форма обучения очная с применением дот что это
Чем отличается заочное обучение от дистанционного?
Дистанционное обучение быстро набирает популярность, что объясняется несколькими причинами. В их числе не только активное развитие современных технологий коммуникации, но и введение ограничительных мер из-за коронавируса.
Важно понимать, что «дистанционка» – это не самостоятельная форма обучения, а, скорее, дополнение к уже существующим. Именно поэтому название образовательной программы, в Институте международных экономических связей, звучит как «Очное обучение с элементами дистанционных технологий». Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности и преимущества нового способа учебной подготовки.
Традиционные формы обучения
Различают три классических формата образования – очный, заочный и комбинированный (очно-заочный). Каждый обладает четко выраженными особенностями. Для первого способа подготовки характерно ежедневное посещение занятий в течение всего учебного года, сдача зачетов и экзаменов в рамках сессии.
Заочное заключается в самоподготовке студента, которая проводится в течение большей части года, и последующей проверке знаний на сессии. Последняя предусматривает личное присутствие на занятиях в вузе на протяжении 2–3 недель.
Третья традиционная форма обучения совмещает особенности первых двух в разных пропорциях, которые определяются внутренними правилами образовательного учреждения.
Главные отличия дистанционного формата от заочного
Дистанционное обучение больше всего напоминает заочное. А потому необходимо отдельно рассмотреть отличия между ними. Первое и главное – новый формат не требует периодического присутствия студента в вузе. Напротив, даже тестирование или экзамены по любому предмету проходят в режиме онлайн посредством современных способов коммуникации.
Второе ключевое отличие – использование так называемых образовательных порталов – онлайн-платформ, на которых собраны как методические учебные материалы, так и базы данных на каждого студента. Доступ к ним предоставляется в рамках личного кабинета.
Третья немаловажная особенность «дистанционки» – гибкий график занятий. Это в равной степени касается как непосредственного обучения, так и проверки знаний студента.
Преимущества дистанционного обучения
Как уже было отмечено выше, дистанционный формат приобретает популярность. Оно входит в образовательные программы всех серьезных российских вузов. ИМЭС не являются исключением из этого правила, активно применяя «дистанционку» и в очном, и заочном обучении.
Немалую роль в широком распространении нового формата подготовки студентов играет не только пандемия коронавируса, но и другие очевидные достоинства:
Настолько впечатляющий перечень достоинств выступает лучшим объяснением быстрого распространения дистанционного формата подготовки. Не вызывает никаких сомнений, что в ближайшее время он станет самостоятельной – четвертой – формой обучения в российских вузах.
Онлайн-образование
Дистанционные образовательные технологии в НИУ «МЭИ»
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) применяются в НИУ «МЭИ» при обучении по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по всем формам подготовки (очная, очно-заочная и заочная), а также по дополнительным образовательным программам (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).
При обучении с применением ДОТ студент получает доступ к системе дистанционного обучения, в которой размещены учебные и контрольные материалы. В процессе дистанционного обучения студент взаимодействует с преподавателями и другими студентами, принимает участие в тематических форумах и вебинарах.
Обучение на очной форме с применением ДОТ
Студенты «НИУ «МЭИ» очной формы обучения имеют возможность изучить ряд дисциплин с применением ДОТ. Студент получает полный комплект учебных и методических материалов в зависимости от дисциплины на CD-ROM или в Интернете, изучает его в удобное время, получает консультации от преподавателя, проходит не менее пяти контрольных проверок знаний, получает возможность сдать зачет и/или экзамен досрочно. Список дисциплин, по которым проводится обучение, доступен на странице http://dot.mpei.ru/do/Displist.aspx.
Обучение на заочной форме с применением ДОТ
Обучение по заочной форме с применением ДОТ в НИУ «МЭИ» ведётся в Институте дистанционного и дополнительного образования (ИДДО). Обучение осуществляется на базе среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
Длительность обучения – до 5 лет (в зависимости от базового образования длительность обучения по индивидуальному учебному плану с переаттестацией ряда дисциплин может быть сокращена до 3,5 лет).
Обучение осуществляется на договорной основе. Общая стоимость обучения зависит от выбранной программы и фиксируется в договоре.
Обучение завершается очной государственной итоговой аттестацией (междисциплинарный экзамен и защита выпускной квалификационной работы).
По окончании обучения по программам высшего образования выдается диплом о высшем образовании НИУ «МЭИ».
В ИДДО ведётся подготовка по следующим уровням и программам обучения:
Обучение по программам бакалавриата, по направлениям (программам) подготовки
Электроэнергетика и электротехника (13.03.02)
Управление в технических системах (27.03.04)
Системы и средства автоматизации технологических процессов
Экономика (38.03.01)
Антикризисное управление в экономике
Финансы организаций (предприятий)
Экономика предприятий и организаций электроэнергетики
Экономико-правовое регулирование банковской деятельности
Менеджмент (38.03.02)
Управление человеческими ресурсами
Бизнес-информатика (38.03.05)
Информационное и программное обеспечение бизнес-процессов
Обучение по программам магистратуры, по направлению (программам) подготовки:
Экономика (38.04.01)
Экономическое моделирование технических решений;
Зачисление на программы высшего образования осуществляется Приёмной комиссией НИУ «МЭИ» на основе вступительных испытаний.
Информация о порядке подачи документов, правилах приёма, вступительных испытаниях размещены на портале Приёмной комиссии НИУ «МЭИ».
Обучение по программам дополнительного профессионального образования с применением ДОТ
Осуществляется по направлениям:
Форма обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная с применением дистанционных технологий и электронного обучения.
Длительность обучения:
Профессиональная переподготовка – от 6 месяцев до 2,5 лет (от 250 академических часов);
Повышение квалификации – от 2 дней до 6 месяцев (до 250 академических часов).
По окончании обучения в зависимости от освоенной образовательной программы выпускникам выдается:
Дистанционное обучение: форма образования или технология?
В последние десятилетия дистанционное обучение завоевало свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Но несмотря на стремительный рост, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Готова ли образовательная организация к использованию ИКТ в ежедневной работе?
Прежде всего нужно разъяснить, что в соответствии с «Федеральным законом об образовании в РФ» (Закон) дистанционное образование не является формой получения образования.
Формы образования определены статьей 17 Закона, согласно которой
в Российской Федерации образование может быть получено:
Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование.
Отметим, что при получении образования в образовательных организациях могут использоваться различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, и применяться «различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
Внимание! Таким образом, то, какую форму получения образования выбрать, — право родителей, а то, в какой форме будет происходить обучение в организации и какие при этом будут применяться технологии, — право образовательной организации.
Для многих категорий учащихся такая форма получения образования является остро необходимой.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
Дистанционное обучение пришло в школьную жизнь из вузов. Практика показывает, что такой вид обучения не столь уверенно развивается, но все же входит и в среднее образование.
Регулирование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Такой порядок установлен приказом Минобрнауки РФ (далее — приказ
о ДОТ).
Возможно два основных способа применения дистанционных технологий:
Отметим, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Эта среда должна включать в себя:
Среда дистанционного обучения должна обеспечивать возможность освоения образовательной программы в полном объеме. Если образовательная организация не имеет таких условий, они могут быть созданы путем:
Внимание! Организации самостоятельно определяют объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки.
Таким образом, соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника
с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может быть любым, допускается также отсутствие аудиторных занятий. Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Как регламентировать такую деятельность?
В целях регулирования порядка оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий в организации должно быть разработано соответствующее положение. Остановимся на некоторых аспектах того, что должно в обязательном порядке быть предусмотрено в таком положении.
Приказ о ДОТ предусматривает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Внимание! Порядок оказания учебно-методической помощи обучающемуся должен быть детализирован в положении.
Приказом о ДОТ предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Выбранная форма учета должна быть также отражена в положении.
Отдельно стоит отметить, что учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В положении должны быть прописаны основания для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, перевода и отчисления
с данной формы обучения.
Основанием для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий является заявление родителей (законных представителей). На основании этого заявления зачисление в образовательное учреждение (перевод с одного вида форм обучения на другую), так же как и в случае обучения в очной форме, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основе полного пакета документов.
Внимание! Заключение каких-либо дополнительных соглашений при такой форме обучения законодательством не предусмотрено.
Следует обратить внимание на то, что, так же как и в случае приема
на очное обучение, при приеме на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с:
Особых требований к организации дистанционного обучения законодательство не предъявляет. Но самое главное — для самого обучения не нужна лицензия — она нужна для проведения аттестации и выдачи документов об образовании.
Основные проблемы и пути решения
Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:
Отметим, что и новая система оплаты труда должна учитывать специфику учета рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.
Должен также решаться вопрос правил учета посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.
Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.
Еще больше материалов по данной теме (и не только), а также отдельные шаблоны локальных актов (Положение о порядке освоения программ в форме экстерната, Положение о реализации образовательной программы с применением ДОТ и др.) вы найдете
в нашей электронной системе «Директория».
Форма обучения очная с применением дот что это
Российский государственный гуманитарный университет оказывает в полном объёме образовательные услуги по программам высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий.
Центр дистанционного образования является структурным подразделением ФГБОУ ВО «РГГУ» и занимается заочным обучением с применением дистанционных технологий по образовательным программам бакалавриата.
Центр дистанционного образования обеспечивает условия для планирования, организации и контроля учебного процесса обучающихся дистанционного обучения в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Заочная форма обучения с применением ДОТ используется в РГГУ для:
В учебном процессе широко применяются интернет-технологии, электронные учебно-методические ресурсы, информационно-справочные системы, системы видео-конференцсвязи, вебинары, тестовые материалы, видеолекции, осуществляется техническая поддержка при работе с компьютерным оборудованием.
Организация учебного процесса
Обучение с применением в дистанционных образовательных технологий может осуществляться индивидуально по месту проживания обучающегося. Исключение составляют занятия и/или виды текущей, промежуточной и итоговой аттестации, требующие очного присутствия обучающегося в соответствии с ООП.
Оказание учебно-методической помощи обучающимся, осуществляется посредством проведения организационных собраний не реже чем 2 раза в год перед началом каждого семестра, индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий как научно-педагогическими работниками, так и кураторами групп и ответственными сотрудниками ЦДО УМУ РГГУ. Наличие информационно-справочной документации в системе дистанционного образования с максимальным набором разъясняющей информации (презентации, формы и шаблоны документов, методические рекомендации и т.п.) так же являются важным информационным ресурсом, направленным на оказание учебно-методической помощи обучающимся.
Обучающиеся посредством заочной формы обучения с использованием ДОТ сохраняют право посещать учебные, лабораторные и практические занятия, проходить текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию путем непосредственного взаимодействия с преподавателем в соответствии с расписанием занятий и зачетных и экзаменационных сессий, установленных для обучающихся других форм обучения.
Государственная итоговая аттестация проводится в сроки, установленные календарным учебным графиком, в форме контактной работы обучающихся с членами государственных экзаменационных комиссий при личной явке обучающихся на место проведения государственной итоговой аттестации.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и электронное обучение (ЭО): в чем разница и какие цели их применения?
Действующее законодательство РФ, а именно ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон об образовании), допускает реализацию образовательных программ с использованием различных современных технологий:
электронного обучения (ЭО),
дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Эти два понятия достаточно тесно соприкасаются между собой, но все же имеют определенные различия. Однако, многие этих различий часто не замечают. Поэтому мы попробуем с вами разобраться, в каких случаях целесообразно использовать ЭО, а в каких ДОТ.
Электронное обучение. Под ним понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Иными словами, здесь речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен.
Дистанционные образовательные технологии. В отличие от ЭО под ДОТ понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды для реализации такого взаимодействия здесь не является обязательным, более того, оно может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей (например, пересылка материалов по почте и т.п.). Примером применения ДОТ могут быть занятия, при которых обучающийся и/или педагогический работник находятся вне аудитории.
В связи с тем, что эти два понятия очень тесно переплетаются между собой в большинстве случаев организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют смешанное обучение, совмещая при этом ЭО, ДОТ и/или обучение в учебных кабинетах. Между тем не запрещается применять и исключительно ЭО, ДОТ. В этом случае создание электронной информационно-образовательной среды является обязательным, в связи с чем нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО.
Причем при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть применены разные модели обучения (письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций»):
исключительно дистанционное обучение (освоение образовательной программы происходит полностью удаленно с использованием специальной дистанционной оболочки, через которую происходят все взаимодействие с педагогическим работником),
частичное использование ДОТ (реализация образовательной программы происходит посредством чередования очных занятий с дистанционными).
Также необходимо иметь в виду, что не любая образовательная программа может быть реализована с использованием ДОТ/ЭО, например, Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО), реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ/ЭО.
Между тем при реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательно среды, которая включает в себя:
электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся образовательной программы в полном объеме независимо от места его нахождения.
Необходимо иметь в виду, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ местом осуществления такой деятельности признается именно место нахождения такой организации или ее филиала, независимо от места нахождения самого обучающегося (п. 4 ст. 16 Закона об образовании).
Следует добавить, что в настоящее время Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ регламентируется Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816.