главный храм вооруженных сил критика
Нужен ли России главный храм Вооруженных Сил?
Я являюсь священнослужителем РПЦ. Пару дней назад я был отправлен в запрет за свой пост в фейсбуке, в котором выразил скепсис в отношении постройки этого храма: https://www.facebook.com/profile.php?id=100006856967199 С меня потребовали объяснительную. Представляю ее Вашему вниманию.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму, от иеромонаха Иоанна (Курмоярова)
Уважаемый Владыко! С удивлением узнал о Вашем указе, которым я запрещен в служении, без объяснения причин. Простите меня грешного, но мне непонятно, что значит «несоответствие званию клирика РПЦ» и какое мое поведение Вы посчитали недостойным священника? Тем более, что в «Положении о практике запрещения клириков», прямо сказано, что: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение».
Однако прежде чем дать свои объяснения, я хотел бы отметить, тот факт, что всегда с уважением относился к подвигу нашего народа, сумевшего сломить хребет немецко-фашистским захватчикам. Более того, я сам, во время своего служения на Украине, подвергался преследованиям со стороны украинских националистов и СБУ за открытую демонстрацию георгиевской ленточки. Эта информация есть в моем личном деле, а также в сети (ссылка: Точно также я с уважением отношусь к воинскому служению, тем более, что и сам вырос в семье военнослужащего (мой отец прослужил 27 лет в рядах Вооруженных Сил, и был уволен в запас в звании подполковника, с должности заместителя командира дивизии). Поэтому я заранее отвергаю все обвинения в непатриотизме и либерализме.
Еще раз прошу прощения, но в силу вышеуказанных причин, в своих объяснениях буду исходить из предположений, которые, на мой взгляд, помогут Вам, с Божией помощью, разобраться в ситуации и принять последующие правильные решения. Итак:
1. Вчера, в фейсбуке, у себя на странице, я опубликовал пост, в котором выразил свое несогласие с тем, что происходит и происходило вокруг строительства и освящения главного храма Вооруженных Сил. В том числе я выразил свою озабоченность по поводу того, что этот храм может превратиться (если уже не превратился) в языческое капище, некоей новой имперско-милитаристской, синкретической религии, а те, кто будет там причащаться, будут делать это в суд и осуждение. Свои опасения я выразил в многочисленных комментариях при обсуждении ситуации.
Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. Именно наличие таких символов, как и любых других нехристианских или антихристианских символов, подаваемых в положительном ключе, превращает наш храм в языческое капище, в котором будет исповедоваться некая синкретическая религия. Безусловно, наши отцы и деды совершили великий подвиг, но среди них были и мусульмане, и атеисты, и агностики, и буддисты, но, по большей части, коммунисты. Разве из этого может следовать тот вывод, что теперь в православном храме могут размещаться атеистические, исламские или буддийские символы? Если так пойдет и дальше, то боюсь это приведет к рождению нового псевдо-православного имперско-милитаристского культа наподобие древнеримских синкретических культов, где главным условием считалась не верность Христу и Его Церкви, а лояльность перед императором и государством. Уверен, то, как христиане поступали в такой ситуации всем хорошо известно. Так почему же сейчас мы должны закрыть на это глаза? Потому что настоятелем храма стал Святейший Патриарх Кирилл?
Или вот такое: «Капищем он может быть назван не потому, что там общины нет. Много полуразрушенных храмов стоят с советских времен, не используемые, без общины, но у меня язык не повернется их капищем языческим назвать (к слову у меня тоже не поворачивается язык назвать эти храмы капищами). Впрочем, это наследие нашего «славного» прошлого. Но здесь, в этом военном храме, подмена понятий какая-то. Это не храм, а музей какой-то. Литургия здесь, вероятно, постольку поскольку. Главное же — восхваление Великой победы. Причем здесь храм и православие вообще? Сюда, вероятно, придут покланяться чему-то совсем другому, а это и есть язычество. Я уже начинаю реально верить в «победобесие», хотя негативно отношусь к попыткам как-то замазать историческую память этих страшных событий. Это уже франшиза какая-то. Как звучит — Главных храм Вооруженных сил России! Я даже не знаю, что здесь главнее — храм или силы? Многие ли запомнят, что он в честь Воскресения Христа освящен? Большинство не запомнит. Поставили бы мавзолей какой с такой символикой — вопросов нет. А эти даты, цифры? Техника расплавленная фашистская? Что за дичь? Храм под даты и цифры подгоняется. Храм — это не символ победы в земных войнах, а совсем другой победы — победы Христа над духовной смертью и властью греха. И только так».
А, что еще им писать, если в Церковной-иконописной традиции большевиков принято изображать гонителями-бесами новомучеников и исповедников Церкви Русской? Вот и возникает у людей когнитивный диссонанс, когда с одной стороны мы почитаем память новомучеников и осуждаем гонителей, а с другой стороны изображаем советские символы (в том числе, вполне революционные, такие как «серп и молот») в своих храмах.
Кстати, парадокс ситуации заключается еще и в том, что наличие советской символики в храме поддерживают в основном люди неверующие, придерживающиеся атеистической-коммунистической идеологии. Вот, например, что написал один из таких деятелей в мой адрес: «Совсем охренел. Правильно таких как вы после 1917 года в расход пускали! Теперь опять дерьмо повылезло. История вас ничему не учит. Гуру хренов. ».
Вот и получается, что у нас, христиан, остается только один выход, либо согласится с этими людьми и превратить свои храмы в языческие капища, либо стоять до смерти в своей вере. Я выбираю второе и не понимаю, почему должен этого стыдиться и почему эта позиция может быть расценена, как недостойное поведение священнослужителя?
2. Кроме этого, на мой взгляд, выглядит странным и строительство храмов по специальностям. Не появятся ли потом у нас храмы учителей, водителей троллейбусов и т.д. Подобные вещи обычно характерны для языческих культов, но не для христианской Церкви. Ибо в Христианской Церкви не принято делить людей ни по национальному, ни по профессиональному признаку. Конечно, на это мне могут возразить, что подобные вещи были и раньше, что в Кронштадте есть, например, главный храм Военно-Морского флота и т.д. Однако:
Во-первых, Кронштадтский Собор построен не в лесу, а потому его спокойно могут посещать верующие люди и там может быть сформирована христианская община, чего нам всем, сейчас так не хватает. По сути, ведь, христианские храмы так и должны строиться, т.е. не по указке сверху, а сложившаяся христианская община должна строить себе храм, чтобы причащаться там Тела и Крови Христовых.
Во-вторых, разговоры о том, что такой общиной будет весь состав Вооруженных Сил, считаю неубедительными, т.к. среди военных есть и буддисты, и мусульмане, и атеисты, коих, уверен, большинство. Как они могут быть членами христианской общины? В этом смысле мои опасения подтвердила и церемония освящения храма, на которой причастилось несколько женщин и ни одного военного, которые вообще не понимали, как себя вести в христианском храме. А ведь обычно на освящении храма причащается вся община и множество гостей, сужу об этом из своего опыта.
И в-третьих, самое главное: как мы быстро забыли о том, как в 17-году моряки, которые смиренно выстаивали службы в Соборе Кронштадта, потом резали офицеров, аки бешенных собак, и стали одним из главных оплотов революции, гонителями Церкви. А все от того, что до революции истинное исповедание Христа, во многом, было подменено имперско-националистическим культом (так называемой – теорией официальной народности), а Церковь полностью подчинилась государству и покорно выполняла его идеологические установки, по сути превратившись в министерство по делам религий. В силу чего в сознании православных русских людей Церковь стала ассоциироваться с государственным аппаратом и вскоре окончательно потеряла доверие большинства. Что и привело к массовым гонениям на Церковь.
Спрашивается, почему мы забыли грозные предупреждения святых отцов и вновь повторяем ошибки прошлого, которые грозят обернуться новой катастрофой для Церкви?
— В Великой Отечественной Войне победил именно русский народ при поддержке других народов населявших тогда СССР. А вот советская армия была разбита в 41-м году, практически полностью. Этот факт, кстати, понимал даже Сталин который как-то в ходе очередного дипломатического банкета, разоткровенничавшись с одним американским дипломатом, сказал: «Вы думаете, они за нас так воюют? За советскую власть? – и тут же, не дожидаясь ответа, продолжил: – Нет! Это они так защищают свою матушку-Русь. ». Именно поэтому в наших храмах не место советской символике, символике богоборческой власти.
— Про фуражку Гитлера, которую какой-то военных чиновник назвал «реликвией», вообще много говорить не хочу. Этот предмет оскверняет не только храмовый комплекс (напомню, он находится в при храмовом музее), но и любой музей вообще. Наличие фуражки Гитлера в этом музее – это глумление над памятью павших в Великой Отечественной Войне.
— В первую очередь нам нужно проповедовать Евангелие Христово, создавать общины и очень осторожно относиться к подобным вещам, т.к. это отталкивает от веры очень многих ищущих людей, которые затем уходят в секты и другие религии. Конечно, я выступаю за сотрудничество Церкви и государства и ни в коем случае не призываю к революции, неподчинению властям и прочим беззакониям. Но я против полного и даже частичного сращивания Церкви с властью. Ибо подобный симбиоз может навредить и Церкви, и государству. Да и Христос отказался от земной власти именно потому, что проповедовал Царство Божие и не выступал за устроение идеального земного порядка. Наше дело печаловаться за людей и призывать жить людей по заповедям Евангелия. И если народ нас в этом послушает, то автоматически наше государство станет сильнее и лучше.
Мне бы очень не хотелось, чтобы наши храмы становились языческим капищами, а люди причащались в суд и осуждение. Но ведь именно от правильного исповедания христианства, Православия, зависит будет ли человек причастником Тела и Крови Христовых, или нет. Превратиться ли Православие в язычество, обрядоверие и уставщичество, что, на мой взгляд, уже происходит, или нет. Проповедь истинного, евангельского христианства – вот какова была цель моей заметки, мне не нужны революции и конфронтация с кем бы то ни было. Я не призываю людей к неподчинению священноначалию, не призываю разрушить этот храм и т.д. Но я, как свободная личность, имею право не соглашаться с тем, что считают неверным, ошибочным. Я уверен, всем нам нужно учиться культуре дискуссии, это только обогатит Церковь, тем более к этому призывал и ап. Павел, который подчеркивал, что: «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Очень надеюсь на то, что именно Святейший Патриарх, будучи настоятелем храма, сможет справедливо разобраться в ситуации и расставить все точки над «i», как он это сделал в случае с фреской Сталина. Что же касается меня, то, если Вы, уважаемый Владыка, считаете описанные мною взгляды недостойными православного священнослужителя, Вы вправе запретить меня в служении и даже лишить сана. И все же, я надеюсь на Вашу мудрость и стойкость по отношению к влиянию со стороны и клевете в мой адрес со стороны моих недоброжелателей, а также на умение принимать независимые, справедливые решения.
Иеромонах Иоанн (Курмояров) 19.06.2020 г.
Протодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.com
В минувшее воскресенье, 14 июня, в парке «Патриот» под Москвой прошла церемония освящения главного храма Минобороны России (он же Патриарший собор в честь Воскресения Христова). Его построили в рекордные сроки — всего за два года — и посвятили 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также другим подвигам российской армии. Он стал самым большим православным храмом, построенным в России со времен восстановления храма Христа Спасителя.
Строительство главного храма ВС РФ вызвало немало споров в обществе. Возникали вопросы к мозаикам Путина и Сталина (их в итоге демонтировали), архитектурному исполнению и цветовой гамме религиозного объекта, а также к источникам финансирования. Получившийся храм некоторые сравнивают с цитаделью из игры Warhammer или крепостью Мордора. Известный богослов и философ, протодиакон Андрей Кураев назвал главный храм ВС РФ «китчевым памятником путинской эпохе». Свою позицию он объяснил в интервью Znak.com, рассказав также, какие фейковые сюжеты увидел в интерьерах храма и почему подаренная патриархом Сергею Шойгу икона — ненастоящая.
«Ощущение китча»
— Первое, что бросается в глаза — это черно-зеленый цвет стен храма. Такая гамма очень резонирует с представлениями православных о русских религиозных объектах, которые традиционно возводят в светлых тонах. Как вам внешний вид храма?
— Я приветствую саму попытку выхода за рамки церковно-архитектурного канона. Этот поиск характерен для архитектора Дмитрия Смирнова, который стал автором проекта главного храма Вооруженных сил РФ. Этот же поиск проявился в его храме Новомучеников в Сретенском монастыре. Я приветствую такую открытость, но это не означает, что я готов считать удачной любую попытку выйти за устоявшиеся традиции. Храм Смирнова в Сретенском монастыре, на мой взгляд, хорош, чего я не могу сказать про главный храм ВС РФ.
В одном отношении этот проект получился чрезвычайно удачен. Храм полностью соответствует своему назначению. Это памятник путинской эпохи, проект «Советский Союз 2.0». Московское метро, вынесенное на поверхность земли. Но меня это совершенно не коробит. Это стиль моего детства и моей родной станции «Парк культуры». Кроме того, мой любимый стиль в архитектуре — это модерн начала XX века. И в главном храме ВС РФ есть присущая ему насыщенная цветовая гамма. Но все равно есть ощущение китча.
— Значит, вам не кажется неудачной такая цветовая гамма для православного храма, пусть даже это храм Минобороны РФ? Вы сами в соцсетях заметили, что общая атмосфера интерьеров храма навеяна дворцом подводного царя из советского сказочного фильма «Садко».
— Это памятник эпохи, а эпоха у нас тоже не очень-то светлая. Так что идеальное соответствие стиля и эпохи. В чем живем, то и получили.
Но, конечно, вчера нельзя было не заметить во время трансляции, что храм подсвечивали прожекторами — чтобы убавить мрачности. А день освящения храма был безоблачным, светило солнце. Но света явно не хватало, даже с учетом стеклянных куполов.
— Что вы можете сказать о внутреннем оформлении храма? Мозаику с Путиным, Шойгу и Сталиным, конечно, демонтировали, но остались в убранстве коммунистические мотивы.
— Тут нарушен очень важный принцип храмового искусства: служить, а не привлекать к себе внимания, отвлекая от главного — молитвы. Православие знает, что «мама, мы все больны». Нам не хочется долго молиться, и даже на службе каждый ищет повод не молиться. Повод должен быть благочестив: обмен церковными сплетнями, перекладывание бесконечного пасьянса свечей на подсвечнике, шиканье на не так одетых и просто опоздавших посетителей…
Давно известно, что среди поводов почетное место занимают сложно-символические изображения, полные загадочных аллегорий. Именно поэтому в церковном каноне считается, что не нужно перегружать икону различным символизмом и сюжетами, не надо отвлекаться на разгадывание кроссвордов, которые в ней зашифрованы (почему тут плащ такого цвета или что означает такой-то камень на рукоятке меча). Икона создается как помощь молитве, а не как препятствие к ней. Как в молитве может помочь вознесенный к небу орден Красной Звезды, я не понимаю.
В главном храме ВС РФ сделана сознательная попытка помешать людям молиться: думайте о вещах, совершенно посторонних для спасения души. Смотрите на элементы внутреннего убранства и вспоминайте рассказанные вам гидом числовые ассоциации. Вчера мы видели, что согнанные в храм курсанты и солдаты этот завет свято выполняли. В службу они так и не «вошли».
«Прихожан там по определению быть не может»
— Верующие еще обратили внимание на то, что во время службы многие из людей в погонах не крестились…
— Коробочка курсантов стояла напротив шеренги генералов и складывалось ощущение, что они смотрели на министра обороны Сергея Шойгу. Если министр соизволял креститься, то и вся их коробочка спешила сделать то же самое. А по своему почину и в отдельности — ни-ни.
Более того, никто из них не подошел к причастию. Это позорище! В день освящения огромнейшего храма было всего восемь причастников, и ни один из них не был в форме! Ни генералы не подошли к чаше причастия, ни курсанты, ни солдаты. А только женщины.
И ни в ком из служивых не было заметно проявление храмовой культуры. То есть умения координировать свои действия с теми или иными моментами службы, жестами и словами священников. Когда патриарх и духовенство вставали на колени, никто из них даже голову не склонял. Поэтому слова патриарха про единство армии и церкви были отвергаемы поведением тех, кому и о ком он вроде бы говорил.
— Вы предполагаете, что в дальнейшем посетителей храма ВС РФ также будет отвлекать много информации, содержащейся на стенах?
— В этом весь смысл этого артефакта. Не важно, в какой форме будут экскурсоводы — в погонах или рясах, но смысл посещения именно в этой политинформации с указанием на огромное наглядное пособие. Людей будут приводить не на молитвы Богу, а для внедрения в них старой советской версии Великой Отечественной войны с заменой «ВКП(б)» на «церковь».
И прихожан там по определению быть не может. Храм расположен на полузакрытой территории, рядом — полигон. Там нет местных жителей, которые бы могли приходить в храм. Храм навсегда останется на госбюджете.
— Как в целом вы оцениваете строительство храма цвета хаки, который «заряжен» идеологией милитаризма, в мире, где демократические страны с мощными экономиками нацелены на развитие высоких технологий, строят планы по колонизации других планет?
— Конечно, очевидна ирония божьего промысла, что храм был освящен в те дни, когда открывается новая глава в мировой космонавтике (Кураев намекает на отправку космонавтов на МКС частной компанией Илона Маска. — Прим. ред.). А у нас главное событие года — это освящение храма.
Прямо скажем — храм, конечно, устарел лет так на 200. Да, были так называемые викториальные храмы (в честь побед). Но я не помню, чтобы такие храмы строили с опозданием в несколько поколений. Такое педалирование древней победы — это новизна. Слава богу, что не появилось поводов для других свежих викториальных храмов, но стоит ли расчесывать давнюю беду с такой триумфальностью — большой вопрос. С другой стороны — достойны искреннего удивления темпы строительства храма.
«Фейковые сюжеты в интерьере»
— В своем «Живом журнале» вы заявили, что патриарх Кирилл обманул Шойгу. Он ему подарил для храма Каплуновскую икону Богоматери, сказав, что именно перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы. Но в действительно это не так. Расскажите подробнее.
— Нет никаких достоверных подтверждений тому, что Петр I перед баталией в 1709 году молился именно перед Каплуновской иконой. Многотомная и дотошная хроника жизни Петра, изданная еще в XVIII веке, об этом ничего не говорит.
Это сказка, основанная на рассказе одного священника. И это важно: священник и царь-реформатор жили в разных веках, даже если формально они были современниками.
Отец Иван Уманов, хоть и записал свою версию в 1744 году, живет в представлении традиционной культуры. В ней каждое событие должно иметь свою мотивировку, свой символизм, антураж. Персонажи просто обязаны исполнять отведенные им роли. Жития говорят не о том, что было, а о том, как должно было быть, то есть как должен бы вести себя святой с точки зрения автора жития (это касается и житий советских «пионеров-героев»).
Есть битва. Есть победа. На этом факты кончаются и начинается создание этиологического мифа, по-своему объясняющего, почему эти факты пришли в бытие. Автором победы обязательно считается Бог. От него должны поступить знамения. И выстраивается цепочка: сонное видение самому отцу Ивану об иконе, обретение иконы, чудеса от нее и горячая молитва царя перед ней накануне битвы.
Так надо, и, значит, так и было! У нас есть масса подобных псевдомемуаров про Великую Отечественную войну. Например, берут интервью у солдата, реально участвовавшего в Курском сражении. И он говорит, что в Прохоровском бою видел немецкие «пантеры» — притом что ни одного танка такого типа в том бою не было. Он просто пересказывает то, что видел в фильме «Огненная дуга».
Такие наведенные воспоминания характерны в цензурованной и автоцензурованной традиционной культуре, когда человек не очень-то принадлежит себе, но считает нужным свое частное вписать в некий общий канон, подчинить ему.
Но вчера патриарх Кирилл не просто пересказал легенду про Каплуновскую икону. Патриарх заявил, что это не копия, а вот именно та самая икона. На самом деле она уже давно утрачена, о чем честно говорит православная энциклопедия. А поскольку исчезла она в ХХ веке, то сохранилась ее фотография. И ее сопоставление со вчерашним подарком совершенно четко говорит, что это разные иконы. На это указывают хотя бы пропорции голов Богоматери и младенца Иисуса. Шойгу подарили откровенный новодел начала ХХ века.
— Какой вывод можно сделать из этого?
— О плохой работе службы референтов и службы протокола. Они дали патриарху копию, выдав ее за оригинал. И подсунули патриарху обычную справку об истории иконы, выдав ее за «исторический текст». Конечно, патриарх не должен знать всех нюансов, но референты должны были перепроверить факты. Более того, я уже писал ранее в своем блоге по поводу этой иконы, а за моим блогом следят в патриархии. Так что здесь — плохая подготовка. Да и патриарх не очень был готов, явно видел этот текст впервые, читал его с большими запинками.
— Вы также заявили о том, что храм в принципе расписан в «фейковом стиле». О каких сюжетах идет речь?
— Тема «церковь и армия» невероятно мифологизирована. У нас, например, сегодня только ленивый не повторяет фразу, приписываемую Александру Невскому о том, что кто к нам на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет. Извините, это из советского фильма фраза, в древних летописях и житиях ее нет.
Или — рассказ о Сергии Радонежском, который якобы благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Это древний, но фейк. Ни летописи, ни «Задонщина», ни ранние списки «Сказания о Мамаевом побоище» ничего об этом не знают. Историки полагают, что рассказ Жития о благословлении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.). Но все проходит мимо сознания людей…
Еще один пример — Августовская икона Божией Матери. Это новодел ХХ века. Якобы в сентябре 1914 года на границе с Пруссией, где уже была разгромлена армия Самсонова, было видение Божией Матери о том, что она будет защищать от угрозы Запада. Но это не сработало. Скоро, 21 февраля, близ Августова (где и было видение) сдастся окруженный 20-й армейский корпус, а общие потери 10-й армии составят 56 тыс. человек. Россия капитулировала заключением Брестского мира. И Запад победил не только в военном смысле. Худшее, что в нем тогда было — идеология марксизма — стало править бывшей православной империей. Ничего себе защита Божией Матери…
Есть еще масса откровенных фейков, собранных в храме: про явление Божией Матери на Курской дуге или в Сталинграде, про облеты по приказу Сталина с иконами над Москвой и Ленинградом.
Получается, что в отечественных войнах солдаты и офицеры были никем, но зато была Божия Матерь. В такой концентрации это пощечина российской армии. Это очень нечестный корпоративный эгоизм — перетаскивание одеяла на себя. Это очень раздражало в советские времена, когда компартия всячески восхваляла свою направляющую роль — «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». Но у нее были для этого основания, а у православной церкви нет таких оснований быть творцом советской военной истории.
— Вместе с тем многих удивило, что настоятелем главного храма ВС РФ стал именно патриарх Кирилл.
— Кем хотел, тем и стал. На это не стоит обращать внимание. Наблюдатели напрасно вцепились в эту тему.
— И последнее. Вы хотите сами осмотреть этот храм?
— Я с удовольствием съезжу туда на экскурсию, если будет такая возможность. И очень надеюсь на то, что патриарх не приведет меня туда старшим дьяконом. Почему? Потому что на экскурсию — интересно, а молиться в этом саркофаге не очень хочется.
Про главный храм Вооруженных сил РФ
Строительство главного храма Вооруженных сил РФ началось в 2018 году. Изначально освящение храма планировали провести 9 мая 2020 года — в годовщину Победы, но отложили из-за коронавируса. Тем не менее именно 75-летием победы в Великой Отечественной войне объясняется символизм параметров храма: высота звонницы — 75 метров, диаметр главного купола — 19,45 метров (год окончания войны), высота малого купола — 14,18 метров (столько дней продолжалась война).
Неслучайно и местоположение храма: Одинцовский район Московской области — это места боев за Москву в ноябре 1941 года, своеобразных рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли, напоминают в Минобороны РФ. Среди других особенностей храма — образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе — самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозаики.
Сначала храм хотели украсить мозаикой с Владимиром Путиным, Сергеем Шойгу и Иосифом Сталиным, но потом ее демонтировали. Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов — почти 4 тыс. квадратных метров. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды российской истории. Также храм украшен росписями батальных сцен из военной истории и текстами из Священного писания.
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси, верхний храм — Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым — покровителям родов войск. При этом в расположенном рядом музейном комплексе находятся вещи Адольфа Гитлера.