двенадцатая ночь после рождества
Двенадцатая ночь
Двенадцатая ночь — это фестиваль в некоторых ветвях христианства, посвященных приходу Богоявления. Различные традиции отмечают дату этого праздника либо 5, либо 6 января. Церковь Англии, Матери Англиканской, празднует Двенадцатую ночь 5.01 и «относится к ночи до Богоявления, в день, когда история вертеп говорит нам, что мудрецы посетили младенца Иисуса». В традиции Западной Церкви торжество завершает 12 дней Рождества. Хотя в других, 12-я Ночь предшествует 12-му Дню. Брюс Форбс пишет:
В 567 году Совет Туров провозгласил, что весь период между Рождеством и Крещением должен рассматриваться как часть празднования, создавая то, что стало известно как 12 дней Рождества, или то, что англичане называли Christmastide. В последний из 12-ти дней, названных 12-й Ночью, различные культуры разработали широкий спектр дополнительных специальных торжеств. Вариант распространяется даже на вопрос о том, как подсчитать дни.
Если Рождество станет первым из 12-ти дней, то 12-я Ночь состоится 5 января, в канун Крещения. Если 26 декабря, на следующий день после Рождества, это первый, то 12-я ночь приходится на 6 января, вечером самого Крещения. Вера возникла в наше время в некоторых англоязычных странах, что не позволяла оставить рождественские украшения, висящие после Двенадцатой ночи, традиция, первоначально приложенная к празднику Candlemas (2 февраля), в котором отмечается Представление Иисуса в Храме.
Происхождение и история
Расселение яблонь на двенадцатой ночи, чтобы обеспечить хороший урожай, традиция в Малехерсте, Западный Сассекс Испанский РосКон де Reyes, или кольцо Королей. Этот размер диаметром около 50 см, обычно обслуживает 8 человек. Это тесто является одним из многих видов, запеченных по всему миру для празднования в течение 12-ти дней Рождества и 12-й ночи.
В средневековой и Тудор Англии, Сретение традиционно отмечается в конце Рождественского сезона хотя позже, 12-я ночь присылает сигнал об окончании святки, но связанное время Epiphanytide работает до Сретения. Популярная традиция «Двенадцатая ночь» заключалась в том, чтобы фасоль и горох спрятались внутри пирога с 12-й ночью. «Человек, который находит боб в его кусочке торта, становится королем на ночь, а леди, которая обнаруживает горошину — королевой на всю ночь». После этого отбора Двенадцатые ночные вечеринки продолжались и включали пение рождественских колядок, а также пиршество.
Традиции
Еда и напитки являются центром празднования в наше время, и все самые устоявшиеся из них возвращаются на многие столетия. Пунш под названием wassail потребляется на Двенадцатой ночи, но на протяжении всего рождественского времени, особенно в Великобритании. В целом мире, специальные пирожные, такие как tortell и король-торт, пекут на Двенадцатую ночь, и кушают на следующий день на праздник. По английскому и французскому обычаю, Двенадцатый пирог был запечен и содержал фасоль и горох, а те, кто получил их должны назначаться королем и королевой вечерних торжеств.
Друри-Лейн в Лондоне была традиция с 1795 предоставления в Двенадцатую ночь торта. Воля Роберта Баддели завещала 100 фунтов стерлингов, чтобы каждый год подавать пирог 6 января. Традиция продолжается.
В Ирландии по-прежнему остается обычаем размещать статуи Трех Королей в кроватке в Двенадцатую Ночь или, самое позднее, на следующий День.
В колониальной Америке рождественский венок всегда оставался на входной двери каждого дома, и когда его снимали в конце Двенадцати Дней праздника, любые съедобные части поглощались другими продуктами пира. То же самое имело место в XIX-XX вв. с фруктами, украшающими елки. Свежие трудно было найти, и поэтому считались прекрасными и правильными подарками украшения из дерева, венков и дома. Опять же, дерево сносится на Двенадцатую ночь, и тогда используются такие плоды, а также орехи и прочие местные продукты.
В восточных Альпах существует традиция, называемая Perchtenlaufen. От двух до трехсот молодых людей в масках мчатся по улицам с хлыстами и колокольчиками, изгоняющими злых духов. В Нюрнберге, до 1616 года, дети пугали нечисть, пробираясь по улицам и громко стуча в двери.
Подавление
Двенадцатая ночь в Нидерландах стала настолько секуляризированной и шумной, что публичные торжества были запрещены в церкви.
Старая Двенадцатая ночь
Этот праздник в некоторых местах, особенно в юго-западной Англии, все еще отмечается 17 января. Это продолжается обычаем в дату, определенную юлианским календарем.
В литературе
Игра Шекспира «Двенадцатая ночь» или «Что вы будете» написана для исполнения в качестве развлекательного мероприятия. Самый ранний известный спектакль состоялся в Зале Среднего Храма, одном из Иннс Корт, в снежную ночь 2 февраля 1602 года. В пьесе есть много элементов, которые меняются в традициях Двенадцатой ночи. Например, женщина Виола, одевающаяся как мужчина, и слуга Мальволио, представляющий что он может стать дворянином.
Бен Jonson «Маска Черноты» была проведена 6 января 1605 года в Банкуэтинг Дом в Уайтхолле. Первоначально это название The Twelvth Nights Revells. Сопровождающая маска «Маска красоты» была исполнена в том же дворе в воскресенье вечером после Двенадцатой ночи в 1608.
Геррик «стихотворение Twelfe-ночь, или Король и Queene» опубликованной в 1648, описывает избрание государя и королевы по фасоли и гороху в сливовом торте, и им делали Wassail, напиток из сахара, мускатного ореха, имбиря и эля.
Чарльз Диккенс 1843 г. «Рождественская песнь» кратко упоминает Скруджа и Призрака, посещающего детскую вечеринку «Двенадцатая ночь».
В Главе 6 романа Харрисона Эйнсворта 1858 года Мервина Клитеро, одноименный герой избирается королем торжеств на праздновании Двенадцатой ночи, проведенном в сарае Тома Шекшафта, получая кусочек сливового пирога, содержащего бобы. Его спутник Сисси получает горошину и становится королевой, и они сидят вместе в высоком углу, чтобы рассмотреть занятия. Распределение было сфальсифицировано, чтобы не допустить участия другого человека. Празднества включают в себя танцы страны и введение «Дурак-плуга». Это плуг, украшенный рингами, привезенными в сарай дюжиной ряженых вместе с гротескным «Старым Бесси» (которого играет мужчина) и Дураком, одетым в шкуры животных с глупой шляпой. Шумники носят деревянные мечи и совершают разгулы. Сцена в романе иллюстрируется Хаблотом Найт Браун («Физ»). В течение вечера глупые выходки вызывают драку, но Мервин восстанавливает порядок. Три чаши джина удаляются, и в одиннадцать часов юноши делают необходимые приготовления, чтобы благополучно увидеть барышень на полях.
Видео
Двенадцатая ночь в Великобритании
Двенадцатая ночь в Великобритании отмечаются 5 января. Это время, когда семьи по всей Британии убирают рождественские ёлки и снимают украшения, чтобы избежать неудачи в будущем году. Некоторые британцы посещают церковные службы на следующий день (на Богоявление). Прочитав статью, вы узнаете, как отмечается Двенадцатая ночь в Великобритании, а также и Богоявление здесь.
1. Середина зимы или двенадцать дней Рождества в Великобритании
На островах, которые в настоящее время образуют Соединённое Королевство, уже тысячи лет проводятся праздники и вечеринки Середины зимы. Когда люди начали обращаться в христианство, некоторые аспекты первоначальных праздников были включены в христианские празднования.
Так праздник Середины зимы, длившийся много дней, стал двенадцатью днями Рождества. В старину Рождество было не однодневным событием. На самом деле оно праздновалось в течение 12 дней, начиная от Рождества. 5 января отмечалось так же, как и само Рождество. Такова была традиция со времён Средневековья вплоть до 19 века. В настоящее время этот период начинается в День подарков (26 декабря) и длится до Богоявления (6 января).
2. Двенадцатая ночь в Великобритании
Двенадцатая ночь в Великобритании знаменует начало Богоявления, и отмечается 5 января. Согласно Англиканской церкви, Двенадцатая ночь — это вечер перед Богоявлением (Крещением), также известный как Крещенский сочельник.
В Тюдоровской Англии «король беспорядка» назначался управлять рождественскими празднествами, и Двенадцатая ночь была концом периода его правления. Общая тема заключалась в том, что нормальный порядок вещей переворачивался. Традиционные роли часто менялись, хозяева прислуживали своим слугам. Мужчинам разрешалось одеваться как женщинам, а женщинам — как мужчинам.
Ещё совсем недавно, в 1950-х годах, Двенадцатая ночь в Британии была ночью для веселья. Гуляки, как и исполнители колядок, ходили от дома к дому, распевая песни и желая своим соседям доброго здоровья.
В лондонском театре «Друри-Лейн» с 1795 года существует традиция подавать торт «Двенадцатая ночь». Роберт Бэддли, талантливый артист, служивший здесь, завещал выделять 100 фунтов стерлингов на ежегодное обеспечение тортом и пуншем труппы, работающей в театре 6 января. Традиция продолжается до сих пор.
3. Как в настоящее время отмечается Двенадцатая ночь в Великобритании?
Как это не странно, но немало людей до сих пор празднуют Двенадцатую ночь в Великобритании. Многие места по всему Соединённому Королевству проводят традицию Двенадцатой ночи под названием Вассайлинг. На Двенадцатую ночь собирается много народа, чтобы повеселиться и выпить за урожай и здоровье друг друга. Многие наряжаются в причудливые костюмы и разгуливают в них по улицам.
В некоторых местах празднование Двенадцатой ночи включает кулинарные традиции с Королевским тортом. Те, кто находят,спрятанный в торт, боб (горох), коронуются королём и королевой на этот день.
В Лондоне на берегу Темзы разыгрывается спектакль. Это может быть и пьеса Шекспира «Двенадцатая ночь». Она изначально была написана для представления в качестве развлечения Двенадцатой ночи. В конце спектакля раздаются пирожные «Двенадцатая ночь».
Однако для большинства жителей Туманного Альбиона Двенадцатая ночь — это время, когда семьи по всей стране убирают рождественские ёлки и снимают украшения, чтобы избежать неудачи в будущем году. Большинство британцев думают, что это плохая примета — оставлять свои украшения после 5-го января (после Двенадцатой ночи). Некоторые люди также считают неправильным снимать их слишком рано. В древние времена люди верили, что духи деревьев живут в падубе и плюще. После праздничного сезона их необходимо выпустить на улицу. Если их отпустят до окончания Рождества, то в результате могут возникнуть проблемы с урожаем.
Согласно одному суеверию, рождественские украшения, не снятые к Двенадцатой ночи, должны быть оставлены до дня Сретения (2 февраля). Другие говорят, что лучшее средство — оставить их до Двенадцатой ночи следующего года. Украшения в городских центрах и торговых центрах могут оставаться на витрине дольше, так как на их удаление может уйти много дней или даже недель.
4. Про Богоявление в Великобритании
Богоявление как и Двенадцатая ночь в Великобритании не является государственным праздником. 6 января официально считается последним днём Рождества в Соединённом Королевстве. Это последний день, когда ещё можно снять рождественские украшения.
Богоявленские традиции Великобритании связаны с тремя королями, которые посетили Иисуса, следуя за звездой. Богоявление имеет название «День трёх королей», в честь гостей, которые принесли младенцу Иисусу свои дары (золото, ладан и мирру). Их называют королями, царями, мудрецами и волхвами.
Согласно Евангелию от Матфея, три мудреца, Мельхиор, Каспар и Валтасар, последовали за Вифлеемской звездой через пустыню, чтобы встретить младенца Иисуса, предлагая дары золота, ладана и мирры. Дары символизировали важность рождения Иисуса. Так золото символизировало его царское положение, ладан — его божественное рождение, а мирра — его смертную жизнь. Вообще ладан, благовония и мирра, масло помазания, были традиционными дарами во времена Христа. Тела также готовили к погребению вместе с этими предметами.
Некоторые британцы на Богоявление посещают церковные службы. Также люди могут петь традиционный Богоявленский гимн, повествующий о волхвах, а дети ожидать подарков.
Вот так отмечается Двенадцатая ночь в Великобритании, а также празднуется Богоявление здесь! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!
Двенадцатая ночь после рождества
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Двенадцатая ночь, Канун Богоявления
Пение со звездой на праздник Крещение. Cornelis Troost. 1740
В процессии колядующих появляются три короля-мага, которые несут длинный шест, увенчанный звездой, и поют песни о трех королях,
благословляя хозяев дома.
Антонио Виварини (Антонио да Мурано) (? — 1480) Поклонение царей.
В западной церкви праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания, Теофания),
потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
Jan Steen. 1667 г. Праздник Богоявления «Король пьет! «
В этот день Богоявления пекут «королевские галеты» — пироги, часто – из слоёного теста, в которые запекают различные фигурки или боб.
Праздничный пирог разрезают на столько частей, сколько за столом собралось присутствующих.
Добавляют и ещё один кусочек, который называют «кусок бедняка» или «божий кусок».
Много веков назад эту часть пирога отдавали нищим.
Габриель Метсю. Богоявление или «Король пьет! » 1650-1655,
Далее начинается самая интересная часть семейного праздника: младший ребёнок прячется под стол, и когда у него спрашивают: «Чья это часть пирога?», малыш называет имя одного из присутствующих. Тот, кому досталась фигурка или боб, становится на вечер «Королём».
«Король» выпивает бокал вина, а остальные радостно хлопают в ладоши и говорят: «Король пьёт!»
Праздник Епифании ведёт своё начало от римских Сатурналий.
«Королевская галета»
Считают, что день после Дня трех королей прибавился, а ночь отступила.
В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников
Двенадцатая ночь, или всё что угодно
info_outlineВека сменяются веками, а люди всегда остаются людьми, с теми же пороками и с теми же добродетелями.
В самой затее, в самой фабуле сюжета пьесы, написанной в начале 17 века, есть лихость, нежность, а классическая история про потерявшихся близнецов обрастает новыми невероятными обстоятельствами, мотивами и темами.
Олег Долин: «Таких пьес, где каждая роль – настоящий подарок, вообще немного. Тут нет какой-то ролюшки, они все интересные, все разные, никто ни у кого ничего не отнимает, и каждое новое появление только прибавляет ярких красок».
У берегов волшебной Иллирии во время бури разбился и затонул корабль. Непогода разметала обломки судна, разлучив родных брата и сестру. Виола переоделась в мужской наряд и пошла в услужение к герцогу Орсино, влюбленному в графиню Оливию. С этого и начинается череда недоразумений, итогом которых, как и положено в комедии, обязательно станут всеобщие радость, счастье и примирение.
Олег Долин: «Автор в «Двенадцатой ночи» изучает такое до сих пор непонятое, неразгаданное чувство, как влюбленность. Что это вообще? Даже про любовь больше можно что-то понять, про нее книжек больше написано… А что это за влюбленность, когда ты теряешь ум, когда ты не ешь-не спишь по несколько дней? Это же бывает, чёрт возьми, и с нами тоже, а не только в Елизаветинской Англии. Вроде уже и в космос летаем, и разгадали тайны электричества, знаем, как из телефона в телефон перекинуть фотографии или позвонить в Америку, а как так устроено, что один человек в другом внезапно заводит какой-то двигатель – непонятно. И нет человека, который знает, что это такое… А Шекспир даёт нам почву для раздумий, размышлений об этом».
Олег Долин: «В том-то и дело, что не важно, как называется эта пьеса. Главное – это лихая команда, театральное сборище неравнодушных людей, которые нет-нет, да и придумают что-то веселое, что-то сумасшедшее, что-то такое, что увлечёт зрителя. Очень хочется приблизиться к этой шекспировской философии».
scheduleПремьера спектакля перенесена на февраль 2022
av_timerПримерная продолжительность спектакля: 2 часа без антракта
Действующие лица и исполнители
Антонио, капитан корабля, друг Виолы
Александр Кудин
Валентин, приближённый герцога
Пётр Курдов
Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя
В канун светлого праздника звезды в «Мастерской» возобновили уже легендарную «Двенадцатую ночь»
Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь», 90-е годы
Читать!
рождественская ночь. Отчаянная веселость — уж я погуляю напоследок, уж я доберу свое! — тут окрашена легкой прощальной печалью. Это праздник, знающий, что завтра ему конец, но оттого не перестающий быть собою. Тонкая, терпкая, занятная смесь. Хочешь — радуйся жизни, хочешь — печалуйся о ее быстротечности: вот уж именно what you will.
Шестого января 1990 года в переполненной гитисовцами 39-й аудитории я смотрел студенческий спектакль, в котором на сцену выходили (вернее, выбегали, врывались) будущие фоменковские звезды и любимцы театральной России. Их имена тогда никому ничего не говорили, хотя слухи о волшебной компании учеников Фоменко уже летали по Москве и публика уже принималась осаждать крошечные залы ГИТИСа в надежде попасть на «Волков и овец», «Приключение», «Владимира третьей степени». И конечно, на «Двенадцатую ночь», первую заметную работу Евгения Каменьковича, полную юного обаяния и сокрушительной энергии. На подмостках все пело, прыгало и плясало. Никакого memento mori, никакой прощальной меланхолии, прошлого нет, прощаться не с чем и ни к чему, все только начинается, вся жизнь впереди.
Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь», 90-е годы
«Двенадцатой ночи» Каменьковича исполнилось ровно двадцать лет — возраст, почтенный для всякого спектакля и просто неправдоподобный для театра, который все привыкли считать молодым (двадцать лет — это вся дореволюционная история Художественного театра).
Спектакли увядают, как цветы, — сколько ни лей воды в вазу, цветы чернеют, высыхают и съеживаются: чтобы не видеть процесс умирания, лучше выбрасывать их при первых признаках конца. Постановки шекспировских комедий обычно стареют особенно стремительно и бесповоротно. Они совсем беззащитны перед ходом времени — в силу особой хрупкости состава этих странных сочинений молодого автора.
Должно быть, поэтому «Двенадцатую ночь» в театре Фоменко играли крайне редко, в последний раз — кажется, под Рождество пять лет назад.
И вот теперь, в канун Рождества-2010, «Двенадцатая ночь, или Называйте как хотите» снова на фоменковских подмостках, на большой сцене нового театра. Спектакль за немногими исключениями сыгран первым составом, теми же актерами, что когда-то выходили на сцену гитисовской аудитории: Полина Кутепова — Виола, Галина Тюнина — Оливия, Мадлен Джабраилова — Мария, Тагир Рахимов — Мальволио, Карэн Бадалов — шут, Андрей Казаков — Орсино, Юрий Степанов — сэр Эндрю Эгьючик.
Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь», 90-е годы
Возобновляя полузабытый спектакль двадцатилетней давности, Евгений Каменькович, конечно, сильно рисковал. Попытка вернуться туда, где ты был счастлив в молодости, способна обернуться разочарованием, а на театральном языке — провалом. Детский пушок, когда-то украшавший лица фоменковских учеников, давно слетел. Они стали знаменитыми мастерами, виртуозами театрального дела. А, как известно, приход зрелости почти всегда несет с собой не только приобретения, но и утраты — никакие профессиональные умения не искупят ухода пленительной первоначальности, духом которой был полон тот давний ученический спектакль. Но Каменькович — человек, как все знают, отважный (иначе никогда бы не взялся ставить «Улисса») — снова пошел на риск и выиграл.
Актеры на сцене не ностальгировали о своей юности и тем более не иронизировали над ней. Они всей душой отдавались наслаждению игры, способной (школа Фоменко!) передавать тончайшие движения сердца. Они не имитировали молодость, они были упоительно молоды.
Неизвестный мне зритель, возвратившись с «Двенадцатой ночи», записал в своем блоге: «Они все еще прекрасны».
Я не стал сочинять рецензию на шекспировский спектакль — для этого надо было описать, как летала по сцене стремительная Оливия, как горевал и обижался на весь свет сэр Эндрю, как Виола трепетала от близости возлюбленного, как взывал к мести разгневанный шут Мальволио в гамлетовском колете, как одна «шутка, свойственная театру», сменялась другой, а Фесте обращал к нам с подмостков свои умно-печальные глаза.
<-tsr->Я только попытался сказать, как мило и чудесно было в рождественский вечер у Петра Фоменко. Публика, переполнявшая зал, погрузилась в блаженное состояние полного кайфа (прошу прощения за неакадемическое выражение, но очень уж оно подходит к случаю), и именно поэтому была особенно чутка к сценическим тонкостям. Что не мешало ей валиться от смеха при очередных гэгах. На сцене и в зрительном зале всем правил дух веселой свободы, душевной размягченности, благорасположенности к миру и ожидания чудес. А что вы хотите — Рождество в доме, и Святки ждут у дверей.