городки обучение техники метания городошной биты
Первые шаги в обучении детей и взрослых игре в городки
ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.
Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.
Цель игры – бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков – цилиндрических столбиков. Главная задача – затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.
Размеры площадки («город») для взрослых – 2х2 м;расстояние от места бросков: дальнее («кон») – 13 м, ближнее («полукон») – 6,5 м; длина городков – 20 см, диаметр их – 4,5-5 см; длина биты – не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.
Бросок считается потерянным,если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек, на подготовку для броска.
Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста.
Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.
Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры.
Техника броска биты состоит из следующих элементов:
хват или держание биты за ручку;
выброс или финальное усиление.
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты.
Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма. Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором.
Для дошкольников «город» имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры «заборчик». В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга
Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.
Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).
При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в просторном помещении.
Моё маленькое хобби История возникновения вышивки уходит в глубь веков. Вот и в нашей стране вышивка имеет давнюю историю. ею украшали одежду, обувь, конскую.
Символ мудрости и плодородия Символ мудрости и плодородия Упоминание о змее часто встречается в мифах, сказках и легендах разных народов. Этот древнейший символ.
План-конспект внеурочного занятия «Обучение технике броска городошной биты»
Лариса Крюкова
План-конспект внеурочного занятия «Обучение технике броска городошной биты»
План-конспект занятия
“Обучение технике броска городошной биты”
Задачи занятия:
Образовательные: Обучить броску биты (замах-разгон-выброс).
Оздоровительные: развивать координационных способностей и физических качеств (согласованности действия мышечных групп при броске биты, ориентации в пространстве, ловкости и гибкости).
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма при освоении игры в городки.
Оборудование и инвентарь:2 комплект для игры в городки (биты + городки, гимнастические палки.
Место проведения: спортивный зал ГБОУ Школы 2122
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока
— на внешнем своде стопы;
-на внутреннем своде стопы;
— перекатом с пятки на носок.
— приставными шагами левым и правым боком;
ОРУ с гимнастической палкой 8 мин.
— поднять биту вверх – вдох
— хват палки за середину; руки сверху, бита внизу
— поднять палку до уровня плеч, круги битой вправо-влево-
-палку держать вертикально перед собой;
-хват правой рукой посередине 6 – 8 р.Темп: быстрый
-передача палки спереди – сзади
— палка внизу на вытянутых руках; ноги на ширине плеч
-поднять палку вверх – вдох;
-поднять согнутую в колене ногу и опустить на нее палку – выдох;
-палка на полу, ноги на ширине ступни (стоя сбоку от биты) 10 – 12 р.темп: быстрый
Прыжки через палку вправо – влево
Напомнить правила поведения на площадке.
А) Первые номера – берут биты.
Номера меняются по кругу (1-ые номера идут устанавливать городки, 2-ые подбирают биты)
1. Хват.Биту держат двумя способами: ладонью вниз (большой палец вытянут вперед по направлению кисти) или ладонью вверх (три пальца прижаты к подушке кисти большим пальцем).
2. Исходное положение (стойка)
Замах — выведение центра тяжести биты на исходную позицию для начала разгона, группировки игрока.
Разгон — поступательное и вращательное движение своеобразной системы «городошник — бита».
5. Выброс биты
Выброс биты — хлесткое движение и кисти, и руки от плеча, чтобы обеспечить бите ускорение и скорректировать плоскость ее вращения.
Выброс биты — это последняя, и самая ответственная фаза броска. Выброс начинается в момент, когда начинают торможение плечевые суставы.
Отработка стадий броска с 3-х метров
Отработка бросков биты с 4-х метров
Отработка бросков биты с 6,5 метров.
1.Собрать инвентарь : биты и городки.
2. Организованный выход с городошной площадки.
Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.
Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.
Перспективный план по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Обучение детей пересказыванию» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год на тему: «Обучение детей пересказыванию.» (старшая группа) Актуальность темы:.
План-конспект интегрированной ООД по нетрадиционной технике рисования (манной крупой) «Первые весенние цветы» лан-конспект интегрированного ООД по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования (разноцветной манной крупой).
План-конспект интегрированного занятия «Медведь на льдинах» План-конспект интегрированного занятия «Медведь на льдинах». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное.
План-конспект образовательной деятельности по рисованию в технике монотипии «Волшебство красок» (старшая группа) План-конспект образовательной деятельности «Волшебство красок» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Старшая группа Образовательные.
Самоанализ внеурочного занятия по математике «Думай. Решай. Смекай» в 3 в классе Тема занятия: Думай. Решай. Смекай. Цель занятия: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование.
Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.
Игры с элементами спорта. Городошный спорт
Описание:
ГОРОДКИ – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.
Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища.
Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В.Суворов, преобразователь России – царь Петр I, Николай II.
Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них – академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В.Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.
Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват – конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний – граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий – ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе. Подводящим упражнением является обучение броску в горизонтальную цель способом снизу от себя. Процесс обучения проводится в игровой форме, и называется «Пирожок для бабушки».
Метание проводится в обруч мешочком с песком весом 150 г, с небольшого расстояния (рис.1).
Мешочек лежит на ладони прямой руки, большой палец врозь, удерживает мешочек сверху. Бросок выполняется замахом снизу от себя.
В младших и средних группах во время метания обращается внимание на исходное положение (стойка): левая нога впереди, правая сзади, мешочек в правой руке (для правши), для левши – наоборот. Расстояние до обруча увеличивается до 2-3 м (рис.2).
Внимание детей обращается на то, что заступать за линию или наступать на неё нельзя.
В старших и подготовительных группах обучение игре проводится на открытой городошной площадке. Обучение начинается городками и битами из пластика (рис.3).
С освоением элементов техники игры, правил и навыков владения инвентарём, обучение продолжается игрой в деревянные городки (рис.4).
Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором (рис.5).
Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.
Все действия детьми выполняются только по команде: «Можно взять биту», «Можно выполнить бросок», «Собрать биты» и пр.
Для дошкольников «город» имеет размеры 1,5х1,5 м. Обучение игре начинается с выбивания фигуры «заборчик». В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10-15 см друг от друга (рис.6).
Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству.
Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку) (рис.7).
Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.
Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе (рис.8).
Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты (рис.9).
При переходе на обучение игре деревянными городками, из них строятся фигуры (рис.10):
Плакат с изображением городошных фигур, должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения (рис.11).
При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона (рис.12).
Закрепление навыков техники и элементов игры проводится только пластиковыми городками на учебных занятиях, проводимых круговым поточно-дифференцированным методом на одной из тренировочных зон (рис.13).
Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх.
Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей.
Цель: научить на точность метать палку
Задачи:
— меткость метания биты в цель,
— построение фигур.
Техника броска
Техника броска биты состоит из следующих элементов:
При «глубоком» хвате конец ручки биты расположен за пределами кисти, что ограничивает её хлестообразное действие в момент выброса. Игроки же, практикующие хват « в замок», демонстрируют лучшее владение битой, так как кисть у них менее закрепощена, а значит, им легче корректировать плоскость вращения, легче осуществлять центровку биты относительно фигуры. Это оптимальный вариант хвата.
Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится под углом 30-45 градусов (по отношению к передней планке) перед отметкой основного места (место, с которого планируется полный разворот биты перед фигурой). Стопа левой ноги развёрнута под большим углом и расположена с небольшим смещением влево на расстоянии 15 см от правой пятки. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, на сколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Плечи опущены и максимально расслаблены. Правая рука согнута в локтевом суставе под углом 90 градусов, локоть слегка прижат к туловищу, предплечье фиксировано и в таком положении остаётся до момента выпуска биты в цель. Левая рука удерживает биту снизу на удобном расстоянии от правой руки. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.
Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе, кисть доходит до осевой линии направления броска, а комель биты несколько дальше – через низ.
Разгон биты
Начало разгона совпадает с моментом движения левой ноги в шаге и поиска ею опоры. Туловище при этом подаётся несколько вперёд, полностью разгибая руку и увлекая за собой биту. Далее, почувствовав опору левой ногой, выполняется мощный, но не очень резкий толчок правой ногой с одновременным рывком предплечья и локтя в сторону – назад. Вес тела переносится на левую ногу, правая нога подтягивается, удерживая равновесие системы. В момент толчка правое бедро и таз поворачиваются против часовой стрелки, обгоняя движение плечевого пояса и закручивая позвоночный столб. Заканчивается бросок выбросом биты.
Выброс
После того, как крутящий момент передался через позвоночный столб на плечевой пояс и скорость плечевой оси достигла предела, начинается торможение верхнего звена с последовательным его обгоном: плечом, предплечьем, кистью и комлём. При последовательном торможении частей руки от плеча к кисти и натягивании биты на себя, центр тяжести биты резко набирает максимальную скорость уже по отношению к кисти, т.е. бита увеличивает линейную и угловую скорость за счёт торможения кистью ручки (резко уменьшается радиус раскрутки). Выпускается бита в точке траектории Ц.Т., через которую проходит касательная в нужную точку на фигуре (для центрового удара). Туловище в фазе разгона и выброса незначительно наклонено в сторону биты, левая нога в момент выброса выпрямляется полностью. Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой.
Техника игры
Основным элементом игры являются броски биты в цель. Они могут производиться, главным образом, с места.
Прежде чем произвести бросок биты, игрок обычно занимает следующее положение: став лицом к своему городу, выставляет левую ногу вперед (при броске с правой руки), а правую отставляет назад приблизительно на ширину плеч, причем носок левой ноги находится почти на одной линии с каблуком правой; центр тяжести тела — на обеих ногах. Из этого положения выполняется замах: рука с битой движется по дуге вниз-назад, центр тяжести тела переносится на правую ногу. Затем бита выносится вперед, центр тяжести тела переносится на левую ногу, правая нога одновременно выпрямляется, и бита выпускается из руки. Описанное исходное положение не является каким-либо каноном, в нем, конечно, будут иметь место индивидуальные отклонения.
Новички и женщины часто бросают биту не через сторону, а из-за головы, что представляет значительную ошибку, так как бита в этом случае не имеет ровного вращения и, приземляясь, соприкасается с бетоном одним из своих концов. Правильный бросок всегда производится через сторону совершенно выпрямленной или полусогнутой рукой. При первом способе рука остается выпрямленной как в момент замаха, так и при выносе биты (рис. 2), во втором — она полусогнута (рис. 3).
Удары битой с кона выполняются игроками различными способами в зависимости от расположения городков выбиваемой фигуры, но цель всегда преследуется одна: выбить одним ударом наибольшее количество городков. Способы выбивания городков в фигурах можно разделить на несколько групп (рис. 6).
1-я группа — «пушка», «колодец», «аэроплан». Эти фигуры сравнительно легко выбиваются лобовым ударом. Незначительные недолеты бит (10—15 см) и перелеты не больше чем на толщину городка (4—б см) допускаются. Более далекие недолеты и перелеты, а также недоразвороты и переразвороты бит ведут к развалу фигуры, подкатыванию городков к штрафной линии или полному промаху. Уводы бит в стороны также приводят к развалу городков.
2-я группа — «стрела», «рак», «ракетка». Фигуры этой группы выбиваются плотным лобовым ударом. Допустимы незначительные недолеты и уводы бит в стороны. Но зато опасны даже небольшие перелеты, особенно с недоразворотом или переразворотом, что неизбежно ведет к развалу городков.
3-я группа — «звезда», «вилка», «серп». Эти усложненные фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при ее полном развороте. Допустимы незначительные недолеты биты, но при них она должна скользить по бетону. Небольшие недоразвороты и переразвороты также возможны. Однако выбивание фигур этой группы способом недоразворота и переразворота биты представляет большую тонкость и практически удается лишь игрокам высокого класса.
4-я группа — «артиллерия», «коленчатый вал». Эти фигуры выбиваются лобовым ударом, центром биты при полном ее развороте. В то же время допускаются небольшие недолеты (10—15 см) и перелеты (3—5 см). При большом недолете с последующим взлетом биты от фигуры «артиллерия» остается два крайних лежачих городка, а «коленчатый вал» разваливается совсем. Недоразвороты и переразвороты бит также ведут к развалу фигур»
6-я группа — «закрытое письмо». Это самая трудная и решающая фигура. По правилам игры вся она, сначала центральный городок — «марка», а потом и другие городки, должна выбиваться только с кона.
Но «марка» кладется на расстоянии одного метра от лицевой линии города, и выбить ее с прицельной позиции, выработанной на городок, который в других фигурах лежит на лицевой линии, невозможно.
Поэтому для успешного удара с полным разворотом биты необходимо отходить назад или, наоборот, приближаться к передней линии кона. Если у игрока выработана стойка в глубине кона, то ему следует подойти на 1 м к передней линии кона. Если же в основной стойке игрок располагается у передней линии кона, то, выбивая «закрытое письмо», для сохранения полного разворота биты он должен на 1,5—2 м отойти вглубь кона.
После «марки» выбиваются городки, обычно попарно, которые лежат в углах города. Чтобы выбить городки, лежащие в правой стороне города, нужно отойти от места своей основной стойки на 20—30 см, а чтобы выбить городки, лежащие в левой стороне города, нужно наоборот, подойти к передней линии кона на 20— 30 см.
Броски с полукона. Необходимые условия при ударе с полукона — правильный разворот биты в лобовое попадание. Для достижения этого игроки делают следующее: ставят городки на лицевую линию города, производят броски с передней линии полукона и смотрят, как развертывается бита при лобовом ударе. Если разворот неправильный (см. рис. 4 и 5), игрок путем отхода и подхода с места стойки может найти такое место для броска, чтобы бита ложилась параллельно лицевой линии города. Это расстояние от места стойки до лицевой линии города является для игрока основным при всех прочих ударах, когда выбиваемый городок лежит не на лицевой линии города, а ближе — в пригороде.
Если же городок оказывается, в центре города или у задней его линии, сохранять выбранное расстояние уже не представляется возможным, так как по правилам игрок не имеет права переступать линию полукона и приближаться к откатившимся городкам. Тогда приходится пользоваться следующим расчетом: установлено, что при броске средней силы бита делает в полете на 6,5 м приблизительно два полных оборота, значит один оборот на расстоянии 3 1/4 м, а полуоборот — на расстоянии 15/8 или приблизительно — на 1,5 м. Зная это и учитывая изменение указанных цифр в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, можно определить расстояние, с которого бита в конечном итоге при приземлении соприкоснется с городками полным разворотом.
Предположим, что городок лежит в центре города. Следовательно, расстояние до него от передней линии кона будет равно 7,5 м. В броске с такого расстояния бита не сделает полного разворота. А вот в броске с 8 м она сделает в полете 2,5 оборота и ударит в цель при полном развороте. Но чтобы бросить биту с 8 м, нужно отойти от передней линии полукона назад на 50 см. Если же городок лежит около задней черты города, то расстояние от него до передней линии полукона равно 8—8,5 м. Значит, в этом случае снова можно выполнять бросок биты, став непосредственно у передней линии полукона. Правда, в практике часто можно наблюдать, что с 8 м бита не ложится в цель с полным разворотом, но это уже объясняется тем, что обороты биты с увеличением расстояния становятся медленнее.
В заключение необходимо заметить, что все броски независимо от того, делаются ли они с кона или с полукона, должны выполняться с одинаковой силой и с соблюдением расстояния, позволяющего бите полностью развернуться. Бросок должен быть произведен ритмично, без ослабления или усиления и без резких рывков, — только тогда полет биты будет ровным и ее разворот в момент соприкосновения с площадкой полным.