фиолент крым храм святого георгия
Свято-Георгиевский монастырь — важнейшая святыня на мысе Фиолент
Большинство любителей Крыма, пытаясь почтить знаковые места таврических побед русского народа, приезжают в Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь не разделим с мемориалами воинской славы – его деятельность напрямую с ней связана!
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится обитель в Крыму?
Взглянув на карту, найдете мыс Фиолент. Его окраина является местоположением комплекса. Чуток южнее находится Пещерный храм Рождества Христова, пройдя же к побережью, вы сможете попасть на известный далеко за пределами Крыма Яшмовый пляж.
Монастырь на карте Крыма
История возникновения святыни
Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте. Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.
К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.
Легенды о храме на Фиоленте
Одно из старых преданий рассказывает о событии 890 г. – когда Херсонес был в составе Византии. На Фиоленте местные рыболовы в непогоду стали жертвой кораблекрушения. Тогда мыс именовали Парфений («место Девы»). Потеряв всякую надежду, рыбаки воззвали к великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их и спас, одарив в память о случившемся подарком. На следующий же день горожане вырубили в скале маленький храм, и разместили тут подаренную им икону.
Часть спасенных стала жить в пещере – люди стали аскетами. Миф гласит – таким образом, зародился предтеча нынешней мужской обители. К слову, небожитель явился на рифе – место назвали скалой Явления Святого. Она и сейчас видна как с воды, так и с суши. Много столетий спустя уже русские подвижники поселились в скальной церкви. Непостижимым образом Победоносец наполнял мужеством и решимостью не только их, но и российских моряков. После посещения обители люди слышали голос святителя.
Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?
Наземный Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте в своем нынешнем облике предстал взору крымчан лишь в 2008 г. Здание является подлинной реконструкцией сооружения, возведенного в 9-14 гг. позапрошлого века (снесенного при советской власти). Оно было построено по всем канонам русского классицизма. Внутреннее убранство украшали литографиями одни из лучших европейских художников. Сейчас интерьер, разумеется, другой. Однако восстановлены два братских комплекса, Георгиевский фонтан, колокольня, вытянутая трапезная, беседка-ротонда и часовня.
Сейчас преимущественная часть описанного комплекса располагается на базе одной из военных частей Черноморского флота РФ. В этом месте уместно упомянуть, что Святой Георгий традиционно считается в России «источником» победы. Севастополь же несколько раз пребывал в осадном положении – размещенным в городе морякам и солдатам виктория была нужна постоянно. С 1813 г. монастырь даже получил «звание» флотского – иноки, обитавшие здесь уже 7 лет, стали служить капелланами на военных кораблях. Многие из них сами сражались, становясь известными героями и примером для современных курсантов.
В пределах этого места таинств находятся руины архива и монастырское кладбище, где покоятся такие известные монахи, как Хрисанф Новопатрский и Агафангел Типальдо (оба в конце XVIII века являлись настоятелями монастыря). К объектам, сооруженным когда-то русскими иноками, относится площадка перед источником свт. Георгия, а также начинающаяся отсюда лестница, в конце XIX столетия имевшая 891 ступеньку. Даже сейчас это – длиннейший рукотворный спуск на полуострове. По мере приближения к Яшмовому пляжу вас встретят развалины крохотного особняка адмирала Лазарева.
Церковь при этой достопримечательности Севастополя считается действующей и дарит духовное блаженство огромному числу прихожан и гостей. Расписание богослужений можно найти сразу за воротами. Вход в пляжной одежде запрещен. Женщины должны оказываться у притвора и паперти уже с покрытой головой.
Как добраться до сакрального места?
Добраться в здание можно на маршрутке с надписью «Фиолент», регулярно курсирующей от разъезда «5 километр».
На машине доехать до Георгиевского монастыря можно так:
Туристу на заметку
Как доехать в Свято-Георгиевский монастырь (+ что посмотреть)
Свято-Георгиевский монастырь — одно из самых впечатляющих мест Севастополя. Расположен на мысе Фиолент, над Яшмовым пляжем. Окружающая его территория, когда-то абсолютно дикая, превратилась в благоустроенный парк. А общественный транспорт теперь ходит так, что поездка в Геогиевский монастырь перестала быть проблемой.
Содержание:
В этой статье расскажу, как доехать до Георгиевского монастыря на общественном транспорте. Что посмотреть в новом парке и как одеться для посещения монашеской обители. Плюс особенности спуска на пляж Яшмовый (фото).
В телеграме Крым Фест (@krymfest) пишу о Севастополе и Крыме. Фестивали, экскурсии, цены. Как все увидеть и избежать скопления людей.
Как добраться
Доехать до остановки «Свято-Георгиевский монастырь» можно на автобусах — №№ 3, 35, 72 от «5 км Балаклавского шоссе». Или запомнить по-другому: до монастыря идет любой автобус с табличкой «Фиолент», кроме №24.
Чтобы не пропустить остановку «Монастырь», лучше попросить водителя или кого-то из пассажиров предупредить вас. Потому что по внешнему виду, вы никогда не догадаетесь, что море и роскошные виды Фиолента уже близко.
На Трипстере более 15 экскурсий по Фиоленту, в т. ч. на машине. Место не только красивое, но и исторически насыщенное (в разное время там бывали и российские императоры, и князь Голицын, и А. С. Пушкин). Интересно возникновение и самого Георгиевского монастыря.
Выйдя из автобуса, пройдите прямо и сверните направо на ближайшем повороте. А дальше 5-7 минут пешком через дачи, и вы у входа.
Для машин в начале парка оборудована стоянка. Но, хоть она и кажется просторной, летом придется очень постараться, чтобы найти место.
Что посмотреть в Георгиевском монастыре
Территория обители начинается с Монастырского Свято-Георгиевского парка (часы работы — с 6:00 до 22:00). И только после прогулки по дорожкам с панорамными видами Фиолента, вы попадете на территорию самого монастыря.
Свято-Георгиевский монастырь
Георгиевский монастырь уже более тысячи лет стоит на скалах мыса Фиолент, словно оберегая покой этого места. Не тронули святыню ни генуэзцы, ни турки, пришедшие в Крым в качестве новых хозяев в средние века. Лишь после революции монастырь прекратил свою деятельность.
Фото монастыря:
Информация о монастыре
Сегодня Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент является действующим. Он представляет собой комплекс зданий, большинство которых были построены в 19 веке. Это:
В 21 веке в ансамбле появилась часовня Иверской иконы Божией Матери.
История монастыря
Свято-Георгиевский монастырь появился на скалах Фиолента не случайно. Как гласит красивая легенда, этому способствовало настоящее чудо. В 981 году греческое торговое судно попало в бурю неподалеку от берега. Надежды на спасение не было, и все, что оставалось людям, — это молиться.
И их просьбы были услышаны. На скале, возвышающейся из соря, перед ними возникла фигура Георгия Победоносца. Буря тут же стихла. Святой же исчез только тогда, когда корабль пристал к берегу. Высадившиеся в скалах моряки и торговцы обнаружили лишь икону Георгия. В благодарность они основали здесь обитель. С тех пор здесь ежедневно возносились молитвы об ушедших в море путниках.
Интересно!
Легенда о создании монастыря передавалась устно. Первое письменное упоминание встречается в Хрониках Генуи. Там говорится, что в XIV веке на Фиоленте уже существовал мужской монастырь.
Удивительный наскальный монастырь просуществовал тысячу лет. Красотой и благодатью этого места восхищались все российские монархи. Приезжали сюда и люди искусства. Известный маринист Иван Айвазовский написал несколько полотен, главным героем которых стала древняя обитель. Георгиевский монастырь в свое время посетил и Александр Сергеевич Пушкин. Уезжал поэт отсюда под огромным впечатлением. Уже в 21 веке в память об этом госте около монастыря была установлена беседка-ротонда, украшенная памятным знаком.
Богослужения в монастыре не смолкали вплоть до революции 20-х годов прошлого столетия. Вскоре после того как монархия пала, монастырь был закрыт. Помещения, которые занимали монахи, отдали под нужды Черноморского флота.
Возрождение обители началось в 90-е годы прошлого века. С тех пор в храмах вновь молятся о благополучии моряков и простых граждан.
Монастырь в наши дни
Обитатели монастыря сегодня взяли на себя заботу о территории, окружающей их владения. Они заботятся о чистоте Яшмового пляжа, одного из красивейших в Крыму. Следят за состоянием 640-метровой лестницы, которая ведет со скал к морю. Ее построили к тысячелетию существования обители в 1891 году. Все, что они просят у отдыхающих взамен, так это только соблюдать порядок, не распивать алкогольные напитки в окрестностях монастыря, не сквернословить и с уважением относиться к этому месту.
К тысячелетнему юбилею монастыря на Георгиевской скале напротив Яшмового пляжа был установлен мраморный крест. Однако после революции он был разрушен. И лишь в 1991 г. На его месте установили новый, железный, высотой семь метров.
Видео поход в монастырь
Информация для посещения — советы как добраться
Попасть на богослужение в Свято-Георгиевский Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь может каждый желающий. Они проходят каждый день в 8.30. Также проводятся праздничные и воскресные службы. Кроме того, желающие могут остаться здесь в качестве трудников или послушников.
У монастыря есть своя страничка в социальной сети. Узнать интересующую информацию можно по адресу: https://vk.com/georgiosmonastery
Добраться до обители можно на автобусе из Севастополя или Балаклавы. Конечной точкой их значится «Фиолент».
Также из Балаклавы до Яшмового пляжа в туристический сезон ходят катера.
Свято-Георгиевский на карте Крыма
GPS Координаты: 44.505864, 33.510473 Широта/Долгота
Тайны Георгиевского монастыря
1
На самом краю земли, нависая над пропастью, расположился Свято-Георгиевский мужской монастырь. Вид с 200 метровой высоты открывается сказочный, лучшего места для общения с богом трудно подыскать. Здесь Черное море делает крутой поворот вокруг мыса Фиолент, здесь, морская вода в солнечную погоду прозрачна и играет золотыми ликами с удивительного цвета лазоревыми волнами.
И верится, что именно здесь в степях древней Тавриды Геракл пас огнедышащих быков, которых похитила у него змееногая богиня Апи (Ехидна) и обменяла их на любовь и трех сыновей положив начало древнему племени Скифов. Верится, что здесь обитала богиня Артемида(Дева), которой племя Тавров преклонялась и приносило человеческие жертвы.
Верится в древнюю легенду о создании монастыря, когда потерпевшим кораблекрушение грекам явился святой Георгий Победоносец и спас их. Много тайн хранит это место. Первая тайна основание самого монастыря. Когда и кем он был основан, не доказано, хотя в 1891 году широко праздновалось его тысячелетие,которым руководил князь Голицин, здесь он и похоронен по его завещанию. Вполне возможно, что эта дата 891 год, и есть основание монастыря, потому что в это время в Крыму уже действовали пещерные монастыри. Греческая древняя легенда, рассказывает, что во времена войны с Троей, богиня Артемида перенесла сюда дочь царя Агамемнона и поставила её жрицей, у Тавров в храме «Девы». Брат Ифигении, Орест и его друг Пилад, похитили её и увезли в Грецию.
Две скалы стоящие в море, носят их имена.
В декабре советского времени, в переполненном рейсовом автобусе ехали двое военных. Молодой матрос, окончивший учебный отряд, и направлявшийся к основному месту службы, звали его по совпадению Георгий и с ним сопровождающий мичман, по имени Алексей. Ехали они долго, около часа.
Доехали до конечной остановки и мичман сказал:
— Прибыли, теперь будешь служить в монастыре. Шучу, а часть действительно расположена в бывшем Георгиевском монастыре.
Монастырь был закрыт советской властью в 1929 году, потом здесь был санаторий. Во время войны, был госпиталь. Почти сразу после войны поставили воинскую часть особой секретности, и охранялась она ротой солдат на многие километры вокруг. По этой причине места здесь были заповедные, не тронутые цивилизацией. В самой глубине части был красивый парк и старинный храм, в котором теперь, располагалась библиотека.
В некоторых, бывших монастырских зданиях, располагалась часть. Мичман отвел матроса в казарму, которая так же была в бывшем монастырском спальном корпусе. Несколько часов молодой матрос Жора пробыл в казарме, знакомился с уже служившими здесь другими матросами.
Погода в этом месте была суровее той, что совсем рядом, в городе. Плоское плато возвышалось на 200 метров над морем и здесь начинались Крымские горы. Прошли вперёд, и тут перед Жорой вырос монах в рясе с капюшоном на голове, лица его видно не было.
Жора опять повернулся вперед, но монаха уже не было. Когда вернулись в казарму, Жора спросил у своего одногодки:
— А что монахи здесь тоже есть,- он рассказал про встречу на прогулке. Тот рассмеялся:
— Да это тебя разыграли, откуда здесь монахи, такая секретность.
На следующий день Жора поехал с другими на море в Балаклаву и работал до обеда, а после обеда его поставили дежурить на кухню. До глубокой ночи он мыл посуду, по окончании дежурства пошёл в казарму и заблудился. В темноте наткнулся на «Святой источник», над которым было изваяние Георгия Победоносца.
Шторм вернулся и в щепки разнес судно. При появлении молний было видно, как молились на скале моряки.
— Это основатели монастыря, а скала получила название «Скала святого явления»,- пояснил монах.
— А там, у скалы кучерявый мужчина пишет автограф на скале:
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось…
— Это Александр Сергеевич Пушкин, он ночевал в монастыре в сентябре 1820 года.
— Недалеко сидит мужчина с бакенбардами и рисует картину, это Айвазовский, сохранилась эта картина называется «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент».
Они повернулись и пошли наверх по очень крутым ступеням. Навстречу им прошли двое мужчин. Монах сказал
— Это знаменитые писатели Чехов и Бунин.
Показались дома построенные прямо на склоне.
Здесь росли очень высокие тополя, туи, кипарисы, можжевельник. Монах, указывая на самую оконечность мыса сказал:
— Видишь, там на самом краю огонек, там живет в пещере отшельник, изгнанный из Херсонеса, Византийского города стоявшего здесь две тысячи лет.Здесь кельи еще двух отшельников, их ложе вырублены прямо в скале. Из храма вышел мужчина в белом мундире, сел на коня и уехал.
— А это император Александр 1, сейчас он отправился в своё последнее путешествие, как император. Он приедет в Таганрог и как бы умрёт. В это время из двухэтажного дома вышел высокий старец, с большой белой бородой.
— А это Лев Николаевич Толстой, он живет в гостинице монастыря.
— А там возле отшельников стоят мужчина в мундире, женщина с короной на голове и дети. Это Николай 2, его жена Александра Фёдоровна и их дети. Сейчас отшельники предсказывают им судьбу с печальным концом,- продолжал рассказывать монах. Они прошли еще немного вперед, и послышалась иностранная речь.
— Здесь во время Восточной войны, англичане с французами держали телеграф. Монастыря не трогали, в отличие от немцев, что во Вторую Мировую войну разграбили и взорвали всё, что смогли.
Они подошли к казарме, только с обратной стороны. Дверь, которая была не только закрыта, но и заколочена гвоздями, теперь была открыта.
Рядом с дверью стоял конь с привязанным к седлу копьем. Монах сбросил рясу, и оказалось, что под ней была другая одежда кольчуга, сапоги и шлем, это был Георгий Победоносец.
Свято-Георгиевский Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь
Официальный сайт монастыря
История
Основание
■ Тщательный поиск сведений о начальной истории обители, предпринятый Святейшим Синодом Русской Церкви в 1793-1794 гг. в Крыму и Мариуполе, не дал результатов (была лишь скопирована надпись на каменном надгробии иеромонаха Гервасия Сумелиоти с датами «1775» и «1760», левую из которых прочли неверно: «1175»). В 1820 г. неизвестный автор, со слов управлявшего монастырем митрополита Хрисанфа, писал, что обитель построена «еще во время татар» (т.е. не ранее XIII в.). В 1839 г. настоятель митрополит Агафангел доложил церковному священноначалию: «Монастырь существует от времени владения генуэзцами Херсонесом» (т.е. с 1350 г.). По виду базиликальной церкви на изображениях обители рубежа XVIII-XIX вв. крымовед Александр Бертье-Делагард датировал основание монастыря рубежом XIV-XV вв. (1910).
■ В 1862 г. настоятель архимандрит Никон издал брошюру, где утверждалось («есть предание, гласящее из рода в род»), что обитель основали около 891 г. греческие купцы: застигнутые бурей, они молились св. вмч. Георгию, и угодник Божий явился им на скальном островке у берега, после чего ветер утих; спасенные мореплаватели обрели на месте явления икону св. Георгия и устроили на берегу пещерную церковь («с благословения Скифского епископа Ветрания»), при которой остались жить самые набожные из них (Бертье-Делагард отмечал по этому поводу: в более ранних источниках подобных сведений нет; монастырь возле кафедрального города Херсонесского епископа не мог быть основан по благословению правящего архиерея Скифской епархии – ее кафедральный город Томи стоял близ устья Дуная; епископ Ветраний жил в IV в.; место во 2-м издании «Истории Российской иерархии», на которое ссылался о. Никон, содержит лишь указание, что «в росписи епархий, составленной императором Львом около 891 года, степень Скифской епархии показана второю»; «Пусть же… дивная, Богом данная красота Георгиевского монастыря не будет подавлена вымыслами», – заключал Бертье-Делагард).
■ В своей книге о монастыре (1874) писатель Федор Ливанов добавил (приняв тезис об учреждении обители в 891 г.), что скальная церковь устроена еще в I в. сосланным в Крым св. сщмч. Климентом Римским (версия о ссылке св. Климента именно в Крым восходит к IX в.), а в IV в. при ней жил св. сщмч. Василий Херсонесский (в его «Страданиях» указана пещера «Парфенон», а в кон. XVIII – XIX вв. Фиолент отождествляли с античным мысом Парфениум, хотя последний указывают и в других местах, а пещеру св. Василия – и в самом Херсонесе).
■ В 1993 г. историк Василий Филиппенко выдвинул гипотезу, по которой монастырь основан в XV в. иноками Инкерманской обители, запустевшей после завоевания Крыма турками (1475).
Монастырь в кон. XVI – нач. ХХ вв.
■ XVI-XVII вв. 1-е документальное упоминание монастыря оставил в 1578 г. польский посол Мартин Броневский : «На берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Московские грамоты 1598-1628 гг. сообщают о присылке из России ежегодной милостыни на обитель «Егорьгия Страстотерпца, что в Корсуни».
■ Кон. XVIII – сер. XIX вв. С включением Крыма в состав Российской империи (1783) и подчинением монастыря Русской Церкви, обитель оставалась по сути греческой: богослужение в ней совершалось на греческом, среди братии преобладали греки (до 1837), настоятели назначались из греков (до 1854). В это время здешними настоятелями трижды становились архиереи – архиеп. Игнатий Реондажский (1794-1799), митрополиты Хрисанф Новопатрский (1810-1824) и Агафангел Типальдо (1824-1854). В 1-й пол. XIX в. монастырь обновляется: были возведены новые храм св. Георгия (на террасе, 1810-1816) и трапезная (возведена одновременно с храмом, у алтаря, в 1838 г. перестроена), кладбищенский Воздвиженский храм (на плато, 1850), корпуса для братии и паломников, монастырскую террасу укрепили контрфорсами (1840-1841), в ее основании архитектурно оформили источник св. Георгия (в 1816 и 1846). В числе жертвователей обители были члены царской семьи, адмиралы Черноморского флота св. Федор Ушаков и Михаил Лазарев (открыватель Антарктиды).
■ 1806-1813 гг. 23 марта 1806 г. в штат обители включили 13 иеромонахов для служения на кораблях Черноморского флота. 1 дек. 1813 г. число этих иеромонахов удвоили, и монастырь стал назваться «флотским». Помимо кораблей, флотские иеромонахи служили в береговых крепостях и госпитальных церквах. До Крымской войны, уходящие в поход эскадры салютовали обители из пушек, а она провожала корабли звоном колоколов. На уступе скалы ниже монастыря адмирал Лазарев построил себе небольшой дачный дом (сохранился в руинах).
Знаменитые гости
«Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место посещаемое всеми путешественниками по Крыму», – отмечал митрополит Агафангел. Сонм известных посетителей монастыря насчитывает десятки имен. Среди них – российские императоры Александр I (17 мая 1818 г. и 27 окт. 1825 г.), Николай I (10 сент. 1837 г.), Александр II (тогда же, как наследник престола), Александр III и Николай II (по нескольку раз), поэты Александр Пушкин (6-7 сент. 1820 г.) и Александр Грибоедов (1825), художник Иван Айвазовский (1846), драматург Александр Островский (1860), писатели Иван Бунин (1889) и Антон Чехов (1898). Второй визит в обитель Александра I вошел в историю как роковой: государь был в легком мундире, а на дворе дул холодный ветер – в итоге Его величество прибыл из Севастополя в Таганрог тяжело больным и вскоре почил. Александр Пушкин вместе с генералом Николаем Раевским (герой Отечественной войны 1812 г.) и его сыном Николаем останавливались в обители на ночлег, принимали угощение в трапезной (в память об этом в 1983 г. на плато перенесли из Севастополя памятник Пушкину 1952 г.). «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление», – писал поэт. Мысу Фиолент он посвятил ряд стихотворных строк (см. ниже).
Монастырь в ХХ – нач. XXI вв.
■ После установления советской власти, обитель была реорганизована в 1922 г.: храмы и ряд построек числились за общиной верующих, хозяйство – за совхозом «Георгиевский монастырь», где по-прежнему проживали монахи. После изъятия властью церковных ценностей (под предлогом помощи голодающим), за сокрытие некоторых из них, в 1923 г. был арестован и осужден настоятель иеромонах Ипполит. В 1927 г. церковь св. Георгия пострадала от землетрясения, что стало причиной ее разборки. В 1929 г. здания обители были переданы санаторию ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), храм Рождества Христова – Севастопольскому музейному объединению (в храме Воздвижения служили до 1930 г.). В 1939-1941 гг. в монастыре размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны – курсы для офицеров и медсанбаты, после войны – воинская часть.
■ 14 сент. 1991 г. в храме свт. Николая Мирликийского на Братском кладбище Севастополя был освящен металлический крест высотой 7 м и весом 1300 кг, который в тот же день доставили к обители грузовым автотранспортом и с помощью военного вертолета установили на Скале святого явления вместо утраченного прежнего креста – по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко (накануне мичман Николай Сестряк несколько недель выдалбливал на вершине скалы шурф глубиной 1 м для основания креста). 6 мая 1993 г. (память св. вмч. Георгия) архиеп. Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. Архипастырь поблагодарил власти города и командование флота за помощь в положительном решении вопроса о возвращении монастыря Церкви. 22 июля 1993 г. состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.
■ 30 авг. 1994 г. владыка Лазарь назначил наместником обители игумена Августина (в миру Александра Половецкого, род. 1955). 1 сент. о. Августин был также назначен и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря в Севастополе. 27 дек. 1994 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители, 11 июня 1995 г. (день Св. Троицы) здесь состоялось 1-е монастырское богослужение. 2 февр. 1995 г. обители были подчинены храм свв. 12-ти апостолов в Балаклаве и свв. равноапп. Константина и Елены в с. Флотском, которые о. Августин опекал еще до монашеского пострига (22 авг. 1994 г.), в сане протоиерея. Он организовал реставрацию пещерной церкви Рождества Христова, в 1995 г. начал возрождать Спасо-Преображенский скит в с. Терновка и там же – устраивать приходской храм прпмч. Евстратия Печерского (см. описание Инкерманской обители). Руководя духовной жизнью 2-х монастырей, скита и нескольких приходов в исторических окрестностях Севастополя, батюшка явил себя добрым пастырем, горячо любимым паствой. 13 сент. 1996 г. архимандрит Августин и его сподвижник иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Инкерманской обители, погибли в автомобильной катастрофе под Белгородом и были погребены в Инкерманском монастыре. «Души этих иноков созрели для Царства Божия», – сказал присутствовавший на погребении 16 сент. известный старец Кирилл (Павлов). Книга «Севастопольское благочиние» (описание святынь Севастополя и округи) 1997 г. заслуженно называет о. Августина подвижником благочестия кон. ХХ в.В том же году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота.
■ 15 нояб. 2005 г. на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному. 29 окт. 2000 г. началось воссоздание храма св. Георгия, оконченное в 2009 г.