гигиеническое обучение и воспитание граждан в законодательстве рф ответ правильный

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) приказываю:

1.1. Инструкцию о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1).

ГАРАНТ:

1.2. Форму «Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций» (приложение 2).

1.3. Образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку (приложение 3).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) до 1 сентября 2000 г. разработать и утвердить дифференцированные программы профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, указанных в п.1 настоящего приказа, а также необходимые методические материалы.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

Министр здвавоохранения
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.

Регистрационный N 2321

Утверждается Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.

Регистрационный N 2321

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 июля 2000 г. N 31, в «Российской газете» от 13 сентября 2000 г. N 177

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Программы гигиенической подготовки

Гигиеническая подготовка декретированных контингентов осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 200г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций». Модули программ гигиенической подготовки изменяются в соответствии с текущей санитарно-эпидемиологической ситуацией.

Программы гигиенической подготовки

«Программа гигиенического и производственного обучения для работников ЛОУ*»

Законодательная база по вопросам санитарно-эпидемиологического обеспечения пищеблока (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»)

Режим дня в ЛОУ дневного пребывания.

Организация физического воспитания и оздоровительные мероприятия.

Требования к транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов. Обработка сырья, производство продукции

Санитарное состояние и содержание оздоровительных учреждений.

Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала. Мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительных учреждениях.

Требования к соблюдению дез.режима

Дезинфекция, дезинсекция, дератизация

Программа гигиенической подготовки работников объектов общественного питания

Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д.;

Требования к размещению объектов общественного питания. Устройство и содержание помещений объекта общественного питания. Требования к условиям работы в производственных помещениях

Требования к санитарно-техническому обеспечению объектов общественного питания.

Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Условия и режимы мытья посуды.

Требования к транспортировке, приему и хранению, сырья, пищевых продуктов. Требования к обработке сырья и производству продукции.

Требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий

Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Учебно-тематический план гигиенической подготовки работников пищевой промышленности

Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», СП № 3238-85 «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и др.;

Типы предприятий по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, условия их размещения. Гигиенические требования к содержанию производственных, вспомогательных и бытовых помещений.

Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре, их санитарная обработка.

Санитарно-техническое состояние объектов

Гигиенические требования к приему и хранению сырья и транспортировка готового продукта.

Гигиена труда и личная гигиена персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль

Обогащение хлеба и хлебобулочных изделий витаминами и минеральными веществами. Хлебопекарные улучшители. Болезни хлеба.

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Учебная программа производственной и гигиенической подготовки персонала пищеблоков образовательных учреждений

Нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательных учреждениях (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д. )

Организация общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению.

Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений. Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.

Санитарное состояние и содержание помещений. Режим мытья посуды.

Здоровое питание. Формирование примерного меню. Ведение учетной документации

Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции.

Правила личной гигиены персонала пищеблока. Предварительные и периодические осмотры.

Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи

Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Программа гигиенической подготовки работников продовольственной торговли

Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;СП 2.3.61066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д.;

Требования к размещению организаций торговли, Планировка, размещение и устройство помещений организаций торговли с учетом поточности.

Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций торговли.

Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Санитарно-гигиеническое содержание помещений, оборудования.

Требования к приему и хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов.

Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры.

Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи

Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.

Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.

Источник

Гигиеническое обучение и аттестация должностных лиц и работников организаций

Одним из обязательных условий для осуществления деятельности торговыми организациями является установленное законодательством Российской Федерации гигиеническое обучение работников данных организаций. Именно соблюдение санитарных норм гигиены работниками торговли напрямую связано с охраной здоровья покупателей. А право на охрану здоровья человека закреплено ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Работники торговли должны знать порядок проведения такого обучения и основы действующего законодательства в рамках данного вопроса. Основой таких основ являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11; Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии со ст. 23 п. 1 и СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», раздел 13, п. 13.1 в соответствии со статьей и пунктами которых, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять гигиеническое обучение своих работников.

Периодичность прохождения профессиональной гигиенической подготовки работников торговых фирм зависит от того, к какой категории работников относятся лица, обязанные проходить гигиеническое обучение:

— если деятельность работника торговой организации связана с хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания или питания дошкольников, то проходить гигиеническое обучение он должен ежегодно;

— остальные категории работников торговли проходят гигиеническое обучение и аттестацию раз в два года.

Как следует из Инструкции № 229, гигиеническое обучение может проводиться:

– по очной форме обучения (6–12-часовые программы);

– по очно-заочной форме. При такой форме обучения очная часть программы должна составлять не менее 4 часов, а самостоятельная подготовка осуществляется на основании методических материалов с консультацией специалистов;

– по заочной форме. Данная форма обучения предполагает самостоятельную подготовку по предлагаемым методическим материалам.

Профессиональная гигиеническая подготовка проводится либо на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников, либо непосредственно в самой торговой организации. Последний вариант проведения обучения возможен при условии, что количество лиц, проходящих профессиональную гигиеническую подготовку, составляет не менее 10 человек, и торговая фирма может предоставить помещение для занятий.

Аттестация работников по результатам проведенной подготовки проводится непосредственно в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» (и любом его филиале) в виде тестированния. Если результаты аттестации положительные, то отметка о прохождении аттестации вносится в личную медицинскую книжку работника и защищается специальной голограммой.

Проведение гигиенического обучения и аттестации осуществляется среди организованных групп работников торговли, которые формируются на основании поименных списков работников, которые должны пройти соответствующее гигиеническое обучение или на основании записей в специальном журнале при организациях индивидуальных граждан, занятых в этой сфере деятельности.

Если же работник не смог пройти аттестацию, то отметка об этом не вносится в личную медицинскую книжку. Неаттестованный работник направляется на повторную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, но не ранее, чем через неделю.

Главной задачей отделения гигиенического воспитания в области профессиональной гигиенической подготовки является повышение культуры обслуживания населения, предотвращение заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, профилактика пищевых отравлений и сохранению здоровья и благополучия населения.

Гигиеническое обучение проводится с периодичностью:

Гигиеническое обучение и аттестация работников отдельных профессий и должностных лиц проводится только после получения заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в личной медицинской книжке.

Стоимость обучения и аттестации: Согласно прейскуранту.

Источник

Гигиеническое обучение и воспитание населения

Гигиеническое обучение и воспитание населения направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что хорошо организованная пропаганда медико-гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Одним из основных видов деятельности Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций на основании статей Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций. ».

Граждане Российской Федерации в соответствии со ст. 10. в свою очередь обязаны:

— соблюдать требования санитарного законодательства

— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

— не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Ответственность за невыполнение данных требований закона расценивается как невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с Приказом МЗ РФ № 229 от 29 июня 2000 г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников», целью образовательной деятельности организаций Роспотребнадзора является обучение основам санитарного законодательства Российской Федерации, гигиеническим требованиям к продукции и производству работ, правилам личной и общественной гигиены должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Сюда же входят воспитание и обучение детей, коммунальное и бытовое обслуживание населения. Все это способствует повышению культуры обслуживания населения, предотвращению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, профилактике пищевых отравлений, сохранению здоровья и благополучия населения

Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить систематическое гигиеническое обучение и аттестацию, определяется «Примерным перечнем профессий должностных лиц и работников организаций. В соответствии с «Инструкцией о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения», утвержденной приказом МЗ РФ № 229 от 29 июня 2000 г., гигиеническая подготовка и аттестация проводятся при поступлении на работу и в дальнейшем со следующей периодичностью:

В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города (района) или обнаружению нарушений санитарного законодательства по решению Главного государственного санитарного врача территории могут быть проведены внеочередные профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.

Профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться:

— на базе Кушвинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»

— на базе организаций, имеющих лицензии на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку указанных выше категорий работников;

— непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее 10 человек в группе).

Профессиональная гигиеническая подготовка может быть представлена следующими формами обучения:

— очно-заочная (очная часть не менее 4 ч);

Очная форма проведения гигиенического обучения организуется для:

1) впервые устраивающихся на работу;

2) не прошедших очередной аттестации на знание программы профессиональной гигиенической подготовки;

3) допустивших при осуществлении профессиональной деятельности нарушения действующего санитарного законодательства.

Очно-заочная форма гигиенического обучения может быть использована при переаттестации работников, имеющих стаж работы в должности, не допустивших в период работы нарушений санитарного законодательства. Эта форма обучения состоит из: 1) лекций (консультаций) преподавателей; 2) самостоятельной подготовки Заочная форма обучения по методическим материалам, предоставленным Кушвинским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», допустима для руководителей, должностных лиц и опытных работников со стажем работы в профессии, неоднократно проходивших обучение по очной или очно-заочной формам и имеющих при этом положительные результаты аттестаций, а также в других исключительных случаях.

Гигиеническое обучение проводится по утвержденному главным врачом филиала расписанию

Распространение среди различных слоев населения научно обоснованных знаний и умений в области профилактики заболеваний, повышения медико-социальной активности населения (выполнение медицинских рекомендаций, установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающей среде, создание в семье и коллективе благоприятной психологической обстановки и т.д.) является задачей, которая может быть решена в процессе реализации единой системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения.

Источник

Гигиеническое обучение и воспитание граждан в законодательстве рф ответ правильный

Статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся.

Понятие «Охрана здоровья граждан» предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] и представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

2) организация питания обучающихся осуществляется в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. подробнее комментарий ст. 37).

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»[2] образовательные организации должны воспитывать в обучающихся культуру питания – важнейшую составную часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Данная мера обеспечивает возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Для различных категорий обучающихся учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189[3].

— требования к размещению общеобразовательных учреждений;

— требования к территории общеобразовательных учреждений;

— требования к зданию;

— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений;

— требования к воздушно-тепловому режиму;

— требования к естественному и искусственному освещению;

— требования к водоснабжению и канализации;

— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

— гигиенические требования к режиму образовательного процесса,

— требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений;

— требования к санитарному содержанию территории и помещений;

— требования к соблюдению санитарных правил.

Кроме этого, установлены рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ); рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз; рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов – 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.

Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) обучающихся учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

4-5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761[4] предусмотрены следующие меры, направленные на формирование здорового образа жизни:

— привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;

— обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

— внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;

— активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;

— реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 30 декабря 1976 г. № 1567-76[5].

Вместе с тем, в настоящее время действует Письмо Роспотребнадзора от 29 декабря 2012 г. № 01/15199-12-23 «Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений»[6], в соответствии с которым разрешается использование помещений для занятия спортом и физкультурой (спортивный зал, спортивные площадки) образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений.

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.

Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н[7].

Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Профилактические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «неврологии», «офтальмологии», «травматологии и ортопедии», «детской хирургии», «психиатрии», «стоматологии детской» или «стоматологии», «детской урологии-андрологии» или «урологии», «детской эндокринологии» или «эндокринологии», «оториноларингологии» или «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «лабораторной диагностике», «клинической лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике» и «рентгенологии».

Диспансеризация согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

Диспансерное наблюдение осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1344н[8].

Диспансерное наблюдение осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также в отношении граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

Диспансеризация граждан, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение), входит в часть комплекса мероприятий по проведению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми[9].

Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач:

— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

— повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;

— повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей;

— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

— повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;

— обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

— формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Требования к помещениям образовательной организации, обеспечивающие безопасность обучающихся во время учебного процесса установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

9) профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Меры обеспечения санитарной безопасности регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[10].

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в организациях в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции.

Одним из важных направлений обеспечения охраны здоровья обучающихся является профилактика травматизма в образовательных организациях.

В методических рекомендациях, содержащихся в Письме Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 08-2228[11] отмечается, что профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися – одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в образовательных организациях.

Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Образовательная организация при этом обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Требования к оборудованию медицинских кабинетов в образовательных организациях установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189[12].

Среди требований, предъявляемых в медицинским кабинетам в образовательных организациях можно выделить следующие:

— в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м 2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м 2 ;

— для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м 2 ; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м 2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м 2 ; туалет;

— при оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м 2 ;

— все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания;

— кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Соответствие медицинского кабинета требованиями санитарного законодательства должна быть подтверждена заключением Роспотребнадзора.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» условия для охраны здоровья обучающихся, которые создают образовательные организации, включают в себя:

— текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

— расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»[13] установлен Порядок обучения детей-инвалидов на дому.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждено Письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8, 28 июля 1980 г. №№ 281-М, 17-13-186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»[14].

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства.

Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

— предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

— обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

— осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

— выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, например, в Москве действует Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, утвержденный приказом Департамента образования города Москвы от 18 апреля 2014 г. № 281[15]

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме. Образовательная организация в течение трех дней после получения письменного заявления родителей (законных представителей) издает распорядительный акт об организации обучения на дому.

Обучение на дому регламентируется учебным планом образовательной организации, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, индивидуальным учебным планом, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающихся.

Обучающиеся бесплатно обеспечиваются необходимыми учебниками, а также художественной, справочной и другой литературой, имеющейся в библиотеке образовательной организации, и пользуются всеми академическими правами обучающихся.

[1] Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[3] Российская газета. № 54. 16.03.2011.

[4] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[6] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[7] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.

[8] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.

[9] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения вич-инфекции и жестокого обращения с детьми», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-53/07ВН // Вестник образования. 2014. № 2.

[10] Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[11] Вестник образования. № 2. 2016.

[12] Российская газета. № 54. 16.03.2011.

[13] Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.

[14] Администратор образования. 2008. № 19.

[15] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Янкевич Семён Васильевич,

канд. юрид. наук, младший научный сотрудник

Федерального центра образовательного законодательства

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *