эти каменные глыбы только остров древнего храма

Учебник «Грамоты»: пунктуация

Тире между подлежащим и сказуемым

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

Источник

Эти каменные глыбы только остров древнего храма

Ирина Игоревна Бурова

Две тысячи лет истории Англии

Генри Сент-Джон, виконт Болингброк, один из выдающихся британских государственных деятелей первой половины XVIII в., размышляя о пользе изучения истории и противопоставляя ее древности, указывал, что исторический опыт готовит нас к пониманию современности. Историческая наука давно преодолела грань, условно разделявшую прошлое и настоящее, однако, хотим мы того или нет, обращаясь к современности, мы вынуждены погружаться с головой в политику, уделять внимание сиюминутному и преходящему, тому, что полвека спустя канет в Лету и будет вызывать интерес только у узких специалистов.

Кто я такая, чтобы взять на себя смелость отделить сегодняшнее главное от второстепенного и представить свой взгляд на современность наряду с вполне сформировавшимися точками зрения на события прошлого?! Да и не очень хочется мне писать о нерадужном настоящем страны, чью историю и культуру я давно и искренне полюбила, посвятив их изучению всю свою сознательную жизнь. Вот почему, вынашивая план этой книги, я решила прибегнуть к магии круглых чисел: если считать точкой отсчета британской письменной истории вторжение римлян Юлия Цезаря, то другую важную веху, близкую по историческим масштабам – восшествие на престол королевы Елизаветы II, – отделяет от этого события 2006 лет. Однако «два тысячелетия» звучит как-то основательнее, поэтому я и назвала книгу «Две тысячи лет истории Англии». Именно Англии, а не Соединенного Королевства, гораздо более позднего государственного образования, не раз менявшего свои географические контуры. Потому что Англия – при всем уважении к Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии – становой хребет страны, центр, веками притягивавший к себе соседние территории.

Можно сказать, рукопись «Две тысячи лет истории Англии» появилась как следствие публикации моей книги «Великобритания» (первое издание – 1999), написанной для страноведческой серии, выпускавшейся на рубеже веков «Лениздатом». Там как раз было много материалов о современной Британии – об Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии, региональных различиях, достопримечательностях, особенностях британского образования и т. д. Скованная заданным объемом, я быстро поняла, что смогла вместить в эту книгу только малую толику того, о чем хотелось бы рассказать. А это означало, что надо выкраивать время и браться за дело.

Признаюсь, новая книга была написана на одном дыхании во время летних каникул 2000 г. Мне хотелось поделиться с читателями тем, что я узнала за многие годы учебы и научной работы, изложив информацию в отдельных небольших очерках, разбитых на несколько разделов, соответствующих основным эпохам в истории страны. Хотелось рассказать и о королях, и о великих сынах Британии, о важнейших событиях в истории страны, жизни и обычаях ее народа, о британско-русских связях.

Первое издание книги, благосклонно встреченное читателями, вышло в 2001 г. Впрочем, интерес к нему можно было бы объяснить практическим отсутствием изданий такого рода на тогдашнем книжном рынке и недостаточным богатством источников, доступных на просторах Интернета. Льщу себя мыслью о том, что мой труд способствовал появлению значительного количества русскоязычных изданий по истории и культуре Англии. Мне было очень приятно и полезно получать отклики читателей, среди которых были коллеги-англисты, студенты и просто соотечественники, которые, как и я, интересуются историей и культурой Туманного Альбиона. Я искренне признательна всем за теплые отзывы и рекомендации, которые могли бы сделать книгу еще более востребованной. К сожалению, в переиздание 2007 г. не удалось внести ни не вошедшие в первую публикацию материалы, ни правки. И вот, наконец, благодаря инициативе издательства Санкт-Петербургского университета я получила возможность подготовить новое издание, внеся в текст необходимые правки и некоторые дополнения.

Пользуясь возможностью, хочу от всего сердца выразить признательность тем, благодаря кому появилась эта книга. Начну с моих дорогих школьных наставников – Регины Васильевны Полевой и Анатолия Михайловича Соколовского, прививших мне любовь к английскому языку и литературному творчеству; особо хочу поблагодарить моих университетских преподавателей дисциплин английского цикла, в особенности Надежду Васильевну Гусарову, Наталию Ивановну Тонкову и Светлану Пантелеймоновну Балашову, великолепных знатоков истории английского языка, и моих замечательных коллег по кафедре истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета, чью поддержку я всегда ощущала и ощущаю. Я очень признательна первому издателю этой книги, Галине Ивановне Чередниченко, и храню светлую память о ней неукоснительно.

Посвящаю этот труд моему самому терпеливому читателю и бескомпромиссному критику Анатолию Викторовичу Бурову, любимому мужу, верному помощнику и опоре во всех испытаниях.

Легенда о заселении Британии

Много славных подвигов совершили троянцы, поселившиеся в Италии, и потому их имена сохранились в памяти человеческой. Однако сейчас нас будет интересовать не Эней; далее речь пойдет о его правнуке Бруте. Еще до рождения ребенка прорицатели посулили ему страшную судьбу – мальчик должен был стать причиной гибели своих родителей. Первая часть мрачного пророчества сбылась при появлении Брута на свет – его мать умерла во время родов, а пятнадцать лет спустя подтвердилась и вторая половина прорицания, ибо шальная стрела, пущенная Брутом на охоте, оборвала жизнь его отца. Никто не поверил в роковую случайность, и обвиненный в умышленном злодеянии царевич был изгнан из Италии.

После долгих скитаний по свету он добрался до Греции, где судьба свела его с потомками взятых греками в плен троянцев. Щедрый и отважный, умудренный жизненным опытом Брут вскоре снискал глубокое уважение среди своих сородичей, которые стали просить его возглавить их борьбу против притеснителей-греков. Так правнук стал вождем порабощенных троянцев.

А вскоре после этого греческий царь Пандрас получил дерзкое послание, в котором Брут, собравший своих соплеменников в укромном месте, требовал дать троянцам свободу: «Пандраса, царя греков, приветствует Брут, вождь последних уцелевших троянцев. Так как было жестокой несправедливостью обращаться в царстве твоем с народом, происходящим от преславного колена Дарданова, по-иному, чем того требовала ничем не запятнанная знатность его, он укрылся в лесной глуши. Он предпочел кормиться, подобно зверям, мясом и травами, наслаждаясь свободой, чем, ублажая себя всевозможными яствами, оставаться и впредь порабощенным тобою. Если сказанное оскорбляет величие твоей мощи, то вину за это нельзя возлагать на нас, – напротив, нас должно понять и простить, ибо всякому узнику свойственно стремление возвратить себе былое достоинство. Итак, проникшись к нам милосердием, соблаговоли даровать нам утраченную свободу и дозволь, чтобы мы обитали в лесах, которые заняли, желая сбросить с себя ярмо рабства. В противном случае снизойди хотя бы к тому, чтобы мы с твоего разрешения беспрепятственно удалились к чужеземным народам»[1].

Источник

Загадочные камни острова Белова

Тысячи лет назад, гигантский ледник, в своём медленном, но неуклонном движении на юг, где-то выравнивая горы, а где то зарываясь в мягкую, податливую землю, толкая перед собой и неся на себе миллионы камней, выглаживал европейскую часть планеты затормозился, уткнувшись в Талабскую скальную гряду. Этому могучему леднику древности обязано своим появлением Псковское озеро и его острова, самым примечательным из которых и, пожалуй, красивейшим являет себя миру остров имени Белова. В Талабском архипелаге три острова: имени Белова, Талабенец и имени Залита.

Обитаемы сегодня, только два, да и то жизнь на них медленно угасает. А когда то, на них кипела жизнь. Первые упоминания об этих островах относятся к 4-5 векам от Рождества Христова, почти за 400 лет до образования Руси. Между островами проходил морской путь из «варяг в греки» и обитавшие здесь фино-угорские племена облагали данью проходившие с товарами ладьи. Нередко острова становились прибежищем то скандинавских викингов, то славянских или гуннских «джентльменов удачи». Так продолжалось до конца пятнадцатого века, к тому времени острова уже давно были в составе государства российского.

Ущерб торговле и международному имиджу страны, разбойники наносили чрезвычайный. Сколь долго могло бы это продолжаться неизвестно, но появился среди разбойного люда на острове монах Досифей, ученик и духовное чадо преподобного Ефросина Псковского. Его стараниями сократился, а потом и вовсе сошёл на нет, разбойничий промысел, вся неуёмная сила и энергия разбойников была направлена на созидательный труд. На острове был построен монастырь и первыми насельниками в нём стали бывшие разбойники. После смерти преподобный Досифей был погребён на острове и спустя некоторое время канонизирован в святые. Монастырь, не однажды осаждался шведами, поляками, литовцами, разорялся и горел, но потом вновь отстраивался. Уже в наши дни, простояв, ничейным более полувека, церковь была восстановлена в очередной раз. Год от года растёт число паломников, приезжающих поклонится святым мощам преподобного Досифея.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Где прямо, где косвенно, но храм имеет непосредственное отношение к некоторым физическим объектам на острове, он помог найти эти странные камни, потому и начало разговора о загадочных камнях острова имени Белова, было храму и посвящено.

Некогда, ещё 2-3 тысячи лет назад, остров был древнейшим святилищем для тех племён которые обитали в этих краях. Это были и фино-угорские племена, и венедов и праславян и ещё многих других, чьи названия канули в лету. Племена, народы ушли, но после них остались камни с отметинами, которые мы постичь пока не можем, но знаем, наверное, что из этих камней язычники строили свои святилища, этим камням поклонялись в древности, и из этих же камней, отчасти и был построен древний, уже православный храм. Место это намоленное тысячами лет.

На островах и вокруг них, большое количество принесённых ледником 12 тысяч лет назад огромных и не очень камней. Если бы камни могли говорить, они поведали бы, что жизнь на островах уже кипела ещё 2,5-3 тысячи лет назад. Доказательством тому, кромлехи, мегалитические сооружения, которым не менее трёх тысяч лет. На фото хорошо видны каменные кольца на отмели, аналогичные есть и в Ладожском озере и других местах Псковщины, но теми, которые есть на острове, никто не занимается, они не обследованы никем. Видимо ни у кого и мысли не возникает, что здесь могут быть в таком количестве древние артефакты.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Там, где есть кромлехи, как правило есть и камни- «следовики”.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

их на острове Белова три и два на острове Талабенце, но, скорее всего, есть и другие.

На обширной поляне, у тропы, ведущей от церкви к деревянному поклонному кресту, по древнему преданию, поставленному на месте ущедшей под землю часовни, лежат большие камни. По свидетельству старейшего жителя острова, Овсова Петра, когда то, эти камни лежали в круг, в центре которого, стоял самый большой валун. Когда впервые на острове стали пахать землю трактором, это каменное кольцо растащили по сторонам, центральный же валун-менгир, только повалили.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Что удивительно, на месте предполагаемого погружения в землю часовни, образовалась песчаная дюна, почти постоянно над дюной заметно перемещение многих тысяч песчинок, но размеры дюны не увеличиваются и не убывают, откуда приносится песок и куда исчезает, непонятно.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

«Чашечник», углубление выбито на большой глыбе красного гранита, хорошо видны следы обработки камня человеком. Тот, кто выбил в камне чашу, хорошо знал о целительных свойствах камня и воды скапливающейся в углублении.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Этот камень «чашечник» полируют волны.

Камни-«следовики» признаются православием, есть даже Икона Почаевской Божьей Матери, на которой выписан камень-«следовик», она покровительствует и помогает всем болящим глазными болезнями. Камни- «чашечники», почитаются ещё с языческих времён и слывут священными, вода, которая собирается в них (роса, дождевая) считается целебной и это недалеко от истины. Причиной тому, содержащиеся в камнях кремний и кварц, очищающие воду и места расположения камней «чашечников». Чаще всего «чаши» вырублены в светло розовых или красных камнях.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

На острове много камней с канавками-желобами, они изрядно заросли лишайником, но глубиной своей впечатляют. Таковых на острове более тридцати.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Есть на острове и сверленные камни, таких найдено в разных местах более, сорока, причём диаметр отверстий, чуть более двадцати миллиметров. Несколько камней попалось с отверстиями не более 15 миллиметров, причём в двух остались металлические то ли свёрла, то ли просто металлические стержни. Если даже предположить, что этим свёрлам 170 лет, то поражает их прочность, и сохранность, они практически не подверглись карозии. 170 лет, как предположение, что эти камни сверлили и часть из них использовали в 1842 году, когда был сооружён к храму Первоверховных св. апостолов Петра и Павла придел в честь чудотворной иконы Божьей матери Одигитрии Смоленской. Фундамент придела был облицован рваным камнем со следами сверления. Как рвали, сверленные камни, можно только предполагать, но понятию «рваный», они соответствуют полностью, ровных разрывов практически нет.

Исследуя эти сверленные камни возникло предположение, что камни были просверлены очень и очень давно, кем и когда, неизвестно, строители же придела Одигитрии, лишь использовали некоторую часть сверленных камней. Причиной такого предположения послужили другие способы разделки камней, более подходящие для той эпохи.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Мы нашли следы способов раскола больших камней, их предположительно, пять:

эти каменные глыбы только остров древнего храма

2-в камне долбили круглым конусообразным инструментом от пяти до десяти конусообразных углублений и после микротрещин разваливали его на две, а при неблагоприятном исходе, и на 3-4 части. КПД

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

3- третий способ, с помощью сверления, тоже далёкий от идеала, дающий много отходов и тоже не позволяющий контролировать качество и направление раскола.

Ниже фотография фундамента и облицовки придела Одигитрии.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

4- четвёртый способ, самый загадочный и древний. Этот способ даёт идеально ровный, срез, словно камни, как колбасу, резали огромным ножом, или ультразвуком, лазером.

На таких камнях, нет ни каких следов предварительного сверления или долбления зубилом. Можно было бы предположить, что в камнях были трещины, через которые могла попасть вода и затем мороз оторвал бы часть камня, но это был

эти каменные глыбы только остров древнего храма

бы далёкий от идеала разрыв, здесь же камни разрезаны, другого слова и не подберёшь, просто идеально. И это было столь давно, что срезы стали слегка шероховаты от перепадов температуры, от времени.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

В береговой черте попались два камня красного гранита, один вырезан в виде усечённой пирамиды, причё одна сторона словно подгорелая, чуть дальше круглый камень разрезан пополам, на нём чёрная плёнка напоминающая окалину толщиной около 1 мм, отслаиваясь, легко ломается.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

— пятый способ, это если бы на камнях пробивали бы желоба-канавки и затем, после образования микротрещин, раскалывали бы их, но мы не обнаружили камней с такими расколами по желобам. Значит, эти желоба выдалбливались для каких то иных целей? Об этом свидетельствуют и конфигурации желобов-канавок в камне, некоторые имеют определённый рисунок.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

В 1842 году была сооружена единая паперть к храму Первоверховных, равноапостольных Петра и Павла и придела Одигитрии Смоленской. На паперть, как и на всю церковь, были использованы плиты Псковского песчаника, а на ступени использовали мощные плиты из красного гранита. Несколько гранитных красных плит были положены к входам придела Одигитрии и основного храма. Полностью построить паперть из плит красного гранита не смогли, плит не хватало. Почему? На большинстве гранитных плит были выбиты 5-7мм глубины канавки, шириной до 30 мм, с углублениями до 50 мм, никакой роли они не играли, но имели место быть…. Подобные желобки с углублениями

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Наряду со сверленными камнями, на острове, по береговой полосе, есть и фрезерованные камни. Посмотрите на снимках и согласитесь, что иного определения просто не сделаешь. Кто, когда, зачем и чем фрезеровал эти камни? Увы, наверное, это навсегда останется загадкой……

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Кто, когда, и зачем ставились метки на камнях?

По всему периметру острова, в береговой полосе, встречаются камни с выбитыми на них «галочками», кругами с точкой посередине, выбитыми резами, желобами, зигзагами, треугольниками и т.д.

Подобные метки на камнях есть на горе Пидан, что находится в Приморье, на дольменах Северного Кавказа, на Алтае, в Карелии, в Средней Азии, в Киргизии. Кто и когда ставил эти метки?

Вопросов много, ответа нет……

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Глубина этой вырубленной в камне «галочки» более пяти сантиметров, изрядная толщина лишайника на нём говорит о том, что мастера трудились над своим произведением очень и очень давно. Галочка на сером камне словно вызжена огнём.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

На этом камне в прибрежной полосе хорошо видна выбитая на его поверхности «галочка» или угол в 45 градусов. Рядом светло-коричневый камень у которого хорошо видны глубокие борозды, 3-5 милиметров глубиной.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Радует одно, расположенные вокруг острова загадочные камни, свидетельствуют о том, что со времён остановки ледника, размеры острова, вопреки утверждениям некоторых специалистов, призывающих спасать остров, остались неизменными. О том свидетельствуют загадочные камни острова Белова.

Есть на острове и подвешенные камни. Они очень подходят под определение одной из форм мегалитических сооружений, которые называют дольменами.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Этот подвешенный меченый в верхнем левом углу кольцом камень, мы наблюдали в течении пяти лет, несмотря на ежегодные подъёмы и спады воды в озере, движение льда, он оставался незыблем, о чём свидетельствует и его нижняя затемнённая часть.

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Этот валун положен на другой плоский камень, словно на стол. «Стол», был заранее подготовлен, из круглого валуна его сделали плоским и квадратным, следы обработки отчётливо видны, рядом подвешены два других валуна, земли они не касаются.

Мы обращались за консультацией к знатокам, специализирующимся на изучении карельских сейдов-дольменов, можно ли эти сооружения из камней, назвать дольменами, но внятного ответа не получили. Ну разве что кроме снисходительного пояснения, что всё это сделал лёд, а «чашечники» это результат водно-воздушной эрозии….. Их можно понять. Сейды Карелии, как им кажется, имеют свою характерную конструкцию, и, конечно же, им сложно понять, что могут быть ещё и другие мегалитические сооружения, примером тому могут служить дольмены северного Кавказа, они специфичны только для этого региона, и если зациклится только на своём «болоте» то, конечно, у всех всё будет не «правильно», потому что не так как у них.. Нечто сходное с дольменами северного Кавказа встречается во многих местах планеты, но они очень мало похожи на своих собратьев.

Но классификация мегалитических сооружений в России это тема отдельного разговора, равно как и об особенностях остатков древней каменной цивилизации. Представленный вниманию читателя материал призван получить оценку и суждения о наших находках, получить советы на дальнейшие действия.

И в заключение, ещё один снимок, имеющий прямое отношение к палеонтологии.

Если кому то нужна будет дополнительная информация или уточнения, мой эл. адрес

эти каменные глыбы только остров древнего храма

Эти камни мы определили как опоры для механизмов которые резали гранит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *