феодотьевская икона божией матери в рязани
Празднование в день Феодотьевской иконы Божией Матери
Феодотьевская икона – чудотворный образ, почитаемый многими верующими в Рязанской области и далеко за ее пределами. В 1487 году он был обретен в Спасской земле, в деревне Торчино. По преданию, эта икона была написана на Афоне, и до разорения Рязани Батыем пребывала там. В водовороте сражений и страшных потерь тех лет следы образа теряются, и лишь в Торчино он был явлен вновь. Тогда населенный пункт был деревней, относился к приходу соседнего села Феодотьево, поэтому эту икону Божией Матери назвали Феодотьевской.
Ежегодно в день празднования иконы, 15 июля, в Спасской земле проходят торжества, на которые приезжают верующие со всей области.
В этом году в день праздника литургию в Архангельском храме села Михали совершил глава Рязанской митрополии, владыка Марк. После литургии духовенство и верующие традиционным крестным ходом с чтимым списком чудотворного Феодотьевского образа отправились на место чудесного явления иконы – к селу Торчино, где был совершен молебен. Отметим, что расстояние, которое должны были преодолеть богомольцы под палящим солнцем, составляет около 8 км! Немногие из пришедших на праздник не побоялись разделилить радость подвига и тяжелой дороги и вместе с архипастырем проследовали весь путь.
Близ Торчино сейчас действует храм Ризоположения, освященный в 2013 году. Хотя и прежде стараниями местных жителей здесь возводили церковь. Первую, в честь Ризоположения, потом перенесли в Феодотьево, где в то время уже был еще один, Успенский храм. Позже на месте обретения иконы построили часовню, а в начале ХХ века, по настоянию местных жителей, желавших иметь свой храм, была возведена церковь, которую освятили в честь святителя Николая. Но все эти храмы были разрушены в ХХ веке.
Феодотьевская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, о которых свидетельствовали как частные лица, так и целые приходы – в том числе о прекращении страшных эпидемий чумы. Чудотворный образ пребывает сейчас в Архангельском соборе Рязанского кремля. А в Феодотьево, где был выстроен в наше время храм, посвященный иконе, верующие могут поклониться и помолиться у образа – одного из новых списков, с которым, по утверждению местных жителей, также уже связаны несколько чудесных явлений.
Жители Спасской земли никогда не забывали о той помощи, которая приходила и приходит по молитвам к Божией Матери перед Ее Феодотьевским образом. Даже в советские годы поток молящихся к месту, где была явлена икона, не иссякал. И ныне верующие глубоко почитают свою святыню и всегда участвуют в ежегодных торжествах в день ее празднования – в литургии, крестном ходе и молебне.
Феодотьевская икона божией матери в рязани
Это одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю – Феодотьевская икона Божией Матери, празднование которой совершается 15 июля (по новому стилю). Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от этого образа.
Образ находился в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. Именно пред ней возносили свои молитвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя в 1237 году. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла.
Вновь икона явилась в 1487 году недалеко села Феодотьево (сейчас это село Федотьево Спасского района), неподалеку от прежней столицы Рязанского княжества. По месту своего явления икона и получила новое название – «Феодотьевская».
В 1611 году рязанский епископ Феодорит, уповая в Смутное время более всего на предстательство Божией Матери, решил «поновить» этот чудотворный образ. Икона была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения. С мыслью о победе Православия, владыка благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго Креста Господня» («Святой царь Константин и святая царица Елена»). В том же году, по повелению владыки, с чудотворного образа сняли две копии.
Эти списки были сделаны так, чтобы максимально походить на чудотворный образ. Один из них был торжественно встречен клириками Борисо-Глебского храма, второй – послан в церковь села Феодотьево.
По воле святителя Феодорита на списке для Борисо-Глебской церкви на оборотной стороне на красном фоне так же, как и на чудотворной иконе, было изображено «Воздвижение Честнаго Креста Господня». Под изображениями святых Константина и Елены сделана надпись, вкратце рассказывающая историю образа.
Чудеса продолжали совершаться и на новом месте. Так, например, в 1771 году, во время свирепствовавшей моровой язвы, Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, после чего несчастье прекратилось.
Жители Рязани весьма почитали Феодотьевскую икону, и перед ней всегда бывало множество молящихся. Ее часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела. Не раз во время засухи с ней совершали крестный ход, и бездождие прекращалось.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах ХХ столетия следы первообраза затерялись. Сейчас древняя Феодотьевская икона находится в епархиальном музее «Древлехранилище» в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Игорь Евсин о рязанской Феодотьевской иконе
Из книги «Торчино, Мокрицы, Феодотьево».
В середине пятнадцатого века Мокрицы, Торчино и близлежащие селения были вотчиной, то есть наследственной землей принадлежащей Великому Рязанскому князю Ивану III, по прозвищу Третной. Это прозвище имеет своё происхождение от слова треть. (По мнению историка Д. Иловайского в давние времена рязанское княжество делилось на трети). При Иване Третном и произошло явление чудотворной иконы близ села Торчино на поле, которое называли «Старое».
В народном предании жителей Мокриц и Торчино говорится, что она привиделась одному иноку во сне. Но тот не обратил на этот сон внимания. Тогда икона вновь явилась этому иноку. Какой-то голос даже указал место, на котором следует обрести её. Это было «Старое» поле в четырёх верстах от Торчино. Голос сказал, что икона находится в земле под берёзой. Наутро инок рассказал о своём сне отцу. Они взяли лопату, пришли на «Старое» поле и, копнув землю под берёзой, обнаружили икону Божией Матери.
А в предании, записанном в несохранившейся церковной летописи Успенского храма села Федотьево была другая версия обретения иконы. Согласно ей повеление обрести икону было во сне не иноку, а сельскому мальчишке. Сама Богородица явилась ему во сне и наказала выкопать икону из земли на поле близ Торчино. Мальчишка рассказал об этом сне родителям, и они вместе пошли на поле и обрели чудотворную икону.
Перенесена она была, по всей видимости, в Успенскую церковь села Федотьево. Весть об этом тотчас разнеслась по округе. Жители Мокриц и Торчино стали стекаться к новоявленной иконе Божией Матери для молитв. И тогда же по молитвам пред ней больные стали получать исцеления, скорбящие утешения, нуждающиеся помощь. Весть о чудотворной иконе достигла рязанского арихиерея Симеона. Он принял решение перенести её в Успенский (Ныне Христорождественский) собор Переяславля Рязанского для «ограждения и спасения» города. Что и было исполнено со всеми торжественными почестями.
Феодотьевская икона Божией Матери стала главной святыней Переяславля Рязанского. В молитвах пред ней преклонялись рязанские архиереи, великие рязанские князья и русские Цари, посещавшие Рязань. Православный народ во множестве стекался к чудотворному образу, получая от него благодатную помощь.
Не остались без утешения и жители Торчино Мокриц и Федотьева. Рязанский Архиепископ святитель Феодорит повелел сделать с Феодотьевской иконы два точных списка, один из которых подарил Успенской церкви села Федотьева. Кроме того, как сообщали в 1870 году «Рязанские епархиальные ведомости» (№12) владыка Феодорит торчинцам и федотьевцам «ради взятой от них иконы, пожаловал милостивую грамоту, по которой навсегда освободил их от церковной дани, оброка и всяких податей».
К сожалению, грамота эта со временем утерялась и власти снова стали брать налоги с Феодотьевской волости.
Со своей стороны жители Торчино, Мокриц и Федотьево почтили место явления чудотворной иконы тем, что в 1720 году построили на месте её явления Ризоположенский храм. Ведь икона явилась именно на праздник положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Риза, по древнерусски, это одежда, облачение. По-гречески – покров. Согласно церковному преданию Божия Матерь перед Успением подарила свой головной покров и пояс одной девице. А та, завещала её другой девице в своём роду. И передавалась риза Богородицы в этом роду от одной девы к другой. В 458 году она была перенесена Константинополь и положена в храм, который находился в предместье этого города – во Влахерне. Благодаря ризе или покрову Богородицы Константинополь не раз был спасаем от нашествия врагов. Согласно одному из списков с документов в 910 году город избавился от нападения сарацинов, а согласно другому от россов. Если так, то в России на Покров празднуют, по сути, своё поражение. Причём праздник Покрова существует только у нас. Вот настолько русские чтят Пресвятую Богородицу!
Икона Богородицы Феодотьевская
Празднование
История
Святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом «Старое», близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1611 году по распоряжению архиепископа Рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево.
Летописи зафиксировали чудесные исцеления силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили как по городу, так и по окрестным селениям. Если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то в нём моровая язва совершенно не появлялась во всё дальнейшее время; если же дом был уже заражён моровой язвой, то она немедленно прекращалась.
Другой разительный случай чудесного исцеления от иконы Богородицы относится к 1812 году. В доме одного жителя Рязани, отставного сержанта, лежала его больная свояченица Ксения. Она сильно мучилась болезнью глаз и в продолжение 13 недель не могла ничего видеть. 19 марта 1812 года в соседний дом была принесена Феодотьевская икона.
Сестра болящей Ксении пошла туда, чтобы попросить позволения принести икону и в свой дом. В это время Ксения как будто задремала и увидела во сне какую-то незнакомую женщину, которая сказала ей: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая Гостья, и ты увидишь Её». Больная ответила: «Как же я могу увидеть Её, если я ослепла». «Поверь мне, ты Её увидишь», — снова подтвердила неизвестная женщина. Больная после этого очнулась и недоумевала, что бы значило это видение. Вскоре принесли чудотворную икону и начали служить молебен с акафистом. Во время чтения акафиста ресницы у больной стали вздрагивать, а при чтении кондака «О, Всепетая Мати» глаза её внезапно раскрылись.
Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону, и перед ней всегда бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Не раз во время бездождия с ней совершали крестный ход, и бездождие прекращалось.
Празднование этой иконе (2 июля по старому стилю) установлено в 1618 году, в память избавления Рязани от нашествия разбойничьих отрядов запорожских казаков.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах ХХ столетия следы первообраза затерялись. Возможно, икона находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки (копии), также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области, другой — в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.
Феодотьевская икона Божией Матери
Феодотьевская икона Божией Матери — одна из самых чтимых святынь города Рязани, неоднократно избавлявшая город и окрестности от многих напастей, от бездожия, моровой язвы, нападений вражиих. Перед ней всегда бывает множество молящихся.
История образа: Согласно местного предания, икона «Одигитрия» была принесена в старую Рязань еще до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем с Афона и находилась в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. В декабре 1237 года город был разорен и сожжен до тла Батыем. Икона исчезла.
Икона Божией Матери была явлена в 1483 году в окрестностях Рязани. Произошло это в пустынном месте, которое прозывалось местными жителями «Старое поле», близ села Феодотьево (ныне село Федотьево Спасского района Рязанской области), по которому образ и получил свое название.
Старое поле находится между селами Торчино и Федотьево, причем географически ближе к Торчино, чем к Федотьево, но так как Торчино входило в приход Успенской церкви села Феодотьево, то икону назвали Феодотьевской (Федот по церковно- славянски — Феодот).
О подробностях обретения иконы предание умалчивает, но святой образ сразу ознаменовал себя чудесами и исцелениями, поэтому чудотворная икона сия в 1611 году была перенесена в город Рязань и поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, с подобающей ей честью.
С Феодотьевской иконы Божией Матери в 1611 году, по благословению Рязанского архиепископа Феодорита, была сделаны две копии, по образу и подобию чудотворной иконы. Одна из них была послана в село Феодотьево, где она почиталась местными жителями не меньше, чем первообраз. Этот список XVII века сохранился. Пребывает он не в самом Федотьево, а в церкви Вознесения Господня в городе Спасск-Рязанский.
Место обретения Феодотьевской иконы местные жители тоже почтили. В 1720 году на Старом поле был построен Ризоположенский храм. Название его связано с тем, что Феодотьевская икона Божией Матери явилась именно на праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Позднее этот храм упразднили, разобрали и перенесли в Феодотьево, в котором на момент революции 1917 года было два храма: Успенский и Ризоположенский, а в Торчино церковь в честь святителя Николая. Новая власть уничтожила их все. Чудотворный список Феодотьевской иконы жители спасли.
Хранили святыню, передавая из рук в руки, благоговейно и бережно все годы революционного лихолетья, Великой Отечественной войны, Хрущевского богоборчества. Когда храмы уничтожили, люди ходили молиться под открытым небом на место обретения образа, особенно в военные годы. Они были убеждены, что Пресвятая Богородица их слышит.
В 2007 году на средства благотворителя на Старом поле был воздвигнут новый Ризоположенский храм. В народе ходят легенды о чудесах, происходивших во время его строительства. Один работник, ночевавший в храме, видел каждую ночь свет в алтаре. Попасть в эту церковь не так-то просто: добраться до Торчино можно только летом, да и то в сухую погоду.
В Федотьево же на месте разрушенной Успенской церкви построена новая — в честь Феодотьевской иконы Божией Матери, и хоть чудотворного списка XVII века сейчас здесь нет, это не расстраивает местных жителей. Они верят, что это место так намолено, что все здесь становится чудотворным. В начале 2000 годов для храма изготовили копию Феодотьевской иконы, которая в 2007 году замироточила.
Другой список иконы 1611 года был передан в Борисо-Глебский храм, ныне кафедральный собор города Рязани. Здесь пребывает сейчас более поздний список чудотворного образа, так как первоначальный был утерян. На обратной стороне иконы была сделана надпись, повествующая об истории обретения иконы и истории написания списка.
Феодотьевская икона в городе Рязани была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения. В том же 1611 году Владыка Феодорит благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня» («Святые благоверные Константин и Елена» ). В 1714 году икона была поновлена.
Феодотьевская икона Божией Матери, XV век
О первообразе ничего не известно. Согласно историческим документам, при закрытии Успенского собора в 30-х годах ХХ века была составлена опись изъятых ценностей, среди которых называлась Феодотьевская икона Божией Матери, с дополнением, что она сильно пострадала от времени, но, где она сейчас, данных нет.
Хотя появились сведения, что чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, первообраз, находится в запасниках историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» (книга Игоря Евсина «Торчино, Мокрицы, Феодотьево», о рязанской Феодотьевской иконе http://www.ruskmir.ru/2016/10/novye-chudesa-ot-feodotevskoj-ikony/ ).
В 1997 коду в 510-ю годовщину явления Феодотьевкой иконы Божией Матери была освящена 15 июля часовня на месте явления образа и был совершен крестный ход в Торчино, оттуда в Михали, где к тому времени стал действовать и возрождаться храм в честь Архангела Михаила.
После молебна в этом храме крестный ход пошел в Старую Рязань. Местночтимая Феодотьевская икона Божией Матери торжественно, с пением Богородичных молитв была обнесена по периметру разрушенной татарами столицы древнего Рязанского княжества. Торжества завершились в Спасске.
Так началась традиция крестных ходов с местночтимым Феодотьевским образом Божией Матери, которые по благословению рязанского архиерея владыки Павла стала организовывать рязанская общественная организация «Истоки». В настоящее время крестные ходы проходят ежегодно 15 июля. Они начинаются из Федотьева и Михали и завершаются на месте явления чудотворной иконы, где в 2003 году был установлен поклонный крест.
Чудотворения: Чудесные исцеления силой Божией Матери продолжали совершаться от Ее образа как в городе Рязани, на новом месте нахождения, так и в селе Феодотьево. В 1771 году повсеместно свирепствовала моровая язва, уносившая тысячи жизней.
Феодотьевскую икону носили по городу Рязани и по окрестным селам, заносили в дома, уже пораженные болезнью, служили молебен и акафист, и болезнь тотчас отступала. Если заносили в дом, в который болезнь еще не была занесена, то в нем она и не появлялась. Город был спасен.
Не менее замечательный случай помощи Пресвятой Богородицы произошел в 1812 году. В доме одного жителя Рязани лежала больная свояченица Ксения, страдавшая от болезни глаз, в результате которой она практически потеряла зрение и терпела сильные боли.
19 марта 1812 года в соседний дом, по просьбе в нем проживающих, была принесена Феодотьевская икона Божией Матери, по заведенному в Рязани порядку, когда во во время важных или сложных жизненных ситуаций в домах жителей совершался перед святой иконой молебен с акафистом.
Сестра болящей пошла в соседний дом с просьбой занести икону и в свой дом, а сама Ксения задремала и увидела незнакомую женщину, предлагавшую ей встать и встречать Великую Гостью, Которая дарует ей избавление от болезни и прозрение. Ксения пробудилась в недоумении и тревоге.
Вскоре принесли чудотворную икону и начали служить молебен, а затем акафист. При чтении кондака «О, Всепетая Мати» глаза больной внезапно раскрылись, и она увидела ясно свет и все окружающее. В величайшей радости болящая повторяла «Слава Богу! Слава Богу!…».
Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Поясное изображение Божией Матери, держащей на левой руке Богомладенца. Предвечный Младенец изображен почти фронтально. Он правой рукой благословляет, а левой держит свиток. Лики написаны на золотистом фоне, краски очень теплые. Икона небольшого размера.
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий, от моровых поветрий, о благословении на брак детей.
Празднование: Празднование было установлено в 1618 году — 2 / 15 июля.