фото храма михаила архангела михаила

Московский Кремль. Часть 5. Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор)

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор)

фото храма михаила архангела михаила

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».

фото храма михаила архангела михаила

Панорама Кремля в Москве.Гайтнер

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих.

Народ же прожил тогда довольно «безбедно», что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня»

Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского.
К числу сторонников этой «поздней» версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева

Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.

В Москве он получил известность как Алевиз Фрязин
фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила
В этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены Архангельского собора московского Кремля находятся честные мощи Св. Евфросинии Московской

фото храма михаила архангела михаила
Богоматерь Благодатное Небо

Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

фото храма михаила архангела михаила

Св. Даниил Московский. Фреска Кремлевского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.

фото храма михаила архангела михаила

В содержании программы декорации ансамбля идеи «политического богословия» времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. «Эпиграфом» ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой «иллюстрации» к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция «София Премудрость Божия» в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.

фото храма михаила архангела михаила

Фреска центрального купола Архангельского собора.
1652-1666 гг

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе

Внижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.

фото храма михаила архангела михаила

Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

фото храма михаила архангела михаила

Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля

Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то «для вящего утверждения» они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.

фото храма михаила архангела михаила

Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля

фото храма михаила архангела михаила

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.

фото храма михаила архангела михаила

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.

фото храма михаила архангела михаила

Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

фото храма михаила архангела михаила

Праздничное богослужение в день престольного праздника Архангельского собора Московского Кремля в год 500-летия собора

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое «чудесное самовозжжение» свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского » свеща сама о себе возгореся» и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и «от различных болезней здравие приимаху.»

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.

фото храма михаила архангела михаила

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

фото храма михаила архангела михаила

«обер-шельма»-мадам Мари-Роз Обер-Шальме.

Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права

фото храма михаила архангела михаила

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева – Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа – Покрова Богородицы (с 1848 г. – придел Мученика Уара). 1880-е гг.

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.

фото храма михаила архангела михаила

Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, глядя на его могиле./// Икона «Царевич Дмитрий», слева могила царевича.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.

Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
.

фото храма михаила архангела михаила

«Архангел Михаил в деяниях»,

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
План-схема захоронений великих князей и царей

В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам. Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

фото храма михаила архангела михаила

1.Ярослав (Афанасий) Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Малоярославецкий
2. Ивам Владимирович (ум. 1423). Удельный князь Серпуховской
3. Андрей Васильевич Меньшой (ум. 1481). Удельный князь Вологодский
4. Борис Васильевич (ум. 1494). Удельный князь Волоцкий и Рузский
5. Юрий Васильевич (ум. 1472). Удельный князь Дмитровский
6. Семен Иванович (ум. 1518). Удельный князь Калужский
7. Иван Васильевич (ум. 1417). Сын Василия
8. Петр Дмитриевич (ум. 1428). Удельный князь Дмитровский и Угличский
9. Андрей Дмитриевич (ум. 1432). Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский
10. Юрий Дмитриевич (ум. 1434). Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский. Василий
Юрьевич Косой (ум. 1447). Удельный князь Звенигородский. Дмитрий Юрьевич Красный (ум. 1440). Удельный князь Бежецкий и Галицкий
11. Владимир Андреевич Храбрый (ум. 1410). Удельный князь Серпуховской и Боровский
12. Андрей Иванович (ум. 1353). Удельный князь Серпуховской
13. Дмитрий Иванович (ум. 1509) [1]. Великий князь Московский, соправитель Ивана III
14. Иван Иванович Молодой (ум. 1490). Сын Ивана III, великий князь Тверской
15. Василий I Дмитриевич (ум. 1425). Великий князь Московский
16. Дмитрий Иванович (ум. 1521). Удельный князь Угличский
17. Дмитрий Иванович Донской (ум. 1389) [2]. Великий князь Московский
18. Иван Иванович Красный (ум 1359). Великий князь Московский
19. Юрий Васильевич (ум. 1563). Удельный князь Угличский и Калужский
20. Семен Иванович Гордый (ум.1353). Великий князь Московский

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Храм Архистратига Михаила (Зарубинки)

фото храма михаила архангела михаила

Храм Архистратига Михаила в селе Зарубинки построен между 1905 и 1913 годами недалеко от села, на возвышенности. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане.

Содержание

История и описание [ править ]

Недалеко от села, на возвышенности, стоит красивый пятиглавый храм. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане.

До 1861 года Зарубинки входили в состав прихода села Иньково Поречского уезда. С разрешения епархиального начальства, по просьбе прихожан сел Каспля и Иньково, которым далеко было ходить в храмы, сюда из Иньково была перевезена деревянная церковь, возведенная еще в XVIII столетии. Этот храм освятили во имя архистратига Михаила. Таким образом, с 1861 года Зарубинки стали самостоятельным приходом.

Несмотря на то, что Михайловская церковь отличалась благолепием, все же она была довольно ветхой. Поэтому в 1902 году прихожане решили выделять на постройку нового каменного храма в течение 6 лет по 1 рублю с надела (всего в приходе насчитывалось 900 наделов), а также безвозмездно выполнять все строительные работы. В 1903 году в селе был открыт собственный кирпичный завод.

10 июня 1905 года по указу Смоленской духовной консистории было решено возводить в Зарубинках каменный храм. 16 августа 1905 года церковь была заложена. Строительство продолжалось с 1905 по 1907 года. Внешняя и внутренняя отделка производилась в течение 5 лет (1907-1912 года).

В селе почиталась Смоленская икона Божьей Матери, поэтому освятить новый храм решили не позднее 28 июля 1913 года. И уже 21 июля 1913 года епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий освятил храм. На литургии молилось более 3000 прихожан.

Церковь архангела Михаила отличается как архитектурой, так и внешней отделкой. Красив внутренний интерьер. Он просторен и светел. Полы в церкви устроены так, что молящимся можно видеть богослужение. Это достигается высотой амвона. Пол покрывает метлахская плитка. До 1917 года окна храма (а их 32) были застеклены цветными стеклами. Главы церкви венчали пять вызолоченных крестов. Такой же крест имела и колокольня (ныне утрачена). Замечателен был и иконостас, до наших дней не дошедший.

В селе действовало земское училище, в приходе существовали две школы грамоты. При храме имелась приходская богадельня.

Ярмарочным днем считался праздник Смоленской иконы Божьей Матери, почитавшейся окрестным населением.

Михайловская церковь продолжала действовать до мая 1939 года, когда 23 мая этого года храм был закрыт, и в дальнейшем использовался, как и многие упраздненные церкви, для нужд местного колхоза. В 1939 году храм утратил колокольню и внутреннее убранство.

Во время Великой Отечественной войны здание церкви сильно пострадало. После освобождения Смоленщины храм был открыт для богослужений. Тогда же началось и его восстановление. Народ украшал церковь, как мог. Сохранившуюся утварь и иконы собирали из окрестных деревень. Постепенно церковь была приведена в надлежащий вид.

В 1975 году Михайловский храм был взят на государственную охрану. В 1988 году церковь реставрировали. 25 сентября 1988 года приходской совет осмотрел отреставрированное здание. В процессе ремонта было обнаружено, что верхние ярусы кладки четверика утратили свою крепость из-за обветшания раствора и кирпича, который попросту рассыпался в руках реставраторов. При вскрытии кровли алтаря, приделов и трапезной наблюдалась аналогичная картина. Для устранения аварийной ситуации несколько рядов кладки было переложено. Крыша здания и главы также требовала ремонта. Кровля была перекрыта с установкой желобов, отделкой кокошников и углов. Главы с крестами изготовили новые. Также был расчищен от мусора подвал.

Современное состояние [ править ]

В декабре 1991 года был принят Устав местной православной религиозной организации Смоленской епархии.

В 1995 году по благословению митрополита Кирилла Смоленское епархиальное управление произвело реставрацию храма.

3 августа 1999 года приход церкви архистратига Михаила был зарегистрирован в Управлении юстиции Смоленской области. 1 декабря 2002 года сведения о религиозной организации внесены в государственный реестр юридических лиц.

В настоящее время богослужения в Михайловской церкви совершаются регулярно.

Так как в деревне проживают пожилые люди, местный священник старается посещать их и оказывать посильную помощь, как моральную, так и материальную. Храм считается приписным к церкви поселка Каспля.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 216722, Смоленская область, Смоленский район, село Зарубинки

Источник

Храм Архангела Михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

фото храма михаила архангела михаила

Храм Архангела Михаила запись закреплена

фото храма михаила архангела михаила

Храм Архангела Михаила запись закреплена

фото храма михаила архангела михаила26 октября Иверской иконы Божией Матери
(принесение в Москву в 1648 г.) Поздравляем!фото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаила

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:
Показать полностью.

фото храма михаила архангела михаилаРадуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит».

Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится.

Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.

Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу в свободу славы чад Божиих приведение.

Радуйся, готовая служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая.

Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия.

Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

фото храма михаила архангела михаила

Храм Архангела Михаила запись закреплена
ДЕТЯМ О ПРАВОСЛАВИИ

фото храма михаила архангела михаила

Храм Архангела Михаила запись закреплена

фото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилаС ПРАЗДНИКОМ!фото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаилафото храма михаила архангела михаила
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году.
Показать полностью. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод:
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *