эволюционное учение объясняет возникновение приспособленности организмов особенности
1. Эволюционное учение объясняет:
а) особенности работы органов,
б) многообразие биологических видов,
в) механизмы наследования,
г) взаимодействие организмов с условиями внешней среды
2. Эвоолюционное учение объясняет:
а) возникновение приспособленности организмов
б) механизмы изменчивости
в) особенности строения белков
Г) механизмы влияния инфекций
3. Основная заслуга ч Дарвина состоит в :
А) формулировании биогенетического закона
Б) создание I-й эволюционной теории
В) разработке теории о движущих силах эволюции
Г) созданий закона филогенетических рядов
4. По Ч,Дарвину основными движущими силами эволюции являются:
А) борьба за существование
Б) наследственная изменчивость
В) естественный отбор
Г) все перечисленное
5. Биологический регресс приводит:
А) расширению ареала
Б) увеличению количества особей
В) увеличения разнообразий внутри вида
Г) вымиранию
6. Первую научную классификацию организмов создал
А) Ж бюффон,
Б) ч Дарвин
В) К Линней
Г) Ш.Бонне
7. Главным фактором эволюции является;
А. Естесственный отбор
Б. Наследственность,
В. Индивидуальная изменчивость
Г. Групповая изменчивость
8. Результаты эволюции
А. Борьба с неблагоприятными условиями среды.
Б. Формировании приспособленности к условиям среды
В. Многообразие видов
Г. Изменчивость
Д. Борьба за существование.
Е. Наследственная изменчивость
9. Единица эволюции:
А. Особь
Б. Порода.
В. Популяция,
Г. Вид
срочно пожалуйста
1.Эволюционное учение объясняет:
а) возникновение приспособленности организмов б) механизмы изменчивости организмов
в) особенности строения белков г) механизмы влияния инфекций на организмы
2.Первую научную классификацию организмов создал:
а) Ч.Дарвин б) Ж-Б.Ламарк в) К.Линней г) Ш.Бонне
3.Появление двух и более новых форм из одной исходной называется:
а) адаптация б) конвергенция в) эволюция г) дивергенция
а) наследственность б) повышение уровня организации существ в) внутривидовая борьба
г)появление адаптаций д) межвидовая борьба за существование е) естественный отбор
5.Структурными единицами, составляющими вид, являются:
а) особи б) породы в) сорта г) популяции
6.Географический критерий вида отражает:
а) наличие определенного ареала б) генетическую изоляцию от других видов
в) особенности химического состава организмов г) особенности процессов жизнедеятельности организмов
а) появление новых особей б) репродуктивная изоляция популяции в) естественный отбор г) появление мутаций
8.Макроэволюция отличается особенностями:
а) приводит к формированию новых видов б) приводит к образованию крупных систематических единиц
в) не имеет собственных механизмов г) протекает в течение миллионов лет
д) доступна непосредственному наблюдению исследователей е) протекает под действием естественного отбора
9.Какие из примеров характеризуют движущую форму естественного отбора?
а) возрастание численности тёмных бабочек в промышленных районах по сравнению со светлыми
б) появление устойчивости у животных к ядохимикатам
в) постоянство размеров и формы цветка у насекомоопыляемых растений
г) уменьшение размеров крабов, обитающих в мутной воде
д) уплощённое в спинно-брюшном направлении тело камбалы
е) сохранение до настоящего времени кистепёрой рыбы латимерии
11.Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная.
а) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки.
б) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам.
в) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками.
г) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь.
д) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе.
е) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.
12.Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида
а) органы чувств — одна пара щупалец
б) коричневый цвет раковины
в) населяет пресные водоемы
г) питается мягкими тканями растений
д) раковина спирально закрученная
13. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
a) медоносная пчела
б) речной окунь
14. Какие факторы влияют на видообразование?
а) модификационные изменения б) естественный отбор в)изоляция г) мутации д) конвергенция
е) возрастной состав популяции
15.Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора
ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
а) существование раннецветущего и позднее цветущего подвидов погремка
б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем
в) увеличение числа тёмных бабочек в районах с сильным загрязнением воздуха
г) постепенная редукция шёрстного покрова у тюленей
д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой
е) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах
Контрольная работа по биологии на тему » ЭВОЛЮЦИЯ» 9 класс 2 варианта с ответами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по биологии 9 класс на тему « ЭВОЛЮЦИЯ»
1.Эволюционное учение объясняет:
а) особенности работы органов б) многообразие биологических видов
в) механизмы наследования г) взаимодействие организмов с условиями внешней среды
2.Первую эволюционную теорию создал:
а)Ж.Бюффон б) Ж-Б.Ламарк в) Ч.Дарвин г) К.Линней
3.Главным фактором эволюции является:
а) естественный отбор б) наследственность в) индивидуальная изменчивость г) групповая изменчивость
а) борьба с неблагоприятными условиями среды б) формирование приспособленности к условиям среды
в) многообразие видов г) изменчивость д) борьба за существование е) наследственная изменчивость
5.Элементарной единицей эволюции является:
а) особь б) порода в) популяция г) вид
6.Экологический критерий вида отражает:
а) признаки внешнего строения особей б) признаки внутреннего строения особей
в) наличие определенного ареала г) приспособленность к определенным абиотическим условиям
а) появление изменчивости б) искусственный отбор в) образование нового вида г) образование нового рода
8.В ходе макроэволюции могут формироваться:
а) популяции б) отделы в) подвиды г) виды д) роды е) отряды
9.Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
а) бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской
б) в озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками
в) отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью
г) у лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой
д) детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды
е) среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам
10. Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор?
11. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной.
а) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение.
в) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах.
г) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге.
д) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки.
е) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
12.Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида.
а) обитает в садах и огородах
б) раковина отсутствует
в) тело мягкое мускулистое
г) питается мягкими тканями наземных растений
д) органы чувств — две пары щупалец
е) ведет наземный образ жизни
13.Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов
а) плодолистики и прицветники
б) ласт кита и крыло птицы
в) колючки барбариса и выросты стебля у ежевики
г) листья и тычинки цветка
д) глаз зайца и глаз пчелы
е) крыло летучей мыши и крыло бабочки
1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
14. Близкородственные, но не скрещивающиеся между собой виды птиц будут отличаться
а) песням самцов и брачным ритуалам б) размерам и массе тела в) видам корма и местам гнездования
г) окраске самок д) количеству и форме хромосом е) плодовитости
15. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами.
а) развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.
б) существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.
в) сходное строение органов зрения у хордовых животных.
г) возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.
д) отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.
е) сохранение фенотипов с крайними
отклонениями внутри одной популяции.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции.
Эволюция живых систем
Эволюционное учение
Эволюционное учение (теория эволюции) — наука, изучающая историческое развитие жизни: причины, закономерности и механизмы. Различают микро- и макроэволюцию.
Микроэволюция — эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов.
Макроэволюция — эволюция надвидовых таксонов, в результате которой формируются более крупные систематические группы. В их основе лежат одинаковые принципы и механизмы.
Развитие эволюционных идей
Учение Дарвина сводится к следующему:
Факторы эволюции по Ч. Дарвину — это
Наследственность — способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки (особенности строения, развития, функции).
Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки.
Борьба за существование — весь комплекс взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды: с неживой природой (абиотическими факторами) и с другими организмами (биотическими факторами). Борьба за существование не является «борьбой» в прямом смысле слова, фактически это стратегия выживания и способ существования организма. Различают внутривидовую борьбу, межвидовую борьбу и борьбу с неблагоприятными факторами окружающей среды. Внутривидовая борьба — борьба между особями одной популяции. Всегда идёт очень напряжённо, так как особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах. Межвидовая борьба — борьба между особями популяций разных видов. Идёт, когда виды конкурируют за одни и те же ресурсы либо когда они связаны отношениями типа «хищник – жертва». Борьба с неблагоприятными абиотическими факторами среды особенно проявляется при ухудшении условий среды; усиливает внутривидовую борьбу. В борьбе за существование выявляются наиболее приспособленные к данным условиям обитания особи. Борьба за существование ведёт к естественному отбору.
Естественный отбор — процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
На основе дарвинизма перестроились все биологические и многие другие естественные науки.
В настоящее время наиболее общепризнанной является синтетическая теория эволюции (СТЭ). Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и СТЭ дана в таблице.
Сравнительная характеристика основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции (СТЭ)
Признаки | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Синтетическая теория эволюции (СТЭ) |
Основные результаты эволюции | 1) Повышение приспособленности организмов к условиям среды; 2) повышение уровня организации живых существ; 3) увеличение многообразия организмов | |
Единица эволюции | Вид | Популяция |
Факторы эволюции | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | Мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны и дрейф генов, изоляция, естественный отбор |
Движущий фактор | Естественный отбор | |
Трактовка термина естественный отбор | Выживание более приспособленных и гибель менее приспособленных форм | Избирательное воспроизводство генотипов |
Формы естественного отбора | Движущий (и половой как его разновидность) | Движущий, стабилизирующий, дизруптивный |
Возникновение приспособлений. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений. Естественный отбор поддерживает только целесообразные приспособления, которые помогают организму выживать и оставлять потомство.
Приспособленность организмов к среде не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания могут изменяться. Доказательством этого служат многие факты. Например, рыбы прекрасно приспособлены к водной среде обитания, но все эти адаптации совершенно непригодны для других сред обитания. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но часто летят на огонь и гибнут.
Элементарные факторы эволюции — факторы, изменяющие частоту аллелей и генотипов в популяции (генетическую структуру популяции).
Выделяют несколько основных элементарных факторов эволюции:
• мутационный процесс;
• популяционные волны и дрейф генов;
• изоляция;
• естественный отбор.
Мутационная и комбинативная изменчивость.
Мутационный процесс приводит к возникновению новых аллелей (или генов) и их сочетаний в результате мутаций. В результате мутации возможен переход гена из одного аллельного состояния в другое (А→а) или изменение гена вообще (А→С). Мутационный процесс, в силу случайности мутаций, не обладает направленностью и без участия других факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он лишь поставляет элементарный эволюционный материал для естественного отбора. Рецессивные мутации в гетерозиготном состоянии составляют скрытый резерв изменчивости, который может быть использован естественным отбором при изменении условий существования.
Комбинативная изменчивость возникает в результате образования у потомков новых комбинаций уже существующих генов, унаследованных от родителей. Источниками комбинативной изменчивости являются перекрёст хромосом (рекомбинация), случайное расхождение гомологичных хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении.
Популяционные волны и дрейф генов.
Популяционные волны (волны жизни) — периодические и непериодические колебания численности популяции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причинами популяционных волн могут быть периодические изменения экологических факторов среды (сезонные колебания температуры, влажности и т. д.), непериодические изменения (природные катастрофы), заселение видом новых территорий (сопровождается резкой вспышкой численности).
В качестве эволюционного фактора популяционные волны выступают в малочисленных популяциях, где возможно проявление дрейфа генов. Дрейф генов — случайное ненаправленное изменение частот аллелей и генотипов в популяциях. В малых популяциях действие случайных процессов приводит к заметным последствиям. Если популяция мала по численности, то в результате случайных событий некоторые особи независимо от своей генетической конституции могут оставить или не оставить потомство, вследствие этого частоты некоторых аллелей могут резко меняться за одно или несколько поколений. Так, при резком сокращении численности популяции (например, вследствие сезонных колебаний, сокращения кормовых ресурсов, пожара и т. д.) среди оставшихся в живых немногочисленных особей могут быть редкие генотипы. Если в дальнейшем численность восстановится за счёт этих особей, то это приведёт к случайному изменению частот аллелей в генофонде популяции. Таким образом, популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.
Изоляция обусловлена возникновением разнообразных факторов, препятствующих свободному скрещиванию. Между образовавшимися популяциями прекращается обмен генетической информацией, в результате чего начальные различия генофондов этих популяций увеличиваются и закрепляются. Изолированные популяции могут подвергаться различным эволюционным изменениям, постепенно превращаться в разные виды.
Различают пространственную и биологическую изоляцию. Пространственная (географическая) изоляция связана с географическими препятствиями (водные преграды, горы, пустыни и др.), а для малоподвижных популяций и просто с большими расстояниями. Биологическая изоляция обусловлена невозможностью спаривания и оплодотворения (в связи с изменением сроков размножения, строения или других факторов, препятствующих скрещиванию), гибелью зигот (вследствие биохимических различий гамет), стерильностью потомства (в результате нарушения конъюгации хромосом при гаметогенезе).
Эволюционное значение изоляции состоит в том, что она закрепляет и усиливает генетические различия между популяциями.
Естественный отбор. Изменения частот генов и генотипов, вызванные рассмотренными выше факторами эволюции, носят случайный, ненаправленный характер. Направляющим фактором эволюции является естественный отбор.
Естественный отбор — процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными для популяции свойствами.
Отбор действует в популяциях, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Однако отбор по фенотипам является отбором генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а гены. В результате в популяции происходит увеличение относительного числа особей, обладающих определённым свойством или качеством. Таким образом, естественный отбор — это процесс дифференциального (выборочного) воспроизводства генотипов.
Действию отбора подвергаются не только свойства, повышающие вероятность оставления потомства, но и признаки, которые не имеют прямого отношения к воспроизводству. В ряде случаев отбор может быть направлен на создание взаимоприспособлений видов друг к другу (цветки растений и посещающие их насекомые). Также могут создаваться признаки, вредные для отдельной особи, но обеспечивающие выживание вида в целом (ужалившая пчела гибнет, но, нападая на врага, она сохраняет семью). В целом отбор играет творческую роль в природе, поскольку из ненаправленных наследственных изменений закрепляются те, которые могут привести к образованию новых групп особей, более совершенных в данных условиях существования.
Различают три основные формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и разрывающий (дизруптивный) (табл.).
Формы естественного отбора
Краткая история эволюции органического мира
Возраст Земли около 4,6 млрд лет. Жизнь на Земле возникла в океане более 3,5 млрд лет назад.
Краткая история развития органического мира представлена в таблице. Филогенез основных групп организмов отражен на рисунке.
Историю развития жизни на Земле изучают по ископаемым останкам организмов или следам их жизнедеятельности. Они встречаются в горных породах разного возраста.
Геохронологическая шкала истории Земли разделена на эры и периоды.