (архиереи, священники, диаконы).
Материалы изготовления.
Дарохранительницу изготавливают из металла, не подверженного окислению. До революции приходам рекомендовалось иметь золотые или серебряные дарохранительницы, в крайнем случае – оловянные. Сегодня наиболее распространены дарохранительницы из латуни, нередко – украшенные позолотой, а также бронзовые.
Дарохранительница, стоящая на престоле, при открытых Царских вратах бывает видна всем в храме. Поэтому, а главным образом потому, что в ней хранится великая Святыня, дарохранительницу по возможности благолепно украшают. Она может быть отделана камнями, украшена иконами и т.п.
Практичное решение для защиты дарохранительницы от пыли и других негативных воздействий – прозрачный колпак из небьющегося оргстекла, накрывающий ее.
Дарохранительница
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. [1] Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum ).
В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот. [1] В православных храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. [2] Современные дарохранительницы обычно оформляются как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с Дарами в виде ларца или саркофага. Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице, служат для причащения больных или умирающих верующих, неспособных прийти в храм на литургию. [1]
От дарохранительницы следует отличать дароносицу, представляющую собой ковчежец для перенесения Святых Даров. Ее использует священник, отправляющийся причащать кого-либо за пределами храма (например, больных).
Дарохранительница обычно бывает покрыта стеклянным колпаком; прикасаться к ней кому-либо, кроме священника и диакона, не дозволяется.
Прообразом христианской дарохранительницы считается ветхозаветная Скиния с Ковчегом Завета.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Дарохранительница» в других словарях:
дарохранительница — дарохранительница … Орфографический словарь-справочник
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) [греч. ἀρτοφόριον], один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и… … Православная энциклопедия
дарохранительница — киворий, кивот, табернакль, гробница, ковчег, кустодия, сион, монстранц, циборий, вместилище, храм, иерусалим, остенсориум Словарь русских синонимов. дарохранительница сущ., кол во синонимов: 14 • вместилище (11) … Словарь синонимов
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме … Современная энциклопедия
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, дарохранительницы, жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Дарохранительница — один из главных священных сосудов, находящихся валтаре православной церкви. В ней хранятся св. дары т. н. запасные ипреждеосвященные. Она должна быть изготовлена из золота или серебра итолько в крайнем случае может быть оловянная; тогда под св.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Дарохранительница — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дарохранительница — (артофорий) богослужебный сосуд или ковчег для хранения запасных святых даров, к рые преподаются верующим на литургии преждеосвященных даров и больным. Наряду с евангелием и крестом дарохранительница является принадлежностью престола храма. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Дарохранительница — В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные… … Религиозные термины
Дарохранительница — место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым… … Католическая энциклопедия
Дарохранительница в католическом храме
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Католический храм (здание). Часть 2.
Заключительная половинка статьи.
В нефе также располагается конфессионал (исповедальня), напоминающий чаще всего деревянную будку или большой шкаф. Он должен быть сделан так, чтобы соответствовать архитектуре здания, но также и чтобы быть явным знаком таинства примирения. Конфессионал устроен так, чтобы человек мог исповедоваться священнику без смущения, именно поэтому чаще всего лицо прихожанина не видно священнику из-за резной перегородки между ними. Иногда конфессионал весь и состоит из одной решетки. Чаще всего конфессионалы помещаются вдоль боковых сторон храма, там, где есть достаточно свободного места. Также принято, чтобы кающийся располагался во время исповеди лицом к алтарю и дарохранительнице.
Проходя по нефу, обратим внимание на своды. Сводом называют кровельное сооружение из перекрывающих проем каменных арок. Несмотря на свою прочность, каменные или бетонные своды нуждаются в дополнительной опоре, эту роль часто играют выступающие части стены, называемые контрфорсами. Разумеется, своды и контфорсы представляют собой заманчивые поверхности для художественного выражения религиозной мысли. Средневековые своды часто расписывали под звездное небо, позже там начали помещать изображения ангелов и сцены из небесной жизни и Библии, особенно на купольных сводах. Мастерство архитекторам придает сводом легкость, часто кажется, что своды невесомы и, как парашюты, удерживаются только внутренним давлением. Подобная легкость вызывает ощущение парения и помогает отвлечься от повседневных мыслей и настроится на высшее.
Великолепный расчет конструкции сводов, визуальная гармония, для которой архитекторы применяли все свое мастерство и познания, свидетельствовали о том, что интеллект, воля и творческие задатки, считавшиеся даром Небес, использовались по назначению – для прославления Божьего творения. Архитекторы стремились построить как можно более сложные своды не только затем, чтобы прославить себя и посоперничать с другими мастерами, но, по большей части, чтобы прославить своим сооружением величие Бога. Гармоническая геометрия, лежащая в основе архитектурных решений, отражает порядок Вселенной и вызывает восторг, приближая верующего к пониманию Замысла Господа. А форма свода может многое сказать тому, кто изучает церковную архитектуру.
Главный неф ведет нас к пресвитерию – части храма между нефом и алтарем, или, можно сказать, что алтар расположен внутри пресвитерия. Название пресвитерия указывает на то, что туда можно входить только клирикам – пресвитерам. В действующем храме не стоит заходить в пресвитерий, чтобы лучше разглядеть алтарь или заалтарные образы.
Обычно пресвитерий и алтарь располагаются в восточной части храма. В храмах старой постройки пресвитерий может либо входить в хор (будучи его центральной или восточной частью), либо располагаться между хором и алтарём. Если храм с такой постройкой действующий, то есть в нем совершаются службы, нередко можно наряду со старым алтарем видеть и новый, использующийся после литургической реформы 1969 года. Пресвитерий и алтарь часто находятся в сужающейся части храма. Снаружи алтарную часть храма можно узнать по полукруглому выступу – апсиде.
Отсюда следует, что, если и Церковь, и литургия иерархичны, храм должен эту иерархичность отражать. Наиболее очевидным это становится, когда размышляешь над различиями между нефом и пресвитерием. Пресвитерий должен быть отдельной от нефа частью церкви. Отсюда провозглашается Писание, здесь священник приносит Священную Жертву Мессы, и здесь же обычно принимают Иисуса в Пресвятом Таинстве.
Во-вторых, пресвитерий приподнимается над нефом для того, чтобы прихожане могли лучше видеть различные части литургии, совершаемые в нем. Так им предоставляется более полный обзор амвона, алтаря и трона, с которого епископ обращается к народу. Но пресвитерий ни в коем случае не следует приравнивать к сцене.
До недавних пор алтарная преграда имелась почти во всех католических церквях, где служили по Римскому обряду. Так было по меньшей мере с XVI столетия. До того вместо нее существовала низкая стена, имевшая практически ту же функцию и зримо отделявшая пресвитерий от нефа, не нарушая связи между ними.
В связи с этой традицией мощи святых помещались внутри алтаря, и до недавних пор требовалось, чтобы в алтаре содержались реликвии по меньшей мере двух канонизированных святых. Этому обычаю до сих пор следуют во многих местах, хотя церковный закон к нему больше не обязывает. Но при посещении храма всегда стоит помнить, что в алтаре, даже старом и явно не использующимся, лежат кости мучеников, умерших за веру Христову, и проявлять к ним должное уважение.
Действующий алтарь от недействующего визуально определить можно по белой ткани, которая прикрывает действующий алтарь. Недействующие алтари, например, выставленные в музеях церковных, не прикрыты.
Поскольку служба соединяет Небесное и земное, украшения алтаря часто указывают на слияние Небес с земным временем и пространством. Образы можно разворачивать на нескольких уровнях понимания: подобно тому, как на Небесах ангелы и праведники собираются вокруг престола Господа, так и участвующие в литургической службе собираются вокруг алтаря, где пребывает сам Господь под видом вина и хлеба.
Алтарь, как самая важная часть церкви, дополняется и украшается многочисленными предметами поклонения. Поскольку все они либо используются в религиозном действе, либо подчеркивают его важность, произведения искусства, окружающие алтарь, относятся к числу самых заметных в церкви. Алтари покрывают несколькими слоями ткани, часто – вышитыми или с кружевами. У алтаря и на алтарь ставят высокие свечи в искусно сделанных подсвечниках.
В католической традиции образы помешаются и за алтарем на особых экранах – заалтарные образы. Особенно они величественны в Испании, где носят название ретабло. Над их созданием трудились лучшие художники своего времени.
Согласно рубрикам, то есть правилам Мессы, в пресвитерии должно присутствовать распятие. В соответствии с католической традицией, следует, чтобы оно несло изображение Иисуса, страдающего на кресте. Это способствует нашему соединению с крестными страстями Христа, и «сходит с пути прямого тот, кто заказал бы распятие такого вида, чтобы божественное тело Искупителя не несло никаких знаков Его жестоких страданий». Распятие помещается в пресвитерии либо на стене над алтарем, либо за ним, поскольку то, что оно представляет, неразрывно связано со Священным Жертвоприношением Мессы, которое и совершается на алтаре.
Входя в храм, католик оказывает почтение самому Христу, явленному зримо в Святых Дарах. Почтение выражается в том, что верующий преклоняет колено в ту сторону, где находятся Святые Дары. Чаще всего они находятся за главным алтарем храма, если же их там нет – верующий найдет их и преклонит колено или поклонится им и в другом месте храма. Нельзя верному войти в храм и не оказать почтение Святым Дарам, если они там есть.
В пресвитерии, кроме алтаря, амвона, дарохранительницы могут размещаться Sedilia – кресла для отправляющих службу священнослужителей. В старых храмах они каменные или деревянные, в новых – это стулья или скамьи. Еще может быть в алтарной части каменная чаша – туда сливают святую воду, оставшуюся после богослужения, и она через специальное отверстие стекает в землю.
Почитание Девы Марии и святых. В крупной церкви или соборе может быть множество приделов – отдельных помещений, где находятся статуи Девы Марии и святых, иконы, мощи, боковые алтари. Католики почитают не сами изображения, а святых (хотя, как всякие люди, верующие могут и забывать о высоких принципах собственной религии). Дева Мария, в отличие от святых, может быть «приписана» к месту почитания – Дева Мария Парижская, или Дева Мария Монсерратская, или Гваделупская. Являясь жителям этого места, Дева Мария творит чудеса и учит, как поклоняться Иисусу. Святые же более исторически-конкретны, и если уж святой Олаф – норвежский, значит, никаким другим он быть не может. Но почитать его можно, конечно, и не в Норвегии и не норвежцам, как и Деву Марию Гваделупскую почитают не только в Латинской Америке.
Кроме «общей» или местной Девы Марии в приделах могут быть изображения как общепопулярных, так и сугубо местных святых. Разумеется, в церкви обязательно присутствует изображение того, в честь кого эта церковь и названа. И если иные святые подписаны, то об именах и заслугах других нужно узнавать у местных жителей, или же из путеводителей.
Приделы могут быть пристроены к основному зданию позже его возведения, а потому отличаться по стилю. Убранство разных приделов и часовен также может быть весьма различным. Придел Девы Марии чаще всего находится в самом большом приделе за нефом, с восточной стороны от главного алтаря.
Часто статуи, мощи и иконы ставятся не в особом приделе, а в нише, отгороженной от нефа рядом колонн.
Крестный путь. Это богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа. По традиции состоит из 14 остановок на пути. Каждая остановка описана в Евангелии, соответствующий отрывок из которого и зачитывается верующим. В храме часто висят таблицы Крестного пути, изображающие эпизоды из Евангелия, верующие двигаются по храму процессией, делая остановки у этих табличек, совершая молитвы и коленоприклонения. Особенно часто Крестный путь повторяют во время Страстной недели – последней неделей перед Пасхой. Особые стояния совершаются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме – так как часть традиционного Крестного пути находится вне пределов храма, то там другие стояния, числом также 14.
Процессия – это шествие, составляющее часть богослужения или так называемую благочестивую практику, то есть не относящееся непосредственно к литургии, но традиционное и не запрещенное церковными властями действие. В славяно-византийской лексике процессии часто называют крестным ходом. В католичестве процессия символизирует жизнь христианина и его паломничество к Царствию Небесному. Можно сказать, что процессия – паломничество в миниатюре. Процессии бывают двух основных типов: праздничные и покаянные. Особенно торжественные процессии во всем католическом мире совершаются на праздник Тела Христова, когда верующие идут крестным ходом не только по храму, но и по улицам и даже до соседних сел и городов.
Евхаристическая адорация, или поклонение Святым Дарам – особого рода богослужение, во время которого и совершается поклонение выставленным Святым Дарам. Адорация – это выражение веры реальное присутствие Иисуса Христа в евхаристических дарах, в вине и хлебе. Обычно Святые Дары выставляются в дароносице на главном или одном из боковых алтарей храма, где верующие поклоняются им в безмолвии, или же читая молитвы. На празднике Тела Христова Святые Дары несут во главе процессии верующих.
Другие примечательные детали архитектуры и убранства.
Помимо главного алтаря, часто в храме имеются боковые алтари. Они в храме для того, чтобы либо служить много месс множеством священников, либо чтобы служить мессу в память какого-то святого, чье изображение и находится над алтарем.
Деамбулаторий – внутренняя галерея в апсиде храма, в пространстве за алтарем. По ней паломники совершают обход вокруг алтаря и посещают крипту. Небольшие помещения амбулатория – венец капелл – распространенный элемент французских соборов.
Окна, особенно украшенные витражами, дают возможность проникнуть в храм естественному свету и символизируют знание, посредством которого Бог просвещает человека. Окна бывают простые и сложные, самых различных форм, бывают со ставнями и ложные. Но никогда они не воспринимаются просто как дыры в стене, в структурной композиции здания они указывают на замысел и цели. Оконное окружение выступает как разновидность перехода от горизонтали к вертикали, часто используя для этого изменение материалов, и дает хорошую возможность украсить храм декоративными и символическими образами. На витражах изображены как сцены из Библии и жития святых, но и указания на донаторов, дававших деньги на постройку храма или создание витража. Донаторы изображаются на витражах либо лично, либо – гербом или же картинкой, изображающий род занятий донаторов, как на одном из витражей Шартского собора.
Реликварий – ларец, где содержатся (или содержались) реликвии – почитаемые предметы особо духовной ценности, например части Истинного креста, Терновый венец, мощи святых или кусочки их одеяний. Реликварии часто бывают очень сложной формы, состоятельные прихожане жертвовали на них золото, серебро, драгоценные камни. Как и дарохранительницы-табернакли, реликварии часто делали в форме небольших зданий, что напоминает об их происхождении от шатра и предрекает грядущие Небесные богатства. Иногда под реликварий отводится отдельное помещение в церкви.
Крипта – в сущности, это подвал церкви. Часто используется для захоронений. Во многих современных больших соборах исторического значения крипты отведены под музеи церковной утвари.
Клуатр – крытая галерея, обрамляющая внутренний дворик квадратной формы, засаженный культурными растениями. Квадратный сад символизирует землю, возрожденную Христом. Гуляя по клуатру, священнослужители и монахи предавались благочестивым разговорам, размышлениям, а также читали молитвы. На стенах галерей часто изображены сцены из Библии и жития святых.
Гробы и надгробные плиты. Многие прихожане, особенно – донаторы церкви, епископы, короли, монашествующие – пожелали быть похороненными прямо в церкви. Чтобы гробы не мешали движению прихожан, их часто прикрепляли на стены, или же хоронили под полом церкви, оставляя на поверхности только надгробную плиту. Так что внимательнее присматривайтесь к полу, по которому идете в старом храме. Особенно почитаемые покойники лежат в специальных помещениях – усыпальницах. Часто там проводят отдельные богослужения.
Интересным, хотя и не обязательным для храма элементом украшения башен и крыши являются горгульи и химеры. Горгульи – фантастические существа, выполняющие функцию водостоков, чтобы вода не лилась прямо под фундамент храма и не размывала его. Горгульи призваны изображать тех, кто лишен царства Небесного, но иногда в водостоках используют очень странные образы, например, отдельно человеческой ноги, как в монастыре Сан-Хуан де лос Рейес (Толедо, Испания). Химеры – это мифические создания, составленные из частей различных животных. Химеры крепятся ко внешней стороне зданий, но они не служат водостоками, как горгульи. Они символизируют беспорядок в мире, отвергнувшем Бога.
Разнообразное назначение храмов.
Кроме общих функций, храмы также выполняют и специальные. Паломнические церкви предназначены для почитания мощей святых, чудотворных икон или статуй. Их отличает широкая галерея в обход алтаря, так как почитаемые вещи находятся как раз в пространстве за алтарем. Храмы монастырские обычно небольшие, предназначены для собрания монастырской общины. Кафедральные соборы названы так потому, что в них находится епископская кафедра – место служения епископа, главы епархии. В таких соборах можно видеть епископский трон.
Мартиарии – церкви, построенные на месте казни христианских мучеников в память о них, часто имеют форму круга – толоса.
Храм похож на сундук с сокровищами, и чем больше знаешь, тем больше можно в них увидеть. Об архитектурных стилях зданий храмов, о том, как они менялись в зависимости от времени и места, о сюжетах живописи и скульптуры можно почитать в других статьях на нашем сайте.
В этой статье использованы:
Статья Майкла Роуза «Экскурсия по Дому Божьему», размещенная здесь: http://www.unavoce.ru/library/rose_tour.html
Книга Дениса Р. Макнамара «Как читать церкви»