где находится михайло архангельский монастырь

Михайло-Архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

Вид на Михайло-Архангельский монастырь, Юрьев-Польский Grigory Gusev

Михайло-Архангельский монастырь, можно сказать, ровесник другой главной обители Юрьева-Польского — Георгиевского собора, также построенного в 13 веке. Но в отличие от своего «собрата» на долю монастыря выпало немало испытаний. Михайло-Архангельский монастырь, как пишут историки, разрушался целых четыре раза. В первый раз он пострадал от рук самого хана Батыя, в 14 веке на монастырь напал Тохтамыш, в следующем столетии его порушил золотоордынский хан Едигей, а также монастырь перенес многое во времена Смуты.

Несмотря на это сегодня Михайло-Архангельский монастырь находится в хорошем состоянии и круглый год принимает туристов. Обитель легко найти в городе, она стоит на территории бывшего кремля. Поскольку Михайло-Архангельский монастырь действующий, то здесь проходят службы, но для туристов нет никаких ограничений для посещения (кроме режима работы музейного комплекса).

Наряду с Михайло-Архангельским монастырем в стенах кремля находятся Знаменская трапезная церковь, Надвратная церковь Иоанна Богослова и Георгиевская церковь. Осмотреть эти обители можно каждый день, кроме вторника, с 9.00 до 17.00 часов. Касса для приобретения входных билетов (плата за них небольшая) работает до 16.00 часов. В пятницу вход для туристов на территорию монастыря организован с 9.00 до 16.00 часов.

Оказавшись здесь, не упустите момент и посетите интересную выставку резных наличников мастеров Юрьева-Польского. Экспонаты, как правило, выставлены прямо на внутренней стороне стен кремля.

Источник

Михаило-Архангельский мужской монастырь (Козиха)

где находится михайло архангельский монастырь

Монастырь во имя Архистратига Божия Михаила расположен в селе Козиха Ордынского района.

Содержание

История [ править ]

В с. Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм и братский корпус, до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903г. и освященная в 1906г. святителем Макарием (Невским), архиепископом Томским и Барнаульским. Церковь была построена на пожертвования жителей с. Козиха. 21 ноября 1930г., в день престольного праздника, служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Церковь превратили в клуб, показывали в ней немое кино для жителей села, потом разобрали на бревна, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка.

В 1996г. группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.

17.07.1997 Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с.Малоирменка (наместник – иеромонах Артемий(Снигур)). В том же 1997 году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998г. монашествующие из дер.Малоирменка переехали в с.Козиха, а в дер.Малоирменка был создан Михаило-Архангельский женский монастырь. Михаило-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.

Современное состояние [ править ]

В 2003 году была завершена внутренняя перепланировка помещения под храм, келии и трапезной, сооружены железобетонные перекрытия, выстроен второй этаж. На территории монастыря во имя Архистратига Божия Михаила отстроены: слесарная, столярная и швейная мастерские, есть свой автопарк, имеются земли под посев зерновых культур. В обители выпекается хлеб, разводится крупнорогатый скот, лошади. Братия занимаются сельским хозяйством. В окрестностях находится монастырская пилорама, где заготавливается деловая древесина и дрова для всей монастырской стройки; монастырская пасека, пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота. В семи километрах от с. Верх-Чик расположена монастырская пасека. Здесь же находится пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Главная святыня монастыря

Обновившаяся икона Божией Матери «Иверская» [ править ]

где находится михайло архангельский монастырь

В конце XIX в.- начале XX в. для иконостаса церкви села Решеты Кочковского района Новосибирской области был заказан на Святой Земле список Иверской иконы Божией Матери.

После закрытия церкви советской властью икона находилась у местного жителя. Он закрывал святым образом бочку с соленьями, использовал как загородку в свинарнике. Спустя годы родственница хозяина принесла благочестивой мирянке Саломии Протасенко, пострадавшей в годы репрессий за исповедание православной веры, черную доску, в которой с трудом угадывалась икона. Двадцать лет Саломия просила у Господа и у Его Пречистой Матери прощения и оставления грехов своих и своих близких. Молитва ее была услышана, постепенно стала сходить чернота, и явно проявился образ Иверской иконы Божией Матери.

Уже после смерти Саломии Герасимовны игумен Филипп (Новиков), будучи в то время благочинным Центрального областного округа Новосибирской Епархии, узнал о чудесно обновившейся иконе. Вместе с игуменом Артемием (Снигур), наместником образованного в селе Козиха в 1997 году мужского монастыря во имя святого Михаила Архангела, и монахиней Марией (Серопян) — ныне игуменьей женской обители в селе Малоирменка, он направился к Евдокии Шульге, племяннице Саломии Протасенко, к которой перешел святой образ. На просьбы передать образ в монастырь Евдокия Макаровна разрешила взять его вначале только на время, а потом, увидев благоговейное почитание образа Божией Матери, и навсегда. С января 1999 года каждый день в обители начинается с молебна перед иконой как благословения Самой Пресвятой Богородицы.

13 апреля 2004 года по благословению архиепископа Тихона Иверская икона была привезена в строящийся Троице-Владимирский собор — Новосибирское подворье Михаило-Архангельского монастыря. С этого времени возникла традиция привозить в понедельник Светлой седмицы чтимый образ на монастырское подворье на вечернюю службу, за которой поется акафист Пресвятой Богородице. На следующий день после крестного хода святыню увозят обратно в монастырь. Подробнее.

Подворья [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Храм в честь Рождества Христова:

Храм в честь преподобного Серафима Саровского:

Храм в честь пророка Божия Илии:

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Храм во имя благоверного князя Александра Невского:

Храм в честь апостолов Петра и Павла:

Фото [ править ]

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

Храм во имя благоверного Александра Невского

где находится михайло архангельский монастырь

Храм во имя преподобного Серафима Саровского

где находится михайло архангельский монастырь

Храм Рождества Христова

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Монастырь расположен в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области (на пересечении улиц Школьная и Августовская). Добраться до поселка можно на транзитном автобусе Новосибирск – Ордынское до остановки «Верх-Ирмень, поворот», затем – около 12 км. пешком или на попутном транспорте, такси (телефон Верх-Ирменского такси: 8-923-177-75-17, 8-913-959-19-13). Либо ехать на маршруте Ордынское – Малый Чик до остановки «Козиха». Расстояние до Ордынского составляет 51 км, до Новосибирска – 78 км.

Паломнику [ править ]

Специальной гостиницы для паломников не имеется, поэтому желающим приехать на время, чтобы помолиться и потрудиться в монастыре, необходимо позвонить заранее и получить благословение на посещение монастыря.

Адрес: 633274 Новосибирская область, Ордынский район, с. Козиха, ул. Чиковская, 1а

Источник

Где находится михайло архангельский монастырь

где находится михайло архангельский монастырь

Михаило-Архангельский мужской монастырь.
Иллюстрация с сайта http://diocese.region29.ru/

Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.

Очерк истории монастыря

Ансамбль А. м. формировался на протяжении неск. столетий. Первоначально весь мон-рь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на к-рых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около мон-ря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, к-рые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе к-рых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерус. и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание мон-ря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда мон-ря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая ц. Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
В 1712 г. по благословенной грамоте архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над зап. нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архит. Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении след. столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.

Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме А. м, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен А. м. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского у. Арх. губ. архиеп. Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в А. м. и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиеп. Игнатия Владимирская икона попала в А. м.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества мон-ря 1924 г. значилась как чудотворная.

На территории А.м. располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.

История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в А. м. развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в мон-ре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Одним из последних настоятелей был сщмч. архим. Павел (Павловский). 19 марта 1917 г. он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 г. Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем А.м. очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.

Источник

Архангельская епархия

Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.

Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.

где находится михайло архангельский монастырь

Ансамбль А. м. формировался на протяжении неск. столетий. Первоначально весь мон-рь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на к-рых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около мон-ря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, к-рые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе к-рых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерус. и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание мон-ря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда мон-ря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая ц. Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
В 1712 г. по благословенной грамоте архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над зап. нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архит. Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении след. столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.

Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме А. м, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен А. м. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского у. Арх. губ. архиеп. Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в А. м. и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиеп. Игнатия Владимирская икона попала в А. м.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества мон-ря 1924 г. значилась как чудотворная.

На территории А.м. располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.

История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в А. м. развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в мон-ре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Одним из последних настоятелей был сщмч. архим. Павел (Павловский). 19 марта 1917 г. он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 г. Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем А.м. очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.

Источник

Архангельск. Михайло-Архангельский монастырь.

Архангельский на Быку монастырь

Карта и ближайшие объекты

где находится михайло архангельский монастырь

Статьи

Архангельские монастыри России. Из них известны: Архангельский мужской 3-классный в г. Архангельске, на берегах Двины, основанный в XII в. новгородским архиеп. Иоанном (1110-1130) с целью распространять христианство среди чуди. Сперва монастырь находился на мысе Пур-Наволоке, против нынешнего городского собора, и был в 1419 г. разорен норвежцами (мурманами). В 1552 г. получил несудимую грамоту. В 1553 г. монастырь имел две деревянные церкви: соборную, Михаила Архангела и теплую, Ильи пророка. С возникновением торговых отношений между русскими и англичанами около одиноко стоявшего монастыря выстроился английский купеческий двор, при нем заведена пристань, где выгружались с прибывших судов иноземные товары, отправляемые в Холмогоры — центр тогдашней беломорской торговли.

В 1584 г. по царскому указу воеводы Нащокин и Волхов «круг архангельского монастыря город деревянный одним годом поставили»: церковь монастыря и кельи были оставлены внутри городской стены, а все службы отнесены за город, названный воеводами Новые Холмогоры, впоследствии по монастырю переименованный в Архангельск. В 1608 г. монастырю дана тарханная грамота, в 1637 г. монастырь сгорел дотла, а в 1638 г. перенесен на свое нынешнее место, где были воздвигнуты две деревянные церкви, разобранные в 1710 г. В 1681 г. монастырь поступил «в удовольствование» (на содержание) арх. Холмогорского и Важеского. В 1685 г. начата постройка ныне существующей каменной соборной церкви, оконченная лишь к 1700 г., стоившая 1763 р. 37½ к. В 1771 г. сюда переведена холмогорская семинария. При учреждении новых штатов 1764 г. за монастырем числилось 527 двор. крестьян.

Ныне в Архангельском монастыре существуют: каменная соборная церковь, состоящая из двух этажей, вверху с престолом архангела Михаила, внизу — Покрова Богородицы и великомученика Мины, и каменная церковь во имя Грузинской Богородицы, сооруженная в 1784 г.

Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И. Эфрона, С-Петербург, 1890 г., т. II, стр. 212

Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.

Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: «Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново»

Находившийся в центре строившегося города Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения.
Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным. Скудные сведения о жизни Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596).

В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно, в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном. Однако, в 1683 г. архиепискомом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп. Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась «решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева». На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в «Архангельском Патерике» архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским.

Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича «ради монастырского строения» Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.

На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила. К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была «в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место».

К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы «для скотины и пашни» в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве.

В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.

Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.

В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в.
Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».

В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила.

Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.

Административное положение Архангельского монатыря неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии монастырь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 г., во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), Архангельский монастырь вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV мон-рь возвращен в Новгородскую епархию.

Дважды в монастыре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 г.г., и с 1797 г. (по именному указу Павла I). С конца XVIII в. по 1869 г. Архангельским монатырём управляли ректоры Архангельской духовной семинарии.

Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.

К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского уезда архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным, он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Архангельский монастырь. Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества монастыря 1924 г. значилась как чудотворная.

На территории Архангельского монатыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.

История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения. После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей. В 1916 г. в монасатыре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Последним настоятелем Архангельского монастыря, очевидно, был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал протоиерей Василий Аристов. В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г.г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря.

В 1924-1925 г.г. храм принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.

В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что «здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе. Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михайло-Архангельского монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *