где находится церковь спаса в берестове
Церковь Спаса на Берестове
Берестово
Первоначальный храм
Первый храм в Берестове был деревянным. Он находился возле княжеского дворца и был посвящен апостолам Петру и Павлу. Во второй половине XI века здесь уже действовал деревянный Спасский монастырь, который вместе с деревней был сожжен половцами в 1096 году.
Деревня с резиденцией и храмом были возрождены в княжение Владимира Мономаха (1113-1125). Хотя есть и другие версии, по которым храм мог быть построен во второй половине или последней трети XI века. Только церковь на этот раз была возведена из камня. Кстати, церковь посвящена празднику Преображения Господня (Спасителя или Спаса), отмечаемый 19 августа.
Спасова церковь также служила и княжеской усыпальницей рода Мономаховичей. В частности, здесь были погребены дочери князя Владимира Мономаха Евфимия и София, сын Юрий Долгорукий – основатель Москвы и внук Глеб Юрьевич. Кстати, к 800-летию основания Москвы в 1947 году, над предположительным местом погребения князя Юрия был установлен монумент в виде древнерусского саркофага.
Разрушение и восстановление святыни
В 1240 году берестовский храм был сильно поврежден при взятии Киева ханом Батыем. Долгое время церковь была разрушена и по причине деформации сводов ее значительная часть была разобрана, так что осталась лишь западная часть. Сооружение и богослужебную жизнь в нем возобновили в XIV-XV веках.
На грани XVI-XVII веков православный храм оказался в руках униатов и пришел в сильный упадок. Своим возрождением древнерусская святыня обязана будущему Киевскому митрополиту Петру (Могиле), бывшему на то время настоятелем Киево-Печерской Лавры, который опекался наследием Киевской Руси и возрождал старинные храмы. Петр Могила сперва пытался выкупить храм у греко-католиков, но очевидно цена была очень высокой даже для него, человека не бедного. Поэтому и довелось ему сесть на коня в сопровождении десятка вооруженных казаков и отобрать церковь. В 1638-43 годах он отстроил древний храм. К оставшейся части сооружения с восточной стороны были пристроены абсиды. Отметим, что церковь была возрождена не в первоначальных формах и размерах – новый храм был в два раза меньшим. К тому же он получился нетипичным для древнерусской архитектуры, а характерным для церквей Речи Посполитой XVI-XVII веков. Сегодняшний символический фундамент у стен церкви является напоминанием о том древнерусском храме, который полностью так и не был восстановлен.
Через сто лет, в 1750-е года, Спасский храм был вновь реконструирован, в результате чего он приобрел черты украинского барокко и стал крестовым в основе.
Интересно, что в конце XVII века церковь венчал один купол, в начале XVIII – три, а в начале XIX-го – пять.
В 1813-1814 годах к храмовому сооружению с западной стороны была пристроена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, по проекту киевского архитектора Андрея Маленского.
Церковь Спаса на Берестове долгое время была приходской. В конце XIX столетия в ней временно молилась община единоверцев, после чего храм перешел во введение Киево-Печерской Лавры.
После большевистского переворота, когда в 1920-х годах Лавра была закрыта, Спасская церковь была включена в состав музейного комплекса и ныне остается в составе Национального Киево-Печерского заповедника.
Росписи церкви Спаса на Берестове
Сразу после постройки храм был расписан – над фресками работали иконописцы из Греции.
При возрождении храма Петром Могилой в стиле украинского или казацкого барокко были сделаны и новые росписи. Он пригласил греческих мастеров и отстроил интерьер в привычном для родной Молдавии стиле. Живопись была выполнена в поздней византийской традиции, что указывает на попытки митрополита Петра вернуться к традициям древнерусского искусства. Именно поэтому были приглашены греческие мастера из Молдавии, а не европейцы. Поздневизантийская роспись имеет уже европейские черты эпохи Возрождения, но при этом сохраняет верность давнерусской и византийской традициям. Эти росписи в храме Спаса на Берестове единственные подобные в Украине. Могилянские росписи интересны еще и тем, что нимбы на иконах святых сделаны рельефными (греческая традиция) – это уникальная деталь, поскольку в православных храмах скульптура встречается очень редко.
На западной стене нартекса (пристройка над входом) сохранилась одна из дарственных надписей, говорящая о завершении реставрационных работ Петром Могилой. Тут указана дата 1643 год. Большая часть росписей XVII века сегодня скрыта живописью более позднего времени.
Часть росписей XVII века были выполнены на более давних росписях – фресках начала XII столетия. По уникальной технологии украинских реставраторов слой поздней живописи был снят, не повреждая древние иконы. Среди них, знаменитый образ Евангельского сюжета «Явление Христа ученикам на Тивериадском море». Полый размер этой фрески составляет 80 кв. метров, из которых раскрыто всего 20.
Нынешнее положение
В 1991-1992 годах за алтарем храма на месте найденного фундамента первоначальной церкви была устроена площадка с выложенными камнями контурами фундаментов.
В средине 1990-х образовался приход, и в древней церкви возобновили богослужения. В 2001 году из-за аварийного состояния храм был закрыт на реставрацию. Основной проблемой является высокая влажность. Дело в том, что при строительстве храм находился на холме, а после того, как в середине XVIII века при строительстве Печерской крепости насыпали валы, церковь оказалась в низине.
В 2017 году началась новая реставрация, которую планирую окончить за 2 года. Первоочередным будет работа над водоотводом. Также в планах реставрация интерьера и экстерьера, благоустройство территории.
Реставрация церкви Спаса на Берестове. 2013 год.
Реставрация церкви Спаса на Берестове. 2017 год.
Церковь Спаса на Берестове.
Фото Как добраться
Адрес: Київ
Церковь Спаса на Берестове. Описание:
Храм Спаса на Берестове
Церковь Спаса Преображения на Берестове построена ориентировочно в начале XII века.
Церковь возводилась как центральный собор Спасо-Преображенского монастыря в селе Берестове, резиденции князей Мономаховичей. Сам монастырь упоминается в 1072 г. При этом большинство исследователей считают, что строилась церковь Спаса на Берестове во времена правления князя Владимира Мономаха (1113—1125 годы).
Своему названию церковь обязана тому, что главный ее престол был посвящен одному из центральных символов христианства — Спасу — Преображению Господню.
Село Берестово упоминается с 980 г. — название получило от окружавшего его березового леса. «Повесть временных лет» говорит о храме Святых Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати» священник Иларион, «муж благ, и книжник, и постник», избранный митрополитом Киевским (1051 г.).
Построен храм был в живописном месте Печерского плато, по соседству с Киево-Печерской лаврой. Как свидетельствуют дошедшие до наших времен данные, это была шестистолпная крестовокупольная церковь с тремя приделами, интерьеры которой были украшены фресками, две из которых сохранились: «Чудесный лов рыбы» и «Ангел со сферой».
Церковь Спаса на Берестове стала усыпальницей рода Мономаховичей, здесь же в 1157 году был похоронен и основатель Москвы — князь Юрий Долгорукий.
Благодаря своему выгодному местоположению (церковь находилась недалеко от Печерского монастыря, а на юго-востоке от нее были расположены валы и бастионы старой Печерской крепости и Спасский и Павловский бастионы с пороховым погребом) храм Спаса на Берестове был не только святыней православия, но и важным фортификационным сооружением на северных рубежах Киево-Печерской лавры. Правда, впоследствии церковь Спаса на Берестове, находящаяся под самым земляным валом Старой Печерской крепости, в связи с реконструкцией фортификационных сооружений свое стратегическое значение утратила.
Во время татаро-монгольского нашествия храм был разрушен, а уцелевший первый ярус нартекса в XIII—XVI в. в. служил часовней.
В 1640—1643 годах при митрополите Петре Могиле с востока к уцелевшей части здания были пристроены три апсиды, а с запада — деревянный притвор, церковь увенчали три купола, и сам ее облик приобрел характерные черты украинского барокко. Были устроены приделы во имя Святого Владимира и во имя Святых Космы и Дамиана.
В 1644 г. интерьер храма был расписан киевскими и афонскими мастерами.
В 1713—1714 г. г. вместо деревянного бабинца возвели каменный, а позже, в конце XVIII в., соорудили еще два верха, над южной и северной частями нартекса, после чего храм стал пятикупольным.
В первой половине XIX века известный киевский архитектор А. Меленский пристроил трехъярусную колокольню в традициях классицизма.
Научные исследования древнерусской части церкви проводил в 1909—1914 годах архитектор П. Покрышкин, впоследствии этот памятник исследовали известные ученые Ч. Моргилевский, В. Богусевич, Ю. Асеев и другие.
Масштабные ремонтно-реставрационные работы проводились в 1951 году.
В 1959 году на отдельных участках церкви заменили кровлю, покрасили фасады, позолотили купола.
В соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 24 августа 1963 г. № 970, церковь внесена в «Список памятников архитектуры, которые находятся под охраной государства».
Значительные реставрационные работы в храме Спаса на Берестове проводились в 1970-х годах. Тогда же на западной стене нартекса был найден фрагмент фресковой живописи XII столетия, изображающий явление Христа ученикам на Тивериадском море. Представляет интерес и сохранившаяся фресковая живопись XVII века, характерным примером которой является ктиторский портрет митрополита Петра Могилы.
В 1980 году инженерное обследование церкви выполняли специалисты института «Укрпроектреставрация», а в 1982 году специалисты республиканских специализированных научно-реставрационных мастерских Госстроя УССР выполнили работы по ремонту крыши церкви.
В 1989 году институт «Укрпроектреставрация» провел картограмму имевшихся трещин, а институт «Киевпроект» разработал проект вертикальной планировки и благоустройства, водоотведения и музеефикации открытых фундаментов старинной части церкви.
В 1990 году церковь включена в ансамбль Киево-Печерской лавры, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1900-х годах во время археологических исследований храма были найдены шиферные саркофаги с захоронениями древнерусского периода.
В 1990—1993 годах Научно-исследовательский институт строительных конструкций провел исследование состояния основных строительных конструкций, выявил причины разрушения и выдал ряд рекомендаций по их укреплению.
В 1998 году институт «Киевпроект» выполнил инженерно-геодезические работы по надзору за деформациями здания.
В 1999 году институт «Укрпроектреставрация» разработал проект усиления конструкций церкви.
Храм сохранился до наших дней с многочисленными изменениями и перестройками разных исторических периодов.
В храме погребены дочери Киевского князя Владимира Мономаха, Евфимия в иночестве Евпраксия, и София, бывшая супругой Венгерского, а также основатель г. Москва Юрий Владимирович Долгорукий, сын его Киевский Князь Глеб Юрьевич.
В церкви Спаса Преображения на Берестове служил пресвитер Иларион первый Митрополит из Русских, к которому пришел в пещеру преподобный Антоний.
Церковь Спаса на Берестове
Фото и описание
Церковь Спаса на Берестове является одним из древнейших памятников Украины, возведённом ещё в домонгольские времена. Благодаря таким сооружениям становятся понятнее те приёмы и технологии, которые применялись для строительства храмов в древней Руси. Кроме того, проведённая позднее реконструкция позволяет проследить, каким образом формировался стиль украинского барокко.
Собор был сооружён на рубеже ХІ-ХІІ веков как центральный храм Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в селе Берестово, являвшегося резиденцией князя Владимира Мономаха и его потомков. Своё название храм получил благодаря тому, что главный престол собора строители посвятили одному из главнейших символов христианства – Преображению Господню. На протяжении всего ХІІ века храм, помимо выполнения своих основных функций был ещё и родовой усыпальницей княжеского рода Мономаховичей, включая и Юрия Долгорукого.
До наших дней храм Спаса на Берестове дошёл с многочисленными перестройками и изменениями, сделанных в различные исторические периоды, что неизбежно отобразилось на нём. Так, в XVII веке стараниями митрополита Петра Могилы к собору пристроили три апсиды и деревянный притвор, а само здание увенчали тремя куполами, выполненными в стиле раннего украинского барокко. В начале следующего века деревянный притвор сменился каменным, также добавилось несколько новых куполов. В ХІХ веке киевским архитектором А.Меленским к храму была пристроена трёхъярусная колокольня, выполненная в стиле классицизма.
Поначалу было неизвестно, какой была оригинальная роспись храма, однако, при реставрационных работах, что проводились в 70-х годах ХХ века, была найдена часть фрески ХІІ века, на которой была изображена сцена явления Христа ученикам. Также сохранилась роспись XVII века.
Православная Жизнь
В день открытия, 28 сентября 2019 года, вход в храм будет свободным.
В субботу, 28 сентября 2019 года, состоится торжественное открытие отреставрированной церкви Спаса на Берестове Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, сообщает Kplavra.kyiv.ua.
Начало церемонии в 12.00. В день открытия вход в храм будет свободным.
Церковь Спаса на Берестове – памятник архитектуры национального значения, построенная в конце XI – начале XII вв. в тогдашнем селе Берестово, рядом с загородной резиденцией киевских князей. Возведена по инициативе святого князя Владимира Мономаха, была усыпальницей рода Мономаховичей.
После разрушения Киева в 1240 году в течение нескольких веков находилась в упадке. В 1640-1644 гг. усилиями киевского митрополита Петра Могилы была восстановлена в стиле украинского барокко и заново расписана греческими мастерами.
В 1920-х годах включена в состав Всеукраинского государственного культурно-исторического заповедника «Всеукраинский музейный городок», позже реорганизованного в Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. В 1990 году, как составляющая архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры, внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Реставрационно-консервационные работы в церкви Спаса на Берестове продолжались в течение 2012-2014 и 2017-2019 годов. Была осуществлена гидроизоляция фундаментов, обследованы и реставрированы иконы барабанов куполов церкви, обустроены системы защиты от молний и снеготаяния, отреставрированы металлические окна и решетки, заменены и обновлены внутренние электрические сети. Благоустроена прилегающая территория, устроена дренажная система и ливневая канализация.
Во время реставрации памятника проведены археологические исследования некрополя церкви Спаса на Берестове, где выявлено более 420 захоронений XV-XIX веков разной степени сохранности. Зафиксированы культурные слои от IX в. до н.э. до XIX в. н.э.
Реконструкция церкви осуществлена на средства мецената Вячеслава Москалевского при поддержке Министерства культуры Украины и КГГА.
Обновленную церковь Спаса на Берестове можно будет осмотреть во время экскурсии по заповеднику.
Православная Жизнь
Киевская церковь Спаса на Берестове, находящаяся совсем рядом с Киево-Печерской Лаврой – один из древнейших храмов города. Уникальный памятник как периода Киевской Руси – начала XII века, так и позднего Средневековья – XVII века.
Исследования храма, которые начались еще во второй половине XIX века, продолжаются и по сей день. В научной литературе существует достаточное количество публикаций, связанных с историей, архитектурой, археологическими экспериментами и стенописью Спасской церкви. В нашей же работе мы обратились к тому элементу храмового интерьера, который пока еще остается вне зоны научного внимания – иконостасу, точнее, к истории нескольких иконостасов берестовского Спаса.
В 2010 г. Литвиненко Я. В. уже обращался к вопросу бытования иконостаса в Спасском храме, что нашло отображение в его публикации «Іконостас церкви Спаса на Берестові в світлі нових архівних знахідок» (1). Второй источник, где можно черпать те или иные сведения об иконостасах церкви Спаса на Берестове, – книга Г. Брусникиной и Т. Кочубинской.
В данной работе попытаемся более подробно проследить историю создания Спасских иконостасов и их видоизменения на протяжении четырех веков. В процессе исследования мы опирались на архивные документы, издания XIX–XX вв., а также на фотографии и негативы из фондов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
О первом иконостасе времен строительства Спасского храма в начале XII века сведений не сохранилось.
Церковь Спаса на Берестове в XII веке. Реконструкция Штендера
Однако по аналогиям с церквями древнерусского времени можно предположить, что, подобно киевскому Софийскому собору и Успенскому собору Киево-Печерской Лавры, в интерьере Спаса на Берестове, безусловно, присутствовала алтарная преграда. А учитывая то, что храм был княжеский, алтарная преграда, вероятнее всего, была выполнена из мрамора.
И во время татаро-монгольского нашествия 1240 года, и в период нападения на Киев хана Менгли-Гирея (1420 год) церковь претерпела значительные разрушения, и от древнерусского храма остался только нартекс. Исторических сведений о древнем Спасе почти не существует. Известно только, что в самом начале XVII в. церковь Спаса принадлежала униатам и, несмотря на запущенность храма, богослужения в нем все же проводились. Косвенно эти сведения должны указывать на наличие иконостаса.
Вторую жизнь Спасская церковь получает во времена митрополита Петра Могилы. В 1640–1644 годы он восстанавливает храм и освящает три алтаря: Преображения Господня, равноапостольного князя Владимира и бессребреников Космы и Дамиана. Что собой представляли иконостасы трех алтарей в художественном плане, неизвестно, в конструктивном же – они были балочно-рамочными. Подтверждением тому может служить сохранившийся торец квадратной балки, который выступает из кладки на южной стене главного алтаря, слева от второго окна:
Балка, расположенная на высоте трех с половиной метров, служила конструктивной деталью иконостаса: именно к ней крепились декоративные элементы и иконы. Благодаря маркировке сохранившейся балки от иконостасной преграды мы можем догадываться о высоте иконостаса могилянского времени. Так, на наш взгляд, иконостас, несколько превышающий балку, по высоте был не более 4-4,5 метров и мог насчитывать три яруса.
До второй половины XVIII века перестройки и ремонтные работы в храме проводились несколько раз, но только к 1760 году, как отмечает Т. И. Кулик, был установлен новый резной позолоченный иконостас. Известно, что ктитором церкви был тогда знаменитый зодчий Степан Ковнир, которого не без оснований можно считать автором нового иконостаса главного алтаря.
Самое первое описание иконостасов находим в книге Н. С. Самойлова «Киев в начале своего существования, блеске, славе, величии, разрушении и возобновлении» (1834 г.) (2). Автор пишет, что в иконостасе Преображенского алтаря над Царскими вратами находилась икона «Успение Богородицы» в позолоченном круге. Этот элемент художественного оформления иконостаса С. Ковнир, несомненно, перенял из Успенского собора Киево-Печерской Лавры, в которой трудился почти всю свою жизнь.
Во Владимирском приделе Самойлов обозначает место, где хранилась глава св. Владимира: «. по левую сторону по образу Богоматери». Таким местом, на наш взгляд, могла быть лишь ниша, расположенная на северной стене придела, правее аркасолия. Иконостас по ширине не должен был быть большим (учитывался размах алтарной арки – она же не шире трех метров). Помимо канонических образов Христа и Богородицы, размещаемых справа и слева от Царских врат, существовала, вероятно, еще икона и храмовая – св. Владимира:
В приделе свв. Космы и Дамиана, как указывает Н. Самойлов, находилась ризница.
Дополнительную информацию о главном иконостасе, установленном Степаном Ковниром, узнаем из статьи П. Лебединцева, опубликованной в 1888 году. Автор отмечает: «Так как высоким иконостасом, плотно прилегавшим к самому своду алтаря, прегражден был и доступ света из окон алтаря, в средней же части храма окон не было, то церковь эта представляла какой-то подвал, в котором нужно было стоять и днем с огнем» (3). В 1862 г. новый настоятель Павел Лебединцев, застав храм в таком виде, для начала добавил в помещение света, сняв с иконостаса один из двух его верхних ярусов.
Как отмечает П. Лебединцев, иконостас, сооруженный Степаном Ковниром, отвечал характеристикам своего времени. В XVIII в. именно высокий тип барочного иконостаса доминировал в украинских храмовых интерьерах. Церковь Спаса на Берестове не стала исключением. В 1760 году С. Ковнир, устанавливая иконостас в главном алтаре храма, вероятнее всего, меняет прежнее место его нахождения. По нашему мнению, ковнировский иконостас должен был вплотную примыкать к арочному проему древнего нартекса (о чем и писал П. Лебединцев, говоря об отсутствии света в храме). Учитывая информацию о снятии двух верхних ярусов иконостаса, достаточно легко реконструировать количество его рядов. Так, по выработанному в православии канону высокого иконостаса, ковнировский иконостас помимо наместного и цокольного рядов насчитывал еще три ряда: праздничный, апостольский и пророческий.
По инициативе протоиерея П. Лебединцева в 1862–1867 гг. в храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Были сняты чугунные плиты пола, а «ветхий» иконостас разобрали. Церковный староста Степан Лашкевич за собственные средства (1500 рублей) заказывает новый иконостас, в котором на северных и южных дверях разместились лики «свв. Моравских учителей Кирилла и Мефодия» (4). Наместные же образы были оставлены из предыдущего иконостаса. Заказывая новый иконостас, церковный староста С. И. Лашкевич учитывает недостатки предыдущего (высокого), закрывавшего внутри храма весь свет. Именно поэтому он останавливает свой выбор на иконостасе одноярусном, к тому же покрывает его белой краской.
Во время ремонта в 1868 г. Владимирский придел (и вместе с ним иконостас) был упразднен, в верхней части бывшего придела была устроена ризница. В южном приделе свв. Космы и Дамиана иконостас никаких изменений не претерпел.
Следующие перемены, происходившие в главном иконостасе церкви Спаса на Берестове, связаны с ее передачей в 1897 году во временное пользование Киевской общине единоверцев (старообрядцев). Сразу же после передачи прихожане обратилась к Епархиальному начальству «…о разрешении заменить изображения на Царских вратах, в иконостасе и на стенах новыми, с заменою троеперстия двуперстием и четырехконечных крестов восьмиконечными» (5). Церковно-Археологическое Общество при Киевской духовной академии направило для осмотра Спасского храма своих членов, М. Петрова и В. Завитневича. Заслушав их отзывы, Общество сообщило, «…что со своей стороны не находит возможным дать прихожанам церкви испрашиваемые ими разрешения» (6).
Но все же некоторые изменения произошли. Согласно церковной описи за 1908 год, все иконы в главном иконостасе единоверцы заменили, сохранив от прежних лишь сюжеты. Вместе с тем образы Кирилла и Мефодия на диаконских вратах сменили фигуры Архистратига Михаила и архидиакона Стефана.
В пользовании единоверцев церковь Спаса находилась в течение 10 лет. 28 марта 1907 указом Св. Синода Спас на Берестове был передан Киево-Печерской Лавре.
Сразу же встал вопрос о ремонтно-реставрационных работах как снаружи, так и внутри храма. Работы Императорской Археологической комиссии возглавил академик П. Покрышкин. В августе 1908 года Духовный Собор Лавры накладывает резолюцию: «…древнюю Спасскую церковь на Берестове, от времени значительно обветшавшую, предположено привести постепенно в подобающее храму Божиему благовидное состояние… На первый раз в ней предположено прочистить и починить иконостасы…» (7).
Перед началом работ были сделаны фотоснимки церкви, среди которых имелись фото иконостасов главного и южного приделов (8). Два негатива хранятся в фондах Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Рассматривая после перевода изображения с негатива в позитив иконостас Преображенского алтаря:
необходимо отметить, что создан он был в эклектичной струе историзма с использованием элементов стиля ампир. Царские врата иконостаса и полуколонки дорического ордера относят нас к началу XIX в., хотя сам иконостас, как мы помним, был установлен в 1866 году.
Изображение иконостаса в алтаре Космы и Дамиана полностью соответствует архивному документу 1908 г.: «В южном приделе иконостас тоже деревянный, 4-х ярусный, совсем простой работы…» (9).
Еще одна интересная деталь зафиксирована на фотографии – прислоненные к стене справа от иконостаса две иконы: одна с изображением князя Владимира, Бориса и Глеба, другая – «Преображение». Замененные единоверцами на образа, выполненные в древнем духе, эти иконы десять лет хранились в храме.
В 1914 г., когда ремонтные работы в церкви Спаса находились уже на стадии завершения, назрел вопрос об установлении иконостасов в ее алтарях.
Так, в январе 1914 г. руководитель всех ремонтно-реставрационных работ академик архитектуры П. П. Покрышкин сообщает Императорской Археологической комиссии: «…Иконостас правого придела должен быть только исправлен… и поставлен на прежнем месте. Главный иконостас XIX в. не соответствует стилю Спасской церкви, его весьма желательно заменить другим, например по образцу иконостасов, стоящих на хорах Великой церкви, но оставить одноярусным…» (10).
Духовный Собор Лавры предписывает восстановить в Спасе «старый иконостас бывшей трапезной церкви». Все работы были поручены смотрителю лаврской иконописной мастерской иеромонаху Владимиру и смотрителю позолотной мастерской иеромонаху Феогену. Между тем, старый иконостас Трапезной для Спасской церкви оказался неподходящим – был чересчур высоким, а повторять ошибки XVIII века, конечно же, не следовало. За проект нового иконостаса взялся П. Покрышкин, который в качестве образца декора взял резьбу на иконостасе Антониевского придела с хоров Успенского собора. В фондах заповедника хранится, очевидно, рисунок академика архитектуры, названный им «Главный иконостас церкви Спаса на Берестове»(11).
Из рисунка становится ясно, что за основу будущего одноярусного иконостаса П. Покрышкин берет архитектурные формы нижнего яруса многоярусного – старого иконостаса из соборного придела Антония Печерского. Таким образом, не только в оформлении, но отчасти и в конструктивных формах Покрышкин следует в русле близкой лаврскому духовенству традиции.
Написание икон для Спасского иконостаса и его Царских врат было предложено реставраторам стенной стенописи Спаса, московским художникам Михаилу и Григорию Чириковым. В июне 1914 г. в Духовный Собор Лавры подается смета, в которой старший Г. Чириков обязуется «написать иконы в стиле XVII века южных мастеров в иконостасе Спаса Преображенской церкви, что на Берестове в Киеве».
С началом Первой мировой войны работы по изготовлению иконостасов, выполненные на три четверти от всего объема, были приостановлены. Лишь в августе 1918 г. монастырь возвращается к вопросу установления иконостаса в Преображенском алтаре. Тому же столярных и резных дел мастеру, который занимался иконостасом до войны, Д. Невежину, резолюцией Духовного Собора предписывается «немедленно приступить к окончанию означенных работ, а особенно устройство бляхов для икон» (12). Договор с московскими художниками Чириковыми о написании икон для иконостаса Духовный Собор уже не возобновляет, теперь эта работа поручена лаврской иконописной мастерской. Иконостас в храме был установлен 28 ноября 1918 г., о чем Духовному Собору Лавры доложил иеромонах Владимир (13). К большому сожалению, дальнейшую судьбу иконостаса Преображенского алтаря установить пока не удалось, возможно, положительный результат дадут дальнейшие поиски.
Подводя итоги, выделим основные этапы в создании иконостасов Спасского храма. Первый этап – время постройки церкви (начало XII в.), когда в храме должна была существовать мраморная алтарная преграда. Второй этап – 1640–1644 гг.: это восстановление храма киевским митрополитом П. Могилой, создание и освящение алтарей с установлением трех иконостасов: главного – в честь Преображения Господня, северного – святого Владимира, южного – святых Косьмы и Дамиана. Третий этап – 1760-е гг.: создание С. Ковниром в храме высоких иконостасов. Четвертый этап – 1862–1867 гг.: упразднение Владимирского придела и установка в главном алтаре иконостаса одноярусного. Пятый этап – 1908–1918 гг.: проведение археологических и ремонтно-реставрационных работ в церкви под руководством П. Покрышкина, установка по его же рисунку иконостаса главного алтаря, выполненного киевским мастером Д. Невежиным.
1. Литвиненко Я. В. Іконостас церкви Спаса на Берестові в світлі нових архівних знахідок // ХV Міжнародні «Могилянські читання». Збірник наукових праць. К., 2011. С. 244–247.
2. Самойлов Н. С. Киев в начале своего существования, блеске, славе, величии, разрушении и возобновлении. М., 1834. С. 52–60.
3. Лебединцев П. Спас на Берестове // Киевская старовина. К., 1888. С. 10.
4. Там же.
5. ЦДІАК України. Ф. 127. Оп. 1056. Спр. 405. Арк. 2
6. Там же.
7. Там же.
8. ЦДІАК України. Ф. 128. Оп. 1 благ. Спр. 3354. Арк. 47.
9. КПЛ – А – 399. Арк. 3 зворот.
10. ЦДІАК України. Ф. 128. Оп. 1 благ. Спр. 3354. Арк. 144.
11. КПЛ – Пл – 37.
12. ЦДІАК України. Ф. 128. Оп. 1 благ. Спр. 3354. Арк. 216.
13. Там же. Арк. 219.