горбацевичская икона божией матери

Храм в честь Святителя Николая Чудотворца, д. Свислочь

Бобруйская Епархия. Белорусский Экзархат. Русская Православная Церковь.

горбацевичская икона божией матери

Прославление Горбацевичской иконы Божией Матери

горбацевичская икона божией матери14 июля в Бобруйской епархии состоялось торжество, посвященное возвращению чудотворной Горбацевичской иконы Божьей Матери.

В 11.00 от Иверского храма г.Бобруйска отправился крестный ход с нововоссозданной Горбацевичской иконой Божьей Матери в деревню Горбацевичи. В крестном ходе приняли участие священники Бобруйской епархии, прихожане различных храмов, а также община нашего прихода.

Накануне этого исторического события

наш приход посетил настоятель Прихода Воскресения Христова гг. Дахау и Мюнхен (Германия) протоиерей Николай Забелич (Русская Православная Церковь Московского Патриархата). Помолившись на нашем приходе и пообщавшись с прихожанами, отец Николай отправился с нами в г. Бобруйск, где все мы присоединились к крестному ходу. Возле часовни в д.Горбацевичи, Преосвященнейший Серафим, епископ Бобруйский и Быховский, духовенство нашей епархии вместе с народом вознесли молитвы и прославили этот чудотворный образ.

Историческая справка

Икона Божией Матери Горбацевичская является древней покровительницей Бобруйской земли. Она была явлена в начале XVII века в ветвях липового дерева. Икона сама избрала себе место пребывания, трижды чудесно возвращаясь на место обретения после переноса в Бобруйск. Именно на этом месте был выстроен храм в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы. Чудотворность иконы запечатлена многочисленными свидетельствами, о которых делались записи в специальной книге. Среди чудес от Горбацевической иконы – воскрешение умершего. В память об этом чуде в храме хранились три доски из его гроба.

Во всех дореволюционных сводах чудотворных икон она упоминается как прославленная многочисленными благодатными свидетельствами. Вот строки уездного наблюдателя С. Бирюковича, побывавшего на праздновании Горбацевичской иконе в 1912 году: «…Сюда течет такая масса народа, которая не поддается исчислению, говорят, бывает до 15-20 тысяч. Идут и едут великие и малые за десятки и сотни верст, даже из других губерний. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевич, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина создается дивная и величественная…»

Возвращение

Икона была утеряна в годы гонений на Церковь в XX веке. Сейчас невозможно выяснить время и обстоятельства этой потери. Был разрушен Ризоположенский храм. В Горбацевичах и окрестностях подвергались репрессиям священники, среди которых – иереи Григорий Гниденко и Павел Севбо. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), и память об иконе осталась в людских сердцах.

По благословению Преосвященного Серафима, епископа Бобруйского и Быховского, координировать усилия по возвращению древнего образа было поручено Отделу по канонизации святых Бобруйской епархии. Но даже списка с иконы долгое время найти не удавалось. И вот, наконец, удалось определить, что более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета хранится альбом рисунков художника Д. М. Струкова, среди которых – зарисовка Горбацевичской иконы Божией Матери. Издательство «Белорусская энциклопедия» выпустило небольшой тираж этого альбома, один экземпляр из которого попал в Бобруйск. Мастером-иконописцем Астаховой Т. В. Была написана точная копия древнего образа, которая была освящена Владыкой Серафимом 14.07.13 в Горбацевичах.

Источник

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

Меню сайта

Пользователь

Деревянный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в деревне Горбацевичи был построен в 1881 году и поставлен на каменный фундамент. Этот фундамент сохранился и по сей день как свидетель и славных времен богопочитания, и страшных — богоотступничества.

Главной святыней храма была чудотворная икона Божией Матери, которую в начале 17 века нашел в дупле липового дерева местный крестьянин. Народ начал стекаться в это место на поклонение святыне, которая исцеляла. Сначала здесь был выстроен костел, обращенный впоследствии в униатскую церковь, а затем — в православную. Описание чудес от святой иконы вместе с другими церковными документами, хранящимися в доме местного священника, в 1812 году было уничтожено французами, отступавшими через Горбацевичи. Однако сама икона осталась цела и все так же творила чудо. Одним из таких чудес было даже воскрешение умершего. Оно было записано в церковной летописи со слов самого Рожановича, с которым это и произошло: «Когда я был 12-летним мальчиком, старшему брату моему, уже взрослому, вздумалось поехать погостить к родным и взять меня с собою. Расстояние было немалое. Нас отправили в большом дорожном экипаже на четверке лошадей. Верстах в 20-ти от дома нам попалось стадо тетеревов. Брат мой, будучи страстным охотником, приказал задержать лошадей и, соскочив с экипажа, побежал за птицами. Кучер, пользуясь отсутствием брата, оставил меня и лошадей и тоже отошел от экипажа. Меня забрала охота сесть на лошадей, и я начал перебираться через козлы. В эту минуту брат выстрелил, лошади, испугавшись выстрела, понесли, подбили меня под себя и проехали по мне экипажем. Когда брат и кучер пришли на место, нашли меня в бесчувственном состоянии, истекающего кровью. Поймав лошадей, меня, избитого и раздавленного, отвезли назад домой. Приглашенные доктора нашли состояние безнадежным и сказали, что я должен умереть. Отец мой, видя, что не может иметь надежды на помощь земную, сел на лошадь и поехал в Горбацевичи молиться Божией Матери о сохранении жизни любимого его сына. Вернувшись домой, отец застал меня в гробу и в припадке родительского горя, упав на мой труп, начал плакать и целовать меня, говоря, что не может быть, чтобы Матерь Божия не вняла молитве отца. В эту минуту я открыл глаза и попросил кислого молока… Гроб мой за подписью свидетелей и доктора, что я был действительно умершим, привезен в Горбацевичскую церковь, чтобы служить свидетелем милосердия, оказанного Божией Материю».

Неудивительно, что народное почитание святыни было искренним и благоговейным. В престольный праздник 15 июля вознести свои горячие молитвы перед образом собирались даже не сотни, а тысячи богомольцев. Вот как об этом пишет уездный наблюдатель С. Бирюкович, побывавший в 1912 году в Горбацевичском храме: «Чудеса от этого дивного образа Богоматери, как прежде, так и теперь, источаются верующими, быть может, еще с большей силою. Самым лучшим доказательством сему может служить то, что икона эта всегда привлекает к себе множество паломников, а в день храмового праздника — 2 июля (15 июля по новому стилю) — сюда течет такая масса народа, которая не поддается исчислению. Говорят, бывает до 15-20 тысяч. Идут и едут и великие и малые за десятки и сотни верст, из разных концов, и ближних, и дальних, даже из других губерний. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевич, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина дивная и величественная. Разве это не чудо?!»

Народная память сохранила традиции этого праздника. Тогда он назывался фэст или кирмаш. Центром празднования был, конечно, храм: с утра совершалось богослужение, затем крестный ход вокруг храма с чудотворным образом Божьей Матери. Вся дорога от Слуцкого шоссе до леса деревни Побоковичи (а это около 2 км) была уставлена подводами и обозами. Шла оживленная торговля. Не обходилось без песен и плясок.

В 30-х годах 20-го века храм постигла участь многих святынь: в 1932 году он был закрыт и к 1936-му переоборудован под клуб. В 1941 году немецкие власти разрешили богослужения, и даже еще четыре года после войны храм был действующим. Но 17 декабря 1949 года органами госбезопасности священник Григорий Гниденко был арестован, храм закрыт, а чудотворная икона исчезла. В закрытом храме снова разместили клуб, хватило места для сельского совета, позже там сделали зернохранилище. Однако даже поруганная святыня в сознании людей оставалась святыней, и тогда советские власти решили избавиться от нее: в 1968 году храм разобрали и увезли, куда — никто не знает. И вот уже около полувека гуляет ветер по святому месту. Примечательно, что за эти годы на месте храма ничего не было построено.

Сегодня людям вновь предоставлена свобода открыто выражать свои религиозные чувства. Радостно, что помнят свою святыню и жители Горбацевичей и по крупицам пытаются воссоздать как историю храма, так и традицию празднования 15 июля. В этом году праздник будет отмечаться здесь в четвертый раз. Особый колорит ему придаст настоящее чудо: возвращение местной святыни — копии с Горбацевичской чудотворной иконы Божией Матери.

В 1864 году в Горбацевичи приехал известный в те времена художник и архитектор Дмитрий Михайлович Струков и срисовал копию с иконы. Этот рисунок в числе многих других пролежал более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета Литвы и был известен лишь узкому кругу ученых.

В конце 2011 года издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила в свет альбом «Д. М. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867», один экземпляр которого попал в Бобруйск. В нем и был обнаружен рисунок Горбацевичской чудотворной иконы, по которому современным иконописцем Т. В. Астаховой была воссоздана икона.

Источник: Сайт bobruisk.ru [2013-07-02]

Статья опубликована участником [tol] 2015-08-29, последний раз редактировалась участником [tol] 2015-08-29. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

Источник

Тайны разрушенной церкви. Возвращение.

горбацевичская икона божией матери

Главная святыня Бобруйской земли возвращается после векового забвения! Удивительные легенды, чудеса, тайны и их открытия… И все это происходит не в выдуманном сериале по телевизору и не в учебниках истории, события которых, кажется, так далеки от нас. Нет, эти чудеса – рядом с нами. История вокруг нас, история в нас. Чудотворная икона, которой несколько столетий поклонялись жители Бобруйщины и которая была утеряна около века назад, возвращается!

В июле 2010-го я с фотокорреспондентом «Коммерческого курьера» Федором Сергеевичем Прокоповым приехала в деревню Горбацевичи: местные жители отмечали престольный праздник, который дал начало восстановлению церкви, разрушенной в советские годы. Мы порадовались светлым новостям, душевно разговорились с местными жителями и узнали от них множество преданий, которыми овеяно это место. «Тайны разрушенной церкви» — назвали мы ту статью. Но никто из нас тогда не мог предположить, что эти тайны будут раскрыты. И что это вовсе не легенды.

…250 лет назад в наших краях появилась чудотворная икона. В советские годы пропала. Чтобы вернуть святыню бобруйской земле, пришлось провести настоящее расследование. Теперь мы с вами знаем, как это было…

— Однажды утром, семь лет назад, раздался телефонный звонок, после которого все и началось, — вспоминает член отдела по канонизации святых Бобруйской епархии Людмила Евгеньевна Логинова. — Позвонила бобруйская журналистка Анна Константиновна Севбо и рассказала мне, что, по слухам, когда-то в Горбацевичах была чудотворная икона Божьей Матери. В семнадцатом веке она проявилась в дупле дерева, и на этом месте впоследствии воздвигли Горбацевичский Ризоположенский храм. 15 июля, на престольный праздник храма, там собирались тысячи паломников. Это практически все, что было ей известно из рассказов местных жителей. Мне захотелось узнать, правда ли это. Ведь в таком случае оказалось бы, что на нашей бобруйской земле два с половиной века назад появилась настоящая священная реликвия! Может быть, ее можно найти и вернуть? Поиски мы начали с того, что решили пообщаться со старожилами.

Многие жители Горбацевичей помнят тот самый храм, который был разрушен около полувека назад, помнят его иконы:

— Церковь была построена на том месте, где явилась икона Божьей Матери. Возили из леса самую лучшую смолистую сосну, — вспоминает Надежда Петровна Ашурко. — Церковь получилась очень большая, в ней было много икон. Я там венчалась в 1948 году. Мне было тогда 18 лет. Вокруг церкви росла сирень, и было очень красиво.

— Храм был великий, вход — с четырех сторон. А колокол такой большой, что когда церковь разрушали и грузили колокол на подводу, она сломалась, — рассказывает Пелагея Дмитриевна Макаренко.

— Я все хорошо помню. Икона очень красивая была, — вспоминает Варвара Федоровна Фиалковская. — Подставка под икону сделана как улей-домик. Впереди две ручки на подставке и сзади две ручки. Рамка была золотистая, очень красивая. На Троицу ее носили по дворам! Этот обряд должен был приносить удачу и счастье в каждый дом.

Но куда пропала икона после разрушения храма? Что именно было на ней изображено? Более точных данных, казалось, уже не найти…

Людмила Евгеньевна Логинова вместе с учителем русского языка и литературы Горбацевичской школы Натальей Васильевной Кузьмицкой решили съездить в Жировичи, в библиотеку духовной семинарии. Там находится подшивка «Минских епархиальных ведомостей» за 1868–1917 годы. То, что они нашли в старых газетах, превзошло все их ожидания! Оказалось, первое упоминание о чудотворной иконе относится еще к 1764 году. История ее появления в Горбацевичах действительно чудесна. Вот что писал горбацевичский священник Федор Кляевский в седьмом номере «Минских епархиальных ведомостей» за 1916 год:

«Местность, где ныне расположен погост Горбацевичи, была покрыта сплошным лесом… Крестьянин одной из этих деревень, называвшейся Иовичи, ныне уже не существующей, по фамилии Колтун, отправился в лес и был поражен каким-то блеском, исходящим из дупла липы. Присмотревшись, он увидел в дупле икону Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Такое необычайное и чудесное явление иконы Царицы Небесной смутило крестьянина, и он, быв преисполнен страха Божия, не решился взять с собою образа, а заметив то место, отправился в деревню и сообщил о своем открытии односельчанам, с которыми и порешили дать знать бобруйскому духовенству. Ксендзы прибыли на место явления иконы и, совершив богослужение, забрали икону в Бобруйский костел, но через ночь святая икона оказалась опять на прежнем своем месте. Три раза брали икону в Бобруйск, и три раза она возвращалась обратно. После третьего раза ксендзы не осмелились более переносить образ. Тогда крестьянин, нашедший икону, расчистил дупло дерева наподобие киота, где икона и оставалась некоторое время. Когда слух об иконе распространился, народ начал стекаться в это место на поклонение святыне. Многие пред этой святой иконой по молитве получили исцеления. Тогда на этом месте был выстроен костел, обращенный впоследствии в униатскую церковь, а затем — в православную».

Из статьи горбацевичского священника мы узнаем и описание легендарной иконы: «Икона Божией Матери с младенцем Иисусом на правой руке, находящаяся на горном месте, с особым механическим приспособлением для опускания образа. Написана на деревянной доске по темному фону…» Переведя упомянутые в статье вершки в привычные сантиметры, я вычислила размер — около 25 см в высоту.

С момента воздвижения на этом месте храма Горбацевичи стали местом массового паломничества. Чтобы помолиться чудотворной иконе, сюда шло много народу. Некоторые из паломников даже преодолевали огромные расстояния на коленях! Вот что написал в «Минских епархиальных ведомостях» в 1912 году уездный наблюдатель С. Бирюкович: «Самым лучшим доказательством того, что икона чудотворна, может служить то, что она всегда привлекает к себе множество паломников. А в день храмового праздника — 15 июля — сюда течет такая масса народа, которая не поддается исчислению, говорят, бывает до 15–20 тысяч. Идут и едут и великие и малые за десятки и сотни верст. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевичей, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина дивная и величественная. Разве это не чудо!?»

На пожелтевших страницах старинных изданий мы можем прочесть истории чудес, происходивших с нашими дедами. О случаях исцеления и спасения, свершившихся благодаря Горбацевичской иконе Божьей Матери, известно так много, что рассказ о них заслуживает отдельной статьи.

От времен, овеянных местными преданиями, нас отделяет более ста лет. Конечно, шансов отыскать святыню было немного. Куда пропала чудотворная икона после разрушения храма, выяснить так и не удалось. Однако нашлись другие ниточки…

Помог известный художник, архитектор и археолог Дмитрий Михайлович Струков. Причем помог сквозь века. Ведь жил этот человек в XIX веке. Его работой были художественные экспедиции: он разыскивал древнерусские памятники или следы от них, чтобы сохранить для нас, потомков. В ходе экспедиции Дмитрий Михайлович зарисовывал памятники культуры и архитектуры, художественные изделия из различных материалов, иконы и оклады книг, виды городов. Эти рисунки пролежали более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета и были известны узкому кругу ученых. Но в конце 2011 года издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила в свет издание «Д. М. Струков. Альбом рисунков. 1864–1867». Вот в нем-то и обнаружился рисунок Горбацевичской чудотворной иконы.

В иконописной мастерской была заказана копия рисунка, по которому впоследствии сделали точную копию самой иконы. Очень скоро ей смогут помолиться все желающие.

20 апреля на месте разрушенного когда-то Ризположенского храма пройдет первая за долгие годы забвения литургия. Приехать на нее может каждый.

Когда-то давно сюда съезжались тысячи людей — в поисках света, чистоты, любви… И чуда! Вы поедете в Горбацевичи? Я — да.

Источник

Возвращение Горбацевичской иконы Божией Матери

В воскресенье, 14 июля, в Бобруйской епархии состоятся торжества, посвященные возвращению чудотворной Горбацевичской иконы Божией Матери.

Как сообщил методист Бобруйской епархии Максим Черняк, откроется праздник крестным ходом, во время которого около 300 верующих из Минской, Могилевской, Бобруйской епархий и жителей окрестных деревень намерены преодолеть путь в 12 км от Иверского храма в Бобруйске до Ризоположенского храма в деревне Горбацевичи. В небольшой часовне состоится освящение иконы преосвященным епископом Бобруйским и Быховским Серафимом. Во время этого мероприятия в деревне запланированы концерт и народные гуляния.

Расписание торжеств:

11.00 – Крестный ход от Иверского храма г. Бобруйска до Ризоположенского храма д. Горбацевичи.

14.00 – Освящение Горбацевичской иконы Божией Матери Преосвященным Серафимом, епископом Бобруйским и Быховским.

15.00 – Крестный ход от Ризоположенского храма до клуба д. Горбацевичи. Выступления концертных коллективов. Народные гуляния.

Маршрут Крестного хода:

Иверский храм – ул. Оранжерейная – Слуцкое шоссе – церковище Ризоположенского храма д. Горбацевичи. Протяженность Крестного хода – 12 км. Примерное время шествия – 3 часа. Крестный ход будут сопровождать автомобили ГАИ и скорой помощи. Во время шествия участники Крестного хода обязаны соблюдать порядок шествия в колонне и не выходить на проезжую часть. В случае отставания необходимо сойти на обочину.

При необходимости можно будет подъехать в машинах сопровождения, для этого нужно подать их водителям знак. После крестного хода будет организован отвоз людей в Бобруйск. Отправление от Ризоположенского храма в 16:00.

Святыня земли бобруйской

Ежегодно в середине июля в деревне Горбацевичи под Бобруйском проходит праздник «Фэст» в честь положения честной ризы Пресвятой Богородицы.

Деревянный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в деревне Горбацевичи был построен в 1881 году и поставлен на каменный фундамент. Этот фундамент сохранился и по сей день как свидетель и славных времен богопочитания, и страшных — богоотступничества.

Главной святыней храма была чудотворная икона Божией Матери, которую в начале 17 века нашел в дупле липового дерева местный крестьянин. Народ начал стекаться в это место на поклонение святыне, которая исцеляла. Сначала здесь был выстроен костел, обращенный впоследствии в униатскую церковь, а затем — в православную. Описание чудес от святой иконы вместе с другими церковными документами, хранящимися в доме местного священника, в 1812 году было уничтожено французами, отступавшими через Горбацевичи. Однако сама икона осталась цела и все так же творила чудо. Одним из таких чудес было даже воскрешение умершего. Оно было записано в церковной летописи со слов самого Рожановича, с которым это и произошло: «Когда я был 12-летним мальчиком, старшему брату моему, уже взрослому, вздумалось поехать погостить к родным и взять меня с собою. Расстояние было немалое. Нас отправили в большом дорожном экипаже на четверке лошадей. Верстах в 20-ти от дома нам попалось стадо тетеревов. Брат мой, будучи страстным охотником, приказал задержать лошадей и, соскочив с экипажа, побежал за птицами. Кучер, пользуясь отсутствием брата, оставил меня и лошадей и тоже отошел от экипажа. Меня забрала охота сесть на лошадей, и я начал перебираться через козлы. В эту минуту брат выстрелил, лошади, испугавшись выстрела, понесли, подбили меня под себя и проехали по мне экипажем. Когда брат и кучер пришли на место, нашли меня в бесчувственном состоянии, истекающего кровью. Поймав лошадей, меня, избитого и раздавленного, отвезли назад домой. Приглашенные доктора нашли состояние безнадежным и сказали, что я должен умереть. Отец мой, видя, что не может иметь надежды на помощь земную, сел на лошадь и поехал в Горбацевичи молиться Божией Матери о сохранении жизни любимого его сына. Вернувшись домой, отец застал меня в гробу и в припадке родительского горя, упав на мой труп, начал плакать и целовать меня, говоря, что не может быть, чтобы Матерь Божия не вняла молитве отца. В эту минуту я открыл глаза и попросил кислого молока… Гроб мой за подписью свидетелей и доктора, что я был действительно умершим, привезен в Горбацевичскую церковь, чтобы служить свидетелем милосердия, оказанного Божией Материю».

Неудивительно, что народное почитание святыни было искренним и благоговейным. В престольный праздник 15 июля вознести свои горячие молитвы перед образом собирались даже не сотни, а тысячи богомольцев. Вот как об этом пишет уездный наблюдатель С. Бирюкович, побывавший в 1912 году в Горбацевичском храме: «Чудеса от этого дивного образа Богоматери, как прежде, так и теперь, источаются верующими, быть может, еще с большей силою. Самым лучшим доказательством сему может служить то, что икона эта всегда привлекает к себе множество паломников, а в день храмового праздника — 2 июля (15 июля по новому стилю) — сюда течет такая масса народа, которая не поддается исчислению. Говорят, бывает до 15-20 тысяч. Идут и едут и великие и малые за десятки и сотни верст, из разных концов, и ближних, и дальних, даже из других губерний. На протяжении 13 верст, от Бобруйска до Горбацевич, шествие это представляет собой как бы одну непрерывную цепь народа. Картина дивная и величественная. Разве это не чудо?!»

Народная память сохранила традиции этого праздника. Тогда он назывался фэст или кирмаш. Центром празднования был, конечно, храм: с утра совершалось богослужение, затем крестный ход вокруг храма с чудотворным образом Божьей Матери. Вся дорога от Слуцкого шоссе до леса деревни Побоковичи (а это около 2 км) была уставлена подводами и обозами. Шла оживленная торговля. Не обходилось без песен и плясок.

В 30-х годах 20-го века храм постигла участь многих святынь: в 1932 году он был закрыт и к 1936-му переоборудован под клуб. В 1941 году немецкие власти разрешили богослужения, и даже еще четыре года после войны храм был действующим. Но 17 декабря 1949 года органами госбезопасности священник Григорий Гниденко был арестован, храм закрыт, а чудотворная икона исчезла. В закрытом храме снова разместили клуб, хватило места для сельского совета, позже там сделали зернохранилище. Однако даже поруганная святыня в сознании людей оставалась святыней, и тогда советские власти решили избавиться от нее: в 1968 году храм разобрали и увезли, куда — никто не знает. И вот уже около полувека гуляет ветер по святому месту. Примечательно, что за эти годы на месте храма ничего не было построено.

Сегодня людям вновь предоставлена свобода открыто выражать свои религиозные чувства. Радостно, что помнят свою святыню и жители Горбацевичей и по крупицам пытаются воссоздать как историю храма, так и традицию празднования 15 июля. В этом году праздник будет отмечаться здесь в четвертый раз. Особый колорит ему придаст настоящее чудо: возвращение местной святыни — копии с Горбацевичской чудотворной иконы Божией Матери.

В 1864 году в Горбацевичи приехал известный в те времена художник и архитектор Дмитрий Михайлович Струков и срисовал копию с иконы. Этот рисунок в числе многих других пролежал более 140 лет в библиотеке Вильнюсского университета Литвы и был известен лишь узкому кругу ученых.

В конце 2011 года издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» выпустила в свет альбом «Д. М. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867», один экземпляр которого попал в Бобруйск. В нем и был обнаружен рисунок Горбацевичской чудотворной иконы, по которому современным иконописцем Т. В. Астаховой была воссоздана икона.

Наталья КУЗЬМИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы Горбацевичской школы.
Фото Александра ЧУГУЕВА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *