храм большое вознесение у никитских ворот внутри
МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ У НИКИТСКИХ ВОРОТ
Московский Вознесенский храм у Никитских ворот («Большое Вознесение»), 2012. Фото Маргариты и Владимира Архиповых, с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Вознесения Господня у Никитских ворот, в Сторожах, «Большое Вознесение» (Центральное викариатство Московской епархии)
Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-1689 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.
Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной.
Колокольня при московской церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами, 1881 год. Из альбома Найденова Н. А. |
Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение.
В 1812 г. недостроенное здание обгорело.
В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.
В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.
В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена.
В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции.
В 1925 году в этом храме патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.
В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены семью слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.
В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. Богослужения возобновлены 23 сентября того же года. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со патриархом Алексием II.
В 1999 г. на праздник Вознесения Господня храм освящен архиерейским чином.
При храме действует воскресная школа для детей.
«Всевидящее Око Господне» Храма Большое Вознесение
Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» находилась на этом месте с XV века. Каменный Вознесенский храм появился здесь по приказу матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, вместо той самой деревянной церкви в 1685-1689 годах.
А Ольга Елисеева в ЖЗЛке «Потемкин», пишет следующее. «В церкви у Пречистенских ворот, примыкавшей к дворцу, были помещены красноречивые иконы-портреты с изображением великомученицы Екатерины и Григория, просветителя Армении. В церковь Большого Вознесения пожертвованы серебряные свадебные венцы с небольшими эмалевыми портретами наших героев». Наши герои, это, естественно, Екатерина II и ее фаворит князь Григорий Александрович Потемкин.
Строительство церкви началось с трапезной в 1798 году, уже по проекту архитектора Матвея Казакова. Во время московского пожара 1812 года здание трапезной горело и было завершено и освящено только к 1816 году.
Именно в трапезной Церкви Большого Вознесения 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Кстати. Митрополит Филарет (Дроздов), канонизированный масон, настоял, чтобы Александр Сергеевич венчался не там, где он задумал – в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына в Знаменском переулке, а в Церкви Большого Вознесения. И Пушкин к нему прислушался.
Пушкин был очень беден, он фрак взял напрокат у своего дружка Павла Воинчина-Щёкина.
Этому событию посвящена памятная доска на стене храма. Две колонны, перевернутое солнце и два перевернутых свадебных голубя.
Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николавну Гончарову, о коих надлежащий обыск с поручительством чинен был, брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Фёдор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной поручик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался 9-го класса Алексей Семёнов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и кавалер князь Петр Андреев Вяземский
Потрясающий парадный портрет Князя Сергея Михайловича Голицына кисти Василия Андреевича Тропинина висит в Музее Тропинина и московских художников его времени на Ордынке.
Сегодняшний облик церковь обрела только в 1848 году. В ее строительстве участвовали архитекторы Федор Михайлович Шестаков, Осип Иванович Бове, Михаил Доримедонтович Быковский и Афанасий Григорьевич Григорьев.
19 сентября 1848 года состоялось великое освящение святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В храме было устроено пять престолов: главный – Вознесения Господня и придельные – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.
Помимо «Всевидящего Ока», снаружи можно разглядеть и иные символы. Медальоны с головками херувимов и восьмиугольными звездами или октаграммами. Медальоны с лампадой на фоне раскрытой книги и чашей на фоне раскрытой книги.
У входа в трапезную есть любопытная деталь. Две колонны. Яхин, что можно перевести как «утвержденный Богом». И Боаз, соответственно, «утвержденный силой». Или «Господь утвердит и в нем сила». В масонстве Яхин и Боаз это «врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского».
В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» у плохого парня Захария Соломона «. крупное тело было гладко выбрито. Сперва Малах посмотрел на свои ступни, татуированные чешуей и когтями ястреба, затем перевел взгляд на мускулистые ноги, расписанные в виде резных колонн – левая со спиральными бороздами, правая с вертикальными. «Боаз и Яхин».
«Я был масон кишиневской ложи, то есть той, за которую уничтожили в России все ложи» писал Александр Сергеевич Пушкин в 20-х числах января 1826 года из села Михайловское Василию Андреевичу Жуковскому.
Александр Сергеевич Пушкин был посвящен в масоны 4 мая (по старому стилю) 1821 года в Кишиневе в ложе «Овидий». Об этом Пушкин так написал в « Кишиневском дневнике»: 4 мая был я принят в масоны.
Здесь надо отметить следующее. Колокольня была снесена в 1935 году. На том месте, где находилась колокольня, разбит сквер, где находится памятник Алексею Николаевичу Толстому. Современная колокольня построена в 2002-2004 годах реставрационно-проектной организацией «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора-реставратора Олега Игоревича Журина. Но на основе неосуществлённого проекта Фёдора Михайловича Шестакова.
Фото Храма Большое Вознесение из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах.
Молодёжное объединение храма Большое Вознесение
Молодёжное объединение храма Большое Вознесение запись закреплена
Храм Большое Вознесение у Никитских ворот
Молодёжное объединение храма Большое Вознесение запись закреплена
Храм Большое Вознесение у Никитских ворот
Сегодня день памяти Святителя Тихона, патриарха Московского (1865-1925). В наше храме есть икона Святителя Тихона с частичкой его гроба.
5/18 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя во время совершения Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери, которая была специально принесена из Успенского собора в Кремле, стоял запечатанный ковчег со жребиями.
Показать полностью. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: «митрополит Тихон». В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона.
Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха.
Святейший Тихон умолял православный народ «не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы», особо предостерегал чтобы не позволяли увлечь себя страстию отмщения. Служителям Церкви Патриарх напоминал что они «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов» и не участвовать в политических партиях и выступлениях.
Последний период жизни Святейшего Патриарха Тихона поистине был восхождением на Голгофу. Постоянные провокации ЧК, злоба и клевета обновленцев, непрерывные аресты и ссылки архиереев и духовенства… Лишенный всякого управленческого аппарата, Патриарх Тихон часто не имел связи с епархиальными архиереями, не имел нужной информации, должен был все время как бы разгадывать тайный смысл назойливых требований чекистов и противостоять им с наименьшими потерями.
21 марта 1925 г. состоялся очередной допрос находящегося в лечебнице больного Патриарха. Сразу же после допроса было оформлено постановление об избрании меры пресечения, однако графа осталась незаполненной и не была проставлена дата, очевидно, для решения вопроса на более высоком уровне.
В 23 часа 45 минут 7 апреля 1925 г., святой Патриарх спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова
Пресненский. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот.
Церковь Большое Вознесение
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами (Большое Вознесение). 1827-1848 гг.
Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-89 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.
Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной.
Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение.
В 1812 г. недостроенное здание обгорело. В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.
В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена.
В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода.
В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.
В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.
В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со Святейшим патриархом Алексием.
Осенью 1931 года храм был, согласно постановлению ВЦИК, закрыт. Ещё до того его «освободили» от всех золотых и серебряных предметов, а после закрытия начали планомерно уничтожать интерьеры. Был выломан и сожжён замечательный иконостас, вместе с остальными иконами. Как вспоминали московские старожилы, к церкви приводили школьников, чтобы они тоже бросали иконы в огонь. Позже в нём некоторое время находились различные конторы, а затем вместительное здание решили переоборудовать под гараж: в апсиде пробили ворота, закрасили оставшиеся росписи, сделали межэтажные перекрытия, причём при устройстве второго этажа понадобилось пробить дополнительные окна. В 1937 году варварское разрушение архитектурного ансамбля продолжилось сносом шатровой колокольни (на её месте сейчас сквер с памятником А.Н. Толстому).
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №73, 2014 г.
Разговор о внутреннем убранстве Вознесенского храма стоит начать всё-таки с того, каким оно было прежде, до закрытия храма в 1930-е годы. Хотя до наших дней от первоначальных интерьеров сохранились лишь небольшие фрагменты живописи, «интегрированные» в современный комплекс росписей. Строительство храма завершилось в целом к 1836 году, но внутри работы продолжались ещё около десяти лет. Такая «продолженность» во многом была связана с тем, что пришлось отойти от первоначального проекта обустройства интерьеров. Согласно ему, предполагалось расписать только «переднюю», т.е. восточную часть храма. Трапезная часть, уже освящённая к тому моменту, должна была остаться без внимания живописцев. Но митрополит Филарет (Дроздов) благословил расписать весь храм и весь его сделать отапливаемым (восточная часть архитекторами мыслилась как летняя, холодная). Объём работ увеличился, таким образом, весьма существенно. Однако и результат того стоил. Современное убранство храма выглядит, на фоне многих других «новоделов», весьма достойно. И главный иконостас, и иконостасы приделов, расположенных в трапезной, исполнены с большим уважением к стилистическим особенностям Большого Вознесения.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №73, 2014 г.
В XVIII в. участок перешел в собственность князя Г.А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 г. состоялся тайный брак Г.А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 г., незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.
Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Строительство началось в 1798 г. с трапезной по проекту М.Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца.
Во время пожара 1812 г. недостроенное здание выгорело. Общестроительные работы и работы по восстановлению и благоукрашению завершены в 1816 г. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 г. состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.
К 1831 г. старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 г. архитектором Ф.М. Шестаковым (1787-1836). В 1830 г. О.И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании.
Иконостасы выполнены в 1840 г. архитектором М.Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 г. А.Г. Григорьевым.
Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.
5 апреля 1925 г. в храме совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).
В 1931 г. храм был закрыт. В 1937 г. снесена колокольня XVII в. Хотя здание оставили как памятник пушкинской эпохи, убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987-1990 г.г. была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи.
В 1990 г. храм был передан Московской Патриархии. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 г.; в 1999 г., на праздник Вознесения Господня, храм освятили архиерейским чином.
В 2007 г. в храме отпевали историка и исследователя русской архитектуры А.И. Комеча.
В 2012, 2017-2018 г.г. реставрировался по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы:
В 2012 г. выполнены работы по инъекционному укреплению кладки стен и сводов, устройству пандусов.
В 2017 г. были проведены ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма, укрепление штукатурного слоя и удаление засмолившейся копоти на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части, реставрационные работы на поверхности искусственного мрамора и лепного декора.
В 2018 г. полностью завершены реставрационные работы: произведена консервация и реставрация живописи в интерьерах храма (приделы и трапезная).
Комментарии и обсуждение
Вознесенские церкви старой Москвы
Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви – как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая – в эпоху столичного Петербурга.
Храм «Малое Вознесение» построил царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, в память о дне своего венчания на русский престол – оно состоялось в праздник Вознесения Господня в 1584 году. В тот же год и сам храм стал впервые известен в истории. Он был выстроен по царскому повелению как приходской для слободы переселенцев из Новгорода и Великого Устюга, переведенных в Москву еще Иваном Грозным – отчего один из храмовых приделов освящен во имя св. Прокопия Устюжского. А затем Вознесенская церковь на время стала домовым храмом патриарха Филарета, который, вернувшись из плена, вскоре построил себе другое утешение в тех же местах – церковь Феодора Студита у Никитских ворот, дожившую до наших дней (см. нашу публикацию от 24 ноября 2002 г.)
Первоначально Вознесенский храм был деревянным, а каменный появился уже в середине XVII столетия и был сильно перестроен во второй половине XVIII века. В нем обрели покой представители многих родовитых русских фамилий – Собакины, Сверчковы, Таракановы. Здесь же был похоронен и сын русского поэта Александра Сумарокова.
Разумеется, что старомосковское имя «Малое Вознесение» церковь получила после того, как поблизости был построен грандиозный Вознесенский храм у Никитских ворот. Обычно его возведение связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня.
Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы.
С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма – величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось – он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург.
По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф. Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге.
Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.
Многострадальное строительство Вознесенского храма, наконец, завершилось в 1848 году. Имя Потемкина осталось не забыто в легендах, окружавших историю церкви «Большое Вознесение». Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным, – правда, не в этом храме, но венцы были переданы именно сюда. А вот иконы с этого бракосочетания оказались в домовой церкви Рождества Богородицы при дворце князя Голицына на Волхонке, 14 (см. нашу публикацию от 21 сентября 2002 г.) Легенда гласит, что сама императрица Екатерина подарила их хозяевам дома, в котором в 1770-х годах для нее был устроен временный дворец. По мистическому совпадению именно в той церкви на Волхонке сначала намеревался венчаться Пушкин со своей Натали. Вероятно, в домовом храме оплата была меньше, да и внимание большого света к этой свадьбе и «нищему» Пушкину было бы не столь пристальным – ведь даже фрак он одолжил у друга. Однако святитель Филарет, митрополит Московский, настоял, чтобы венчание совершилось в приходе невесты, в храме Вознесения у Никитских ворот. Историки полагают, что в то время венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, людям, не имевшим к ним никакого отношения, просто запрещалось.
И 18 февраля 1831 года в притворе недостроенного Вознесенского храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, жившей неподалеку на Большой Никитской улице. Венчание, как известно, сопровождали таинственные знамения. Перед свадьбой Пушкин, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. По некоторым свидетельствам, именно в нем поэт и был похоронен. Во время бракосочетания внезапный сильный порыв ветра, сквозившего из всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу, потом Пушкин уронил крест с аналоя, случайно задев его, и когда молодожены обменивались кольцами, одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен – во всем этом он, как и многие другие свидетели происшедшего, видел недоброе предзнаменование. Из храма молодые отправились на Арбат – в первую московскую квартиру Пушкина, где их ждали друзья с иконами и поздравлениями.
«Большое Вознесение» осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С. Щепкина, а 13 ноября 1917 года – юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма «Апостола». 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение – за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года – первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания.
Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма – они были вместе сожжены после его закрытия.
«Большое Вознесение» закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н. Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке.
Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения – были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге «Большое Вознесение» все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.
Выдающаяся история «Большого Вознесения» сразу же продолжилась – в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С. Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта.
И в тот же юбилейный год красоты и московского благолепия на площади Никитских ворот приумножилось – прямо перед храмом был установлен великолепный фонтан с изящной беседкой-ротондой и скульптурой «Александр и Натали». Старомосковская традиция сочетается в нем с оригинальной идеей – это единственный в Москве фонтан с чистой питьевой водой, где прохожие могут не только полюбоваться на воду и прохладиться в ее брызгах, но и утолить жажду.
В старой Москве было немало и других замечательных Вознесенских храмов, не только связанных с выдающимися событиями русской истории, но и овеянных интереснейшими легендами. Главный из них, разумеется, знаменитый шатровый храм Вознесения в селе Коломенском, которое со времен Ивана Калиты было великокняжеской, а потом и царской подмосковной вотчиной. До сих пор историки спорят о причине и о времени возведения здесь Вознесенского храма. Одни считают, что он был построен около 1529 года Василием III в молитве о даровании ему наследника – этот великий князь более двадцати лет не имел потомства. Другие полагают, что Василий III построил этот храм в 1530 году, напротив, в благодарность за рождение у него сына, будущего царя Ивана Грозного, и что строил его не кто иной, как сам Петрок Малый – итальянский архитектор, возводивший в Москве стену Китай-города и Успенскую звонницу в Кремле. Третьи вообще относят построение Вознесенского храма ко времени правления Ивана Грозного.
Как известно, именно в этом храме 2 марта 1917 года, в день отречения российского императора Николая II, была чудесно обретена Державная икона Божией Матери. Перед тем в феврале крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон, в котором таинственный голос повелел ей «взять в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и дать верующим для молитв». Богобоязненная крестьянка начала усердно молиться, чтобы ей разъяснили Божественную Волю, и вскоре она увидела во сне белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В ней Андрианова узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее Лика. Она решила рассказать об этом священнику и отправилась в коломенскую Вознесенскую церковь, которую, как оказалось, она и видела во сне. В церковном подвале была обнаружена огромная икона, почерневшая от многолетней пыли. Когда ее осторожно промыли, то открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царственной порфире с короной на Главе. В Руках у Нее были знаки государственной власти в России – скипетр и держава, а на коленях сидел величественный благословляющий Младенец Христос. В этой иконе увидели Божественное знамение – в день отречения русского императора Божия Матерь принимала власть над Россией в Свои Руки.