эпиграф к произведению ночь перед рождеством
Урок внеклассного чтения по литературе «Фантастическое начало в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»», 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Эпиграф: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». (А.С.Пушкин).
Цель: познакомить учащихся с новым произведением Н.В.Гоголя, показать юмор и сатиру в повести, народную жизнь малороссийцев, чистую светлую любовь, поэтизацию вольности и фантастику народных сказок и легенд в произведении.
Тип урока: урок изучения новой темы с применением ИКТ.
Оснащение: выставка рисунков обучающихся по теме урока, иллюстрации по теме урока, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Ученица читает стихотворение:
Здесь и красные девицы…
Добры молодцы кругом.
Все уселись за столом.
Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть.
Все мы рады видеть вас!
На доске: Фантастика – несуществующее в действительности, созданное воображением.
Слово учителя. Творчество Н.В.Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимались и воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Трудно найти крупного русского писатель, который бы не восторгался гоголевскими творениями. Выдающиеся художники всего мира 19, 20, 21 веках ставили имя гоголя в один ряд с именами таких гениев нашей национальной культуры, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов. И сейчас во многих странах продолжает расти популярность Гоголя.
В 18 лет он писал: « Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужную для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу». Он очень скоро нашел свой путь служения Родине – путь писателя, чье печальное и веселое, трагическое и восторженное слово оказалось необходимым России.
Время создания «Вечера на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики – счастливейшее в жизни Гоголя. Он пишет матери: «Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий… Все это будет для меня чрезвычайно занимательно…» Так начинал Гоголь работу над повестями, которые составили потом книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Показ презентации по творчеству Н.В. Гоголя, приложение 1.
Викторина «А кто герой? Кому принадлежат эти слова?»
Анализ произведения.
«Веселое плутовство ума, которое Пушкин считал свойством народа в «Ночи перед Рождеством» нашло свое выражение. Итак, давайте поговорим об этом удивительном произведении.
– Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?
– Как черт, Чуб, Голова, дьяк попали в дом к Солохе?
– А кто такая Солоха? А кузнец Вакула?
– Почему черт, Чуб, Голова, дьяк оказались в мешках?
– Почему кузнец пришел домой не в духе и решил очистить хату от «всякой дряни и отнести мешки в кузницу?
– А кто же она, эта гордая красавица Оксана?
– Почему он решил утопиться? А потом передумал? Куда дел мешки?
– К кому пошел Вакула? Что у него было за плечами? Что он увидел?
Сценка из произведения: (Вакула и черт в тот момент, когда кузнец вышел из хаты Пацюка).
А в это время в Диканьке…
Кто подобрал мешки?
А кто подобрал второй? – У кого очутился Вакула, прилетев на черте в Санкт-Петербург?
Куда собирались запорожцы?
Что попросил Вакула?
А что в это время творилось в Диканьке?
Как реагировала Оксана на все разговоры о кузнице?
Появление Вакулы в селе? Как он отблагодарил черта?
Зачитать по ролям сцену сватовства Вакулы.
Чем заканчивается произведение?
Анализ рисунков учащихся. Учащиеся высказывают свое мнение. (Приложение 3).
Рассуждение. Обратим внимание на эпиграф, который был написан заранее на доске.
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов» А.С.Пушкин.
Ученица заканчивает урок:
– А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир… Вам сказка, а нам бубликов связка. Вам – сказки, а нам пироги да сласти.
(Гостям вносят пироги и чай).
К уроку прилагается мультфильм (приложение 2).
Урок литературы в 6-м классе «Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Разделы: Литература
“Программы общеобразовательных учреждений. Программы литературного образования. 5-11-е классы. 2-е издание, М., “Просвещение”,2001год. Авт.: В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.Полухина
Учебник: В. П. Полухина. Литература: 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений М.: Просвещение.
Задача урока: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.
обучающая: углубить первоначальное впечатление от прочитанного; выявить черты характера героев; закрепление умения работать с выразительно-изобразительными средствами;
развивающая: развитие логического мышления, формирование умений и навыков работы с текстом учебника-хрестоматии, аргументации, развитие воображения и творческих способностей;
воспитывающая: воспитание познавательного интереса, работоспособности, помочь учащимся проникнуться убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения через Веру, Любовь и Красоту.
Тип урока: мультимедийная презентация с применением групповой, дискуссионных форм работы.
Оборудование: учебник-хрестоматия, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, листы с таблицей, видеофильм “Вечера на хуторе близ Диканьки (Ночь перед Рождеством)” сценарий и постановка А.Роу,1970г., карточки-задания для работы групп, карточки для рефлексии
1. Организация учащихся, объявление темы, задачи и целей урока
Мы прочитали одну из самых светлых, радостных и необычных повестей Н.В.Гоголя. Тема урока: «Поэтизация чистой и светлой любви в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”».
Задача урока: показать пути решения Н.В.Гоголем “вечной проблемы” человеческой жизни – проблемы любви.
2. Эмоциональный настрой на тему, слово учителя. На фоне музыки Римского-Корсакова. Слайд 3.
ВСЕГО ТРИ СЛОВА: НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО,
КАЗАЛОСЬ БЫ, ВМЕЩАЕТСЯ В НИХ МНОГО ЛЬ?
НО В НИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, И ГОГОЛЬ,
И НА ЗЕМЛЕ НЕБОЖНОЙ БОЖЕСТВО.
3. Актуализация знаний (теория литературы, литературные параллели, тест). Слайд 4,5,6,7. БЕСЕДА.
Кто? Как назывался сборник?
Учащиеся называют: “ А.С. ПУШКИН “ПОВЕСТИ БЕЛКИНА”
ТЕСТ И САМОПРОВЕРКА ТЕСТА.
1.Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:
а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
2.Тема произведения:
а) быт и нравы селян; б) проказы селян в рождественскую ночь; в) искренность чувств и поступков селян.
3.В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
а) пошалить; б) отомстить кузнецу; в) поиздеваться над селянами.
4.Кузнец был человек:
а) нерелигиозный; б) вольнолюбивый; в) богобоязливый.
5.Вакула отправился в Петербург, чтобы:
а) никогда больше не видеть Оксану; б) достать царские черевички; в) посмотреть столицу.
4. Работа с текстом, выразительно- изобразительными средствами.
Перечитайте начало повести “Ночь перед Рождеством”:
“Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег”.
— Выделите подлежащие и сказуемые.
— Какие художественные приемы использовал Н.В.Гоголь в этом отрывке?
5. Работа в парах, выявление ассоциаций, словарная работа.
Со страниц “Вечеров …”повеяло дыханием подлинной народной жизни.
Произведение основано на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.
Какой народный обычай описан в “Ночи перед Рождеством”?
Найди в толковом словаре значение этого слова.
Расскажи о том, как празднуется Рождество в вашем селе.
Выявление ассоциаций к слову “Рождество”
6. Работа в группах, афиширование результатов. Слайд 13, 14,15,16.
-КАКОВА СИСТЕМА ОБРАЗОВ “НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”.
-Зачем черту нужно украсть месяц с неба?
-Солоха считалась в Диканьке ведьмой или была ею на самом деле?
РАБОТА В ГРУППАХ. УЧАЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ
ОДНОГО ВЫСТУПАЮЩЕГО ДЛЯ СООБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУППЫ.
— Любит ли Оксана кого-нибудь, кроме себя?
— Какими словами Оксана отталкивает Вакулу?
2 ГРУППА.
Эпизод “Достань черевички!” Обратитесь к тексту (стр.181-182), обсудите ответы на вопросы:
— Какое условие ставит Оксана Вакуле?
— В чем пытается убедить себя Вакула?
3 ГРУППА.
Эпизод “Дурачь, кого хочешь” Обратитесь к тексту (стр.186-188), обсудите ответы на вопросы:
— На какой поступок решился Вакула в горе?
— Почему, по мнению Гоголя, самоубийство – грех?
7. Самостоятельная работа.
Вычеркивание из таблицы эпитетов, которые нельзя отнести к характеристике Оксаны). Слайд 17.
внешность | Черты характера |
Красавица дочка | веселая |
симпатичная | серьезная |
полная | кокетливая |
худая | хвастливая |
Свежее лицо | насмешливая |
Блестящие черные очи | бессердечная |
Длинные змеи кос | суровая |
бледная | жестокая |
румяная | самовлюбленная |
высокая | лицемерная |
долговязая | своенравная |
8. Обсуждение дискуссионного вопроса. Слайд 18.
— СТОИЛА ЛИ ОКСАНА ЛЮБВИ ВАКУЛЫ? ГРУППА ДЕВОЧЕК ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ЗА”. ГРУППА МАЛЬЧИКОВ ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ “ПРОТИВ”.
9. Монологическая речь учащихся. Слайд 19.
10. Подведение итогов урока. Слайд 20.
Просмотрев фрагмент видеофильма “Ночь перед Рождеством”, ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: “Мне не нужно черевиков…”. Какие слова вы поставили бы в конце предложения?
— Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Докажете цитатами из текста.
— ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что настоящая искренняя любовь всегда добьется своего, она даже заставит служить себе темные силы. Три самых важных слова ВЕРА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ – вот рецепты преображения, бессмертия человека, по мнению Гоголя.
11. РЕФЛЕКСИЯ. Слайд 21.
С каким настроением вы читали повесть Гоголя “Ночь перед Рождеством”? О чем Вы задумались?
“Мишень настроения”. Учащиеся выбирают жетон того цвета, который отражает их настроение, степень участия в уроке.
Желтый цвет выражает радость, фиолетовый – грусть, серый – нежелание работать.
12. Дифференцированное задание на дом. Слайд 22,23,24.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ А
Перечитать и пересказать сцену встречи Оксаны и Вакулы
после его возвращения с черевичками.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ Б
Обдумать инсценирование одного из эпизодов произведения, обсудить в семье:
— Какую роль тебе хочется сыграть?
— Как выглядит герой?
— Какие действия совершает?
— Каковы интонации его речи?
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. УРОВЕНЬ В
“НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” В РЯДУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Кого из героев изученных произведений напоминает Вакула, готовый преодолеть любое препятствие ради любви?
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ
Модернизация образования требует нового подхода к обучению школьников. Новые информационные технологии произвели переворот в процессе обучения литературе.
Слайды 4,5,6,7способствовали актуализации знаний учащихся, провели внутрипредметные связи с теорией литературы и изученными несколькими уроками ранее произведениями А.С.Пушкина, позволили учащимся проверить понимание прочитанного текста, осуществить самоконтроль, выполнение небольшого теста дает возможность заработать баллы учащимся.
Слайды 10,11 организуют работу учащихся в парах, развивают ассоциативное мышление учащихся.
Слайд 12 знакомит учащихся с образцом словарной статьи, учит понимать и толковать встречающееся в произведении слово.
Слайды 13, 14, 15, 16 помогают организовать анализ системы образов произведения, используется групповая форма работы, учащиеся обращаются к тексту, знакомятся с видеорядом к произведению.
Слайд 18 – дискуссионное задание для групп учащихся (девочки- мальчики), самый предпочитаемый школьниками вид работы, где вырабатывается навык аргументированного ответа на вопрос, кроме того, здесь использован и элемент состязательности.
Слайд 21- “Мишень настроения”, афиширование рефлексии проводится на фоне песни “Рождество”, это эмоциональный финал урока.
Слайды 22, 23, 24 – последействие урока, дифференцированное домашнее задание:
Урок способствует не только углублению знаний о писателе, произведении, его героях, но и расширению кругозора учащихся, воспитанию нравственных качеств личности.
Использование возможностей мультимедийного оборудования способствует успешному решению учебных и творческих задач, повышению качества образования.
Конспект вступительного занятия по литературе к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока вступительного занятия по литературе
к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса.
Тема: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).
Вид вступительного занятия: Обращение к впечатлениям учащихся (от произведений искусства); обращение к историческим сведениям (к истории создания, комментирование национальных обычаев и традиций).
Подготовка учащихся к восприятию повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
Пробуждение интереса к изучаемому произведению.
Развитие представления у учащихся о неповторимом национальном колорите повести «Ночь перед Рождеством».
Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.
Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».
Развитие устной и письменной речи.
Развитие творческого потенциала учащихся.
Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.
Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.
Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.
Воспитание у учащихся интереса к литературе и другим произведениям искусства.
Формирование культуры взаимообщения.
Методические приемы: слово учителя, беседа, сообщение учащихся, просмотр видеофрагмента, рассматривание репродукций картин, словесное творчество, работа с толковым словарем.
Слово учителя с элементами беседы.
Работа с эпиграфом.
Работа с иллюстрациями.
Работа с фрагментом видеофильма.
Сообщение темы и целей урока. Запись числа и темы урока в тетради: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Слово учителя элементами беседы.
Ребята, на уроках литературы в 5 классе вы уже встречались с творчеством Н.В.Гоголя. Какое произведение Гоголя вы читали в 5 классе? («Заколдованное место»).
Верно. Эта повесть входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник подписан «Рудый Панько» (Рудый = рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести.
Вы знакомы с таким приемом? ( Да. Это прием литературной маскировки ).
В чем его суть? ( Повествование ведется от лица выдуманного рассказчика. Рассказ таким образом стилизован под правду ). Совершенно верно.
Ранее его использовал другой великий русский писатель, с творчеством которого вы уже познакомились. Какой же это автор? Как назывался его сборник? ( А. С. Пушкин «Повести Белкина» ). Совершенно верно.
Примечание: Если ученики затрудняются ответить на вопросы учителя, он может сам дать ответ, чтобы восполнить «пробелы» в знаниях учащихся.
Гоголь работал над сборником только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности. Вечер – время таинственного, чудесного. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”.
Как вы думаете, ребята, случайно ли свой сборник Гоголь назвал именно «Вечерами на хуторе близ Диканьки»? ( Нет, так как вечер – это время чего – то таинственного и чудесного, переходящего в ночь, вечерами можно услышать много фантастических историй, рассказов, а Гоголь именно такими историями и наполнил свой сборник ).
Первую часть «Вечеров…» Н. В. Гоголь издал в 1831 году, вторая увидела свет в 1832. В сборник вошли 8 повестей, различающихся по проблематике, жанровым, стилевым особенностям. Повести объединены единством места действия (Диканька и её окрестности), фигурами рассказчиков (все они – известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и так называемого «издателя» (пасечник Рудый Панько).
Немало важно, что автор «Вечеров…», как мы с вами помним, родился то ли в самих Сорочинцах, то ли недалеко от них. Детство Н. В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии (или Украине), которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал.
Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характерам. «Вечера на хуторе близ Диканьки» воссоздают народные нравы, бытовые обычаи и поверья главным образом стародавнего времени, когда Украина была свободной от крепостничества. Поэтому «Вечера на хуторе близ Диканьки» так близки народному творчеству.
Бессмертное произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», вошедшее в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни восемнадцатого века.
Работа с эпиграфом.
Эпиграф заранее записан учителем на доске.
«Глубокое проникновение в культуру прошлого
и культуры других народов сближают времена и страны».
Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, слова которого принадлежат Д. С. Лихачеву.
Запишем эпиграф в тетради.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с неизвестными или малознакомыми нам календарными обрядами и подготовимся к чтению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая и является связью между культурой прошлого и культурой других народов, которая сближает времена и страны, сближает нас, читателей с великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. События повести происходят накануне большого христианского праздника Рождества.
Чем же интересна эта ночь перед Рождеством? ( Ночь чудес, гаданий, время, когда оживает нечистая сила… ).
Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.
В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.
Известно, что нет такой области художественной культуры, которую не обогатил бы гений Гоголя. Его образами вдохновлены произведения сценического и музыкального искусства, а также многие создания живописи. И поэтому, для того чтобы лучше понять повесть «Ночь перед Рождеством», мы для начала обратимся к некоторым картинам и иллюстрациям русских художников к этой повести.
Работа с иллюстрациями
Посмотрите на иллюстрацию А. Куркина «Пан Голова» к произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Что изобразил художник на картине? ( Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч. )
Почему мы можем сказать, что люди веселятся? (Они улыбаются, смеются, изображены в непринужденных позах, играют на музыкальных инструментах.)
Какие краски и с какой целью использовал художник? (Темные тона – от голубого до черного – использованы для передачи таинственности ночи, сама же одежда изображена в ярких праздничных красках – желтый, оттенки красного, оранжевый и т.д. Это работает на контраст и подчеркивает атмосферу праздника.)
Все верно. Немного забегая вперед, скажем, что здесь изображена одна из сцен произведения, но какая, об этом мы скажем на следующем уроке. В ернемся к традициям украинского народа.
Сообщения учащихся (информация заранее выдана учителем по книге Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 2009.).
Ребята, скажите, нравится ли вам Рождество? Почему (чем)? Действительно, это время духов и чудес. А самое величайшее чудо этого времени в том, что в этот день родился Иисус Христос.
Давайте послушаем выступления ваших одноклассников и узнаем побольше об этих праздниках и обрядах.
Рождество Христово – это один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. До 1917 года отмечался 25 декабря. Сейчас отмечается 7 января.
Учитель: Ребята, запишем определение.
Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В Малороссии святки называют Колядою. С 22 января (самый короткий день в году) начинается постепенное “воскресение” солнца. Праздники в честь нарастания силы солнца славяне называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. В эти дни, когда солнце начинает свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с земледелием, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет с собою. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки.
Учитель: Запишем определение.
Колядование – одно из центральных магических действий, производимых в период Святок. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Того, кто колядует, всегда угощали, клали в мешок сладости, пироги. После принятия христианства древний языческий праздник коляды сливается с христианским праздником Рождества.
Учитель: Запишем еще несколько определений.
Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.
Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества – Святки. Первая неделя Святок называлась «святые», а вторая – «страшные» вечера. По улицам ходили ряженые и колядовали. Давайте побываем на одном таком гулянье.
Просмотр фрагмента из фильма.
Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” ( 19:55 – 21:32; 30:05 – 31:35; 62:10 – 62:40 ). Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте.
Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? ( Колядование, песни (колядки), переодевание в праздничные наряды, также мы увидели, что люди с удовольствием участвуют и в самом колядовании: и те, кто поет, и те, кто дарит сладости и т.п.; также люди во время этих праздников обязательно ходят в церковь на службу ).
Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.
Скажите, почему традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? ( Древние славяне имели много языческих обычаев и поверьев. Пришедшее на смену язычеству христианство, а с ним и почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами славян. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения ).
Можете ли вы привести пример такого обряда, ставшего забавой для украинского народа, но имевшего глубокий смысл? ( Да. Колядование ).
Какой же славянский праздник принес этот обряд? ( Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением ). Верно.
Ребята, создалось ли у нас представление о национальных традициях малороссиян (украинцев)? ( Да, конечно ).
Можем ли мы назвать повесть «Ночь перед Рождеством» энциклопедией народной жизни? ( Да, так как из нее мы можем многое узнать, например, о традициях и обычаях украинского народа, сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, действительно получаем представление о вере и суевериях украинцев, а также знакомимся с их святочными гуляниями ). Вы правы, ребята, спасибо.
Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? (Звучат различные точки зрения).
Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.