философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам
Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей «, 8 (восемь) букв:
идеализм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова идеализм
Определение слова идеализм в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. idéalisme, от греч. idéa ≈ идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом.
Примеры употребления слова идеализм в литературе.
В отличие от других форм материализма, с которыми он находится в коренном несогласии, диалектический материализм теснейшим образом связан в своем генезисе и в основе своих суждений с идеализмом в его гегельянской форме.
Систематический идеализм, повсюду устанавливающий соотношения между вещами в силу их некоего общего свойства, которое рассматривается как наиболее для них существенное, легко приводит к закостенелости и бесплодному классифицированию.
Поэтому, говоря о греческом идеализме, должно разуметь под ним не философский только идеализм Платона, а все идеальное миросозерцание греческого народа, выражавшееся во всей его культуре и бывшее настоящею его религией.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Материализм
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
Содержание
История материализма
Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.
Античный материализм
Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.
Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [2] [неавторитетный источник? 51 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).
Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.
В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.
Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу. [3]
Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Средневековье
В эпоху расцвета средневековья, с XI—XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени. [2]
Материализм Нового времени
В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.
Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.
Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считали идеалисты. В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.
Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.
Cовременные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Вопросы к зачету по культурологии
1. Культурология как наука.
2. Междисциплинарные связи культурологии.
3. Культура и цивилизация.
4. Человек как субъект культуры.
5. Культурная самоидентичность человека.
6. Инкультурация и социализация человека.
7. От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной.
8. Культура и «натура» (природа, космос)
9. Информационно-семиотический подход к культуре.
10. Основные типы знаковых систем культуры.
11. Ментальное поле культуры.
12. Культурные традиции и инновации.
13. Традиционная и инновационная культура.
14. Типологическая концепция М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры.
15. Семиотическая типология культуры.
16. Официальная культура, субкультура и контркультура.
17. Массовая и немассовая культуры.
18. Понятия «народ», «этнос», «нация» в культурологии.
19. Региональная типологизация культуры.
20. Историческая типологизация культуры. Монолинейный и полилинейный подходы.
21. Основные черты современной мировой культуры.
22. Исторические особенности русской культуры: христианско-православное начало культуры.
23. Исторические особенности русской культуры: византийско-имперские амбиции и мессианское сознание.
24. Исторические особенности русской культуры: из культурной изоляции к интеграции с европейской культурой.
25. Культура и глобальные проблемы современности.
26. Философия культуры эпохи европейского просвещения (И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель и др.).
27. Социокультурная история по К. Марксу.
28. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов.
29. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.
30. П.А. Сорокин о типологии и динамикекультуры.
31. Культура как подавление естественного (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).
32. Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).
33. Проблема культуры в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев)
34. Культура в концепциях постмодернизма (Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийар, У. Эко.).
Лекция №1.. Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя
Литература
Что такое философия?
Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя. Слово «философия» возникло у древних греков и переводится как «любовь к мудрости». Термин «философия» обычно употребляется в 3-ех значениях:
1) философия одна из форм мировоззрения
2) особая наука со своим предметом исследования
3) это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека окружающей среде и к себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В его состав входят обобщенные знания: как повседневно жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В зависимости от того как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалистическим.
Философии предшествовали формы мировоззрения: мифология и религия.
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы – архаические повествования о деяниях богов и героях, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах.
Религия – это мировоззрение или мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическое действие (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких Богов. Включает в себя мифологию, в качестве элемента, отличается от нее наличием культа – системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Третьей исторически сложившийся формой мировоззрения является философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятия и суждения. Признаком философского освоения действительности является универсализм (претендовала на выработку универсального знания) и субстанционализм. Субстанция – сущность лежащая в основе. Стремление объяснить происхождение всего через единое устойчивое начало. К ее характеристикам относятся: самодеторминация: несотворима и неуничножима; универсальность: устойчивая, постоянная, ни от чего не зависящая; каузальность: включает в себя всеобщую обусловленность всех явлений; монистичность: единая первооснова; целостность: указывает на единство сущности и существования.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию (Что является первичным, а что производным). В зависимости от ответа на этот вопрос возникли философские направления:
Материализм – решает вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое как свойства материи.
Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире систем, свойств, связей и форм движения.
Идеализм– особое обозначение философских учений, утверждающих что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично.
Абсолют – понятие, означающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслиться как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное.
И материализм, и идеализм являются разновидностью монизма – способ рассмотрения многообразия мира в свете одного начала, единой основы.
Дуализм – учение исходящее из признания равноправными духа и материи.
Плюрализм – учение о 3 и более первоосновах мира
Вторая сторона основного вопроса философии: «Познаваем ли окружающий мир?». При ответе на него возникло 3 философских направления:
Агностицизм– отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира.
Скептицизм – не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность познаваемости мира.
Оптимизм – провозглашает возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов мира.
Структура философии. Выделяют историю и теорию философии, включающую в себя онтологию – учение о бытии, социальную философию – учение об обществе, диалектику – учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов; гносеологию – теорию познания, антропологию – учение о человеке, аксеологию – учение о ценностях, праксеологию – учение об общественной практике, методологию – учение о методах.
1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира.
2. Методологическая функция, заключается в направляющем воздействии н науку.
3. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.
4. Логическая, связанная с тем, что в любом мысленном процессе неизбежно используется понятие философия
5. Гуманистическая, связанная с предельно внимательным отношением к человеку.
6. Аксиологическая, связанная с ориентацией на ценности.
7. Моральная или этическая функция.
В философии известны 2 метода познания: диалектический, рассматривающий все явления, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии, развитие всех его сторон; метафизический, рассматривающий все явления, процессы материального мира вне их взаимосвязи в неподвижном, статическом состоянии.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. «. самой абсурдной из всех систем».
К идеалистическим учениям относятся все те концепции в философии, которые в качестве исходного пункта объяснения истории и познания берут идеальное, как бы последнее ни расшифровывалось: как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или же как «социально-организованный опыт».
следует различать две его главные формы:
Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
С исторической предшественницей объективного идеализма мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.
В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания.
Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).
Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма идеализма, а на противопоставлении идеализма реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами идеализма.
;font-family:’Trebuchet MS’;color:#000000;background:#ffffff»>22 вопрос
«>Общество особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
«>Рассмотрение общества как системы означает
«>1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
«>2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.
;font-family:’Arial’;color:#000000″>Общество может рассматриваться как самостоятельная система, обладающая собственными родовыми признаками. Одним из таких признаков является постоянное присутствие в социальных процессах конфликтных ситуаций. Социальный конфликт это столкновение потребностей (П. Сорокин) и противоположных интересов различных социальных групп, противостояние общественных сил на основе несовпадения поставленных ими целей.
«>Сферы жизни общества эконом, социальн, полит, духовная.Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе