физиологическая характеристика тренировки тренированности спортивной формы эффекты тренировки
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической подготовленности и специальной работоспособности.
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
В ходе тренировки соблюдаются общие педагогические (неспециализированные) принципы активности, сознательности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности.
Так же имеются специфические(специализированные) принципы тренировки:
1)единство общей и специальной физической подготовки;
2)непрерывность и цикличность тренировочного процесса;
3)постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.
Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особенностями функциональных перестроек в организме, изменением диапазона функциональных резервов спортсмена.
На базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня двигательной деятельности и освоения двигательных навыков.
Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень работоспособности осуществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.).
К соревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период.
Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году) подразделяется на промежуточные мезоциклы, а мезоциклы в свою очередь, подразделяются на недельные микроциклы.
Такая цикличность соответствует естественным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемыми физическими нагрузками.
При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.
Тренировочные нагрузки должны повышаться постепенно в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.
Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации– сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной, вегетативной нервной системы и двигательного аппарата, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности, что характеризуется:
1)повышением функциональных возможностей организма;
2)увеличением экономичности его работы.
Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответственно, высокий уровень спортивной формы может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой, при этом повышается реактивность организма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т.е. резко снижается иммунитет.
Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса на быстроту, силу или выносливость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т.п.
Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки− ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функциональных перестроек в процессе тренировки− его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональной подготовленности, т. е. по тренируемости. Выделяют 4 варианта тренируемости (Код Я. М., 1986):
1. Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).
2. Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарастающие тренировочные эффекты).
3. Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).
4. Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарастающие тренировочные эффекты).
На степень развития физических качеств влияют наследственные факторы. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Многие физиологические показатели, такие как МПК, анаэробные возможности, максимальная величина ЧСС, рост жизненной емкости легких и др. имеют генетическую зависимость.
11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности.
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки.
Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления качественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности.
Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.
Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.
— Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарастающие тренировочные эффекты).
Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, рост жизненной емкости легких и др.).
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки.
Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления качественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности.
Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.
Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.
— Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарастающие тренировочные эффекты).
Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, рост жизненной емкости легких и др.).
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки.
Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления качественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности.
Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.
Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.
— Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).
— Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарастающие тренировочные эффекты).
Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, рост жизненной емкости легких и др.).
Курсовая работа «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования, науки и инновационной политики
ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ
Выполнена студентом Галиной Витальевной Никитиной
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
Руководитель Г. А. Куц
1 Теоретические основы физиологического состояния тренированности
1.2 Функциональные показатели тренированности организма …………10
1.3 Физиологическая характеристика перетренированности и
2 Организация опытно-практической работы по физиологическим основам состояния тренированности……………………..……………………24
2.1 Планирование и организация исследования ………….……………. 24
2.2 Анализ состояния практики и выявление особенностей…………. 25
2.3 Анализ и оценка проведенного исследования……. ………..………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….………………………….…..37
В период школьного обучения, когда закладываются основы интеллектуального, физического, духовно-нравственного и профессионального совершенства человека, можно достичь максимального образовательного и воспитательного эффекта. В содержании общего образования одно из ведущих мест занимает физическое воспитание, которое должно обеспечивать формирование физической культуры в обществе.
Занятия физической культурой во многом помогают улучшать здоровье и физическое развитие детей, прививать им навыки здорового образа жизни и нормального поведения в обществе. Современная наука по физической культуре располагает достаточным количеством исследований, подтверждающих существенное преимущество физкультурников и особенно спортсменов в состоянии здоровья по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. Объясняется это тем, что даже при выполнении всей школьной программы по физическому воспитанию потребность ребенка в двигательной деятельности удовлетворяется только на 35-40 %.
Подготовка юных спортсменов должна сочетать решениевидов задач: (оздоровительных, воспитательных и спортивных) обеспечения достаточного эффекта тренировки у детей и подростков следует учитывать особенности развития, связанные с возрастом половым созреванием, динамику развития физических качествдвигательных навыков, индивидуальные особенности тренирующихся юных спортсменов. На этой основе должны строиться тренировка, режим и врачебно-педагогический контроль. Необходимо помнить, что хотя тренированный юный организм очень пластичен и способен выдерживать значительные нагрузки, грубое вмешательство в природные законы его роста и развития может привести к весьма неблагоприятным последствиям, затормозить и сделать возможным дальнейшее спортивное совершенствование.
Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма[5].
В дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах и системах организма человека. Сущность упражнения составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.
Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Дополнительное же напряжение мышц всегда связано с дополнительными энергетическими затратами. Кроме того, у тренированных отмечается в состоянии покоя несколько более пониженная возбудимость нервной системы по сравнению с нетренированными. Наряду с этим у них хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Все эти изменения свидетельствуют о том, что тренированный организм очень экономно расходует энергию в покое, в процессе глубокого отдыха совершается перестройка его функций, происходит накопление энергии для предстоящей интенсивной деятельности.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается проблема, так как для подрастающего поколения необходимо больше заниматься физической культурой и спортом.
Объектисследования: состояние тренированности.
Предмет: физиологические основы состояния тренированности.
Цель: определить основные физиологические основы состояния тренированности.
1.Изучить и проанализировать физиологические основы тренированности; функциональные показатели тренированности; физиологическую характеристику перетренированности и перенапряжения.
2. Определить частоту сердечных сокращений у учащихся.
3. Оценить степень тренированности и оценку работоспособностиучащихся.
1.Анализ педагогической и методической литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ
1.1Физиологическая характеристика тренированности
Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической и специальной физической работоспособности, технической, тактической и психологической подготовки с целью достижения наивысшего результата в избранном виде спорта.
С физиологической точки зрения спортивная тренировка, представляет собой многолетний процесс адаптации, то есть приспособления организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
В развитии большинства адаптационных реакций к физическим нагрузкам прослеживается два этапа: начальный этап – «срочная», но не совершенная адаптация и последующий этап – совершенная долговременная адаптация. На первом, срочном этапе адаптации происходит нарушение гомеостаза, которое, в свою очередь, запускает процессы, ведущие к формированию структурной основы совершенной долговременной адаптации.
Переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта производится только на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня общей физической подготовки и освоения двигательных навыков. Вместе с тем, обязательны периоды отдыха. Слишком большие интервалы отдыха не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.
Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
Правильная организация тренировочного процесса обусловливает состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют повышение функциональных возможностей организма и увеличение экономичности его работы.
Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответственно, оно может сохраняться непродолжительное время. Состояние спортивной формы сопровождается повышением реактивности организма на действие неблагоприятных условий среды, уменьшением его устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. снижением иммунитета.
Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса (на быстроту, силу или выносливость), особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффекты специфичны.
Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется определённый предел функциональных перестроек в процессе тренировки, заложенный генетически, — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональной подготовленности, т. е. по тренированности.
Двигательно-координационные качества совершенствуются в процессе жизнедеятельности неравномерно. Следует учитывать критические периоды жизни, являющиеся особо благоприятными для их развития. Если эти периоды пропущены, то гораздо труднее добиться максимально возможных показателей. Так, например, прирост ловкости, гибкости, пластичности наиболее успешно происходит уже с дошкольного возраста. Поэтому, для таких видов спорта, где эти качества являются ведущими, занятия начинают с 6-7 лет.
Однако,биологический возраст не всегда соответствует календарному. Дети, у которых акселерация выражена сильнее, обучаются быстрее, по сравнению с детьми того же календарного возраста. Последние, однако, через некоторое время могут не только догнать, но и перегнать в успешности обучения рано развывшихся детей. Поэтому, при оценке двигательных способностей следует учитывать не только календарный, но и биологический возраст. При отборе для занятий избранным видом спорта важно учитывать уровень развития двигательно-координационных качеств.
Используемые тесты должны отражать их конкретные показатели, а не способность детей выполнить предлагаемые упражнения. Например, уровень развития ловкости следует определять по быстроте реакций на изменяющуюся ситуацию, по точности ощущения положения тела или его отдельных звеньев, а также по степени и соразмерности движений относительно расстояния, величины и формы предмета или снаряда и т.д. [2].
Пластичность более объективно определяется при выполнении конкретной позы (например, фиксированное равновесие с заданным положением головы и рук).
В процессе систематических занятий каким-либо видом спорта возникает особое состояние, которое называется тренированностью. Ее развитие определяется сложным сочетанием социальных, педагогических, психологических и биологических, в том числе, генетических факторов. Общеизвестно значение генетически обусловленных морфологических факторов особенностей строения тела, его роста, веса для таких видов спорта, как гимнастика, волейбол, баскетбол, плавание и др. В той или иной мере это имеет значение для всех видов спорта.
Так, высокий рост баскетболиста создает определенные преимущества при перехватах и бросках мяча, а у прыгунов в высоту позволяет добиться лучших результатов. Совершенно очевидно, что низкорослый волейболист заранее уступает высокому спортсмену при постановке или пробивании блока. В то же время гимнасты, обычно, имеют средний рост. Это создает более благоприятные возможности для выполнения упражнений на снарядах, имеющих стандартные размеры. Если морфологические особенности человека не соответствуют условиям деятельности в данном виде спорта, то это весьма сильно затрудняет достижение высоких результатов.
Большая роль принадлежит и генетически обусловленным биохимическим особенностям организма – содержанию энергетических веществ, гормонов, ферментов. Так, спортсмен, в составе крови которого больше эритроцитов и гемоглобина, обладает лучшими потенциальными возможностями для развития выносливости. Наследуется не только ряд морфологических и химических особенностей, но также способность организма под влиянием физической нагрузки изменять и совершенствовать различные физиологические показатели. Академик Л. А. Орбели указывал, что сложные двигательные рефлексы непередаются по наследству, наследуется лишь способность к их образованию. Так, если родители занимались циклическим видом спорта и имели высокие показатели максимального потребления кислорода (МПК), то их дети чаще всего выбирают один из циклических видов спорта, достигая достаточно высоких спортивных результатов. Также неодинаков у разных людей уровень развития координации. Он определяется, в первую очередь, особенностями центральной нервной системы, уровнем межмышечной и внутримышечной координации, способностью к экстраполяции. Поэтому, некоторых занимающихся можно сравнительно быстро обучить сложно-координированным движениям (прыжок в высоту, метание мяча); другие усваивают гораздо медленнее даже простые упражнения (лазание по канату, кувырок вперед).
1.2 Функциональные показатели тренированности организма
Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии.
Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2-3 раза, легочная вентиляция в 20-30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается.
Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.
Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в XIX в. В 1809 г. Ламарк опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются — слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля XIX — начала XX в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки.
В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и методы их развития и совершенствования. Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения — сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.
В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования к числу показателей тренированности в покое можно отнести:
· изменения в состоянии центральной нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, укорочение скрытого периода двигательных реакций;
· изменения опорно-двигательного аппарата (увеличенная масса и возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая улучшением их кровоснабжения, положительные биохимические сдвиги, повышенная возбудимость и лабильность нервно-мышечной системы);
· изменения функции органов дыхания (частота дыхания у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п.
Выше уже отмечалось, что в состоянии покоя у тренированных вентиляция легких меньше, чем у нетренированных. Это связано с малой частотой дыхательных движений. Глубина же отдельных дыханий изменяется незначительно, а подчас даже несколько увеличивается.
Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем как морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении работы.
Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями:
· все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период врабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных;
· в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок.
При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с большей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных — анаэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.
Аналогичные изменения наблюдаются в деятельности сердечно-сосудистой системы. Минутный объем крови, частота сердечных сокращений, систолическое кровяное давление повышаются во время стандартной работы в меньшей степени у более тренированных. Изменения в химизме крови и мочи, вызванные стандартной работой, у более тренированных, как правило, выражены слабее по сравнению с менее тренированными. У первых работа вызывает меньшее нагревание организма и потоотделение, чем у вторых.
Нагрузка, выполняемая на тренировках и соревнованиях, не бывает стандартной. На напряженной тренировке и соревнованиях каждый стремится достичь максимально возможной для него интенсивности работы. Физиологические исследования, проводимые при работе на пределе функциональных возможностей организма, могут дать представление о его физиологических возможностях. Применяются три варианта исследований при такой работе.
Первый вариант состоит в регистрации физиологических изменений во время выполнения спортивного упражнения в условиях соревнования или близких к ним. Физиологические функции регистрируются во время этой работы, или сразу после нее, или на протяжении всего последующего восстановительного периода.
Второй вариант представляет собой лабораторную работу в виде бега на месте, или работу на велоэргометре. Испытуемый совершает работу, постепенно усиливая ее мощность с целью максимальной мобилизации всех функций организма, обеспечивающих предельную работу. К концу такого усиления испытуемый уже работает в полную силу своих возможностей. В это время и производят необходимые физиологические замеры, которые характеризуют предельную мобилизацию физиологических возможностей организма спортсмена.
Третий вариант заключается в том, что испытуемый совершает работу, строго стандартную по мощности. Однако продолжительность работы не ограничивается. Она производится до тех пор, пока испытуемый может поддерживать заданную мощность (заданное число оборотов педалей, темп бега при определенной высоте подъема бедра, скорость бега или плавания за лидером). Работа прекращается в тот момент, когда ее мощность или скорость передвижения начинают неотвратимо падать и испытуемый даже при всем напряжении своих сил вынужден отказаться от дальнейшего выполнения работы в данных условиях. Иначе говоря, с целью характеристики тренированности исследуется выполнение работы «до отказа».
Результаты исследований при предельной работе спортсмена резко отличаются от тех, которые были получены при изучении стандартной работы. При предельной работе отмечалось обратное: у тренированных во многих физиологических показателях были большие сдвиги, чем у нетренированных. Это выражается в том, что тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чем нетренированный, а объясняется тем, что сама работа, произведенная тренированным, превышает величину работы, которую может выполнить нетренированный. Экономизация проявляется в несколько меньшем расходе энергии на единицу работы, однако весь объем работы у тренированного при предельной работе настолько велик, что общая величина затраченной энергии оказывается очень большой.
Преобладание расхода энергии у тренированных особенно заметно в тех случаях, когда выполняемая работа не отличается сложностью. Вращение педалей велоэргометра сопровождается почти одинаковым расходом энергии у мастера спорта и спортсмена третьего разряда. Между тем различия в количестве работы, которую может выполнить на велоэргометре мастер или новичок, очень велики, что и определяет различия в величинах энергетических трат.
Весьма тесно связаны с тренированностью спортсмена показатели максимального потребления кислорода. Чем тренированнее спортсмен, тем большее количество кислорода он в состоянии потребить во время предельной работы. Самые высокие показатели (5,5-6,5 л/мин, или 80-90 мл/кг) зарегистрированы у представителей циклических видов спорта мастеров международного класса, находящихся в момент исследования в состоянии наилучшей спортивной формы. Несколько меньшие цифры около 4,5-5,5 л/мин, или 70-80 мл/кг, отмечаются у менее подготовленных мастеров спорта и некоторых перворазрядников. У спортсменов второго, третьего разряда величина максимального потребления кислорода достигает приблизительно 3,5- 4,5 л/мин, или 60-70 мл/кг. Показатель ниже 3 л/мин, или 50 мл/кг, характеризует низкий уровень тренированности.
Такая тесная связь между максимальным потреблением кислорода и тренированностью наблюдается в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к снабжению мышц кислородом и характеризуются высоким уровнем аэробных реакции. Для специализирующихся в работе максимальной мощности связь между тренированностью и максимальным потреблением кислорода очень мала, так как для них более характерна связь между тренированностью и максимальным кислородным долгом, отражающим возможный объем анаэробных процессов в организме. У таких спортсменов (например, бегунов на короткие и средние дистанции) максимальный кислородный долг может достигать 25 л, если это спортсмены очень высокого класса. У менее тренированных спортсменов максимальный кислородный долг не превышает 10-15 л.
Большая величина максимального потребления кислорода у высокотренированных спортсменов тесно связана с большими величинами объема дыхания и кровообращения. Максимальное потребление кислорода, равное 5-6 л/мин, сопровождается легочной вентиляцией, достигающей 200 л в 1 мин, при частоте дыхания, превышающей 60 в 1 мин, и глубине каждого дыхания, равной более 3 л. Иначе говоря, максимальное потребление кислорода сопровождается максимальной интенсивностью легочного дыхания, которое у высокотренированных спортсменов достигает значительно больших величин, чем у малотренированных. Соответственно этому максимальных величин достигает минутный объем крови. Для того чтобы транспортировать от легких в мышцы 5-6 л кислорода в 1 мин, сердце должно перекачивать в каждую минуту около 35 л крови. Частота сердечных сокращений при этом составляет 180-190 в 1 мин, а систолический объем крови может превышать 170 мл. Естественно, что столь резко возрастающая скорость кровотока сопровождается высоким подъемом артериального давления, достигающим 200-250 мм рт. ст.
Если выполняемая предельная работа характеризуется высокой интенсивностью анаэробных реакций, то она сопровождается накоплением продуктов анаэробного распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных.Например, концентрация молочной кислоты в крови при предельной работе может доходить у тренированных спортсменов до 250-300 мг%. Соответственно этому общие биохимические сдвиги в крови и моче у тренированных спортсменов при предельной работе значительно большие, чем у нетренированных.
Таким образом, организм человека, систематически занимающегося активной двигательной деятельностью, в состоянии совершить более значительную по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею. Это обусловлено систематической активизацией физиологических и функциональных систем организма, вовлечением и повышением их резервных возможностей, своего рода тренированностью процессов их использования и пополнения. Каждая клетка, их совокупность, орган, система органов, любая функциональная система в результате целенаправленной систематической упражняемости повышают показатели своих функциональных возможностей и резервных мощностей, обеспечивая в итоге более высокую работоспособность организма за счет того же эффекта упражняемости, тренированности мобилизации обменных процессов.
1.3Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
Отклонения от рационального режима тренировочных занятий, несоблюдение величин нагрузки и длительности отдыха ведут к развитию состояний перетренированности и перенапряжения.
Систематическое выполнение интенсивных нагрузок на фоне значительного недовосстановления организма приводит к развитию у спортсменов состояния перетренированности. Напряженная двигательная деятельность в этом случае превышает функциональные возможности организма.
Перетренированность – это патологическое состояние организма спортсмена, вызванное прогрессирующим развитием переутомления вследствие недостаточного отдыха между тренировочными нагрузками. Это состояние тождественно по генезу невротическим расстройствам, развивающимся в результате нарушений высшей нервной деятельности. Главная причина перетренированности – это недостаточный отдых между нагрузками.
Это состояние характеризуется стойкими нарушениями двигательных и вегетативных функций, плохим самочувствием, падением работоспособности. Комплексные обследования спортсменов выявили преобладание тонуса симпатической нервной системы, неустойчивость психоэмоционального состояния, которое отражается в большом числе жалоб (до 80% случаев), повышенной мнительности, слезливости, симптомах раздражительной слабости, нарушениях сердечно-сосудистой деятельности. У некоторых лиц возникают явления депрессии, вялости, отсутствие интереса к тренировкам, спортсмен «спит на дистанции».
По данным корректурного теста, отмечено снижение умственной работоспособности: преобладает оценка низкая и ниже средней (60% случаев), и совершенно не наблюдается оценок высоких и выше средних.
В характере электрической активности мозга выявлено 2 типа изменений, соответственно клинике неврозов (типа неврастении или психостении): либо (в случае преобладания процессов возбуждения в коре больших полушарий и тонуса симпатической нервной системы) очень малая выраженность или полное отсутствие основного ритма покоя – альфаритма ЭЭГ и учащение фоновой активности до 14-17 Гц; либо (в случае депрессивного состояния) – низкая амплитуда и частота альфа-ритма 8-9 Гц. Отмечены нарушения предрабочей настройки корковой активности у перетренированных спортсменов, свидетельствующие о поражении механизмов «опережающего отражения действительности (по П. К. Анохину), а также особая нерегулярность и нестабильность ЭЭГ во время работы, снижение в 2 раза выраженности рабочих ритмов мозга (медленных потенциалов в темпе движения), регулирующих темп циклических локомоций. Степень нарушения мозговых процессов соответствовала выраженности патологических симптомов и падению физической работоспособности спортсменов.В развитии перетренированности выделяют 3 стадии:
· Первая стадия характеризуется прекращением роста спортивных результатов или их незначительным снижением, плохим самочувствием, снижением адаптивных реакций организма на нагрузку;
· Вторая стадия связана с прогрессирующим снижением спортивных результатов, затруднением процессов восстановления и дальнейшим ухудшением самочувствия;
· Третья стадия выявляется стойким нарушением функций сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем, резким снижением спортивной работоспособности, особенно выносливости, тяжелым самочувствием, постоянными нарушениями сна, отсутствием аппетита, потерей массы тела спортсмена.
Профилактика состояния перетренированности заключается в соблюдении режима тренировок и отдыха, адекватного функциональным возможностям организма спортсмена.
Восстановление нарушенной работоспособности требует (в зависимости от тяжести состояния перетренированности) либо снижения физических нагрузок, либо полного их прекращения. Спортсмену необходим активный отдых или полный отдых на протяжении от 1-2 недель до 1 месяца. Рекомендуется применение различных реабилитационных средств – витаминов, биологически активных веществ, массажа, физиотерапии и др.
Перенапряжение – это резкое снижение функционального состояния организма, вызванное нарушением процессов нервной и гуморальной регуляции различных функций, обменных процессов и гомеостаза. Оно вызывается несоответствием между потребностями организма в энергоресурсах при физической нагрузке и функциональными возможностями их удовлетворения. В развитии этого состояния велика роль гормональной недостаточности – в особенности истощение при работе резервов адренокортикотропного гормона гипофиза.
При развитии перенапряжения нарушается баланс ионов натрия и калия, что вызывает отклонения в нормальном течении процессов возбуждения в нервной и мышечной системах. Эти изменения приводят, в частности, к очаговым и диффузным поражениям сердечной мышцы. При изменении ее состояния возможны даже разрывы мышечных волокон миокарда непосредственно в процессе прохождения дистанции спортсменом. Главной причиной перенапряжения является чрезмерные и форсированные физические нагрузки [18].
Выделяют остроеи хроническое перенапряжение.
Острое перенапряжение сопровождается резкой слабостью, головокружением, тошнотой, одышкой, сердцебиениями, падением артериального давления. Оно может в наиболее тяжелых случаях вызывать печеночные боли в правом подреберье, острую сердечную недостаточность, обморочное состояние, даже летальный исход.
Хроническое перенапряжение отмечается при многократных применениях тренировочных нагрузок, несоответствующих функциональным возможностям организма спортсмена. Оно проявляется в повышенной усталости, нарушениях сна и аппетита, колющих болях в области сердца, стойких повышениях или понижениях артериального давления. Работоспособность спортсмена резко падает.
Сокращение или полное прекращение физических нагрузок способствует восстановлению организма. Используют также лекарственные средства лечения сердечно-сосудистых расстройств. При этом необходимо уделять повышенное внимание сбалансированному питанию и дополнительному приему витаминов.
Особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке.
В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения). У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма – 11-12 колеб./с (например, у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб./с).
Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.
Обмен веществ спортсменов характеризуетсяувеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).
Дыханиеспортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в I мин). Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях). Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц (порядка 150-200 л/мин) по сравнению с нетренированными (60-120л/мин). Увеличена длительность задержки дыхания (особенно в синхронном плавании, нырянии), что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.
Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема. Частота сердечных сокращений спортсменов (особенно у стайеров) в покое понижена до 40-50 уд/мин (в отдельных случаях – до 28-32 уд/мин), т. е. отмечается спортивная брадикардия. Минутный объем крови соответствует норме или немного ниже нее.
У спортсменов в состоянии спортивной формы, в среднем, в 30% случаев наблюдается спортивная гипотония – снижение величины систолического артериального давления до 100-105 мм рт. ст. и ниже. Чаше всего это встречается у гимнастов и спортсменов-стайеров. Выраженность артериальной гипотонии растет по мере увеличения спортивного стажа и уровня квалификации спортсменов. У спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, наоборот, в состоянии покоя артериальное давление часто может быть повышенным.
Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам, и в частности, к особенной функциональной подготовленности к упражнениям в избранном виде спорта.
ВЫВОД: Врезультате изученного теоретического материала можно сказать, что тренированный организм выполняет стандартную работу более экономно, чем нетренированный. В процессе тренировки организм приобретает способность реагировать на ту же работу умереннее, его физиологические системы начинают действовать более согласованно, координировано, силы расходуются экономнее.
Одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утомительной. Для нетренированного учащегося стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ
2.1 Планирование и организация исследования
Базой исследования является МБОУ СОШ № 4 г. Болотного Новосибирской области.
Целью нашего исследования является выявление и обоснование физиологических основ состояния тренированности.
Для её подтверждения мы использовали следующий метод:
-определить физиологические основы состояния тренированности.
— оценить степень эффективности физиологических основ состояния тренированности.
— посещение и анализ урока физической культуры.
Вид наблюдения: непосредственное.
Место проведения: средняя общеобразовательная школа №4.
Время организации: 05.02.18 посещение уроков физической культуры проводимые учителем средней школы №4.
2.2 Анализ состояния практики и выявления особенностей
В начале педагогической практики мы провели наблюдение урока физической культуры, который проходил в МБОУ СОШ №4.
Из наблюдения мы узнали, что учитель Олег Сергеевич использует метод круговой тренировки как средство физического развития учащихся.
Он охватывает все составляющие учебного процесса: средства, последовательность и разнообразие сочетаний. Урок проводится в спортивном зале. Длительность урока составляет 40 минут. Учитель создает на уроке оптимальные условия для осуществления процесса физического развития.
Организация урока должна начинаться еще до занятия и включает соблюдение порядка в местах переодевания, подготовка инвентаря, выполнения дежурными своих обязанностей, то есть формирование предварительных условий для урока. Хорошая подготовка к уроку обеспечивает высокий уровень его ведению, создает положительный эмоциональный фон.
На уроках физической культуры одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств учащихся и обучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны.
Олег Сергеевич, подготовил для учащихся четыре станции.
· 1 станция: приседание(ноги шире плечи, при приседание колени не должны выходить за носки, спина прямая);
· 2станция: сгибание и разгибание рук в упоре лежа(выполняю отжимание, в спине не прогибаться, руки сгибаются на 90%);
· 3станция: прыжки через скакалку (выполняется на двух ногах, прыгать вправо-влево через скакалку продвигаясь вперед);
· 4станция: сгибание и разгибание туловища (таз не поднимается).
Учитель, правильно распределил станции, учитывал, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других
В начале педагогической практики мы провели наблюдение урока физической культуры, который проходил в МБОУ СОШ №4, в5 классе присутствовало 18 человек.
Из наблюдения мы узнали, что учитель Ермоленко Олег Сергеевич использует игру волейбол как средство физического развития учащихся.
Урок проводится в спортивном зале. Длительность урока составляет 40 минут. Учитель создает на уроке оптимальные условия для осуществления процесса физического развития.
Образовательная: совершенствование верхней передачи и нижнего приема мяча.
Оздоровительная: Развитие ловкости.
Воспитательная: воспитание коллективизма.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Вводной части урока, Олег Сергеевич проводил разминку, специальные беговые упражнения и ОРУ. Привыполнение беговых упражнений была соблюдена техника безопасности, учитель сразу сказал дистанцию, чтобы ученики не мешали друг другу и не пострадали, а при специальных беговых упражнениях давались методические указания, если один или несколько учеников не правильно или не захотел выполнять, то давалась тоже упражнение повторно для его выполнения. После беговых упражнений дети переходят на шаг, восстанавливают дыхание. Через середину зала строятся в две колонны, Олег Сергеевич командует «кругом», от направляющего на вытянутые руки вправо разомкнусь. Проводит общеразвивающие упражнения.
В основной части урока, Олег Сергеевич выдал мячи одной шеренги, т.к. они не перестраивались после ОРУ. И первое упражнение, которое они должны были выполнить, это передача мяча правой и левой рукой чередую их. Припередачи мяча рука должна быть прямой верху, а правая нога впереди, левая сзади, кисть согнута. Второе упражнение передача мяча из-за головы, учащиеся выполняли правильно, но не все, и тогда Олег Сергеевич подходил индивидуально объяснял и показывал как нужно правильно, указывал ошибки и исправлял их, после чего у тех,что не получалось, после выполнения несколько раз, все получилось. Третье упражнение, первый номер выполняет верхнюю передачу, а второй номер принимает нижнем приемом, потом учащиеся меняются. При нижнем приеме, не у всех получалось. Основная ошибка, то что, дети стоят на прямых ногах, и принимают мяч на запястье, и при приеме выполняют движение вверх, из- за чего мяч летит не в правильном направлении. Учащиеся делятся на две команды. Учебная игра в волейбол.
Во время наблюдения уроков физической культуры, мы увидели заинтересованность учащихся при выполнении физических упражнений. Они ответственно подошли к выполнению заданий. Во время проведения учебной игры учащиеся доброжелательно относились к друг другу указывая на технические ошибки.
2.3Анализ и оценка проведенного исследования
В результате исследования физиологических основ тренированности, был проведен урок физической культуры в 5классе. Дата проведение 03.05.18г. в СОШ № 4. Учитель Ермоленко Олег Сергеевич. Место проведения: спортивный зал. В классе по списку26человек, занималось 14человек, у троих освобождение, 9 человек не готовы сидели на скамейке.
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: Развитие силовых качеств методом круговой тренировки.
Образовательная: Закрепление техники выполнение силовых упражнений.
Оздоровительная: Развитие силовых качеств.
Воспитательная: воспитание устойчивости, решительности и силы воли.
Инвентарь: мат, скакалка, гимнастическая скамейка.
Перед началом урока, заранее подготовила инвентарь и место проведения урока. Урок начала с построения, приветствия учащихся, объявление задач на урок. После чего мы замерили частоту сердечных сокращений в покое. Результаты были занесены в протокол учёта пульсовых данных.