где в воронеже богоявленский храм

Где в воронеже богоявленский храм

Богоявленской церкви в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде, так как интересовались они в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати. А у Богоявления обитали в основном мещане да ремесленники.

Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д. И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

В 70—80-е годы прошлого века при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф (1820—1905) позднее принял монашество под именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря.

В начале XX в., при протоиереи Евгения Дольскогой было открыто церковноприходское училище.

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 году настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. Несмотря на полную покорность проводившейся правительством религиозной политике, жизнь храма легкой не была. Сложными оставались отношения с финансовыми органами, которые давили непосильными налогами за культовое здание, построенное предками прихожан на свои кровные средства. Священник был отстранен от руководства дедами храма. Во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика.

Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления. В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала.

В начале 1930-х годов Богоявленский храм закрыли. Здание передали городскому промышленному комбинату. Он находился тут до конца 1980-х годов, потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Источник

Воронеж. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленский храм

Карта и ближайшие объекты

где в воронеже богоявленский храм

Статьи

Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, не каждый из коренных воронежцев знает. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Орджоникидзе. Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к водохранилищу по Большой Богоявленской (пока еще улица 25-го Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (ныне улица Первомайская) и стоит Богоявленская церковь. Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января. Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память святой мученицы Пелагии. Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванвич Клейнер по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками. Как претворялся проект на практике, я не знаю: в документах и в литературе нет об этом упоминаний, а чертежи в архиве не сохранились. Всё-таки, думаю, его реализовали, ведь техническое состояние церкви в тот момент представлялось достаточно серьезным и капитальные работы были необходимы. Да к тому же в стоящем ныне здании с левой стороны колокольни имеется та пристройка, которая значилась в предположении 1854 года; хотя, конечно же, ломали церковь не до основания. В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов. Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810—1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов. Батюшке Фоме Петропольскому удалось изменить ситуацию: при нем церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником пополнения кошелька стали взносы на поминовение умерших.

В 70—80-е годы прошлого века при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф позднее принял монашество под именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря. В начале XX века, когда у Богоявления служил протоиерей Евгений Дольский, было открыто церковноприходское училище. Е. А. Дольский возглавлял еще и уездное отделение епархиального училищного совета. Ему довелось встретить в этой церкви революционный 1917 год, ему же в январе 1919 года пришлось представлять совнархозу перечень серебряных предметов, да еще оправдываться перед новой властью за задержку: дескать, искали рабочих, чтобы вынуть иконы из иконостаса, не повредив их. Список, в сравнении с другими церквами, сравнительно короткий: три дарохранительницы, четыре Евангелия в окладах, три чаши с прибором, пять крестов, двадцать три лампадки, одно кадило. Значительная часть богослужебных принадлежностей была потом отобрана государством.

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 году «ввиду продолжительного отсутствия» протоиерей Евгений Дольский был уволен за штат. Настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. В июне 1924 года верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля. В мае 1925 года отец Сергий обратился в церковный совет с заявлением о невозможности существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. В июне 1925 года во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах. В июле 1928 года в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века — метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги. Но искать их там сейчас тщетно: материалы сгорели в годы минувшей войны. Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления.

В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала. Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. По крайней мере, к 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище. Но проект остался нереализованным: денег ли не отыскали, надобность ли в фильмохранилище миновала, трудно сейчас сказать. В церкви остался швейный цех комбината. Он находился тут до конца 1980-х годов, потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Сейчас здание передано епархии. Трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка — так выглядела совсем недавно Богоявленская церковь. В здании уже начались восстановительные работы.

Богоявленская церковь в г. Воронеже первоначально была деревянная, освящена в 1663 г.; в 1703 г. она сгорела. На место сгоревшей была построена другая и также деревянная и освящена в ноябре 1705 г. при архиепископе Арсении I. В 1733 г. построена была каменная трапезная церковь, и в ней устроен был придел во имя св. Сергия Радонежского. Вторая деревянная церковь сгорела в 1748 г.

Ныне существующая каменная построена в 1763 г. и освящена 19 июля 1763 г. В ней два придела: в трапезной на правой стороне – во имя преп. Сергия Радонежского, освящен 15 марта 1752 г., на левой – св. преп. муч. Пелагеи. Этот придел устроен в 1841 г. купцом Михаилом Максимовичем Клочковым в честь ангела своей жены. Богоявленская церковь по малочисленности и бедности прихожан была приписана к Николаевской и Богословским церквам (с 1810 по 1815 гг.), ныне она самостоятельна.

При сей церкви прихожан до 70 дворов. Причт пользуется % 442 руб. с капиталов 8000 руб., завещанных разными лицами за поминовение. В пользу церкви разными лицами завещано 5000 руб. При церкви имеется богадельня на 4 человека, на содержание богадельни имеется билет в 1500 руб.

В этой церкви у иконостаса левого придела имеется резное изображение (статуя) Спасителя, сидящего в темнице. Говорят, что статуя Спасителя, местно чтимая, оставлена в Богоявленской церкви по причине скудности содержания причта. Перед этим изображением по пятницам читается акафист Страстям Христовым.

Из священников, служивших при Богоявленской церкви известны: о. Порфирий (1771 г.), Фома Петропольский, его стараниями Богоявленская церковь приобрела достаточно средств к содержанию причта и главным источником для сего было поминовение умерших; после него Митрофан Трофимов, Павел Склобовский, с 1875 г. протоиерей Евграф Петров.

В Богоявленской церкви храмовое торжество совершается не 6, а 7 января; вероятно, потому что в день крещения Господня 6 января все городское духовенство обязано быть на водоосвящении. Под 7 января в Богоявленской церкви совершается праздничная служба Богоявлению Господню, а не св. Иоанну Предтече.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Источник

По-над пропастью, по самому по краю…

Богоявленский храм Воронежа в народе называют «наркоманским приходом». Сведущие люди поясняют: в храме служит отец Евгений, который вот уже более семи лет возвращает бывших наркоманов к нормальной жизни.

Проблема | Реабилитация людей с наркотической зависимостью – долгий процесс, в котором душевное исцеление стоит на первом месте

Богоявленский храм Воронежа в народе называют «наркоманским приходом». Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать соответствующий запрос в поисковике компьютера. Сведущие люди поясняют: «В храме служит отец Евгений, который вот уже более семи лет возвращает бывших наркоманов к нормальной жизни».

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Адрес церковного Центра реабилитации, работающего при поддержке Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого, передают из уст в уста. А приезжают в него из самых разных мест России и ближнего зарубежья.

Почему сюда, а не в официальные государственные или многочисленные коммерческие Центры помощи наркозависимым? Потому, что надеются получить не только физическое, но и душевное исцеление. При всём сложном отношении к наркоманам здесь есть понимание того, что в первую очередь надо лечить душу. Однако важный момент: ей необходимо захотеть изменений и усердно потрудиться ради своего здорового будущего.

–– Чтобы церковная реабилитация дала эффект, человеку предстоит умом созреть и принять самостоятельное решение, – говорит иерей Евгений Лищенюк. – Когда вижу в глазах у парня такую решимость, объясняю, что и как будет происходить. Рассказываю о трёх наших структурах: общине в селе Семидесятное Хохольского района, Городском реабилитационном центре и Центре ресоциализации, где на заключительном этапе люди готовятся к возвращению в социум.

Подход к каждому поступившему на реабилитацию индивидуален.

– Одновременно в сельском и городском реабилитационных Центрах, а также на ресоциализации у нас может находиться около 30 человек, – продолжает Евгений Лищенюк.– Надо понимать, что ребята не всегда психологически стабильны. Настроение в течение дня может резко меняться. Соответственно, общение с ними – это всегда большие эмоциональные затраты. Часто в качестве консультантов мы привлекаем тех, кто прошел восстановление в наших Центрах. Они знают, что основа процесса реабилитации – душевная, располагающая атмосфера.

В течение всего курса, а это один год, те, кого Фонд принимает на реабилитацию в сельский дом, находятся в постоянном контакте со священнослужителем, при его поддержке учатся усмирять тягу к наркотическим веществам. При этом сами организуют свой быт: убирают, готовят, ухаживают за домашними животными, рыбачат. В городском мужском православном реабилитационном центре «Дом» – своя атмосфера. Здесь с подопечными также общается священник, направляющий помыслы людей к их здоровому будущему, новой жизни без наркотиков.

По словам нашего собеседника, все, кто обращается за помощью, – парни с «богатой биографией». Срок употребления наркотиков у них разный, а результаты одинаковые – подорванное здоровье, разлад в семье, отсутствие работы и привычных жизненных устоев и интересов. Общение, совместный труд, молитва возвращают больным наркоманией вкус простых земных радостей. А самое важное – помогают вернуть утраченные навыки нормального общения с людьми. Когда не надо хитрить и ловчить, чтобы заполучить очередную дозу наркотика. Не надо проявлять агрессию. А можно спокойно разговаривать, поддерживать друг друга, учиться принятию себя нового – очищенного от последствий наркозависимости.

После проведённых в селе Семидесятное девяти месяцев возвращение в город – новое серьёзное испытание. Центр ресоциализации при Богоявленском храме, где можно находиться до трёх месяцев, помогает переключиться на обычный ритм жизни, при необходимости – получить помощь в деле восстановления документов, трудоустройства.

Обычно здесь находятся до восьми парней, которые живут в кельях при храме, помогают следить за порядком на его территории, участвуют в церковных службах. Во время визита журналисты «Коммуны» застали ребят за работой: они чистили дорожки от снега. Пообщаться с нами вызвались двое.

– К двадцати годам я плотно сидел на инъекционных наркотиках, – описывает путешествие в наркотический ад Захар. – Жил далеко от дома, пытался учиться в юридической академии. Оттуда меня «за всё хорошее» и отчислили. Родители об истинных причинах не догадывались. Думали, что из-за проблем с учёбой.

Отслужив в армии, Захар вернулся в родной город. Пытался найти работу и устроить личную жизнь. Не вышло. Мешали наркотики. Они же «посадили « печень, и в 22-летнем возрасте наградили гепатитом.

– Был жуткий скандал, когда мать с отцом услышали от врача правду: «Да, он у вас употребляет!» – вспоминает Захар. – Но и это меня не остановило. И мой первый реабилитационный Центр не остановил. Продержался я после курса лечения ровно четыре месяца. Эх, знать бы, что впереди меня ждут ещё пять реабилитационных Центров, годы маминых мучений, разрыв отношений с отцом…

Молодой парень буднично рассказывает о том, к каким опасным приключениям подталкивал его поиск очередной дозы. Говорит о том, как постепенно обесценивалось для него всё, включая человеческую жизнь.

– Когда слышал от знакомых, что вот ещё один из «наших» умер от передозировки, внутри ничего не вздрагивало, – отмечает Захар. – А однажды подумалось: чудес не бывает, следующим могу быть я. Бог подарил мне жизнь, а я отвергаю дар Божий… Эта мысль запала мне в сердце. Но что-то всё-таки мешало сделать окончательный выбор и отказаться от наркотиков.

Завершалось лечение в очередном реабилитационном Центре, начинался поиск работы, возникали трудности в общении с людьми, за ними – срывы и снова наркотики.

– Показалась работа тяжёлой или человек чем-то не понравился, – вот и всё, – делится Захар.– А употребишь, вроде как-то и полегче… Но всё это ненадолго, конечно.

В разгар одного их таких наркотических запоев Захар позвонил знакомому: «Всё, не могу. Погибаю!» Товарищ подсказал адрес в Воронеже.

– После разговора в храме с отцом Евгением поехал в Семидесятное, – делится наш собеседник. – Прошёл там реабилитацию. А сейчас здесь, в Центре ресоциализации, готовлюсь к новой жизни.

У всех, кто находится в Центре, есть круг обязанностей – от поддержания порядка до выполнения послушаний.

– Не всегда возникает желание это делать, – признаётся Захар, – но я работаю над собой. Мою веру в свои силы укрепляют разговоры с батюшкой. Чувствую, как внутри происходят ранее неизвестные мне процессы, от которых становится легче. Опыт прошлых падений только сейчас начал работать, когда я дошёл до дна. Дальше некуда – тюрьма или смерть… Важно, что здесь мне не обещают, что у меня стопроцентно всё будет хорошо. Это разбивает неоправданные ожидания и заставляет постоянно двигаться вперёд, находить для этого силы.

Другой наш собеседник, Алексей, к послушаниям и любой другой работе в Центре относится с вдохновением. Смотреть, как он заваривает чай, одно удовольствие.

– Мне 32 года, я родом из прекрасного приморского города, – начинает свой рассказ Алексей. – Сюда приехал по совету маминой подруги. Думал, побуду пару месяцев и уеду, а в результате здесь уже полтора года.

Алексей иронично называет себя «перспективным мальчиком».

– Вырос на берегу Чёрного моря, – говорит наш собеседник. – Мама как человек, у которого трое детей, постоянно находилась на работе. А я был предоставлен самому себе. Чтобы не болтался без дела, с первого класса меня отдали в спорт. Борьба, а позднее экстремальный туризм – всё так хорошо шло. В соревнованиях по борьбе занимал первые места по Краснодарскому краю. А в восьмом классе «познакомился» с наркотиками, и жизнь моя повернула в другую сторону. Только я сначала этого не осознавал. Продолжал считать, что у меня всё классно.

Центр ресоциализации при Богоявленском храме, где можно находиться до трёх месяцев, помогает переключиться на обычный ритм жизни, при необходимости – получить помощь в деле восстановления документов, трудоустройства.

После окончания школы Алексей поступил в строительный институт. А уже через год его отчислили, потому как имел много приводов в милицию, в том числе и за хранение наркотиков.

– Два месяца в Семидесятном пролетели как один миг, – делится впечатлениями Алексей. – Так здорово: рядом хорошие ребята, озеро, рыбалка, на душе – благодать. Остался ещё на один месяц, потом – ещё на один. И внутренний голос мне всё это время говорил: «Ты идёшь правильным путём».

Как отметил Алексей, его не покидает ощущение, что он готовится к чему-то главному.

– Понимаю, что разные ситуации будут меня искушать, – подчёркивает парень. – Но я настроен на то, чтобы укрепиться в своем желании жить без наркотиков. Сейчас стараюсь принести больше пользы храму, так как десять месяцев жил у батюшки в деревне, не платив ни копейки. Бог дал мне возможность вылечиться, и я просто возвращаю то, что должен.

Иерей Евгений Лищенюк, только что завершивший общение с таким же парнем трудной судьбы, делится:

– Информация о нас есть в храмах. А теперь ещё и на нашем сайте. Там говорится о том, что Благотворительный фонд святителя Антония Смирницкого предоставляет помощь всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Чаще всего это – наркозависимые.

Сам процесс реабилитации во многом основан на совместной практической деятельности.

– Назначается старший, а остальные оказываются у него в подчинении, – поясняет священник Евгений Лищенюк. – Наркоманы не привыкли подчиняться. Чуть что не так – хлопают дверью. Вот и выходит, что совместный труд учит совладать со своими эмоциями, инстинктивными желаниями. Приходится находить общий язык, выстраивать отношения, причём с абсолютно разными людьми. Ведь к нам приходят не только мальчики из благополучных семей, но и ребята, выросшие в детских домах, люди с криминальным прошлым. Однако у них должна быть высокая мотивация к выздоровлению.

Как утверждает отец Евгений, именно в этом и кроется секрет успешной церковной реабилитации. Захотеть измениться человек должен сам.

У тех, кто занимается с воспитанниками, свои сложности. Дело в том, что практически все наркозависимые проходили курсы реабилитации в учреждениях самого разного толка. Отправлялись туда под родительским нажимом. В большинстве случаев сталкивались с коммерческими центрами, где формировались не всегда правильные установки и мотивы.

Потому и результаты были соответствующие.

В Центре ресоциализации как раз работают над этой темой.

– Постепенно у нашего подопечного появляется телефон, через месяц-второй – личные средства, – рассказывает Евгений Лищенюк.– Мы наблюдаем, как человек распоряжается свободным временем. Рассматриваем каждую ситуацию с точки зрения, насколько она помогает или мешает быть самостоятельным в принятии решений. Говорим каждому: «Будь готов к тому, что у тебя может не получиться. Но если ты сам настроен на то, чтобы изменить свою жизнь, мы сделаем всё, чтобы тебе помочь».

Благотворительный фонд святителя Антония Смирницкого подготовил проект «Единый информационный центр «Социальное бюро», который стал победителем конкурса президентских грантов. В настоящее время идёт ремонт помещения, где вскоре будут оказывать бесплатную консультационную помощь наркозависимым, больным алкоголизмом, бездомным и просто людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

По данным наркологического диспансера Воронежской области, на начало 2018 года на диспансерном учёте стоят 4 960 человек. Из них 80 процентов – лица в возрасте младше 40 лет. Основной контингент употребляющих наркотики – молодые люди. Парней больше, чем девушек. Но точное количество наркоманов посчитать трудно. Примерно половина зависимых скрывается от врачей и отказывается от лечения.

где в воронеже богоявленский храм
Фото Натальи Коньшиной.

Процесс реабилитации во многом основан на совместной практической деятельности. Труд учит совладать со своими эмоциями, инстинктивными желаниями. Приходится находить общий язык, выстраивать отношения, причём с абсолютно разными людьми..

где в воронеже богоявленский храм
Та доброжелательная заинтересованность, с которой общается
иерей Евгений Лищенюк, укрепляет души его подопечных.
Фото Натальи Коньшиной.

Источник: газета «Коммуна» | №17 (26764) | Вторник, 6 марта 2018 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *