где чудов монастырь находился

Чудов монастырь в Кремле

Крестильня будущих царей

Здесь молились и крестили детей цари, здесь хоронили митрополитов. Отсюда бежал Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I.

где чудов монастырь находился

В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.

Деревянная церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех встала на месте конюшни. Но есть версия, что на этой территории в Кремле размещался Ханский двор. Митрополит Алексий попросил похоронить его в Благовещенском приделе Чудовой церкви. Когда в 1485 году рядом построили храм Святителя Алексия, мощи митрополита перенесли туда. В 1438 на месте обветшавшей церкви Чуда архангела Михаила поставили новую каменную. Но уже 1503 году ее перестроили.

В 1506 в Чудовом монастыре открыли патриаршее училище. Там монахи переписывали и переводили церковные книги. С 1619 по 1633 год в обители работало греко-латинское училище. А в 1653 в монастыре открылась церковная школа.

Смутное время не обошло стороной Чудов монастырь. В 1610 году здесь устроили тюрьму для патриарха Ермогена, так как он призывал к борьбе с поляками и отказался призывать ополченцев отойти от Москвы. В 1612 году патриарх умер в обители от голода. В подклете церкви Чудова монастыря, где скончался Ермоген, освятили храм в его имя.

где чудов монастырь находился

Чудов монастырь был одним из наиболее богатых: ему принадлежали 18 I600 крестьян и подворья в Москве. Сюда свозили церковные архивы и утварь из закрытых обителей.

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, Александра II. На территории обители хоронили монахов, светскую аристократию (князей Трубецких, Куракиных, Хованских) и известных бояр.

В 1680-х к Чудову монастырю присоединили двор боярина Морозова, и на этой территории поставили новое здание храма Святителя Алексия по чертежам Федора Алексеевича. В церкви были мужская и женская половины с отдельными входами.

Оставил след в истории обители и Чумной бунт 1771 года: тогда народ разгромил монастырь в поисках митрополита Амвросия, который запретил молиться у Боголюбской иконы Богородицы из-за опасности распространения чумы. Обитель разграбили вновь в 1812 году. Тогда на территории Чудова монастыря устроили штаб гвардейских полков, а на месте соборной церкви поставили спальню маршала Даву.

После окончания Отечественной войны обитель восстановили, и в ней разместились Духовная консистория, Епархиальное попечительство и Духовный цензурный комитет. После переезда этих заведений на их месте устроили монашеские кельи.

А в 1820 году дом митрополита перестроили в Малый Николаевский дворец. После этого Чудов монастырь стал местом проведения праздников (например, здесь отмечали первую военную победу в Русско-персидской войне) и обязательным пунктом в маршруте церковно-государственных церемоний. Здесь же устроили усыпальницу убитого революционерами великого князя Сергея Александровича.

где чудов монастырь находился

Во время революционных схваток 1917 года в Чудов монастырь попало 6 снарядов — 2 из них взорвались в покоях митрополита.

После революции монахов изгнали, а кельи заняли различные учреждения. В 1918 году в Чудовом монастыре открыли пулеметные курсы. Затем их преобразовали в Военную школу имени ВЦИК. И хотя обитель признали памятником архитектуры, в 1929-1932 все ее здания разрушили. Петру Барановскому удалось спасти лишь раку святителя Алексия. Сейчас мощи святого находятся в Елоховском соборе.

На месте разрушенного монастыря в 1932-1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту Ивана Рерберга. Затем в здании работал Президиум Верховного Совета СССР и подразделения Администрации Президента.

Источник

МОСКОВСКИЙ ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ

где чудов монастырь находился
Московский Чудов монастырь

Московский монастырь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех (разрушен)

Один из древнейших монастырей Москвы, Чудов, был основан святителем Алексием Московским в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, мать хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора митрополит Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве [1]. После своей кончины, святитель Алексий был погребён здесь же, в Чудовом храме. Вероятно уже со времени основания настоятели обители имели сан архимандритов. Вскоре, в 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в истории России, и известен своими узниками и некрополем. Так, здесь были заключены низложенный митрополит Московский униат-Исидор в 1441 году; выдающийся просветитель и борец с ересями митрополит Новгородский святитель Геннадий в 1504 году; старец Вассиан Косой (Патрикеев) в 1515 году. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода священномученик патриарх Ермоген, ввергнутый в узилище поляками.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Афанасий и свт. Симон; последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (+ 1565); известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. Некоторые источники утверждают, что в Чудовом монастыре погребен святитель Феодосий, митр. Московский, однако Е. Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 года, говорит о покрове, который клался в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницу святителя Феодосия митр. Московского [2]. В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И. И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В Алексеевском храме обители на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Иоанна Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — император Александр II.

По одной версии, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли «Великой Лаврой». При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище («патриаршая школа»). В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор патриархов и епископов, на котором был низложен Московский патриарх Никон. В эти годы в монастыре ведётся строительство новых храмов и иных зданий. В 1686 году мощи святителя Алексия перенесли в специально построенную в монастыре церковь освященную в его честь. В ризнице монастыря хранились богатые вклады царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерея и с тех пор обитель стала называться кафедральной. В 1771 году, во время чумного бунта, монастырь был разграблен москвичами.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. В то время мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены в выгребные ямы, а в алтаре собора была устроена спальня маршала Даву. Впоследствии мощи были вновь обретены и возвращены а прежнее место. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

где чудов монастырь находился
Чудов монастырь. Фотография. 1883 г.

В эпоху реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров.

В ноябре 1917 года монастырь был обстрелян снарядами.

Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.

Храмы, архитектура

Чудовский собор

Собор в честь Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма.

Алексеевский храм

Каменная церковь во имя святителя Алексия Московского, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время Русско-Персидской войны 1826-1828 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи святого митрополита Алексия. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были обнаружены во время земляных работ в 1985 году, а спустя десять лет перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

Андреевский храм

Небольшая церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

Благовещенский храм

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкал к Алексеевской церкви. Он был построен в 1501 году и перестроен в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона святителя Николая Чудотворца.

Настоятели

Использованные материалы

[1] По другим данным этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря был сооружен в 1404 году.

[4] «Московские Епархиальные Ведомости», 1871, № 10, стр. 95.

[5] Аарон, наместник Чудова монастыря, Большая биографическая энциклопедия: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/34/Аарон

Источник

История Чудова монастыря и собора Чуда св. Архистратига Михаила

где чудов монастырь находился

Чудов монастырь был основан 28 ноября 1365 года святителем Алексием, митрополитом Московским, наставником князя Дмитрия Донского. По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды (так называемый «Ханский двор») в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы (Тайболы), жены хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле, на месте которого Алексий и основал монастырь.

Монастырь был освящен во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех. По преданию, во Фригии отцу немой девицы явился во сне Архистратиг Михаил и указал источник, водой из которого исцелится его дочь. Благодарный отец воздвиг храм в честь этого чуда.

Каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года на территории Кремля – один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружен в 1404 году).

В 1431 году на месте обветшавшего старого храма соорудили новый собор. В 1483 году великий князь Иван III велел построить в монастыре новую церковь с двумя престолами – Благовещенским и св. Алексия.

Во время великого строительства в Кремле соборный храм Чудова монастыря был заново перестроен итальянскими мастерами. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся. Во второй половине XVIII века известный архитектор Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками.

Всего в Чудовом монастыре было четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела, построенный на месте разобранного древнего храма; Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, которая несколько раз горела и перестраивалась; храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году и четвертая, небольшая, монастырская церковь, посвященная Св. апостолу Андрею Первозванному.

Чудов монастырь на Кремлевской площади был кафедральным митрополичьим монастырем, центром духовного просвещения. С XVI века Чудов монастырь стал одним из центров книжной культуры Московского государства: здесь с 1518 года работал над переводами и исправлением богослужебных книг Максим Грек, монахами Чудова монастыря были просветители Епифаний Славинецкий и Карион Истомин.

В 1744-1833 здесь находилась Московская духовная консистория. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В Чудов монастырь отправляли детей знатных бояр учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I. Библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг (таких как Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием) являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

На протяжении многих лет монастырь играл видную роль в русской истории.

В 1382 году он был разорен войсками Тохтамыша.

В 1441 году здесь был заключен низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители Русской Православной Церкви согласились с введением унии на Руси.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года, в период Смутного времени, в келье Чудова монастыря поляками был уморен голодом патриарх Гермоген.

В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый патриарх Московский Никон.

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. В 1812 году, во время Отечественной войны, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь, в котором находился штаб Наполеона, сильно пострадал. Были осквернены и выброшены из раки мощи свт. Алексия, а в алтаре Собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены в выгребные ямы. В 1814 году монастырь был восстановлен. В обновленном соборном храме появился бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей.

Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий.

В Чудовом монастыре был погребен его основатель – св. митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя св. Алексия митрополита.

В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

Позже из монастыря были изъяты ценности, а сам монастырь передан под кремлевский Лечсанупр, где лечились советские руководители.

В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора, администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку св. Алексия. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни.

На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932–1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1938 году в здание переместился секретариат Президиума Верховного Совета СССР. Позднее внутренние помещения были перестроены под Кремлевский театр, закрытый в 1961 году, когда стало понятно, что здание не приспособлено для массовых зрелищных мероприятий. До 1991 года здесь проводились заседания палат Верховного Совета СССР.

В настоящее время в здании располагаются некоторые подразделения Администрации Президента, в том числе пресс-служба, служба протокола, управление по внешней политике, референтура. В корпусе также оборудован второй рабочий кабинет Президента Российской Федерации.

4 ноября 2009 года в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре. Памятный знак прикреплен к стене 14-го административного корпуса Кремля, расположенного за Спасской башней.

Источник

Чудов монастырь в Москве

где чудов монастырь находился

Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

Дорога в Орду была всегда для русских опасной – никто не знал, как и с чем вернется оттуда, и вернется ли вообще. Перед отъездом святитель Алексий отслужил молебен с водосвятием в кремлевском Успенском соборе перед гробом святителя Петра, митрополита Московского, при жизни почтившего Москву как духовную столицу России – и во время богослужения чудесно сама возгорелась свеча. Это сочли за доброе предзнаменование – святитель раздробил свечу на части, роздал людям и взял с собой в Орду вместе со святой водой. Он отправился в путь 18 августа 1358 года – за месяц до праздника Чуда св. Михаила Архангела.

Путь в Орду по подсчетам ученых тогда занимал около месяца, так что святитель прибыл туда в середине сентября. Он зажег чудесную свечу с молитвой, окропил больную святой водой – и Тайдула прозрела. Радости обеих враждовавших сторон не было предела – хан Джанибек снизил для русских размер дани, а Тайдула подарила святителю кремлевскую территорию, принадлежавшую хану, где находился Посольский двор Орды – именно там захватчики собирали с России дань. По другой версии там был конюшенный двор хана. Так или иначе, только эту землю отдали Москве, а ханский двор перевели в Замоскворечье на Болвановку. Забелин же полагал, что святитель, воспользовавшись удобным случаем, сам попросил у хана эту территорию и определил ее для строительства мужского монастыря с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.

Это христианское торжество озлобляло язычников. Они решили уничтожить храм и его служителя очень коварным способом – соединили в одно русло через выкопанный канал две горные реки. Мощный поток направился прямо на храм. Священник стал истово молиться Богу о спасении и было Чудо: у храма явился сам Архангел Михаил и ударом жезла пробил в горе широкое отверстие, расселину, в которую устремился поток воды, минуя храм. Христиане долго молились в великой благодарности Богу и их Святому Покровителю. А местность эта с тех пор получила наименование «Хоны», что означало «отверстие», «расселина», или по-другому толкованию – «погружение».

Смысл этого Чуда трактовали как защиту православного христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу. Так в Москве появился великий Чудов монастырь.

В 1358 году была основана деревянная соборная церковь, а в мае 1365 – первая каменная, построенная взамен деревянной. Основатель монастыря позаботился и о его достатке, обогатив кремлевскую обитель «драгоценной утварью, селами, рыбными ловлями». Одним из этих таких монастырских сел было знаменитое Черкизово, которое Святитель выкупил у своего слуги татарина Ильи Азакова и передал во владение Чудова монастыря, где оно и оставалось вплоть до секуляризации 1764 года.

В 1378 году святитель Алексий скончался. Предчувствуя приближение кончины, он начал читать отходную молитву и умер, не окончив ее. Святитель смиренно завещал похоронить себя не в церкви, как было положено, а близ нее, и его похоронили в Благовещенском приделе Чудова храма. Забелин считал, что так великий князь Дмитрий Донской не исполнил воли святого, однако святителя похоронили все же в приделе храма. Его святые мощи были обретены в 1431 году, когда во время литургии обрушился верх обветшавшей каменной церкви – и хотя люди милостию Божией не пострадали, надо было строить храм заново. Во время работ и обнаружили гробницу с нетленными мощами Святителя. Их поместили тогда в Благовещенском приделе соборного храма. У раки стоял жезл святителя, и подле мощей хранилось то самое облачение, подаренное Тайдулой.

Те времена ознаменовали выдающимися событиями историю Чудова монастыря. В 1441 году в него заточили московского митрополита Исидора, грека по происхождению, подписавшего печально знаменитую Флорентийскую унию с католичеством 1439 года. Как известно, именно в заключении этой унии православные мыслители видели глубинную причину падения Византийской империи, последовавшего в 1453 году. А Исидор, поставивший свою подпись от лица Русской Православной Церкви, вернулся в Москву, неся впереди латинский крест, а на богослужении в Успенском соборе помянул на ектенье папу Римского Евгения. Разгневанный великий князь московский, Василий II назвал его «латинским прелестником» и заточил предателя в Чудов монастырь. Вскоре Исидор сбежал оттуда в Рим, где и умер в 1462 году, а князь даже не стал «за сим лжепастырем» снаряжать погоню. Это был последний иноземец в чине митрополита Москвы – после него сразу же был назначен русский митрополит, святитель Иона.

А в 1504 году во время великого строительства в Кремле был заново перестроен и соборный храм Чудова монастыря. Возможно, что и над ним трудились те же самые итальянские мастера, возводившие Кремль – архитектурные приемы давали основание предполагать его зодчим самого Алевиза Нового, автора Архангельского собора. В престольный праздник 1504 года новоустроенный соборный храм был торжественно освящен и впоследствии еще не раз обновлялся.

Великая княгиня Елена Глинская устроила для мощей святителя серебряную раку и вместе со своим пятилетним сыном Иоанном, митрополитом и архиереями слезно молилась ему в февральский праздник памяти св. Алексия. Дело в том, что ее покойный супруг, великий князь Василий III истово молился у гробниц святителя Алексия в Чудовом монастыре и святителя Петра в Успенском соборе о даровании ему долгожданного наследника – ведь за двадцатилетнее супружество с первой женой, Соломонией Сабуровой у него не было потомства. И когда от второго брака с Еленой Глинской у московского государя родился первенец, будущий Иван Грозный, то великий князь «радостную душою обеты сердца исполнял». Он соорудил две раки – для мощей святителя Петра золотую, а св. Алексию – серебряную, но готовы они были только спустя два года после его смерти, в 1535 году.

Со времени Ивана Грозного повелась традиция крестить новорожденных царских детей в Чудове монастыре, у раки Святителя. Здесь крестили царевича Иоанна в 1554 году, а в 1557 году – царевича Федора, в присутствии самого царя. В Чудове же крестили царя Алексея Михайловича, причем Таинство совершил сам патриарх Филарет, крестивший собственного внука. Потом и он в свою очередь в 1672 году крестил в Чудове своего сына Петра I, хотя к тому времени «Тишайший» царь уже немного изменил традицию и старших детей от брака с Милославской крестил в Успенском соборе. Но Петр был крещен в Чудове – интересно, что спустя полтора столетия века, в 1818 году в Чудовом монастыре крестили другого великого реформатора, Александра II Освободителя, отменившего крепостное право. При совершении Таинства крещения его бабушка, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке святителя, испрашивая благословения. Царевич и родился рядом с Чудовой обителью, в кремлевском Николаевском дворце, снесенном большевиками. Дворец же этот был построен на месте бывшего дома митрополита (или перестроен из него). Оттого старинный историк с благоговением указывал, что наследник и родился в самом Чудовом монастыре, подчеркивая это как благочестивый и знаменательный факт. Поразительно, что историк писал эти строки в 1820 году и не ведал о той славной роли, которую исполнил потом этот наследник в русской истории.

Благодаря своему статусу и местоположению Чудов монастырь был тесно связан с русскими царями – и не только тем, что они принимали в нем православное крещение и присутствовали на праздничных богослужениях. В Смутном 1610 году в Чудовом был насильно пострижен в монахи Василий Шуйский, а потом переведен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через два года его забрал оттуда гетман Жолкевский – снял с него иноческое одеяние и облачил «во изрядные ризы», чтобы представить польскому королю «не пленного инока, а пленного Русского царя». В Польше он и умер. Жену же его, царицу Марью, тоже постригли в монахини и отправили в московский Ивановский монастырь.

А еще раньше, в 1602 году, из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. С именем первого русского самозванца и его печальной для России историей связана одна из самых известных страниц в летописи Чудова монастыря. Отрепьев и сейчас вызывает споры ученых. Считается, что он был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева, которого, видимо, убили в пьяной драке в московской Немецкой слободе – как известно, в то время она уже существовала. Будущий самозванец носил имя Юрий и после смерти отца попал к боярам Романовым, родственникам Грозного, а когда на них началась опала, постригся в монахи под именем Григорий (историк Малиновский в своих трудах называет его монахом Германом) и по протекции попал в привилегированный Чудов монастырь. Оттуда он бежал за границу, где выдал себя за царевича Дмитрия, и вернулся в Москву с огромным польским войском, поддержавшим его в своих политических интересах. Народ не принял Лжедмитрия – всего лишь через десять месяцев против него вспыхнуло восстание, ибо москвичи уже усомнились в истинности сего царя. Ведь когда мертвое тело Самозванца бросили на Лобное место, в руку ему была вложена медная деньга – как бы в награду за его игру. Тогда же свергли и патриарха Игнатия, который венчал Лжедмитрия на престол, и заключили его в Чудове монастыре.

Святитель еще на свободе требовал крещения Марины Мнишек, выступал против замысла венчать на русский престол ее сына, поддерживал Михаила Романова, но за отказ благословить Владислава на русский престол был посажен под арест поляками и умерщвлен голодной смертью. Ведь именно этот отказ Гермогена и его благословение подняли москвичей на бой за Отечество. Мощи его перенесли в Успенский собор при царе Алексее Михайловиче, а канонизирован он был только в 1913 году. Тогда в Успенском соборе соорудили величественную гробницу, а в подклете соборного храма Чудова монастыря, где умер святитель, освятили храм во его имя.

Впоследствии два архимандрита Чудова, Иоаким и Адриан, были избраны русскими патриархами, причем Адриан стал последним патриархом петровской России. А после отмены патриаршества Петр I повелел чудовскому иеродиакону Тимофею «надзирать» за церковными обрядами в Москве. После же возобновления Московской епархии в 1737 году, в Чудове монастыре была восстановлена Кафедра московских архиереев.

Этот новый, но по-прежнему двухпрестольный храм отличался тем, что был разделен на мужскую и женскую самостоятельные «половины» с отдельным для каждого пола входом: Алексеевский храм был для мужчин и Благовещенский – для женщин. В Алексеевской церкви хранилась замечательная икона св. Алексия, написанная на доске его гроба, и потом пораненная ножом сумасшедшего еретика-кальвиниста.

Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» – греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» – новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход – и получил за то жалование в размере 10 рублей.

И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия – борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась – потомства у них больше не было.

Однако в 1905 году в Чудовом монастыре состоялось еще одно погребение – тогда похоронили московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, убитого эсером Каляевым в Кремле неподалеку от монастыря. Усыпальницу для него в новоустроенном приделе, освященном по тезоименитству покойного во имя преп. Сергия Радонежского, сооружали под руководством архитектора Р.И. Клейна. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году – и тогда закопаны обратно!)

В старину кремлевский монастырь назывался по-старомосковски мило и просто – «у Чуда». Во второй половине XVIII столетия Матвей Казаков возвел ему красивое «готическое» крыльцо с башенками. Монастырь славился на всю Москву своими просфорами – москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».

Хранились в нем и сокровища – Евангелие, переведенное с греческого святителем Алексием, вместе с его завещанием, «Потемкинская» митра с бриллиантами, подаренная митрополиту Платону самим князем Потемкиным, митра и посох от императора Павла I.

30 июля 1767 году в кремлевской Грановитой Палате впервые собралась знаменитая Уложенная Комиссия, созванная императрицей Екатериной II для составления нового кодекса российских законов. Торжественный молебен по случаю ее открытия служили в Чудовом монастыре. Тогда была едва ли не впервые в русской истории введена «депутатская неприкосновенность» – члены Комиссии навсегда освобождались от смертной казни и конфискации имения, а обидчик такого лица нес двойное наказание. В Москве Уложенная Комиссия проработала всего полгода и почти безрезультатно, а потом была переведена в Петербург и еще через год распущена из-за войны с Турцией.

1812 год своими последствиями для Чудова монастыря сравним только с 1917 годом. В алтаре соборной церкви была устроена спальня маршала Даву. Архивные документы духовной консистории и правительствующего сената были выброшены неприятелем в выгребные ямы. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

И ныне ничего не напоминает о Чудове монастыре в Кремле, кроме самой истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *