готический собор в красноярске

Пассаж с куполами и храм у вокзала: красивые и навсегда утраченные здания в Красноярске

Печальная история архитектурных сокровищ

Печальная история архитектурных сокровищ

Пассаж: рококо между балаганами

До начала 60-х годов XX века площадь Революции украшало небольшое, но очень красивое здание. В народе оно имело два названия — «пожарка» и Пассаж.

После организации Новобазарной площади по ее периметру начала появляться постройки. Свои лавки и дома сюда старались переместить известные купцы и золотопромышленники. В 1837 году тут решено было построить постоянные торговые ряды. Сначала они были деревянными, а затем их перестроили в камне.

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

В 1907 году на площади начали строить каменное здание для магазинов. В августе местная газета сообщала:

«Новый корпус на Новобазарной площади под торговые помещения вчерне достраивается. Возводятся уже куполообразные крыши в мавританском стиле, а верхняя часть фасада — в стиле рококо. Высота крыши с украшениями доходит до четырёх саженей. Здание очень красиво и фасадом выходит к собору, отчего еще более будет выделяться между кургузыми балаганами и старым гостиным рядом».

В 1908 году здание было построено. Торговые точки в нем размещались ярусами вдоль широкого прохода-галереи — такой тип зданий принято было называть пассажем. В нем открыли свои магазины товарищество «Братьев Бревновых», которые торговали железом и чугуном, мануфактура Волкова, торговый дом Фролова и Рябчукова, а также работал магазин Александра Толщилина. С бокового фасада была «Торговля Логинова». Второй этаж отдали городскому общественному банку.

С приходом советской власти пассаж передали сначала бирже труда, а затем пожарной части. Второй его этаж заняла поликлиника управления милиции. Просуществовало здание до пятидесятых годов и было было снесено после возведения архитектурного комплекса площади Революции: краевой администрации, библиотеки, центра научно-технической информации, а также управлений железной дороги и авиации.

Спасская церковь: молельная у вокзала

Исторические документы гласят, что в Красноярске был не один храм, который строили по проекту знаменитого архитектора Константина Тона — автора храма Христа Спасителя. Собор на Новобазарной площади он разрабатывал специально для Красноярска, но были еще две церкви, которые построили по типовым проектам, разработанным мастером. Одна из этих церквей когда-то стояла рядом в железнодорожным вокзалом, примерно на месте западного крыла офисного здания «МРСК Сибири».

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

До строительства железной дороги эта часть города была слабо развита, прихожане посещали Всехсвятскую церковь, которая стояла в пределах нынешних улиц Обороны и Красной Армии. Но с увеличением численности жителей рабочей слободы приход не справлялся с наплывом верующих. Поэтому в 1898 году начались разговоры о постройке храма рядом с вокзалом. Еще одной причиной строительства называли более прозаическое желание церкви занять свободный участок.

Стройку начали в 1902 году, после того, как была проведена переделка проекта, который был выполнен в русско-византийском стиле. Его корректировку проводил лично начальник Сибирской железной дороги инженер Павловский. Стройку вели рабочие железнодорожного участка.

Деньги на возведение собора выделили из Фонда императора Александра III — субсидия составила 14,5 тысячи рублей. Еще 10 тысяч передали из фонда строительства другой церкви.

Несмотря на это работы все время тормозились, службы в новом храме начались только в феврале 1913 года, но официально «сдать» церковь так и не получилось — произошла революция. В 20-е годы храм сделали домом культуры железнодорожников. Тогда местные ребятишки положительно оценили изменения, внесенные в проект Константина Тона — у церкви сделали очень большие окна, через которые было очень удобно бесплатно смотреть кино.

Но в 1928 году церковь решили разобрать. Газета «Красноярский рабочий» тогда писала, что от разборки получат 321 тысячу кирпичей, 400 кубов бутового камня и 144 квадратных метра плит. Этот материал пошел на строительство столовой для рабочих.

Совкино: дворец с буфетом

В 1912-м году купец Николай Николаевич Гадалов решил построить собственный кинотеатр. Проект заказали в Париже, а дорабатывал его красноярский архитектор Сергей Дриженко. Электротеатр под вывеской «Художественный» открыли 15 августа 1912 года.

В газетах кинотеатр Гадалова называли шикарным, великолепным и образцовым. Его высокий зрительный зал рассчитан был на 400 мест, фойе было красиво отделано, а полы выложены изящным цветным кафелем. Еще в здании был вполне доступный по ценам буфет.

Источник

«Небоскребы, купечество и 400 лет истории»: архитектурная прогулка по Красноярску

Всё, что вы хотели знать о самых интересных зданиях города

Всё, что вы хотели знать о самых интересных зданиях города

готический собор в красноярске

Утро и обед — исторический центр

Н ачинаем архитектурное путешествие с Караульной горы за рекой Кача — над городом возвышается часовня с десятирублевой купюры — Параскевы Пятницы (ул. Степана Разина, 51а). С этого места рисовал свои эскизы знаменитый русский художник Василий Суриков. Нынешний пейзаж, конечно, отличается от того, что он видел, но в хорошую погоду можно увидеть оба берега Енисея, зеленое море тайги и скалы заповедника «Столбы». Рядом с часовней стоит легендарная красноярская пушка, ежедневный залп из которой знаменует полдень.

От часовни по крутой лестнице спускаемся в ис торический центр Красноярска. Начинаем осмотр с ул. Ленина, 66 — дома купчихи Фриды Цукерман начала XIX века в стиле деревянный модерн с готическими мотивами, в котором расположен литературный музей имени Виктора Астафьева. В 1894 году здесь жил губернатор Енисейской губернии Леонид Теляковский. После революции семья Цукерман эмигрировала, а в здани и расположилась одна из первых в Красноярске коммун, затем общежитие лётчиков, а потом дом стал обычным жилым. Музей, созданный по инициативе писателя Астафьева, открылся в 1997 году после 10-летней реставрации здания — если интересуетесь сибирскими авторами, обязательно загляните.

Источник

Храмы, которые мы потеряли

Пять утраченных православных святынь Красноярска

Пять утраченных православных святынь Красноярска

готический собор в красноярске

Помимо сугубо богослужебных функций, приходы давали детям начальное образование, собирали средства в помощь вдовам и сиротам, вели учет актов гражданского состояния своей паствы. Потому неудивительно, что новая советская власть, избравшая курс на радикальное преобразование общества, задалась целью не просто закрыть, а именно уничтожить как можно больше храмов. «Социальным маякам» старой России не должно было быть места в Советском Союзе, победоносной поступью шедшему к построению коммунизма.

Богородице-Рождественский кафедральный собор

Собором, построенным по проекту самого Константина Тона, автора Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве, восхищались все без исключения гости города. Даже норвежский ученый и путешественник Фритьоф Нансен, посетивший Красноярск в 1913 году, из всех объектов красноярской архитектуры выделил именно Богородице-Рождественский храм.

«Вообще, если какой-нибудь богатый сибиряк желает принести на алтарь Отечества жертву от избытка своего, то он строит церковь», — написал великий норвежец в путевых заметках, отдавая дань памяти главному меценату строительства собора — промышленнику Исидору Щеголеву.

готический собор в красноярске

готический собор в красноярске

В 30-е годы прошлого века собор стал одной из первых «мишеней» воинствующего атеизма. Если какие-то другие храмы могли «спастись», став складами, рабочими клубами или домами культуры, то кафедральный собор «нужно» было стереть с лица земли любой ценой, — такое решение Крайисполком коммунистической партии принимает 30 декабря 1935 года. Претворение его в жизнь превратилось в настоящую военную операцию: Богородице-Рождественский собор упорно отказывался капитулировать перед безбожниками.

Воскресенский собор

Каждый уважающий себя знаток красноярской топонимики помнит о том, что нынешняя площадь Революции некогда прилегала к Богородице-Рождественскому собору и называлась Новобазарной. Получается, что в городе была и Старобазарная площадь? Была, и, по неслучайному совпадению, тоже находилась рядом с другим величественным собором — Воскресенским. Сейчас на его месте стоят Большой и Малый концертные залы Краевой филармонии.

Воскресенская церковь являлась одной из старейших в Красноярске. Ее возвели почти за век до Богородице-Рождественского собора, в 1759 — 1773 годах. Строили храм по проектам енисейских мастеров Петра Сокольникова и Саввы Паклина (енисейцы в ту пору были «законодателей мод» всей сибирской архитектуры). Долгое время Воскресенский собор был одним из немногих каменных зданий Красноярска, благодаря чему счастливо пережил катастрофический пожар 1773 года — после него Красноярск, по сути, пришлось отстраивать заново.

Источник

Церкви г. Красноярска приходские и соборные

Церкви г. Красноярска приходские и соборные, уничтоженные и сохраненные.Время и история их возникновения,фото,любопытные факты.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Рядом с Воскресенским собором на Стрелке располагались торговые ряды. Площадь называлась сначала Базарной, а после появления нового торга на месте нынешней площади Революции — Старобазарной. Теперь это площадь Мира.
После революции в соборе размещался механический завод. Несмотря на то, что в 1950-х гг. совет по охране памятников культуры АН СССР признал здание памятником архитектуры и предложил отреставрировать его, исполком горсовета принял решение снести остатки собора. В начале 60-х он был окончательно разрушен.

При возведении в 1980-х зданий филармонии строители во множестве находили захоро­нения с кладбища, расположенного при соборе. Именно в его ограде был похоронен и граф Николай Резанов, памятник которому установлен у Большого концертного зала.

Воскресенский собор, старейший в Красноярске в конце 1920-х годов подвергся разграблению коммунистами, к тому времени уже окончательно захватившими власть в Красноярске.

[ Изображение на стороннем сайте: d9f2c78a5dbd.jpg ]

Главный колокол Воскресенского собора
Все ценности из собора были вывезены и восновном пропали бесследно, оседая в домашних хозяйствах комсомольских и коммунистических руководителей Красноярска. Незначительная доля храмового имущества сохранилась в Краеведческом музее.
Построен на территории острога — на Стрелке. В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске.
В ходе строительства П. Сокольников был отстранён от руководства артелью, «по неисправной работе», и на его место в 1769 году был «подряжен» другой енисейский мастер — Савва Паклин, который к 1773 году и достроил здание церкви.
Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из церквей, уцелели Благовещенская церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь.
ИСТОЧНИК
Сейчас на месте бывшего Воскресенского собора стоит филармония

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

После разрушительного пожара 1773 года Красноярская городская Дума приняла решение открыть новую Церковь на кладбище.

Всехсвятский некрополь расположился за городской чертой, в пределах нынешних улиц Обороны и Красной Армии. В 1798 году при кладбище построили деревянную Всехсвятскую церковь. Церковь сгорела в день вступления наполеоновских войск в Москву в 1812 году.
На месте сгоревшей церкви к 1820 году был построен каменный храм, а кладбище перенесли на гору.

[ Изображение на стороннем сайте: ee609d1dbaef.jpg ]

22 мая 1820 года состоялось освящение новой церкви. Всехсвятская церковь имела самый большой в городе приход, например, в 1916 году — 5000 душ православного исповедования, в том числе духовных 57, военных 86, дворян 404, крестьян 474, мещан, купцов и цеховых (рабочих) 3979. В приходе было две церковно-приходских школы, богадельня для престарелых, библиотека.
Во Всехсвятской церкви крестился художник Василий Суриков.
Церковь Во имя Всех Святых — один из последних образцов творчества мастеров-каменщиков из Енисейска. До постройки Богородицкого Рождественского Собора Всехсвятская церковь была главной архитектурной доминантой территории, прилегающей к Новособорной площади.

[ Изображение на стороннем сайте: 4313be0360c9.jpg ]

Всехсвятская церковь была уничтожена в 30-е годы — одной из первых в Красноярске.
После сноса на месте церкви с 40-х годов начали строить завод «Квант». В 2004 году во время реконструкции завода «Квант» были проведены археологические исследования Всехсвятского некрополя. Были вскрыты 404 захоронения.
ИСТОЧНИК
КВАНТ
Единственное за Уралом предприятие, выпускавщее черно-белые и цветные фотобумаги общего и технического назначения. К 2005 году уже испытывало серьезные проблемы.
Сейчас
Полностью ликвидировано. На освободившихся площадях возник одноименный торговый центр

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Спасская железнодорожная церковь.
В ГАКК отдельного фонда по ней нет,Исповедные росписи не сохранились.Сохранилось всего несколько церковных метрических книг в фонде ЗАГС.

Спасская железнодорожная церковь прекратила свое существование в 1928 году. Она была разрушена а на ее месте построена столовая для рабочих красноярской железной дороги. Об этом сообщает газета Красноярский Рабочий за 1928 год. Николаевская церковь, по информации очевидцев, просуществовала до 1948 года.
Во всех архивных документах, посвященных строительству Николаевской церкви, она никогда не называется железнодорожной. В то время как Спасская церковь, которая строилась на средства Сибирской железной дороги и находилась рядом с железнодорожным вокзалом станции Красноярск, в большинстве документов часто упоминается просто как железнодорожная церковь.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Церковь в Николаевской слободе.

В ГАКК фонд 557,26 д., 1858-1925 гг.
16 ноября 1908 года состоялось общее собрание жителей Николаевской слободы города Красноярска, на котором рассмотрели дело о постройке в слободе храма. Строительному комитету на собрании поручили ходатайствовать перед городской управой об отводе земли под постройку храма. И о выделении усадебной земли под причтовые дома безвозмездно в размере до трех десятин на площади Николаевской слободы.
ИСТОЧНИК

5 декабря 1908 года председатель и член церковно-строительного комитета по постройке храма в Николаевской слободе города Красноярска обратился в думу с этой просьбой, которая была рассмотрена только на заседании 14-19 января 1909 года. Городская управа предложила отвести для постройки храма участок городской земли на площади в 600 кв.саж. и для причтовых домов 540 кв. саж.В результате решено было отдать под строительство храма 1200 кв. саж. во вновь проектируемых кварталах с западной стороны.Освящение церкви состоялось 21 декабря 1914 года. Она была создана на основе образцового проекта и «привязана» к месту архитектором Дриженко С.Г.

Николаевская слобода как место поселения людей образовалась в нашем городе за линией железной дороги с западной стороны города, когда в Красноярске — центральном пункте Средне-Сибирской железной дороги — были построены в 1890-х годах депо и главные железнодорожные мастерские. Здесь селились железнодорожные рабочие и выходцы из сел и деревень, привлеченные в город надеждой прокормиться заработками на станции Красноярск.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Свято-Покровский кафедральный собор.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Красноярская Благовещенская Церковь


Ф.252 Оп.1 Д.20 1-27 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1869 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 28-41 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1869 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 42-59 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1869 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 60-96 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1870 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 97-109 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1870 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 110-131 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1870 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 132-164 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1871 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 165-175 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1871 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 176-199 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1871 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 200-235 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1872 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 236-251 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1872 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 252-276 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1872 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 277-313 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1873 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 314-323 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1873 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 324-344 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1873 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 345-376 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1874 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 377-393 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1874 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 394-412 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1874 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 413-457 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о родившихся), 1875 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 457-467 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о браке), 1875 г.
Ф.252 Оп.1 Д.20 467а-483 Метрическая книга Благовещенского Градо-Красноярского прихода (о умерших), 1875 г.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Красноярская Троицкая Кладбищенская церковь.

В ГАКК фонд 206,13 д., 1869-1923 гг.

[ Изображение на стороннем сайте: e02506602c0a.jpg ]

Кладбище названо Троицким, по имени кладбищенской церкви Святой Троицы.
После пожара 1773 года захоронения в Красноярске велись на ВсехСвятском кладбище у ВсехСвятской церкви. Город рос, и кладбище, оказавшееся в черте города, расширить далее не представлялось возможным.
В середине 1820-х годов под началом архитектора Вильяма Гесте был разработан перспективный генеральный план города. План города был утверждён императором. В верхнем левом углу плана написано: «На подлинном собственною е. и. в. написано рукою тако: быть по сему. Николай I. С. Петербург, ноября 2 дня 1828 года».
По плану застройки Красноярска 1828 года под новое кладбище была отведена площадь на горе за рекой Качей.
Решением Енисейского губернского правления от 29 мая 1835 года были утверждены план и фасад здания церкви. Они были разработаны губернским архитектором Г. Маковецким и помощником его, архитектором Петром Шаровым. Холодная Троицкая церковь заложена 20 мая 1836 года, но через три месяца было получено разрешение от епископа Томского и Енисейского Агапита, о дозволении построить и теплый придел. Он был освящён во имя святителя Иннокентия Иркутского 21 августа 1842 года, а Троицкий придел освящён 11 октября 1848 года.
После освящения придела во имя святителя Иннокентия Иркутского начались захоронения на новом кладбище. Одно из первых сохранившихся захоронений датируется 1843 годом. Это могила мещанина Федора Коллегова.
Сначала кладбище имело небольшую площадь, затем оно постепенно расширялось, производились прирезки земли с северной и восточной стороны. В 1850-е годы на средства красноярского купца Николая Иноземцева была построена каменная ограда с воротами на западной стороне кладбища, а позднее и с южной стороны.
В 1970-е годы XX века кладбище хотели уничтожить, но власти прислушались к протесту родственников, имевших здесь захоронения, к протестам и просьбам церкви. Кладбище оставили, однако и заботы о нём не проявляли.
ИСТОЧНИК
В ГАКК фонд 206,13 д., 1869-1923 гг.
Свято-Троицкий собор на Троицком кладбище в Красноярске.

[ Изображение на стороннем сайте: a1a5c3593829.jpg ]

[ Изображение на стороннем сайте: a660d607f984.jpg ]

Красноярск, Ачинск
Сообщений: 357
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1126

Помогу с поиском в архивах Красноярска, Ачинска, Минусинска, Енисейска и др.

Красноярск
Сообщений: 1939
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 5545

Красноярский Кафедральный Богоро­дице-Рождественский собор.

В ГАКК фонд 560.
Одним из уничтоженных в Красноярске крупных памятников архитектуры был Богоро­дице-Рождественский собор, созданный по проекту архитектора Константина Тона в 1845–1861 гг., одновременно с московским храмом Христа Спасителя.
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы — самый крупный православный храм в Сибири и в дореволюционном Красноярске. Пятый по счёту каменный храм города. Снесён в советское время.
Построен по проекту архитектора Константина Тона в 1845—1861 годах, одновременно с московским Храмом Христа Спасителя. Состоял из храма Рождества Пресвятой Богородицы и приделов: Крестовоздвиженского (на южной стороне), святого Николая (на северной стороне) и придела святых мучеников Исидора и Татьяны.
В 2013 году началось воссоздание собора.
Идея постройки храма возникла в 1843 году. К этому времени Красноярск уже более двадцати лет был центром Енисейской губернии. С 30-х годов XIX века в Сибири быстро развивалась золотодобыча, население города увеличилось, поэтому возникла необходимость в постройке нового большого храма. В октябре 1843 года в Красноярске проходил съезд золотопромышленников. Во время съезда было получено официальное известие о рождении 8 сентября 1843 года его императорского высочества наследника Цесаревича, Великого князя Николая Александровича. При получении этого известия у золотопромышленников возникла идея постройки нового храма. Тогда же была открыта подписка пожертвований на строительство. Было собрано 96 400 рублей. Эту сумму вручили одному из главных золотопромышленников, купцу 1-й гильдии Исидору (Сидор) Григорьевичу Щёголеву — для постройки храма.
16 октября 1843 года купец И. Г. Щёголев подал Епископу Томскому и Енисейскому Афанасию прошение «с приложением копии с постановления сделанного золотопромышленниками на устроение в городе Красноярске Нового Собора во имя Рождества Пресвятые Богородицы с приделами: Воздвижения честного и животворящего креста и Святителя Чудотворца Николая».
ИСТОЧНИК

Источник

Кафедральный Богородице-Рождественский собор, Красноярск

Богородице-Рождественский собор — не сохранившийся в Красноярске храм, воздвигнутый в память рождения Наследника Цесаревича, великого князя Николая Александровича. С 1861 г. — главный собор Енисейской епархии.

Красноярский кафедральный Богородице-Рождественский собор — пятиглавый храм с колокольней, с богатой ризницей и утварью, с вызолоченными верхами и крестами. Длина храма — 55,3 м, ширина — 23,4 м, внутренняя высота 40,4 м. Отапливался четырьмя пневматическими печами. Был одним из самых светлых, просторных и теплых храмов в городе. Построен по проекту архитектора Константина Тона.

К 1840-х гг. в связи увеличением в городе народонаселения, Воскресенский собор, построенный в 1773 г., оказался тесным. Возникла потребность в новом, более просторном храме, решение о строительстве которого было принято на съезде золотопромышленников в 1843 г. после получения известия о рождении цесаревича Николая. Храм был заложен в 1845 г. преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским на Новособорной площади (ныне площадь Революции). Первоначальное здание разрушилось в 1849 г., его своды опали, стены растрескались. Храм был вновь выстроен на средства красноярского купца Исидора Григорьевича Щеголева с применением новейших достижений архитектурной технологии и оснастки. В 1860-х гг. вокруг собора тем же Щеголевым была поставлена каменная ограда с чугунными решетками, с тремя чугунными воротами, а на восточной стороне построена каменная часовня. Для освящения собора по просьбе И. Щеголева в 1861 г. в Красноярск прибыл Порфирий, епископ Томский и Красноярский. В этом же году храм был назначен кафедральным собором. Он был открыт для всех, прихода в соборе не было. К нему была приписана Троицкая церковь. Содержался кафедральный собор на государственные средства и на добровольные пожертвования граждан. В 1913 г. на средства соборного причта пристроили также подземный храм в честь преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца.

Цесаревич Николай Александрович пожаловал в главный придел храма икону во имя Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позлащенной ризе и киоте палисандрового дерева (1858), а императрица — полную ризницу (1861, по некоторым источникам — 1866). В 1914 г. благодаря стараниям владыки Никона Святейший синод разрешил перенести в Красноярск из Иркутского Вознесенского монастыря частицу нетленных мощей святителя Иннокентия, епископа Чудотворца Иркутского.

При соборе имелись двухклассная церковно-приходская школа (в ней обучались 250 девочек) и большая библиотека. На 1916 г. в каталоге библиотеки числилось 716 изданий, из них 177 богослужебных и церковных.

В кафедральном соборе служил Владыка Никодим (Никита Иванович Казанцев), первый епископ Енисейский и Красноярский. Долгое время настоятелем собора был протоиерей Василий Дмитриевич Касьянов, весьма почитаемый за добродетельность, веру и труды всеми слоями общества. Он оставил после себя дневниковые записи — ценный источник информации о жизни епархии и губернии во второй половине XIX в. Погребен у стен собора.

Величественные формы Богородице-Рождественского храма впечатляли проезжающих через Красноярск высокопоставленных лиц. В разное время его посетили высокопреосвященный архиепископ Иркутский Парфений (1864), высокопреосвященный митрополит Московский Иннокентий (1868), великий князь Алексей Александрович (1873), генерал-губернаторы Восточной Сибири, а также будущий царь Николай II (1891).

В период кампании по изъятию церковных ценностей собор был разграблен. 28 апреля 1922 г. за шесть часов «работы» комиссией было «изъято» 45 фунтов серебра и 1 фунт с 48 золотниками золота. При этом присутствовал епископ Назарий (Андреев), который в одном из писем отметил: «Процесс изъятия прошел у нас безболезненно, и я рад, что духовенство осталось верным основным задачам своего служения, определяя его в христианизации общества и отмежевании себя от всяких политических авантюр».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *