главенствующая роль теоретических знаний у обучающихся характерна для концепции какого обучения
Педагогика
Домашняя | Карта сайта | Избранное | |||
Студентам | Шпаргалки | Словарик |
А знаете ли Вы, что такое « » в педагогике? |
Концепция Л.В. Занкова — ведущая роль теоретических знаний
Следующий принцип системы Л.В. Занкова — ведущая роль теоретических знаний уже в начальной школе, которые выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников, поскольку современная психология не дает основания для такого вывода. Напротив, экспериментальные исследования в области педагогической психологии, не отрицая роли образных представлений учащихся, показывают ведущую роль теоретических знаний при начальном обучении (Г.С. Костюк, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).
Младшие школьники способны к усвоению терминов, которые нельзя рассматривать как простое заучивание определений. Овладение научным термином — важное условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятия.
Теоретические знания не исчерпываются терминами и определениями. Большое место в обучении младших школьников занимает усвоение зависимостей, законов (например, переместительный закон сложения, умножения в курсе математики, закономерности сезонных изменений в жизни растений и животных в естествознании и др.).
Данный принцип имеет место при изучении всех предметов. Но он не снижает значения формирования у младших школьников умений и навыков. В системе обучения Л. В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.
|
Сущность, движущие силы, логика процесса обучения
1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…
2. Термин “дидактика” впервые ввел…
3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
5. Функциями процесса обучения являются …
— образовательная, воспитательная, развивающая+
— воспитательная, прогностическая, проектировочная
— образовательная, воспитательная, объяснительная
— развивающая, образовательная, прогностическая
6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…
7. Учение понимается в дидактике как…
— взаимодействие учащихся и учителя
— восприятие новых знаний
8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…
— развитием интереса учащихся
9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
— сознательности и активности
11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения
12. Процессом обучения называется …
— специфический процесс познания, управляемый педагогом +
13. К дидактическим принципам не относится принцип …
— систематичности и последовательности
— взаимосвязь теории и практики обучения
14. В структуру учебной деятельности не входит …
— формирование нравственных качеств и убеждений +
— овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
— развитие мотивов учения
— овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …
— преподавания и учения +
— развития и воспитания учащихся
— школьной и внешкольной деятельности
— совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
16. Принцип наглядности в дидактике означает …
— привлечение органов чувств к восприятию учебного материала +
— использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
— проведение опытов в процессе обучения
— просмотр кино- и видеофильмов
17. В структуру процесса обучения не входит…
— определение уровня мышления учащихся +
— определение целей и задач
— планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
— анализ и оценка результатов обучения
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
— рабочий учебный план
4.Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие …
5.Основоположником теории формального образования является…
6.К идеям программированного обучения наиболее близка теория…
7.Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру был включен в состав содержания образования…
— В.В. Краевским, И.Я. Лернером +
— В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
— В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
— М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
8.При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
11.Доведенное до автоматизма действие называется …
12.К объектам стандартизации в образовании не относится …
— учебно-воспитательный план учителя +
— объем учебной нагрузки
— уровень подготовки обучающихся
13.Под содержанием образования понимают …
— педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру +
-совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
— совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
— финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
14.В понятие «качество обучения» не входит …
— уровень нравственной культуры учащихся +
— степень успешности освоения учащимися образовательных программ
— мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне
— уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения
15.Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является …
— базисный учебный план
16.Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …
Современные модели организации обучения
1. Классно-урочную систему теоретически обосновал…
форма организации обучения +
— овладения новыми знаниями
— повторения и закрепления знаний
— обобщения и систематизации
4.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
— «форма организации обучения»
— занятие с отстающими
10.К основным типам уроков относятся уроки …
— изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные
— заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
— индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
— решения задач, выполнения опытов, написания сочинений
11.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …
12.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …
— урок изучения нового материала
— урок обобщения и систематизации знаний
13.Достоинством классно-урочной системы является …
— индивидуальный подход к учащимся
— высокое качество усвоения знаний
— ориентация на “среднего” ученика
14.Учебная экскурсия относится к …
— вспомогательным формам обучения +
— разновидности контроля знаний
15.К структурным компонентам урока не относится …
— проверка домашнего задания
— закрепление нового материала
Типология образовательных учреждений
1.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
2.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
3.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
5.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
· характер сообщаемых знаний
6.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
7.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
8.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
· начальные, средние, высшие +
9.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
10.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
· вид образовательного учреждения
11.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества +
создание единого образовательного пространства
обеспечение взаимосвязи теории и практики
регламентация учебного процесса
12.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
13.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …
14.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
15.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
Инновационные процессы в образовании
1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
— локальные, модульные, системные +
— внешние, внутренние, ресурсные
— ресурсные, образовательные, содержательные
— организационные, дидактические, методические
2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
3.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях
4.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям
5.Инновации являются результатом…
— выполнения заказа администрации
— непроизвольно полученным при развитии учреждения
6.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…
8.Общая одаренность детей проявляется в…
— способностях к музыке, рисованию +
— самостоятельности, критичности мышления +
9.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
10. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
— структуре системы образования
— оборудовании учебных заведений
12.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
13.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….
— распространение новшеств в педагогической практике +
— оригинальность школьной жизни
— консервативный подход в образовании
— творческий подход к педагогической деятельности
14.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …
15.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …
Выбранных работ
[Новые поступления]
[Популярные работы]
Тест с ответами: “Дидактика”
I вариант.
1. Какое название имеет наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах?
а) Дидактика+
б) теория воспитания
в) педагогический менеджмент
г) педагогическая технология
2. Кем введен термин “дидактика”?
а) В. Ратке+
б) Я.А. Коменский
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци
3. Какой автор под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
а) Я.А. Коменский+
б) П.Ф. Каптерев
в) К.Д. Ушинский
г) А. Дистервег
4. Предметом, какой из представленных наук являются процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами?
а) дидактики +
б) технологии
в) теории воспитания
г) теории управления
5. Что из представленного в ответах является функциями процесса обучения:
а) образовательная, воспитательная, развивающая+
б) воспитательная, прогностическая, проектировочная
в) образовательная, воспитательная, объяснительная
г) развивающая, образовательная, прогностическая
6. Данная система представлена совокупностью принципов, содержания, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, которая подчиняется целям обучения:
а)дидактическая система
б) Педагогическая теория
в) Педагогическая система
г) Дидактическая теория
7. Как понимают учение в дидактике?
а) как деятельность учеников+
б) как взаимодействие учащихся и учителя
в) как восприятие новых знаний
г) как формирование умений
8. Название управления учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) учение
б) развитие интереса учащихся
в) формирование личности
г) Преподавание+
9. Закончите предложение:
Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
а) общим
б) внешним
в) Внутренним+
г) частным
10. Какой принцип иллюстрирует эффективность обучения, которая зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала?
а) доступности
б) Наглядности+
в) сознательности и активности
г) прочности знаний
11. В какой концепции обучения применяют принцип ведущей роли теоретических знаний?
а) развивающего обучения+
б) проблемного обучения
в) оптимизации обучения
г) программированного обучения
12. Что такое процесс обучения?
а) преподавание
б) учебная деятельность
в) специфический процесс познания, управляемый педагогом+
г) образовательная деятельность
13. Дидактический принцип:
а) гуманности обучения+
б) наглядности
в) систематичности и последовательности
г) взаимосвязь теории и практики обучения
14. Что не включает в себя структура учебной деятельности:
а) овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
б) развитие мотивов учения
в) формирование нравственных качеств и убеждений+
г) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
15. Какое из единств отражает двусторонний характер обучения?
а) преподавания и учения+
б) развития и воспитания учащихся
в) школьной и внешкольной деятельности
г) совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
16. Что подразумевает принцип наглядности в дидактике?
а) использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
б) проведение опытов в процессе обучения
в) просмотр кино- и видеофильмов
г) привлечение органов чувств к восприятию учебного материала+
17. Выберите то, что не включает структура процесса обучения:
а) определение уровня мышления учащихся+
б) определение целей и задач
в) планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
г) анализ и оценка результатов обучения
18. Чем является эталонный уровень образования, который необходим для данного общества в определенный исторический отрезок времени?
а) образовательный ценз
б) образовательный стандарт+
в) учебный план
г) школьная программа
19. Какое название имеет документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности?
а) образовательная программа+
б) учебник
в) рабочий учебный план
г) авторская программа
20. Какое название имеет нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет?
а) учебник
б) образовательная область
в) учебная программа
г) учебный план+
21. Выберите понятие, которое является более общим ко всем остальным:
«образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область»
а) «содержание образования»
б) «учебный план»
в) «образование»+
г) «образовательная область»
22. Основоположник теории формального образования:
а) Я.А. Коменский+
б) Г. Спенсер
в) И.Ф. Гербарт
г) А. Дистервег
23. Какая из теорий близка к идеям программированного обучения?
а) прагматизм
б) Бихевиоризм+
в) позитивизм
г) гуманизм
24. Какими авторами был включен опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в состав содержания образования?
а) В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
б) В.В. Краевским, И.Я. Лернером+
в) В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
г) М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
25. Закончите предложение.
При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
а) Концентрической+
б) линейной
в) спиральной
г) смешанной
26. Чем является приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования?
а) гуманизацией
б) демократизацией
в) Гуманитаризацией+
г) углубленным изучением
27. Чем является дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, которая отражает содержание науки?
а) образовательная область
б) учебный план
в) образовательная программа
г) учебный предмет+
28. Название доведенного до автоматизма действия?
а) умение
б) знание
в) Навык+
г) поведение
29. Что из представленного относится к объектам стандартизации в образовании?
а) учебно-воспитательный план учителя+
б) содержание
в) объем учебной нагрузки
г) уровень подготовки обучающихся
30. Содержание образования:
а) совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
б) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
в) финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
г) педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру+
II вариант.
1. Принцип обучения, к которому относятся правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
а) наглядности;
б) научности;
в) доступности;+
г) связи теории с практикой;
д) систематичности и последовательности.
2. Словесные, наглядные и практические методы являются:
а) методами по характеру познавательной деятельности учителя и уча¬щегося;
б) методами по источнику знаний;+
в) методами по особенностям деятельности учителя и учащегося.
3. Проблемное обучение – … (по М.И. Махмутову)
а) проблема развития инициативы, творчества детей;
б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;+
в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.
4. Группа методов, к которой относятся индуктивные и дедуктивные методы:
а) Методы по логике передачи и восприятия информации.+
б) Методы по степени управления учебной работой.
в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
5. Какие методы относятся к методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями?
Ответ: репродуктивные и проблемно-поисковые
6. Условия, при которых учитель может использовать только словес¬ные методы:
а) Учитель хорошо владеет словесными методами.+
б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан¬ной темы.
в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.
7. Особенности учащихся, при которых рационально применять репродуктивные методы:
а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.+
б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,
в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.
8. Методы стимулирования интереса к учению:
Ответ: познавательные игры, учебные дискуссии
9. Название совокупности методов, которые используют в процессе изу¬чения конкретного учебного предмета, его разделов:
Ответ: методика
10. Кто ввел термин «воспитывающее обучение» в науку?
а) А. Дистервег;
б) И.Ф. Гербарт;+
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
11. Автор высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
а) Б. Паскаль;+
б) М.В. Ломоносов;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
12. Кто создал целостную систему обучения во второй половине XIX века?
а) К.Д.Ушинский;+
б) Н.А.Корф;
в) В.П.Вахтеров;
г) П.Ф.Каптерев.
14. Кем с точки зрения психологии обоснованы педагогические принципы?
а) П.Ф.Каптеревым;
б) К.Д.Ушинским;+
в) И.Гербартом;
г) И.Г.Песталоцци.
15. Какой принцип нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого?
а) систематичности;+
б) наглядности;
в) прочности;
г) научности.
16. Какой принцип предполагает организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания?
а) систематичности;
б) доступности;
в) наглядности;
г) научности.+
17. Закончите предложение:
Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:
а) теории материального образования;
б) теории дидактического формализма;+
в) теории дидактического утилитаризма;
г) проблемно-комплексной теории.
18. Что из перечисленного характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса?
а) форма организации обучения;
б) метод обучения;+
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
19. Что такое классно-урочная система обучения?
а) метод обучения;
б) организационная форма обучения;+
в) средство обучения;
г) разновидность лекции.
20. Признак, по которому проще всего определить тип и структуру урока:
а) по дидактическим целям;
б) по расположению элементов урока;+
в) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
г) по количеству структурных частей.
д) по деятельности учителя.
21. Нестандартные уроки:
а) комбинированный урок;
б) урок – игра;+
в) урок – суд;+
г) урок – кроссворд;+
д) урок повторения;
е) урок – викторина.+
22. Вспомогательные формы обучения:
а) комбинированный урок;
б) экскурсия;+
в) интегрированный урок;
г) зачет;+
д) экзамен;+
е) контрольный урок;
ж) урок – исследование;
з) факультатив.+
23. Факторы, которые определяют выбор методов обучения:
а) цель обучения;+
б) уровень, которого необходимо достигнуть;+
в) уровень мотивации обучения; +
г) реализация принципов, закономерностей обучения;+
д) объем требований и содержания, который необходимо реализовать;+
е) количество и сложность учебного материала;
ж) уровень подготовленности учащихся;+
з) активность, интерес учащихся;+
и) возраст;
к) работоспособность учащихся;
л) сформированность учебных навыков;
м) учебная тренированность и выносливость ;
н) время обучения;
о) материально-технические условия обучения;
п) организационные условия обучения;
р) применения методов на предыдущих уроках;
с) тип и структура занятия;
т) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда.
25. Принцип, к которому относится правило: «Как можно чаще используйте вопрос: почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей- непременное условие развивающего обучения»?:
а) Сознательности и активности.+
б) Наглядности.
в) Научности.
г) Связи теории с практикой.
26. Отличие дидактического правила от дидактического принципа:
а) Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.+
б) Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.
в) Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
27. Название нововведения в педагогической системе, которое улучшает течение и результаты образовательного процесса:
а) инновациями
б) развитием
в) прогрессом
г) корректировкой
28. Закончите определение:
Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.
а) воспитания
б) обучения
в) педагогического воздействия
29. Какое название имеет активная деятельность ребенка, которая направлена на формирование положительных качеств и устранение отрицательных?
а) Воспитание+
б) самовоспитание
в) саморазвитие
30. Какой тип воспитания направлен на формирование ответственного отношения к своей Родине?
а) правовое
б) Гражданское+
в) общественное
- что дает мрт головного мозга и сосудов головного
- восстановление границ земельного участка судебная практика