фрески георгиевского собора юрьева монастыря
Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески
Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры
[Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде]
Фрески в башне. Около 1130
¦ Фрески Георгиевского собора за исключением немногих орнаментальных фрагментов, которые найдены в оконных проемах и археологических шурфах, полностью утрачены. Но еще в 1936 году обнаружены остатки живописи в башне собора, верхний ярус которой был оформлен как небольшая часовня. В 1977–1982 годах все уцелевшие остатки росписи в башне раскрыты Г. С. Батхелем. Он же опубликовал и предварительную информацию о своих находках. В восточной части этого круглого помещения между оконными проемами написаны плохо сохранившиеся изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя, что как бы воссоздает привычную декорацию церковной апсиды и алтарной преграды. Далее справа и слева написаны фронтальные фигуры пророков, святителей и преподобных, а на склонах сводчатого потолка в медальоны вписаны изображения евангелистов.
Некоторая небрежность исполнения, прежде всего ликов святых, искупается очевидной свежестью замысла росписи часовни и красочностью колорита. На стенах башни, где проходит винтовая лестница, найдены орнаментальные композиции и многочисленные граффити, в том числе и выполненная краской надпись, расшифровка которой предложена Г. С. Батхелем: «Иване писал левое размерение»].
¦
Каргер М. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933–1935). — Советская археология, VIII. М., 1946, с. 180, 185, 188, 190, рис. 6, 7, 11, 14, табл. I, II.
Pucko V. G. Les fresques de la tour de la cathédrale du monastère St. Georges à Novgorod. — Byzantion, vol. XLVI, N 2, 1976, p. 398–410.
Батхель Г. С. Древняя стенопись рассказывает. — Памятники Отечества, 1983, 1 (7), с. 34–35.
Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 195–196.
Сарабьянов В. Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря. — Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999, с. 365–398.
Уникальные фрески XII века найдены археологами в Новгороде
Великий Новгород, 28 сентября 2014 г.
При раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде ученые Института археологии Российской академии наук обнаружили множество фрагментов фресок, относящихся к первой трети XII века; исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок целостные композиции, что позволит открыть новое «окно» в мир древнерусского искусства, сообщили РИА Новости в Институте археологии РАН.
«Новгородская археологическая экспедиция в этом полевом сезоне проводила масштабные раскопки в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора, одного из древнейших соборов Руси — его строительство было начато в 1119 году. В результате были обнаружены древние конструкции, в частности, епископская скамья в главном алтаре, плиты древнего пола, древние престолы, а также уцелевшие в нижней части стен фрески с декоративными орнаментальными композициями, изображающим полированный мрамор», — говорится в сообщении.
Во время переборки и просеивания вынутого во время раскопок грунта ученые также нашли огромное количество фрагментов первоначальной росписи собора, которую датируют 1120-ми годами. Среди них и несколько ликов святых. Это ценное открытие позволит составить более полное представление о стилях и направлениях работы древних живописцев, полагают в институте археологии.
Как отметил руководитель нынешней археологической экспедиции Владимир Седов, «находка даже фрагмента лика или орнамента из другого, неизвестного до того комплекса, воспринимается как сенсация». «Каждый, даже незначительный фрагмент дополняет общую картину развития древнерусской фресковой живописи, делает ее сложнее и богаче. В лике же сосредоточена вся философия, весь внутренний мир той эпохи. Такая находка – это окно в прошлое, возможность еще раз увидеть художественные и духовные идеалы далекого времени», — добавил ученый.
Он подчеркнул, что живопись очень «графичная», «то есть там не так много цвета, а много контура, что является необычным и находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века». Однако пока с полной уверенностью сказать, кто были авторы этих образцов — византийцы или русские, — ученые не могут. Все фрагменты будут тщательно исследованы.
Нынешнее открытие российских археологов примечательно и тем, что в России практически не сохранилось целостных древнерусских фресковых комплексов домонгольского периода. Полностью дошли до нас лишь росписи в соборе Мирожского монастыря в Пскове, и частично — в некоторых других храмах и монастырях Новгорода, Старой Ладоги, Владимира и Суздаля.
Новая жизнь фресок Юрьева монастыря
Георгиевский собор Юрьева монастыря
В день, когда православные празднуют Рождество, президенту РФ, по сообщению пресс-службы Кремля, показали древнейшие фрески, обнаруженные при раскопках Георгиевского собора, и рассказали о том, что в будущем эти фрески будут восстановлены. О Юрьевом монастыре, Георгиевском соборе и фресках XII века рассказывает Indicator.Ru.
Первый каменный собор в Великом Новгороде построил еще сын Ярослава Мудрого, новогородский князь Владимир Ярославич: в 1045-1050 году в Детинце (то есть в новгородской крепости) была построена величественная София. Сейчас это самый старый храм на территории России (два более древних храма сохранилось в Чернигове и Киеве). После этого каменное строительство в Новгороде замерло ровно на полвека. Объяснение простое: городу просто не нужно было столько каменных величественных храмов. Однако с самого начала XII века начинается активное каменное строительство. На берегах Волхова появляется сразу четыре больших каменных храма, два «княжеских» и два монастырских. До наших дней не дошел лишь первый из них.
Сначала (в 1103 году) построили храм Благовещения на Городище (том самом месте, по отношению к которому Новгород и стал Новым Городом) — древней резиденции князей и варяжской дружины (тех самых викингов). Потом в 1113 году прямо напротив Кремля и Софии закладывается Никольский собор. И, наконец, в 1117 году начинает строиться собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, а в 1119 — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Эти монастыри «обрамили» Новгород, расположившись на противоположных берегах Волхова на противоположных окраинах города. Два огромных величественных трехглавых храма.
Георгиевский храм — первый древнерусский храм, о котором нам известны не только имена его заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич, сын уехавшего княжить в Киев Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. «. а мастер трудился Петр», — говорит Новгородская третья летопись. Так что здесь мы впервые знаем имя зодчего, архитектора и прораба в одном лице.
Мстислав Владимирович даровал монастырю не только земли, но и право контроля над дорогой из Киева на Новгород. Это были очень большие деньги.
Собор строился больше десяти лет и был закончен в 1130 году. Из четырех «соборов-братьев» Георгиевский — самый большой. Это был шестистолпный храм с лестничной башней, ведущей на хоры (второй этаж, «ВИП»-места для молящихся). Длина собора — 26,8 м, ширина — 18,3 м, высота — 32 м. То есть он такой же высокий, как новгородская София, а если не считать галереи, то и шире ее.
Домонгольские фрески из Юрьева монастыря
В Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря найдены фрески и граффити, датирующиеся XII веком. Раскопки проводились летом 2014 года экспедицией Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН, доктора искусствоведения, профессора Владимира Седова.
В восточной части собора археологи раскрыли и разобрали несколько уровней полов — от XIX до XII века. Полы в соборе перекладывали постоянно, вместе с ростом культурного слоя вокруг храма. Если бы этого не делали, то уровень пола внутри храма был бы ниже, чем уровень поверхности почвы вокруг, и после дождей храм бы затапливало. Как рассказал В. Седов, при устройстве каждого нового пола строители срубали располагавшиеся над ним фрески — в расчёте, что новые будут лучше прежних. Те участки фресок, которые находились на стенах ниже нового уровня пола, сохранились на своих местах. Это нижние части изображений, в основном орнаментальные панно.
Срубленные фрагменты фресок укладывали плотным слоем в качестве подсыпки, которую перекрывали песком, а уже на него клали пол. Эти фрагменты преподнесли археологам подарок: на них сохранились лики. Кроме целых ликов найдено большое количество изображений рук, ног, ушей, бород, усов и так далее.
«Лики — сосредоточение средневековой живописи. Они дают представление о стиле эпохи, о том, какова была эта живопись. Она очень выразительная, интересная и яркая», — отметил руководитель экспедиции.
Фрески надёжно датируются. Так, у штукатурки, по которой они сделаны, характерный состав, который в послемонгольское время уже не применялся. Живопись выполнена в особой, домонгольской технике. Кроме того, манера фресок XII века известна по участкам живописи на стенах в лестничной башне. Известны также участки домонгольских фресок, сохранившиеся под более поздними записями.
Кроме фрагментов фресок в сезоне 2014 года археологи нашли и несколько ценных граффити (процарапанные надписи). Наиболее интересно многострочное граффито 1198 года, в котором говорится о смерти и похоронах Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича.
В ходе раскопок археологи подробно изучили устройство храма. Открыты три престола (по одному в каждой апсиде), синтрон (скамья, изгибающаяся вдоль центральной апсиды), основание алтарной преграды. На большой площади открыт первоначальный пол.
Юрьев монастырь один из древнейших в России. По преданию, он был основан Ярославом Мудрым. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1119 году. В XII—XIII веках глава Юрьева монастыря — новгородский архимандрит — был главой магистратов Великого Новгорода. К концу XV века монастырь стал одним из богатейших церковных землевладельцев.
В 70-х годах XVIII века земли монастыря были секуляризированы, и он пришёл в запустение. В XIX веке, в частности, благодаря расположению Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской, монастырь переживает новый расцвет. За короткое время здесь реставрируют старые здания и строят несколько новых.
В 1920-х годах имущество монастыря экспроприируют, и к 1928 году на территории монастыря действует только один храм.
Строительство Георгиевского собора началось по инициативе князя Мстислава I Владимировича (1076—1132; великий князь Киевский в 1125—1132 гг.) и длилось 11 лет. После постройки собор стал главным храмом Юрьева монастыря. Возводил собор мастер Пётр — первый древнерусский строитель, имя которого известно.
В соборе хоронили настоятелей монастыря; кроме того, там погребены несколько русских князей и новгородских посадников. Кроме Изяслава и Ростислава здесь обрели покой новгородский посадник Мирошка Несдинич, князь Фёдор Ярославич (брат Александра Невского), его мать Феодосия Мстиславна. В 1453 году в Георгиевском соборе похоронили великого князя Московского Дмитрия Юрьевича Шемяку.
Помог ли Афганистан украсить собор в Новгороде? Ученые раскрывают секреты древних фресок
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Великом Новгороде стартовал первый этап изучения уникальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря – фресок домонгольского периода.
Работы проходят в рамках междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013-2020 годов)», сообщает пресс-служба ИА РАН.
Как отметила ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко, целью исследования станет «всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов».
– На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, – пояснила она.
Сообщается, что в Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились росписи первой трети XII века.
Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен как основание под новый чугунный пол храма в 1820-1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались в XX веке при раскопках в монастыре и при случайных находках.
В 2013-2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
– Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой, – отметила Марина Вдовиченко.
Она подчеркнула, что обнаружение в интерьере собора тысяч фрагментов первоначальных фресок «принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода».
– Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, – добавила сотрудник ИА РАН.
Отмечается, что в рамках нынешнего проекта ИА РАН и Новгородский музей приобрели специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer, которые используются для изучения памятников неразрушающими методами. Проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.
– Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013-2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера, – пояснила Марина Вдовиченко.
Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фрески и получить комплексные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии.
Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, является изучение фресок методами точных наук. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, добывавшийся в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись? Отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?
В дальнейшем планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, построение 3D-модели Георгиевского собора изнутри и снаружи.
Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований, т.к. внутри него одного содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.