госзакупки официальный сайт обучение

Какие курсы госзакупок выбрать?

Обучение госзакупкам – переподготовка по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В 2021 году еще больше компаний расширят сферы своей деятельности участвуя в электронных торгах. Как следствие на рынке появилось большое количество предложений с обучением тендерных специалистов.

Курсы госзакупок

Когда встает вопрос о выборе курсов по госзакупкам, то от разнообразия предложений разбегаются глаза. Помимо того, что различается стоимость курсов, их длительность, программа, полнота подаваемого материала. Так еще и много компаний чьи компетенции в сфере закупок малы, они зарабатывают лишь на продаже курсов, за частую низкого качества.

Ситуацию усугубляет то, что многие организации предлагают диплом после прохождения курсов, при этом лицензии на ведение образовательной деятельности они не имеют. Потратить время, деньги, получить не котирующийся диплом и поверхностные знания – на самая хорошая перспектива.

К кому пойти учиться?

На что обратить внимание при выборе курсов по госзакупкам и как разобраться где настоящие эксперты, а где поверхностные знания?

Если вы только начинаете свой путь в госзакупках, то для начала нужно ответить себе на несколько вопросов:

Чем меньше областей охватывает курс тем он более детальный, вы будете более сосредоточенны на одной теме. Такой курс более качественный.

Например: Вы можете купить один курс для заказчиков и поставщиков, но вряд ли вам одновременно потребуется быть в двух ролях одновременно. Если к тому же такой курс проходит по экспресс программе, то и знания после его прохождения будут довольно посредственные.

На основе основных параметров мы составили рейтинг по десяти популярным компаниям предоставляющие обучение в сфере госзакупок.
Для тех кто не хочет читать подробности сразу открывайте рейтинг школ внизу статьи.

Источник

Бесплатное дистанционное обучение госзакупкам с нуля: что это за обучение, что оно в себя включает и где его пройти?

Наше государство заинтересовано в развитии сферы закупок, потому что таким образом получается закупать товары, работы и услуги напрямую от поставщиков и исполнителей по привлекательной цене. Соответственно, деньги сюда выделяются стабильно и немалые.

В последние годы вырос спрос на обучение госзакупкам, особенно остро на это повлияла пандемия, когда людям пришлось переходить на «удаленку». В классическом понимании невозможно обучиться на профессию специалиста по тендерам, так как нет вузов, специализирующихся на этом направлении. Сейчас существует множество онлайн-школ, которые предлагают свои услуги по подготовке кадров. О том, как правильно выбрать подходящую для себя школу, какие критерии учитывать, на что обращать внимание в первую очередь, расскажем в материале.

Что такое госзакупки и зачем нужно им обучаться?

Среди участников закупок прижилось более популярное слово – «тендеры». По сути, госзакупки и тендеры – это одно и то же, а в лингвистическом понимании являются синонимами. Это прибыльная и востребованная ниша для тех, кто хочет обучиться профессии тендерного специалиста или задействовать в своем бизнесе новый источник продаж.

Государство строго контролирует данную сферу, о чем говорят постоянно обновляющиеся законы и НПА. Благодаря торгам, получается хорошо следить за целевым использованием бюджетных средств, пресекать «серые» схемы между сторонами, обеспечивать здравую конкуренцию между участниками.

Заказчики не могут просто так взять деньги и приобрести необходимый товар или заказать услугу у бизнеса. По закону они обязаны осуществить закупку с соблюдением всех требований и этапов и провести торги на электронной торговой площадке (ЭТП).

Официальным сайтом, где размещаются все лоты от заказчиков, является Единая информационная система (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru. Это бесплатный ресурс, с которым могут ознакомиться все желающие лица, понять как все устроено, почитать конкретную документацию. На сайте опубликованы не только будущие закупки, но и мероприятия, которые уже завершены. Эта информация позволяет произвести полноценный анализ заказчика и конкурентов, чем активно пользуются опытные исполнители. Новичкам тоже следует взять этот метод себе на вооружение.

Несмотря на огромную популярность госзакупок, здесь найдется место для каждого заинтересованного лица, желающего заработать на данном направлении. Согласно отчету ЕИС от 30 декабря 2020 г. по итогам прошедшего года на сайте было:

госзакупки официальный сайт обучение

Да, цифры внушительные, но не все закупки были реализованы в полном объеме.

Причины этому разные:

Как видим, не хватает опытных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Именно поэтому госзакупкам следует обучаться, чтобы понимать правила, по которым они работают. Нужно правильно подходить к выбору онлайн-школы. На этом рынке можно встретить довольно много предложений, но не каждое из них будет качественным. Хороший курс должен сформировать знания, умения и навыки, которые позволят профессионально участвовать в закупках и не допускать ошибок:

Преимущества обучения и можно ли научиться участию в госзакупках самостоятельно?

В интернете находится целый океан информации по госзакупкам. Новичку будет сложно разобраться в таком объеме, систематизировать найденный материал, разложить сведения по полочкам, увидеть только самое необходимое. Самостоятельное изучение потребует от вас много сил и времени. Некоторые люди опускают руки уже на этом этапе, потому что у них не получается сориентироваться в многообразии статей, роликов и т.д. Онлайн-школы же тем и хороши, что в них работают опытные преподаватели-практики, которые разрабатывают учебную программу в соответствии с особенностями сферы госзаказа и предлагают только качественную информацию «без воды». При выборе курса главное – не ошибиться, потому что многие школы подходят к своей работе формально и не дают тот результат, который от них ожидают.

Большинство школ сегодня ориентировано именно на заказчиков и переподготовку их сотрудников. Законодательство обязывает заказчиков отправлять своих специалистов на повышение квалификации. Минэкономразвития и Минобрнауки разработали Методические рекомендации по осуществлению дополнительных профессиональных программ в области госзакупок. Для специалистов госзаказа рекомендовано 108 часов обучения в рамках повышения квалификации. Этот объем может быть снижен на 40 часов, если руководителем контрактного отдела или контрактным управляющим является руководитель заказчика.

Гораздо меньше онлайн-школ предлагают обучение для поставщиков. Такие курсы имеют свою специфику, так как направлены на подготовку тендерных специалистов и сотрудников организаций поставщиков, участвующих в торгах.

Какие преимущества вы получаете после обучения:

Необязательно, что профессия тендерного специалиста станет для вас основным источником дохода. Оказывать помощь бизнесу можно в качестве небольшой подработки. Названные услуги можно оказывать дистанционно, то есть ваш клиент может находиться в любой точке России.

С чего начинать новичку?

Перед тем как проходить обучение в онлайн-школе, можно самостоятельно изучить некоторые моменты, чтобы понять, подходит ли вам эта деятельность.

госзакупки официальный сайт обучение

Все участники закупок должны быть зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на 8-ми федеральных ЭТП (после регистрации в ЕИС происходит автоматическая аккредитация на каждой площадке).

В разделе «Документы» на главной странице сайта можно ознакомиться с документами, касающимися госзакупок: кроме 44-ФЗ существует еще Гражданский Кодекс, Бюджетный Кодекс, Конституция, письма и разъяснения различных ведомств.

госзакупки официальный сайт обучение

3. Квалифицированная усиленная электронная подпись. Для регистрации в ЕИС и непосредственного участия в торгах вам потребуется такая подпись. Ее можно заказать в одном из уполномоченных Удостоверяющих центров. Стоимость начинается от 3 000 руб. Сама ЭП – это цифровой ключ с информацией о владельце, записанной на USB-носитель/рутокен. Также с помощью нее вы будете осуществлять различные операции на ЭТП и подписывать контракт с заказчиком.

4. Статус участника. Для участия в тендерах нужно будет оформить правовой статус – ИП или юрлицо. Закон не запрещает участвовать в закупках и физлицам, но объем процедур для них крайне мал. К тому же заказчики неохотно сотрудничают с физлицами, так как им приходится отчислять за них 13% НДФЛ. Рекомендуем новичкам принимать участие в качестве ИП, потому что процедура оформления и дальнейшего предоставления отчетности более простая.

5. Спецсчет. Участнику закупок нужно будет открыть спецсчет для закупок. Спецсчет – это не то же самое, что расчетный счет, он нужен только для участия в тендерах. На нем «замораживаются» деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки. Потом эти средства будут возвращены участнику. Выбирайте банк, который предоставляет услуги по открытию спецсчета. Лучше иметь спецсчет и расчетный счет в одном банке, чтобы упростить себе жизнь.

Критерии лучшей онлайн-школы для обучения госзакупкам

При выборе онлайн-курса рекомендуем обращать внимание на следующие характеристики:

Все эти критерии реализованы в нашей онлайн-школе для поставщиков «Азбука тендеров». Если вам интересно это направление, и вы хотите научиться участвовать в госзакупках самостоятельно или оказывать услуги бизнесу на вознаграждение, то приглашаем вас на бесплатный марафон для специалистов по госзакупкам. Во время обучения вы освоите азы профессии и сможете заработать свои первые деньги на тендерном сопровождении.

Преподаватели курса:

Андрей Плешков – в сфере госзакупок с 2002 года (сначала со стороны заказчика, затем со стороны поставщика):

Евгений Бобышев – опыт работы в госзакупках с 2007 года:

На бесплатном курсе вы узнаете, кто такой специалист по тендерам, и почему бизнес нуждается в его помощи, как стать профессионалом своего дела, виды тендеров, обзор поисковых сервисов по закупкам, как зарабатывать на тендерном сопровождении и презентовать себя работодателям и многое другое.

Источник

Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе

госзакупки официальный сайт обучение

Статья для тех, кто только начинает знакомство с Контур.Школой и хочет попробовать, как устроено обучение на вебинарах и курсах. Расскажем, как бесплатно получать знания и электронные сертификаты

1. Как смотреть бесплатные вебинары про госзакупки

Вебинары по торгам проходят в Контур.Школе каждую пятницу с 10:00 до 11:00 по мск. Один вебинар в месяц бесплатный. Чтобы его посмотреть, вам нужно:

2. Как бесплатно смотреть записи вебинаров

Какие видеозаписи можно посмотреть прямо сейчас

3. Как бесплатно пройти онлайн-курс про госзакупки

Приглашаем вас на пробный дистанционный курс «Отдельные вопросы по контрактной системе в сфере закупок». Мы еще называем его демокурс. Здесь все, как в больших программах повышения квалификации и профпереподготовки в Контур.Школе:

госзакупки официальный сайт обучение

Программа демо-курса:

Вводный урок: регламент обучения в Школе, правила тестирования и получения сертификата.

Общие предписания к осуществлению закупок: процедура определения поставщика, требования к документации, примеры.

Ключевые изменения в закупках.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры: схема взаимодействия заказчика и поставщика, электронный контракт.

Преподаватели курса:

Теперь вы знаете, что в Контур.Школе можно бесплатно:

Учитесь через мобильное приложение Контур.Школа

Смотреть вебинары в прямом эфире и в записи, а также учиться на курсах можно через мобильное приложение Контур.Школа. Это удобно.

Учитесь со смартфона, отдыхая от компьютера.

Вы сможете посмотреть полезные видео, скачать методички, пройти тесты и получить электронные сертификаты, в том числе по бесплатным мероприятиям, о которых мы рассказали в статье. Скачивайте приложение и присоединяйтесь к мобильной Контур.Школе.

Источник

Как предпринимателю получить госконтракт

И попасть на электронную торговую площадку

Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.

В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.

Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.

Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.

Что такое госзакупки

Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.

Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.

До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.

ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.

По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:

Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.

Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.

Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.

Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.

Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.

Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.

Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.

Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.

Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.

Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.

я заплатил за электронную подпись

Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.

Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.

Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.

Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.

ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.

Руководство пользователя ЕСИА:
создание и подтверждение учетной записи — с. 17—55,
регистрация как ИП — с. 82—85

На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.

ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.

После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.

Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.

Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.

Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.

Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.

Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.

Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.

Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.

Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.

И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.

После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.

У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.

После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.

Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.

Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.

Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.

Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках

Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.

Что сделать для участия в госзакупках

ШагГдеЦенаСрок
Электронная подписьУдостоверяющий центр4500—6000 Р на год1—3 рабочих дня
Регистрация в ЕСИАГосуслугиБесплатноМоментально
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТПСайт госзакупокБесплатно2 рабочих дня
СпецсчетБанк из перечняПо тарифам банкаВ день обращения

Запомнить

госзакупки официальный сайт обучение

госзакупки официальный сайт обучение

госзакупки официальный сайт обучение

Olesya, со стороны поставщика еще хуже

госзакупки официальный сайт обучение

5-й пункт из того что нужно запомнить: через пол года половина этой статьи будет не актуальной)))

госзакупки официальный сайт обучение

Елена, это я утрирую. Точно не скажу что поменяется. На практике там много нюансов которые постоянно меняются. Например 2018 год. Федеральные площадки в начале года перешли на квалифицированную электронную подпись (ЭП), летом обратно, и ближе к зиме снова на простую. А ЭП выпускается на 1 год минимум. Следовательно кто к концу 2017 года сделал себе простую подпись, вынуждены были менять их на квалифиц-ую. А это опять оплата, приезд в УЦ, возня с документами. И еще при этом в разных УЦ подписи выпускают немного по разному. Кому то не пришлось менять, кому пришлось если подпись выпущена на ООО а не ИП. Многие меняли ЭП, а затем летом опять. Затем еще и корневой сертификат менялся у удостоверяющих центров, нужно было клиентам переустанавливать его. В течение года некоторые площадки перестали работать со старыми версиями крипто-про, необходимо было менять. Закупки оборонки перешли на специализированную площадку где сначала нужно подать заявку на регистрацию, ждать неделю, потом оплатить счет, и хорошо если бухгалтер заметит что счет наполовину с НДС а наполовину без и оплатит правильно. Потом площадка спецсвязью отправляет документы и диск с супершифрующей программой, ибо нельзя для военкомата даже бумагу продавать через простую площадку. Этот диск с документами привозят два бугая с спецсвязи. Один караулит другой оформляет бумаги. Потом сложный процесс заполнения этих документов и регистрации какого либо копмьютера под эту программу. Потом нужно подать заявку на аккредитацию и ждать опять 5 дней. Затем ближе к осени участники должны были открывать спецсчета в банках и регистрироваться в еис. Поменялись немножко требования к заявкам по 44 фз, и требования к поставщикам, изменился порядок предоставления деклараций. Отменили бумажные закупки. Появилось несколько новых федеральных площадок. И это только часть из того что изменилось. Написал что вспомнил. Еще много изменений сто стороны заказчиков было вроде как. И это я опустил великое множество мелочей которые всплывают в самый неожиданный момент. Поэтому, эта статья скорее подойдет чтобы поверхностно понять принцип работы в закупках.

Елена, да всё, дармоеды заняты перекладыванием из пустого в порожнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *