где находится богоявленский монастырь в каком городе
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.
О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.
Великий князь Даниил Московский
03.
Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.
04.
Источник
Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.
05.
Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.
Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.
Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.
Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.
В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.
09.
Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.
«Бунташный» XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной – хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.
11.
Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
12.
Во время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.
Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.
16.
После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.
В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше – хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал «Православие.Ru». 18.01.2008
Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Мiръ Россия Москва Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Богоявленский мужской монастырь — основан в конце XIII века, в 1296 году, князем Даниилом Московским.
Содержание
История [ править ]
В центре Москвы, неподалеку от Красной площади, в Богоявленском переулке возвышается столпообразный соборный храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. Господствуя над китайгородской застройкой, он привлекает внимание прохожих своими нарядными украшениями, карнизами, балясинами и колонками, крупными иконами в центральной апсиде и восьмерике. Однако под богатством узорочья скрывается некая тайна. Разгадка ее заключается в истории Богоявленского монастыря, перенесшего многочисленные пожары, разорение татарами в 1382 году, поляками в 1612 году, французами в 1812 году и советскими властями на протяжении 1919—1929 годов, закрытие и разрушение монастырских зданий и новое возрождение в лице приходского храма Богоявления Господня. Имя этой тайне — Божие присутствие и Божия милость к этому святому месту.
Еще в XIX веке управляющий монастырем, позже епископ Дмитровский Никодим (Белокуров) писал: «Да будет слава и благодарение Господу, сохранившему обитель сию в течение столь многого времени! Ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126:1)». Его современник, духовник обители иеромонах Пантелеимон повторил эту мысль: «В течение почти шестивекового существования сей обители ей суждено было, как легкой ладье среди бушующего моря, то опускаться в волны, то опять подниматься среди них, и Промысл Божий доселе хранил эту обитель не только от окончательного разрушения, но даже и от временного упразднения, превознесши ее паче многих других обителей первопрестольного града сего. Благословен Бог, благоволивый тако!»
Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века и строился деревянным. По преданию, одним из игуменов обители являлся Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского. Будущий митрополит Алексий принял здесь постриг в 1313 году.
Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря.
Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском.
В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения.
В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре. На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.
В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинский барокко. После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства князей Голицыных и Долгоруковых. В него перенесли чудотворную Казанскую икону, которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского. Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия. В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана: «Коронование Богоматери», «Рождество Христово» и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси.
В 1739 году в здании колокольни, пострадавшей от Троицкого пожара и восстановленной, устроили придел во имя святых страстотерпецев Бориса и Глеба, который позже был обновлён и освящён в честь Спаса Нерукотворного. В нём летом совершались ранние заупокойные обедни.
В середине XVIII века на средства князей Долгоруковых в соборе устроили два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца, воздвигнутый в 1747 году, и во имя святого апостола Иакова Алфеева, созданный в 1754-м. Последний позже упразднили и использовали как ризницу, а около 1900 года освятили во имя Феодосия Черниговского. В 1764-м монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году надвратную церковь отремонтировали, расписали и украсили лепниной.
Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Гедеон вывез из монастыря ризницу, а остальные ценности спрятали в стене церкви. Перед отступлением армии по приказу Наполеона была совершена попытка подорвать Кремль. При взрыве в Богоявленском соборе осколки пробили кирпичную кровлю, были выбиты окна, на колокольне погнулся крест. Храм отремонтировали и заново освятили в 1813 году.
В 1867 году в соборе выставили для поклонения святыни из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне: икону Божией Матери «Скоропослушницу», мощи великомученика Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. В 1873-м в храме устроили придел во имя святого Пантелеимона и выстроили Афонскую часовню. В 1880 году её перестроили по проекту архитектора Александра Каминского.
Несмотря на протесты Московского археологического общества, в 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом, а в храме устроили одноимённый придел.
После Февральской революции 1917 года в обители находилась резиденция епископа Иоасафа (Каллистова), назначенного управляющим Московской епархией. Монастырь закрыли в 1919-м, однако приходская община продолжала жить на его территории. В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. В 1929-м из монастыря выселили его обитателей, позднее разобрали колокольню, башню монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. В помещениях монастыря в разное время находились мучной склад, общежитие студентов Горной академии, производственное предприятие и другие организации.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году рядом с монастырём упал сбитый бомбардировщик. Стоявшие на том месте здания были полностью разрушены, а взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После завершения войны на территории монастыря построили административное здание Народного комиссариата внутренних дел. После 1980-х
В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова. По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои, относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия.
Современное состояние [ править ]
В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви и были возобновлены богослужения. В том же году освятили придел в честь святителя Московского Алексия. В 1992-м был освящён приставной престол во имя священномученика Владимира Киевского. Со временем в верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры, Царские врата. В 1993 году к Богоявленскому собору были приписаны ещё два храма — в честь святителя Николая «Красный звон» и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, а в 1994-м — часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы у Воскресенских ворот. В 1995 году при монастыре открыли учительскую семинарию, готовившую социальных педагогов. Позже она была преобразована в Регентско-певческую семинарию, просуществовавшую до 2012 года.
Из монастырских построек на 2018 год сохранились собор Богоявления с колокольней, нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, братские кельи и настоятельские палаты. Собор украшают три белокаменных портала высотой пять метров. Фасады декорированы резьбой, наличниками на окнах. Трапезная и четверик соединены широкой галереей. В интерьерах встречается живопись, мозаика, керамика, скульптурные композиции на мифологические сюжеты. Царские врата сделаны в виде креста, а в его центре находится образ Благовещения. У ограды собора расположен памятник братьям Лихудам, установленный в мае 2007 года. В 2011-м был освящён главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Приписные храмы [ править ]
Некрополь [ править ]
В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Ромодановских, Репниных. Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына, генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова, сенатора Алексея Голицына. Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына, сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря. Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам. В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь.
Деятельность прихода [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Москва, Богоявленский пер., 2, стр. 4
Проезд: Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.
Паломнику [ править ]
Храм открыт для посещения с 08:00 до 20:00.
Ежедневно (кроме понедельника и вторника) – Литургия в 8.30, по праздникам и воскресным дням – Литургия в 6.45 и 9.30, накануне – всенощное бдение в 18:00 (зимой в 17:00). По средам в 18 часов акафист Казанской иконе Божией Матери.
Ежедневно с 8.00 до 20.00 раз в два часа совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы «Иверская». Служит поочередно все московское духовенство. Первый молебен (в 8.00) — водосвятный.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.
О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.
Великий князь Даниил Московский
03.
Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.
04.
Источник
Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.
05.
Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.
Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.
Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.
Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.
В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.
09.
Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.
«Бунташный» XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной – хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.
11.
Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
12.
Во время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.
Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.
16.
После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.
В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше – хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал «Православие.Ru». 18.01.2008