формы методы и средства обучения истории и праву
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
учитель истории и обществознания
Линник Ирина Анатольевна
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
1.1 Задачи методики.
1.2 Предмет методики.
1.3 Основные факторы обучения истории.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
2.1 Понятие о методах обучения.
2.2 Метод обучения. Метод. Прием.
2.3 Основные приемы устного преподавания учебного исторического материала, их краткая характеристика.
2.4 Выбор методов обучения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.
3.1 Особенности технологии развития критического мышления.
3.2 Особенности технологии развития критического мышления.
3.3 Метод проектов (проективная методика)
3.4 Дифференцированное обучение истории.
4. СИСТЕМА ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
4.2 Актуализация знаний
4.3 Обсуждение и решение проблемы
4.4. Изучение нового материалы
5.«В МИРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
7. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
«В жизни часто приходится встречать таких учителей и учительниц; появление последних чаще объясняется не тем, что они не знают своего предмета. Главным образом тем, такие учителя, не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще недостаточно овладели методикой предмета».
Методика преподавания любого школьного предмета создается позже, чем начинается его изучение. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда назревает потребность проанализировать приемы преподавания, чтобы их осмыслить и усовершенствовать .
С содержанием исторического образования органично связана технология обучения, которая несет в себе личностные качества автора. Одна и та же технология может применяться по-разному: более или менее добросовестно или творчески. И хотя результаты будут разными, они будут близки к некоему значению, характерному для определенной технологии. Сегодняшняя ситуация принципиально изменилась и дала простор для инновационного поиска: это и организационные преобразования, и интеграция учебных предметов, и целевой отбор содержания исторического образования, и экспериментальная проверка новых технологий обучения, и новые диагностические методики, дающие возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.
Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в системе личностно-ориентированного обучения направлено на развитие и саморазвитие личности, строящей и совершенствующей себя. В связи с этим изменяется роль и характер деятельности, как учителя, так и ученика. Помощи со стороны взрослых не должно быть слишком много, иначе она станет тормозом активности ребенка. Постепенный переход от педагогической помощи к педагогической поддержке, а затем к педагогическому продвижению предполагает изменение акцента с методов и приемов работы учителя — к способам учебной деятельности самого ученика. Методами и приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников, будут:
1) педагогическая помощь — поощрение и порицание, технология педагогического требования, игры и игровые формы организации учебной деятельности;
2) педагогическая поддержка — аргументированный выбор учебного содержания, темы, источников, способов ее выполнения, формы отчетности, режима работы, определения наиболее рационального способа выполнения задания;
3) педагогическое продвижение — самооценка по плану, схеме, самоанализ содержания, самооценка своих познавательных способностей и выбор коррекционных занятий по развитию памяти, самостоятельное составление опорных схем по изучаемому материалу.
Таким образом, мы можем говорить о том, что учебный процесс является очень сложным процессом объективной действительности, включающим большое количество разнообразных связей и отношений. Обучение как специально организованная деятельность значительно ускоряет темпы индивидуального развития каждого школьника.
Ученик в школе на каждом уроке, в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким использованием современных технологий обучения, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Достичь оптимального построения обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания.
Объектом методики являются содержание, организация, формы и методы обучения.
Процесс обучения двусторонен и, в первую очередь, нацелен на учащихся, как бы хорошо не знал свой предмет учитель, он должен уметь донести свой предмет до учащихся, организовать творческую деятельность учащихся.
Методика изучения истории позволяет ответить на три основных вопроса:
Основные факторы обучения истории. К факторам, помимо перечисленных, можно отнести познавательные возможности учащихся и результаты обучения.
Рассмотрим отдельно каждый из вышеперечисленных факторов обучения.
Цели обучения истории менялись на разных этапах развития государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания школьников; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как в науке и к предмету обучения.
В наше время тоже определены цели исторического образования:
• Овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;
• Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;
• Формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;
• Развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.
Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести:
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его фактологический, теоретический и воспитательный потенциалы: главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи, вырабатывают у себя в ходе познания личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни.
Классификации методов обучения различны, однако, мы остановимся только на двух, чаще всего используемых при организации учебного процесса.
Данная классификация представляется наиболее правильной, так как методы наглядности, работы с печатными текстами качественно отличаются своеобразным источником знаний, особыми закономерностями приобретения знаний, особыми формами обучения и усвоения.
Характерные признаки метода: наблюдение процессов роста, принципов действий, алгоритмов выполнения действий, тренировоч¬ный банк заданий, тестов; организованные многократные действия, специальные, комментированные, устные, письменные.
Характерные признаки: теоретическое осмысление работы, задание, показ, инструктаж, проба, выполнение заданий контроль, оценка результатов, анализ. Осознание противоречия между знанием и незнанием, внутренние затруднения и продуктивное незнание.
Характерные признаки: показ образцов научного познания и научного решения проблемы.
Основные приемы устного преподавания учебного исторического материала, их краткая характеристика.
Методы устного обучения.
В ходе изучения гуманитарных дисциплин большую роль играет живое слово учителя. Именно живое слово учителя в обучении истории имеет особое значение. Учитель использует различные виды устной речи: повествовательный, сюжетный рассказ, характеристику, объяснение, рассуждение, лекцию.
Все эти функции живого слова, носят воспитательное значение. Живое слово воздействует на нравственность учащихся.
Долгое время не существовало научного обоснования классификации методов устного обучения. На сегодняшний день мы можем говорить о следующее классификации методов устного обучения:
при изложении конкретных исторических событий;
при необходимости создания у учащихся содержательного и точного представления о новом историческом явлении;
для подведения отдельных выводов и обобщений;
для выяснения сложных исторических явлений, раскрытия их сущности и закономерностей.
Описание бывает двух видов: картинное (дается картина того или иного события, явления), аналитическое (путем анализа изучаемого явления).
При описании соблюдается ряд требований:
• недопущение логически противоречащих утверждений;
• простота и ясность языка.
Описание может производиться посредством обычного текста, рисунков, символов и т.п.
Школьную лекцию отличает:
— наличие вводной части;
— проведение беседы по ходу лекции;
— проведение закрепления в виде закрепляющей беседы.
— быть безукоризненной в научном плане;
— быть шире содержания учебника; обладать внутренней наглядностью;
— учить мыслить, анализировать;
— учитель должен отлично знать и оперировать учебным материалом.
На уроке все указанные методы устного изложения чаще всего выступают в сочетании, переплетаются, переходя один в другой. Так, аналитическое описание переходит в объяснение, повествование.
Беседа — вопросно-ответный способ овладения знаниями.
• побуждение к активности мыслительной деятельности, путем системы последовательных, целенаправленных вопросов побуждать к актуализации знаний, усвоению новых знаний в ходе самостоятельных размышлений и выводов.
• подготовить к усвоению новых знаний и познавательной деятельности;
• усвоение новых знаний;
• систематизация и закрепление знаний и умений;
• текущий контроль и диагностика усвоения знаний и умений.
По характеру деятельности:
Требования к проведению беседы:
• четкость определения темы и цели беседы;
• аргументированность, доказательность, точность ответов;
• точность, четкость вопросов, краткость;
• не задавать двойные, громоздкие вопросы;
• обработанность техники беседы (взаимопонимание, контакт, дисциплина).
Проблемные методы обучения.
Проблемой часто называют просто крупный исторический вопрос, тему и т.п., если они даже стопроцентно изучены. Это не совсем верно, ибо проблема, в полном смысле этого слова, требует наряду с изучением еще и разрешения как противоречие.
Использование проблемного метода обучения в значительной мере зависит от наличия у учителя проблемных вопросов и задач. Часть из них можно найти в публикациях. Однако в отдельных задачниках, во-первых, не все задачи носят проблемный характер, во- вторых, на них даны сформулированные авторами ответы, что лишает учителя возможности самому подумать и поразмышлять над проблемой, прежде чем выносить ее на обсуждение.
Проблемные вопросы и задачи используются с учетом особенностей каждого вида занятий.
Работа учителя по внедрению проблемного метода обучения в учебную практику носит систематический характер, отличается настойчивостью и оценивается как инновационная. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. Вершиной использования метода является самостоятельная разработка наиболее сильными учащимися проблемных вопросов и задач и стопроцентное участие учащихся в их обсуждении.
Выбор методов обучения. Выбор методов обучения не может быть произвольным.
Существует ряд условий, которые определяют выбор методов обучения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.
Особенности технологии развития критического мышления.
Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики подвергают каждый новый факт критическому
обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной «копилкой», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Аргументация выигрывает, если ученик учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.
Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств:
Особенности технологии развития критического мышления:
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
изучение методической литературы по данной технологии;
выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления.
Развитие критического мышления на уроках истории более эффективным является применение кластеров, которые ученики составляют с большим интересом, в частности это как правило 5-8 классы. Например:
Ученик сам добывает знания, самостоятельно без помощи учителя, занимается поиском решения вопроса. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности
Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».
Технология развивающего обучения. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Для развития необходимо постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития – областью неведомой, но потенциально доступной для познания. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В методике сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. В ходе учебного процесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии поиска и разработки. Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться.
Основные его инвариантные качества: цели подчиняются не только сообщению и проверке знаний, умений и навыков, но и другим группам свойств личности; поли лог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.
Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу. При изучении одного и того же материала достигаются различные уровни развития – школьная жизнь дает массу подобных примеров. Один и тот же урок может иметь различные результаты, что доказывает необходимость активизации познавательной деятельности учащихся. От этого зависит, насколько будут использованы развивающие возможности содержания.
Другими словами, первым условием развивающего обучения является познавательная активность учащихся, их продуктивная мыслительная деятельность.
Обучение оптимально развивает мышление при условии, если ученик не только приобретает исторические знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Если учитель сообщает ученикам готовый вывод, оценку, – это продукт чужой мыслительной деятельности, механизм которой неизвестен.
Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
На уроке развивающего обучения процесс познания идет от ученика. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Учитель меняет характер заданий, стремится пробудить детей к мыслительным действиям.
Таким образом, вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности овладел школьник в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Групповые технологии. В современной школе широко распространены групповые технологии.
Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами
При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей.
Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть.
Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам.
Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового задания.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за учебу.
В системе различных форм групповой познавательной деятельности смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. Класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно оставить их в том же составе. Вся подготовка к смотру ведется в этих группах. Учитель заранее составляет перечень вопросов, заданий, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Как правило, общественный смотр знаний открывает председатель жюри.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, задания к текстам документов и т.д.).
Часть учеников выполняет работу у доски (хронологические, текстовые таблицы и т.д.), часть – сидя за отдельными столами (работа с текстами документов), часть отвечает с места. После каждого ответа учащиеся с места дополняют его и уточняют. Все ответы и поправки учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа, а в программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу КВНа, игры «Что? Где? Когда?»).
Групповые технологии позволяют проводить учебные встречи с целью повторения изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи определяет учитель. Ее организация состоит из подготовительного периода и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель. Встреча протекает по аналогии со смотром, но носит более рабочий характер. Это, по существу, текущий контроль знаний, в котором используются групповые формы.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Кризис исторического образования выражается не только в крушении старого, но и в рождении нового. Ученые, которые стремятся разработать инновационные технологии, считают, что существует разрыв между тезисами о личностно ориентированном процессе познания и старыми способами организации обучения. Ю.Л. Троицкий подчеркивает, что «в основе этого противоречия лежит недоверие к личности ребенка, к его интеллектуальному потенциалу…Учебник рассчитан на согласие читателей и на воспроизведение заложенных в книгу смыслов, даже если автор предлагает оспорить свои выводы. Ни одни школьный учебник не пишется в расчете на действительное несогласие читателя – ученика».
Использование следующих приемов:
* Ответьте на них ( да- нет).
* Затем сгруппируйте вопросы, касающиеся сегодняшней темы урока.
1. Синтаксис- это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение?
3. В.п. отвечает на вопросы кому? чему?
5. Подлежащее и сказуемое– это главные члены предложения?
6. Основателем Москвы является Юрий Долгорукий?
7. Подлежащее- это часть речи?
8. Новый год в России ввел Петр Первый?
9. Морфология- это раздел, изучающий правописание слов?
12. Обстоятельство отвечает на вопросы косвенных падежей?
13. Столица России Санкт- Петербург?
Приём- «Подумай- обсуди- поделись» Ошибкоопасные места
*Карточка №1 ( выполняется учеником у доски)
Задание- в выделенном предложении подчеркните «ошибкоопасные места» и проанализируйте их написания.
Группам предлагается текст. Взаимопроверка (группы обмениваются карточками)
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными;
по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Дифференцированное обучение истории. Дифференцированный подход – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах. Технология дифференцированного обучения представляет совокупность организационных решений, средств, методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Выделяются три группы учащихся:
• с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый) : слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана;
• со средним (базовый, репродуктивный ) : основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания;
• с высоким (продвинутый, творческий) : предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы. Это обычно 1-3 ученика т.е. те которые знают «сверх программы».
Необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний.
• Сформировать умение работать по образцу
• Развить устойчивый интерес к предмету
• Закрепить и повторить имеющиеся знания
• Сформировать умение работать самостоятельно
• Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания
• Развить умение самостоятельной организации обучения
1. Дифференциация по объему учебного материала.
Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
2. Дифференциация по уровню трудности.
Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.
Например : дифференцированное задание по работе с текстом:
• составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
• подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
• составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».
Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.
Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики».
«Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».
Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера:
«Используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины» (Слайд 9).
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
• образец оформления ответа; памятки, планы;
• карточки-помощницы с наводящими вопросами;
• наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
• начало или частичное выполнение задания.
Обучающимся со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно;
ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное. Слабым ученикам оказывается помощь.
Также можно использовать прием “Жокей и лошадь”. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала, более сильные ученики помогают слабым выполнить задание, при этом объяснить правильность выбора ответа.
Если брать проблемный метод обучения можно использовать приём “Ложная альтернатива”, перед учащимися ставиться проблема, которую нужно решить при помощи альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
— Азовские походы Петра были до Ливонской войны или после?
Система приемов работы на уроках истории
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.
Нестандартный вход в урок
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Корзина идей, понятий, имен
Изучение нового материала
На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.
Пинг-понг «Имя – значение»
Послушать – сговориться – обсудить
Обсуждение и решение проблем
Обратный мозговой штурм
Решение учебных задач
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
Рядом с художником
Контроль знаний, обратная связь
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Метод интеллект карт
Тонкий и толстый вопрос
Верные – неверные утверждения
Исторический снежный ком
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности
Прием «Привлекательная цель»
Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматриваются карту.
Прием «Займи позицию» (шкала мнений)
Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.
При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.
Прием «Нестандартный вход в урок» .
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Прием «Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
2. Актуализация знаний
Приём “Жокей и лошадь”.
Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём “Шаг за шагом”.
Описание: используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Описание: ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Описание : утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
вельможа не работал (нет).
вельможа носил много украшений (да);
Прием «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.
Война, драка, ссора, революция, спор ( конфликт ).
Закон, норма, порядок действий, этикет ( правило ).
Договор, взаимодействие, совместное решение ( соглашение ).
Телевидение, радио, газеты, интернет ( СМИ ).
Монотеизм, политеизм, язычество ( религия ).
Прием «Четвертый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
3. Обсуждение и решение проблемы
Приём “Диаграмма Венна”
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»
и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.
4. Изучение нового материалы
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Или получают текст с ошибками по теме «Монголо-татары».
Описание алгоритма действий: 1. Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. 2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. 3. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. 4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. 5. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
Прием «Дерево мудрости».
Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Прием «Исследовательский фартук»
Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на «карманы», например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка.
Работа с понятиями.
1. Учащимся (индивидуально или по группам) предлагается сформулировать определение какого-либо понятия по теме урока. Учитель (ученик) фиксирует все поступающие предложения на доске, после чего происходит их обсуждение. После свободной дискуссии учащиеся формулируют обобщённое определение.
2. Учащимся (по группам) предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.
Пример, набор слов: деятельность, изучающая, дисциплина, научная, хозяйственную; определение — научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность; понятие — экономика.
3. Ребятам предлагается вставить в определение пропущенные слова. В зависимости от степени подготовки учащихся либо им можно предложить набор слов, из которых они будут выбирать нужное (слов в наборе может быть больше, чем требуется для выполнения задания), либо слова ребята вспоминают самостоятельно (можно усложнить задачу, предложив ребятам самостоятельно назвать понятие).
Пример, «Кража — это …, т.е. скрытое от … и окружающих лиц, хищение … имущества».
Должно получиться следующее определение: «Кража — это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества».
Желательно попросить ребят объяснить, почему именно этими словами они заполнили пропуски.
4. Учитель или учащийся предлагают по 2–3 ассоциации к тому или иному понятию, которое необходимо назвать. Например, игра «Угадай слово», урок обществознания по разделу «Экономическая сфера», игра «Смысловой ряд», урок обществознания по теме «Социальный конфликт»).
Описание : рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).
Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»
Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. ( Да )
Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. ( Нет )
Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. ( Да )
Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. ( Нет )
Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. ( Да )
Прием « Фома Неверующий»
Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».
Прием «Написание эссе»
Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием «Историческая азбука»
Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Прием «Отгадай героя»
Прием «Аукцион имён»
ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Прием «Исторический футбол»
Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Прием «Имя, дата, событие»
Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример . Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Приём «Цветные поля».
Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример . Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
«В МИРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Главное в обучении- раскрыть
перед учеником увлекательную перспективу,
наметить конкретную цель и быть рядом с ним.
Что самое главное в жизни учителя? Без раздумий отвечаем: любовь к детям…
Мы твердо верим в могучую силу обучения – в то, что верили Сухомлинский, Макаренко, Абай и другие выдающиеся педагоги.
Следовательно, основная задача учителя: воспитать и развивать из ученика личность, научить его ориентироваться в мире современных знаний, а для этого нужно сотрудничество, соавторство учителя и ученика. Чтобы пробудить желание к познанию, учитель должен найти такие методы преподавания, которые помогли бы воздействовать на сознание ученика, способствовать его саморазвитию.
И одной из тенденций в образовании является переход к развивающим технологиям обучения, направленным на общее целостное развитие личности и творческого мышления. И сегодня учитель должен чаще задумываться над вопросами: «Как сделать, чтобы ученик стал автором своих новых идей, решений? Как привить чувство успеха у каждого ребёнка и т.д.?» Поэтому в основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Грин Хаббард считал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». А для достижения цели учителю самому все время приходится учиться. Учитель уже не может работать как раньше. В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса по общеобразовательным дисциплинам: умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать).
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми инновационными технологиями, требует осваивать инновационные технологии, с помощью которых возможна разработка новых приёмов и методов обучения. И на уроках русского языка, литературы и истории, мы, учителя, вооружаем учащихся определёнными знаниями, умениями и навыками. Приобретая их в процессе учёбы, ученик как личность начинает на этой базе свободно самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности её осуществлению, изменяя и воспитывая себя. Это является важным для нас, ведь суть в том, что развитие ученика зависит не только от заложенных в нём наследственных программ педагогических действий, но и от накопленного жизненного опыта и складывающихся качеств, и способностей.
Сегодня обучение невозможно представить без использования инновационных методов и технологий. Большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и т.д. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности массу различной информации.
А применение инновационных методов и технологий на уроке сегодня очень актуально. В последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: перегруженность школьных программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Все перечисленные причины свидетельствует об обосновании актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Анализ обозначенных проблем определил цель нашей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по предметам через применение инновационных методов и технологий.
В связи с этим определяются задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории, русскому языку, литературе.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Для решения этих задач может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных инновационных технологий, в том числе и компьютерных. Например, применение ИКТ в учебном процессе позволяет: сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
*приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
*использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
*установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
• развитие критического мышления;
• технология “Метод проектов”;
• дифференцированный подход к обучению;
• создание ситуации успеха на уроке;
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку, литературе и истории мы успешно применяем на своих уроках следующие приемы:
1) Открытые вопросы;
7) Ключевые термины;
9) Ментальная карта, кластер;
12) Предмет неожиданности;
13) Исследовательский фартук;
14) Нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.
Применение инновационных методов и технологии обучения – это поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию.
Я считаю, что нет смысла доказывать, что применение инновационных технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным. Дети учатся без принуждения, а учение становится радостным, успешным для обеих сторон. У китайского народа есть поговорка:
Я вижу и запоминаю,
Мы считаем, что мудрость этих слов очень актуальны в обучении на сегодняшний день.