физико математический профиль обучения

Как выбрать профильный класс

физико математический профиль обучения

Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

ПрофильПредметы
Физико-математическийФизика, математика
Информационно-технологическийИнформатика, математика, физика
Химико-биологическийБиология, химия
ЛингвистическийРусский язык, литература, иностранный язык
ФилологическийРусский язык, литература
ГуманитарныйРусский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономическийОбществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Источник

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

физико математический профиль обучения

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

ПредметВсего балловМинимальный порог «на тройку»Рекомендуемый балл в профильный класс
Русский язык331526
Математика32818 (естественнонаучный, экономический профиль), 19 (физико-математический профиль)
Физика431130
Химия401027
Биология451333
География311223
Обществознание351428
История341024
Литература391426
Информатика и ИКТ19413
Иностранные языки682955

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.

Источник

Структура и содержание школьных курсов физики различных профилей

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 29

Структура и содержание школьных курсов физики различных профилей

Выполнила: Ермакова Е.Ю.

Группы профилей с разным количеством часов физики в учебном плане

Группа профилей, в которых физика является базовым предметом (2 часа в неделю)

Группа профилей, в которых физика является профильным предметом (5 часов в неделю)

Группа профилей, в которых проводится курс естествознания или физика является базовым предметом

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение преследует следующие основные цели:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.

Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций:

дополнять содержание профильного курса;

развивать содержание одного из базовых курсов;

удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля

В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 недельных учебных часов на 2 года обучения

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти основных профилей:

5. универсальный / общеобразовательный.

Предлагается вариант введения более расширенной классификации профилей:

На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года, из них 16 часов- лабораторные работы). Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах естественнонаучного,информационнотехнологического,агротехнологического профилей, а также в непрофильных классах или в так называемых классах универсального(общеобразовательного) профиля. Выбор базового уровня изучения физики не ориентирован на продолжение образования в высшей школе, поэтому в стандарте этого уровня не предусмотрены требования по решению задач, т.е. одного из основных умений, без которого невозможно освоение программ по общей физике высшей школы.

На профильном уровне на изучение физики выделяется 5 часов в неделю(350 часов за 2 года, из них 22 часа на лабораторные работы и 40 часов на физический практикум). Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, индустриально- технологического профилей. Профильный уровень изучения физики предполагает ответственность школы за стандарт профильного уровня и представляет учащимся полноценную возможность подготовиться к сдаче единого государственного экзамена с целью поступления в вузы, где физика необходима для продолжения образования.

В классах гуманитарного, филологического, социально-экономического, оборонно-спортивного, художественно-эстетического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю(210 часов в 10-11 классах). Но за счет часов школьного компонента преподавание физики в классах приведенных выше профилей возможно преподавание физики. В этом случае 1 час в неделю берется из числа часов, отведенных учебным планом на курс естествознания и 1 час в неделю- из числа часов школьного компонента. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для базового уровня.

2.1 Группа профилей, в которых физика является базовым предметом

2.1.1 Естественнонаучный профиль

Обучение физики учащихся в естественнонаучном профиле осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных физических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих практическую и теоретическую подготовку учащихся.

Содержание курса физики для естественнонаучного профиля может быть представлено в нескольких вариантах(химико-биологический, биолого-географический и т.д.), мы рассмотрим вариант химико-биологического класса. Специфика целей обучения физике учащихся классов химико-биологического профиля определяется главным образом их интересами и профессиональными намерениями. Свою будущую профессиональную деятельность учащиеся этих классов связывают, как правило, с работой в области биологии, химии, медицины. Необходимо сформировать у них представление о том, что в основе биологических и химических процессов лежат физические законы, что физические методы исследования широко применяются в этих науках, что физические, химические и биологические явления тесно связаны между собой. Учебно-познавательная деятельность учащихся химико-биологического определяет соответствующий уровень содержания физики. При его построении, помимо общих и специфических целей обучения физике, должны учитываться связи наук физики, химии и биологии. В соответствии с этим курс физики для классов химико-биологического профиля имеет следующие особенности.

В содержании курса представлены все элементы физической картины мира(ФКМ): исходные философские идеи; физические теории с присущей им структурой (основание, ядро, следствия, интерпретация), а также фундаментальные физические идеи, выражающие взаимосвязи между физическими теориями ( принципы соответствия, дополнительности, симметрии, связи между динамическими и статическими теориями).

У учащихся с самого начала формируются представления о современной естественнонаучной картине мира и ФКМ как ее части: полевые, релятивистские, квантовые, статические представления; представления о месте изучаемых теорий в современной картине мира и о границах их применимости.

Материал группируется вокруг фундаментальных физических теорий.

Теоретический уровень познания превалирует над прикладным. Учет межпредметных связей физики и химии, физики и биологии, физики и биофизики, приводит к необходимости изучения теорий в той же последовательности, что принято в действующем курсе физики.

Связи между теориями отражаются во вводных темах к каждому разделу и рассматриваются на обобщающих занятиях по разделу и курсу в целом, а также устанавливаются в ходе изучения учебного материала, в частности при обсуждении границ преемственности физических теорий и законов. Подготовка по химии и биологии позволяет формировать представления о принципах соответствия, дополнительности и симметрии как об общенаучных методологических принципах и о вероятностных законах как о более глубоких по сравнению с динамическими, действующих в биологических, химических и физических явлениях. Эти представления формируются как в процессе изучения учебного материала, так и на обобщающих занятиях.

Осуществление содержательных межпредметных связей на уровне теорий, понятий, фактов в учебном процессе по физики с дисциплинами естественнонаучного профиля создает условия для целостного восприятия единой научной картины мира, обеспечивает формирование естественнонаучного мышления, способствует формированию направленности личности.

2.1.2 Информационно-технологический профиль

Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );

овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;

развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;

воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В соответствии с целями и задачами обучения в классе информационно-технологического профиля на профильном уровне изучаются предметы: информатика, математика, физика. Ведущим предметом является информатика.

При планировании уроков в профильной школе основной упор делается на практическую составляющую. Таким образом, соотношение теории и практики составляет примерно 1,3 : 2.

2.1.3 Агротехнический профиль

Гуманитарные предметы учебного плана наполнены техническим содержанием, так при изучении иностранного языка учащиеся работают с техническим текстом, при изучении курса истории рассматривают историю открытия в области техники, роль личности в научно-техническом прогрессе.

Естественные дисциплины (химия, физика, биология) интегрируются с основами сельскохозяйственного производства

В данном профиле определены следующие элективные дисциплины:

трактор и сельскохозяйственные машины;

практический курс химии

За счет школьного компонента усилен предмет Физика, Информатика и ИКТ изучается курс «Технология»:

2.2 Группа профилей, в которых физика является профильным предметом (5 часов в неделю)

2.2.1 Физико-математический профиль

Профильное обучение предполагает расширение и углубление знаний по предметам. Программа преподавания физики в профильном физико-математическом классе предполагает увеличение времени на решение задач.

Цель обучения по данному профилю углубить и расширить представле ния учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического зна ния, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися неко торых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений.

Основным методом обучения в данном профиле является метод проектов . Проек тная деятельность позволяет раз вить исследовательские и творческие с пособности учащихся. Роль учите ля состоит в кратком по времени объя снении нового материала и поста новке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе подготовки рефератов и выполнения практического задания.

Разра ботка каждого проекта реализует ся в форме выполнения реферата, а также практической работы на компьютере (создание презентации проекта)

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам подготовки реферата, а также выполнения учащимися практического задания на компьютере (создание презентации), подготовки защиты реферата в форме презентации.

Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определённой познавательной деятельности при решении задач. Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором вопросов и задач, так и методикой работы на занятиях. Для этого применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач по теме. В итоге школьники выходят на теоретический уровень решения задач: решение по определённому плану, владение основными приёмами решения, осознание деятельности по решению задач, самоконтроль, самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

2.2.2 Индустриально-технологический профиль

В индустриально-технологическом профиле физика – один из профильных предметов. Возникает повышенная потребность учащихся в более глубоком рассмотрении проблем электродинамики как основы электротехники и радиоэлектроники, физики полупроводников и лазеров.

Учитывая, что учащиеся классов индустриально-технологического профиля – будущие инженеры, технологи, при преподавании должен быть усилен математический аппарат физики не только при разработке и проведении лабораторно-практических занятий, но и в процессе формирования умения решать задачи, которое является необходимым и для успешной сдачи ЕГЭ.

2.3 Группа профилей, в которых проводится курс естествознания или физика является базовым предметом

2.3.1 Гуманитарный профиль

Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Так как продолжение образования учащихся классов с гуманитарным профилем предлагается на гуманитарных факультетах педагогического ВУЗа, то программа по физике в таких классах должна существенно отличаться от программы для классов с физико-математическим профилем.

Какую же роль играет физика в образовании «гуманитариев»?

В чем специфика гуманитарного склада мышления?

Во-первых, как утверждает психология, в конкретном, образном, ассоциативном характере мышления в противовес абстрактно-логическому мышлению современной науки.

Во-вторых, в существенной роли субъективного, эмоционального в противовес объективному характеру естествознания.

В-третьих, в выраженном интересе к человеку и его роли в мире в противоположность естественной, т. е. от человека не зависящей и вместе с тем механической, ориентации естественных наук.

В-четвертых, в приоритете творческого, художественного начала в отличие от конструктивного, логически последовательного построения научных и технических объектов и понятий. Для «гуманитария» столь же естественным является объяснение происхождения какого-либо объекта, явления, исходя из целого, в которое он включен, или из чисто эстетической необходимости.

Основными целями изучения физики для этой категории учащихся являются:

— сообщение им знаний о явлениях и законах неживой природы; раскрытие структурного многообразия материи, соотношение между опытом и теорией в развитии физики;

— обеспечение элементарного понимания основных принципов работы технических устройств, с которыми современный человек встречается на каждом шагу; ознакомление с правилами техники безопасности и умение их грамотно использовать;

— воспитание интереса к изучению физики на основе разъяснения роли этой науки в современной жизни;

— формирование разностороннего образа мира, в котором наряду с классической естественнонаучной картиной существуют элементы современного научного взгляда на природу как сложную, взаимосвязанную, не механическую, эволюционирующую целостность, а так же его художественного восприятия.

2.3.2 Оборонно-спортивный профиль

Оборонно-спортивный профиль-это один из вариантов в профильном обучении, основными задачами которого являются:

подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, к осознанному выбору профессии, к службе в рядах российской армии;

подготовка учащихся физически крепкими, выносливыми, дисциплинированными, психологически устойчивыми, способными стойко переносить тяготы и лишения воинской и государственной службы;

-формирование у учащихся общей ориентации на выбор профессии военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов, государственного служащего при соблюдении условий добровольного выбора профессии по окончании школы;

-обеспечение получения учащимися многопрофильной подготовки по программам основного, среднего образования и основ профессиональных знаний и навыков;

-воспитание у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и её столице Москве, верности конституционному долгу;

-реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного и культурного развития личности, обеспечение обоснованного сочетания обучения с военной подготовкой, трудом и отдыхом учащихся.

Обучение в данном профиле ведется в традиционной форме. Преподаются все общеобразовательные предметы согласно учебному плану. Профильными предметами считаются:

основы безопасности жизнедеятельности;

основы воинской и государственной службы;

Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление.

От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике. У учащихся должны сформироваться представления об объективности законов физики и их познаваемости методами науки, об относительной справедливости любых теоретических моделей, описывающих окружающий мир и законы его развития, а также о неизбежности их изменений в будущем и бесконечности процесса познания природы человеком.

Обязательными являются задачи на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальные задания для самостоятельного проведения учащимися опытов и физических измерений.

Алексеева Л. Л. К проблеме профильного обучения в современной российской школе // Сб. научных трудов: Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). Выпуск II / Сост. Е. Ф. Командышко. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – 0, 5 п.л.

Алексеева Л. Л. Теория и практика художественно-эстетического образования в профильной школе. – М.: Издательство «Спутник+», 2008. – 11, 5 п.л.

Андреева И.Д. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра / И.Д. Андреева // Биология в школе – 2004. – №5. – С. 21–24.

Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика – 2004. – №2. – С. 28–34.

Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение /В. Болотов // Воспитание школьников – 2004. – №1. – С. 2–8.

Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профильного технического образования России / Под ред. Ф.Е. Довжко. – М., 1999.

Ермаков Д.С. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения / Д.С. // Профильная школа – 2005. – №1. – с. 34–40.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования – М, 2002.

Ленер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Ленер // Профильная школа – 2004. – №3. – С. 12–15.

Никифорова О.А., Заруба Н.А., Навалихина В.И., Морозова Н.И. Психолого-педагогическое и медико-биологическое обеспечение профильного обучения / О.А. Никифорова, Н.А. Заруба, В.И. Навалихина, Н.И. Морозова // Валеология – 2004. – №4. – С. 45–48.

О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города. Приказ Главного управления от 10.06.2004 г. // Эффективная педагогика – 2004 г. – №5. – с. 76–103.

Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин // Учитель – 2004. – №4. – С. 12–20.

Попова Е.И. Первые шаги в будущее / Е.И. Попова // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 24–27.

Соболев А.Д. Химический лицей: принципы управления профильной школой / А.Д. Соболев // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 6–7.

Шаин Е.Г. Профильное обучение как педагогическое явление / Е.Г. Шаин // Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 11–12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *