фото сельских храмов и церквей россии
Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).
Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.
Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.
1. Кижский погост
Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.
Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.
Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.
В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.
2. Церковь в Суздали
В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.
Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.
3. Церковь Всех Святых в Сургуте
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.
4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере
5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль
Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.
6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах
Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.
Сельские храмы России
Когда современный архитектор или искусствовед хочет познакомиться с историей русской культуры, он читает научные статьи, например на сайте Русарх, или эти же статьи в соответствующих книгах с тиражом до 3000 экземпляров. Общую информацию можно почерпнуть из учебников по истории русской культуры.
И что же современный архитектор и искусствовед узнает из этих источников? Он обязательно изучит наследие Византии и то, как оно «русифицировалось» в Новгороде на примере десятка памятников. Будет точно знать существовали ли галереи у церкви Покрова на Нерли или нет, узнает подробности датировок соборов владимиро-суздальского зодчества 12-13 веков на примере пары десятков памятников, раскроет для себя черты итальянизмов в московском зодчестве 16 века в полусотне примеров. Ценитель классицизма просмотрит развитие культовой архитектуры в столицах в 17-18 веках, а особо интересующийся попробует разобраться в истоках эклектики второй половины 19 века.
А как же народное зодчество, ведь в нем сокрыты истоки культуры? Конечно, и в этом ищущему помогут монографии по уникальному северному деревянному зодчеству.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Курба Ярославской области. 1770 год
Уникальный 16-тилепестковый ротондальный четырехстолпный храм
Освоив эти темы и найдя для себя собеседника, архитектор-искусствовед будет долго рассуждать о том, что после 16 века наступил упадок церковного зодчества и его «обмирщение», оппонент будет доказывать, что вершиной является Русский классицизм, а голос со стороны скажет, что все это варварство, вот в Византии там да — вечный источник творчества, вершина вершин. И никто не скажет о чем-то малозаметном, но действительно важном.
Есть одна область в русской культуре, таящаяся до поры, которая несет в себя колоссальный потенциал, и при этом она практически сегодня неизведанна. Этот гигантский пласт при всей своей очевидности скрывается от взора исследователей до сих пор, находясь буквально перед глазами. Конечно, если ездить по отдельным населенным пунктам, то можно обнаружить книжки местных краеведов, но в академической среде, комплексного анализа этот феномен еще не получил.
Церковь-колокольня преп. Исаакия, игумена Долмацкого (ярусный объем) и Благовещенская
церковь в с. Степановском Московской области. Храм-колокольня построен в 1732 году
Представляет собой уникальное сооружение с нестандартной композицией
Да, я сейчас говорю о сельских приходских храмах второй половины XVIII — первой половины XIX веков. Это совершенно уникальное явление, потенциал которого сейчас трудно оценить, настолько он колоссален для нашего культурного развития уже в обозримом будущем. Пласт, вобравший в себя всю эволюцию русского зодчества, воплотивший самые смелые и уникальный творческие замыслы, вскрывший неакадемическую культуру Руси. Почему так?
На днях я занимался поиском отправных точек для новых подходов развития приходских храмов и решил, как обычно, просмотреть в хронологическом порядке. Меня интересовал любой феномен, связанный с массовым строительством храмов, хотел узнать при каких социальных условиях происходит эффективное культурное развитие, проявляющееся в строительстве новых храмов.
Церковь Петра и Павла(колокольня) в пос. Поречье-Рыбное. 1779 год. Высота 94 метра
7 по высоте колокольня в России и самая высокая негородская колокольня
И просмотрел такой параметр как количество храмов, построенных за определенный период. На сайте соборы.ру есть фильтры поиска, по которым можно формировать общности церковных объектов по дате их постройки и региональной привязке. Конечно, в базе данных есть неточности, но когда мы рассматриваем общую картину, то единичные нестыковки становятся незначительной погрешностью.
Месяца два назад была составлена карта храмов России, на который можно увидеть хартленд русского православия. Фактически им является Центральный регион с характерным шлейфом в Северо-Восточном направлении.
Карта храмов России
На основе этих данных я сделал фильтрацию по областям и датам, занес количественные значения в таблицу и получил площадную сложенную диаграмму, которая наглядно показывает зависимость между хронологическими фрагментами и количеством построенных храмов (график увеличивается при нажатии):
Хронологическая шкала имеет деления кратные четверти века, количественная шкала показывает сколько храмов было построено за данный промежуток времени. Период до 17 века не показан по нескольким причинам: сохранившихся древних каменных построек не так много, но даже, если бы они все сохранились, то их масса была бы все равно незначительной. Другое дело, тут не учитывается культурный пласт, не поддающийся исследованию — деревянные сельские храмы, которые постепенно заменялись на сущесnвующие каменные постройки, формирующие тело диаграммы. Но это как раз и приводит нас к выводам о важности наследия, появившегося между серединой 18 и серединой 19 веков, как проводнике к традиции прошлого.
При первом взгляде становится очевидно то, что незаметно в при ином рассмотрении. За 50 лет на границе 18 и 19 веков в Московской области было построено более 350 храмов, в Ивановской — более 250, в Ярославской — более 450 и т. д. Всего более 3000 церквей в центральном регионе за 50 лет или по 60 храмов в год. По сравнению со всеми предыдущими периодами, это количество впечатляет своей массой — больше, чем суммарно во все предыдущие периоды. И в этой массе сокрыт действительно ценный и уникальный источник для развития культуры сегодня. Кто ездил по селам центрального региона это понимает.
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Успения Пресвятой Богородицы
Между 1780 и 1797. с. Ухтома Вологодской области
В этом году, впервые в истории Совет ЕС принял Заключение по культурному наследию, которое указывает важность его в качестве стратегического ресурса устойчивого развития. Документ определяет целостный политический подход Евросоюза к культурному наследию и признает его уникальным и невозобновляемым ресурсом, одним из основных активов всего европейского региона. Мы не состоим в ЕС, поэтому на нас, к сожалению, эти поставноления не распространяются. Сожалеть тут есть о чем — в Европе поняли, что неконтролируемая застройка и утрата исторического наследия любой архитектурно-художественной ценности приводит к потере полноценной культурной среды. Без материальной ретроспективы, формирующей культурный субстрат, невозможно эффективно развиваться, пространство перестает быть интересным для пребывания людей, градус культурной жизни снижается.
Церковь Сошествия Святого Духа. с. Шкинь Московской области. 1794-1798. Двухколоколенный храм
Фотография 1915 года
На сегодняшний день феномен приходского храма России 18–19 веков мало изучен, а наследие этого периода формирует основной культурный капитал, создавая отправную точку и контекст для создания архитектурной среды будущего. При всей важности этого наследия, оно на сегодняшний день является самым быстроутрачиваемым наравне с деревянным зодчеством — эти храмы часто не являются памятниками, к их реставрации относятся пренебрежительно, часто не проводятся консервационные работы, реконструкции приводят к полной утрате памятников, ремонты уничтожают интерьеры и детали фасадов, настоятели меняют остатки старых иконостасов на современные с низкой художественной ценностью, облезлая маслянная живопись для них не представляет ценности и забеливается, завершения храмов переделываются в угоду моде.
Ценители русской архитектуры восхищаются древнерусскими музеефицированными памятниками, и смотрят снисходительно на сельские приходские храмы дожившие до наших дней, мотивируя неинтерес распространенностью явления, мифическим «обмирщением традиций». Но в реальности, именно этот пласт, как живущий сегодня, окружающий нас сегодня, единственно удерживающий неурбанизированное пространство центральной России, создающий культурный каркас и являющийся уникальным явлением, не имеющим аналогов в мире — он определит будущий вид архитектурно-культурного пространства, он несет в себе уникальные черты визуальной культуры. Каждый храм этого периода единственен и неповторим, даже если был создан по типовому проекту, всегда вносились коррективы и формировался неповторимый контекст, что говорить о нетиповых решениях! Сохранение и изучения этого наследия во многом определит способность к устойчивому развитию в будущем, а сейчас надо уже думать как его сохранять.
Давайте распространять эту мысль?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Храмы выбирают нас
+ фотогалерея
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Путешествуя по русской глубинке, часто приходится видеть разрушенные православные храмы в селах и на погостах, в урочищах, да и просто в открытом поле, молча доживающие свой век. Слепыми глазницами разбитых окон они как будто всматриваются в глаза каждого проходящего человека и молча взывают о помощи. В нашем небольшом фотопутешествии по Ярославской области мы расскажем о храмах с многовековой историей, в судьбе которых, кажется, появилась надежда на возрождение. Мы посетили село Курба, в котором расположен красивейший храм Казанской иконы Божией Матери, село Дёгтево, где разрушается уникальный по своей архитектуре храм Корсунской иконы Божией Матери, а также село Новое со старинным Троицким храмом. Эти, казалось бы, столь разные храмы объединяет одно: деятельностью по их восстановлению занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».
Храм Казанской иконы Божьей Матери в Курбе
Сейчас храм пустует. Стоящий в самом центре села, он напоминает огромный корабль, выброшенный на берег. Чернотой зияют пустые окна, просвечивают на фоне неба остовы глав, а на крыше уже давно поселились березы. Внутри с тихим шорохом опадают фрески.
Курба — некогда одно из самых больших сел Ярославской губернии, бывшая вотчина князей Курбских. Богатое село не могло не построить храм, который вмещал бы не только тех, кто живет в Курбе, но и жителей окрестных деревень, и всех, кто приезжал сюда на ежегодные ярмарки по судоходной тогда реке Курбице. Ведь здесь находилась важная святыня — чудотворная икона Богоматери Казанской, которой все хотели поклониться.
В 1770 году в селе был построен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
Он поражал и своей оригинальной архитектурой, и своим богатым убранством. Это шестнадцатилепестковый центрический храм, прямых аналогов которому нет. Площадь стен и сводов храма такова, что здесь смогли уместиться более трехсот сцен, посвященных как ветхозаветной, так и новозаветной истории. Здесь можно увидеть изображения деяний пророков, циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия», фрески, иллюстрирующие «Сказание об обретении иконы Казанской Божьей Матери», образы ветхозаветных пророков и новозаветных святых.
В журнале «Москвитянин» о храме писали так: «…церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. …иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана аффреско священными изображениями из Ветхого и Нового Завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами».
Церковь во имя Корсунской иконы Божьей Матери в Дёгтеве
Купол храма Корсунской иконы Божьей Матери был утрачен практически на наших глазах. Еще в 2008 году можно было видеть и сам купол, и главку на нем. В 2010-м уже отсутствовала главка, в 2015 купол уже отсутствовал полностью. Теперь над храмом не нарисованное, а настоящее небо. По-прежнему еще на нас глядят евангелисты, сохранившиеся на стенках барабана. Но скоро не будет и их.
Храм находится совсем недалеко от Курбы, в селе Дегтеве. Основано оно было в начале XVIII века, когда князь Алексей Шайдок и его сын Иван развернули здесь добычу дегтя и угля. Этот старинный промысел и дал название селу. Вместе с усадьбой была построена и церковь, которая, естественно, была деревянной. В 1754 году деревянную церковь сломали и несколько раз перестраивали. Нынешний храм, посвященный Корсунской иконе Божьей Матери, был построен в 1819 году.
В чем же уникальность Корсунского храма? Его основной объем представляет собой двухсветную купольную ротонду, что в таком виде также редко встречается в сельской храмовой архитектуре. В Ярославской губернии таких храмов несколько, и дёгтевский — один из них.
Купол, венчавший ротонду, был расписан по классицистской традиции — живописная имитация кессонированного свода с прорывом в небеса, где парят Спаситель с распростертыми руками и Святой Дух в виде голубя в сфере, окруженные Силами Небесными в клубящихся облаках.
Троицкий храм в селе Новом
Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.
Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.
Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.
Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.
А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.
Разрушенным храмам – жить
Пристальное внимание к сельской глубинке позволяет увидеть настоящие жемчужины русского провинциального храмового искусства. Каждая церковь, каждая часовенка строились с любовью будущих прихожан, которые чувствовали в этих храмах необходимость. Они не все еще потеряны, но наступило такое время, что разрушаются они не потому, что их уничтожает власть или идеология. Разрушаются они от своей ветхости на фоне нашего небрежения и очень нуждаются в помощи.
Уже не первый год деятельностью по воссозданию разрушенных храмов в русской глубинке занимается благотворительный фонд «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”», созданный в 2016 году. Рассказывает организатор фонда и его руководитель Ольга Шитова:
Руководитель фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова
«В 2014 году в “Фейсбуке” я увидела статью, в которой приводилась статистика сколько храмов было построено в России до революции. Иллюстрацией к этому тексту была фотография Казанского храма в селе Курба Ярославской области. Эта фотография меня зацепила, я впервые увидела храм такой необычной формы. Он как будто был похож на пирожное. Даже захотелось рассмотреть его поближе, обойти со всех сторон. Потрясающий храм.
А в 2015 году, вскоре после того, как мне вновь в “Фейсбуке” на глаза попался пост отца Димитрия Ильина про этот храм, собравший огромное количество лайков, перепостов и комментариев, была создана группа в “Фейсбуке”, посвященная Казанскому храму. И уже появилось понимание того, что храм нужно спасать и как это делать. Стали собирать информацию о храме, связались с местной администрацией. А уж когда появились желающие помочь материально, было принято решение создать фонд».
Первым храмом, которым занялся вновь созданный фонд, и был храм в селе Курба. В первые поездки познакомились с местной администрацией, с батюшкой, местными жителями. Проводились первые субботники. Тогда же стало понятно и отношение местных жителей: хотят ли они участвовать в возрождении храма, или они хотят, чтобы кто-то пришел, дал им денег и храм восстановили.
Архитекторы-добровольцы оценивают состояние свода храма
Со временем в область интересов фонда попали еще несколько храмов. Это удивительный по своей красоте храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Аксиньино Тульской области, над куполом которого парит ангел. Это храм в селе Новое Ярославской области, в котором сохранился уникальный барочный иконостас, и еще несколько храмов в разных областях нашей родины. Как говорит Ольга Шитова, «не мы выбираем храм, храмы выбирают нас». Фонд собирает средства на восстановление, привлекает специалистов — архитекторов, строителей, художников. Организуются регулярные поездки добровольцев.
Готовится к запуску квадрокоптер, чтобы рассмотреть храм сверху
«Там, где Фонд включается в работу по восстановлению сельского храма, мы видим положительные перемены и в людях, и в преображении самого села, и в изменении окружающего пространства. На село начинают обращать внимание власти, местные и региональные, увеличивается количество приезжающих туристов. Местные жители тоже начинают задумываться, о чем-то мечтать, у них появляется надежда, что жизнь как-то изменится, что она может наладиться, что, может быть, когда-то они увидят свой восстановленный храм».