философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам

Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей

Последняя бука буква «м»

Ответ на вопрос «Философское направление, утверждающее первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей «, 8 (восемь) букв:
идеализм

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова идеализм

Определение слова идеализм в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. idéalisme, от греч. idéa ≈ идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом.

Примеры употребления слова идеализм в литературе.

В отличие от других форм материализма, с которыми он находится в коренном несогласии, диалектический материализм теснейшим образом связан в своем генезисе и в основе своих суждений с идеализмом в его гегельянской форме.

Систематический идеализм, повсюду устанавливающий соотношения между вещами в силу их некоего общего свойства, которое рассматривается как наиболее для них существенное, легко приводит к закостенелости и бесплодному классифицированию.

Поэтому, говоря о греческом идеализме, должно разуметь под ним не философский только идеализм Платона, а все идеальное миросозерцание греческого народа, выражавшееся во всей его культуре и бывшее настоящею его религией.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Материализм

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Содержание

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [2] [неавторитетный источник? 51 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).

Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу. [3]

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

В эпоху расцвета средневековья, с XI—XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени. [2]

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считали идеалисты. В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.

Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

Cовременные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Источник

Вопросы к зачету по культурологии

1. Культурология как наука.

2. Междисциплинарные связи культурологии.

3. Культура и цивилизация.

4. Человек как субъект культуры.

5. Культурная самоидентичность человека.

6. Инкультурация и социализация человека.

7. От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной.

8. Культура и «натура» (природа, космос)

9. Информационно-семиотический подход к культуре.

10. Основные типы знаковых систем культуры.

11. Ментальное поле культуры.

12. Культурные традиции и инновации.

13. Традиционная и инновационная культура.

14. Типологическая концепция М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры.

15. Семиотическая типология культуры.

16. Официальная культура, субкультура и контркультура.

17. Массовая и немассовая культуры.

18. Понятия «народ», «этнос», «нация» в культурологии.

19. Региональная типологизация культуры.

20. Историческая типологизация культуры. Монолинейный и полилинейный подходы.

21. Основные черты современной мировой культуры.

22. Исторические особенности русской культуры: христианско-православное начало культуры.

23. Исторические особенности русской культуры: византийско-имперские амбиции и мессианское сознание.

24. Исторические особенности русской культуры: из культурной изоляции к интеграции с европейской культурой.

25. Культура и глобальные проблемы современности.

26. Философия культуры эпохи европейского просвещения (И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель и др.).

27. Социокультурная история по К. Марксу.

28. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов.

29. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

30. П.А. Сорокин о типологии и динамикекультуры.

31. Культура как подавление естественного (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

32. Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

33. Проблема культуры в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Бердяев)

34. Культура в концепциях постмодернизма (Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийар, У. Эко.).

Источник

Лекция №1.. Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя

философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам

философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам

философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам

Литература

Что такое философия?

Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя. Слово «философия» возникло у древних греков и переводится как «любовь к мудрости». Термин «философия» обычно употребляется в 3-ех значениях:

1) философия одна из форм мировоззрения

2) особая наука со своим предметом исследования

3) это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека окружающей среде и к себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В его состав входят обобщенные знания: как повседневно жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В зависимости от того как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим и материалистическим.

Философии предшествовали формы мировоззрения: мифология и религия.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы – архаические повествования о деяниях богов и героях, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах.

Религия – это мировоззрение или мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическое действие (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких Богов. Включает в себя мифологию, в качестве элемента, отличается от нее наличием культа – системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Третьей исторически сложившийся формой мировоззрения является философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятия и суждения. Признаком философского освоения действительности является универсализм (претендовала на выработку универсального знания) и субстанционализм. Субстанция – сущность лежащая в основе. Стремление объяснить происхождение всего через единое устойчивое начало. К ее характеристикам относятся: самодеторминация: несотворима и неуничножима; универсальность: устойчивая, постоянная, ни от чего не зависящая; каузальность: включает в себя всеобщую обусловленность всех явлений; монистичность: единая первооснова; целостность: указывает на единство сущности и существования.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию (Что является первичным, а что производным). В зависимости от ответа на этот вопрос возникли философские направления:

Материализм – решает вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое как свойства материи.

Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире систем, свойств, связей и форм движения.

Идеализм– особое обозначение философских учений, утверждающих что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично.

Абсолют – понятие, означающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслиться как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное.

И материализм, и идеализм являются разновидностью монизма – способ рассмотрения многообразия мира в свете одного начала, единой основы.

Дуализм – учение исходящее из признания равноправными духа и материи.

Плюрализм – учение о 3 и более первоосновах мира

Вторая сторона основного вопроса философии: «Познаваем ли окружающий мир?». При ответе на него возникло 3 философских направления:

философское учение утверждающее что дух мышление первичен по отношению к материальным объектам

Агностицизм– отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира.

Скептицизм – не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность познаваемости мира.

Оптимизм – провозглашает возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов мира.

Структура философии. Выделяют историю и теорию философии, включающую в себя онтологию – учение о бытии, социальную философию – учение об обществе, диалектику – учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов; гносеологию – теорию познания, антропологию – учение о человеке, аксеологию – учение о ценностях, праксеологию – учение об общественной практике, методологию – учение о методах.

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира.

2. Методологическая функция, заключается в направляющем воздействии н науку.

3. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

4. Логическая, связанная с тем, что в любом мысленном процессе неизбежно используется понятие философия

5. Гуманистическая, связанная с предельно внимательным отношением к человеку.

6. Аксиологическая, связанная с ориентацией на ценности.

7. Моральная или этическая функция.

В философии известны 2 метода познания: диалектический, рассматривающий все явления, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии, развитие всех его сторон; метафизический, рассматривающий все явления, процессы материального мира вне их взаимосвязи в неподвижном, статическом состоянии.

Источник

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. «. самой абсурдной из всех систем».

К идеалистическим учениям относятся все те концепции в философии, которые в качестве исходного пункта объяснения истории и познания берут идеальное, как бы последнее ни расшифровывалось: как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или же как «социально-организованный опыт».

следует различать две его главные формы:

Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

С исторической предшественницей объективного идеализма мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир — покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.

В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшие представители — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология — см. Монада, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания.

Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 — 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах).

Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма — идеализма, а на противопоставлении идеализма — реализму. Так неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами идеализма.

;font-family:’Trebuchet MS’;color:#000000;background:#ffffff»>22 вопрос

«>Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.

«>Рассмотрение общества как системы означает

«>1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.

«>2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.

;font-family:’Arial’;color:#000000″>Общество может рассматриваться как самостоятельная система, обладающая собственными родовыми признаками. Одним из таких признаков является постоянное присутствие в социальных процессах конфликтных ситуаций. Социальный конфликт – это столкновение потребностей (П. Сорокин) и противоположных интересов различных социальных групп, противостояние общественных сил на основе несовпадения поставленных ими целей.

«>Сферы жизни общества эконом, социальн, полит, духовная.Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *