фасады храмов и соборов

Катехизация дизайном. Как меняется архитектура православного храма

фасады храмов и соборовВалерий Лизунов Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Традиции и современные тренды

В древности общество вкладывало огромные ресурсы и силы в строительство храмов. Древние русские церкви — это вершина инженерного и архитектурного прогресса того времени, воплощение общественной мысли. Первыми каменными строениями на Руси были именно церкви — Десятинная церковь в Киеве вообще считается первым местным задокументированным сооружением из камня. Для строительства церквей приглашались самые лучшие зарубежные и отечественные архитекторы, решались сложнейшие технические задачи. Например, при строительстве церкви Покрова на Нерли зодчие создали укрепленный искусственный холм высотой четыре метра, чтобы уберечь храм от затоплений.

Как только значение церкви в жизни России начало уменьшаться, храмовая архитектура превратилась в штамповку. До недавнего времени строительство новых храмов было в основном попыткой довольно поверхностного переосмысления древних и классических образцов. Часто это большое количество золота, дорогих мозаик и мрамора. Идейно это несколько устарело — современным прихожанам хочется простоты, понятности и функциональности без излишеств.

фасады храмов и соборовДесятинная церковь в Киеве в 19 веке Фото: Wikimedia

В русской церкви появляется понимание, что штамповать копии больше не имеет смысла, что сам внешний вид храма может привлекать новые поколения. Например, в наше бюро обратился иеромонах Иона (Голов) с просьбой построить современный храм на Верейской улице, в котором молодому поколению будет комфортно. И эта задача вполне реализуема. Несмотря на то что православная церковь достаточно консервативна и на любую попытку отойти от традиционных форм смотрит с опаской, переосмысливать традицию в рамках современности необходимо. Минималистичность форм, использование инновационных, удобных, экологичных и износостойких материалов, добавление функциональной составляющей, облегчение декора позволяет не только не отойти от традиционного назначения церкви, но и сделать ее более удобной для прихожан. Кроме того, современные подходы решают много бытовых и эксплуатационных вопросов.

Ярко украшенный православный храм с роскошным внутренним убранством, множеством позолоты и росписи — это уже привычный для нас образ. Естественно, что минимализм не терпит такого количества деталей и декора. Поэтому возникает конфликт между современной тенденцией к минимализму и традиционной церковной роскошью. Разрешение этого конфликта лежит в том, чтобы найти грань между прошлым и будущим, не отпугнуть старшее поколение, но не потерять связь с новым поколением, которому дворцовое убранство уже не слишком понятно. Связать старшее и молодое поколение можно, совместив функциональность и изящность.

Тенденции мировой храмовой архитектуры XX и XXI веков

Мировая архитектура после эпохи модернизма стала тяготеть к простоте и функциональности — это характерно и для церковного зодчества. Например, паломническая церковь Нотр-Дам-Дю-О французского архитектора Ле Корбюзье. Эта капелла выполнена из бетона, и главным декоративным элементом внутри церкви, по сути, является свет. Ле Корбюзье заложил в архитектуру здания динамику. Стены изогнуты, испещрены множеством разноразмерных окон. Внутри — только белые стены, лавки, свечи и естественная игра света и тени. Часовня совсем маленькая, поэтому Ле Корбюзье вынес алтарь за пределы стен капеллы — под козырек изогнутой крыши. Так что службы могут проводиться прямо на улице. Между прочим, идеальное решение для пандемии.

фасады храмов и соборовКапелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Архитектор: Ле Корбюзье Фото: Immanuel Giel

Или работы японского архитектора Тадао Андо. Его протестантская Церковь Света — это небольшое прямоугольное здание из блоков необработанного бетона, отсутствие внутреннего декора, стоящие в несколько рядов лавки для службы. В восточной стене храма Андо разместил оконный проем в форме креста. Естественный свет, падающий на грубые стены церкви в разное время суток, создает невероятный эффект. Получается что-то очень глубокое, чувствуется связь человека с природой.

Если обратиться к православным храмам, построенным в логике функционализма, то это, например, Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр во Франции — целый комплекс строений в центре Парижа. Hа территории центра есть зрительный зал, парк, школа, книжные магазины, кафе и выставочные пространства. Перед архитекторами стояла сложная задача — вписать традиционное российское храмовое зодчество в застройку современного Парижа. Архитектору Жан-Мишелю Вильмотту это удалось. Фасад церкви выложен горизонтальными блоками из бургундского известняка, что создает достаточно четкий и минималистичный образ храма. Пять куполов церкви отлиты из композитных материалов, которые обычно применяются в аэрокосмической отрасли. Благодаря таким современным материалам купола получились легкими, но прочными.

фасады храмов и соборовСвято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр в Париже. Архитектор: Жан-Мишель Вильмотт Фото: Zairon

Прекрасный образец современного дизайнерского решения, который уже можно увидеть в Москве, — трапезная при храме Священномученика Антипы Пергамского. Не удивительно, что кафе-трапезная «Антипа» — теперь излюбленное место встреч столичных фланеров и зумеров, вне зависимости от их отношения к РПЦ. И это здорово — ходит человек в кофейню, покупает модный мерч, а потом и на службу, может, заглянет. А может, и не заглянет, но будет видеть, как оттуда выходят веселые прихожане и идут пить кофе за соседним столиком.

Проект храма на Верейской улице идет по этой же дороге: мы старались ответить на запрос современности, при этом не забывая о традициях. Форма здания — центрическая крестово-купольная с одной главой — отсылает к древнейшим русским церквям: Покрову на Нерли или церкви Спаса Преображения. Однако купол очень плавно переходит в барабан, кажется, будто крыша опускается до земли. Мы решили избавить храм от лишних деталей, освободили внутреннее пространство: чистые белые стены, отсутствие опор и перегородок, свечи, убранные в стенные проемы, которые служат подсвечниками, — все это создает ощущение свободы и спокойствия. Алтарная стена будет выполнена из стекла, эта часть храма как раз выходит на лес. Низкая алтарная преграда позволит прихожанам увидеть, что происходит за ней во время богослужения.

С помощью современных материалов можно освободить приход от лишних расходов — от ежегодного обновления фасада, кровли и стен церкви. Поэтому мы решили использовать бетон — он долговечен и его не надо обновлять. Мы также предусмотрели систему централизованной вентиляции, это поможет справиться с копотью от свечей, которая очень быстро накапливается на стенах храма.

Большое внимание уделили комфорту людей, что не очень характерно для русских церквей. На цокольном этаже будет гардероб, чтобы прихожанам не нужно было думать, что делать с верхней одеждой. На первый и подземные этажи будут вести пандусы для людей с ограниченными возможностями. На территории храма предусмотрена парковка, а церковная лавка вынесена за пределы основного здания, чтобы не отвлекать прихожан от их главной цели посещения церкви — общения с Богом.

фасады храмов и соборовХрам на Верейской улице в Москве. Проект Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Мне кажется, стоит помнить, что церковь — это не место для развлечений, но для внутреннего созерцания. Сюда мы приходим, чтобы выдернуть себя из жизненной суеты, остановиться, подумать о Боге, осознать себя, свою жизнь. Современные вау-эффекты в церкви совершенно не имеют смысла. И даже более того, мне кажется, что современная храмовая архитектура должна стремиться к простоте форм, отсутствию искусственного украшательства. А современные материалы должны служить комфорту прихожан, должны возносить их над всем бытовым и мирским. Церковь вряд ли превратится в место для селфи. Ведь цель посещения церкви не в том, чтобы поделиться со всеми знакомыми, что мы живем насыщенной духовной жизнью. Хочется верить, что цель посещения дома Бога намного глубже и важнее.

Источник

Об эволюции форм в архитектуре барокко. Фасады церквей. Часть 1.

фасады храмов и соборов

Другой пример протобарочного типа фасадов – ц. Санта Катарина деи Фунари, 1564 г.
фасады храмов и соборов

(Вёльфлин приписывал ее дела Порта, современные исследователи – Гвидетто Гвидетти). Внешне он может показаться «более барочным», нежели два предыдущих, за счет обильного декора. Но с точки зрения формы ничего не меняется – фасад по прежнему плоский, а окно на фасаде – круглое. Можно было бы здесь говорить о маньеризме, но уместно ли понятие «маньеризм» распространять на архитектуру? Скорее уж здесь речь должна идти о позденй фазе в развитии стиля, когда декору придается большее значение, нежели собственно архитектурным формам.
Сооружением, с которого принято вести повествование о стиле барокко является Иль Джезу.

фасады храмов и соборов

От предыдущих храмов он отличается в первую очередь размерами. Виньола преработал план классической базилики, превратив боковые нефы в ряд небольших капелл. Джакомо делла Порта, по проекту которого в 1575 г. был построен фасад привносит типично барочный элемент – ризалит в центральной части. Впрочем, здесь он акцентирован еще слабо.
Иль Джезу – один из главных иезуитских храмов, и это обстоятельство имело большое значение для последующего развития архитектуры. В 17 веке иезуиты приобрели огромное влияние во многих старанх мира и везде возводили церкви, так или иначе восходящие к Иль Джезу. Вот интересно, если бы роль иезуитов в истории не была бы столь значительной, или Иль Джезу была бы посторена в ином стиле – как бы стала архитектура развиваться?
Но вернемся в Рим.

фасады храмов и соборов

Развитие идей, заложенных в Иль Джезу можно видеть на примере ц. Санта Сусанна, работы Карло Мадерны (того самого, который построил фасад Сан Пьетро), 1597-1603. Та же рельефность фасада, ризалит и декоративные контрфорсы- волюты.

фасады храмов и соборов

Примечательно, что чуть позже строится церковь Санта Мария ин Валичелла (1605, арх. Фаусто Ругези), фасад которой выглядит куда строже. Тем не менее это именно барокко. И ризалит присутствует и овальное окошко, а контрфорсы становятся совсем уж символическими. Похоже, люди просто устали от пышности и обилия декора и захотели сделать передышку.

фасады храмов и соборов

Но передышка была недолгой. В 1626 г. по проекту Мадерны была достроена ц. Санта Мария делла Витториа, где он вернулся к тому, чего достиг в своей же Санта Сусанна.

фасады храмов и соборов

А вот Сан Инъяцио (1626, арх. Альгарди) представляет собой шаг вперед. Центральная часть фасада выступает столь сильно, что создается впечатление разомкнутого фронтона (еще одна характерная для барокко деталь, встречающаяся, впрочем и раньше).
Постепенно композиция фасада усложняется все больше.Изящное решение нашел Марио Лунги Младший в ц. Санти Винченцио э Анастасия около фонтана Треви (1650):

фасады храмов и соборов

Здесь как бы тройной ризалит, обрамленный колоннами. Забавно, что кое-кто из современных искусствоведов видит здесь обратную перспективу, впрочем она везде им мерещится.
Но к середине 17 века возможности дальнейшего развития идей, заложенных в Иль Джезу были исчерпаны. Оставалось только все больше и больше усложнять композицию фасада, как это сделано в Сан Андреа делла Валле (1650):

фасады храмов и соборов

Но на самом деле настоящее барокко только начиналось. В середине 17 века в Риме творили три великих архитектора, которые и определили лицо стиля на ближайшие полтора столетия, это Пьетро да Кортона, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Между тем, из италии такой тип фасада распространился в другие страны, во многом благодаря иезуитам.
Например, во Францию:

фасады храмов и соборов
Ц. Валь де Грас, Париж, 1646-1667
Во Фландрию:

фасады храмов и соборов

Брюгге, ц. св. Вальбурги. 1619-1643

фасады храмов и соборов

Лёвен.Синт- Михельскерк, 1650.

фасады храмов и соборов
Брюссель, ц. Иоанна Кркестителя, 1657-1576.

фасады храмов и соборов

Бальдассаре Лонгена. ц. Скальци, Венеция, 1656-89.

фасады храмов и соборов
А это уже Польша, Краков, ц. свв. Петра и Павла, 1605-1619. Построена итальянским архитектором Джованни Баттиста Тревано, В дикой Сарматии шли в ногу со временем. А все благодаря иезуитам.

фасады храмов и соборов

Костел Найсветейшего Салватора (Спасителя, надо полагать), 1640-е. А в Чехии зачем-то приделали к фасаду лоджию и получилось несколько нелепо.

Источник

Современная архитектура. Подборка храмов.

Рязань. Церковь Александра Невского на окраине.

Мурманск. Кафедральный собор:

Липецк. Часовенка в городском парке, украшенная солярными знаками. Утверждается, что 2002 год, хотя, может быть, она была воссоздана:

Саранск.
Кафедральный собор Святого Адмирала Ушакова (. ). Утверждается, что он безобразен по причине чрезмерной эклектичности, сочетаниям несочетаемого. Я не вижу этого. Исаакиевский собор тоже современники «чернильницей» называли.

Йошкар-Ола.
Часовня в центре города.

Йошкар-Ола.
Успенский собор. Возможно, воссозданный.

Йошкар-Ола.
Троицкая церковь, уникальная из-за своих национальных мотивов.

Гораздо более «современна» домовая церковь при епархии рядом с этим собором:

Волгоград. Собор Всех Святых на Мамаевом Кургане.
На мой взгляд, этот храм потянет на «шедевр». Особенно гениальна его композиция: храм-крепость, что отражает суть храма-памятника Сталинградской битве (а также «всем погибшим во всех войнах»).

Екатеринбург. Храм-на-Крови на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна Царская Семья в 1918 году. У храма очень интересное внутреннее убранство: отделка разноцветным уральским камнем и фаянсовые иконостасы.

Магнитогорск. Вознесенский собор.

Ханты-Мансийск. Воскресенский собор.

.Далеко не все из приведенных в подборке храмов кажутся мне удачными и интересными. Однако, все же налицо факт: в России построено довольно много храмов, время появление которых можно будет определить «на глаз» спустя 100-200 и более лет. В русской храмовой архитектуре появился узнаваемый стиль. Почему-то очень распространено мнение, что современная постройка хороша, если она выглядит так, как предки строили. А мне кажется, ценность новостроев именно в том, что предки бы так не построили (не уровень, а принцип имеется в виду).

Источник

Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Часть 2. Классицизм и русские традиции

Классицизм был новым направлением в искусстве, установленным на государственном уровне. В церковной архитектуре он, с одной стороны, требовал строгого соблюдения языка форм и пространственно-композиционных решений, с другой – не исключал определенной свободы творческих исканий, что и было широко использовано русскими мастерами. Это, в конечном итоге, несмотря на всю противоположность классицизма русским традициям, привело к созданию величественных и неповторимых по красоте памятников, обогативших и русскую, и мировую культуру.

Становление классицизма в России началось при Екатерине II.

Екатерина II стремилась, вслед за Петром I, перекроить русские традиции по европейским лекалам

На архитектуру и искусство этого времени повлияло множество различных факторов, которые лежали по существу за их пределами, но привели к кардинальным изменениям – смене «елизаветинского барокко» классицизмом. В первую очередь необходимо указать на глубокую неприязнь Екатерины к предшественнице на престоле: все, что было мило и дорого одной, другой не воспринималось и порицалось. Решающей причиной, повлиявшей на смену общеимперского стиля барокко классицизмом, стало желание Екатерины II перекроить, следуя по стопам Петра I, русские культурные и общественные традиции по европейским образцам и лекалам.

Говоря о русской архитектуре, не следует забывать вот о чем. Неоднократно исследовавшееся явление – «традиции русского храмостроительства» – имеет, вместе с тем, и такое малоизученное основание: русская архитектура (и церковная – не исключение) не один век после принятия христианства была представлена деревянным зодчеством. Это было естественно в силу природно-географического положения страны. Но дерево не только подвержено гниению, но и неустойчиво перед стихиями, прежде всего пожарами, которые бушевали, сметая буквально все. Поэтому не следует забывать, что деревянное зодчество было развито отнюдь не только на русской периферии. Так, в начале XIV века при Иване Калите деревянным был Московский Кремль. И даже при все более частом переходе (уже начиная с X–XI веков) на камень в храмостроительстве деревянная церковная архитектура продолжала существовать – и не только сохраняла сложившиеся строительно-инженерные традиции, но и создавала новые, в том числе и церковные. Вспомним, что в Кижах находится 22-главая 37-метровая церковь, построенная в 1714 году, то есть в расцвет петровских реформ. А это подлинный шедевр русской национальной храмовой архитектуры.

Для европейского самосознания того времени само понятие «традиция» стало чем-то архаичным

Тем не менее классицизм многое существенным образом изменил – не только в облике церквей, но и во всей архитектурной среде.

Храмовое строительство в Москве в правление Екатерины II было незначительным: в основном проводились ремонтные работы обветшавших построек. В Петербурге строительство все же велось.

Одним из немногих храмов, заложенных при Екатерине II в Петербурге, стал и Исаакиевский собор (третий по счету). Но из элементов нового стиля в этом соборе, пожалуй, было только одно – отделка стен мрамором. Подобные архитектурные задумки не могли в полной мере удовлетворить вкусы Екатерины, потому строительство двигалось крайне медленно: ко времени восшествия на престол Павла I храм был достроен только до сводов.

Искусственные «приживления» идей классицизма затронули так или иначе почти все древние русские памятники. Повальная перестройка храмов стала демонстрацией неразборчивого и нецелесообразного поглощения национальных архитектурных идей и образов европейской традицией: свое чуть ли не растворялось в небытии, однако и новое не выглядело сколько-нибудь органично и даже эстетично на древних постройках.

Интерьеры храмов «исправлялись» под классицизм, и нарушалась взаимосвязь росписей, естественного света и литургического священнодействия

27 августа 1801 года Александр I присутствовал при закладке Казанского собора в Петербурге, а спустя десять лет [38] он уже молился во время освящения этого поистине уникального сооружения, ставшего одним из красивейших зданий не только в России, но и в Европе.

Стасов попытался классицизм соединить с традицией: портики и колонны – с русским пятиглавием

В целом Александровская эпоха в культуре характеризуется серьезными внутренними противоречиями. В этот период произошло своего рода столкновение двух направлений – продолжавшегося классицизма и нарождающегося русского ренессанса. Разнородность идей, стилей, исканий, на наш взгляд, является одной из характерных черт архитектуры и изобразительного искусства России этого времени.

При всех противоречиях процесса адаптации идей классицизма к, так сказать, «русским условиям», здесь были – и это необходимо подчеркнуть – и позитивные моменты. Русские мастера, в кратчайшие сроки освоив идейно-художественные, технические и инженерные основы и приемы классической архитектуры, создали равные своим европейским аналогам образцы, что значительно продвинуло русское искусство, в том числе и церковное, вперед. А такие великолепные храмы, как Казанский и Исаакиевский, стали поистине мировыми шедеврами. И вполне уместно говорить об эпохе классицизма в России как о «русском классицизме» – уникальном и неповторимом явлении мировой культуры в целом.

[1] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 452; см.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. Минск, 2005. С. 478.

[2] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 190; См.: Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 159.

[3] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 252.

[4] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб., 2002. С. 65–66, 80.

[5] См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 266.

[6] Тут необходимо упомянуть многие архитектурные и инженерные новации, примененные Аристотелем Фиораванти при возведении Успенского собора Московского Кремля, или архитектурно-художественные элементы, примененные Алевизом Фрязиным Новым при строительстве Архангельского собора Московского Кремля.

[7] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 50–51.

[8] Лихачев Д.С. Великая Русь. История и художественная культура. М., 1994. С. 347.

[10] См.: Олейников А. Политическая экономия национального хозяйства. М., 2010. С. 26.

[11] См.: Швидковский Д.О. Культура просвещения и русская архитектура второй половины XVIII века // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 95.

[12] См.: История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 272–283.

[13] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. // Архитектура в истории русской культуры. С. 114.

[14] Ярким примером сохранения лесных массивов в черте города могут послужить: несохранившийся древнейший храм в Московском Кремле Спаса «на бору» (1330), храм святителя Николая «в кленниках» (1657) или новгородский храм святителя Николая «на липне» (кон. XIII в.).

[15] Свидетельства о подобной застройке находим в наименовании улиц и переулков в старой части Москвы, не подвергшихся генеральной перестройке после пожара 1812 года.

[16] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. С. 116.

[17] В 1775 г. Россия была поделена на 50 единообразно устроенных губерний, объединяющих по 8–12 уездов. По новому положению было учреждено: 50 губернских, 493 уездных и 86 заштатных городов. Для решения градостроительных и архитектурных задач в новых условиях еще в 1763 г. была создана «Комиссия о каменном строении», которую возглавил сенатор И.И. Бецкой (1704–1795). К концу XVIII века было разработано в общей сложности 305 генеральных планов переустройства русских городов.

[18] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 275.

[19] Делокаров К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций // Синергетическая парадигма. М., 2003. С. 20.

[20] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 40.

[21] См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 195–203.

[22] Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013. С. 13; См.: Древнерусское искусство. М. 2012. С. 17; Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 2001. С. 120.

[23] Попова О.С. Пути византийского искусства. С. 21.

[24] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 250.

[25] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. С. 108.

[26] Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 249; См.: Попов В.Г. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. М., 2010. С. 33–36.

[27] Дудина Т.А., Никитина Т.И. Каменное узорочие Москвы. М., 2006. С. 214; См.: Донской ставропигиальный мужской монастырь. М., 2014. С. 14.

[28] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 120.

[29] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 219; См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 75.

[30] Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 481; Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 498.

[31] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 306; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 140.

[32] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 18; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 84.

[33] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 149; См.: Русское искусство XIX – начала XX века. М., 1972. С. 9.

[34] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 304.

[35] Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 146; Щенков А.С., Шеко Е.Д., Щенкова О.П. Об идее храма в архитектуре русского классицизма // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000. С. 86.

[37] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 233; См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 139; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 77.

[38] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 160.

[39] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1966. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. М., 1996. С. 169.

[40] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. С. 169.

[41] См.: Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 536; Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 120; Памятники архитектуры Ленинграда. С. 460.

[42] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 23; Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 574; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 285.

[43] История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. М., 1963. С. 177.

[44] См.: Катаев Н. Пожар Москвы // Отечественная война и русское общество. Т. 4. М., 1912. С. 148.

[45] Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206.

[46] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 287; История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. С. 240; Русское искусство XIX – начала XX века. С. 16.

[47] История русского искусства. Т. XVIII. К. 2. С. 187.

[48] Об архитектуре 20–30-х годов XIX века И.А. Фомин писал: «Все проекты современников Стасова похожи один на другой, словно их сочинило одно лицо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *