где в храме должна стоять женщина
Православная Жизнь
Воцерковлённые люди знают, что можно и чего нельзя делать в храме. Но для тех читателей, кто испытывает сложности, подготовлен этот материал.
Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:
1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор
Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе
Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.
3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем
Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.
4. Почитание мощей и икон
Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).
5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим
Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.
Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.
6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства
Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.
7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.
Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.
8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)
На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.
9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)
Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
10. Не стоит делать замечания и ругаться
Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.
11. В храм надевают самое лучшее
На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.
Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.
Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.
12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными
Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.
13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении
Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.
14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан
Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.
Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.
Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.
15. Дети в храме должны вести себя прилично
Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.
16. В молитве человек участвует всем своим существом
И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.
17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи
Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.
18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой
Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).
Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.
19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя
Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).
Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).
20. Причащая детей их нужно правильно держать
Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.
Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.
21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении
В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.
Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.
22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой
Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.
23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову
Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.
24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой
Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.
Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.
Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.
25. Не бойтесь попасть в неловкое положение
Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.
Правила благочестия
Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие Божьему закону, принятые в Церкви.
Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин.4:12 ), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( Ин.4:20 ). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
1. Правила поведения в храме
Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.
Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.
В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам.
Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.
Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.
Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.
Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.
В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.
По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.
Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность соблюдается и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность.
Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.
В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих.
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.
Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.
Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения пожилых прихожан. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.
Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.
2. Правила церковных отношений
При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.
При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».
При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господь!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»
Слово к прихожанам
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.
Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.
За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.
Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.
Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.
Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.
И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.
Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин
Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.
Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.
Как правильно вести себя в храме
Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.
Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.
Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:
Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.
Правила во время богослужения
С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.
Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.
Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.
Важно! Главная задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви. Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.
Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.
Правила причастия
Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост.
Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:
Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.
Общие правила
Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.
Неприемлемы для церкви:
Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.
Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.
Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.
Крестное знамение
Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.
Осенить себя крестным знамением просто:
Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.
Для женщин
Для женщин в храме действует больше правил:
Еще о церковных правилах:
Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.
Для мужчин
Для мужчин правила проще, но они также существуют:
Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.
Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.
Добрый день.Конечно, то, что вы описываете — это ужасно. Если вы действительно уверенны, что дела обстоят именно так и если вы можете предоставить хоть какие-то факты, вам необходимо обращаться в вашу епархию, к правящему архиерею. К сожалению, как в любой области человеческой деятельности, в Церкви также попадаются неблагочестивые люди. Совершенно недопустимо делать из прихода «кормушку» в том смысле, в котором вы описываете. Вы можете и должны реагировать на подобное.
Но есть и другая сторона медали. В некотором смысле приход всегда был кормушкой своего священника. У священников отсутствуют зарплаты и он сам со своей семьей кормится только своим приходом. Поэтому расхожее мнение, что в Церкви все должно быть бесплатным, не выдерживает проверку реалиями и практикой жизни. У современной Церкви есть очень много финансовых потребностей — это и оплата коммунальных платежей, и ремонт, и оплата труда некоторых служащих храма, и многое другое. Помимо всего этого, священник тоже является обычным человеком из плоти и крови, ему нужно что-то есть и удовлетворять остальные человеческие потребности. Очень часто священники имеют большие многодетные семьи, а содержать несколько детей в наше время — дело очень затратное. Поэтому в реальности совершенно невозможно полностью отделить служение в Церкви от финансовых вопросов. Можно долго рассуждать, хорошо это или нет, но практика такова и ничего с этим сделать нельзя.
Но, конечно же, практика общепринятых пожертвований прихожан в свой храм ни в коем случае не должна носить форму вымогательства, обязательной платы или чего-либо подобного. То, что такие факты периодически фиксируются в различных храмах, совершенно не говорит о том, что это нормальная практика для всей нашей Церкви, как таковой. Нечистые на руку отдельные священники оскверняют себя и губят свою душу, нарушая все данные обеты. Но Церковь в полном понимании никогда такому не учила и никогда не призывала к вымогательству.
Добрый день. Вы путаете личные грехи отдельных людей с учением Церкви. К сожалению, это часто разные вещи. Приходя в храм, не надо ожидать увидеть сонм святых. Наши храмы наполняют грешные люди, они есть и среди прихожан, и среди священства. Конечно, это не оправдывает отношение отдельных лиц к Церкви, как к бизнесу, но не это есть та Церковь Христова, которую основал сам Господь. Придя в храм, нужно стараться смотреть не на чужие грехи (которых мы всегда увидим в изобилии), а на свои собственные. Это сложно, намного легче осудить окружающих. Но именно к этому призывал Господь.
Тот факт, что ваш знакомый охранник был подвержен пьянству, говорит только о том, что именно он был подвержен греховной страсти. Но это совершенно не значит, что Церковь это поощряет. К тому же, мы не можем знать, каков путь этого человека. Возможно, именно благодаря такому небольшому церковному послушанию этот человек сможет исцелиться и спастись. Нам неизвестен Божий Промысел о других людях, поэтому нельзя осуждать их за какие-либо грехи. Кто знает, возможно, если бы мы были в таких же исходных условиях, то вели бы еще более жалкую и греховную жизнь.
Помогай вам, Господь!
добрый день! вчера столкнулась с хамством и невоспитанностью в александро невской лавре. было очень обидно и неприятно. я верующий человек,мой муж скажем так тяжеловерующий)))кокраз по выше описанным причинам человака котррый рассказал про то как приход превращается в кормушку. мы часто ездием в сергиев посад и тоже видим церковнослужителей на их «скромных» автомобилях) и тд…. в общем сейчас тяжело привести человека к вере,если наблюдать все то что твориться вокруг.( ну так вот,говорю мужу :иди надо поставить свечку матери, постой погуляй в храме почуствуй как там спокойно и хорошо. он зашел а его увидел какойто богослужитель и начал орать на всю лавру истошным голосом,мол держи его! лови! он в шортах!(шорты к словусказать ниже середины икры были,т.е. не оголяли колена и бедра),и начал тыкать на мужа как ненормальный! конечно человек испытал дискомформ и смущение….обиделся и ушел.и больше не хочет туда ходить. вот вопрос. неужели не учат вежливости и терпимости в храме? почему нельзя было подойти и сказать потихонечку,мол молодой человек ваш вид неодоряется церквью,вы наверное невкурсе дела.давайте я вам расскажу что к чему. и потихонечку спокойно обьяснить.и уже доверие было б установлено и контакт.а не устраивать позорный цирк,орать во весь голос в лавре,нарушая молитву кстати других прихожан,тыкать пальцем!! ужасно невоспитанные люди там служат((((как себя вести в такой ситуации? и что сказать теперь мужу….
Добрый день. Искренне сочувствуем вашей ситуации и разделяем негодование. К сожалению, даже у церковнослужителей не всегда хватает такта и терпения. Конечно, даже если ваш муж и нарушил какие-либо принятые в храме правила, замечание должно быть сделано в корректной и вежливой форме. Вы можете подойти к отцу настоятелю и поговорить с ним об этом.
Но есть и обратная сторона медали. Очень часто верующие люди, приходя в храм, ожидают увидеть одних святых вокруг. Конечно, хорошо и приятно попадать в Дом Божий, когда тебя встречают с распростертыми объятиями, как блудного сына. И, поверьте, такие священники у нас есть, и немало. Но нам тоже нельзя забывать, что в Церкви есть разные люди, и люди грешные. Конечно, это не оправдывает откровенного хамства, и если вы с ним сталкиваетесь — вы можете реагировать и жаловаться, на ваше усмотрение. Но, приходя в храм, мы идем не к людям, а к Богу. И различные искушения, в том числе и неподобающим поведением и обращением к нам других людей, не должны сбивать нас с выбранного пути. Постарайтесь донести эту мысль мужу. Очень часто, особенно в начале воцерковления, мы думаем, что раз мы пришли в церковь — вот такие мы молодцы, носите нас тут на руках, раз мы пришли. Но нужно помнить, что ходить в храм, участвовать в Таинствах, жить духовной и церковной жизнью — все это надо нам самим, а не кому-либо другому. И да, на этом пути часто бывают скорби, искушения и многие неприятности, потому что это узкий и тернистый путь. Если относится к этому, как к испытанию, которое необходимо пройти — жить становится легче. Это вовсе не оправдывает тех людей, которые хамят или неподобающе относятся к прихожанам. Но это их грех, их ответственность, им за это отвечать перед Богом. А нам отвечать — за нас. Оставьте чужие грехи тем, кто их совершает, у каждого из нас и своих достаточно.
Из личного опыта (пишу сейчас не как администратор, а просто как православная христианка) могу сказать, что также сталкивалась с неприятным отношением в храме. И не просто в храме, а во время Причастия. Я тогда была беременна, и меня в очереди продвинули вперед, среди мужчин. Дело было в монастыре со строгими правилами, мужчины всегда там идут первые на Причастие. А тут затесалась я со своим животом. Очень это не понравилось строгому монастырскому священнику, о чем он очень громко на весь храм начал возмущаться. Я откровенно испугалась, потому что не знала, как подходить к Чаше в такой ситуации. Батюшке объяснили, что меня протолкнули вперед ввиду моего положения. Вероятно, он сразу этого не заметил. Меня он причастил, но довольно сердито. Мне было не по себе. Позже я обсуждала эту ситуацию с другим священником, который сказал — А ты понимаешь, что мы никогда не подходим к Причастию готовыми и достойными? Как бы ты ни готовилась, как бы ни молилась и ни постилась, мы причащаемся только милостью Божией, но недостойно по нашим грехам. Вот и относись к произошедшему, как к Божьему Промыслу, который для смирения тебе показал, что человек не может причащаться достойно.
Мне стало намного легче после этого осознания. Действительно, если мы верим, что в нашей жизни присутствует Божий Промысел и что не бывает случайностей — мы можем найти духовную пользу во всем, что с нами происходит. При этом грехи обижающих нас людей останутся их грехами. Но мы для себя даже неприятную ситуацию можем осознать и вынести из нее духовную пользу.
Помогай вам, Господь!
Здравствуйте! Можно ли на крестины одеть чёрное платье? (Я крестная)
Добрый день. Форма одежды на крестины должна быть такой, в которой можно ходить в церковь. Цвет платья, конечно же, может быть и черным — черное платье совершенно не несет только траурную символику. Более важно, чтобы ваше платье было надлежащей длины (как минимум, закрывало колени), не имело глубокого выреза и чересчур не открывало плечи. Если вас смущает строгий черный цвет — вы можете надеть белый праздничный платок или шарф на голову, чтобы выглядеть наряднее. Крестины действительно являются радостным и праздничным днем, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы продумать нарядный образ. Только не следует придавать этому слишком большое значение — вы можете выглядеть и нарядно, и празднично, и красиво, но при этом ваш внешний вид должен оставаться благочестивым. Также заботы о внешнем виде не должны занимать много вашего внимания, чтобы не отвлекать от самого важного — духовного смысла происходящего.
Здравствуйте! Действительно ли и почему нельзя проходить в передней части храма /по горизонтали/. Мне сделали замечание, когда я перешла из левой части в правую из-за разговоров рядом стоящих.
Добрый день. Действительно, в некоторых храмах до сих пор сохранились свои обычаи и традиции относительно мест расположения молящихся. Так, традиционно полагается женщинам стоять в левой части храма, а мужчинам — в правой. Такое разделение сейчас мало где сохранилось, и, по большому счету, не имеет слишком важного значения. Но в наших храмах, порой, можно встретить особый род прихожан, которые всегда пристально следят за соблюдением всех норм и приличий православного этикета. Причем, следят они больше всего не за собой, а за другими. Если вы тихонько перешли в храме на другое место, никому при этом не мешали молиться — ничего плохого в этом нет. В таком случае, на посторонние замечания не нужно особо реагировать. Скорее всего, их делают как раз такие люди, которые в храме черезчур внимательны к другим. К ним нужно относится спокойно, местами немного с юмором и не придавать особого значения их замечаниям. Но это только в том случае, если вы действительно никому не мешали, а просто не выполнили какое-то малозначительное внешнее правило.
Что касается правил и традиций приходов — они могут существенно отличаться в разных храмах. Если вы постоянно ходите в один и тот же храм, со временем вы будете знать, каких традиций придерживаются тут. Эти правила не являются строго обязательными, их выполнять вас никто не может заставить, но если вы являетесь членом общины — можно им и подчиниться. Конечно, речь не идет о каких-то церковных суевериях, которых, к огромному сожалению, очень много в наших церквях. Изучайте вашу веру, вникайте в тонкости богослужения, чтобы точно знать, что является важным в церковной жизни, а что второстепенным. И если к вам в храме пристает какая-то особо ревностная старушка, готовая предать вас анафеме за постановку свечи не той рукой — спокойно объясните ей, что знаете необходимые правила.
Добрый день. Да, подходя ко Святому Причастию, священник просит прихожан примерно такими словами «Ни до, ни после причастия не креститесь, лишь внятно называйте свои имена». Такое правило продиктовано самой обыкновенной техникой безопасности — ни в коем случае нельзя толкнуть Чашу, чтобы Святые Дары не пролились. Если толпа людей перед и сразу после Причастия начнет активно креститься, ненароком можно толкнуть друг друга, священника. Причастие — это самая главная часть Божественной Литургии, подходить к Причастию нужно с самым большим благоговением. Поэтому, причастившись, нужно спокойно и аккуратно отойти на запивку, съесть кусочек просфоры и выпить «теплоту» (так называется сладкая теплая вода, подаваемая всем причащающимся) и далее уже, повернувшись к алтарю, креститься и продолжать свою молитву.
Смысловую цель несет как раз большую — не толкнуть священника, не зацепить Чашу. Да, именно для этого просят не креститься. Отойдя от Чаши на безопасное расстояние, вы можете креститься столько, сколько хотите. Только не забудьте пройти на запивку. Говорят много чего, в храмах огромное количество суеверий. Не нужно им придавать особых значений.
Извините, пожалуйста, но ваши «наставления» не совсем соответствуют действительности. И,к сожалению, большинство прихожан не в курсе данных «наставлений». Я,довелось, был в Киево-Печорской Лавре на экскурсии. И,в начале экскурсии, я многого не знал, местные бабушки(прихожане) смотрели на меня словно на Светоносного…Вместо того, чтобы вразумить и объяснить некоторые моменты. с уважением, Роман
Еще раз извините. Я не хочу троллить вас, либо насмехаться над вашими убеждениями, но мне все-таки обидно — почему металлист и безбожник не может придти к Богу. Еще раз простите
Почему не может? Очень даже может. Только на этом пути придется избавиться от звания «безбожник». Собственно, православие — это и есть путь от безбожия к Богу, в этом и есть смысл. Насчет металлиста — вы, по всей видимости, имеете в виду определенную субкультуру? Она тоже не является определяющей в вопросе поиска Бога. Если искренне пытаться найти свой путь к Господу, станет понятно, что в жизни важно, а что нет. Многие люди, вышедшие из субкультур, сумели обрести веру. Например, всем известный лидер группы «Алиса», Константин Кинчев. Его путь к Богу был очень непростой, но очень честный. Одна его песня «Крещение» сколько смыслов раскрывает! Дмитрий Ревякин из группы «Калинов мост» сознательно из язычества перешел в православие. У одной из самых известных хэви-металл групп «Черный кофе» и ее лидера Дмитрия Варшавского есть прекрасная песня «Владимирская Русь», где поется об истинной вере. Этот список можно продолжать и дальше. К вере можно прийти самыми разными путями, и тут не должно быть внешних формальных преград. Самое главное — честно искать Бога, стремиться к Нему, искать свою собственную дорогу и не сворачивать с нее. А дальше будет понятно, что в жизни нужно оставить, а с чем можно двигаться дальше.
Добрый день. Уточните, пожалуйста, какие именно убеждения и наставления вас смутили и не соответствуют действительности? И что означает «смотрели как на Светоносного»? Не очень понятно, о чем вы.
Если вы имеете в виду, что по своему незнанию не соблюдали каких-то правил, а вас грубо одергивали или еще как-то проявили недружелюбие — не надо слишком обращать на это внимание. Да, к сожалению, в наших храмах есть особая категория прихожан, которые считают себя обязанными исправлять всех вокруг. Причем делают это такими способами, что вообще отбивают желание ходить в храм. Могу привести свой личный пример — когда я только начинала ходить в храм и тоже многое не знала, тоже сталкивалась с неприятными ситуациями. Например, у меня есть привычка стоять, соединив руки в замок за спиной. И вот стою я однажды в храме, а сзади какая-то очень сильно верующая бабулька как треснет меня по рукам! Я от неожиданности аж вскрикнула. А она смотрит так злобно на меня, и сквозь зубы цедит: «Ты в храм пришла или куда?! Стой ровно, что ты руки крутишь?!» Тогда меня это очень зацепило, было крайне неожиданно столкнуться с такой злобой и неприятием в храме. Но со временем я поняла, что храм наполняют обычные грешные люди. Приходя на службу, мы все не лишаемся своих грехов и страстей, не становимся вдруг добрыми, милыми и вселюбящими. Напротив, все свои грехи из обычной жизни мы переносим и в храм. В идеале по мере духовного роста мы должны постепенно избавляться от них, но этот путь осиливают не все. Вот и остается особая группа прихожан, которые всем тыкают, всем указывают, позволяют себе вольности и грубости. Этих людей надо просто пожалеть и сильно внимания не обращать. Нужно помнить, что в храм мы идем не к ним, а к Богу.
Если вам нужна помощь в начале воцерковления — очень полезно иметь друзей или знакомых, которые уже прошли этот путь и могут ответить на ваши вопросы. Можно найти таких людей и в храме — поверьте, там не только злобные старушки. Очень много умных и замечательных людей наполняют наши храмы, и они всегда с радостью помогут новоначальному. Главное — не сходить с истинного пути только потому, что кто-то слишком много о себе возомнивший сделал вам неприятное. Этот человек будет отвечать перед Богом за свои поступки. Ну а вы — за свои.