философия и канта учение о познании учение о морали
26. Философия И. Канта. Учение о познании и нравственной свободе человека Кант (1724-1804). «Критика чистого разума» учение о познании, «Критика практического
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
26.Философия И.Канта. Учение о познании и нравственной свободе человека
Три этапа познания:
Априорные категории рассудка:
— категории количества: единство, множественность, всеобщность (цельность)
— качества: реальность, отрицание, ограничение
— модальность: возможность существования, необходимость, случайность.
Априорные формы разума – третья ступень познания. Идеи – это суждения, которые возникают на базе первой и второй системой познания. Идея бога априорна.
Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы чувственного созерцания чел-ка – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения. В рез-те познавательный процесс происходит след. образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в рез-те чего в челов. разуме возникает целостная картина мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром, потому что наше сознание само выстраивает окр. мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так жк как и весь окружающий мир. Пример с зеленым листом.
Вывод: Вещь в себе, скрытая от человека сущность мира – непознаваема. Однако разум человека устроен так, что он стремится к познанию мира. Но это принципиально невозможно – антиномии.
Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.
Этот закон носит название категорический императив (предписание). Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности). Суть его в следующем: 1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; 2. относиться к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне; 3. к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов.
Субъект морального поведения должен мыслиться автономно, те сам себе ставить цели, сам себе дает законы.
Философия Канта, его учение с познания и морали.
Л-1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. Специфика мировоззренческих проблем. Исторические типы мировоззрения. Структура философского знания и предназначение философии. Основные функции философии в науке и социальной практике. Исходная философская проблема. Основной вопрос философии. Основные направления философии. Идеализм и материализм, монизм, дуализм и плюрализм, субъективный и объективный идеализм. Гносеологическая сторона основного вопроса философии. Гносеологические оптимисты, агностики, скептики. Место и роль философии в культуре. Философия, религия, наука.
Немецкая классическая философия
Общая характеристика немецкой классической философии
Философия Канта, его учение с познания и морали.
Философская система взглядов и метод познания в философии Гегеля.
Философия Фейербаха, его учение о природе и человеке.
Общая характеристика немецкой классической философии
К концу XVII века – началу XIX века философская мысль Европы достигла своих вершин в немецкой классической философии. Германия становится центром мировой философской мысли. Она была страной раздробленной, отсталой в экономическом отношении, завоеванной Наполеоном в начале XIX в., но в ней пробуждалось национальное самосознание, которое нашло свое выражение в великой немецкой музыке, литературе, философии. Весь мир знает и слушает Бетховена, Гете.
Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 – 1804);
Иоганна Фихте (1762 – 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
особое внимание уделила проблеме развития;
значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Иммануил Кант:
дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
сформулировал моральный закон («категорический императив»);
выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Философия Канта, его учение с познания и морали.
Уединенный кенигсбергский мыслитель Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь безвыездно прожил в Кенигсберге. Основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве Канта разделяют два периода: доктрический и критический. В первый период Кант больше интересовался естествознанием, создал свою теорию происхождения солнечной системы из вращающегося туманностей, в науке она называется «гипотеза Канта-Лапласа». Кант эту гипотезу изложил в книге «Естественная история и теория неба», важным в ней было то, что Кант применят к познанию природы идею развития, возникновения планет естественным путем, по законам природы.
Первая работа Канта “Мысли об истинной оценке живых сил” (1746) была посвящена опровержению достаточно распространенной в XVIII в. концепции, согласно которой движение всецело сообщается предмету извне. Как писал Кант, его задача состояла в том, чтобы “найти то, что связывает между собой в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконечности; показать, как из первоначального состояния природы на основе механических законов образовались сами небесные тела и каков источник их движения. ” Здесь сформулирована мысль о том, что исходным пунктом образования Солнечной системы было простое состояние природы – рассеянная материя, составляющая небулярную туманность. Однако среди существенных свойств элементов этой туманности уже содержались простейшие свойства, таившие в себе возможность совершенствования. Прежде всего, это само наличие простейших элементов: поскольку они различны, между ними возникают силы тяготения, и там, где оно наиболее сильно, природа сразу же выходит из хаотического состояния: “Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Материя с самого начала стремится к формированию. ”
Аналогично происходит формирование более сложных и обширных систем, причем в качестве наиболее доступной наблюдению выступает Солнечная система, по аналогии с которой мы можем судить о происхождении миров высшего порядка – до бесконечности.
Основные диалектические моменты названного построения Канта следующие.
Первый – устранение первотолчка, осуществляемое на механической основе. Традиционно считалось, что естествознание вообще не способно объяснить возникновение, начало движения и потому требует первотолчка. Поскольку основным свойством тела является инерция, тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока и поскольку оно не будет из этого состояния выведено действием внешней по отношению к нему силы. Для Канта это не так: движение начинается в силу наличия изначально присущих (имманентных) самой материи противоположных сил притяжения и отталкивания. Внеприродная сила – бог сохраняет еще функцию творения мира из ничего, но больше ему ничего не остается. Кант сделал еще один шаг по пути устранения божественных сил из природы.
Второй важный диалектический момент, представленный в “Естественной теории и истории неба”, состоял в последовательном, насколько это было возможно в его время, проведении точки зрения развития. По Канту под действием противоположных сил притяжения и отталкивания формируются различные системы миров, разрушаемые затем действием тех же самых сил, чтобы из их рассеянных частей создавались все новые и новые. Третий диалектический момент – идея универсальной взаимосвязи мира. Она приобретает у Канта форму признания системного устройства Вселенной. При отсутствии этой связи условием устойчивости системы миров было бы столь точное равенство сил взаимного тяготения ее частей, что малейший сдвиг малейшей части этой системы систем повлек бы за собой гибель всей Вселенной.
Философия, которую изучал Кант его не удовлетворяла, и он решил ее как бы заново перевоссоздать. Он поставил перед собой 3 вопроса:
1. Что я могу знать? (каковы творческие возможности процесса познания).
2. Как я должен жить? (по какой морали).
3. На что я могу надеяться? (каковы должны быть мои идеалы и в чем смысл моей жизни).
На эти три вопроса Кант отвечает в течении всей своей жизни.
Кант различает три основных познавательных способностей человека:
Каковы в мире основания, которые дают возможность человеку чувствовать вещи примерно так же, как и другой человек. Кант отвечает на этот вопрос в своем учении о пространстве и времени как о всеобщих формах чувственного созерцания явлений. Мы потому одинаково чувствуем мир, что наши чувства основаны на универсальное восприятие пространства и времени. В этой связи Кант создает свое учение о пространстве и времени как о формах созерцания явлений, но за пределы явлений эта наша способность не распространяется. Если мы хотим понять порядок следствия одного явления за другим мы должны пользоваться рассудком, который оперирует понятиями по законам логики. Он действует как компьютер по схемам, и алгоритмам, по правилам, но он приводит к истине лишь в пределах опыта, в пределах мира явлений, там, где он выходит за пределы опыта, там для него начинается темный лес. Только разум способен выходить за пределы опыта, чувств, восприятий, явлений. Кант разделяет разум на два вида: 1) чистый разум, который руководствуется законами логики (например, теоретическая наука); 2) практический разум, который опирается на веру, на убеждения человека, проявлением его не является религия и мораль.
Разум в отличие от рассудка способен выдвигать новые идеи, выходить за пределы опыта, т.е. разум способен ставить проблемы о мире в целом, о вещах в себе. Тем самым Кант приходит к пониманию различия между вещами для нас и вещами в себе. Вещи в себе существуют объективно, независимо от нашего сознания. А вещи для нас – это те явления, среди которых мы живем.
Когда чистый разум ставит вопросы о природе вещей в себе, то он уже не может воспользоваться опытом и идет на риск и опирается лишь на законы логики, однако они приводят его к противоречию с самим собой, например, существует ли Бог или не существует. Логика дает разуму строго доказывать, что он существует и не существует. Значит, разум пришел к противоречию с самим собой. Таких противоречий Кант выявил 5. Анализируя проблемы: «Делима ли материя до бесконечности вглубь или есть предел делимости».
«Живет ли человек по законам необходимости или он живет по законам свободы?»
Такие противоречия разума самим собой Кант называет «антиномией чистого разума». Эти противоречия, по его мнению «чистый разум» разрешить не может. Тем самым обнаруживается граница «чистого разума». А как же жить человеку? На этот вопрос он может себе ответить, лишь опираясь на практический разум, т.е. на веру и убеждение. И Кант пытается сформировать абсолютное правило морали, опираясь на практический разум, на опыт человечества: поступай так, чтобы твой поступок стал нормой поведения для всех, т.е. исходи из высшего идеала, к которой стремиться человечество. Но идеал – это плод практический.
Этот принцип поведения носит название «категорический имератив Канта». Из высшего идеала Кант исходил и при решении проблем эстетики, проблем красоты. Таким образом, только в союзе с практическим разумом теоретический разум может дать ответы человеку на вопросы как ему жить и на что ему в мире можно надеяться. Значение философии Канта в том, что он открыл внутренние противоречия, присущие разуму, т.е. подошел к открытию диалектики.
Кант возродил идею высших идеалов добра и красоты. Он рассмотрел человека не как средство к достижению цели, а как высшую цель общественного развития. Но главная заслуга Канта в том, что он явился основным родоначальником великой немецкой классической философии.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2206 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Учение Канта о познании и морали
Иммануил Кант (1724–1804) родоначальник немецкой философской классики. В ученой биографии И. Канта различают два периода – докритический и критический. В первом он создает научный труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В нем он представил концепцию происхождения Вселенной из газовой туманности по известным тогда законам физики. В критический период Кант изложил основы всей своей философии в трех сочинениях: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).В «Критике чистого разума» И. Кант исследует возможности и структуру человеческого познания. Исходный пункт познания, по Канту, «вещь в себе» – объективно существующая, но неведомая, непознаваемая основа всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта. Но каковы вещи «сами по себе» нам неизвестно. Мы знаем вещи такими, какими они нам являются в нашем опыте. Отказавшись от познания объективной сущности вещей, ограничив область познания сферой явлений, Кант встал на путь агностицизма – сомнения в познаваемости мира. В структуре познания Кант выделил: чувства, категории, разум, – и обратил внимание на активную роль категорий в обработке данных чувственного опыта. Чувства без категорий неупорядочены, слепы. Но и категории без чувственного опыта пусты, они – лишь возможность познания. В процессе познания чувства и категории взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Мыслить – это подводить чувственный опыт под категории («причина», «следствие», «закон», «необходимость» и др.). По Канту, пространство и время – не атрибуты самих вещей, а есть лишь следствия, результаты деятельности, организации воспринимающего субъекта. На мир мы смотрим сквозь субъективные «очки» пространства и времени.Разум – высшая способность человека, руководящая деятельностью категориального рассудка. Разум оперирует идеями, ставит цели познанию. Он – сложная система регуляторов познавательной деятельности человека.«Критика практического разума»посвящена проблемам этики нравственности. Кант строит этику на формальных основаниях. Нравственные императивы и принципы (долг, добро и др.) самоценны, четко различимы между собой. Различие между добром и злом так очевидно, как разница между правой и левой рукой. Кант сформулировал два варианта предложенного им категорического императива нравственности: 1) поступай так, чтобы другой человек выступал всегда как цель и никогда как средство; 2) поступай так, чтобы правило, которому ты следуешь, имело бы и силу принципа всеобщего законодательства. На языке живого нравственного чувства это будут вечные заповеди: «люби ближнего, как самого себя», «не делай людям того, чего себе не желаешь».
22. Гегель.Идею целостного подхода к миру (с позиции Духа) преследовал и В.Ф. Гегель (1770–1831) – философ энциклопедист, объективный идеалист. Философия Гегеля представляет собой грандиозную попытку понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа, которого он часто называет Идеей или Мировым Духом. Абсолютный Дух заключает всю полноту бытия: вся действительность есть дух, и дух во всем. В учении Гегеля природа, общество, человек, Вселенная порождены Духом. Идея или Дух первична. Дух проходит ряд ступеней своей реализации: ступень «субъективного Духа» (антропология, психология, этапы развития индивидуального сознания), ступень «объективного Духа» (социально-историческая жизнь человечества) и ступень «абсолютного Духа» (религия, искусство, философия). Природа у Гегеля – «инобытие духа». Цель ее – «сжечь себя», чтобы породить Дух. Дух у Гегеля развивается диалектически, а именно по схеме «тезис–антитезис–синтез» (знаменитая гегелевская триада). Рассматривая неумолимую поступь Духа, Гегель сформулировал законы диалектики: «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей» и « закон отрицания». Законы диалектики – законы саморазвития Духа, инструмент движения к Истине как целому. Они суть диалектического метода Гегеля.Философия Гегеля – это философия самополагания, самодвижения, саморазвития и самопознания Абсолютного Духа. В «Философии права» он дает понятие государства как «шествия бога в мире», как гарантию осуществления подлинной свободы. Термином «гражданское общество» Гегель обозначил социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, одним словом, общество частников.
25.Философия марксизмаФилософия марксизма есть продолжение и развитие западной философии, ответ на возникшие в ней проблемы.Философия марксизма отличается от традиционного материализма, который рассматривал мир в его природной завершенности и независимо от человеческой деятельности. У Маркса материальная действительность приравнивается не к природе, а к общественно-исторической, производственной практике. Практика, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.». Практика – это целесообразная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Итак, основные положения марксизма:1. В основу мировоззрения положены не религиозно-мистические или идеалистические теории, а выводы современного естествознания.2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата.3. Как следствие ставится принципиально новая задача – не ограничиваться объяснением мира, а выработать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности.4. Центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира в область практики. Это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни.5. Сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, то есть практики….Основным принципом марксизма является антагонизм между производительными силами и производственными отношениями – движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рассматривается объективно, вне личности.
Философия Канта: учение о познании
Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — «докритическим», второй — с начала 70-х годов — «критический», поскольку именно тогда были написаны главные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этику, а третья — эстетику.
В «докритический период» Кант занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в природе. Кант в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвигает гипотезу о происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности. Далее Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезновения.
Проблемы теории познания стоят в центре философской системы Канта. Процесс познания включает в себя три этапа: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, вещи в себе. Вещи в себе остаются непознаваемыми.
Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, не дают знания об объекте. Хотя ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе» на человеческую чувственность, они ничего общего не имеют с этими вещами. Подобная точка зрения называется агностицизмом. Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание имеет сложный состав и складывается из двух частей. Первую часть философ называет «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое а posteriori, т.е. путем опыта. Вторая часть — форма — дается до опыта, а priori и должна целиком готовой находиться в душе.
Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные формы чувственности. Философ ответить на этот вопрос не в силах. Для Канта понятия «априорный», «необходимый», «всеобщий», «объективный» тесно переплетаются и употребляются как равнозначные. В то же время он отказывался признавать априорное знание врожденным.
Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время. По мнению философа, пространство и время — это формы именно чувственности, а не рассудка. Существует, как думал Кант, одно-единственное время и одно-единственное пространство. Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как их субстанция. Кант, таким образом, превращает их в особые свойства субъекта.
Первая ступень познания характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется мир явлений. Следующая ступень — это область рассудка. Опыт есть продукт деятельности, с одной стороны, чувственности, с другой — рассудка. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности, имеют лишь субъективное значение. Суждение восприятия должно приобрести «объективное» значение, т.е. получить характер необходимости и стать благодаря этому «опытным» суждением. Это происходит путем подведения суждения восприятия под априорную категорию рассудка. Их всего 12: это категории единства, множества, всеобщности, реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения, возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, почему категорий ровно двенадцать и откуда они берутся. Приводится пример: «Когда солнце освещает камень, он становится теплым». Мы имеет простое суждение восприятия, в котором еще не выражена причинно-следственная зависимость между солнечным теплом и нагреванием камня. Но если мы скажем: «Солнце согревает камень», то тут к суждению восприятия добавляется категория причины, которое и превращает данное суждение в опытное. Причинность — это одна из категорий.
1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»;
антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».
2) тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого»;
антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого».
3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще до пустить свободную причинность»;
антитезис: «Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы».
4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо»;
антитезис: «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Иными словами, Бога нет.
Кант полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе».