горный монастырь в адыгее
Свято-Михайло-Афонский монастырь
Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится на территории республики Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст.Хаджох).
Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.
Содержание
История [ править ]
После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.
Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.
Весной 1877 г. о.Мартирий (Островых) со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем схимонахом Виталием, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.
Современное состояние [ править ]
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.
Святыни [ править ]
В обители имеются частички мощей нескольких десятков святых. Список можно посмотреть здесь.
Также имеются частичка гроба феодосия Кавказского и частичка ткани эполет императора Николая Первого.
Совсем недавно появились афонские иконы, которые были специально написаны для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла, и являются благословением Святой Горы Афон:
На подворье в п. Хамышки находится икона Тихвинской Божьей Матери (копия, освященная на чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери).
Рукотворные пещеры [ править ]
Основной достопримечательностью местности, на которой раскинулся монастырь, являются подземные ходы и пещеры, созданные первыми монахи-отшельники задолго до строительства храма. Народное предание гласит, что монастырь расположен на системе подземных ходов, соединявших все сооружения на поверхности, и прорезавших гору Физиабго насквозь. Специалисты сравнивают эту уникальную систему ходов со знаменитой Киевско-Печерской лаврой. В подземных пещерах монахи создали хранилище святых мощей, богатую библиотеку и иконописную мастерскую. Возможно, в скором будущем энтузиастам удастся полностью расчистить подземные ходы и раскрыть новые поразительные тайны Храма.
Как восстановили из руин самый высокогорный монастырь Адыгеи
Свято-Михайло-Афонскому монастырю в этом году исполняется 140 лет. За эти годы его взрывали, превращали и в дом отдыха, и в турбазу, но в итоге он все равно вернулся к первоначальной ипостаси
Монастырь был основан в 1877 году монахами, пришедшими в здешние места со святой горы Афон. В годы советской власти обитель была почти до основания уничтожена, однако со временем ее удалось восстановить. Как выглядит монастырь сейчас, как живет и трудится в нем братия и что привлекает сюда туристов со всей России — в материале ТАСС.
Солнечное место
Сейчас добраться до обители, которая расположена на высоте 907 м над уровнем моря, совсем не сложно. От небольшого поклонного креста на оживленной трассе Майкоп — Гузерипль в черте поселка Каменномостского в Республике Адыгея поворачиваем на восток. Отсюда надо проехать всего 13 км до горного поселка Победа по недавно асфальтированной дороге, и мы у цели.
Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта. В ясную погоду отсюда открывается вид на величественные вершины Кавказа, покрытые белыми шапками снега. Это солнечное место открыто с трех сторон, кроме северной стороны, где горизонт преграждают две горы. Рядом с каменной монастырской оградой — старый сад, в котором растут яблони и груши, посаженные послушниками в начале прошлого века. Удивительно, но они до сих пор плодоносят.
Настоятель обители игумен Герасим сразу выделяется среди других монахов, хотя так же, как они, одет в черную рясу — символ смирения, покаяния и отречения от мирской суеты. Мы направляемся осматривать обитель.
Во внутреннем дворе, напротив Троицкого храма, огромный баннер с изображением Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря конца XIX века. Всматриваясь в детали, удивляешься его красоте, величию и размаху — монастырь был богатейшим, самым крупным по тем временам паломническим центром на Северном Кавказе, ежегодно это место посещали более 100 тыс. человек.
История монастыря достойна романа. Она тесно связана с именем уроженца города Херсона, иеромонаха со святой горы Афон Мартирия, который, прибыв весной 1877 года на Кавказ, был поражен великолепием природы. Великий князь Михаил Романов, будучи здесь наместником, способствовал передаче в собственность православному монастырю земель, а Святейший синод благословил устроение обители. Иеромонаха Мартирия поставили ее возводить.
Обитель получила название — Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь архангела Михаила, Афонской — потому что первые строители прибыли с горы Афон, Закубанской — по месту расположения за рекой Кубань. Пустынь означает монастырь, построенный в пустынной, незаселенной местности.
Самый большой храм — Успенский, второй по величине, сохранившийся до сих пор, — храм в честь Пресвятой Троицы, видимый издалека храм Преображения на горе Физиабго (известной как гора Фавор — прим. ТАСС), Михайловский и Александровский и Всесвятский храмы. Появилась больница, странноприимный дом для одиноких престарелых, более 20 корпусов с кельями. Все это построили монахи на пустом месте за 20 лет.
Со второй половины XIX — начала XX века на территории Северного Кавказа было построено девять монастырей, но Михайло-Афонский всегда был ведущим и самодостаточным. Его хозяйственная деятельность ставилась в пример как образец. При монастыре работало множество мастерских, кирпичный и сыроваренный цеха, братия разводила скот, редкие виды рыбы, занималась пчеловодством, виноградарством. В трапезной для паломников ежедневно на обед варили до 300 ведер щей и выпекали 1,6 тыс. кг хлеба.
«Мы наш, мы новый мир построим»
Основателя монастыря не стало зимой 1909 года. Его повозка, за которой в окрестностях обители погналась стая волков, разбилась о деревья, архимандрит скончался от тяжелых травм. Через несколько лет трагическая судьба постигла и сам монастырь: в 1920 году были конфискованы земли и все имущество обители, и здесь разместился дом отдыха для служащих Государственного политуправления при НКВД (ГПУ), затем — коммуна «Владилен» (сокращенно от Владимир Ленин), занимающаяся преимущественно откормом свиней на продажу. На территории обители сняли фильм «Иуда» — карикатуру на монашескую жизнь. До 1928 года братия пряталась в пещерном монастыре, тайна подземелий которого до сих пор не раскрыта.
«Неразрушенным остался только храм в честь святой Троицы, который в 70-е годы прошлого века был взят под охрану государства и числился в реестрах как «останки стен Михайло-Афонского монастыря». Здесь вновь появились монахи, но территорию обители власти приспособили под турбазу «Романтика». С 2001 года, когда мы выезжали по делам по Майкопскому району, нас спрашивали: «А вы случайно не с «Романтики»? Соседство с турбазой было примерно такое: в верхней части здания совершались службы, а внизу работал бар. На территории монастыря проходили дискотеки для отдыхающих, которые и не подозревали, что веселятся на развалинах самого большого монастыря Кавказа. Монастырское кладбище снесли, храм переоборудовали в клуб-столовую, в монашеских кельях разместились туристы», — рассказывает отец Герасим.
В марте 2003 года президент Адыгеи Хазрет Совмен, побывав в обители, подписал указ о закрытии туристической базы «Романтика» и передаче монастыря Русской православной церкви. Полномасштабное восстановление началось с 2007 года, за последние десять лет построено четыре храма. Первым из них стал Михайловский, затем — Александровский, на месте Успенского собора воздвигли храм Успения Божьей Матери, а на вершине Фавора — небольшой храм, напоминающий часовню.
«Восстанавливаем исторический комплекс, но не в первозданном виде. Строительство ведется без господдержки — за счет собственных средств и пожертвований паломников. Мы полностью отвечаем за тот монастырь, который до основания был разрушен, но вот вернуть духовную составляющую обители гораздо сложнее. В стране были закрыты почти все монастыри, и то, что сегодня в России такая слабая церковь, — результат разрушения и многих лет безверия», — считает отец Герасим.
С мольбами о помощи и утешении
Мы идем по дорожкам обители, отец Герасим демонстрирует последние преобразования, рассказывает о мельчайших деталях построек.
Братия старается самостоятельно обеспечить свои потребности. В пекарне выпекают вкусный бездрожжевой хлеб. В обители работает свечной цех, есть пасека, столярная, слесарная, швейная мастерские. В монастыре ежедневно ведутся хозяйственные работы, это его важная составляющая.
Сейчас в обители живут около 50 человек, но только 20 из них монахи. Остальные — трудники, люди, приехавшие сюда трудиться за кров и пищу, попробовать свои силы, чтобы остаться навсегда, выбрав путь безбрачия и духовной жизни.
«Так сложились обстоятельства в семье, что мне нужно было уехать и обдумать, пересмотреть свою жизнь. Очень благодарен братии за поддержку и мудрые слова. Все встало на свои места, я расставил приоритеты и скоро еду домой. А на заработанные деньги хочу купить маме новую стиральную машинку», — рассказал уроженец кубанской станицы Алексей.
По словам игумена Герасима, в монастырь сегодня приходит множество страждущих, духовно покалеченных людей. Сюда идут за помощью и утешением в своих проблемах: неблагодарные дети, разрушенные семьи, жестокость близких, зависимость от алкоголя или наркотиков. Идут и с просьбами: о рождении ребенка, выздоровлении родителей, с желанием причаститься или креститься. Люди знают, что в монастырях моление особое, и приезжают сюда со всех регионов юга России.
Листаю монастырские книги для записей, полные выражений благодарности. Кто-то обрел семейное счастье, кто-то — долгожданного малыша, кто-то излечился от тяжкого недуга. «Были всей семьей в монастыре — здесь такая благодать. «
Под сводами подземного храма
Вереница паломников и туристов движется по выложенным плиткой узким дорожкам к горе Фавор. По этой тропе в любое время года приятно идти не спеша, любуясь деревьями с замысловатыми кронами, прислушиваясь к пению птиц. Здесь, у подножия горы, бьет родник Святого великомученика и целителя Пантелеимона, известный своей целебной силой и почитаемый паломниками как христианское чудо. Люди наполняют ею емкости, пьют из стоящих у родника алюминиевых кружек, ставят свечки в часовенке. По свойствам эта вода напоминает крещенскую — она очень долго остается свежей и приятной на вкус. Когда-то чудотворных родников здесь было много, но все засыпали в советское время.
Рядом с источником, сохранившимся на склонах Фавора, две купели, температура в которых одинакова весь год. «Обжигает! Нужно погрузиться в святую ледяную воду с макушкой. Это не для всех просто, но легкость после просто необыкновенная. Какая-то музыка в душе», — с сияющими глазами поделилась эмоциями экскурсантка со Ставрополья Наталья Синицина.
По железной лестнице поднимаемся на вершину горы Фавор, где в начале прошлого века сиял золотыми куполами Преображенский храм. Говорят, звон его колоколов был слышен за версты. Теперь на месте взорванного новый храм. Волшебная красота открывается с вершины горы: простирающиеся вдаль покрытые лесом долины, вершины гор, игрушечные здания обители. И совсем-совсем близко — бездонное синее небо.
Недалеко от источника крутая лестница вниз ведет в глубокую балку, где прячется от глаз посторонних пещерный монастырь, подземные галереи которого проложены в плотном песчанике на глубине 50 м от поверхности плато. Туристы и паломники проходят их в сопровождении экскурсоводов миссионерско-просветительного центра, существующего при обители.
«По одной из версий, пещерные ходы возникли в VIII–X веках, когда, возможно, здесь был имеющий подземные храмы греческий монастырь. По другой, пещеры были вырыты в конце XIX — начале XX века. Спелеологи относят период их возникновения к IX–X векам. Учитывая все мнения, можно сделать вывод, что первые ходы появились в Cредневековье, когда шло строительство древнехристианского храма на горе Физиабго-2. Возможно, здесь укрывались монахи и в эпоху монгольского нашествия, беспощадно сметавшего все вещественные христианские религии», — рассказывает нам местный краевед, учитель географии Нина Костарнова.
Летописец обители монах Прокопий, историк по образованию, который руководит миссионерско-паломническим отделом монастыря и проводит лекции-экскурсии, уверен, что общая протяженность подземных ходов раньше составляла порядка 3 км только под плато монастыря. По его словам, от этого пещерного узла шли в 12 направлениях галереи, по которым можно было, не выходя на поверхность, дойти до станиц в предгорьях республики.
Так или иначе, тайна подземелий древнего монастыря не раскрыта, а гости обители имеют возможность попросить высшие силы о самом сокровенном в большом подземном зале пещерного монастыря, под сводами его храма.
О паломниках и туризме
Вокруг монастыря множество красивейших мест: водопады, пещеры, термальные источники, живописное плато Лагонаки. Руководитель адыгейского отделения Русского географического общества Игорь Огай считает, что все это дает возможности для развития паломнического туризма. Уже обсуждается создание 20-километрового маршрута, благодаря которому туристы любого возраста и уровня подготовки смогут посетить и Свято-Михайло-Афонский монастырь, и другие достопримечательности региона. Для удобства путь можно разделить на этапы, устроив ночевку в палатках.
Игумен Герасим соглашается, что монастырь действительно уникальная площадка как для паломничества, так и для туризма. В его окрестностях можно проложить не только пешеходные, но и конные маршруты — они сейчас набирают популярность.
«Но сегодня законы таковы, что при размещении людей мы должны обеспечить всю необходимую инфраструктуру. Как говорится, плюс-минус одна звезда. А вообще, монастырь сегодня привлекает столько людей, что власти республики дали мне грамоту за развитие туризма. Если бы я был туристическим менеджером, испытал бы счастье», — с улыбкой говорит он.
И объясняет: словосочетание «паломнический туризм» ему не нравится, поскольку в нем пытаются соединить несопоставимые понятия. Приехав в Адыгею для посещения монастыря, паломники действительно могут оценить и красоту кавказских предгорий. И в этом случае элементы туризма — это хорошо. Но люди, посещающие монастырь только как туристы, — это другое.
«Им нужны старцы, которые 75 лет сидели в пещерах в ожидании, когда монастырь отдадут церкви. А мы — не старцы, а люди, рожденные в СССР и избравшие для себя путь духовного развития. Это не терпит суеты. Мы возносим молитвы — о мире, о здравии, и они приносят плоды: люди становятся более добрыми, крепнут семьи, рождаются здоровые дети», — объясняет настоятель обители.
Свечи, мечты и планы
«Часто туристы задают вопрос: с какими словами обращаться к Богу, если не знаешь молитвы. Нас же много таких, выросших в годы атеизма. В таких случаях я отвечаю, что нужно говорить с Богом на языке своей души: не столь важны слова, как светлые мысли. Молюсь о своих близких, а еще — о мире. Помню, как мама тихо шептала возле иконки: «Господи, пусть больше никогда не будет войны. Господи, услышь меня!» — делится эмоциями краевед Нина Костарнова.
Днем в восстановленном Троицком храме не так много людей: прихожане собираются в основном к утренней и вечерней службам. Мы прикладываемся к святыням монастыря, ставим свечи за здравие близких.
И вот уже мы с игуменом Герасимом беседуем за чашкой свежезаваренного чая с горными травами. «Мир без веры, а значит — любви, никогда не построишь. Это была глубокая ошибка советской власти. Сегодня в общей массе народ антирелигиозно настроен. К церкви отношение как к институту потребления: в магазин пошел хлеба купить, а в церковь — свечку поставить, чтобы все было хорошо. Но Бог точно не нуждается ни в свечках, ни в пожертвованиях», — уверен игумен Герасим.
Спрашиваю, о чем мечтает настоятель обители, которой исполняется 140 лет? Он без раздумий отвечает: о профессиональном монастырском хоре (пока по праздникам приходится приглашать воспитанников Кубанского казачьего), о небольшой гостинице для паломников (сейчас места хватает только для десяти человек), о делянке для выпаса коров, чтобы не возить корм для стада за 300 км — из соседнего Краснодарского края.
Из очень важных планов: чтобы основателя монастыря отца Мартирия прославили во святых. Но самое главное — восстановить монастырь как место, куда любой человек может прийти за поддержкой и утешением.
Монастырь
Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
Свято-михайловский мужской монастырь в Адыгее
Монастырь расположен в живописных окрестностях чудесного уголка Адыгеи. Особенно здесь красиво в ясную погоду.
На все четыре стороны открывается изумительная панорама Кавказских гор. Белоснежные вершины Главного Кавказского хребта, плато Лагонаки, Тыбгинского, Чугушского и горных узлов отсюда видны как на ладони. Полюбоваться этой красотой природы ежегодно приезжают тысячи туристов из различных уголков России.
Привлекает сюда любителей туризма и конноверховое катание, проживание в старинных монастырских кельях, отдых в баре, оборудованном в подвальных помещениях сохранившейся монастырской трапезной, подъем на высокую смотровую башню.
Здесь большой выбор небольших туристских маршрутов: к гипсовым пещерам, к искусственным монастырским прудам Порошки, в каньон реки Фарс, на скалы Верблюд и Галкину, на Гавришеву поляну, к пещере Фарсовской и дольменам, в карьер, на реку Шушук.
Более протяженные и интересные маршруты проложены от турбазы «Романтика» по долинам рек Фарс, Губе, Дах, Кизинка. Среди них походы к станице Новосвободной, к старой часовне, месту встречи делегации адыгов и царя Александра II в. период окончания Кавказской войны, к пещере Будкова, в которой есть несколько ярусов и множество запутанных лабиринтов, к дольменам на горе Богатырка (их насчитывается более 250), к дольменам на реке Кизинка, к древним крепостям реки Губе и горы Гурмай.
Народная молва донесла до наших дней фантастические рассказы о протяженности гор Физиабго. О том, что они раньше прорезали хребет и гору Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности. Монахи тщательно оберегали свои святыни. У них под землей находились большая библиотека, иконописная мастерская, хранилище святых мощей.
От подземного зала в восточном направлении отходит ветвь. Она разделяется еще на два самостоятельных хода, которые заканчиваются песчаными завалами. пытался эти подземные ходы расчищать. По ним можно еще проползти несколько метров. Но везде, где можно пройти, видно, что они имеют продолжение в глубь.
Кто знает, может, когда-нибудь найдутся энтузиасты, которые займутся расчисткой подземных ходов монастыря и докопаются до тайн, скрытых от нас глубоко под землей.
Система подземных ходов Свято-Михайловского монастыря очень схожа со знаменитой системо Киевско-Печерской лавры. «Печеры» с украинского — подземные ходы монастыря. Они уникальны и широко известны не только в Украине, Белоруссии и России, но и далеко за рубежом. Они оборудованы нишами, в которых хранятся мощи святых, древние церковные книги, иконы, нательные кресты и предметы церковного культа. За порядком в печерах наблюдают монахи. Печеры освещены электричеством.
Территория монастыря максимально ухожена; здесь царит тотальное спокойствие, тишина и красота. На территории также есть святой источник, где вы можете запастись святой водой, там же оборудована и купель, в которой при желании можно искупаться. Лучше всего ехать к монастырю весной и осенью: в эти сезоны там царит совершенно особенная атмосфера. Летом подъем может быть жарковат, но в целом, скорее всего, вам также будет вполне комфортно. Зимой впечатление может быть не столь ярким, но вероятно, вам также понравится.
А помимо всего прочего, многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики! Поэтому эстетические впечатления вполне можно закрепить гастрономическими удовольствиями.
Дорогие друзья вы всегда можете попросить нас организовать экскурсию для Вас в этот прекрасный монастырь. Удаленность от базы Даховская Слобода в пределах 30 км. И мы с& радостью поможем Вам в этом. Ждем Вас!
Станислав Васильев
Рекомендует…
Свято-Михайловский, Афонский мужской монастырь – фото, как добраться, карта
Михайловский монастырь в Адыгее – загадка и тайна истории
Отдых в Адыгее доставляет удовольствие круглый год. Даже в зимнее время тут есть чем заняться. Провести время интересно, активно, познавательно есть возможность на многочисленных достопримечательностях края. Например, посетить полный загадок и тайн Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
Свято-Михайловский монастырь
Расположение
Между поселками Каменномостский и Победа (ближе к Победе) расположен удивительный туристический комплекс. Он находится на горе Физиабго, вдоль и поперек изрезанной многочисленными подземными ходами и пещерами.
Эти места стремятся посетить не только паломники, но и простые туристы, предпочитающие совмещать развлечения с культурной программой, в процессе которой любоваться памятниками архитектуры, истории, не безразличных ко всему прекрасному. Узнавать больше интересного о крае, в котором находятся. Кстати, прямо на территории монастыря есть отличная база отдыха.
Жилье посуточно в этих краях
Каменномостский
Мы с женой и друзьями жили на турбазе “Лаго-Наки” (отличная турбаза с вкусными завтраками)
Особенности монастыря
Многие паломники приравнивают Михайловский монастырь к знаменитой Киево-Печерской лавре. Под ним также огромное количество подземных ходов, в которых ранее находились объекты значимые для монахов. Сегодня от них мало что осталось.
На территории постройки разных времен, многие древние сооружения были разрушены. На их месте появились новые строения. Все максимально гармонично и красиво. Архитектурная композиция удивительная, неповторимая и действительно особенная.
Свято-Михайловский монастырь
Среди старых зданий уцелел главный корпус монастыря, а также Трапезная, отдельные постройки хозяйственного назначения. В принципе отличить новые сооружения от древних не составит труда, даже людям, плохо разбирающимся в строительстве.
Недалеко от монастыря находится святой источник Пантелеймона Целителя. К нему съезжается огромное количество туристов, чтобы набрать воды, обладающей целебной силой. Некоторые граждане даже набирают по 5 – 7 пяти литровых баклажек «живой воды». Тут же есть и купель с родниковой (очень холодной) водой. По приданиям кто в нее окунется избавиться от многих недугов.
Хоть монастырь и мужской, посетить его могут представители и женского пола. Им на входе предлагают покрыть голову платком, а на брюки одеть юбку. Все это совершенно бесплатно, ведь святое место. Кстати, если пойдете к источнику не упустите возможность полюбоваться величественным горным хребтом. На смотровую площадку ведет дорожка, сворачивающая влево от тропы к источнику.
Важно: собираясь посетить источник Пантелеймона целителя, отправляйтесь сюда как можно раньше. В противном случае будете долго стоять в очереди. Людей тут всегда много. Зимой конечно меньше, но все же. Все это конечно очень интересно, но не меньший интерес вызывают исторические факты создания и развития главной достопримечательности Адыгеи.
Свято-Михайловский монастырь
История развития
Планирование строительства комплекса для верующих людей в этих краях началось еще в 1864 году. Тут было много казачьих станиц, верующих людей, но не было финансовой возможности построить и содержать храм. Правители Ставропольской епархии задумалось, где размещать сектантов, старообрядцев и так далее. Жители шести станиц и поселков горной полосы Закубанья решили самостоятельно собрать нужные средства, для возведения храма и места проживания для священника.
Планировалось выплачивать священнослужителю сто рублей пособия, а также ежегодно нанимать ему вестового. Но только в семьдесят четвертом году позапрошлого века епископ Герман попытался создать Свято-Михайловский монастырь. Крестьянин И. Трубин вместе с мещанином из Харькова И. Безверховым попросили разрешение основать около станицы Царской пустыню монахов. Эти два человека вели духовное, нравственное существование, служили церкви. Они стремились к ионической жизни, потому и прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь.
В то же время их как магнитом манило в Кавказские горы, наповал сражавшие своей красотой и величием. Именно они уверили в необходимости сооружения монастыря. При этом, эти воистину великие люди, понимали, что самостоятельно им данный вопрос не решить. Поэтому и пришли к станичникам за подмогой. Естественно получили положительный ответ.
Люди, проживавшие на территории Даховской, Севастопольской, Царской станицы и поселка Каменномостский, приняли решение отдать в дар 270 десятин своих земель. А верующие люди из Царской передали еще не построенному храму молитвенный дом. Одним из главных достоинством подаренных земель, было их высокое плодородие.
Свято-Михайловский монастырь
Подготовка к строительству длилась целых два года, но в процессе выяснилось – возводить какие-либо сооружения на этих землях нельзя. Потому что находилось во владении станичников, и не могло быть передано третьим лицам. А ведь люди уже были настроены на возведение великого храма, на территории которого еще и планировалось открыть школу для местных детей. Деньги и материалы есть, станичники готовы были принимать активное участие в строительстве.
Но в связи с запретом на сооружение святыни и пожертвования и ценности пришлось передать походной церкви Трухмянского пристава. Несмотря на отказ, идея строительства монастыря не угасла. В 77 году позапрошлого столетия снова было подано прошение наместнику Кавказскому о выделении 350 десятин земли станичников (на г. Физиабго) для строительства монастыря.
Весной этого же года, разрешение было получено и уже осенью, строительство Свято-Михайловского монастыря началось. Длилось оно чуть меньше двух лет. Было завершено весной 1879 года. Правда, за это время построили только первый храм, названный в честь Архистратига Михаила. Некоторое время он служил обителью монахов и местом проведения служб.
Еще один храм, сооруженный в честь А. Невского, открылся только через три года. А спустя еще четыре года возвели самый крупный и величественный храм – Успенский собор. Он был настолько велик, что свободно мог вместить одновременно до 1000 прихожан.
Свято-Михайловский монастырь
Со временем старцы стали обустраивать на г. Шахан кельи. Монахи построили на г. Физиабго храм Преображения Господня. А двое из них, почему-то считавших себя грешными людьми, вырыли ходы в недрах горы. Примерно в это же время была открыта церковная школа. Тут развернулась бурная деятельность.
Были построены ферма и скотный двор, сапожная и даже швейная мастерская, не говоря уже о прачечной и красильной. Была тут и своя кузня, больница, метеостанция и завод по производству алебастра. Монахи спокойно жили и трудились вплоть до гражданской войны. По ее окончанию, землю, инвентарь и постройки конфисковали.
В начале двадцатых годов прошлого века вообще сделали дом отдыха, а потом организовали коммуну. В то же время монахи тут смогли прожить до 28 года прошлого столетия. После монастырь закрылся уже официально, а всех обитателей распустили.
В ВОВ закрыли и базу отдыха, а на его месте обустроили дом людей с ограниченными возможностями. В сорок четвертом году власти вообще решили тут сделать ДТК (детскую трудовую колонию). Через два года был уничтожен Успенский собор, оставшийся материал использовали для строительства учебного заведения. В этом же году был уничтожен и хр. Преображения.
Свято-Михайловский монастырь
В шестидесятые годы прошлого века, колонию отсюда убрали. А уже в 72-м, на территории Свято-Михайловского монастыря открыли базу отдыха для туристов «Романтика». Борьба за возвращение строений и земли православной церкви началась только в начале девяностых годов прошлого века и продолжалась более десяти лет. Окончательная передача Михайловского монастыря состоялась только в начале нашего века, в 2003 году. С тех пор и началось восстановление разрушенных объектов, точнее, строительство новых храмов.
Чем интересен монастырь сегодня
Самое популярное место – Свято-Троицкий храм (переживший все вышеописанные события) это одно из крупнейших строений. Стоит также посетить храмы Успенский и Архангела Михаила. Еще одной местной достопримечательностью считается братская могила людей с ограниченными возможностями, убитых фашистами.
Не меньший интерес вызывают еще не до конца восстановленные сооружения: хр. Успения, Св. Александра, трапезная и дом, принимающий странников. Многие туристы, особенно паломники, стараются обязательно посетить склеп архимандрита Мартирия.
В окрестностях Свято-Михайловского монастыря также есть чем заняться. Это и конные прогулки, и посещение пещер, по пути к горе Физиабго. Подъем на гору, наслаждение панорамой. Те туристы, у которых времени достаточно, часто отправляются еще к реке Фарс, знаменитой своим каньоном.
Свято-Михайловский монастырь
Кстати, для паломников предусмотрена гостиница на 80 номеров, правда, по некоторым данным временно размещение в ней невозможно. В то же время в паломническом центре организовываются экскурсии в пещеры созданные человеческими руками, к монашеским озерам, Успенским кельям и к часовне царя Александра II.
Как добраться (доехать) до Свято-Михайловского монастыря
Вначале необходимо добраться до п. Победа. Сделать это можно на автобусе, идущим из Краснодара, через поселок Каменномостский. На машине доехать до Михайловского монастыря можно через Майкоп, в сторону Каменномостского. На въезде в поселок вас встретят указатели до святых мест. Так что заблудиться вряд ли получится. Тем более, если следовать координатам. Точные координаты и карта внизу страницы.
Адрес: район Майкопа, п. Победа, п/о Веселый, улица Родниковая 5.
Так же есть возможность связаться по телефону с отцом Варлаамом: 8 928 2682660 или отцом Михаилом по номеру 8 928 4660358.
Фото внутри
Точное место на карте, GPS координаты: 44°17’24.3″N 40°19’05.4″E (44.290095, 40.318172)
Свято-Михайловский Афонский монастырь воистину является главной достопримечательностью Адыгеи. Я бы рекомендовал посетить его каждому туристу, проводящему время в п. Каменномостский и его окрестностях. А если вы уже были тут, порадуйте читателей и меня, описав свой опыт в комментариях.
Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.