группы деловой игры в обучении

Деловая игра как форма активного обучения

Введение

В современном мире имеется достаточно средств для общения. Люди получают информацию со всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, интернет и др. Труднее входить в контакт детям младшего школьного возраста, когда в их жизни наступает новый этап – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является в современном мире актуальной проблемой.

Что такое детская игра, знает любой человек, потому что игра для ребенка – это один из самых естественных способов общения с миром. Посредством игры происходит развитие, познание этого самого мира. А если игра еще и деловая, это всегда несет в себе большой обучающий потенциал!

Когда мы рассказываем про деловые игры для школьников, то объясняем, что деловая игра – это «деловая колбаса» среди всех остальных игр, говорим, что в этой игре все роли – это роли деловых людей – предпринимателей, сотрудников важных подразделений, юристов, страховых агентов и т.д. После этого дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя с нами в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему».

Итак, в деловой игре для школьников, как и в других играх, есть сюжет и система правил. Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.

1. История возникновения деловой игры

Истоки деловой игры восходят к магическим обрядам древнего человека, к ритуальным танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.

Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.

В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных.

Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры.

2. Классификация деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1. «По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;
– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия») –
– игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».

К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.

В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ ); – динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);
– тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом».

3. Структура деловой игры

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников – имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

4. Педагогические цели деловой игры

дидактические:
– закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
– выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
– обмен опытом создания деловой игры;
– совершенствование навыков принятия коллективных решений;
– развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
– порождение творческого мышления;
– выработка установки на практическое использование деловой игры:
– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
– преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровые цели деловой игры

– разработка вариантов проекта деловой игры;
– демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

5. Какая польза для детей от участия в деловых играх?

Во-первых, ребенок начинает ориентироваться в профессиях. Участвуя в различных играх, школьник начинает ориентироваться в большом количестве профессий современности, и может сделать осознанный выбор будущей профессии.
Во-вторых, дети учатся оценивать себя и свои способности. Существует очень много различных деловых игр направленных на оценивание своих компетенции, на умение работать в команде, на развитие у детей качества предпринимателей, креативного мышления и много других способностей. Такая оценка происходит непринуждённо во время игры, без стрессов для детей, так как стресс сопровождается любой оценкой качеств. Дети будут знать свои сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях и при возможности смогут их развивать. Деловая игра учеников старших классов может подтолкнуть к выбору профессии, а для младших школьников поможет в выборе профильного класса.

Какие знания можно получить в процессе деловой игры:

– правильному сотрудничеству и конкуренции;
– правильному ведению переговоров;
– управлять конфликтами;
– управлять эмоциями в конфликтах;
– работать в команде.

6. Роль деловой игры в образовании

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.

В дидактике средней и высшей школы разрабатываются различные концепции игровых форм обучения, согласно которым в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся признана имитационно-символическая игра истинно человеческая деятельность. Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.

Заключение

В дидактике в последние годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.

Одной из наиболее эффективных форм обучения становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность моделировать типичные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности обучающегося.

Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности.

Список литературы:

1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст]: учеб, пособие/ А.М. Айламазьян.– МГУ– 2009.
2. Вербитский А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр [Текст]: учеб, пособие/ А.А.Вербитский, Н.В. Борисова. – М.:Просвещение, 2009.
3. Гинзбург Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр [Текст]/ Я.С.Гинзбург, Н.М. Коряк Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 2007. — С. 61-77.
4. Жук А.И. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения [Текст]: учеб, пособие/ А.И.Жук, Н.Н. Кашель. – Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 2004.— 96 с.
5. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч.-метод. пособие/ А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 2001.—176 с.

Источник

Деловая игра как метод активного обучения

«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013, N 2

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены специфические особенности деловых игр в обучении, их отличия и преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности. На основе изучения исторического опыта, современной практики менеджеров раскрываются механизмы и этапы проведения деловой игры.

Деловая игра: сущность и основные характеристики

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

— развивается активность обучаемых;

— формируется умение анализировать специальную литературу;

— активизируется творческое мышление обучаемых;

— вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

— прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Для деловых игр характерны:

— жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

— регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

— конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми по следующим специальным дисциплинам: маркетингу, управлению предприятием, инновационному менеджменту, инвестиционному менеджменту, логистике, общему менеджменту.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике. Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники. Современная вычислительная техника в принципе дает возможность производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью о диалоговом режиме с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и указываются интервалы их изменения. При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее «проигрывание» множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.

История деловых игр

Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция, цель. По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия «широта решений», зависящая от «силы власти», «удовлетворенности подданных». Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр.

Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать. С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных. По оценкам экспертов, метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [3, с. 143].

Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач». Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием «организационно-деятельностные игры (ОДИ)». Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:

— понимание в качестве заказчика не участника игры, а государства или корпорации;

— ориентация не на интересы участника (личное развитие, решение своих проблем, обучение), а на решение задач заказчика;

— ориентация в качестве источника финансирования не на участника-заказчика, а на хозяина-заказчика (государство, корпорацию), который оплачивал эксплуатацию участника для решения своих задач;

— сильнейшее давление на участника, приводящее к интенсификации его психических процессов в интересах заказчика с неизбежными последствиями в форме депрессий или серьезных психических сдвигов.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 г. в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении». С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х гг. в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн», к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр [4].

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Классификация деловых игр

Сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

— наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

Преимущества деловых игр

по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

— игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

— игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

— в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

— игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

— игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).

Структура и основные этапы деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальным моментом является также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников, систему оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: цели, комплекс ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Этапы прохождения деловой игры можно соотнести с характеристиками менеджмента, данными К. Хэррисом (табл. 1) [5].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *