гигиеническое обучение и воспитание граждан в законодательстве рф ответ правильный
Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»
В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) приказываю:
1.1. Инструкцию о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1).
ГАРАНТ:
1.2. Форму «Журнала регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций» (приложение 2).
1.3. Образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку (приложение 3).
2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) до 1 сентября 2000 г. разработать и утвердить дифференцированные программы профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, указанных в п.1 настоящего приказа, а также необходимые методические материалы.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.
Министр здвавоохранения
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.
Регистрационный N 2321
Утверждается Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2000 г.
Регистрационный N 2321
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 июля 2000 г. N 31, в «Российской газете» от 13 сентября 2000 г. N 177
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Программы гигиенической подготовки
Гигиеническая подготовка декретированных контингентов осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 200г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций». Модули программ гигиенической подготовки изменяются в соответствии с текущей санитарно-эпидемиологической ситуацией.
Программы гигиенической подготовки
«Программа гигиенического и производственного обучения для работников ЛОУ*»
Законодательная база по вопросам санитарно-эпидемиологического обеспечения пищеблока (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»)
Режим дня в ЛОУ дневного пребывания.
Организация физического воспитания и оздоровительные мероприятия.
Требования к транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов. Обработка сырья, производство продукции
Санитарное состояние и содержание оздоровительных учреждений.
Гигиенические требования к прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала. Мероприятия, проводимые медицинским персоналом в оздоровительных учреждениях.
Требования к соблюдению дез.режима
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
Программа гигиенической подготовки работников объектов общественного питания
Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д.;
Требования к размещению объектов общественного питания. Устройство и содержание помещений объекта общественного питания. Требования к условиям работы в производственных помещениях
Требования к санитарно-техническому обеспечению объектов общественного питания.
Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Условия и режимы мытья посуды.
Требования к транспортировке, приему и хранению, сырья, пищевых продуктов. Требования к обработке сырья и производству продукции.
Требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий
Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль
Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.
Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.
Учебно-тематический план гигиенической подготовки работников пищевой промышленности
Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», СП № 3238-85 «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и др.;
Типы предприятий по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, условия их размещения. Гигиенические требования к содержанию производственных, вспомогательных и бытовых помещений.
Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре, их санитарная обработка.
Санитарно-техническое состояние объектов
Гигиенические требования к приему и хранению сырья и транспортировка готового продукта.
Гигиена труда и личная гигиена персонала. Предварительные и периодические осмотры. Производственный контроль
Обогащение хлеба и хлебобулочных изделий витаминами и минеральными веществами. Хлебопекарные улучшители. Болезни хлеба.
Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи. Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.
Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.
Учебная программа производственной и гигиенической подготовки персонала пищеблоков образовательных учреждений
Нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательных учреждениях (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д. )
Организация общественного питания образовательных учреждений и санитарно-эпидемиологические требования к их размещению.
Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений. Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.
Санитарное состояние и содержание помещений. Режим мытья посуды.
Здоровое питание. Формирование примерного меню. Ведение учетной документации
Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции.
Правила личной гигиены персонала пищеблока. Предварительные и периодические осмотры.
Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи
Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.
Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.
Программа гигиенической подготовки работников продовольственной торговли
Законодательная и нормативная документация по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в организациях торговли (ФЗ №52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ №29-ФЗ от 2.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;СП 2.3.61066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СП 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов» и т.д.;
Требования к размещению организаций торговли, Планировка, размещение и устройство помещений организаций торговли с учетом поточности.
Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций торговли.
Требованию к оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Санитарно-гигиеническое содержание помещений, оборудования.
Требования к приему и хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов.
Правила личной гигиены персонала. Предварительные и периодические осмотры.
Пищевые отравления. Клиника, профилактика пищевых токсикоинфекций и оказание неотложной помощи
Клиника, профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. КГЛ, этиология, клиника, профилактика, лечение.
Дезинфекционные, дезинсекцинные и дератизационные мероприятия.
Гигиеническое обучение и аттестация должностных лиц и работников организаций
Одним из обязательных условий для осуществления деятельности торговыми организациями является установленное законодательством Российской Федерации гигиеническое обучение работников данных организаций. Именно соблюдение санитарных норм гигиены работниками торговли напрямую связано с охраной здоровья покупателей. А право на охрану здоровья человека закреплено ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Работники торговли должны знать порядок проведения такого обучения и основы действующего законодательства в рамках данного вопроса. Основой таких основ являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11; Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии со ст. 23 п. 1 и СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», раздел 13, п. 13.1 в соответствии со статьей и пунктами которых, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять гигиеническое обучение своих работников.
Периодичность прохождения профессиональной гигиенической подготовки работников торговых фирм зависит от того, к какой категории работников относятся лица, обязанные проходить гигиеническое обучение:
— если деятельность работника торговой организации связана с хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания или питания дошкольников, то проходить гигиеническое обучение он должен ежегодно;
— остальные категории работников торговли проходят гигиеническое обучение и аттестацию раз в два года.
Как следует из Инструкции № 229, гигиеническое обучение может проводиться:
– по очной форме обучения (6–12-часовые программы);
– по очно-заочной форме. При такой форме обучения очная часть программы должна составлять не менее 4 часов, а самостоятельная подготовка осуществляется на основании методических материалов с консультацией специалистов;
– по заочной форме. Данная форма обучения предполагает самостоятельную подготовку по предлагаемым методическим материалам.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится либо на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников, либо непосредственно в самой торговой организации. Последний вариант проведения обучения возможен при условии, что количество лиц, проходящих профессиональную гигиеническую подготовку, составляет не менее 10 человек, и торговая фирма может предоставить помещение для занятий.
Аттестация работников по результатам проведенной подготовки проводится непосредственно в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия» (и любом его филиале) в виде тестированния. Если результаты аттестации положительные, то отметка о прохождении аттестации вносится в личную медицинскую книжку работника и защищается специальной голограммой.
Проведение гигиенического обучения и аттестации осуществляется среди организованных групп работников торговли, которые формируются на основании поименных списков работников, которые должны пройти соответствующее гигиеническое обучение или на основании записей в специальном журнале при организациях индивидуальных граждан, занятых в этой сфере деятельности.
Если же работник не смог пройти аттестацию, то отметка об этом не вносится в личную медицинскую книжку. Неаттестованный работник направляется на повторную гигиеническую подготовку по очной форме обучения, но не ранее, чем через неделю.
Главной задачей отделения гигиенического воспитания в области профессиональной гигиенической подготовки является повышение культуры обслуживания населения, предотвращение заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, профилактика пищевых отравлений и сохранению здоровья и благополучия населения.
Гигиеническое обучение проводится с периодичностью:
Гигиеническое обучение и аттестация работников отдельных профессий и должностных лиц проводится только после получения заключения о допуске к работе по результатам медицинского осмотра и соответствующей отметки в личной медицинской книжке.
Стоимость обучения и аттестации: Согласно прейскуранту.
Гигиеническое обучение и воспитание населения
Гигиеническое обучение и воспитание населения направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что хорошо организованная пропаганда медико-гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Одним из основных видов деятельности Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций на основании статей Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.
«1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций. ».
Граждане Российской Федерации в соответствии со ст. 10. в свою очередь обязаны:
— соблюдать требования санитарного законодательства
— заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
— не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Ответственность за невыполнение данных требований закона расценивается как невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с Приказом МЗ РФ № 229 от 29 июня 2000 г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников», целью образовательной деятельности организаций Роспотребнадзора является обучение основам санитарного законодательства Российской Федерации, гигиеническим требованиям к продукции и производству работ, правилам личной и общественной гигиены должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Сюда же входят воспитание и обучение детей, коммунальное и бытовое обслуживание населения. Все это способствует повышению культуры обслуживания населения, предотвращению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, профилактике пищевых отравлений, сохранению здоровья и благополучия населения
Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить систематическое гигиеническое обучение и аттестацию, определяется «Примерным перечнем профессий должностных лиц и работников организаций. В соответствии с «Инструкцией о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения», утвержденной приказом МЗ РФ № 229 от 29 июня 2000 г., гигиеническая подготовка и аттестация проводятся при поступлении на работу и в дальнейшем со следующей периодичностью:
В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города (района) или обнаружению нарушений санитарного законодательства по решению Главного государственного санитарного врача территории могут быть проведены внеочередные профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
Профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться:
— на базе Кушвинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»
— на базе организаций, имеющих лицензии на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку указанных выше категорий работников;
— непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее 10 человек в группе).
Профессиональная гигиеническая подготовка может быть представлена следующими формами обучения:
— очно-заочная (очная часть не менее 4 ч);
Очная форма проведения гигиенического обучения организуется для:
1) впервые устраивающихся на работу;
2) не прошедших очередной аттестации на знание программы профессиональной гигиенической подготовки;
3) допустивших при осуществлении профессиональной деятельности нарушения действующего санитарного законодательства.
Очно-заочная форма гигиенического обучения может быть использована при переаттестации работников, имеющих стаж работы в должности, не допустивших в период работы нарушений санитарного законодательства. Эта форма обучения состоит из: 1) лекций (консультаций) преподавателей; 2) самостоятельной подготовки Заочная форма обучения по методическим материалам, предоставленным Кушвинским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», допустима для руководителей, должностных лиц и опытных работников со стажем работы в профессии, неоднократно проходивших обучение по очной или очно-заочной формам и имеющих при этом положительные результаты аттестаций, а также в других исключительных случаях.
Гигиеническое обучение проводится по утвержденному главным врачом филиала расписанию
Распространение среди различных слоев населения научно обоснованных знаний и умений в области профилактики заболеваний, повышения медико-социальной активности населения (выполнение медицинских рекомендаций, установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающей среде, создание в семье и коллективе благоприятной психологической обстановки и т.д.) является задачей, которая может быть решена в процессе реализации единой системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения.
Гигиеническое обучение и воспитание граждан в законодательстве рф ответ правильный
Статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся.
Понятие «Охрана здоровья граждан» предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] и представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.
2) организация питания обучающихся осуществляется в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. подробнее комментарий ст. 37).
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»[2] образовательные организации должны воспитывать в обучающихся культуру питания – важнейшую составную часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Данная мера обеспечивает возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Для различных категорий обучающихся учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189[3].
— требования к размещению общеобразовательных учреждений;
— требования к территории общеобразовательных учреждений;
— требования к зданию;
— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений;
— требования к воздушно-тепловому режиму;
— требования к естественному и искусственному освещению;
— требования к водоснабжению и канализации;
— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
— гигиенические требования к режиму образовательного процесса,
— требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений;
— требования к санитарному содержанию территории и помещений;
— требования к соблюдению санитарных правил.
Кроме этого, установлены рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ); рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз; рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
— для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
— для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
— для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов – 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.
Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) обучающихся учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
4-5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761[4] предусмотрены следующие меры, направленные на формирование здорового образа жизни:
— привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;
— обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
— внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;
— активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;
— реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 30 декабря 1976 г. № 1567-76[5].
Вместе с тем, в настоящее время действует Письмо Роспотребнадзора от 29 декабря 2012 г. № 01/15199-12-23 «Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений»[6], в соответствии с которым разрешается использование помещений для занятия спортом и физкультурой (спортивный зал, спортивные площадки) образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений.
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.
Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н[7].
Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.
Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Профилактические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «неврологии», «офтальмологии», «травматологии и ортопедии», «детской хирургии», «психиатрии», «стоматологии детской» или «стоматологии», «детской урологии-андрологии» или «урологии», «детской эндокринологии» или «эндокринологии», «оториноларингологии» или «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «лабораторной диагностике», «клинической лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике» и «рентгенологии».
Диспансеризация согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
Диспансерное наблюдение осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1344н[8].
Диспансерное наблюдение осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также в отношении граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).
Диспансеризация граждан, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение), входит в часть комплекса мероприятий по проведению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми[9].
Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач:
— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;
— повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;
— повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей;
— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;
— повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;
— обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;
— формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Требования к помещениям образовательной организации, обеспечивающие безопасность обучающихся во время учебного процесса установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
9) профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Меры обеспечения санитарной безопасности регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[10].
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в организациях в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции.
Одним из важных направлений обеспечения охраны здоровья обучающихся является профилактика травматизма в образовательных организациях.
В методических рекомендациях, содержащихся в Письме Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 08-2228[11] отмечается, что профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися – одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в образовательных организациях.
Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательная организация при этом обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Требования к оборудованию медицинских кабинетов в образовательных организациях установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189[12].
Среди требований, предъявляемых в медицинским кабинетам в образовательных организациях можно выделить следующие:
— в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м 2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м 2 ;
— для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м 2 ; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м 2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м 2 ; туалет;
— при оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м 2 ;
— все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания;
— кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Соответствие медицинского кабинета требованиями санитарного законодательства должна быть подтверждена заключением Роспотребнадзора.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» условия для охраны здоровья обучающихся, которые создают образовательные организации, включают в себя:
— текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
— расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.
Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»[13] установлен Порядок обучения детей-инвалидов на дому.
Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждено Письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8, 28 июля 1980 г. №№ 281-М, 17-13-186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»[14].
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства.
Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
— предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
— обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
— осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
— выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, например, в Москве действует Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, утвержденный приказом Департамента образования города Москвы от 18 апреля 2014 г. № 281[15]
Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме. Образовательная организация в течение трех дней после получения письменного заявления родителей (законных представителей) издает распорядительный акт об организации обучения на дому.
Обучение на дому регламентируется учебным планом образовательной организации, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, индивидуальным учебным планом, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающихся.
Обучающиеся бесплатно обеспечиваются необходимыми учебниками, а также художественной, справочной и другой литературой, имеющейся в библиотеке образовательной организации, и пользуются всеми академическими правами обучающихся.
[1] Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
[2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[3] Российская газета. № 54. 16.03.2011.
[4] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[5] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[6] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[7] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.
[8] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.
[9] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения вич-инфекции и жестокого обращения с детьми», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-53/07ВН // Вестник образования. 2014. № 2.
[10] Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
[11] Вестник образования. № 2. 2016.
[12] Российская газета. № 54. 16.03.2011.
[13] Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.
[14] Администратор образования. 2008. № 19.
[15] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства
Комментарий по состоянию на 01.06.2016