этапы процесса обучения в педагогике
Этапы процесса обучения в педагогике
Обучение — планомерно развивающийся, организованный преподавателем процесс познания студентами учебного материала. Этот процесс можно разделить на составные части или этапы, представляющие собой этапы познания, через которые должен пройти студент, следуя по пути от незнания к знанию, от неумения к умению, к образованию навыков.
В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:
восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;
осмысливание учебного материала, образование понятий;
закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;
применение на практике полученных знаний, умений и навыков.
Организуя восприятие студентами изучаемого (или подлежащего изучению) материала, преподаватель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и демонстрирует материал в целом, создавая о нем общее представление.
Подготовка к восприятию обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи: что надо познать, для чего, с какой целью, в какой степени овладеть данным материалом.
Организуя восприятие, преподаватель преднамеренно подбирает источники знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.
На первом этапе познания стоит задача формирования представления об изучаемом объекте; на основе общего представления об изучаемом объекте идетпостепенно углубляющееся осмысливание, обесценивающее понимание.
Второй этап — это глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.
С помощью этих операций формируются понятия (например, о философии и теории сестринского дела, о сестринском процессе, его целях и путях реализации, о дезинфекции и стерилизации и т.д.). При осмыслении этих понятий привлекаются знания смежных дисциплин: анатомии, психологии и др.
Этапы процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое процесс обучения
Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.
Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.
Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.
Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:
В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:
Поэтапность процесса обучения
В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы:
Диагностический этап процесса обучения.
В первую очередь перед педагогом стоит задача провести диагностику уже имеющихся знаний у учеников, активировать их уже имеющиеся знания. Без этапа диагностики преподаватель не может полноценно управлять процессом обучения. На этом этапе учитель должен понять какими знаниями и в какой степени ученики уже владеют, он должен помочь им вспомнить, освежить в памяти пройденный ранее материал.
Готовые работы на аналогичную тему
Диагностика включает в себя процесс проверки знаний умений и навыков у учащихся, а также анализ этих знаний.
На этом этапе преподаватель должен актуализировать уже имеющиеся знания учащихся. Только когда этот этап образовательного процесса успешно выполнен, преподаватель может переходить к следующему этапу.
Этап формирования целей и задач в процессе обучения.
Следующим этапом процесса обучения является поставка целей преподавателем. Ученики в свою очередь должны осознать познавательные задачи, которые поставлены перед ними. На этом этапе педагог должен в первую очередь сформулировать тему или побудить учеников к тому что бы они сформулировали тему предстоящего занятия. Далее педагог дает информация по выбранной теме, ставит актуальные вопросы, самостоятельно или вместе с учащимися дает на них ответы.
На этом этапе происходит выполнение различных активизирующих творческих и проблемных заданий.
Благодаря этим приемам ученики попадают в атмосферу активной познавательной деятельности.
Этап изучения нового материла в процессе обучения.
На данном этапе может быть использовано большое количество разнообразных методов. В зависимости от дисциплины методика может отличатся, но некоторые элементы присутствуют практически во всех дисциплинах.
При изучении нового материала педагог должен понятийный аппарат темы. Он может дать все понятия и определения в готовом виде, или может дать задание ученикам, что бы они самостоятельно составили глоссарий по изучаемой теме.
Для того чтобы процесс подачи нового материала был интересным педагоги все чаще прибегают к использованию информационных технологий. С помощью ИТ можно работать в интерактивном режиме заполняя таблицы, графики, диаграммы.
Этап осмысления нового материала в процессе обучения.
После того как педагог представил новый материал наступает следующий этап – этап осмысления учащимися нового материала. На этом этапе ученики начинают работать с полученной информацией. Учащиеся сравнивают новую информацию с той которая уже имелась в их багаже знаний. На этом этапе важная задача педагога – удержать внимание и интерес с учеников к теме. Важно стимулировать максимальную активность учеников на этом этапе процесса обучения. На этом этапе дети могут выполнять следующие формы работ:
Виды робот должны чередоваться, для того что бы дети не уставали и не теряли интерес. Педагог в процессе работы должен чередовать индивидуальные, парные и групповые виды упражнений.
Этап применения нового теоретического материала на практике.
Та информация, которую ученик получил и осмыслил на предыдущих этапах должна быть применена в практической деятельности. Для того чтобы это произошло педагог предлагает учащимся потренироваться в выполнении упражнений, решении задач, проблемных заданий, основанных на новом материале.
Этап контроля в рамках процесса обучения.
Этап контроля является очень важным в процессе обучения. Это так называемая обратная связь между педагогом и учеником. На этапе контроля происходит диагностика насколько успешно ученик осознал пройденный материал и как успешно он может применять новые знания на практике. На этапе контроля педагог видит имеются ли у учащихся пробелы в знаниях, делает выводы относительно дальнейшие тактики обучения.
Существует много видов контроля которые используются в процессе обучения, например:
Этап коррекции в процессе обучения.
Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения.
Педагог применяет их, затем снова возвращается к этапу контроля. Необходимо что бы практически все или по крайней мере большее количество учеников в достаточной степени освоили материал.
Этап обобщения в рамках процесса обучения.
На этом этапе происходит систематизация знаний по определенному предмету, формируются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. Ученики должны понять, зачем они выучили этот материал, какие связи он имеет с окружающим миром и действительностью. После того как учитель убедился, что этот этап успешно завершен, он может переходить к изложению следующего блока нового материала.
Этапы обучения
Что такое процесс обучения в педагогике
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Функции обучения:
Процесс обучения обладает следующими свойствами:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Насколько важна его целостность
На практике целостность педагогического процесса реализуется за счет обеспечения единства постановки задач и подбора средств для их реализации.
Процесс обучения как целостная система состоит из следующих компонентов:
Все компоненты образует единое целое и подчинены глобальной цели — подготовке учащихся к активной осознанной самостоятельной жизни.
Из каких этапов состоит
Обучение состоит из 8 последовательных этапов. Их порядок циклически повторяется и создает единую интегрированную систему.
Первичная диагностика
Первый этап — самый важный. Для организации правильного обучения педагогу необходимо сначала оценить уровень уже имеющихся знаний. Для этого проводится проверка и диагностика учащихся. Она может быть организована в различных формах:
В ходе диагностики оцениваются имеющиеся знания и определяются потребности учащихся в получении новой информации.
Постановка целей и задач
Полученные в ходе первичной диагностики данные анализируются. На их основе ставятся последующие педагогические задачи и цели.
Цель — это более широкое понятие. Она обозначает конкретный педагогический результат за определенный промежуток времени. Цель подразделяется на задачи, каждая из которых соответствует определенному этапу. Например, у урока может быть только одна цель и несколько задач.
Учитель может формулировать задачи совместно с учениками, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Для этого он создает проблемные ситуации, пользуется «эвристическим методом» и другими педагогическими приемами.
Восприятие нового материала
На этапе восприятия у учащихся формируется первичное представление об изучаемом предмете или явлении. Они знакомятся с ним, имеют возможность его посмотреть, потрогать, послушать. Ученики получают определенный набор информации, но пока не перерабатывают ее. Чаще всего на уроке или лекции обучаемые получают первичные сведения по новой теме путем их изложения и объяснения педагогом. Иногда учащимся предлагается самостоятельно осуществить поиск новой информации через постановку конкретных задач.
Осмысление
Далее учащиеся переходят к осмыслению полученной информации. Она может осуществляться в следующих формах:
Закрепление и применение на практике
На данном этапе учащиеся закрепляют полученную информацию путем выполнения различных практических заданий.
Варианты работы по закреплению материала:
Контроль
Глубина усвоения информации и умение применять полученные знания на практике — важные показатели качества образовательного процесса. Их определяют с помощью различных способов:
В ходе контроля знаний получают важную информацию для определения дальнейших направлений работы. Выявляются пробелы в знаниях и трудности в усвоении отдельных тем.
Контроль может быть промежуточным и итоговым. Он определяет качество полученных знаний по отдельным темам, разделу, по предмету в целом.
Школьники после окончания учебы в 11 классе сдают ЕГЭ. Это форма государственного контроля над качеством образования в среднем звене российской образовательной системы. В университетах основными формами контроля качества знаний являются экзамены и зачеты.
Коррекция
Этот этап необходим, когда в ходе контроля были обнаружены отклонения от запланированных результатов педагогической деятельности. Учитель возвращается по мере необходимости к предыдущим этапам обучения. В полученные знания вносятся корректировки, совершенствуются умения и навыки. Затем проводится повторный контроль.
Единственная стадия, которая иногда опускается — коррекция. В ней нет необходимости, если контроль показывает высокий уровень усвоения материала.
Обобщение
По итогам изучения отдельной темы или раздела проводится обобщение. Его целью является систематизация знаний, развитие межпредметных и междисциплинарных связей. Учащиеся интегрируют полученную информацию в общую научную картину мира.
Этапы процесса обучения в педагогике
Обучение это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Обучение есть способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание учение» (Табл. 15.1).
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
---|---|
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения | 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | 2. Восприятие новых знаний, умений |
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация |
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов | 4. Познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
5. Управление процессом перехода от теории к практике | 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация |
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности | 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем |
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Целью преподавания является организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценке усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях и навыках, системе отношений к себе, другим и к миру, в общем развитии учащегося его образованности.
Изучением теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения занимается отрасль педагогики дидактика.
Обучение, преподавание, учение основные категории дидактики.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Обучение особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками.
15.1.1. Критерии эффективности обучения
Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями.
В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость это степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, которая находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения общая способность к усвоению знаний. Показатель обучаемости количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.
Обученность это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Качество знаний оценивают по таким показателям как полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности (Рис. 15.1).
Рисунок 15.1 Сравнение процесса обучения
со строительством здания (К.Д. Ушинский)
15.1.2. Принципы обучения
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.
Правила обучения это, основанные на общих принципах, описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.
15.1.3. Классификация методов обучения
Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
Прием это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Рассказ словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
Беседа вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.
Дискуссия обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.
Работа с книгой метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.
Демонстрация наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
Иллюстрация показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.
Видеометод наглядное восприятие информации с использованием кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров.
Упражнение планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Лабораторный метод самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего, при изучении естественно-научных дисциплин.
Игра познавательная (дидактическая) специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.
Метод проектов система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.
15.1.4. Формы организации обучения
Форма организации педагогического процесса внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Форма обучения означает коллективную (со всеми учащимися), групповую (с частью учащихся) и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую и др.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания
Урок это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.
Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
15.1.4.2. Типы и структуры уроков
15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения
Лекция основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.
Практическое занятие /семинар это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации на лекции и в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя вуза.
В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студентов.
Учебная группа это центральная форма организации студентов, как правило, на весь период обучения.
Совокупность учебных групп курс, работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.
Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы.
15.2. Виды и стили обучения
Первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа и называется сократическим.
Догматическое обучение сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, запоминание и дословное воспроизведение текста.
Развивающее обучение вид обучения, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиск истины, а также независимости в повседневной жизни воспитание субъектности.
Основой является продуктивная деятельность учащихся в «зоне ближайшего развития».
Зона ближайшего развития вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления.
Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) вид обучения, цель которого передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, чтобы обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Репродуктивное обучение включает в себя (Рис. 15.2) восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).
Рисунок 15.2 Структура репродуктивного обучения
Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы альтернативное и самостоятельное мышление блокируются.
Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки (Рис. 15.3).
Рисунок 15.3 Признаки репродуктивных технологий (РТ)
Главное преимущество данного метода экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.
Проблемное обучение (продуктивное) вид обучения, в основе которого лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, самими учащимися) и разрешение (учащимися) проблемного вопроса, задачи, ситуации (Рис. 15.4).
Рисунок 15.4 Сущность продуктивного метода обучения
Проблемная задача это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения.
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он сам должен их искать.
Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.
Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Программированное обучение вид обучения, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера) ученику и получение обратной связи (оценка учителем или самооценка).
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Основная цель программированного обучения улучшение управления учебным процессом.
Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель и ученик работают с учебой информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях, событиях. Информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Модуль для проверки результатов усвоения знаний может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет