фото собор моршанский собор
Моршанск. Собор и секта.
Если приехать в Моршанск, то практически невозможно оставить без внимания роскошный Троицкий собор – это настоящая архитектурная доминанта города. Можно по-разному относиться к вопросам веры и религии, но, мне кажется, нельзя не согласиться с тем, что это очень величественное и потрясающе красивое здание. Хотя, по-другому и быть не может, ведь деньги на строительство собирали всем городом, хотя, кто знает, был бы он построен, если не более чем щедрое пожертвование одного из городских купцов, который выделил совершенно фантастическую по тем временам сумму – 200 000 рублей.
Однако личность этого благотворителя вызывает не меньший интерес, чем строение. Многие годы он возглавлял тайную секту скопцов, имевшей в Моршанске огромное влияние. Скопцы – это люди добровольно подвергшие себя кастрации. Они верили, что Иисус Христос пребывает в России, перевоплощаясь из одного тела в другое и, желая избежать различных мирских соблазнов и достичь царствия небесного, как они его себе понимали, люди уродовали свои тела.
Интересная логика была у скопцов. Понятно, что, кастрируя себя, они не могли продолжать род, но зато могли обращать всю свою энергию на зарабатывание денег. А поскольку и наследников они не имели, то завещать свои богатства могли только таким же скопцам, своим единомышленникам. И для многих тогдашних жителей Моршанска путь к богатству лежал через боль, но, как ни странно, ряды их постоянно росли. Понятно, что не все из них становились богатыми – как и в любой секте, все было сосредоточено в руках тех, кто был у руля. А учитывая, что все продолжалось здесь не год и не два, а несколько десятилетий, то немудрено, что в секту было вовлечено очень много народа.
Вокруг собора располагались несколько домов, принадлежащих руководителям и адептам секты. По легендам когда-то здесь была сеть тайных подземных ходов, связывающих дома с храмом – понятно, что сейчас нам трудно понять, для чего это было сделано, но, как известно, сектанты постоянно проводили свои богослужения, и возможно, им для чего-то нужен был доступ в собор. Тем более, что их духовный лидер, одновременно возглавлявший клан купцов Платицыных, в общем-то умело скрывал свои религиозные убеждения, для всех горожан являясь достаточно образцовым православным христианином, принимающим активное участие в приходской жизни. И только посвященные знали масштабы всей деятельности секты, опутавшей своими сетями не только здешний уезд, но имевшей обширные связи по всей России.
Как водится, очень долгое время власть ничего не могла сделать с сектантами по причине вполне банальной для России, как тогдашней, так и теперешней – из-за коррупции. У скопцов было куплено все, им оказывали покровительство на различных уровнях местной власти и это порождало безнаказанность. Участились случаи насильственной кастрации как мужчин, так и женщин, и это мракобесие принимало опасные формы. Но когда слухи докатились до столицы, там не могли не отреагировать – были присланы специальные следователи с обширными полномочиями, которым удалось разворошить это гнездо.
Выяснилось, что секта скопцов вынашивала далеко идущие политические планы по захвату власти в России, а кроме того имела и финансовые возможности для их реализации, и кадровый ресурс, если выражаться современным языком – метастазы проникли довольно глубоко во многие властные структуры, и сектанты имели своих последователей в самых различных учреждениях. Но все закончилось достаточно бесславно – предводителя судили, лишили всех званий и состояния и сослали на вечное поселение в Сибирь. Однако, как говорят, основные богатства секты, фантастические суммы в десятки миллионов рублей так и не были найдены. Это породило массу легенд о закопанных кладах скопцов и вызвало всплеск самой настоящей золотой лихорадки – клады искали очень многие.
А через некоторое время Моршанск сгорел. Полностью, дотла. Изо всего города уцелел только Троицкий собор и несколько зданий. Пожар был настолько огромным и жестоким, что многими воспринимался, как небесная кара, посланная в свое время на Содом и Гоморру. Понятно, что в то время пожары случались часто – но тут совпало прям трагично, все началось с хозяйки, не уследившей за самоваром, но тут же на город обрушился страшный ураган, смерч, торнадо, который буквально за пару часов разнес огонь по всем домам и заполыхало сразу все. Зарево было видно за десятки километров. Пожар был такой силы, что за пару дней от города ничего не осталось, а ветер разметал пепел. Это случилось в мае тысяча восемьсот семьдесят пятого года. Сотни человек погибли, а десятки тысяч остались не только без крова над головой, но абсолютно безо всякого имущества.
Это бедствие получило широкую огласку не только в России, но и за границей. Моршанску помогали всей страной. Интересный факт – писатель Тургенев выступал во Франции на благотворительных концертах, собирая средства для пострадавших. Император Александр Второй тоже лично принял участие в помощи жителям города, пожертвовав крупные суммы. Моршанск удалось возродить довольно быстро – уже через десять лет почти ничто не напоминало о трагедии. А Троицкий собор так же стоял на площади.
А в середине девяностых Троицкий собор обрел вторую жизнь и снова заиграл золотом куполов. И простояв здесь уже почти двести лет, он будет стоять, как свидетельство того, что есть идеи, над которыми не властно время.
Свято-Троицкий Собор
Свято-Троицкий Собор запись закреплена
24 октября 2021 года состоялся VII фестиваль-концерт хоровых коллективов Мичуринской епархии «Покровский глас».
Традиционно фестиваль прошёл на сцене городского дома молодежи «Космос» города Мичуринска. В этом году программа фестиваля была посвящена церковным произведениям, кантам и запричастным песнопениям.
В рамках фестиваля выступил хор Свято-Троицкого кафедрального собора г.Моршанска под управление регента А.Е Заячниковой. Хор исполнил и патриотические песни приуроченные ко Дню народного единства.
Свято-Троицкий Собор запись закреплена
Моршанск Православный
29 октября 2021 года обучающиеся 6 класса МБОУ СОШ №1 г. Моршанска посетили Свято-Троицкий собор. Экскурсию для ребят провел помощник благочинного Моршанского округа по молодежному служению священник Илия Никитин.
Священнослужитель поведал школьникам об истории собора и его значении для города. Ребята познакомились с храмовым устройством, а также посетили церковную библиотеку, просфорню, крестильню и даже смогли осмотреть систему парового отопления собора, которая была используема ещё 10 лет назад.
В заключении экскурсии все собрались за общим столом, где обучающимся было предложено чаепитие. Ребята поделились со священником своими впечатлениями и задали интересующие вопросы. Затем всем присутствующим в подарок от прихода Свято-Троицкого собора были преподнесены иконы святого преподобного Сергия Радонежского. После этого была сделана общая фотография на память.
Свято-Троицкий Собор запись закреплена
Свято-Троицкий Собор запись закреплена
Вечернее богослужение двунадесятого праздника отличалось тем, что во время утрени всенощного бдения Преосвященный владыка совершил Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Креста происходит на середине храма пять раз: на восток, запад, юг, север и опять на восток. Каждый раз при этом священнослужители возливают на Крест благовонную воду, символизирующую благодать Святого Духа. И каждый раз народ призывается к молитве: о Святейшем Патриархе и правящем архиерее, о стране нашей, властях и воинстве ее, о всякой душе христианской, обо всех служащих и послуживших в храме сем.
После возложения Креста на аналой совершено поклонение Кресту и Преосвященнейший Владыка совершил помазание елеем.
В завершении богослужения епископ Гермоген обратился к верующим с архипастырским словом.
Свято–Троицкий собор (Моршанск)
Собо́р Тро́ицы Живонача́льной (Тро́ицкий собо́р) — второй кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, главный православный храм города Моршанска Тамбовской области.
Содержание
История [ править ]
История храма началась 5 декабря 1830 года, когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен до сих пор, но подобный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.
Ранее, 13 августа 1826 года, Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.
В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда.
К 9 апреля 1836 года было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.
Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А. Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина.
Здание воздвигалось быстро. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, поражала всех. Так было до 1841 года.
Однако собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились.
В 1842 году на постройке храма было занято всего 45 человек.
В следующем году утверждается новый добровольный сбор — торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растянулись на целых 15 лет.
В процессе стройки возникало немало проблем, но самой существенной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены металлической обвязкой. Конструкция удалась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились.
Наконец, когда строительство храма было близко к завершению, начались отделочные работы и устройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам.
24 ноября 1857 года храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием.
Средний — главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой.
8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочисленная свита.
По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и добавил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».
А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда после службы настоятель по дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».
Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П.
В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт.
В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский.
Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.
В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей.
Предполагалось закончить полный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 году. Троицкий собор частично восстановили. Работы велись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.
Пожар 1987 года уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года.
21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения».
15 апреля 1990 года был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуры XIX века».
16 мая 1990 года принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома».
В 1995 году архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной общины Русской Православной церкви.
Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года.
9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.
Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.
Свято-Троицкий собор в городе Моршанск
Свято-Троицкий собор – уникальный памятник архитектуры и главная достопримечательность Моршанска. За десятки километров на подъездах к городу виднеется величественно возносящийся купол. 75-метровая устремленность Моршанского храма позволяет ему занять третье место по высоте среди российских соборов.
Всякий храм, возведенный людьми, посвящается Богу. Святилище называется во славу Высшего Существа, Божьей Матери, Спасителя, какого-то угодника или важного события. В Моршанском соборе воплощена основная христианская идея о Животворящей Троице.
Описание собора
Среди множества других соборов особо выделяются те, что посвящены Богу – единому по существу и троичному в Лицах. Постижение Троицы предполагает внутреннее преображение человека. Этому способствует архитектура и убранство соборов в честь Пресвятой Троицы.
Построенный в Моршанске храм соответствовал основным требованиям классицизма. Гармония, порядок и симметрия воплощались как в общем облике, так и мельчайших деталях. Городу Моршанску и близлежащим окрестностям предлагалась архитектурная модель Божественного мироздания.
Основу крестово-купольного здания составил массивный куб. Его с трех сторон оформили 6-колонными портиками. Каждый из них покрывался треугольным фронтоном. Такая числовая символика постоянно напоминает о Святой Троице. Воплощение идеи Божественного Триединства стало основой архитектурных и оформительских решений.
Здание увенчали главным золоченым куполом. Остальные пространственные покрытия сделали под серебро. Венчали купольные конструкции кресты, созданные из золоченого железа.
Пол в соборе был устлан метлахской плиткой. Храм был достаточно теплым. В подвалах находились амосовские печи. Из них тепло по калориферному принципу подавалось в соборное помещение.
Освещение в Моршанском храме создавалось великолепным паникадилом. Его вес оставлял 60 пудов. Украшали висячую люстру 52 серебряные подвески. Это была работа Манарухина – известного московского мастера.
Состоятельные горожане не жалели финансов для богатого внутреннего убранства. Центральный (основной) престол был освящен в честь Животворящей и Нераздельной Троицы. Усердием купца М.К. Платицына в этой части был обустроен 5-ярусный иконостас главного алтаря.
Для правого придела в честь иконы Казанской Божией Матери щедрые пожертвования сделал почетный гражданин Г.И. Котельников. На устройство алтаря в левом (Александро-Невском) пределе пошли даяния от почетного гражданина А.М. Серебрякова. Придельные иконостасы в Моршанском храме сделали 3-ярусными.
Перед иконостасом возвышалась солея. На ней помещались клиросы. Их окружили балюстрадами из бронзированного чугуна. Некоторые клиросы оборудовались отдельно от солеи. Они занимали места спереди задних столбов, которые поддерживали свод храма.
Внутри соборные стены отделали несколькими полосками. Снизу до окон и вверху (между первым и вторым карнизами) стены отшлифовали под синий мрамор. Среднюю часть выложили под белый мрамор.
В куполах Моршанского храма стены вначале были выбелены. В1880 г. внутренние купольные части расписали масляными красками. Руководил работами московский художник Потапов.
Поистине уникальным предметом поклонения был Святой крест. В Святом кресте соорудили немалый мощевик. Емкость хранила 83 частички останков разных Святых.
История
В 1826 г. Епископом Тамбовским и Шацким Афанасием было дадено благословение на то, чтобы верующие Моршанска приняли участие в возведении храма. Городской глава Дорофей Кожин получил книгу от Духовной консистории для описи добровольных подаяний. Средства собирались в течение нескольких лет. Взносами разных размеров участвовали все обитатели города и уезда.
В 1834 г. городскому обществу удалось выкупить у местных мещан и купцов земельный участок на берегу реки Цны. Однако собранных денег было очень мало. В корне ситуация была изменена купцом Егором Ивановичем Платицыным. Он пожертвовал двести тысяч рублей. Эта сумма составила 2/3 от всех собранных финансов.
Весной 1836 г. приступили к возведению храма. Но к 1841 г. средства истощились. Это привело к временной приостановке строительных работ. В 1843 г. инициировали новый торговый сбор в виде пошлины с продаж хлеба, гречихи, сала. Но и после этого средства поступали медленно.
В ходе строительных работ появилась задача, связанная с надежностью подкупольных столбов-опор. Они начали проседать под тяжестью купольного барабана. Возникла опасность разрушения всего строения. Высказывались мнения о необходимости разобрать еще недостроенный собор. Город замер в неопределенном ожидании.
Выход был найден моршанским мастером Степаном Люлиным в виде крайне оригинального технического решения. Архитектор-самоучка предложил сделать металлическую обвязку столбов и сводов. На выполнение работ понадобилось много времени, дополнительных затрат и сил. Но это обеспечило возможности для дальнейшего возведения храма.
Только в 1857 г. храм удалось построить. Поздней осенью того же года (24 ноября) провели первую службу. Церковь была похожа на петербургский Преображенский храм. Это сходство порождалось тогдашними требованиями возводить культовые сооружения по существующим и уже утвержденным проектным образцам.
Множество общих черт между Преображенским собором и Моршанским Троицыным храмом длительное время питало версию о том, что возводились сооружения одним и тем же архитектором. Им считался известный русский зодчий Василий Стасов. Он действительно построил столичный Преображенский храм. Относительно же Моршанского собора авторство Стасова выглядит несколько сомнительным.
Чертежи Моршанского храма документально связаны с именем Степана Люлина. Весьма вероятно, что этот вольноотпущенный крестьянин строил Моршанский собор по чертежам столичного архитектора.
В 1875 г. Моршанск захлестнул большой пожар. Горожане прятали имущество в соборных подвалах, спасая сундуки с домашним добром от огня. По необъяснимой иронии судьбы в этих же подвалах хранились материалы местной группы РСДРП. Партийную библиотеку спрятали в храме после поражения восставших в революционных событиях 1905 – 1907 гг.
Роль венценосных особ
Легенды и предания связывают строительство и существование Свято-Троицкого собора с именами двух российских помазанников божиих. Император Николай І самолично утвердил проект постройки. Но при этом государь то ли сказал, то ли предписал на полях разрешительного документа одно требование. Его смысл сводился к тому, чтобы собор в Моршанске по высоте не превышал Исаакиевского храма в столице.
Исторические документы, которые могли бы подтвердить это требование, не сохранились. Однако обитатели города упорно повторяют это предание. Ведь моршанские купцы непременно хотели, чтобы их Свято Троицкий собор превзошел по высоте столичные храмы.
Летом 1904 г. в Моршанске побывал Николай ІІ. Горожане встретились с императором в стенах Троицкого собора. После службы император выказал свое восхищение Моршанским храмом. Из поколения в поколение передавались слова государя о том, что подобному собору нашлось бы место даже в Петербурге. Но и эти фразы документально не засвидетельствованы.
Несмотря на отсутствие исторических подтверждений того, что было сказано двумя императорами, в Троицком соборе установили мраморную плиту. На ней значилось, что:
1) храм в Моршанске построен с изволения Николая І;
2) посетил Свято-Троицкий собор государь Николай ІІ.
Установили мраморную плиту на деньги, собранные народом. Но после революции памятную доску из мрамора уничтожили. Однако людская память сберегла информацию о причастности Николая І и Николая ІІ к судьбе Свято-Троицкого храма.
Послереволюционная судьба
После октябрьских событий 1917 г. Троицкому собору судилось разделить судьбу многих других храмов. Регулярные богослужения продолжались до 1931 г. Потом до 1937 г. в Свято-Троицком храме проводились церковные обряды только по праздникам. Под давлением атеистических властей в 1937 г. произошло закрытие собора.
Спустя два года храму причинили особо болезненные поругания и осквернения. Сделаны они был «Союзом воинствующих безбожников». Бесследно исчезли бесценные образы святых, церковные книги, дорогая утварь. Только малую часть икон и книг удалось спасти сотрудникам Моршанского краеведческого музея.
Святейшему зданию готовили незавидную участь. Планировалось полное уничтожение собора в 1940 г. Но внезапно решили найти для помещений храма новое применение. В соборе, его подвалах разместили склады.
В конце 1971 г. областная газета «Комсомольское знамя» опубликовала статью В. Пилявского. Доктор архитектуры ратовал за сохранение уникального культового строения. Ученый призывал к восстановлению памятника истории и культуры.
В этом же году в исполком Тамбовской области поступила просьба о выделении средств на ремонтно-восстановительные работы. С 1978 г. опекаться собором стал городской отдел культуры. Планомерно начали проводить различные реставрационные мероприятия.
Сохранить плоды восстановительных работ в Троицком соборе не удалось. Результаты многолетних трудов уничтожены пожаром в 1987 г.
Возвращение храма православной общине
Через три года (в 1990 г.) собор передали православной общине. В Моршанском Троицыном храме снова появились прихожане. А весной 1996 г. возобновились регулярные богослужения.
В стенах храма божественную литургию совершал Святейший Владыка Алексий ІІ. Это событие произошло 9 августа 1998 г.
Тогда же Предстоятель русской православной церкви преподнес в дар Троицкому собору иконописный лик Святителя Питирима. К иконе присовокуплены частицы мощей этого святого.
В наши дни Моршанск наполняют все новые и новые истории об удивительных и порой необъяснимых событиях, связанных со Свято-Троицким храмом. Местный казак написал лик Иверской Божьей Матери. В 2004 г. икона замироточила.
После этого события во время одного большого церковного праздника в храм пришли молиться сотни горожан. В ночном небе над Свято-Троицким храмом верующие узрели светящийся крест. Спустя некоторое время на одном из малых куполов пополам переломился крест.
После таких происшествий многие служители храма слышали тихое и мелодичное пение в трапезной. Песнопения исполнялись незримым детским хором. Ситуации попытались объяснить местные краеведы. Они установили, что в начале советских времен у алтарной (восточной) стены соборного здания чекисты расстреливали моршанских горожан. Среди невинно убиенных жертв были и певчие храма.
Как добраться до Свято-Троицкого собора
Храм расположен в городе Моршанске по улице Красной, 2. Добраться до города можно на автомобиле, рейсовом автобусе либо поездом.
Из Москвы до Моршанска пассажирские составы отправляются с Казанского вокзала. Переезд занимает 7 часов. Прямые железнодорожные маршруты проходят также из Рязани, Пензы, Самары, Уфы, Челябинска, Караганды, Орска, Барановичей. Поезда из этих городов двигаются по круглогодичному расписанию. С конца мая по окончание сентября курсируют поезда Калининград – Челябинск и Челябинск – Калининград. Поезда останавливаются на 52 станциях. Маршрут проходит через Литву и Белоруссию.
Со Щелковского автовокзала в Москве отправляются автобусы. К моршанскому автовокзалу они прибывают спустя 8 – 11 часов. Маршрут проходит через Путятино и Рязань.
Моршанск расположен вдали от автомагистралей, принадлежащих к серии «М». Но многие предпочитают добираться до города автомобильным транспортом. Протяженность пути составляет:
Уже в самом городе от железнодорожного вокзала до собора придется преодолеть путь, длиной приблизительно 4,5 км. Можно воспользоваться автобусным маршрутом № 3.
От автовокзала до собора чуть больше полутора километра. Помогают быстрее добраться и преодолеть это расстояние к Троицкому храму автобусы, двигающиеся маршрутами № 2 и № 3.
Расписание Свято-Троицкого собора
В Свято-Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения.
Вечерние богослужения отправляются с 16.30.
Обряды крещения проводятся воскресными днями. Накануне Таинства Крещения, по субботам, проводятся беседы.
Фотографии
Фотографии дополнят рассказ об архитектурных особенностях и внутреннем убранстве Троицкого собора в Моршанске. Благодаря запечатленным изображениям можно проследить историю храма от проектных решений до современного состояния. Фотографии помогут воочию подтвердить представления о строго-величавой архитектуре и умиротворяющем убранстве собора.