гора мэйдзи буддийский храм в китае
Эмэйшань
Гора Эмэйшань находится в юго-западной части Китая в провинции Сычуань (Sichuan). Это одно из самых популярных летних туристических направлений в Китае, благодаря приятной погоде, особому духу гостеприимства и доброжелательности, вдохновляющим пейзажам и влиянию буддийской культуры.
Эмэйшань – это громадные вековые деревья, впечатляющие водопады, прозрачные ручьи и большое количество буддийских храмов. Недаром эта гора входит в Топ-10 Самых красивых гор в Китае.
Для горного района Эмэйшань (Emei) характерны значительные различия в погодных условиях. Рекордная разница между температурой воздуха у подножия горы и на её вершине составила 14°C. Нередко бывает, что у подножия горы стоит жара, а наверху в это время приятно и прохладно. Средняя температура в этом регионе в самое жаркое время года (в июле и августе) составляет +11,8°C. Узнайте, когда Лучшее время для поездки в Китай.
Гора Эмэйшань – естественная «кислородная сауна». Среднее количество отрицательных ионов кислорода в воздухе составляет здесь от 0,1 млн. до 1 млн. Это в 500-1000 раз больше, чем в городах, расположенных по соседству. Учёными установлено, что оптимальное количество отрицательных ионов кислорода в воздухе (от 10 тыс. и выше в 1 м³ воздуха) помогает улучшить обмен веществ, бороться с последствиями переутомления, бессонницей и проч.
Эмэйшань – сакральное место для китайских буддистов и одна из четырёх священных гор Китая. Многочисленные храмы и постройки горы Эмэйшань явились свидетелями истории развития и влияния буддизма на территории Китая, с тех самых пор, как эта религия пришла в Поднебесную из Индии около 2000 лет назад. Кстати, вы знаете, Какая религия в Китае?
Эмэйшань: Достопримечательности
Храм Баого в Эмэйшань
Храм Баого, расположенный у подножия горы Эмэйшань, – самый крупный и наиболее впечатляющий храм в этом регионе. От храма Баого начинается тур и восхождение на Эмэйшань (Emei). Этот храм был построен в эпоху правления династии Мин императором Ваньли. Храм Баого (Baoguo) изначально назывался Залом Хуэй-Цзун (会宗堂). В этом названии отражалась концепция единения трёх религий: буддизма, даосизма и конфуцианства. Император Канси династии Цин дал храму название «Баого (Baoguo)», подчёркивая идею о том, как важно быть преданным службе во славу родины. Горизонтальная табличка на храме была написана Императором Канси.
Храм представляет собой традиционное здание с внутренним двором, а общая площадь территории составляет более 40 000 м². Ещё одна особенность храма Баого в том, что из каждого внутреннего двора виден один определённый пейзаж. То есть по мере того, как вы продвигаетесь, вам открываются совершенно разные виды. Главный зал храма построен на горе и получился четырёхуровневым.
Храм Ваньнянь
Храм Ваньняньсы (Храм Десяти Тысяч Лет) – один из самых древних буддийских храмов на горе Эмэйшань. Построенный во времена правления династии Восточная Цзинь, это один из восьми самых больших храмов на горе Эмэйшань. После серии разрушений и последующих реконструкций его стали называть Храмом Пусянь Белой Воды. В храме пять залов, которые расположены на разных уровнях: Горные Ворота, зал Будды Майтрейи, Кирпичный зал, зал Сокровищ Вэй-э (Wei’e), зал Сокровищ Великого Героя.
Кирпичный зал Храма Ваньняньсы – настоящее чудо древней архитектуры. За последние четыре столетия здесь произошло несколько землетрясений силой от 5 до 7,9 баллов, но зал цел и по сей день. Один из главных элементов храма Ваньнянь – бронзовая статуя Пусяня верхом на слоне. Эту статую отлили по императорскому приказу в городе Чэнду (Chengdu) во времена правления династии Сун. Автором статуи стал буддийский монах по имени Маочжэнь. У бронзовой статуи симметричные пропорции и тщательно проработанные детали. Высота статуи составляет 7,85 м, а вес – около 62 тонн. Как такой огромный объект был доставлен на гору Эмэйшань, остаётся большой загадкой.
Добраться к храму Ваньняньсы можно по канатной дороге. В округе, кроме храма, находится ещё целый ряд достопримечательностей, к примеру, пик Золотая вершина. Многие туристы начинают восхождение с осмотра храма Ваньнянь, другие, напротив, завершают тур по горе Эмэйшань у этого храма.
Павильон Цин-Инь
Павильон Цин-инь был построен буддийским монахом в эпоху правления династии Тан. Говорят, его дух до сих пор обитает в горах. Павильон представляет собой великолепную картину природы: здесь строения, башни и коридоры составляют единый ансамбль с водными источниками и горными вершинами.
Золотая Вершина (Пик Цзиньдин)
Количество буддийских храмов на горных склонах Эмэйшань впечатляет. А от видов, которые открываются с Золотой вершины, попросту захватывает дух…
Пик Золотая Вершина (храм Цзиньдинсы) расположен на вершине горы на высоте 3077 метров над уровнем моря. Посетивших здешние места ждёт возможность полюбоваться красотами природы и почувствовать дух буддизма. Находясь на вершине, вы познаете, как выглядит море облаков, невероятное зрелище Света Будды, а также сможете полюбоваться восходом солнца. Впечатление, которое производят красные лучи поднимающегося солнца на востоке, играющие над морем облаков, невозможно передать словами.
Самым удачливым повезёт увидеть явление, которое называют «Светом Будды», ведь оно случается только 14 раз в году. Волшебство и святость момента заключается в следующем: если вы посмотрите на свою тень в тумане, она окажется окружена разноцветным сиянием. Это оптическое явление очень близко к тому, как буддисты представляют себе просветление, отсюда и пошло название Свет Будды.
Золотой Будда
Золотая статуя Пусяня на Золотой вершине горы Эмэйшань (Emei) – самая высоко расположенная золотая статуя Будды в мире, а также первое изображение Пусяня с 10 головами.
Статуя Золотой Будда высотой в 48 м, общим весом около 660 тонн была отлита в меди и покрыта золотом. Общая высота Золотого Будды равняется 48 метрам. Эта цифра соответствует 48 обетам Будды Амитабхи. У статуи Будды 10 голов – 10 учений и обетов Пусяня. Кроме того, с цифрой 10 связывают и 10 сторон света: север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток, верх и низ. Скульптуры Пусяня с десятью головами состоят из трёх уровней.
Пруд Купания Слона
Пруд Купания Слона расположен на высоте 2070 метров над уровнем моря. Вокруг него клубятся белые облака и возвышаются древние деревья. Осенью яркая луна освещает пруд, и природа словно замирает: приходит тишина и умиротворение. Подняв взгляд к небу, вы почувствуете себя бессмертным. Отражение лунного света на Пруду Слона – очень известно среди здешних достопримечательностей.
Гора Эмэйшань: Советы к поездке
Туры в Эмэйшань с Чайна Хайлайтс!
Гора Эмэйшань – это священное место, каждый день оно привлекает огромное количество паломников и туристов. Для вашего вдохновения мы подготовили примеры туров в Чэнду и Эмэйшань.
А если у вас есть своё видение поездки – поделитесь с консультантами Чайна Хайлайтс, мы будем рады помочь превратить ваши идеи в настоящие туристические программы!
Культура Китая, провинция Сычуань:
Завораживающие пейзажи горы Эмэйшань – это далеко не всё, чем удивляет данный регион Поднебесной. Узнайте больше о культуре провинции Сычуань из статей ниже.
Индивидуальные Туры Рекомендуем
Тур в Чэнду+Большая панда 3 дня/2 ночи
В Чэнду есть много возможностей приобрести что-нибудь оригинальное: сувениры в китайском или тибетском стиле, изделия из парчи или вышивку, предметы старины или произведения искусства. Большая панда все чаще используется как символ Китая. Это очень симпатичное и милое животное не водится в условиях дикой природы больше нигде в мире. Самое лучшее место в мире для того, чтобы понаблюдать за большой пандой, – Центр разведения и исследования большой панды в городе Чэнду (Chengdu).
Напишите нам и наши русскоговорящие эксперты будут рады помочь организовать Ваше путешествие. Мы максимально быстро предоставим Вам выгодное предложение туристической программы, отвечающей Вашим пожеланиям, и ответим на все интересующие вопросы.
Тел.: 86-773-2865612
4 часа по лестнице: удивительная раздвоенная гора с двумя храмами и мостиком между ними
Фото со страницы: instagram.com/tarihisahife
Гора Фаньцзиншань находится в провинции Гуйчжоу, Китай. Она одновременно является одной из пяти святынь буддистов, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и природным заповедником.
Слово «фаньцзин» с китайского означает «буддийский рай». Тут сохранилось единственное святилище Будды Милэфо (Будды веселья).
Храм Будды и Храм Майтрейи разделены узким «Ущельем золотого меча», которое можно пересечь по маленькому мостику.
При взгляде сверху храмы напоминают пару ковчегов. Их построили около 5 веков назад, но потом полностью переделали.
Чтобы подняться на вершину по лестнице, в среднем уходит около четырех часов. По дороге есть «удобства» и даже встречаются местные жители, предлагающие купить напитки и что-нибудь перекусить.
В ясную погоду здесь открываются поразительные виды на горы. Иногда же идти приходится буквально сквозь облака, а тропинка «тает» в сумраке. Именно великолепие первозданной природы и фантастические пейзажи привлекают в эти места тысячи человек со всей планеты.
В мире много удивительных мест. Планируя путешествие, помните, что выгодные билеты на самолет вы всегда сможете купить на сайте или в приложении Aviata.kz. Поиск займет всего 2 минуты. Покупая билеты в приложении, вы копите бонусы.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Первый буддийский храм в Китае был построен на вершине горы Эмэйшань (провинция Сычуань) в I столетии н. э. На протяжении нескольких последующих веков здесь было сооружено множество других храмов и скальных святилищ, в результате чего гора Эмэйшань (3099 м над уровнем моря) превратилась в один из главных буддийских центров страны. Следует сказать, что традиция возводить пещерные и скальные святилища была широко распространена по всему Китаю, наследие которой сохранилось в виде таких потрясающих архитектурных шедевров, как пещерные храмы Могао, Лунмэнь, Юньган и Мэйцзишань.
Эмэйшань, священная гора Китая
Сегодня Эмэйшань – одна из четырех священных гор страны Китай, достопримечательности которой особо почитаемы буддистами. Здесь сохранилось более ста храмов и монастырей, самым большим и известным из которых является монастырь Баогу. Построенный в XVI в. и расширенный столетие спустя, в последние годы он был отреставрирован. Монастырь славится фарфоровым изваянием Будды высотой 3,5 м и небольшим ландшафтным садом с рокарием и множеством миниатюрных деревьев и редких растений.
Монастырь Ванъян, расположенный на одном из отрогов горы на высоте 1043 м над уровнем моря, был основан в IV столетии и в последующие века неоднократно горел и разрушался. Существующие постройки относятся к временам династии Мин (1368–1644). В центре обширного центрального зала высится отлитая из бронзы статуя Бодхисатвы Пусяня (Самантабхадры) на белом слоне, высотой 8,5 м. Вес этой огромной статуи составляет 62 тонны.
Башня Циньцзин, расположенная на высоте 800 м над уровнем моря, также построена в IV столетии. Это одно из самых известных и живописных сооружений на горе Эмейшань. Ниже башни над пропастью раскачивается «Двойной висячий мост», переброшенный через два речных потока.
Постройки великолепного храма Золотой Вершины занимают площадь 1695 кв. м. Окруженный беломраморными балюстрадами и украшенный глазурованными плитками, этот храм первоначально имел покрытую позолоченной бронзой кровлю, от которой и получил свое название – «Золотая Вершина».
Дафу, Великий Будда в Лэшане
Самым удивительным памятником здешних мест является гигантская статуя Будды Майтрейи, высеченная на склоне горы, спускающемся в долину. Поблизости располагается небольшой городок Лэшань.
Великий Будда в Лэшане, или, как его называют местные жители, Дафу – величайшее в мире каменное изваяние Будды. Эта грандиозная скульптура создана в эпоху династии Тан (618–907). Инициатором сооружения Дафу, по преданию, был Хай Тун, один из множества монахов, обитавших в пещерах горы Эмейшань.
На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрейю почитают все школы буддизма. Майтрейя — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.
Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.
Каменный символ мироздания
Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.
В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.
Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.
Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.
Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.
Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.
Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды, что добавляет пышности этой и без того величественной достопримечательности Китая. Гора Эмэйшань и статуя «Большой Будда» в Лэшани включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в Китае представляют огромный интерес такие шедевры зодчества, как Великая Китайская стена, висячий монастырь Сюанькун-сы, дворец Потала в Тибете и разноцветные скалы Чжанъе Данься.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Замки Франции: Куранс и его сады( Сhâteau et parc de Сourances) &nbs.
Художник Howard Rogers. Лирический женский портрет Художник Говард Роджерс (Howard Ro.
Кэтрин Вейтс: завораживающие пейзажи созданные с помощью иглы и ниток! Кэтрин Вейтс (Katr.
Деревянные скульптуры Мори Коно Мори (Мориюки) Коно родился в 1967 году. В 1997 году он официа.
Художник Vittorio Vidan Dangelico. Лирический женский образ на картинах современного итал.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Буддийский пещерный монастырь Майцзишань
Буддийский пещерный монастырь Майцзишань
Один из крупнейших и наверное самых впечатляющих буддистских скальных храмовых комплексов Китая Майцзишань находится рядом с поселоком Майцзи (Maiji Town, Maiji District, Tianshui, Gansu Province), расположенном на расстоянии около 45 км к юго-востоку от города Тяньшуй и в 25 км от ж.д. станции Тяньшуй-Майцзы (провинция Ганьсу).
По обочинам дороги растут тополя и плакучие ивы. В каждой речке, в каждом пруду, словно золотые рыбки, плещутся ребятишки. По мере приближения к поросшим густыми лесами склонам хребта Циньлин вырисовывается Майцзишань, вершина которой увенчана высокой древней пагодой.О «Пшеничной горе» рассказывается в «Сказках Нефритового зала», написанных в X веке нашей эры: «Северная часть хребта Майцзи лежит между провинциями Цзиншуй и Вэйчжоу.
Южная его часть примыкает к провинции Линьтань. Майцзишань находится посредине хребта, среди вершин и горных кряжей, протянувшихся более чем на пятьсот ли. Эта огромная гора, круто вздымающаяся на высоту многих тысяч чжанов, имеет совершенно круглую форму и напоминает скирду хлеба
На обрывистых склонах верхней части горы, утопающих в голубоватых облаках, высечены множество изображений Будды и тысячи ниш, в которых находятся другие изображения. И, хотя все это сделано человеком, кажется, что здесь трудились боги.
В год Сунь Вэй, в конце царствования династии Тан — тридцать девять лет назад (949 год н. э.), — я взобрался на эту скалу и оставил там надпись…»
В пещере Будд есть еще одна выразительная надпись: «На краю скалы, словно лестница, ведущая в облака, проложена тропа… Кажется, будто кто-то могучий промчался на колеснице, рассекая горы, и по невидимому мосту взметнулся ввысь, к бесчисленным звездам, оставив землю далеко внизу… Стены пещеры покрыты священными надписями, из бесчисленных ниш смотрят изображения Будды. Здесь, в теле скалы, чьи-то руки высекли Дворец лунного диска и Зал отраженных цветов».
Однако история Майцзишаня началась значительно раньше X века. В 420 году н. э. буддийский монах Тань Хун основал здесь свою обитель. Скоро к нему присоединились последователи, число которых достигло трехсот.
Верхняя часть горы — отвесная скала — имеет высоту около 150 метров. Вся поверхность скалы покрыта высеянными из камня скульптурными группами, изображающими Будду и его служителей. Глубокая расщелина делит Майцзишань на две части — западную и восточную группы пещер. У подножия горы, в густых зарослях джунглей, расположился монастырь Рай-Инь.
Майцзишань лежит на перекрестке путей: здесь проходит дорога, соединяющая Сиань с Дуньхуан, Сиань с Чэнду, а также тут проходит дорога, ведущая в Индию. Поэтому некоторые скульптуры в пещерах, сделанные примерно в 6 веке похожи на скульптуры из индийских храмов. До этого на художественное оформление влияла культура северо-запада Китая. При правлении династий Сун и Мин пещеры отремонтировали и восстановили, с тех пор было отчетливо видно влияние восточной и центральной части Китая
Пещеры Майцзишаня высекались в различные эпохи; древнейшая датированная надпись, открытая в одной из них, относится к V веку нашей эры, то есть ко времени правления императоров северной династии Вэй. Сейчас известны 194 пещеры-кумирни; многие из них огромны, словно соборы, другие напоминают небольшие часовни. Стены пещер покрыты фресками и бесчисленными изваяниями, изображающими Будду, Бодхисатв, служителей, учеников, жертвователей — мужчин и женщин, стражей четырех стран света, божественных нимф — апсар — с цветами и благовониями, небесных музыкантов, играющих на арфах, флейтах и цимбалах. Долгие века стояли эти изваяния, скрытые от взоров в темных нишах пещер
Предположительно пещеры раньше служили святынями для поклонения различным божествам, но с приходом в Китай буддизма пещеры стали частью религиозной архитектуры Китая (например, как Аджанта в Индии). В этой части Китая буддизм распространялся при поддержке Северной Лян(397—439 г), одного из 16 варварских государств, существовавших в 304-439 годы. В целом на строительство и восстановление пещер повлияли 12 династий: Поздняя Цинь, Северная Вэй, Западной Вэй, Северной Чжоу, Суй, Тан, период Пяти династий, Сун, Юань, Мин и Цин.
Чаще остальных в пещерах Майцзишань встречается Будда Амитабха, которого особенно чтили буддийской школе Чистой земли. Этот Будда принимал любого кто искренне взывал к нему, независимо от происхождения и положения. Будду сопровождают его помощники-бодхисаттвы Авалокитешвара и Махастхамапрапта. Есть также статуи Будды Шакьямуни, бодхисаттвы Майтрея, изображаемые в сидячем положении, скрестив ноги.
Интересны сами названия пещер Майцзишаня: зал Десяти тысяч Будд, пещера Нирваны, зал Быка, галерея Тысячи Будд, зал Разбросанных цветов, пещера Небес. В древние времена на поверхности скалы были построены деревянные галереи, чтобы люди, пришедшие поклониться святилищу, могли переходить от одной пещеры к другой. Остатки этих старых, уничтоженных пожаром галерей — длинные деревянные балки, выступающие из тела скалы, — видны и сейчас. Восстановить разрушенные галереи было необычайно трудно; поистине героическими были усилия плотников, которые работали на огромной высоте, примостившись на старых балках и в высеченных в скале гнездах.
Галерея Тысячи Будд, созданная в эпоху царствования северной династии Вэй (V век нашей эры), тянется примерно на тридцать метров. Фигуры, украшающие ее, вылеплены из глины. Когда идешь по этой галерее, с одной стороны которой тянется вереница фигур, а с другой — зияет пропасть глубиной в сотни метров, действительно кажется, что это — дорога в небо, ибо в иные дни облака проплывают на уровне пещер.
Почти все скульптуры в гротах Майцзишань сделаны из глины с добавлением связывающего вещества, чтобы помочь сохранить скульптуру. В пещерах 117, 127, 133 и 135 скульптуры, как правило, сделаны из песчаника, и многие из них изысканно. Они сделаны не из местного камня и до сих пор неизвестно откуда их привезли.
Хотя область стала жертвой многих землетрясений и других стихийных и техногенных катастроф, 194 пещер сохранились до наших дней, в них можно увидеть 7200 скульптур, при этом высота самой высокой скульптуры достигает 16 метров. Все гроты раскопаны на высоте от 30 до 80 метров над землей, 54 пещеры располагаются с восточной стороны, 140 с западной. Помимо скульптур, тут обнаружили свыше 2000 керамических, бронзовых, железных предметов, также картины, старинные книги, документы и работы каллиграфов. Пещеры соединены между собой только деревянной дорожкой на скале. В наши дни Майцзишань является музеем, и доступ к большинству пещер закрыт для посетителей.
Хотя первые пещеры на горе Майцзишань были высечены еще в эпоху императоров северной династии Вэй (одна императрица этой династии удалилась в монастырь Рай-Инь, где провела остаток своих дней), создание новых пещер и статуй продолжалось вплоть до эпохи династии Мин (XV—XVII века нашей эры). Майцзишаня, по-видимому, не коснулись три периода жестоких гонений на буддизм, известных под названием «бедствий трех У». Хотя каждый из этих периодов длился всего несколько лет, «бедствия трех У» нанесли буддийским храмам огромный ущерб. Тысячи храмов со знаменитыми фресками были разрушены, бронзовые статуи и колокола переплавлены. За один лишь первый период преследования (444 год) 260 тысяч монахов и монахинь были насильственно возвращены к светской жизни.
НЕДОСТУПНАЯ ПЕЩЕРА НЕБЕС
В самой верхней пещере Майцзишаня, известной под названием пещеры Небес, было спрятано огромное каменное изваяние Будды с двумя служителями, относящееся, очевидно, к эпохе северной династии Чжоу, при одном из императоров которой началась вторая волна преследований. Откуда было привезено это изваяние, каким образом его подымали на такую большую высоту — не известно. Сохранившаяся надпись X века позволяет судить о том, как тяжела была эта задача: «Выше самого высокого зала есть еще одна высеченная в скале пещера, именуемая «пещерой Небес. Добраться до нее можно лишь по лестнице, висящей над пропастью. Из целой тысячи человек едва ли найдется хоть один храбрец, который решится взобраться туда».
Самой большой, поражающей сложностью сооружения среди всех этих пещер является зал Десяти тысяч Будд. Обратимся опять к древнему описанию: «Поднимаясь по подвесной лестнице, ведущей из небольшой пещеры с западной стороны горы, ты минуешь тысячу залов и бесчисленное количество ниш. Край лестницы ничем не огражден; всего один неверный шаг — и ты не почувствуешь под ногой ничего, кроме воздуха. Никто из людей, взбирающихся по этой лестнице, не осмеливается оглянуться через плечо. Достигнув конца лестницы, ты попадаешь в зал Десяти тысяч бодхисатв. Резные балки и консоли, расписные опоры и архитравы с рельефными изображениями облаков — все это высечено в скале».
Фрески и изображения Будды, вытесненные в штукатурке и расписанные яркими красками, покрывают поверхность стен в этом зале. У входа возвышается огромное изваяние Будды высотой около пяти с половиной метров (скульптура эпохи Танской династии); руки божества простерты в благословляющем жесте над фигурой стоящего перед ним ученика. В этой пещере, которую иногда называют пещерой Расписных стел, сохраняются двадцать каменных стел с высеченными на них сценами из жизни Будды и священными символами. Все статуи и стелы расписаны, и, хотя время сделало свое дело, краски и теперь поражают удивительной, тонкой красотой.
Фрески зала Десяти тысяч Будд — редкие образцы стенной росписи V—VI веков. Мы видим здесь изображения сражений, торжественных процессий знати, дворцов и крепостей, сцены охоты и повседневной жизни той эпохи; видим парящие в воздухе фигуры, видим жертвователей, учеников, самого Будду и Бодхисатв.
Императоры и императрицы, строившие такие памятники, как Майцзишань, нанимали тысячи резчиков по камню, скульпторов и мастеров-живописцев, которые и создавали пещерные храмы Дуньхуана, Биньлиня, Юньгана, Лунмына, принадлежащие, несомненно, к числу подлинных чудес Востока. Хотя наибольший вклад в сооружение этих величественных памятников веры сделали правители династий Вэй и Тан, все императорские династии в той или иной мере принимали участие в этих работах и оказывали им поддержку.
Например, один из императоров недолго правившей династии Суй (589—618 годы н. э.) отдал приказ о строительстве четырех тысяч храмов; при нем было восстановлено полтора миллиона старинных статуй и создано десять тысяч новых — из золота, слоновой кости, бронзы, сандалового дерева, лака и камня.
Большинство фигур Майцзишаня вылеплено из глины; они представляют собой единственные в своем роде образцы наиболее крупной скульптуры этого типа не только в Китае, но и на всем земном шаре. Горная порода Майцзишаня мало пригодна для резьбы; найденные там каменные скульптурные группы и стелы с вырезанными на них изображениями были, несомненно, привезены из других мест, вероятно, с целью спасения их во времена смут.
За годы существования пещер в них побывало много ученых и поэтов; они часто высекали на стенах пещер свои стихи. Ван Чжень-сю, поэт эпохи династии Тан, добрался до зала Небес. «Если взглянуть отсюда вниз, — говорит он, — горный массив предстанет низким берегом.
Центральная (обращенная к югу) часть утеса была разрушена землетрясением в 8-ом веке и после этого на ней ничего не сооружалось.
По этой причине «застройка» утеса неравномерная
N09 – «Верхний павильон семи Будд»
Всего в горе расположено 194 грота: 54 – на востоке, 140 – на западе. Они высечены на южном склоне горы, на высоте 80 м от подножья. Внутри находится более 7200 глиняных и каменных скульптур, свыше 1300 кв.м. фресок, которые были созданы с 4-го по 19-й век. Здесь можно проследить этапы развития скульптурного искусства в Китае.
Вход для туристов расположен с юго-восточной стороны. Маршрут подразумевает прогулку с «набором высоты» по юго-восточной части, переход по самому верхнему мостику на юго-западную часть (с преодолением лаза в выступе-ребре в начале перехода) и спуск зигзагом по мостикам-лесенкам к выходу из юго-западной части.
Наиболее зрелищными достопримечательностями являются две гигантские буддистские триады: N 13 на юго-восточной секции и N 98 – на юго-западной.
Довольно приличная часть комплекса закрыта для осмотра: калитки с замками и охранники.
Многие ниши и пещеры, как и везде, закрыты мелкой пыльной сеткой, так что разглядеть, а тем более сфотографировать что-либо довольно сложно.
Скала, на которой расположены неглубокие пещеры и ниши Майцзишань сложена из слоистой и зернистой горной породы, в основном розоватого цвета («багрянистый и краснокирпичный конгломерат, c вкраплениями тонких слоев песчаника и аргиллита, слабо связанных красной глиной, содержащей кальций и железо»), непригодной даже для создания неглубоких барельефов, поэтому практически все скульптуры Майцзишань изготовлены из необожженной глины. Каменных изображений, привезенных из других мест дарителями, наверно не наберется и десяток.
Сырая глина, специальным образом подготовленная, обработанная и покрытая краской – на удивление долговечный материал, но не настолько, чтобы веками противостоять морозам, дождям и ветрам на открытом пространстве.
Поэтому, хотя история Майцзишань охватывает период 12-ти династий (с 5-го по 19-ый век) и большинство изображений датированы и отнесены к конкретному историческому периоду, все статуи и барельефы в последующие эпохи подвергались периодической реконструкции, ремонту, дополнению и обновлению, при этом в них привносились новые элементы в соответствии с текущим художественным стилем и религиозными предпочтениями.
В целом заметна сильная «китаизация» всех образов, росписей и композиций в целом, хотя некоторые из них датируются периодами от династии Тан и ранее.
Наверно единственными персонажами, «индийские» черты которых подчеркнуто сохранялись в течении многих веков, правда иногда приобретая довольно гротескный вид, являются ученики Будды Гаутамы Ананда и Кашьяпа, традиционно располагающиеся слева и справа от Будды (между ним и соответствующим бодхисатвой).
Практически в первозданном виде так же были сохранены и статуи грозных дварапал, находящихся у начала и конца композиции N 04 (хотя их одеяние явно относится к более позднему периоду).
Вдоль южной стены расположены в ряд семь примерно одинаковых по размеру ниш с с традиционными скульптурными композициями: центральный Будда в окружении учеников, бодхисатв и пр.
Фотографии соответствуют расположению ниш справа налево (т.е. с востока на запад). Седьмая ниша закрыта сеткой и недоступна для осмотра (на фото выше она справа от охранника), первая тоже вроде бы обычно закрыта, но наше посещение совпало с работой реставраторов.
N 05 – «Зал быка» (Bull Hall) и далее
Сразу за лазом после «Верхний павильон семи Будд» начинается длинный мостик, ведущий к спуску на юго-западную часть утеса.
В начале него находится ниша номер 5 с прекрасным ярко разрисованным изображением Будды (по-моему это Амитабха), а ближе к концу – ниши N 150 и N 151.
Здесь скала имеет небольшой отрицательный угол и мостик выступает над расположенными ниже сооружениями юго-западной части. Отсюда же открываются и самые лучшие виды на окружающий ландшафт.
Спуск вниз продолжается по расположенным зигзагами лесенкам.
Общий вид на юго-западную часть
N 98 – «Юго-западная триада»
В описаниях ее почему-то не идентифицируют. Поскольку она практически заново сооружалась в период династии Мин и центральный Будда стоит на двух малых лотосах, а не на лотосовом троне, можно предполагать, что это бодхисатва Майтрея.
Нижнюю фигуру, насколько я поняла, не реставрируют сознательно: чтобы показать технологию изготовления глиняных скульптур такого типа.
Здесь хорошо видна последовательность изготовления такой скульптуры (укрупненно):
1. Высекается плоский рельеф-основа.
2. В проделанные отверстия устанавливается деревянный каркас (видимо обработанный смолой для защиты от гниения).
3. На каркас устанавливаются и крепятся саманные блоки (саман – он же адоб, глинобетон – это строительный материал на основе сырой глины, в котором в определенных пропорциях смешана глина, волокнистые материалы (рубленная солома, шелуха, тростник и т.п.), песок, иногда известь и пр.).
4. Формируется черновой контур статуи.
5. Наносится специально подготовленная глина (с пластификаторами и пр.) и методом лепки и резьбы по сырой глине формируется чистовое изображение.
6. Статуя обрабатывается защитным составом и расписывается красками.
Большинство источников определяет эту изображение как триаду Будды будушего Майтреи. Есть и иное мнение: что это – триада Будды Шакьямуни (Манджушри – Шакьямуни – Самантабхадра).
Учитывая, что эти статуи были практически заново созданы в период династии Мин наверное все-таки правильнее было бы предполагать, что это триада Майтреи.
Высота центрального Будды составляет около 16 м, высота бодхисатв – около 13 м.
N09 – «Средний павильон семи Будд»
Это сооружение представляет собой крытую галерею из семи ниш, в которых расположены группы, состоящие из Будды и двух учеников или бодхисатв. Всего здесь находится 19 скульптур и 60 кв.м настенных росписей. «Средний павильон семи Будд» является одним из ранних сооружений Майцзишаня: он датируется 6-ым веком (Династия Чжоу), но неоднократно реконструировался и обновлялся вплоть до династии Цин.
N03 – «Коридор тысячи Будд»
«Коридор тысячи Будд» – это 36-тиметровый переход под скальным козырьком к самой большой композиции Майцзишаня: «Верхнему павильону семи Будд» (N 04).
На стене «коридора» в два ряда находятся 297 барельефов с изображениями Будд высотой примерно 0.9 м.
Я взошел на высоту тысяч чжанов по лестнице, висящей над пропастью,
И мое бренное тело теперь близко к белым облакам.
Какими маленькими кажутся горы — далеко внизу, у подножия скалы!
Отсюда, из зала, видно, как лучи заходящего солнца стелются по самой земле.
Путь к вершине опасен, немногие могут подняться сюда.
На вековых скалах растут кряжистые сосны; здесь любят гнездиться журавли.
В этом недосягаемом месте, высоко над горизонтом, я оставлю свое имя…
Стерев пыль со скалы, я старательно пишу эти слова».
Анил де Сильва
Пещерный храм Майцзишань охраняется ЮНЕСКО
Maiji Mountain Grottoes, Gansu, Tianshui, Maiji, China