фигурное катание методика обучения
Г лава 6. Начальное обучение фигурному катанию
С овременный высокий уровень развития фигурного катания на коньках предъявляет особые, весьма высокие требования к процессу начального обучения фигуристов. Известно, что именно этот этап во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сверхсложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т. п.
Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная подготовка к изучению совершенного владения коньком, обязательных фигур, шагов, спиралей, вращений и прыжков, т. е. всего комплекса движений фигуриста. Необходимо, чтобы при овладении простейшими элементами фигуристы имели представление о наиболее рациональных перемещениях по катку, расположении элементов на площадке, умели логично соединять элементы различных групп (разбег — прыжок, прыжок — вращение и т. д).
Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и специальной физической подготовки (см. главу XIII), Важное значение имеет также овладение основами эстетики катания. Только многогранное развитие двигательных качеств и навыков может позволить фигуристу в дальнейшем свести к минимуму число так называемых слабых мест подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Наряду с занятиями общей и специальной физической, хореографической и другими видами подготовки наиболее важное место для новичков имеет специальная техническая (ледовая) подготовка.
Обучение катанию на коньках. Оно начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д.
Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку (рис. 12). При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение.
Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик (рис. 12), в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.
Рис. 12. Упражнения начинающих фигуристов на льду |
К числу движений, вызывающих определенные трудности у новичков, относятся толчки. Для овладения ими рекомендуются: имитация толчков с опорой на скользящий впереди предмет (рис. 13), а также отталкивание от бортика в двухопорном и одноопорном положении, толчки на дальность скольжения. Овладению правильным толчком способствует упражнение «самокат», при котором толчок постоянно выполняется одной ногой со скольжением на опорной, руки в стороны.
Рис. 13. Упражнения для обучения скольжению |
Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения.
Распространенными видами торможения являются остановки; способами «полуплуг», «плуг», ребром конька в одноопорном положении (рис. 14). При торможении первым способом занимающийся выносит ногу вперед, разворачивает стопу поперек движения. Торможение осуществляется давлением на внутреннее, ребро конька. В момент выполнения торможения ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая.
Рис. 14. Различные способы торможения |
Способ «плуг» по своей технике схож с торможением «полуплуг». Отличие состоит в том, что торможение осуществляется обоими коньками. В момент торможения занимающийся сгибает ноги, поворачивает их носками внутрь и нажимает на внутренние ребра.
Остановка ребром конька в одноопорном положении сложна для новичков. Это объясняется необходимостью выполнить плавный переход от скольжения к торможению. Принцип выполнения торможения такой же, как и в способе «полуплуг». Указанные способы остановок применяются при выполнении скольжения вперед. Встречающиеся в практике способы торможения — носком, пяточной частью — неправильны, часто приводят к нежелательным навыкам. Так, например, использование носковой части конька для выполнения не только торможения, но и толчка является грубой ошибкой и противоречит правилам. Торможение пяточной частью конька в большинстве случаев неэстетично и затрудняет дальнейшее освоение приемов правильного торможения ребрами конька.
Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела.
Дуги. Подготовка к исполнению обязательных фигур связана в первую очередь со скольжением по дугам, кривизна которых соответствует кривизне обязательных фигур, скольжением по спиралям и кривым, близким к окружности. Юных фигуристов нужно ознакомить с понятием о продольной и поперечной осях фигуры, линиях «коридора» и другими характеристиками геометрии обязательных фигур. Хорошо, если скольжение по дугам выполняется с различными положениями рук и свободной ноги.
Перетяжки. Овладение перетяжками, начинается с имитации на месте с помощью тренера. Затем исполняются змейки на двух ногах, кривизна которых соответствует кривизне перетяжки. Хорошо, если на льду есть ориентиры: комочки снега, фишки, флажки. В дальнейшем переходят к имитации перетяжки при скольжении с помощью тренера и без него.
Тройки. Это наиболее простые повороты. Имитация тройки на месте, в движении с фиксацией положения тела до и после выполнения тройки относится к начальному этапу разучивания. Выполнение тройки как элемента произвольного катания способствует быстрому ее овладению.
Для подготовки к исполнению петлевых фигур скользят по маленьким полуокружностям и окружностям, близким по размеру росту юного фигуриста.
Шаги. Наиболее распространенной разновидностью шагов является перебежка. Упражнение служит хорошим средством для набора скорости скольжения, является связующим элементом в программе. Первые попытки выполнения упражнения иногда приводят к ошибкам. К ним в первую очередь относятся толчки носком и вертикальные перемещения туловища. Упрощенным вариантом перебежки является перебежка, выполненная с двухопор-ным скольжением на четыре счета. К простейшим шагам относятся: беговые шаги, троечный и четырехшажный переход, а также серии других шагов. Комбинации этих элементов необходимо постоянно усложнять, подбирая те из них, которые способствуют овладению выраженной реберностью скольжения, заставляют скользить по крутым дугам разной конфигурации.
Спирали. Для овладения ими рекомендуются скольжение на двух ногах с переходом в циркуль вперед-внутрь и назад-внутрь, полуласточки, скольжение в приседе, пистолетик, ласточки, кораблик на согнутых ногах.
Вращения. Разучивание этих важных элементов начинается с простых вращений, выполняемых на двух ногах с места и за-тем с небольшого разбега из положения выпада. Основное внимание должно быть уделено обучению центрованности и скорости вращения. В дальнейшем из вращения на двух ногах переходят к вращению на одной: левой и правой.
Прыжки. Разучиванию этой важнейшей группы движений предшествуют простейшие прыжковые упражнения: подскоки на месте, в движении, по прямой, перепрыгивание с одной ноги на другую, прыжки через снежный валик. Далее следуют прыжки на двух ногах вполоборота, вполоборота с двух ног на одну, серии этих прыжков («блинчики»). Рекомендуются прыжки с бортика (высота 10—20 см) с двух ног на одну, прыжки с бортика вполоборота с двух ног на одну, подскоки разных видов. Овладению прыжками с большим числом оборотов способствуют: прыжки на двух ногах в один оборот, выполняемые из скольжения вперед и назад, перекидной «козлик», сальхов с двухшажного подхода, по-луфлип.
Расположение элементов на площадке. С первых шагов на льду необходимо изучать различные формы разбега к прыжкам, разнообразные подходы к вращениям. Умение располагать шаги, спирали, прыжки и вращения на площадке очень важно для фигуристов любой квалификации. Обязательной частью занятий с начинающими должно быть объяснение основных правил расположения элементов на площадке, их ориентации по отношению к судейскому бортику.
Формирование эстетических основ связано в первую очередь с обучением исполнению элементов под счет, метроном,музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а затем с более сложным. Другая сторона этого процесса — овладение комплексом основных хореографических упражнений в зале и. на льду (см. главу V).
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основной формой учебно-тренировочной работы при начальном обучении являются групповые занятия в зале, на спортивной площадке, на льду. Время занятий — 45—60 мин с обязательным 10—15-минутным перерывом. При организации и проведении занятий необходимо учитывать возраст занимающихся, их индивидуальные особенности.
Когда юный фигурист приступает к занятиям на льду, целесообразно дать ему походить по хорошо утоптанному снегу вперед, назад, в стороны, сделать приседания на месте для того, чтобы обрести уверенность. С первых же шагов на льду самое пристальное внимание должно быть уделено осанке фигуриста, так как первые попытки часто приводят к падениям. Необходимо, чтобы внимание занимающихся было обращено на поддержание рационального положения тела, предотвращающее травмы. Ноги должны быть согнуты, руки слегка вытянуты вперед. При этом недопустимо акцентировать внимание на самом факте падения и тем более его разучивании. Фигуриста с первых же шагов необходимо готовить к четкому и стабильному выполнению элементов, а не к «спасительному» падению при ощущении малейшего неудобства.
Изучение основ фигурного катания должно осуществляться в последовательности, предусматривающей одновременное изучение упражнений со скольжением вперед и назад, включением в каждое занятие упражнений из различных групп движений.
В отдельных случаях обучения необходима помощь тренера. Катание с тренером или опытным фигуристом позволит юным фигуристам уточнить характер движений изучаемых упражнений, предотвратит возникновение неправильных навыков, травм.
Чрезвычайно важно использование в процессе обучения игрового метода. Посредством игр, в которых должны присутствовать изучаемые элементы, совершенствуются навыки катания на коньках, воспитывается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. Ниже дается описание нескольких простых игр.
Эстафетный бег на коньках. Группа делится на несколько команд в зависимости от количества занимающихся. Ребята бегут до условного места. Выигрывает команда, быстрее всех преодолевшая расстояние.
Эстафетный бег можно усложнить по мере освоения программного материала ходами скольжения вперед, назад, прыжками через препятствия. Здесь также можно рекомендовать бег по прямой на скорость, задание с усложнением: первая половина расстояния — скольжение вперед, вторая — скольжение назад.
«Слалом» (разновидность эстафетного бега). Каждый участник команды должен объехать флажки с правой и с левой стороны поочередно. Эти флажки расставляются перед каждой командой. Целесообразно чередовать бег вперед, назад, шаги.
На льду можно проводить игры, составленные из регламентированных двигательных действий, являющиеся упрощенным вариантом круговой тренировки, так называемой цепочки. Занимающиеся должны выполнить обусловленные заранее задания в определенной последовательности в обозначенных местах ледяной площадки. Упражнения выполняются от ориентира до ориентира. Вот примерный перечень таких заданий: дуги вперед-наружу, фонарики, змейка, прыжок с двух ног на две в скольжении вперед, вращение на двух ногах с небольшого разбега, остановка (любым способом).
Лучше, если выполнение игровых заданий осуществляется поточным способом, чтобы повысить плотность занятий.
В начальном периоде обучения целесообразно соблюдать принцип симметричного исполнения упражнений. Фигурист должен стремиться делать попытки выполнять основные упражнения в обе стороны как на левой, так и на правой ноге. Соблюдение этого правила способствует равномерному и разностороннему физическому развитию фигуриста. Соблюдая принцип симметричности в начальном обучении, можно легко и естественно разделить фигуристов с правым и левым вращением.
Существенное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии могут возникнуть переутомления, что отрицательно влияет на развитие организма.
Важным моментом начального обучения является постоянный педагогический и врачебный контроль, а также текущая оценка успеваемости. Это позволяет занимающимся судить о росте своего мастерства от занятия к занятию.
Необходимо подчеркнуть особо важную роль тренера в подготовке и воспитании начинающих фигуристов. От его повседневной вдумчивой работы во многом зависит не только успешное овладение основами фигурного катания, но и формирование личности начинающего фигуриста.
Какими бывают методики фигурного катания? Особенности и нюансы
Обучение начинающего или ребенка азам фигурного катания имеет массу акцентов, правильно расставить которые под силу только весьма опытному тренеру. Разумеется, есть особенности, которые может понять только руководитель секции. Рассмотрим методы, которые используются и применяются в фигурном катании.
Начало обучения
Для того, чтобы «вылепить» из малыша способного фигуриста, одного горячего желания родителей мало. Необходимо для начала помочь ребенку освоить начальные техники катания. Начинается все с обучения уверенно держаться на льду. Для этого тренер использует специальные опоры, которые ученик передвигает перед собой на ледовой поверхности. Обычно это нужно начинать в возрасте 4-5 лет: к этому времени ребенок уже физически и психологически достаточно развит, чтобы понимать, что от него требуется. Обучение в среднем длится 1-2 года – в зависимости от способности ученика. Обычно все проходит в игровой форме: дети учатся передвигаться по льду, состязаются в беге, упражнениях на ловкость и выносливость. Здесь важно отследить правильность выполнения упражнений – ибо даже неверно взятый угол будет тормозить в дальнейшем все развитие и обучение.
Если ученику не суждено стать профессиональным спортсменом, обучение стоянию на коньках, а затем и катанию только положительно скажется на его физической форме и общем развитии. В целом обучение должно проходить в непринужденной форме, но ни в коем случае не в формате принудиловки.
Второй этап – обучение
Тренировки в привычном понимании этого слова – этот период начинается тогда, когда у ребенка появляется уверенность в передвижении, он свободно и правильно выполняет все упражнения: поворачивается во время движения, скользит вперед и назад, освоил небольшие прыжки, может перемещаться на одной ноге и пр. С этого момента, собственно говоря, и начинается непосредственное обучение фигурному катанию.
Что осваивают дети в процессе обучения?
В первую очередь – это переход на «ты» с собственными коньками. Коньки – основной инструмент фигуриста, и пока он не научится свободно владеть ими, ни о каком прогрессе не может быть и речи. Скольжение на ребре конька – базовое упражнение, с которого начинают освоение фигурного катания. Для этого ученики разучивают следующие упражнения:
Все эти упражнения необходимо освоить прежде, чем начинать выполнение кругов (сначала простых, а затем сложных). После чего можно переходить к тройным скольжениям и перетяжкам.
Третий этап – хореография
В фигурном катании без хореографии не обойтись. Помимо освоения различных техник, ребенок должен освоить и танцевальные упражнения. Это направлено на развитие пластики, грации, ловкости и гибкости. В сочетании с технической стороной вопроса это даст только положительный результат. Особенно если вводить элемент игры и чередовать его с этапами технических упражнений.
Основные ошибки обучающегося
Первое и основное, чего стоит избегать как тренеру, так и ученику – это подражание. Дети – это губка, впитывающая все, что происходит вокруг. И копирование ими манер, реплик и особенностей поведения взрослых – это своего рода методика познания мира, его освоение. Однако в фигурном катании это не срабатывает. Подражание технике опытных спортсменов обычно приводит к зажатости ребенка (особенно если у него не получается правильно выполнить упражнение), приверженности к механическому выполнению упражнений.
Методика обучения в фигурном катании
Методика обучения в фигурном катании. Как проходят занятия по фигурному катанию
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения в фигурном катании»
Министерство образования Калининградской области государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»
Методика обучения в фигурном катании
Презентацию выполнила студентка III курса группы Т12-16 Федорчук Екатерина
Фигурное катание — конькобежный вид спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов под музыку.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.
В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.
Особенности в обучении
Выполнение обязательных фигур связано с начертанием на льду рисунка. В силу этого главным в методике обучения должно стать воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности и точности при условии совершенного владения движениями.
Другая особенность обучения обязательным фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на более простых элементах. Такая связь между простым и сложным существует, конечно, и в других разделах фигурного катания, как и в других видах спорта вообще.
Но в обязательных фигурах она выражена наиболее ярко: простые элементы — толчки, дуги, тройки, перетяжки — в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.
Последовательность обучения новым фигурам
При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции и отталкивания, которые встречались в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными пунктами при изучении каждой фигуры.
Спортсмены, приступающие к освоению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями эффективнее в зале, перед зеркалом.
Схема проведения занятия
Как разучиваются движения
Первоначально все движения разучивают, держась одной рукой за внешнюю опору (гимнастическую лестницу, палку в хореографическом зале и т. д.), а затем переходят к выполнению движений без опоры.
При разучивании нового элемента на льду, например поворота, вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, правильного положения плеч и рук.
Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками. При этом обращают особое внимание на то, чтобы движение свободной ноги точно согласовывалось с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота, и тщательно контролировалась координация движений опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.
После того, как фигурист освоит все движения поворота с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала на руки преподавателя обеими руками, а затем одной рукой. Подобным образом легче разучивать как повороты и перетяжки, так и переводы.
Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры
На начальном этапе первостепенное значение приобретает точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того, как фигурист усвоил основную схему (обычно после 2—5 тренировочных занятий), нужно приступать к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.
Обучение точности скольжения
Важным качеством, необходимым для успешного выполнения обязательных фигур, является точность скольжения.
В основе точного скольжения лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве. В основе точности покрытия лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.
Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого.
Структура и содержание учебно-тренировочных занятий
Построение занятия по изучению обязательных фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемости, устойчивости и сниженной работоспособности.
В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия.
Содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70—80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода — по выполнению сложных фигур.
Этап специальной подготовки
На данном этапе переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40—50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.
Этап контрольных соревнований
В соревновательном периоде (ноябрь — декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).
Этап основных соревнований
На данном этапе ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.
В переходный период постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода — расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения элементов, определение путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.