где находится первообраз казанской иконы божией матери
Пропавшая Казанская. Часть 1. Описание первообраза. Источники информации.
Основным источником сведений об облике первообраза Казанской иконы, безусловно, являются письменные свидетельства.
Всю описательную информацию о явленной в Казани в 1579 году чудотворной иконе можно условно разделить на две категории:
– Поздние сообщения различных авторов, в основном относящиеся ко времени не ранее XIX века.
Другим надежным источником информации об облике первообраза иконы из Казани являются списки с этого святого образа. Их тоже можно разделить на две условные группы:
– Ранние копии (3) с образа, хранившегося в Казани (монастырской Казанской).
– И более поздние копии, сделанные как с Московского списка князя Пожарского (Казанская ополченская), так и с Санкт-Петербургской Казанской чудотворной иконы (северной Казанской).
Казанская Влахернитисса? (4)
Явленная в Казани икона при взгляде на нее удивляла и простой народ, и священнослужителей, и особ царской крови, т.е. всех, кто впервые ее видел. «Архиепископ… увидев образ Пречистой… сильно удивился» (5); «Увидевши… царь и царевичи чудную икону… Богородицы…, очень сильно удивились» (6). Никто на Руси до этого не был знаком с такой иконой Божией Матери. Ни жители Казани, ни архиепископ, ни царь и царевичи «…такого извода Образа нигде не видели…» (7)
Что касается иконографического типа этой святой иконы, то «Сказание…» Гермогена однозначно называет ее иконой по образу Одигитрии (8). «…Явил Господь… в земле сокрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, – честной Ее образ Одигитрии» (9); «…О чудо, явилась чудотворная Икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии…» (10); «Увидевши христолюбивые царь и царевичи чудную икону Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии по образу Одигитрии …» (11)
Об этом же говорит и то, что первую церковь в монастыре, построенном на месте явления иконы, «…соорудили… во имя Святой Богородицы Одигитрии…» (12).
Возможно, это было связано с тем, что в древние времена, в Византии и в балканских странах, название «Odigitria» вообще применялось ко всем иконам Божией Матери, поскольку она рассматривалась как Покровительница всех путешествующих.
Как бы то ни было, Казанскую икону называли «Одигитрия» вплоть до начала XVII века. Последнее из имеющихся в нашем распоряжении сообщений принадлежит тому же священномученику Гермогену и описывает строительство в 1594 году в Казани нового каменного собора в честь явленной иконы: «И так, повелением царским в 1594 году… 14 апреля… заложен был предивный каменный храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в честь явления чудотворного Ее образа Одигитрии» (13).
Таким образом, основываясь на наиболее достоверном источнике по ранней истории Казанской иконы («Сказание…» патриарха Гермогена), однозначно об иконографическом типе иконы мы можем сказать только одно – эта икона была очень близка к типу «Одигитрия». Однако, тем не менее, отличалась от нее до такой степени, что это могло вызвать и вызывало «удивление» всех православных, впервые увидевших ее.
По всей видимости, выделением этого святого образа как отдельной, «Казанской» Богородичной иконы мы обязаны патриарху Гермогену, активно участвовавшему в нараставшем прославлении и почитании иконы и распространении ее ранних списков, многие из которых сами становятся чтимыми и чудотворными. Но именно «изрядность» (по словам священномученика Гермогена) этой новоявленной иконы и создала собственно тип «Казанской» иконы Божией Матери.
Письменные источники второй выделенной нами категории также обращаются к вопросу иконографического типа первообраза Казанской иконы.
Впрочем, является грубой ошибкой и утверждение, встречающееся у ряда авторов, о том, что «в первые десятилетия своего обретения в Казани эту икону никто не называл Одигитрией, а только «новоявленной»«. Как было показано выше, «Сказание…» патриарха Гермогена говорит об обратном.
«Пречудно светящийся дар» (16)
В источнике первой категории, у патриарха Гермогена, непосредственному описанию чудотворной иконы, кроме вышеприведенных, посвящено всего несколько строчек: «…самый же чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками» (17). Описания лика в тексте «Сказания…» нет.
Письменные источники второй выделенной нами категории описывают монастырскую Казанскую икону более подробно, но несколько однообразно. Самые ранние из них относятся к середине XIX века. И действительно, все описания иконы, как будто писаны под копирку (18).
Этому есть несколько объективных причин. Во-первых, икону большинству из дореволюционных, даже казанских, ученых подробно исследовать не давали. Чудотворные иконы крайне неохотно показывались ученым, а тем более скептически настроенным исследователям. (19)
Исключение, по всей видимости, составляют работы, принадлежащие перу первого Казанского академического церковного историка, бакалавра Григория Захаровича Елисеева, известного впоследствии русского литератора и публициста. Первая из них вышла еще в середине XIX века (20).
Его работа сохранила свою актуальность и сегодня, как самое раннее из известных нам описаний чудотворного образа. «Божия Матерь изображена на ней с преклоненною главою к божественному Младенцу. Изображение Богоматери так называемое грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и десницею, несколько отклоненною в правую сторону, благословляющим» (21).
Остальные исследователи, в том числе и казанские (такие как Малов, архимандрит Никанор и др.), просто переписывали старые данные, опираясь на солидный авторитет г-на Елисеева.
Отдельная тема – труды профессора И.Покровского. В его описаниях святого монастырского образа есть новое:
«Богомладенец представлен… с перстосложением древним, близким к двуперстию, причем благословляющая рука пред грудью и нижнею частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора. Лик Богомладенца обращен к молящимся совершенно прямо». (22)
Однако икону и он, по всей видимости, подробно не осматривал. Судя по всему, он описывает икону в ризах (23) (в Казани она носила двойной оклад и была еще покрыта бархатом и тесьмой), во многом ссылаясь на мнение профессора Г. 3. Елисеева (24).
Позднее, в XX веке, вплоть до святотатства 1904 года и, разумеется, после него, другие специалисты-иконоведы, по-видимому, никогда не осматривали икону (25).
Не внесли существенного вклада и современные исследователи (26), так как сама монастырская Казанская икона сегодня скрыта от верующих и не существовало и не существует подходящей для экспертизы фотографии иконы, т. к. известно, что даже после похищения святого образа Богородицкого монастыря «полковник Прогнаевский искал икону не по снимкам, а по приметам, данным ему настоятельницей» (27).
Иконография и стилистика первых списков с первообраза Казанской иконы очень напоминает, а зачастую идентична описанию, данному для монастырской иконы бакалавром Елисеевым и профессором Покровским.
На ранних списках с явленной Казанской иконы и произведениях шитья конца XVI и начала XVII веков (рис. 12), и это характерно для абсолютного большинства Казанских икон раннего времени, взгляд Божией Матери и лик Ее менее, чем на поздних Казанских иконах, обращен к предстоящим; Богородица изображена как бы смотрящей перед собой (29). На ранних списках с явленной в Казани иконы благословение Младенца Христа двуперстное (30).
Так отозвался о состоянии живописи иконы первый исследователь монастырской Казанской иконы Г. Елисеев (31). Т.е. уже в середине XIX в., во время первой и единственной тщательной экспертизы иконы, ученый констатировал фактическую неразличимость ликов Богородицы и Богомладенца.
Все остальные исследователи с завидным постоянством также фиксировали этот факт (32). Получается, что последние, как минимум, полтора столетия эта икона была недоступна для серьезного ее изучения при простом (без снятия риз) ее осмотре! Это также подтверждает высказанное мной выше мнение.
Последним по времени надежным свидетельством от людей, постоянно видевших и даже заботившихся о монастырской иконе, было ее описание монахинями на судебном процессе о святотатственном похищении в Казани. В своих свидетельских показаниях монахини однозначно утверждали, что «живопись Казанской иконы… совершено темная» (33); «икона…очень темная. На лике – царапины» (34).
Несмотря на то, что за святой иконой очень тщательно следили и аккуратно ухаживали (35), крепление слюды на лик Божией Матери рыбьим клеем (36) не защищало краски иконы от воздействия тепла и копоти, накапливавшейся на иконе столетиями. Не многим помогали реставрации чудотворной иконы, которые приходилось время от времени делать. И хотя И. Покровский сообщает, что «явленный в Казани образ никогда не реставрировался…» (37), тем не менее со слов И. И. Срезневского мы знаем, что явленная икона Казанской Божией Матери была «тронутая реставраторами, но этим самым, оною надобностью сделать ее более ясною, указывающая на свою относительную древность» (38).
«…письма греческого» (39)
Г.Елисеев и об этом упоминает первым. Впоследствии, пожалуй, не будет ни одного исследователя первообраза Богородицы Казанской, кто бы не упомянул этот факт: начиная от простого повтора сообщения Елисеева (40), развивая его и насыщая дополнительными, неведомо где почерпнутыми характеристиками: «икона письма древнегреческого» (41), – и заканчивая совсем оригинально: «тип лика Богоматери – «грекофильский»« (42).
Греческое письмо отмечается и у некоторых первоначальных списков Казанской иконы. Так, у Табынской иконы Божией Матери, представляющей собою, несомненно, один из наиболее ранних списков Казанской иконы Божией Матери, характер письма греческий.
Однако настораживает, что в произведении священномученика патриарха Гермогена упоминания о греческом письме новоявленной иконы нет, несмотря на то, что в момент обретения «образ чудно сиял… как будто был написан новыми красками». (43)
«…в ширину 5 вершков, в длину – 6» (44)
Это – 26,7 см на 22,3 см (вершок – 44,45 мм. – Д.Х.). Такие данные привел Елисеев, и они впоследствии никем, фактически, не оспаривались. Все исследователи (45), включая вышеупомянутых монахинь (46), в унисон подтверждают эти, с моей точки зрения, достаточно условные цифры.
Впрочем, были и усомнившиеся. Во-первых, профессор Андреев в своей работе, посвященной Казанской иконе, сомневается, а не описывают ли первые исследователи икону в ризах, и поэтому, с его точки зрения, «точный размер иконы может быть иным» (47). А во-вторых, можно в исследованиях встретить и другие размеры, например: 26,5 см в высоту и 22 см в ширину (48).
Однозначно можно говорить лишь о том, что чудотворная Казанская икона, хранившаяся в Богородицком монастыре в середине XIX века, имела приблизительно вышеуказанные размеры.
К первообразу можно с уверенностью отнести только следующие характеристики, касающиеся его размеров. Судя по тексту «Сказания…» патриарха Гермогена, «На той чудной иконе был рукав однорядки вишневого сукна…» (49). Таким образом, зная примерно средние размеры рукавов подобных кафтанов, можно констатировать, что икона была небольших размеров и приближалась по своим характеристикам к цифрам, указанным господином Елисеевым. Об этом же свидетельствует и тот факт, что большинство ранних копий иконы Казанской Богоматери – традиционно маленького размера. Небольшие размеры и у шитья с тем же сюжетом (50).
«Русский извод греческой иконы»
Рассмотрев имеющийся на сегодня материал по описанию первообраза Казанской иконы Божией Матери, приходим к нескольким выводам.
Первая категория письменных источников (рукопись священномученика Гермогена) достоверно описывает облик иконы в момент ее обретения в 1579 году в Казани. Сообщения второй категории, по мнению автора, по многим причинам не могут быть источником абсолютно точной информации. Описывая монастырскую Казанскую икону в XIX-XX веках, ученые, в любом случае, не описывают первозданный облик Казанского образа. Если даже первообраз всегда находился в Казани, икону значительно поновляли и реставрировали. Несмотря на это, сохранность живописи на иконе была плохая. Очень темный лик и заметные механические повреждения красочного слоя крайне затрудняли исследователям возможность качественного осмотра иконы. Не способствовало этому и нежелание церковных властей, на фоне споров в светских и духовных кругах о местонахождении первообраза, допускать к чудотворному образу ученых, отдельные из которых, возможно, были настроены скептически. Кроме того, по мнению автора, остается шанс, что эти поздние описания могут относиться и к иконам, хотя и хранившимся на момент исследования в Богородицком монастыре, но являвшихся только списками с первообраза, по тем или иным причинам, в тот или иной исторический момент заменившими чудотворно-явленную икону в Казани.
Со всей определенностью к чудотворно-явленному в Казани святому образу мы можем отнести только сведения, почерпнутые исключительно в произведении священномученика Гермогена
С большой долей вероятности отдельные характеристики первообраза мы видим в описаниях сохранившихся первых с него копий (или их фотографий). Это иконы: Ярославская-Казанская, Табынская-Казанская, Казанская в Шлиссельбурге и др.
Остальные сведения, с той или иной степенью достоверности, также могут быть отнесены к возможным характеристикам первообраза, но уже с серьезным их критичным анализом.
Поздние источники добавляют всего несколько малозначительных штрихов.
Итак, явленная Казанская икона Божией Матери – небольшая богородичная икона, неизвестного на Руси «извода», напоминает Одигитрию, Божественный Младенец находится слева от Богородицы. Дата написания – не позже 1579 года. Первоначально лик был светел («светился») перед святотатством, несмотря на реставрацию, лик был темен. Иконография ее наиболее полно и, по мнению автора, наиболее достоверно, описана профессором Покровским (51), опиравшимся на весьма профессиональные труды Г.Елисеева.
Эта икона, вероятно, – древний канонический образ Богородицы, истоки которого следует искать в средневековой Византии, в IX веке. К середине IX века, со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, начинается стремительный расцвет иконописания. Тогда на Русь и было привезено много богородичных икон. На Руси X-XI веков во многих храмах можно было встретить греческие иконы, списки с которых множились. Так рождались собственно «русские изводы греческих икон».
3. Включая и ранние изображения Казанской иконы в росписях храмов. Автору хорошо знакомо одно из таких изображений, находящееся в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Выводы, сделанные в данной статье, справедливы и для таких изображений.
4. Влахернитисса – особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом.
5. Честь и слава Богоматери …, С. 19-20.
6 Честь и слава Богоматери …, С. 24.
7. Честь и слава Богоматери …, С. 24.
8. Одигитрия (греч. – Путеводительница) – один из самых распространенных типов изображения Пресвятой Богородицы с Младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение Царственному Младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, откуда, вероятно, и происходит название).
26. Чугреева Н.Н. Дивеевская святыня…
30. Чугреева Н.Н. Дивеевская святыня…
42. Чугреева Н.Н. Дивеевская святыня…
48. Возможно, размеры иконы этими исследователями просто округлялись.
Где в России найти чудотворные иконы Казанской Божьей матери
Все о самом почитаемом образе — в его праздник
4 ноября в России День народного единства совпадет с праздником чудотворной Казанской иконы Божьей матери — одной из самых почитаемых в России. С ней страна не раз спасалась от врагов, а сама икона спасала верующих в нее от недугов. URA.RU собрало всю информацию об иконе: как спасали образ и какие чудеса он творит.
Несгоревшая икона
История чудесного обретения Казанской иконы Божьей Матери описана во многих источниках: после большого пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большую часть города, 9-летней Матроне явилась во сне Богородица, повелевшая откопать на пепелище ее икону. Девочка рассказала о видении своим родителям, но на слова ребенка не обратили внимания. Однако Богородица явилась к девочке во второй, а затем и в третий раз — после просьб матери организовали поиски, и на месте, указанном девочкой, была найдена икона, завернутая в полотно. Образ передали в Никольский храм, список с нее отправили в Москву Иоанну Грозному, по указу которого на месте обретения иконы был возведен Богородицкий монастырь, первой послушницей которого (а затем и настоятельницей) стала та самая Матрона.
В Смутное время (рубеж 16 — 17 веков), когда в стране был раздор, а в столице хозяйничали поляки, икона совершила свой первый и самый грандиозный по значимости «подвиг» — помогла освобождению страны от интервентов.
Во время похода ополчения Минина и Пожарского на Москву к ним присоединились дружины из Казани, которые несла с собой список (копию) с Казанской иконы. Освободив Кремль, ополченцы прошли с этой иконой крестным ходом. На средства Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда и поместили образ Богоматери.
Похищение Казанской и ее списки
Оригинал Казанской иконы Божьей Матери был похищен в 1904 году вместе с образом Спасителя: обе иконы были богато украшены драгоценностями. Похитителей вскоре поймали — молодой крестьянин Стоян с женой были задержаны на пароходе, на которой пытались скрыться из Казани. При обыске у них дома нашли украшения с окладов, но сами иконы, как установило следствия, были сожжены в печи. Стояна приговорили к 12 годам каторги, своей вины он так и не признал.
Есть много версий о том, что оригинал иконы все же уцелел. По одной, Стоян продал ее за большую сумму старообрядцам, по другой — крестьянин украл не подлинник, а копию иконы: якобы игуменья Богородицкого монастыря каждый день подменяла на ночь икону списком. И теперь есть оспариваемая искусствоведами версия о том, что оригинал сейчас находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани.
Есть и третья версия. «Кто-то говорит, что Казанская икона Божьей Матери была вывезена за границу и находится за пределами России, — заявил URA.RU епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии. — Но большая часть [духовенства] склонна считать, что в 1904 году чудотворный образ был похищен и до сих не обнаружен, остались только списки с него». Кстати, схожая судьба постигла и Московскую казанскую икону (с которой шло на Москву ополчение Минина и Пожарского): в 1918 году она была похищена из Казанского собора столицы, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Из других списков иконы самыми известными являются Санкт-Петербургская Казанская икона, написанная с оригинала и привезенная в северную столицу по указу Петра I (хранится в Казанском соборе Питера), а также «Ватиканский список». Эта икона датируется началом 18 века, после революции она оказалась за границей, много раз перепродавалась, пока не оказалась в покоях папы Ионнна Павла II. Ее передача РПЦ состоялась во время визита папы Римского в Москву в 2004 году, спустя год патриарх Алексий II передал ее Казанской епархии (сейчас образ находится в Богородицком монастыре).
Из уральских списков Казанской иконы Божьей матери самой известной была Чимеевская икона, находившая в одноименном монастыре и сгоревшая в 2019 вместе с другой святыней — частицей Креста Господня.
Через полгода, в канун праздника Казанской иконы Божьей Матери, в монастырь привезли отреставрированную икону — новый список, в который вкраплены обожженные фрагменты старой иконы, найденные после пожара. Впрочем, среди курганских прихожан и священнослужителей ходит слух о том, что оригинал иконы не сгорел, а был украден.
Чудеса Казанской Богоматери
В сети можно найти описание множества историй о том, как Казанская икона Божьей матери помогала людям, страдавшим недугами. Например, однажды в казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках, который после ее молитв перед образом Богородицы прозрел. Слепотой страдал и инок Троицкого монастыря в Казани Иосиф. Однажды, отслужив молебен перед иконой Божьей матери, он увидел ее во сне. Богородица повелела ему вытереть лицо полотенцем, после чего он стал видеть. Казанская икона Божьей матери помогала и другим страждущим — исцеляла от слабоумия, ставила людей на ноги, спасала раненых солдат.
По мнению священников, чтобы просить Богородицу об исцелении, совсем не обязательно ехать в Москву, Казань или Питер — намоленные образы есть и в провинции, иногда — в самых глухих местах.
«По территории Руси немало чудотворных списков Казанской иконы Божьей Матери, — говорит епископ Филарет. — В 18-19 веках образ Казанской иконы Божьей матери был в каждой православной семье — наряду с иконами Спасителя и Николая Чудотворца.
Ей приписывалась благодатная сила, поскольку с ней связано много исторических событий нашего государства, она сопровождала многие истории нашей страны, поэтому этот образ лег на сердце русского человека и почитается особо. В каждой епархии есть свои чудотворные образы иконы».
В Свердловской области около двух десятков храмов названы в честь Казанской иконы Божьей матери. Со многими из этих храмов связаны удивительные, почти невероятные истории.
Неопалимая реликвия
В селе Арамашево (100 км от Екатеринбурга) есть храм, стоящий на скале над рекой Реж. Он носит имя Казанской иконы Божьей матери — есть предание, что первые поселенцы (селу 390 лет) прибыли в Арамашево с этой иконой. Сперва в селе была деревянная церковь, затем ее заменил каменный храм 1800 года постройки (в 2020-м году отметили его 220-летие). По рассказу краеведа, экс-директора местного музея Веры Реутовой, в 1930 году большевики решили разрушить церковь, но не смогли, хотя этому поспособствовал пожар, выжегший все внутри.
Силами прихожан храм восстановили уже в постсоветское время. В нем сегодня есть несколько старинных икон, в том числе — Казанская XIX века: ее отдала храму уроженка села Ангелина, ныне живущая в Ульяновске. «Сперва она не хотела возвращать ее — это была домашняя икона ее семьи и она была ей дорога как частичка родины, — рассказывает заведующая Арамашевским музеем Лариса Доронина. — Но однажды ей приснилась бабушка и попросила отвезти икону домой».
Эта икона отличается от всех других Казанских икон: у Богоматери немного обожжен лик. Женщина, вернувшая образ в храм, в детстве, будучи пионеркой, ткнула икону горящей свечкой. Позже, став взрослой, пыталась очистить, и через раскаяние поняла, что Богоматерь ее простила.
Казанская икона и красноармеец
История спасения есть в другом уральском храме в честь Казанской божьей матери — на Химмаше в Екатеринбурге. «Недавно в храм вернулась старинная икона, который больше 100 лет и которая исчезла в 30-е годы, — рассказал настоятель этого храма иерей Алексий Русин. — Это была надвратная икона (висела над вратами храма).
В 30-е годы, когда храм полностью закрыли, один верующий человек по имени Константин забрал эту икону себе. Он был красноармейцем, но, несмотря на это, его душа заболела за икону — и он увез ее в деревню Щелкун, где сохранил в своей семье. Когда стали восстанавливать храм, его потомки вернули эту икону в наш храм».
Богоматерь и советская власть
«Многие светские люди зачастую считают такие истории „россказнями“, „сказками“. Мы [представители духовенства] тоже относимся к ним критически, потому что не в этом цель веры и вообще церкви — все эти „рассказы о чуде“. Наверное, у каждого верующего такое чудо происходило. И у меня был такой опыт», — признается руководитель информационного отдела Нижнетагильской епархии Дмитрий Пронин.
Его судьба, как и многих других тагильских священников, связана с Казанским храмом в Нижнем Тагиле. Бывшая старообрядческая часовня, ставшая православным храмом, в годы СССР не закрывалась ни на один день. Большие соборы рушились, а маленький храм устоял, став домом и для священников, и для прихожан. «В него действительно как домой попадаешь: стены невысокие, и есть что-то такое, что заставляет задуматься о жизни», — говорит Пронин.
Впоследствии Казанский храм в Тагиле становится собором, а в 1997-98 — мужским монастырем: своего рода «кузницей кадров» для РПЦ на Урале в перестроечные годы (из него вышло почти все духовенство Нижнетагильской епархии). При этом он остается одним из самых популярных храмов у прихожан: тетрадка благодарностей главной иконе храма — Казанской иконе Божьей матери — насчитывает сотни записей, первые из которых датируются 80-х годами XX века.
Спасение от бездетности
Название «Казанский» носил и один из храмов Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», духовника которого экс-схиигумена Сергия сейчас судят за самоуправство, воспрепятствование богослужению и склонение несовершеннолетних к суициду. Сегодня Сергий «не в почете», а его монастырь почти закрыт. Но еще полтора года назад в монастырь привозили людей, болеющих раком и уже потерявших надежду на выздоровление (при обители было подобие хосписа). Отец Сергий, как правило, отправлял их молиться Всецарице (иконе, помогающей при онкологии), многие насельники верили, что икона исцеляла — тому даже приводили примеры. Так или иначе, но к иконе Казанской Божьей матери всегда шли паломники.
«Одна женщина по имени Ольга более 10 лет возила к нам группы паломников из Челябинской области, и они как раз молились в Казанском храме, — рассказала бывшая монахиня обители. — Она говорила, что все, чего бы ни просили перед той иконой, непременно случалось: например, если человек долго не мог трудоустроиться, работа ему находилась. Помогала икона и от вредных привычек (алкоголизм, наркомания), и в воспитании трудных детей».
Но больше всего историй — про бездетных, которые, помолившись перед Казанской иконой Богоматери, смогли зачать детей. «Были семьи, у которых по 10-12 лет не было детей, а сейчас у всех них есть дети, — рассказывает монахиня. — Есть даже семья, у которой 18 лет не было детей — сейчас у них четверо. Были семьи, где ситуация доходила до развода, но они воссоединялись. Но не было семей, которые приходили бы, молились и не получали бы просимого».