формы организации процесса обучения педагогика
Формы организации обучения
Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.
Понятие о формах организации обучения
Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.
Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.
Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.
С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.
Эмпирическая типологизация средств обучения
В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:
Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.
В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.
К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.
Классно-урочная система как основная форма организации обучения
Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:
Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.
Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.
Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.
Классификация уроков как форм обучения
Классно-урочная система включает различные типы уроков:
Как видите, форма обучения – это процессуальная сторона образования, которая позволяет организовать целенаправленный процесс личностного и профессионального развития.
Формы организации обучения в педагогике
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Основные задачи форм обучения
В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
Какие формы обучения можно сочетать
Выбирая из многообразия обучающих форм, следует обратить внимание на те виды, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Примеры форм организации обучения, которые легко сочетаются между собой в любых вариациях:
Использование нескольких форм обучения зависит от цели уроков, предметной составляющей и уровня знаний учеников. Следует сочетать формы грамотно и рационально, тогда образовательный процесс будет продуктивнее.
Презентация: Формы обучения, педагогические возможности и условия их применения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формы обучения, педагогические возможности и условия их применения 900igr.net
«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Л.Н.Толстой
План: Возникновение и развитие системы форм обучения. Урок как основная форма. Требования к современному уроку. Типология и структура. Педагогические возможности и условия применения
Цель занятия: Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения.
Формы обучения виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения
Преимущество и недостатки Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Для урока характерны специфические признаки: 1.Постоянная группа учащихся. 2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. 3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
Структура урока Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации: по “месту урока” в системе уроков по учебной теме (С.В. Иванов); по признаку основной дидактической цели (Б.П. Есипов); по способу проведения урока (И.Н. Казанцев).
Классификация типов уроков Б. П. Есипов 1.Изучение нового материала. 2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. 3.Урок обобщения и систематизации знаний. 4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 5.Комбинированный или смешанный урок.
По дидактической цели и дидактическим задачам различают: Урок обычный, на котором решается лишь одна дидактическая задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или контроль); Урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач; Урок синтетический, на котором несколько дидактических задач решаются одновременно.
Структура комбинированного урока:
Выделяют традиционно четыре основных типа уроков: урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного материала; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Нетрадиционные формы уроков Урок-лекция «Парадокс« Урок-«Эврика« Урок-сочинение Урок-аукцион Урок-деловая игра Игра-обобщение Урок-пресс-конференция Урок-диспут Уроки-творчества Урок-творческий отчет Урок-«общественный смотр знаний« Урок-соревнование Урок-соревнование (алгебра) Урок-турнир Урок типа «КВН» Урок «Что? Где? Когда?» Урок-эстафета Урок взаимообучения учащихся Уроки, которые ведут ученики Урок-экскурсия Урок-заочная экскурсия Урок-консультация Компьютерные игры Групповой урок внеклассного чтения Конференция старшеклассников Урок-семинар Урок-бенефис
Нетрадиционные уроки Уроки книжной панорамы • Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал) • Уроки решения задач • Урок-эссе • «Атака мыслей» • Бинарный урок • Консультанты на опросе Конспект-лекция Круглый стол Лекция-дискуссия Лекция-консультация Лекция с обратной связью «Определение понятий» • Проблемное изложение • Методика поабзацной проработки текста • «Синтез мыслей» • Лекция «Улучшить и повторить» • Конференция однородных групп • Урок-лабиринт • Урок-путешествие • Интегрированный урок • Обобщающий урок • Зачет-игра • Интегративные уроки
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Номер материала: ДБ-1293294
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по педагогике «Формы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Понятие о формах организации учебной деятельности.
Форма обучения, как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
2.Классификация по различным критериям.
1) Массовые (олимпиады, конкурсы);
2) Коллективные (урок, экскурсия);
3) Групповые (факультатив, лабораторная работа);
4) Микрогрупповые (дополнительные занятия, консультации);
5) Индивидуальные (домашняя работа, экзамен, собеседование).
1) Школьное (уроки, работа на пришкольном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.);
2) Внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Продолжительность учебных занятий:
1) Классный урок (40 минут);
2) Спаренное занятие (90 минут);
3) Укороченное спаренное занятие (70 минут);
4) Уроки без звонков произвольной длительности;
5) Уроки 1 класс, I полугодие (35 минут).
Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.
Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счёта. Однако подавляющая часть детей оставалась необученной.
Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в. была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в братских школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.
В начале XX столетия в России появился коллективный способ обучения (КСО). Его принципиальным разработчиком и организатором стал А.Г. Ривин. В 1918 г. он организовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Учащиеся за один год усваивали материал трёх-четырёх лет обучения.
Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т.к. не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
1. Постоянное место и продолжительность занятий;
2. Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста;
3. Стабильное расписание.
Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
В частности, были разработаны и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.
Белл-ланкастерская систем а взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Это было обусловлено потребностью крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих. Свое название система получила от имени английского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, т.к. при такой организации обучения не обеспечивался необходимый уровень подготовки учащихся.
Батавская система избирательного обучения появилась в США в конце XIХ в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить учебный материал.
Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батавской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовки смогут переходить в классы более высокого уровня. Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможности слабым ученикам достигать более высокого уровня.
В 1905 г. в школьной практике возникла форма индивидуализированного обучения учащихся, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс) с целью придания учебному процессу личностно-ориентированного характера. Эту систему обучения называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории или предметные мастерские.
Основная цель этой дидактической системы заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.
При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 часа в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.
Данная система создала много эффективных методов и приемов организации и осуществления учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с результатами сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.
Предмет: окружающий мир
Тема проекта: Она течет по нашим венам
Исследуемый объект: кровь
Цель проекта: выявление способа движения крови по нашему организму
Продукт проекта: стенгазета «Кровообращение»; карточки-памятки «Пульс и его нормы», «Кровь», «Сердце», «Кровеносные сосуды»
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)