факторы выбора методов обучения
Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.
Тема 3. Лекция «Методы обучения».
План
1.Метод обучения: понятие, классификация
2.Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.
3.Методы активного обучения: понятие, классификация
Метод обучения: понятие, классификация
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Кларин М.В. ).
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования.
В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций[1].
В данной лекции рассмотрим следующую классификацию методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль).
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | По логике передачи и восприятия информации | По степени самостоятельности мышления | По степени управления учебной работой |
Словесные | Индуктивные | Репродуктивные | Под руководством преподавателя |
Наглядные | Дедуктивные | Проблемно-поисковые | Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр | Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий | Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры | Поощрения и наказания |
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос | Письменные контрольные работы | Машинный контроль |
Фронтальный опрос | Письменные зачеты | Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты | Письменные экзамены | |
Устные экзамены | Письменные работы |
Р.С. Пионова
Теоретико-информационные методы обучения:
-устное логически целостное изложение учебного материала;
-диалогически построенное устное изложение (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).
Практико-операционные методы обучения – упражнения, алгоритм, «делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или деловая).
Поисково-творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).
Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.
Контрольно-оценочные методы – предварительный экзамен, устное выступление, ответ с места (во время лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль и др
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.
В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения:
— цели и задач содержания учебной информации конкретного занятия;
— время, отведенное на изучение той или иной учебной информации, входящей в структуру учебной дисциплины;
— уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);
— возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;
— материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;
— уровень компетентности педагога;
— функции, выполняемые методом обучения.
Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).
Метод является одним из важнейших инструментов учебно-воспитательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации обучения. При этом методы более продуктивны, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый преподаватель свободен в выборе методов обучения.
Педагогической практикой установлено правило воспроизводимости методов обучения. Сущность его состоит в том, что в сходных дидактических условиях применение одних и тех же методов обучения дает один и тот же педагогический эффект.
Выбор методов обучения. Развитие методов обучения
Подготовка к уроку и его проведение — это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования.
Факторы выбора методов обучения
Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.
На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства. Среди них можно выделить следующие:
1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:
— особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;
— цели и задачи содержания проводимого урока;
— время на изучение программного материала;
— материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);
— средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);
— объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.
2. Уровень сформированности мотивации учения:
— степень развитости познавательной активности и интереса к учению;
— уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);
-особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.
3. Тип урока и его структура:
— учет специфики построение предшествующих уроков;
— наполняемость класса учащимися.
4. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.
Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.
Какая методика эффективна на разных этапах обучения
Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.
Так, в начальных классах предпочтительнее использовать:
— из словесных методов — рассказ и беседу;
— из наглядных методов — преимущественно метод демонстрации; В средних классах:
— из словесных методов — беседу и рассказ;
— из наглядных методов можно использовать большее количество схем, диаграмм, графиков со значительной степенью обобщенности и, конечно, предметную наглядность, если позволяет уровень развитости логического и абстрактного мышления учеников.
По мере взросления у учащихся изменяются и особенности протекания познавательной деятельности. Абстрактно-теоретическое мышление начинает доминировать над логическим. Репродуктивный характер познавательной деятельности начинает эволюционировать в проблемно-поисковой. Это требует введения в урок методов самостоятельного добывания знаний, методов творческого поиска ответов и решений на поставленные вопросы и даже привлечения учащихся к разработке элементов учебного эксперимента. Зная сравнительные возможности методов обучения, учитель с целью усиления творческой деятельности учащихся может в процессе урока (на уровне импровизации) осуществлять замену одних методов другими. Е.Я. Голант, Л.П. Аристова, В. Оконь и другие ученые-педагоги сходятся в мыслях о том, «что для подготовки учащихся к творческой деятельности важно постепенно сближать методы обучения с методами исследования».
Методы стимулирования учебной деятельности и познавательной активности, столь необходимые в начальных классах, становятся менее привлекательными в средних и старших классах, но срабатывает система противоречий между потребностями в знаниях и необходимостью преодоления познавательных затруднений.
Выбор методов обучения всегда влечет за собой и выбор соответствующих видов учебной деятельности.
Факторы определяющие выбор методов обучения
Выбор методов обучения — дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обучение, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики.
На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойства.
Среди них можно выделить следующие:
1. Выбор методов, исходя из закономерностей и реально работающих принципов обучения, отвечающих тенденциям развития системы современного обучения:
— особенности методики конкретной учебной дисциплины, ее специфики требований к отбору определяемых общедидактических методов;
— цели и задачи содержания проводимого урока;
— время на изучение программного материала;
— материально-технические возможности учебного заведения (ТСО, оборудование, наглядные пособия, необходимые площади и т.д.);
— средовые условия (географическая среда, социальная среда, микро- и макросреды);
— объем содержания и требований, подлежащих усвоению, их сложность.
2. Уровень сформированности мотивации учения:
— степень развитости познавательной активности и интереса к учению;
— уровень подготовленности учащихся (наличие имеющихся знаний, их ширина и глубина, разнообразие, уровень интеллектуального развития, работоспособность, организованность, воспитанность, сформированность учебных навыков);
— особенности учащихся (возрастные, половые, индивидуальные различия, национальные, принадлежность к религиозным конфессиям, особенности сложившихся отношений внутри классного коллектива, региональные особенности детей, социальные различия (город, деревня), их жизненный опыт.
3. Тип урока и его структура:
— учет специфики построение предшествующих уроков;
— наполняемость класса учащимися.
4. Стиль отношений, стиль руководства учебной и воспитательной работой, стиль педагогического общения, сложившиеся между учителем и учащимися; возможности и особенности учителя: уровень его общей развитости и эрудированности, профессиональной педагогической культуры, теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, опыт практической работы, индивидуальные особенности.
Географическое расположение школы которое позволяет использовать в процессе обучения образовательные ресурсы местных музеев6.Возрастные особенности учащихся Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и синтеза уже имеющегося в памяти богатого опыта построения уроков различных типов с использованием всевозможных вариаций применения всех групп методов. Анализ и синтез позволяют пойти по пути сравнения композиционных блоков методов с целью их отбора для проведения намеченного урока.
» Методы обучения и их эффективное использование»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »
Методы обучения и их эффективное использование
Методы обучения и их эффективное использование.
существует ровно столько,
Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Выбор методов обучения зависит:
от общих и конкретных целей обучения;
от содержания материала конкретного урока;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся;
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Все виды методов обучения можно разделить на традиционные и активные методы.
Наиболее распространенной является классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний. В соответствии с таким подходом методы объединяются в три группы:
а ) словесные методы ( источником знания является устное или печатное слово);
б ) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в ) практические методы ( учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы словесного обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, активизировать воображение, память, чувства учащихся.
Недостаток словесного метода : слишком долгая речь учителя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Недостатки метода : необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Эти методы формируют практические умения и навыки.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Условия использования рассмотренных методов обучения:
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.
Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.
Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
игровом действе и творческом характере обучения;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.
Достоинства метода дискуссии :
привлекают к активному участию всех присутствующих;
дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
побуждают к самоанализу;
возможность использования дополнительных материалов;
воспитывается терпимость, умение слышать других;
позволяют углубить знания по предмету;
позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.
занимает много времени.
требуется предварительно объяснить правила.
при узко поставленной теме возможны повторения.
требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.
Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.
Цель метода «мозгового штурма» — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— творческое усвоение учащимися учебного материала;
— связь теоретических знаний с практикой;
— активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
— формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
— формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Преимущества игрового метода
1.Приобретенный опыт сохраняется надолго.
«Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
В большинстве случаев игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.
Игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
4. Безопасные условия.
Использование игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Игровой метод предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.
Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Суть успешной игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.
2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.
Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.
Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.
Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:
-участник убедился, что у него все получается;
-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких
знаний и навыков надо бы получить побольше.
Неигровые методы обучения
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенного для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
Кейс- метод на уроке математики
Учащимся ставится конкретная задача :
рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия.
Учащиеся при решении задачи должны решить следующие проблемы:
определить последовательность решения задания;
определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
провести необходимые измерения размеров класса ;
определить количество линолеума в квадратных метрах.
Функции учителя при работе по кейс-методу
Учитель при работе по кейс-методу является инициатором и активным участником процесса решения задания. Основными функциями учителя являются:
постановка задачи, определение целей и исходных данных;
организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
контроль выполнения задания;
организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.
Проблемы использования АМО:
даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;
Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Каждый из перечисленных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Учитель на любом этапе учебного процесса может использовать несколько методов обучения.
Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»( В. А. Сухомлинский).
Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.