где находится михайло архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь
Вид на Михайло-Архангельский монастырь, Юрьев-Польский Grigory Gusev
Михайло-Архангельский монастырь, можно сказать, ровесник другой главной обители Юрьева-Польского — Георгиевского собора, также построенного в 13 веке. Но в отличие от своего «собрата» на долю монастыря выпало немало испытаний. Михайло-Архангельский монастырь, как пишут историки, разрушался целых четыре раза. В первый раз он пострадал от рук самого хана Батыя, в 14 веке на монастырь напал Тохтамыш, в следующем столетии его порушил золотоордынский хан Едигей, а также монастырь перенес многое во времена Смуты.
Несмотря на это сегодня Михайло-Архангельский монастырь находится в хорошем состоянии и круглый год принимает туристов. Обитель легко найти в городе, она стоит на территории бывшего кремля. Поскольку Михайло-Архангельский монастырь действующий, то здесь проходят службы, но для туристов нет никаких ограничений для посещения (кроме режима работы музейного комплекса).
Наряду с Михайло-Архангельским монастырем в стенах кремля находятся Знаменская трапезная церковь, Надвратная церковь Иоанна Богослова и Георгиевская церковь. Осмотреть эти обители можно каждый день, кроме вторника, с 9.00 до 17.00 часов. Касса для приобретения входных билетов (плата за них небольшая) работает до 16.00 часов. В пятницу вход для туристов на территорию монастыря организован с 9.00 до 16.00 часов.
Оказавшись здесь, не упустите момент и посетите интересную выставку резных наличников мастеров Юрьева-Польского. Экспонаты, как правило, выставлены прямо на внутренней стороне стен кремля.
Михаило-Архангельский мужской монастырь (Козиха)
Монастырь во имя Архистратига Божия Михаила расположен в селе Козиха Ордынского района.
Содержание
История [ править ]
В с. Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм и братский корпус, до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903г. и освященная в 1906г. святителем Макарием (Невским), архиепископом Томским и Барнаульским. Церковь была построена на пожертвования жителей с. Козиха. 21 ноября 1930г., в день престольного праздника, служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Церковь превратили в клуб, показывали в ней немое кино для жителей села, потом разобрали на бревна, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка.
В 1996г. группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.
17.07.1997 Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с.Малоирменка (наместник – иеромонах Артемий(Снигур)). В том же 1997 году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998г. монашествующие из дер.Малоирменка переехали в с.Козиха, а в дер.Малоирменка был создан Михаило-Архангельский женский монастырь. Михаило-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.
Современное состояние [ править ]
В 2003 году была завершена внутренняя перепланировка помещения под храм, келии и трапезной, сооружены железобетонные перекрытия, выстроен второй этаж. На территории монастыря во имя Архистратига Божия Михаила отстроены: слесарная, столярная и швейная мастерские, есть свой автопарк, имеются земли под посев зерновых культур. В обители выпекается хлеб, разводится крупнорогатый скот, лошади. Братия занимаются сельским хозяйством. В окрестностях находится монастырская пилорама, где заготавливается деловая древесина и дрова для всей монастырской стройки; монастырская пасека, пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота. В семи километрах от с. Верх-Чик расположена монастырская пасека. Здесь же находится пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Главная святыня монастыря
Обновившаяся икона Божией Матери «Иверская» [ править ]
В конце XIX в.- начале XX в. для иконостаса церкви села Решеты Кочковского района Новосибирской области был заказан на Святой Земле список Иверской иконы Божией Матери.
После закрытия церкви советской властью икона находилась у местного жителя. Он закрывал святым образом бочку с соленьями, использовал как загородку в свинарнике. Спустя годы родственница хозяина принесла благочестивой мирянке Саломии Протасенко, пострадавшей в годы репрессий за исповедание православной веры, черную доску, в которой с трудом угадывалась икона. Двадцать лет Саломия просила у Господа и у Его Пречистой Матери прощения и оставления грехов своих и своих близких. Молитва ее была услышана, постепенно стала сходить чернота, и явно проявился образ Иверской иконы Божией Матери.
Уже после смерти Саломии Герасимовны игумен Филипп (Новиков), будучи в то время благочинным Центрального областного округа Новосибирской Епархии, узнал о чудесно обновившейся иконе. Вместе с игуменом Артемием (Снигур), наместником образованного в селе Козиха в 1997 году мужского монастыря во имя святого Михаила Архангела, и монахиней Марией (Серопян) — ныне игуменьей женской обители в селе Малоирменка, он направился к Евдокии Шульге, племяннице Саломии Протасенко, к которой перешел святой образ. На просьбы передать образ в монастырь Евдокия Макаровна разрешила взять его вначале только на время, а потом, увидев благоговейное почитание образа Божией Матери, и навсегда. С января 1999 года каждый день в обители начинается с молебна перед иконой как благословения Самой Пресвятой Богородицы.
13 апреля 2004 года по благословению архиепископа Тихона Иверская икона была привезена в строящийся Троице-Владимирский собор — Новосибирское подворье Михаило-Архангельского монастыря. С этого времени возникла традиция привозить в понедельник Светлой седмицы чтимый образ на монастырское подворье на вечернюю службу, за которой поется акафист Пресвятой Богородице. На следующий день после крестного хода святыню увозят обратно в монастырь. Подробнее.
Подворья [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Храм в честь Рождества Христова:
Храм в честь преподобного Серафима Саровского:
Храм в честь пророка Божия Илии:
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы:
Храм во имя благоверного князя Александра Невского:
Храм в честь апостолов Петра и Павла:
Фото [ править ]
Храм во имя благоверного Александра Невского
Храм во имя преподобного Серафима Саровского
Храм Рождества Христова
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Монастырь расположен в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области (на пересечении улиц Школьная и Августовская). Добраться до поселка можно на транзитном автобусе Новосибирск – Ордынское до остановки «Верх-Ирмень, поворот», затем – около 12 км. пешком или на попутном транспорте, такси (телефон Верх-Ирменского такси: 8-923-177-75-17, 8-913-959-19-13). Либо ехать на маршруте Ордынское – Малый Чик до остановки «Козиха». Расстояние до Ордынского составляет 51 км, до Новосибирска – 78 км.
Паломнику [ править ]
Специальной гостиницы для паломников не имеется, поэтому желающим приехать на время, чтобы помолиться и потрудиться в монастыре, необходимо позвонить заранее и получить благословение на посещение монастыря.
Адрес: 633274 Новосибирская область, Ордынский район, с. Козиха, ул. Чиковская, 1а
Где находится михайло архангельский монастырь
Михаило-Архангельский мужской монастырь.
Иллюстрация с сайта http://diocese.region29.ru/
Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.
Очерк истории монастыря
Ансамбль А. м. формировался на протяжении неск. столетий. Первоначально весь мон-рь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на к-рых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около мон-ря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, к-рые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе к-рых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерус. и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание мон-ря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда мон-ря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая ц. Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
В 1712 г. по благословенной грамоте архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над зап. нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архит. Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении след. столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме А. м, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен А. м. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского у. Арх. губ. архиеп. Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в А. м. и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиеп. Игнатия Владимирская икона попала в А. м.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества мон-ря 1924 г. значилась как чудотворная.
На территории А.м. располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.
История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в А. м. развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в мон-ре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Одним из последних настоятелей был сщмч. архим. Павел (Павловский). 19 марта 1917 г. он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 г. Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем А.м. очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
Архангельская епархия
Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.
Очерк истории Михаило-Архангельского монастыря.
Ансамбль А. м. формировался на протяжении неск. столетий. Первоначально весь мон-рь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на к-рых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около мон-ря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, к-рые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе к-рых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерус. и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание мон-ря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда мон-ря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая ц. Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
В 1712 г. по благословенной грамоте архиеп. Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над зап. нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила. Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архит. Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении след. столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме А. м, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Этот дар Преосвященным Никанором был преподнесен А. м. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского у. Арх. губ. архиеп. Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в А. м. и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиеп. Игнатия Владимирская икона попала в А. м.
Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества мон-ря 1924 г. значилась как чудотворная.
На территории А.м. располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.
История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения.
После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в А. м. развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей.
В 1916 г. в мон-ре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Одним из последних настоятелей был сщмч. архим. Павел (Павловский). 19 марта 1917 г. он хиротонисан во еп. Пинежского, викария Архангельской епархии, в 1919-1920 гг. временно управлял епархией. В 1920 г. Владыка арестован и приговорен к расстрелу (приговор заменен пятилетним заключением). Последним настоятелем А.м. очевидно был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
Архангельск. Михайло-Архангельский монастырь.
Архангельский на Быку монастырь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Архангельские монастыри России. Из них известны: Архангельский мужской 3-классный в г. Архангельске, на берегах Двины, основанный в XII в. новгородским архиеп. Иоанном (1110-1130) с целью распространять христианство среди чуди. Сперва монастырь находился на мысе Пур-Наволоке, против нынешнего городского собора, и был в 1419 г. разорен норвежцами (мурманами). В 1552 г. получил несудимую грамоту. В 1553 г. монастырь имел две деревянные церкви: соборную, Михаила Архангела и теплую, Ильи пророка. С возникновением торговых отношений между русскими и англичанами около одиноко стоявшего монастыря выстроился английский купеческий двор, при нем заведена пристань, где выгружались с прибывших судов иноземные товары, отправляемые в Холмогоры — центр тогдашней беломорской торговли.
В 1584 г. по царскому указу воеводы Нащокин и Волхов «круг архангельского монастыря город деревянный одним годом поставили»: церковь монастыря и кельи были оставлены внутри городской стены, а все службы отнесены за город, названный воеводами Новые Холмогоры, впоследствии по монастырю переименованный в Архангельск. В 1608 г. монастырю дана тарханная грамота, в 1637 г. монастырь сгорел дотла, а в 1638 г. перенесен на свое нынешнее место, где были воздвигнуты две деревянные церкви, разобранные в 1710 г. В 1681 г. монастырь поступил «в удовольствование» (на содержание) арх. Холмогорского и Важеского. В 1685 г. начата постройка ныне существующей каменной соборной церкви, оконченная лишь к 1700 г., стоившая 1763 р. 37½ к. В 1771 г. сюда переведена холмогорская семинария. При учреждении новых штатов 1764 г. за монастырем числилось 527 двор. крестьян.
Ныне в Архангельском монастыре существуют: каменная соборная церковь, состоящая из двух этажей, вверху с престолом архангела Михаила, внизу — Покрова Богородицы и великомученика Мины, и каменная церковь во имя Грузинской Богородицы, сооруженная в 1784 г.
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И. Эфрона, С-Петербург, 1890 г., т. II, стр. 212
Михаило-Архангельский мужской монастырь, Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.
Архангельский во имя архангела Михаила мужской монастырь в г. Архангельске имел огромное значение для Русского Севера, являясь центром духовного просвещения языческих народов Двинской земли. Источником сведений об основании А. м. является не датированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна: «Благослови архиепископ новгородский Иоанн владыка у святого Михаила вседневную службу и благослови игуменом Луку к св. Михаилу, и буди милость Божия и святыя Софии и святого Михаила на посадниках двинских, и на двинских боярах, и на боярах новгородских и заволочских, на владычне наместнике, на купецком старосте и на всех купцах новгороцких и заволочских, и на игуменах и на попех, и на всем причте церковном, и на соцком и на всех крестьянах, от Емцы и до моря, что есть потребовали милости Важней св. Михаилу вседневную службу. И вы, дети мои, почтитеся о милостыне к св. Михаилу и к игумену, и ко всему стаду. А ты, игумен, с собором и стадом св. Михаила, Бога моли за всех крестьян, и буди милость Божия, св. Софии и св. Михаила на всех крестьянах и владычне благословение Иоанново»
Находившийся в центре строившегося города Архангельский монастырь терпел большие неудобства. Настоятели монастыря жаловались царю на творившийся произвол: случаи грабежей, насилия, посягательств на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре устраивались питейные заведения.
Ходатайство игумена Ефимия (1585-1589) о перенесении монастыря за городскую черту осталось безответным. Скудные сведения о жизни Архангельского монастыря не позволяют описать деятельность его настоятелей. Царские жалованные грамоты сохранили до нас только одни имена игуменов и строителей, ходатайствовавших перед Московскими государями о предоставлении различных льгот для монастыря. При игумене Феодосии (1534-1547) обители дарована несудимая грамота и ежегодное пособие хлебом из житниц царских. Много заботился о благосостоянии монастыря игумен Лаврентий (1589-1596).
В 1650 г. по повелению Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) игумен Антониево-Сийского монастыря Феодосий произвел освидетельствование явленных останков, признав их мощами игумена Архангельского монастыря Евфимия. Тогда же была составлена служба преподобному. Вероятно, в то же время мощи были перенесены в Градскую Михаило-Архангельскую церковь. Очевидно, что канонизация прп. Евфимия как местночтимого святого была осуществима митр. Никоном. Однако, в 1683 г. архиепискомом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) (1682-1702) было прекращено церковное почитание прп. Евфимия. Истинные причины запрета неизвестны. Возможно, они связаны с активной борьбой со старообрядческим расколом, проводившейся архиепископом Афанасием. При описании мощей обратили внимание на десницу преподобного, сложенную в двуперстное крестное знамение. Мощи св. Евфимия были погребены. В 1684 г. в Холмогорском Архиерейском доме находилась «решетка железная, что была у Архангельского города в церкви Архангела Михаила у гроба Евфимиева». На основании этого можно предположить, что мощи святого когда-то были перенесены с места погребения у церкви Происхождения Креста в придельную к ней церковь Архангела Михаила. Упразднение церковного чествования этого подвижника привело к тому, что в «Архангельском Патерике» архимандрит Никон (Кононов) ошибочно отождествил прп. Евфимия Архангелогородского с прп. Евфимием Карельским.
Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича «ради монастырского строения» Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега.
На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила. К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была «в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место».
К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы «для скотины и пашни» в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве.
В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.
Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек мы можем судить по сохранившейся описи 1683 г. (там же) Соборная Михаило-Архангельская ц. имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для «палтуса, трески», погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони.
В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М. А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в.
Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. «На оградной стене на вратах» была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели «окончины слюдяные под железом».
В 1712 г. по благословенной грамоте архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) в первом этаже собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины. В 1744 г. над западним нижним крыльцом вместо ветхой деревянной выстроена каменная шатровая колокольня. В 1753 г. с южной стороны собора был устроен придел во имя арх. Гавриила.
Внутренние интерьеры храмов монастыря в XVIII в. не отличались благолепием. Ситуация стала меняться с назначением на Архангельскую кафедру епископа Варсонофия I (1740-1759). Обновленные отремонтированные храмы были освящены в сентябре 1761 г. В 1777 г. в главном алтаре собора Архистратига Михаила над св. престолом построена четырехстолпная резная сень.
К нач. XIX в. собор сильно обветшал, и в 1817-1819 гг. под руководством губернского архитектора Ф. М. Шилина был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены и др. На протяжении следующего столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту. В 1863 г. в соборном храме поставлен одноярусный резной иконостас выполненный в Вятке. Вызолоченный червонным золотом, он хорошо сохранился к XX в. О монастырском комплексе кон. XVIII в. свидетельствует серия акварельных рисунков и панорамы Архангельска, выполненная в 1797 г. для Атласа Архангельской губ.
Административное положение Архангельского монатыря неоднократно менялось. Со времени своего основания до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии монастырь был подчинен Новгородскому архиепископу. В 1571 г., во время опалы Иоанна IV Грозного на Новгород и новгородского архиепископа Леонида (1571-1575), Архангельский монастырь вместе с Двинской областью, Вагой, Холмогорами и Каргополем входил в состав Пермской и Вологодской епархии. По смерти Иоанна IV мон-рь возвращен в Новгородскую епархию.
Дважды в монастыре учреждалась архимандрия: в 1707-1764 г.г., и с 1797 г. (по именному указу Павла I). С конца XVIII в. по 1869 г. Архангельским монатырём управляли ректоры Архангельской духовной семинарии.
Главной святыней монастыря в начале XX в. считали золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня. Эта святыня была пожертвована в ноябре 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом епископу Никанору (1893-1896) в утешение скорби о пожаре в соборном храме, случившемся 23 июля 1894 г. С крестом была прислана удостоверяющая сопроводительная грамота. Пожертвованная святыня была вложена в нижнюю часть старинного напрестольного креста, в котором также помещались частицы различных палестинских святынь.
К святыням А. м. следует отнести древнюю Владимирскую икону Божией Матери. Икона принадлежала уроженцу с. Покшеньги Пинежского уезда архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову). Эта икона была духовно значима для Преосвященного Игнатия. В 1810 г., когда будущий архипастырь жил в Архангельском монастыре и учился в Духовной семинарии, он сильно заболел. И в сновидении Владыка увидел эту икону и молящихся перед ней людей. Один из молящихся укорил юношу: «А ты что не молишься, когда все молятся?» Проснувшись исцеленным, он тотчас стал искать явленный образ Божией Матери среди своих икон. Найденная Владимирская икона, по словам архиерея, впоследствии хранила его всю жизнь. В 1811 г. по молитвам пред образом Пречистой Девы Владыка вновь был исцелен от тяжелой болезни. По духовному завещанию архиепископа Игнатия Владимирская икона попала в Архангельский монастырь. Как святыни почитали древний список Владимирской иконы Божией Матери простого греческого письма в серебряной ризе, а также икону Божией Матери «Скоропослушница», которая в описи имущества монастыря 1924 г. значилась как чудотворная.
На территории Архангельского монатыря располагалось братское кладбище, окружавшее с 3-х сторон собор Михаила Архангельска. Захоронения здесь начались с XVIII в. Среди братских могил захоронены воевода кн. Г.Д. Черкасский (1706 г.), архангельский губернатор А. Перфильев (ум. 1823 г.), некоторые купцы.
История А.м. в XX в. описывает время постепенного оскудения обители и ее разорения. После начала в 1914 г. Первой Мировой войны в Архангельском монастыре был развернут Епархиальный лазарет. Содержание лазарета осуществлялось за счет пожертвований от епархиальных монастырей и храмов, а также частных жертвователей. В 1916 г. в монасатыре проживали архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. Последним настоятелем Архангельского монастыря, очевидно, был игумен Десидерий. Судьба последних монахов неизвестна.
20 июня 1920 г. собор бывшего Архангельского монастыря Административным отделом Архангельского Губисполкома передан коллективу верующих Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода. Настоятелем стал протоиерей Василий Аристов. В 1922 г. настоятелем прихода стал священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского, служивший с 1904 по 1921 г.г. при храме подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря.
В 1924-1925 г.г. храм принадлежал обновленцам, а затем областному институту социального перевоспитания. Однако здания бывшей обители стали использоваться для хозяйственных целей, обворовываться и разрушаться. Без каких-либо согласований были взорваны для переплавки монастырские колокола.
В феврале 1930 г. зав. Главнаукой сев. КрайОНО г-н Вольтер указывал на то, что «здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей. Указанием от 7 марта 1930 г. г-н Вольтер не препятствовал разборке монастырских зданий. В 1930 г. монастырь был снесен: Собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе. Так трагически завершилась история некогда славного на весь Русский Север Михайло-Архангельского монастыря.