гледенский троицкий мужской монастырь
Великоустюгский музей-заповедник
Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.
Откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся светский иконостас с зеркалами?
Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга.
Древний и богатый
Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. Земельные наделы по Сухоне и Югу у него были огромные. Монастырь вел большую хозяйственную деятельность, торговал зерном, лесом и солью, получал колоссальные прибыли, платил огромные налоги. Он владел мельницами, речными судами, многими пашнями, сенокосами и скотом, хлеб монахи возили на продажу в Холмогоры.
Вся ранняя история Троицкого монастыря неразрывно связана с историей города Гледена, который был уничтожен в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Темного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки.
Монастырь долго, вплоть до XVIII века, был деревянным. Во второй половине XVII века и в начале XVIII он полностью обновил свои храмы: заменил деревянные постройки каменными зданиями, наполнил их иконами, книгами, дорогой серебряной утварью, расшитыми золотными и жемчужными нитями покровами, плащаницами и облачениями, во всех храмах были возведены высокие резные позолоченные иконостасы. Монастырская звонница обрела полный состав звона — огромные многопудовые колокола.
Троицкий собор
В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы. Центральный вход в собор — через арку шатровой колокольни, расположенную на середине западного фасада. Когда-то на колокольне было десять колоколов, самый большой из которых весил 80 пудов. Судя по описи XVIII века, на колокольне раньше были «ходовые часы». С трех сторон храм окружают двухъярусные крытые паперти.
Иконостас на столичный манер
В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Это гордость Великоустюгского музейного комплекса, частью которого является Троице-Гледенский монастырь. Иконостас в стиле барокко восемь лет (с 1776 по 1784 годы) строили на пожертвования устюжан устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы. В нем — пять ярусов, много деревянных скульптур, сделан он на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже… зеркала!
Да-да, судя по описи 1785 года, в Троицком иконостасе были установлены эти нехарактерные детали. Как такое возможно? Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат клеймо с образом Благовещения Богородицы. Так вот, фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался, так что скоро зеркала убрали.
Картуши и короны
Еще одна интересная деталь оформления Троицкого иконостаса — резные витые рамки-«картуши». Это тоже визитная карточка тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт (легенды на картах, то есть списки условных обозначений с объяснением, было принято писать в картушах). Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах, вот резчики и перенесли знакомый им элемент в иконостас Великоустюжского монастыря.
Вообще, Троицкий иконостас выглядит как очень «светский»: даже иконы здесь напоминают картины в пышных рамах. А чего стоят три царские короны в убранстве иконостаса! Причина их появления — тоже отчасти светская. В XVI веке, когда великие князья московские стали именоваться царями, их начали называть помазанниками Божиими, подводя под это глубокий богословский смысл. Царская корона стала символом постоянного присутствия царя в православном храме. Позже, в XVIII веке, когда был введен титул императора, короны стали появляться и в церковных интерьерах, и в иконостасах. Кроме того, три короны — это еще и символ Святой Троицы.
Возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами деревянный Троицкий иконостас — это действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря и Великого Устюга, но и всего Русского Севера, потому что в этом иконостасе соединено сразу много всего: и живопись, и скульптура, и удивительный декор, и местные северные традиции, и «модные» европейские и столичные «тренды» своего времени.
Монастырь третьего класса
С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это, вероятно, в большей степени связано со снижением урожайности, а также с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: завершалась секуляризация земель и вводилось штатное расписание. Троице-Гледенский был зачислен в число монастырей 3-го класса (количество монахов — не более 12, содержание монастыря в целом — 950 рублей в год, по тем временам — совсем небольшие деньги); почти все вотчины его были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина «следствие опасности от сноса водой по близости фарватера рек Сухоны и Юга» монастырь был упразднен.
Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго.
Долгий путь к возрождению
В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых.
В начале 1980-х годов здания переданы музею.
11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с водоосвящением источника у церкви Иоанна Устюжского.
16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам в монастыре служатся молебны.
Как добраться: Монастырь находится в четырех километрах от Великого Устюга, официальный адрес: село Морозовица, ул. Центральная, 122. Поездом дальнего следования надо доехать до Котласа, оттуда от автовокзала автобусом Котлас — Великий Устюг. От автовокзала в Великом Устюге — либо пешком, либо автобусом 104, либо на автомобиле.
Важно: Троицкий собор, главная достопримечательность монастыря, открыт для посетителей только в летний период.
Гледенский Троицкий мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Достоверные сведения о монастыре Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.
Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить.
Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.
В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители — нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.
Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.
В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь».
Cовременное состояние [ править ]
С 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье Троице-Гледенский монастырь.
В настоящее время монастырь действующий.
В храмах обители богослужения совершаются практически ежедневно.
Троице-Гледенский монастырь
На правом берегу Сухоны, в месте слияния ее с рекой Юг, находится Троице-Гледенский монастырь. И от названия, и от облика этого архитектурного памятника веет древностью. Имя свое монастырь получил по главному храму – Троицкому собору, освященному в честь Святой Троицы, и по названию города Гледен, существовавшего на этом месте несколько столетий назад. Согласно летописям, древнейшее укрепленное поселение устюжан было основано здесь в конце XII века владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо. По одной из версий, название «Гледен» на языке местного финно-угорского населения означает «местность при устье реки», по другой, происходит от славянского слова «глядень» – место, откуда далеко видно. С высокого берега действительно видно на 26 километров вокруг – и сам Устюг, и наступающий на него неприятель были как на ладони. Какое-то время Устюг и Гледен сосуществовали, а в XV столетии Гледен был разрушен вятчанами во время междоусобных войн. Город после разрушения так и не оправился, а монастырь, один из старейших на Русском Севере, сохранился и до наших дней.
Монастырь этот всегда был небогатый, хотя в лучшие годы владел 60-ю деревнями, 8-ю мельницами, скотом, имел в Устюге лавку и двор. Монахи с выгодой торговали зерном и солью, держали лодочную переправу – русло Сухоны тогда подходило намного ближе к монастырю, чем сейчас. После секуляризации, проведенной Екатериной II во второй половине XVIII века, монастырское имущество перешло государству, а сама обитель получила финансирование по смете. У монастыря не хватило средств достроить каменную стену вокруг: с двух сторон она так и осталась деревянной и со временем разрушилась. Монахов становилось всё меньше, и в 1840 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен. Возрожден он был в 1911 году уже как женский. В годы революции игуменья, чтобы спасти монастырь, объявила его сельскохозяйственной коммуной, однако и та была закрыта в 1925 году.
В советское время на территории монастыря находились и лагерь для спецпереселенцев, и санаторий для больных туберкулезом костей, и колония для малолетних правонарушителей, и дом престарелых. Когда в 1970-е годы их перевезли в интернат в Красавино, территория была отдана музею, на плечи которого легла работа по сохранению монастыря и его знаменитого иконостаса.
Пятиярусный позолоченный иконостас Троице-Гледенского собора – жемчужина не только монастыря, но и всей великоустюгской земли. В 1920-е годы музейные работники во главе с Николаем Бекряшовым встали на защиту этого уникального произведения искусства конца XVIII века, и собор с иконостасом, в отличие от других построек монастыря, был передан в ведение музея. Выполнен он в стиле елизаветинского барокко. Строился иконостас на пожертвования – сам монастырь не мог позволить себе такое дорогое украшение. Деревянная рама иконостаса украшена богатой резьбой – над ней работали резчики из Тотьмы, а иконы, написанные с западноевропейских гравюр, созданы устюжскими художниками. После многих лет бедности и запустения (собор стоял без стекол, открытый дождю и ветру, а на иконостасной раме вили гнезда голуби) в 1970-х годах иконостас был отреставрирован, и сегодня за его состоянием следят музейные работники.
Сам Троицкий собор, центральное сооружение монастыря и древнейшая из его построек, был возведен в XVII веке на средства богатых устюжских купцов Босых. Стоящий на высоком подклете величественный пятиглавый храм производит торжественное и строгое впечатление, его шатровая колокольня смотрится нарядно. Она расположена необычно для храмов того времени – не на углу основного объема собора, а симметрично, прямо над западным его крылом. В XVIII веке в монастыре появились другие каменные здания: Тихвинская церковь с трапезной палатой (трапезную позднее соединили с собором крытыми переходами) и Успенская больничная церковь. С высокого берега, на котором стоит монастырь, и сегодня, как сотни лет назад, открывается панорамный вид на Великий Устюг и на устье Сухоны и Юга, дающих начало Северной Двине.
Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122.
Гледенский Троицкий монастырь
Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул.Центральная, 122
Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Больничная церковь Успения Пресвятой Богородицы с кельями
3. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Другие постройки и объекты:
4. Стены ограды (сер. XVIII в.)
5. Сторожевая башня (1759-1763 гг.)
6. Северные ворота (сер. XVIII в.)
7. Святые ворота (сер. XVIII в.)
8. Граница монастыря
9-10. Поздние постройки
Троице-Гледенский монастырь расположился недалеко от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме под названием Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга и впадения в них речки под красивым и таинственным названием Шарденьга. Основан он был, по преданию, в 12 веке и считается древнейшим на Русском Севере. А впервые упоминается под 1492 годом. Тихо, мирно существовал деревянным с двумя церквями, Троицкой и Успенской, пока не погорел полностью в начале 17 века.
И вот, через сорок лет, начинается на этом месте грандиозное каменное строительство, в основном закончившееся в 1690 году. Есть веское предположение, что храм монастыря строила та же бригада, что и Михаило-Архангельский монастырь в Великом Устюге шестью годами ранее. В основном монастырь сохранил до наших дней тот облик, который был приобретён в те давние времена.
Пятиглавый Троицкий собор с шатровой колокольней был заложен в 1659 году. А освящён собор был только в 1707 году. Одновременно с собором была построена каменная колокольня, на которой имелись часы.
Несомненно, украшением Троицкого собора является 5-ти ярусный резной золочёный иконостас, созданный в 1776-1784 гг. Иконы для собора, как предполагается, были писаны с образцов западноевропейских гравюр, и, по мнению церкви, отходили от традиционных православных канонов написания икон и напоминают светскую живопись.
В 1841 году монастырь из-за малозаселённости был упразднён. И в 1912 году, как уже бывало и раньше с такими монастырями, был возобновлён как женский.