функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Ожидайте

Перезвоните мне

функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Аннотация: 3 блока мозга как структурно-функциональная модель.

Статья:

3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга

В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.

Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.

Источник

Организация нейропсихологической и логопедической реабилитации.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций

Дисциплина: Организация нейрореабилитации больных с патологией речи и других высших психических функций

Организация нейропсихологической и логопедической реабилитации

Свечкарёва-Ковалинская Екатерина Николаевна

Организация нейропсихологической и логопедической реабилитации.

Основы российской нейропсихологической реабилитации были заложены Л.С.Выготским и А.Р.Лурия. По их мнению, главной задачей реабилитации является восстановление нарушенного звена функциональной системы с опорой на ее сохранные звенья путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи. Опираясь на принцип социального генеза высших психических функций, в соответствии с которым индивидуальные внутренние психические функции происходят из внешних совместных действий ребенка и взрослого, Л.С.Выготский считал, что основным путем реабилитации может быть «объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение во внешнюю деятельность.» Эта идея лежит в основе концепции нейрореабилитации российской психологической школы.Методологическую базу отечественной нейрореабилитации составляют теории Л.С Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и других ученых, что подробно изложено в работах Л.С Цветковой, Т.Г.Визель, Ж.М.Глозман, Т.В.Ахутиной, В.М.Шкловского и другими авторами.

Основные пути восстановления ВПФ в системе нейрореабилитации: восстановление функций путем растормаживания(снятие патологического торможения в участках мозга, соседних с пораженным. В первые недели болезни симптоматика может быстро регрессировать), восстановление функций путем викариата(спонтанный перенос функций в сохранные участки коры),восстановление функций путем перестройки функциональных систем (целенаправленная перестройка систем с помощью восстановительного обучения. Применяется, когда спонтанного восстановления не происходит.).Рассмотрим восстановление нарушенных функций в структуре определенных методов нейрореабилитации.

1.Восстановление функций путем растормаживания. Обычно нарушение функций, наступающее непосредственно вслед за очаговым поражением мозга(травма, кровоизлияние), бывает значительно более обширным, чем то, которого можно было бы ожидать, учитывая пространственное расположение очага. И по истечении известного срока этот круг функциональных нарушений обычно имеет тенденцию суживаться и нарушенные функции в известных пределах восстанавливаются даже без специального вмешательства. Этот факт обьясняется тем, что каждое очаговое поражение мозга, как правило, сопровождается перифокальными изменениями, явлениями отека и набухания, гемо и ликвородинамическими сдвигами, а в некоторых случаях снижением нормального тонуса корковых клеток в связи с расстройствами функции ретикулярной формации ствола мозга. По мере ликвидации этих патологических явлений временно выпавшие функции восстанавливаются в их прежнем виде. Патогенез подобных временных функциональных расстройств при очаговых поражениях мозга сложен. Его изучением занимались многие авторы. К.Монаков выделил специальную форму временного нарушения функций при очаговых поражениях мозга, которую он обозначил термином диашиз. Каждое очаговое поражение мозга является, по его мнению, сверхсильным раздражителем, который неизбежно вызывает шок, распространяющийся на далеко отстоящие от очага отделы нервной системы. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы по данной проблеме рядом авторов, показывают, что синаптическая проводимость должна рассматриваться как сложный нейрохимический процесс, в котором передача нервного возбуждения осуществляется специфическими химическими веществами- медиаторами. Основной же путь восстановления функций в этом случае-это путь снятия торможения, т. е восстановление синаптической проводимости путем фармакологического влияния на медиаторный обмен. Такое растормаживающее влияние было прослежено на нарушениях двигательных функций и чувствительности.

Изучение нарушений речи и ее восстановления показало, что в ранний период после болезни речевые нарушения могут быть вызваны как поражением речевых зон левого полушария, так и поражением зон, далеко выходящих за их пределы. Однако, как показали наблюдения, нарушения речи оказываются временными, оставаясь стойкими лишь в тех случаях, когда очаг локализуется в пределах речевых зон, в случае перифокального расположения первичного очага эти речевые дефекты претерпевают обратное развитие. Характерно, что самостоятельное восстановление речевых функций(по лекциям) в течение 6-8 недель после ранения или травмы наблюдается особенно отчетливо при непроникающих ранениях пограничных областей левого полушария, примыкающих к речевым зонам, но не входящих в их состав. Эти факты указывают на то, что в самостоятельном восстановлении нарушенных речевых функций существенную роль играет устранение того тормозного состояния, в котором находились соответствующие нервные аппараты коры. Случаи использования метода путем растормаживания: при восстановлении речи у больных с моторной афазией, растормаживающие методы работы рассчитаны на использование резервных внутрифункциональных возможностей на выход нервных клеток из состояния временного угнетения, связанного с изменениями нейродинамики.

2.Восстановление функций путем викариата. От восстановления временно угнетенных функций путем их растормаживания отличается восстановление нарушенных функций(по Л.С Цветковой)путем их перемещения в сохранные отделы больших полушарий. Эту форму восстановления функций, которую в свое время считали основной, нередко обозначали как восстановление функций путем викариата. Уже некоторые физиологические наблюдения давали основание считать, что участки нервной ткани, расположенные вблизи очага поражения, могут обнаружить повышенную возбудимость и брать на себя функции пораженного участка. Степень замещаемости разрушенных участков мозговой коры соседними не остается одинаковой и при различной локализации очага меняется. В случае поражения высоко-дифференцированных зон коры возможность такого перемещения нарушенной функции в соседние участки. В случае поражения более новых и наименее дифференцированных участков такая возможность может быть максимальной. Поэтому,(по А.Р. Лурия) нарушения функций при ограниченных очагах поражения мозга, расположенных в пределах префронтальных отделов коры, могут протекать без заметных симптомов. Однако, наибольший интерес представляет восстановление нарушенных функций путем перемещения их в другое, сохранное полушарие. Внимательное изучение фактов показало, что при работе определенных пунктов одного полушария возбуждение симметричных пунктов другого полушария изменяется, причем эти изменения сохраняются на длительное время. Степень вероятности вовлечения субдоминантного полушария в реализации функций(и речевых),ранее осуществлявшихся доминантным полушарием, однако, не остается одинаковой и сильно варьирует у различных пациентов. Ряд исследований убедительно показал, что абсолютная доминантность ведущего(левого) полушария наблюдается далеко не так часто, в этих исследованиях отмечалось, что в значительном числе случаев, когда одно из полушарий является лишь частично доминантным, функция речи фактически осуществляется при участии обоих полушарий. Случаи использования метода восстановления путем викариата: замещение путем викариата происходит благодаря реорганизации нервной системы посредством дополнительной опоры на сохранные компоненты функции движения при апраксиях различного генеза.

3.Восстановление функций путем перестройки функциональных систем.

Восстановление функций при нарушении глотания. Методы коррекции.

Нарушение глотания(дисфагия )-термин,который обозначает любое затруднение или дискомфорт в продвижении пищи изо рта в желудок и является общим названием расстройств акта глотания.

Зонами, осуществляющими центральный контроль глотания, являются моторная, премоторная, первичная сенсомоторная, островок, передняя поясная, теменно-затылочная и височная. Принято считать, что левое полушарие контролирует оральную фазу и произвольный компонент глотания, а правое-фарингеальную фазу и рефлекторный аспект. Методы коррекции нарушения функции глотания:1.Диетический метод-подразумевает подбор пищи определенной консистенции, глотание которой было бы безопасным и эффективным. Подбор консистенции жидкостей и пищи осуществляется в зависимости от возможностей больного. При оральной апраксии, отсроченном фарингеальном глотке или ограниченном закрытии дыхательных путей лучше использовать густые жидкости и пищу. При слабости глотки и языка и нарушениях его координации следует давать(лекции, тема 9)больному разведенные жидкости и избегать пищи с высокой вязкостью. Профилактика аспирации небольших объемов жидкости у лежачих больных достигается поднятием головного конца кровати. Тепловая, тактильная и вкусовая стимуляция включает использование кислого или холодного болюса либо болюса, требующего жевания.

3.Тренировочный метод направлен на изменение физиологии глотания. Это осуществляется за счет 5 методик:

-упражнений, наращивающих силу и объем движений мышц головы, рта, глотки, гортани и голосовых складок.

-усиления произвольного контроля над временем и координицией глотательного рефлекса.

-прямой терапии, когда больные упражняются и отрабатывают свои глотательные методики, используя маленькие количества пищи или жидкости.

-непрямой терапии, при которой тренировка проводится только со слюной.

Когда рекомендуется начинать работу с пациентом? Делать это можно с самых ранних этапов реабилитации, то есть начиная с острого периода мозгового поражения. Своеобразие данного этапа заключается в широком диапазоне наблюдаемых изменений речевой функции-от грубейших до стертых. Пассивное, пассивно-активное выполнение ряда упражнений возможно и в условиях реанимации, при минимальном контакте с пациентом или даже его полном отсутствии. Приоритетной задачей логопедической работы с одним пациентом может являться возобновление витальных функций глотания, жевания, с другим-возвращение минимальных коммуникативных возможностей, с третьим-оживление голосовых реакций и элементарных моторных навыков экспрессивной речи, с четвертым-коррекция средних или легких произносительных расстройств. На выходе каждый пациент или человек, помогающий ему восстановиться должен иметь ясное представление о том, как именно, сколько раз и с какой продолжительностью надлежит выполнить то или иное артикуляционное движение.

Логопедическая коррекция в остром периоде течения заболевания.Периоды течения заболевания(после инсульта):

острейший период-первые 24 часа с момента наступления инсульта.

-острый период-первые 1-21 сутки с момента начала заболевания.

-подострый период-21 сутки до 3 месяцев с момента начала заболевания.

-ранний восстановительный период-от 3 до 6 месяцев с момента начала заболевания.

-период отдаленных последствий-более года с момента начала заболевания.

Источник

Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2016» г.Москва, 03.06.2016г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

4. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга. http://psyrus.ru/med_psy/klinicheskie-rekomendatsii/

Описание составляющейКлиническая ситуацияНепрогрессирующие состояния после повреждения головного мозга различной этиологииМКБ-10C69-C72; D32, D33; G00-G09; G20-G26; S00-S09; T36-T50Исключаются группы заболеваний согласно МКБ-10Деменция, любые прогрессирующие заболевания головного мозгаДомены МКФ, связанные с диагностикой мышленияЭтапы реабилитации (Приказ МЗ РФ № 1705н от 29.12.2012)2, 3 этапыВозраст пациента

МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Классификация Особым видом деления является классификация, представляющая собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. (Кириллов, Старченко, 2008, стр. 57)

В зарубежных источниках мышление определяется, в более широком смысле, «как любая скрытая когнитивная или ментальная переработка идей, образов, символов, слов, предложений, следов памяти, понятий, перцептов, верований или убеждений». В узком смысле, рассматривается как явление, «охватывающее все виды ментальной активности, связанной с формированием понятий, решением проблем, интеллектуальным функционированием, креативностью, сложным научением, памятью, символической переработкой, воображением и т.д.» (Reber, Allen, Reber, 2009, p.614).

Оценка состояния мышления осуществляется в ходе нейропсихологического обследования, позволяющего выявить нарушенные и сохранные компоненты в структуре высших психических функций. Использование психометрических тестов позволяет провести количественную оценку степени выраженности нарушения мышления, описать динамику изменений в их состоянии в ходе лечения и реабилитации, а также дать обобщенную оценку функционального статуса пациента (Микадзе, 2012; Григорьева, Ковязина, Тхостов, 2012).

• Оценка внутренней картины болезни и приверженности реабилитации (комплайенс).

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

• При постановке соответствующей цели реабилитации – перенос нового навыка и/или способа реализации мышления в условия реальной жизнедеятельности пациента.

Диагностика

В отечественной нейропсихологии диагностика расстройств мышления проводится на основе методологии синдромного анализа, в центре которого стоит поиск нарушенного нейропсихологического фактора. Поэтому «различные по локализации поражения мозга могут вызвать совершенно неодинаковые формы нарушений мышления» (А.Р.Лурия,1962, стр. 379).

— непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи (анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация, воображение, др.).

Таблица тестов и проб, оцениваемых параметров и кодов по МКФ отечественных и зарубежных методов диагностики мышления

Зарубежные методы оценки
Тесты, пробы (название)Оцениваемые параметрыКод по МКФ
Стандартные прогрессивные матрицы Равена(оценка способности к анализу, сравнение различных вариантов, идентификация, нахождение решения, способность к абстрагированию)b1640, b1645, b1646
Тест «Продолжение последовательности»(оценивает абстрагирование)b1640
Субтест «Последовательности картинок» из теста на интеллект Векслера (для взрослых)(оценивает управление временем, анализ, ориентирование в задаче, антиципация)b1645, b1646
Субтест «Нахождение сходства» из теста на интеллект Векслера (для взрослых)(абстрагирование)b1640
Субтест «Мозаика» из теста на интеллект Векслера (для взрослых)(анализ информации, оценка различных вариантов)b1645, b1646
Висконсинский тест сортировки карточекдля оценки стратегического планирования, целенаправленного поиска, возможности использования обратной связи от окружения и изменения когнитивной установки, а также изменения поведения по отношению к достижению цели и модулирования импульсивных реакцийb1640, b1645, b1646
Отечественные методы оценки
Понимание сюжетных картинок(уровень обобщения, оценка различных вариантов)b1645
Понимание картин с конфликтным смыслом(идентификация и анализ, нахождение противоречий)b1645, b1646
Понимание переносного смысла метафор, пословиц(уровень обобщения, абстрагирование)
Дать определение понятиям(уровень обобщения, абстрагирование)b1640
Сравнение понятий(уровень обобщения, абстрагирование, оценка различных вариантов)b1640, b1645
Установление отношений(идентификация и анализ, решение проблем)b1645, b1646
Вербальные аналогии(оценка различных вариантов, уровень обобщения, абстрагирование, вынесение суждений)b1645, b1646, b1640
Исключение лишнего(уровень обобщения, абстрагирование)b1640
Поиск существенных признаков(решение проблем, поиск информации, анализ, уровень обобщения).b1640, b1645, b1646
Решение задач(ориентирование, установление последовательности действий, анализ условий, поиск информации)b1640, b1645, b1646
Понимание смысла сюжетной картинки (серии сюжетных картинок)

Медицинская реабилитация

Методологической основой отечественной нейрореабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966). Применение этой теории в нейрореабилитации подробно изложено в работах Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой (1989; 1993; 2015), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.

В зарубежной традиции восстановление мыслительной сферы, как правило, направлено на преодоление нарушений регуляторных (управляющих) функций. В реабилитационной работе хорошо зарекомендовали себя задания, примеры которых приводятся ниже.

Коррекция нарушений аналитико-синтетических мыслительных процессов, программирования, контроля и регуляции деятельности

Тренировки навыков обобщения, сравнения, категоризации, абстрагирования, формирования суждений
Тренировки такого рода чаще всего заключаются в выполнении пациентом серии упражнений. Занятия проводятся индивидуально или в группах.

Пациента просят выяснить какой-либо факт, задавая собеседнику ряд «закрытых» вопросов (требующих ответов по типу да/нет). Например, предлагают установить, какой предмет спрятан в коробке. Пациента обучают не перечислять в своих собственных вопросах все возможные названия наугад, а планомерно выяснять принадлежность предмета сначала к общим, а затем к более мелким категориям.

Тренировке описываемого навыка способствует использование зрительной подсказки в виде «солнечной диаграммы», включающей всевозможные вопросительные слова (Рис.2)

5) Оценка предложенных решений («Что хорошего и плохого содержится в каждой из этих возможностей? «Что случится, если я сделаю это?)

3) Оценка полученных результатов («Получилось? Я доволен? Что дальше?»).

Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

НаименованиеЧастотаОптимальное число занятий 3
А13.23.0137
В04.069.001Школа психологической профилактики для пациентов и родственников2р за курс

3 Число занятий, необходимое для достижения одной узкоспециализированной цели при реабилитации больного с нарушениями мышления, либо для вынесения предварительного заключения о сниженном реабилитационном потенциале

Источник

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2015» г.Москва, 03.06.2015г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

6. Клинические рекомендации «Нейрореабилитация в нейрохирургии» [http://ruans.org/Documents]

Обязательная составляющая моделиОписание составляющей
Клиническая ситуацияСостояния после повреждения головного мозга различной этиологии
МКБ-10C69-C72; D32, D33; G00-G09; G20-G26; S00-S09; T36-T50
Исключаются группы заболеваний согласно МКБ-10Нет
Домены МКФ, связанные с диагностикой сознания
Этапы реабилитации (Приказ МЗ РФ № 1705н от 29.12.2012)1,2,3
Возраст пациентаОт 18 лет

МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
функциональное преобразование сохранных систем мозга с целью новой организации функции

Нарушения сознания подразделяют на следующие группы: 1) синдромы угнетения/выключения сознания (иногда обозначаемые как «количественные нарушения сознания»); 2) синдромы спутанности и помрачения сознания (иногда обозначаемые как «качественные нарушения сознания»; 3) посткоматозное бессознательное (вегетативное) состояние; 4) синдромы реинтеграции сознания после выхода из вегетативного состояния (Доброхотова Т.А. и соавт., 2006).

• ЭЭГ, характерное для бодрствования

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

Цели клинико-психологической и нейропсихологической реабилитации пациентов с нарушениями сознания:

• Обучение действиям или операциям 4 (в зависимости от поставленных реабилитационных целей).

1 Клинико-психологическое заключение и нейропсихологическое заключение, как правило, являются составными частями общего заключения медицинского психолога.

Диагностика

6) Шкала активации (0-3 балла)

— четкая локализация в зависимости от модальности (зрительная, тактильная, слуховая, болевая) стимула (ориентировочные реакции).

• Повторного обследования для оценки динамики восстановительного процесса с указанием сроков, в которые необходимо провести повторное обследование

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВЕРБАЛЬНЫМ КОНТАКТОМ/С НИЗКИМ УРОВНЕМ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПЕРВИЧНЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Переход больного на уровень состояния минимального сознания с возможностью выполнения инструкций позволяет проводить раннее нейропсихологическое обследование. Следует учесть, однако, что полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующих нарушений (первичные поражения анализаторных систем, двигательные расстройства различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту. Сохранным может быть лишь понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования. Таким образом, нейропсихологические методики первичного обследования должны быть:

Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования является выявление первичных и вторичных нарушений высших психических функций.

Приводим пример адаптации материала для исследования нарушений высших психических функций детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (Фуфаева Е. В., 2012):

• патологическая инертность психических процессов (выбор одного и того же предмета).

• патологическая инертность психических процессов;

По мере восстановления возможностей пациента пробы для нейропсихологической диагностики начинают подбираться все в большем соответствии с классической схемой проведения нейропсихологического исследования (см. Приложение 3).

Количественная оценка может осуществляться по разработанному H.S.Levin и соавт. (1979) опроснику Galveston Orientation and Amnesia Test (Белова А. Н., 2000) во взрослом возрасте и Children’s Orientation and Amnesia Test (Ewing-Cobbs L., 1990) в детском возрасте.

Нейропсихологическая диагностика с применением классических методик (батарея А. Р. Лурии) и количественных тестов (см. Приложение 3)Проведение раннего нейропсихологического обследования с применением адаптированных методикКак можно более раннее выявление нарушений высших психических функций с последующим направленным восстановительным обучением

Медицинская реабилитация

• Соматическая терапия биосинтез (Д.Боаделла, 1987), бодинамический подход (Л.Марчер, 2010), элементы танатотерапии (В. Ю. Баскаков, 2007)

Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.

— двигательной (ощупывание, хватание предметов, находящихся в пределах кровати и т.д.).

Программа психостимулотерапии должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей.

Важной проблемой, возникающей в связи с вопросом об эффективности реабилитации пациентов в сниженных состояниях сознания, является проблема длительности качественного перехода от одно стадии восстановления сознания к последующей. Для такой наиболее тяжелой категории пациентов расширение возможностей пациента, проявление минимальных изменений в рамках одной стадии восстановления сознания является одним из главных критериев эффективности проводимых мероприятий.

Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

НаименованиеЧастотаОптимальное число занятий 5A13.23.013Специальное нейропсихологическое обследование1 р/нед.—A13.23.012Общее нейропсихологическое обследование1 р за курсA13.29.005Нейропсихологическое обследование1 р за курс—A13.29.001.001Сбор анамнеза и жалоб больного с нарушениями психической сферы1 р за курс—A21.23.004Составление индивидуальной программы нейропсихологической реабилитации1 р/нед.—A13.23.011Нейропсихологическая коррекционно-восстановительная процедура при нарушениях психических функций3-5 р/нед.12A21.23.005Нейропсихологическая реабилитация3-5 р/нед.12A13.29.013Процедуры по адаптации к условиям микросреды1 р/нед5A21.23.006Обучение родственников пациента тактике и методам восстановления когнитивных функций больных1 р/нед5B04.069.001Школа психологической профилактики для пациентов и родственников2 р за курс—B05.023.001Услуги по реабилитации пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения20 за 2 недели—B05.024.002Услуги по реабилитации пациента, перенесшего нейрохирургическую операцию20 за 2 недели—

Информация

Источники и литература

Информация

Данные рекомендации были изменены в соответствии с «Требованиями к оформлению клинических рекомендаций для размещения в Рубрикаторе» (письмо Первого заместителя Министра здравоохранения РФ Каграманяна И.Н. от 01.09.2016 №17-4/10/1-4939; письмо директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Камкина Е.Г. и директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Байбариной Е.М. от 08.09.2016 № 17-04-11541).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *