гипноз эриксона милтона эриксона
Пять простых техник эриксоновского гипноза в разговоре
Основателем эриксоновского гипноза является известный психотерапевт Милтон Эриксон, который с юных лет, после перенесенного полиомиелита, был прикован к постели и методом самовнушения добился улучшения своего состояния вплоть до полного выздоровления.
Эриксоновская модель психотерапии предполагает широкое использование многоуровневой речи. Словесная формулировка может содержать в себе множество смыслов. Таким образом на сознательном уровне обрабатывается лишь одно из возможных значений слова, а на бессознательном – все его значения.
Техники эриксоновского гипноза могут быть полезны психологам и психотерапевтам в работе с клиентами, в целях улучшения их психоэмоционального состояния. Также они могут быть полезны для улучшения качества коммуникации.
Техники эриксоновского гипноза активно используются цыганами, сетевиками, продавцами-консультантами. Зная техники эриксоновского гипноза можно замечать манипуляции со стороны других людей и противостоять им.
Эриксоновский гипноз состоит из следующей последовательности шагов:
1.Присоединение – это подстройка:
а) под тембр, темп речи собеседника, использование его предикатов речи (визуальных, аудиальных, кинестетических)
— зрительные предикаты — слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчетливо», «перспектива» и т.д.
Мастера подстройки присоединяются не только к позе тела собеседника, но и подстраивают темп своего дыхания, моргание глазами и другие микродвижения оппонента.
2. Ведение – по мере установления рапорта (подстройки) и расположения к себе собеседника, введение своих собственных предикатов, тембра и темпа речи, постепенное изменение и переход к более позитивной и ресурсной позиции.
Например, говоря с человеком, находящемся в раздраженном состоянии, подстройтесь к его гневу, но немного слабее его уровня. Поскольку, если вы зайдете слишком далеко, то возникнет опасность обострения. Как только вы подстроились, вы можете начинать вести его постепенно вниз к более спокойному состоянию, постепенно успокаивая свое собственно поведение. К тому, кто настаивает на чем-то, можно присоединиться и подстроиться с помощью голоса, говоря немного громче и быстрее, чем обычно.
Сначала скажите несколько утверждений с которыми человек согласиться, а затем свое предложение, например:
«Сейчас вы читаете мою статью, и думаете о том, как вы сможете использовать все это на практике, и вы чувствуете некоторое замешательство относительно этого, и также вам кажется, что не все понятно, и, возможно вы дочитаете эту статью до конца.»
В данной технике речь свою необходимо выстраивать в настоящем моменте. Первые фразы и слова погружают человека в транс, а последнее предложение застает его в врасплох. Он становится, как бы вынужден его выполнить.
Используя эту технику, вы говорите много, часто перескакивая с одного вопроса на другой. Постоянно держите сознание собеседника связанным, задавая вопросы «понимаете, да?», «ведь верно, правда?». И, когда голова вашего оппонента буквально пошла кругом, завершаете свое внушение тем предложением, с которым пришли. Часто люди выполняют его, лишь бы не повторилось все с начала.
Например: изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многое, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю.
Тройная спираль Милтона Эриксона.
Тройная спираль состоит из трех не связанных между собой маленьких историй. И на практике это выглядит следующим образом:
Вы начинаете рассказывать первую историю, и в момент, когда подходите к самому интересному без всякой связки переходите ко второй истории.
Рассказываете вторую историю опять до кульминационного момента и вновь без связки переходите дальше.
Третья история должна содержать собственно текст внушения предпочтительно, если он будет составлен при помощи техник манипуляции сознанием, речь о которых еще впереди. Итак, вы произносите третью историю, содержащую текст внушения и без перерыва возвращаетесь ко второму рассказу, завершая его.
После этого заканчиваете первую историю, с того места, где прервали ее.
Здесь также существуют несколько речевых техник:
утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью.банальная истина.
Если вы в процессе разговора говорите: «. иногда люди принимают решения под влиянием чувств. «, «. люди часто чувствуют облегчение после того, как поговорят об этом с кем-нибудь. «,
Трюизм на забывание: «Люди умеют забывать то, что они знают».
В данной технике, делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Эти предложения выстраиваются с помощью оборотов речи, которые указавают на время или последовательность действий.
Типичные обороты речи используемые в этой технике:
до того, как. после того,как. в течение. по мере того, как. прежде, чем. когда. в то время, как.
Например: «Прежде, чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох».
Здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Эффективность техники можно усилить, если использовать кинестетику, таким образом у человека создается убеждение о наличии противоположностей.
Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление,тем скорее вы поймете, что оно напрасно»
«Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решении».
«Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение.»
В данной технике вы предоставляете выбор из нескольких вариантов, оба из которых вас бы устраивали.
Например, «Вы сможете применять полученные знания сразу или после небольшой тренировки».
Главным условием успешности этой техники является расстановка интонационных акцентов при привлечении внимания собеседника к той реакции, которую хотите у него вызвать, при этом предлагая свободу выбора. При этом другой человек чувствует себя расслаблено, и не чувствует себя обязанным следовать вашим рекомендациям. Важным моментом будет не сама информация, а то как вы это предлагаете. При этом вариант, который вас не устраивает, вы произносите несколько пренебрежительным тоном.
Например,»Вы можете прочитать эту статью прямо сейчас, или не читать ее вовсе».
Таким образом, техники эриксоновского гипноза являются эффективными и действенными в процессе коммуникации людей между собой, однако, хотелось бы отметить, что не стоит применять его для прямого внушения или изменения личности другого человека, поскольку такой подход обычно бывает бесполезным или приводит к кратковременному результату. Более эффективным будет использование его для усвоения навыков и побуждения клиента к естественным желаемым личностным изменениям, возникающим в результате не самого гипноза, а процесса обучения.
Наталья Ситникова
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Эриксоновский гипноз в НЛП: как работает?
Эриксоновский гипноз относится к неклассическому типу гипноза и назван так по фамилии своего изобретателя – психиатра Милтона Эриксона. Теория, принципы, методика работы эриксоновского гипноза.
Каждый из нас хоть раз в жизни видел в кино сеанс гипноза. Многие еще не забыли о Кашпировском.
В нашем сознании прочно отложилось представление о гипнозе как о внушении, которое делается стальным голосом человеком с харизматической внешностью.
Однако есть и другие виды гипноза, например, Эриксоновский гипноз, который мы рассмотрим далее.
История Эриксона
Эриксоновский гипноз относится к так называемому неклассическому типу гипноза и назван так по фамилии своего изобретателя – психиатра Милтона Эриксона (1901-1980).
Он тщательно изучал измененные состояния сознания, и выработанный им подход лег в основу не только гипноза, но и практик НЛП. Впоследствии он даже основал в Америке Общество клинического гипноза.
Предысторией появления данного направления в гипнотерапии стал перенесенный Эриксоном в юношестве полиомиелит. Юный Милтон случайно подслушал мнение врача, что навряд ли он выживет. И это вызвало у него такой прилив сопротивления, такую жажду жизни, что он понял, что в человеке заложен огромный жизнеутверждающий потенциал.
В результате Эриксон не только справился с тяжелой болезнью, смог стать активным членом общества, несмотря на инвалидное кресло, но и разработал методику гипноза, направленную на высвобождение положительных бессознательных сил, помогающим сделать себя и свою жизнь лучше.
Методы эриксоновского гипноза
Главная особенность гипноза Эриксона состоит в том, что в этой технике нет гипнотизера как властного и волевого человека, дающего установки и приказы гипнотизируемому.
Здесь информация дается в мягкой символической форме, не по схеме или шаблону, а с упором на индивидуальный подход.
Эриксон много работал с метафорическими ассоциациями, притчевой формой решения врачебной задачи.
Каждый раз он придумывал свою историю под конкретного пациента, чтобы человек, уловив намек, смог самостоятельно справиться с мешающей ему жить проблемой. То есть в эриксоновском гипнозе главное не внушить что-то пациенту, а смоделировать посредством образных представлений ситуацию, в которой он сам сможет принять решение.
Здесь нет подавления, подчинения, которому часто сопротивляется сознание человека не только в измененном состоянии, но даже и в обычном состоянии. В связи с этим эффективность методики Эриксона значительно возрастает в сравнении с традиционной.
По статистике, гипнозу поддаются от 15 до 40 процентов людей, в методологии Эриксона результативность достигает 100 %.
Как проходит сеанс гипноза
Внешне сеанс эриксоновского гипноза похож на приятную беседу двух приятелей.
Сама техника ведения диалога строится на том, что пациенту раз за разом предлагаются фразы, с которыми он соглашается, но проверить истинность не может.
Это помогает мягко проходить через барьеры, выстраиваемые сознанием, в результате чего у человека складывается впечатление, что внушаемое врачом – это его собственные мысли либо умозаключения.
Эриксоновский гипноз: простая техника самогипноза
Обучение гипнозу предполагает усилия и временные затраты – для того, чтобы овладеть технологиями профессионально. Однако простые техники самогипноза доступны для каждого человека, даже не имеющего специальной подготовки.
Погружение в гипнотическое состояние поможет мобилизовать ресурсы организма для решения ряда задач в личной жизни, на работе, в бизнесе. Находясь в контакте со своим внутренним миром, прислушиваясь к себе, человек открывает полезные ресурсы, которые недоступны, как правило, в повседневности. Это поможет преодолеть границы и достичь успеха в тех делах, которые раньше представлялись безнадежными и нереалистичными.
Для любого человека оптимальны простые техники эриксоновского гипноза. Это направление в гипнозе, созданное гениальным американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном, отвечает требованиям экологии внутреннего мира человека. Основное зерно подхода в том, чтобы просто позволять происходить тому, что происходит. Это относится к выбору удобной позы – на диване, на стуле или в кресле.
Аналогичный принцип действует и по отношению к образам, которые будут приходить перед мысленным взором, к своим чувствам, эмоциональным реакциям. Это возможность на некоторое время отказаться от всех привычных в обыденной жизни рамок и вернуться к себе.
Обязательного ничего нет. Нет необходимости, в том числе, и в расслаблении, что нередко считают необходимым атрибутом гипноза.
Сеанс самогипноза с эриксоновским подходом – прежде всего, возможность позволить себе все желаемое. Это доверие к себе.
Элементарная техника самогипноза – сосредоточение на любимой картинке
Можно взять любую картину, фотографию, и даже пейзаж в пространстве и начать рассматривать в подробностях выбранный вид. Хорошо подойдут изображения природных, городских и сельских видов, вызывающие приятные эмоции, умиротворяющие или, наоборот, пробуждающие любопытство.
Не рекомендуются для самогипноза эротические и порнографические фотоснимки. В общем, подойдет любая картина, которую интересно и приятно изучать в деталях.
Перед тем, как начать рассматривать картину, желательно занять удобную позу сидя. Промежуток времени для сеанса самогипноза должен быть достаточно комфортным. Лучше никуда не спешить и располагать достаточным количеством времени в этот день. Для многих будет удобно выбрать для самогипноза вечернее время перед сном.
Заняв удобное положение в пространстве, лучше держать в руке выбранное изображение, или поставить кресло так, чтобы природный пейзаж стал достаточно хорошо обозрим. Далее можно приступить к изучению картины, рассматривая ее во всех деталях, выделяя существенные подробности, отбрасывая лишнее и даже дорисовывая ее, в соответствии со своими желаниями.
Постепенно внешний вид на картине будет сменяться внутренними образами, которые начнут естественно приходить в сознании. Важно позволить приходить тем образам, которые появляются естественно перед мысленным взором, спокойно принимать их, наслаждаясь путешествием.
Существенным нюансом мастерства самогипноза является умение перенести добытые из недр бессознательной части себя психологические ресурсы в сегодняшний день. Богатство бессознательного разума безгранично и напоминает океан, однако актуальным, работающим становится лишь то, что воспринял и запомнил сознательный разум и чувства.
Именно поэтому важно применить на практике увиденное и прожитое в путешествии внутрь себя. Для этой цели можно начать думать, представлять жизненные ситуации сразу после того, как внутренне путешествие завершится. В том числе, и в тех случаях, когда внутреннее путешествие завершилось сном.
Повседневная реальность трансформируется не так быстро, как хотелось бы. Даже самые активные и целеустремленные люди знают, насколько непросто осуществить заветные мечты или достичь успеха в важных делах.
Однако при регулярных занятиях самогипнозом результаты непременно появятся и постепенно превзойдут все самые смелые ожидания.
Мягкое воздействие эриксоновского гипноза
Распространено мнение, что гипнозу поддается далеко не каждый человек. Эта точка зрения довольно справедлива, если иметь в виду наиболее распространенный в медицине вид трансового воздействия – директивный гипноз.
Действительно, авторитарный стиль с прямыми инструкциями, напоминающими приказы, и патерналистический подход, свойственный терапевтам-медикам, воспринимают не все. У свободолюбивого, независимого человека данное обращение к внутреннему миру вызывает естественное отторжение и сопротивление. В результате, гипноз превращается в малоэффективный инструмент.
Американский психотерапевт Милтон Эриксон, которого справедливо называют гением ХХ века, нашел способ вернуть гипноз в медицину и психологию. Для эриксоновского подхода характерно уважение к личности – взгляд на человека как на творца изменений, а не как на объект воздействия.
Эриксоновский гипноз, при его грамотном применении, пробуждает внутренний творческий потенциал бессознательного разума. Это приводит к мистическим, удивительным результатам. При том, что никаких чудес, сверхъестественных явлений не предполагается.
Однако пациенты Милтона Эриксона полностью излечивались за фантастически короткие отрезки времени, обретали уверенность, самостоятельность и жизнерадостность. Это относится как к тем людям, которые считались психически больными, так и к здоровым личностям, имеющим те или иные социальные, психологические проблемы.
Изюминка подхода Милтона Эриксона в том, что он не пытался навязать клиентам неких правильных инструкций, которые, с высокой вероятностью, будут отторгнуты, либо – не принесут пользы. Гениальность психотерапевта в том, что он исходит из внутренней структуры и психологического склада людей, данных им природой. Это имеет конкретное выражение в методах и техниках эриксоновского гипноза.
Грамотные психотерапевты эриксоновского направления, как правило, не стремятся занимать подчеркнуто лидирующую позицию. Разговор происходит на равных. Гипнотерапевт занимает положение в пространстве на одном уровне с клиентом – например, это стулья или кресла примерно одинаковой высоты. Поведение клиента принимается – таким, какое оно есть. Это относится к позе, к характеру рассказу пациента о себе, стилю его речи.
Хотя в эриксоновском гипнозе существуют и техники использования сопротивления – для клиентов, изначально настроенных оппозиционно или агрессивно. Одна из основных техник эриксоновского гипноза – сопровождение в приятное воспоминание. Эта практика позволяет человеку совершить увлекательное путешествие в свой внутренний мир, вновь проживая самые счастливые моменты своей жизни, которые забываются в повседневности.
А главное, психологические, эмоциональные ресурсы из прошлого, если перенести их в сегодняшние ситуации, могут помочь сотворить чудеса, меняя полностью свои взаимоотношения, уровень достатка, жизнь в целом. Возможны и глобальные перемены, начиная с маленьких шагов.
В эриксоновском гипнозе разработано, в настоящее время, множество технологий для работы с широким кругом жизненных задач в любовных и семейных взаимоотношениях, в бизнесе. Существует целый раздел гипноза для терапии вредных привычек и зависимостей.
Вхождение в трансовые, гипнотические состояния полезно практиковать ежедневно, даже если терапевтические задачи не актуальны. Попробовать эриксоновский гипноз с компетентным специалистом можно порекомендовать каждому. Это интересное приключение, которое надолго запомнится и оставит приятный след в душе.
Видео по теме: Как убедить человека (Эриксоновский гипноз в НЛП)
Результат гипноза
Главное преимущество эриксоновского гипноза – крайне бережное отношение с личностью пациента, в ходе сеанса у которого всегда есть выбор – принять или не принять утверждение психотерапевта.
Человек полностью концентрируется на себе, своих желаниях, своем благе, задача гипнолога – лишь направлять.
В итоге у человека складывается положительное отношение к себе, накопленному опыту, своим возможностям и способностям и активизируется жизненный потенциал.
Обновлена: 10.01.2021, 19:37 Количество слов: 1493 Время на чтение: 7 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 244 110 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 19 комментариев и уже оценили статью 109 раз!
Милтон Эриксон и разговорный гипноз
Милтон Эриксон и разговорный гипноз
В свое время Милтон Эриксон (Milton Erickson, 1901–80) был самым почитаемым и прославленным гипнологом в мире, а после его смерти вышло много книг и статей о нем, о его технике и ее приложении. Его влияние огромно, и в некоторых странах люди чуть ли не обожествляли его. Но ему пришлось сражаться в неравном бою, чтобы завоевать признание. Будучи подростком, он заболел полиомиелитом, так что в какой-то мере был инвалидом, и в последние годы жизни перемещался только в инвалидной коляске. А в его зрелые годы мир до такой степени не верил в чудесные исцеления, производимые Эриксоном, что Американская медицинская ассоциация пыталась даже отнять у него лицензию. То были шизофренические 1950-е годы, и его просто не поняли.
Эриксон был превосходным врачом. Ему нравилось быть экстремально гибким в своем подходе — независимо от того, использовал ли он гипноз или нет, были ли его сеансы длинными или короткими, происходили ли они в его офисе в Фениксе, штат Аризона, или где-то еще. Он мог быть агрессивным и мягким, напористым и гибким. Однажды, в крайне драматической ситуации, занимаясь лечением одного человека, который целый год был парализован и не мог ни ходить, ни говорить, Эриксон оскорбил его так, что тому пришлось сделать над собой усилие и ответить ему, а потом встать и покинуть кабинет, потому что он не мог больше этого слышать. Это типично для терапевтических методов Эриксона — он никогда не оставлял симптом в покое, но производил изменение в нем — в интенсивности, в частоте, в местонахождении, в чем угодно. Он любил говорить, что легче направить реку в другое русло, чем перекрыть ее.
Часто он не шел ни на какие уступки; он вылечил молодого человека от ужасных угрей, заставив мать мальчика выбросить все зеркала в доме во время двухнедельных каникул. Когда дело касалось гипнотического введения, он обнаружил, что воображаемые приборы более эффективны, чем реальные предметы. Вместо того, например, чтобы заставлять своих пациентов смотреть на настоящий кристаллический шарик, он просил их смотреть на воображаемый. Это потому что он всегда стремился проникнуть в бессознательное пациента, которое, как он верил, содержит ресурсы и знания, необходимые для выздоровления. Мобилизация воображения — это скорейший путь к бессознательному.
Вместе с верой, что каждый человек поддается гипнозу и что неудача введения в гипноз отражает скорее неспособность гипнотизера, а не пациента, он предпочитал адаптировать свою технику к объекту, а не следовать ограниченному репертуару. И это можно понять, ибо те исследователи, которые утверждают, что определенный процент людей не гипнотизируется вообще, опробовали на своих объектах более или менее ту же самую технику и не проявляли того рода гибкости, которой был знаменит Эриксон. Коллега Эриксона, Эрнст Росси, добавил бы к этому, что гипнолог должен быть чувствительным к природному ритму активности и покоя своего клиента, и тогда шансы загипнотизировать человека сильно возрастают, если время введения совпадет с периодом покоя.
Эриксон был настолько искусным гипнотизером, что снова поднял вопрос о том, нельзя ли загипнотизировать человека против его воли. Однако его жизнь и деятельность не могут дать нам ответа. Он брал тех пациентов, которые уже знали, что он гипнотизер, и тем самым на каком-то уровне уже дали свое согласие. Я по-прежнему продолжаю отстаивать сказанное в предыдущих главах, что человека нельзя загипнотизировать против его воли и нельзя заставить делать вещи, которых он иначе не стал бы делать.
Большинство техник Эриксона основано на отвлечении объекта от его сознательного внимания и барьеров. Так, например, в технике «мой друг Джон» пациент представлял, будто в комнате вместе с Эриксоном находится еще один человек, Джон. Эриксон описывал, какой этот Джон замечательный объект для гипноза, и проходил вместе с ним все ступени воображаемого введения, пока сам пациент не оказывался в трансе. В то время как многие применяемые сегодня техники прибегают к использованию слов, Эриксон умел погружать в транс только посредством действия. Фактически он определял гипноз как совместное переживание, обмен идеями всевозможными способами. Контакт с пациентом, в особенности с его подсознанием, решал дело. Так, в качестве демонстрации, он загипнотизировал пару раз не разговаривающих по-английски испытуемых, просто показывая мимикой постепенное вхождение в транс.
Один из его хорошо известных методов — это «техника замешательства», когда путем серии обескураживающих действий и непрекращающегося отвлеченного разговора он доводил объекта до своего рода отчаяния, так что тот уже жаждал получить ясные внушения, на которые он смог бы прореагировать; и в этот момент Эриксон давал внятное внушение для вхождения в транс или его углубления. Пациент находил прибежище от замешательства в трансе. Похожий метод возбуждения любопытства у объекта, когда он делал паузы и промедления, чтобы вызвать настроение ожидания и подорвать бдительность объекта. Несловесная параллель этого метода — прерванное рукопожатие: держа руку, словно готовую для рукопожатия, он вдруг останавливался и начинал вместо этого делать рукой двусмысленные вещи; он мог вызвать каталепсию руки у объекта, показывающего при этом признаки вхождения в транс.
Никто не ставил так высоко доверие, как Эриксон. В качестве одной из его наиболее общих техник введения он просто начинал рассказывать пациенту очевидные истины. «Вы удобно сидите в своем кресле. — Совершенно верно, нечего возразить. — Ваши руки лежат на подлокотниках кресла. — Разумеется, доктор Эриксон. — Вы чувствуете, как ваши ступни давят на пол, а тело — на кресло». И так далее, в том же духе. Произнеся с полдюжины таких истин, Эриксон достигал момента, когда говорил: «Ваши веки чувствуют тяжесть» или нечто в этом роде, и пациент уже готов был это принять, потому что Эриксон завоевал его доверие, пересказывая так долго бесспорные истины. Но он приобретал не только доверие; указывая на вещи, которые являются истинными, хотя и бессознательными, если к ним не привлекать особого внимания, Эриксон приспосабливал своего клиента к изменению состояния сознания и таким образом готовил его к переводу в гипнотический транс. Он понимал, что завоевать доверие — значит выиграть половину битвы; ибо если вы верите в авторитет человека, его внушения имеют для вас вес. Одним из главных несловесных методов, которым пользовался Эриксон для приобретения доверия, было тонкое отражение языка тела своего пациента, ритма дыхания, интонации и прочего.
Эриксон мог победить даже тогда, когда пациент решал сопротивляться или если был упрямым и беспокойным. Это фактически являлось его специализацией, и он разработал несколько техник (называемые «техники для утилизации», поскольку они утилизировали то поведение, которое объект представлял оператору) специально, чтобы, не показывая вида, преодолевать сопротивление. Во всех своих терапевтических стратегиях он предпринимал интервенцию, но делал это очень тонко, чтобы усилить целительное воздействие посредством укрепления автономности индивидуума. Он диктовал и манипулировал, работая с симптомами пациента, но как жить дальше после того, как эти симптомы были сняты, оставлял полностью на сознательный выбор самого человека.
Приводим описание одного из наиболее удачных приемов Эриксона, в котором использована техника преодоления сопротивления, «двойная связь»:
Один из сопротивляющихся пациентов однажды заявил Милтону Эриксону: «Хотя вы и способны гипнотизировать других, но меня вы не загипнотизируете!» Эриксон пригласил пациента к лекционному креслу, попросил сесть и сказал: «Я хочу оставить вас здесь бодрствующим, бодрствуйте как можно более активно, еще более и более активно бодрствуйте». Объект мгновенно погрузился в глубокий транс. Он столкнулся с двухуровневым сообщением: «Идите сюда и входите в транс» и «оставайтесь бодрствующим». Он знал, что если бы последовал за внупиениями Эриксона, то вошел бы в транс. Поэтому решил не следовать им. И все же, отказавшись следовать за внушением оставаться бодрствующим, он вынужден был погрузиться в транс.
Эриксон добивался своего, но не отнимал свободу действия у пациента; он подрывал его сопротивление, но сохранял автономию.
Если вы сегодня пойдете к гипнологу, то он будет говорить с вами долго, мягко и убедительно. Именно Эриксон довел до совершенства технику разговора при гипнотическом введении. Возможно, у Эриксона это использование языка было естественным и инстинктивным, но теперь оно интенсивно анализируется. Перечисление всех нюансов заняло бы слишком много времени, но здесь приводятся лишь некоторые примеры искусства разговора, разработанные Эриксоном и его последователями.
Некоторые слова повторяются все снова и снова, например, «и». Однако, связывая посредством «и» зачастую логически не связанные предложения, Эриксон мог глубже погружать клиента в гипнотическое состояние. «Вы сидите на кресле, и ваши руки покоятся на подлокотниках кресла (две само собой разумеющиеся очевидности), и ваши веки становятся тяжелыми, и вы чувствуете сонливость, и теперь вы уже вряд ли сможете их открыть….» Другая техника — это задавать вопросы, требующие ответа «да», так что пациент все время соглашается с процессом гипнотического введения. «Приятно же быть спокойным и расслабленным, не так ли?» «Вы же хотите решить ваши задачи?» Согласие и доверие, многократно повторенные, решают все. В любом случае вопросы часто оказываются более сильными, чем прямые утверждения, так как они, по-видимому, оставляют решение на усмотрение клиента: «Можете вы мне сказать, на что похоже погружение в глубокий сон?» Такой вопрос поощряет засыпание, при этом не выглядит как команда. Вопрос «Вас это удивляет?» заставляет пациента открыть рот от удивления и дает ему возможность измениться. Могут применяться также и замаскированные вопросы типа «Я не знаю, как глубоко вы хотели бы войти в транс». Команды могут быть также скрытыми, спрятанными в кажущееся безобидным утверждение: «Я не хочу, чтобы вы расслаблялись настолько, чтобы не слышали моего голоса». Легкое ударение на выделенных курсивом словах, с изменением тона и ритма, делает их внушением, нацеленным на бессознательное.
Как только необходимая степень доверия или летаргии достигнута, гипнотизер школы Эриксона может вводить некоторые силовые слова — «должны», «невозможно», «можете». «По мере того, как вы глубже и глубже входите в трансовое состояние, вы не сможете открывать глаза. Как бы вы ни старались, невозможно открыть глаза. Вы настолько расслаблены, настолько глубоко расслаблены (повторение — это еще одна хорошая техника Эриксона), что должны заснуть… Вы не можете поднять ваши руки…» Еще одна похожая техника — это использовать слова, привлекающие внимание, такие как «ну», «теперь», «очевидно», быть может, только с чуточкой симпатии в голосе: «Теперь вы чувствуете сонливость; очевидно, вы знаете, как расслабляться; ну, теперь вы можете глубже войти в гипноз». Джон Гриндер и Ричард Бэндлер поясняют смысл того, когда Эриксон использует силовые слова или нечто неопределенное:
Руководство, которым я пользуюсь, следующее: я не хочу, чтобы кто-нибудь, с кем я провожу гипноз, в чем-нибудь провалился. Если я внушаю что-то, в чем можно легко убедиться, я, по всей вероятности, стану применять слова «могли бы», «хотели бы», такие, что мы называем сослагательным наклонением. «Ваша рука могла бы начать подниматься…» Таким образом, если я попрошу о чем-то, чего не возникнет, человек не «провалится». Если же я намекаю на что-то, совершенно не поддающееся проверке, я скорее буду использовать слова, содержащие намек на подчинение: «Это позволит вам глубже погрузиться в транс» или «Это делает вас более расслабленным». Поскольку эти внушения невозможно проверить, он не сможет заключить, что провалился.
Эмоциональные слова, иногда называемые «якорями», очень важны. Достаточно изучив, какие слова могли бы запустить у клиента эмоциональную реакцию, как негативную, так и позитивную, Эриксон приправлял свою беседу этими словами, чтобы мобилизовать эмоциональную энергию в терапевтических целях.
Однако та техника, которой Эриксон прославился больше всего, — это техника аналогий и метафорических рассказов; на этот счет у него, по-видимому, был особенный дар. Уверен, что некоторые из историй были заготовлены и отшлифованы заранее, другие же сочинялись на ходу: в этом метафорическом стиле Эриксон мог мыслить столь же ясно и молниеносно, как и в нормальном ассоциативном стиле. Рассказы его очень часто личные, взятые из его собственной жизни, которую он кроил для подходящего момента с целью переосмысления проблемы пациента. Многие из рассказов слишком длинные, чтобы цитировать, но приведем один коротенький эпизод, заостряющий внимание на том, что подсознанию следует доверять, когда хочешь сделать правильную вещь в правильное время:
Многие люди очень переживали, потому что мне уже было четыре года, а я не умел говорить. Причем сестра моя, которая на два года моложе меня, уже говорила, и она до сих пор говорит, однако так ничего и не сказала. И многие огорчались, так как я был четырехлетним мальчиком, который еще не умел говорить. Моя мама сказала успокаивающе: «Придет время, и он заговорит».
Просто и к месту. И все рассказы всегда были нацелены на одно и то же: «Сначала смоделировать мир пациента, потом проиграть этот смоделированный мир». Рассказы и метафоры занимали воображение и питали положительные эмоции пациента; Эриксон с тем же успехом использовал анекдоты, каламбуры и загадки. Они расслабляли пациента и делали его открытым для образного, метафорического содержания, ибо, по сути, они были притчами его собственной проблемы и выхода из нее. Они могли содержать скрытые действия-команды. Особенно знаменит случай с мальчиком, который в двенадцать лет все еще мочился в постель. Родители испробовали все средства от терпения до кнута и пряника. Эриксон обнаружил, что мальчик любит бейсбол, поэтому он рассказал ребенку о мышечном контроле, необходимом для профессиональной игры в бейсбол. Чтобы поймать мяч, сказал он, все мышцы должны сжаться в нужный момент, а чтобы отпустить мяч, необходимо расслабить все мышцы в нужный момент, а иначе мяч не полетит туда, куда ты его хочешь послать. Если ты сумеешь это сделать правильно, заключил Эриксон, то это будет большое, настоящее достижение. Мальчик перестал мочиться в постель.
И снова, быть может еще изощреннее, работая с сексуальными трудностями у супружеских пар, он заставлял их говорить вместо этого о еде, самой общей метафоре для секса. Он заставлял женщину согласиться, что она наслаждается, откладывая начало, тогда как муж стремится перейти к самому главному. Если клиенты начинали замечать, к чему Эриксон ведет, он тут же менял предмет разговора, но возобновлял его время от времени. И он заканчивал внушением, казавшимся просто хорошим советом, что они однажды выберут вечер, чтобы приятно поужинать вместе, — в надежде, что обильный ужин приведет к обильному сексу.
В этом случае не применялось никакого гипноза. Однако большинство своих историй Эриксон рассказывал загипнотизированным людям, потому что верил, что в трансовом состоянии мы инстинктивно понимаем главный смысл рассказа, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Как это метко заметил врач Ли Уоллас: то были истории «для третьего уха». Смысл истории впитывается и действует на бессознательное. Более того, будучи в восприимчивом состоянии, мы даем семенам историй глубже укореняться в душе. Однако смысл рассказа — это еще половина терапевтической цели; хорошая история оставляет хорошее ощущение, — какое остается у вас, когда вы покидаете кинотеатр после просмотра хорошего фильма. Взращивание этого хорошего ощущения также часть терапии Эриксона, его рассказики всегда неизменно усиливали чувство жизни, позитивное, поддерживающее рост и волю к переменам в собственной жизни. Они рассказывали о достижениях, о преодолении барьеров, о новых горизонтах.
Теоретически, Эриксон больше всего интересен в своем очевидном разрыве с предположением Фрейда о том, что регрессия — это путь к большинству проблем, причиненных прошлым. Подобно дзэн-буддисту, Эриксон работал с «настоящим» пациента, с его «здесь и теперь», веря в то, что каждый из нас обладает ресурсами для совершенного здоровья и что мы должны сосредоточиться скорее на самосовершенствовании, чем на исправлении ошибок прошлого. Более того, поскольку он думал, что «ваше сознательное мышление может быть очень разумным, однако ваше бессознательное гораздо умнее», терапевтический процесс вовсе не обязан был стать «прозрением» — перемещением чего бы то ни было в сознание. Он верил, что мы имеем ресурсы в нашем прошлом, чтобы преодолеть любое препятствие. Если вы решили проблему в прошлом, вы можете сделать так снова. Таким образом, он говорил своему пациенту, как тот решил какую-то проблему в прошлом, а затем воссоздавал в уме загипнотизированного пациента те же самые условия для настоящего.
Милтон Эриксон умер больше двадцати лет назад, но можно с уверенностью сказать, что его труды повлияли на каждого гипнотерапевта, и с каким бы из них вам ни довелось встречаться, он будет применять некоторые из его техник. Я бы описал Эриксона как своего рода поэта. Есть разница между его гипнотической и «вводящей в транс» поэзией и тем родом поэзии, который взывает преимущественно к интеллекту. Главная черта гипнотической поэзии — у нее свой четкий, убаюкивающий ритм; эти постоянные повторения; она прибегает к смутной образности и содержит неясности, которые усыпляют разум. Все это представлено в методах Эриксона. Он был художником.
Читайте также
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ГИПНОЗ/ОБУЧЕНИЕ ПРОБУЖДАЮЩИЙ ГИПНОЗ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ГИПНОЗ/ОБУЧЕНИЕ ПРОБУЖДАЮЩИЙ ГИПНОЗ Однажды вечером я с друзьями обедал в местном ресторане. Наш официант был чем-то расстроен и выглядел взволнованным и подавленным. Он был резок, медлителен и недружелюбен. В результате обслуживание оставляло желать
ГИПНОЗ – ПАТТЕРНЫ – ЭРИКСОН
ГИПНОЗ – ПАТТЕРНЫ – ЭРИКСОН В разделе о терапевтических применениях мы обсудим более детально методы прерывания саморазрушающих паттернов поведения и поможем вам разработать паттерны для понимания и обнаружения паттернов. А сейчас рассмотрим результаты внезапного
Гипноз — паттерны — Эриксон.
Гипноз — паттерны — Эриксон. В разделе о терапевтических применениях мы обсудим более детально методы прерывания саморазрушающих паттернов поведения и поможем вам разработать паттерны для понимания и обнаружения паттернов. А сейчас рассмотрим результаты внезапного
Как это иногда делал Милтон Эриксон
Как это иногда делал Милтон Эриксон Сам Эриксон был против того, что существует какой-то определенный метод его имени. Он говорил, что для каждого пациента изобретает свой метод лечения. Как бы то ни было, но метод существует и развивается. А в главе о лечении никотиновой
Разговорный жанр
Разговорный жанр Телевидение — самое длинное любительское представление в истории. Роберт Карсон Так уж сложилось в наших краях, что понятие «известный психолог» само по себе весьма условно — даже самые яркие и талантливые представители нашего цеха если и бывают
Глава 6. Милтон Эриксон — маг коммуникации
Глава 6. Милтон Эриксон — маг коммуникации После представления биографии и описании личности Милтона Эриксона, будут представлены некоторые из его наиболее революционных концепций из области психотерапии. В этом контексте мы рассмотрим, наряду с атеоретической и
Милтон и сбежавшая лошадь
Милтон и сбежавшая лошадь Милтон Эриксон часто рассказывал своим студентам истории о жизни на ферме в Миннесоте, где прошло детство его самого и его младших братьев и сестер. Мальчиком Милтон с другими детьми однажды в полдень играл на скотном дворе, когда чья-то лошадь –
Милтон и Джордж
Милтон и Джордж Милтон Эриксон часто рассказывал истории о своей практике в больницах для душевнобольных, где он работал, будучи еще молодым психиатром. Один из таких рассказов связан с пациентом по имени Джордж. Тот говорил «словесной окрошкой», обрывочными фразами и
Что такое разговорный интеллект?
Что такое разговорный интеллект? Проработав в течение последних тридцати лет с сотнями компаний и десятками тысяч наемных работников во многих крупнейших организациях страны, я обнаружила, что главная причина неудач и даже разрушения взаимоотношений между людьми
Разговорный приборный щиток
Разговорный приборный щиток Разговорный приборный щиток – это визуальная схема того, что происходит в мозге во время разговоров. С левой его стороны находятся образцы поведения, когда люди «обороняются», а с правой – образцы поведения, когда они стремятся к
Разговорный интеллект в действии
Разговорный интеллект в действии Исполнительный директор Консультационного совета рекреационного программного обеспечения (RSAC) Стефен Белкам получил от правительства Германии предложение, которое свидетельствовало о его высоком авторитете в своей области. Ему было
Разговорный интеллект и изменение
Разговорный интеллект и изменение Когда какое-то изменение проходит успешно, люди, которые вовлечены в него, чувствуют себя как бы авторами этого изменения, а не его объектами. Они ощущают, что вложили все свои силы, что способны отвечать за результаты и полны энергии