экономика и финансирование спорта в мировой практике

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

экономика и финансирование спорта в мировой практике экономика и финансирование спорта в мировой практике экономика и финансирование спорта в мировой практике экономика и финансирование спорта в мировой практике

экономика и финансирование спорта в мировой практике

экономика и финансирование спорта в мировой практике

В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Как правило, развитие спорта высших достижений — это прерогатива государства и национальных государственных и общественных спортивных организаций.

Развитием массового спорта государство занимается через местные органы власти и спортивные организации.Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с незначительной долей помощи со стороны муниципалитетов и местных органов власти.

На развитие спорта высших достижений выделяются средства из государственного бюджета, объем которых зависит от целей и задач, поставленных государством и обществом. В бюджетах национальных спортивных федераций во многих странах государственные дотации составляют от 50 до 80% в зависимости от вида спорта.

На развитие массового и детско-юношеского спорта муниципальные и местные бюджеты расходуют, как правило, от 1 до 3 % от общего объема бюджетных ассигнований. Причем в странах с высоким уровнем жизни значительная часть расходов порывается за счет средств населения.

Особенно действенной помощью государства в развитии физической культуры и спорта является предоставление спортивно-физкультурным организациям налоговых льгот вплоть до полного освобождения от налогов в знак признания социальной значимости спорта в жизни общества.

Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести:

· поступления из государственного бюджета;

· субсидии региональных и местных властей;

· перечисления из различных общественных фондов;

· оплату населением спортивно-оздоровительных услуг;

· отчисления от проведения лотерей и спортивных тотализаторов.

· собственную коммерческую деятельность спортивных организаций, или спортивный маркетинг, включающий рекламно-спонсорскую и лицензионную деятельность, продажу прав на трансляцию соревнований;

Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, страны решают вопросы финансирования деятельности в сфере физкультуры и спорта различным образом. К примеру, участие в Олимпийских играх немецких и французских спортсменов финансируется правительствами этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или отдельных фирм. Итальянский спорт финансируется в основном из доходов от лотерей и футбольного тотализатора. Кроме того, лотереи пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и других стран.

Источник

Как происходит финансирование спорта в разных странах

Модель госфинансирования профессиональных атлетов, привычная для Казахстана и России, совершенно не актуальна для других стран. Рассмотрим, как спонсоры тратят деньги на спорт в двух вариантах – российско-казахстанском и германском.

Что у нас

Российскую транснациональную энергетическую компанию «Газпром» смело можно считать главным спонсором всего мирового спорта. Уж на территории постсоветского пространства равных ей по затратам на футбол, хоккей и прочие дисциплины точно нет. А если учитывать тот факт, что более 50% акций «Газпрома» принадлежат государству, то можно смело утверждать, что именно руководство РФ занимается финансированием многих спортивных проектов – как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

На содержание ФК «Зенит» из Санкт-Петербурга выделяется самая большая сумма, однако и зарубежным командам, а также целым организациям перепадает немало. Ежегодно футбольному клубу с берегов Невы «Газпром» выделяет 100 млн евро при общем бюджете «Зенита» в 160 млн евро. Да и из оставшихся 60 млн почти все – те же самые государственные вливания, только из других источников – городской и областной казны. Лишь малую толику клуб способен заработать сам.

За спонсорское соглашение с немецким «Шальке» российские энергетики выложили 150 млн евро, правда, их договор рассчитан на пять лет, так что в год гельзенкирхенцы получают примерно по 50 млн евро. По 40 млн евро «Газпром» каждый год перечисляет на счета ФИФА и УЕФА, что позволяет компании быть титульным спонсором главного клубного турнира Европы – Лиги чемпионов. Кроме того, на финансовой подпитке у российской госкорпорации находятся футбольные клубы «Оренбург» и «Томь», а также белградская «Црвена Звезда» и венская «Аустрия».

Футболом экономическое влияние «Газпрома» на спорт не ограничивается. Газовый монополист содержит два волейбольных «Зенита» – из Казани и Санкт-Петербурга, одноименный баскетбольный питерский коллектив, футзальную «Югру», финансирует проекты по настольному теннису, автогонкам, велоспорту и, конечно же, хоккею.

Поддержка лучшей в мире игры на льду – особая статья расходов газового гиганта. Непосредственно «Газпром» содержит ХК СКА. Одно его дочернее предприятие – «Газпром нефть» – спонсирует омский «Авангард», другое – СОГАЗ – обеспечивает львиную долю бюджета всей Континентальной хоккейной лиги. Таким образом, ежегодные финансовые вливания «Газпрома» и аффилированных с ним компаний составляют около 1 млрд евро.

В Казахстане роль местного «Газпрома» выполняет фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», обеспечивающий безбедное существование футбольной и баскетбольной «Астаны», хоккейного «Барыса» и велокоманды Astana Pro Team.

Что у них

Законодательство большинства европейских стран не предусматривает финансирование спорта высших достижений из госказны. К примеру, в Германии, где вообще нет министерства спорта, невозможно в принципе купить футбольную команду, потому что в каждом клубе страны 50% + 1 акцией владеют зарегистрированные болельщики.

Львиную долю прибыли команды Бундеслиги извлекают из продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, международных выступлений и трансферов. Инвесторы, причем все вместе взятые, могут вкладывать в содержание клуба не более половины бюджета. Они, в отличие от тех же «Газпрома» или «Самрук-Казыны», не имеют права влиять на трансферную политику клуба, каким-либо образом дополнительно премировать футболистов.

Поэтому все, что остается немецким компаниям, это рассчитывать на спонсорский логотип на игровой форме. Возьмем для примера «Баварию». Мюнхенцы с 2010 года носят форму с буквой «T» на груди. Эта честь ведущему немецкому оператору связи Deutsche Telekom стоит 30 млн евро каждый сезон.

Другой популярный прием – нейминг стадионов. В Бундеслиге лишь менхенгладбахская «Боруссия» выступает на одноименной арене, все остальные носят названия спонсоров. Самый жирный «стадионный» контракт, как и положено наиболее успешному клубу страны, заключила опять же «Бавария». Мюнхенское спортивное сооружение с момента его постройки в 2005 году и по 2031 год включительно будет называться Allianz-Arena. За это более чем четвертьвековое соглашение страховая корпорация отстегнула мюнхенскому клубу 100 млн евро. Впрочем, если разделить эту сумму на количество лет, то получится не так уж и много – 3,7 млн евро в год.

Третий крупнейший спонсор лидера немецкого футбола – концерн Audi. Автогигант заключил с «Баварией» 10-летнее соглашение на 90 млн евро, это еще плюс 9 млн евро на сезон. Неплохо поддерживает «красную машину» и ее технический спонсор. Компания спортивной одежды Adidas, помимо необходимого инвентаря и экипировки, ежегодно тратит на баварцев 27 млн евро.

Итого получается около 70 млн евро – вполне солидная сумма для аутсайдера Бундеслиги, но даже не для «Зенита» и уж никак не для «Баварии». Ее годовой бюджет равняется 550 млн евро, так что спонсорские вложения – это лишь десятая его часть. Для сравнения: выручка от продажи билетов только за один матч составляет 4 млн евро. За год мюнхенцы проводят на своем стадионе не меньше 30 игр, таким образом, с помощью билетной программы они зарабатывают как минимум 120 млн евро, столько же составляет прибыль от продажи именных футболок. 29 млн евро приносят платные телевизионные трансляции, еще 12 млн – продажа пива, закусок и сувенирной продукции. Однако больше всего «Бавария» зарабатывает непосредственно футболом – на участии в Лиге чемпионов от 70 до 75 млн евро в год и, конечно же, на трансферах игроков.

Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

Источник

Проблемы государственного и частного финансирования футбольных клубов в России

Благодарю за соавторство своего коллегу и товарища Китаева Евгения

В последнее время в России все чаще встречаются финансовые проблемы в такой популярной сфере жизни многих людей, как спорт. К сожалению, иногда доходит до того, что команды с богатой историей и многолетними традициями, не справившись с подобными трудностями, прекращают свое существование. Такая судьба постигла, например, ФК «Москва», ФК «Сатурн», ЖВК «Самородок» и многие другие известные спортивные клубы.

В современном футболе наблюдается целый ряд определенных новшеств: видеоповторы, система автоматической фиксации гола, введение новых турниров, таких как Лига наций и тд. однако в своей работе мы хотели бы остановиться на таком набирающем обороты явлении как частные финансы в футболе. Целью работы является сравнение государственного и частного финансирования футбольных клубов, выделение преимуществ и недостатков в обоих способах.

Современный футбол, как видится, требует новых поворотов, направлений развития и в финансах, и в менеджменте, и в цифровизации. Частные деньги, на наш взгляд, являются неплохим подспорьем для ряда команд при наличии грамотного менеджмента и управления. С целью подтверждения или опровержения данного тезиса приведем аргументы, подчеркивающие как сильные, так и слабые стороны частного финансирования деятельности футбольных клубов.

В первую очередь, выделим положительные аспекты:

1) Отсутствие зависимости от региональных властей или градообразующих предприятий. В России, причем даже на уровне РФПЛ, зачастую команды финансируются из региональных бюджетов или крупных предприятий субъекта. Не все деньги на их содержание, конечно, идут из областных и республиканских бюджетов. Губернаторы и мэры, которые курируют команды, привлекают и местных, «точечных» спонсоров. Но тем не менее ежегодно в расходной части бюджета субъекта остается статья о содержании команды. Причем цифры зачастую немаленькие.

2) Бо’льшая заинтересованность в грамотном менеджменте. По открытым источникам, бюджет дотационного «Амкара» на сезон 2016/2017 составлял 800 миллионов рублей, или порядка 13 млн. долларов. Печальный финал всем известен.

3) В странах с развитой экономикой организация деятельности спортивного клуба является одной из форм ведения бизнеса. Одним из главных источников дохода является привлечение спонсоров, при этом подобное взаимодействие должно быть выгодно обеим сторонам. В настоящее время, титульным спонсором многих клубов России являются промышленные компании, возникает вопрос, какая польза компаниям от данного спонсорства, если, например, их сфера деятельности не позволяет создать спрос, так как очевидно, что посетители футбольных матчей не являются напрямую клиентами данных компаний. При наличии частных инвестиций со стороны владельцев клуба, по нашему мнению, растет и мотивация по привлечению действительно заинтересованных в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве партнеров.

Однако у частных финансов в футболе есть и ряд недостатков:

2) Существенная зависимость от главного спонсора. Не секрет, что в России государственная структура или госкомпания обладает большей финансовой и экономической стабильностью, нежели бизнес, даже крупный. При таких обстоятельствах частные финансы ставятся под зависимость как от экономической ситуации в стране в целом, так и конкретного бизнеса.

Определенные плюсы государственного финансирования были приведены выше. Но хотелось бы выделить определенные негативные факторы и тенденции этого института.

Ранее, при более стабильной экономической обстановке в стране, оно не вызывало сомнений у властей, то сейчас, когда урезается все, что только можно, финансирование региональных спортивных клубов и спорта в целом сильно сокращается. Вот что сказал по этому поводу вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: “Мы посылали запрос в субъекты с целью узнать, сколько тратится средств на футбольные клубы. Могу сказать, что в целом по стране это миллиарды рублей. Наши клубы преимущественно живут за счет бюджетных средств, а в ситуации, когда бюджеты субъектов трещат, выделять деньги на покупку дорогостоящих бразильцев — необдуманная трата, наши клубы должны переходить на коммерческую основу”.

Зачем государство содержит футбол?

«Газпром», РЖД, ВТБ, ВЭБ и другие государственные компании имеют собственные команды в Российской премьер-лиге. Эти компании тратят по несколько миллиардов рублей каждый год на содержание своих команд. Главная польза, которую клубы приносят своим владельцам, — названия компаний на футболках игроков и другая реклама.

При этом ни одна из команд не является источником дохода для владельцев. Так, например, бывший президент футбольного клуба «Локомотив» Илья Геркус рассказывал, что владение футбольным клубом — это не способ зарабатывать деньги, а «возможность коммуникации».

Разумеется, у обоих путей финансирования футбольных клубов есть много иных положительных и отрицательных сторон. Однако в рамках существующего формата сложно изложить все имеющиеся доводы. Пожелать можно лишь одно – создание все более разнообразной и привлекательной для инвестиций футбольной среды, что в свою очередь, позволит привлекать как государственные, так и частные вложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *