гусь железный троицкий собор фото

Троицкая церковь (Гусь-Железный)

гусь железный троицкий собор фото

Церковь Живоначальной Троицы — белокаменная православная церковь в посёлке Гусь-Железный Рязанской области, построенная в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма.

Содержание

История [ править ]

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг.

По предположению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.

гусь железный троицкий собор фото

Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)

В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.

Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

Сегодня в храме, вмещающем около 1200 верующих, вновь проходят богослужения.

Описание [ править ]

гусь железный троицкий собор фото

Здание сооружено не из кирпича, обычного в то время материала, а из белого камня.

Церковь содержит престолы Живоначальной Троицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла. Высота церкви составляет 50 метров, а прилегающий к нему пятиярусной колокольни — 70 метров.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Рязанская область, Касимовский район, п.Гусь-Железный

Источник

гусь железный троицкий собор фотоljubov_i_svet

Любви, добра и света

Гусь-Железный, Троицкий храм и о. Серафим Правдолюбов.

На днях мы чтили память блаженной Матроны Анемнясевской, очень почитаемой в Рязанской губернии святой, а уж в Касимовском районе в особливо:
http://ljubov-i-svet.livejournal.com/449376.html

В фильме о блаженно рассказывает протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель Троицкого храма в Гусе-Железном. Он же занимается строительством храма в честь блаженной Матроны Анемнясевской в Анемнясево. В прошлом году нам удалось побывать у этого светлого батюшки и насладиться экскурсией по уникальному Троицкому храму, о чем рассказ далее.

Христос посреди нас!

Возвращались мы из Телебукино после праздника в честь преподобного Сергия Радонежского, в очень добром расположении духа и когда показался вдали, в тумане величественный собор Живоначальной Троицы в Гусе-Железном, то, не раздумывая долго наш экипаж направился в строну от трассы по направлению к храму. Мы каждый раз, когда проезжали это место, говорили себе, что вот, в следующий раз мы обязательно тут побываем… Но проходили годы, а мы все откладывали и откладывали…Но не в этот раз. И Господь наградил нас с лихвой!

Но об этом чуть попозже, а пока немного истории…

гусь железный троицкий собор фото
(Баташевский завод в Гусь-Железном)

Еще в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1812 году. Была мечта про каменную церковь, и в 1802 г. строительство началось под руководством архитектора Баженова В.И. Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Гагин И.С., касимовский архитектор-самоучка был автором проектов нескольких храмов, в том числе и Преображенского храма в селе Телебукино (где настоятель мой духовный отец о. Василий Зайцев). Однако полностью исключать возможную причастность архитектора к строительству храма нельзя. В 1825 Андрей Баташов умер.

Главный храм к этому времени был доведён до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. Но нижний этаж был уже готов и в нем шли богослужения. Продолжил строительство сын Андрей Андреевич, затем работа возобновилась на средства других наследников и рабочих завода, и наконец, в 1868г. храм был освящён.

гусь железный троицкий собор фото
(Троицкий храм в начале XX века)

23 января 1918 года был подписан «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» (СНК РСФСР).

гусь железный троицкий собор фото
(Гусь-Железный, в таком состоянии храм пребывал в советское время)

Тем не менее, в 1932 году властями было принято решение о закрытии храма. Сам храм использовали под складские помещения, некоторое время здесь держали лошадей.

Я оставлю пока одну сторону истории – о гонении на верующих в связи с делом «попов Правдолюбовых и Матрены Гр. Бельковой», поскольку есть у меня надежда на то, что нам удастся побывать в Анемнясеве, на родине блаженной и этот рассказ мне думается, лучше было бы присовокупить к планируемой поездке.

О том, что происходило в храме в годы войны и позднее, в хрущевское время известно не много. В 1953 году в центральных крест убарила молния и главный купол загорелся. Пожар практически не повредил второй этаж храма, но иконостас пострадал.

Весной 1991 года был освящен престол в честь Рождества Христова и престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
17 декабря 1993 года был освящен престол по имя преподобного Серифима Саровского, а 21 февраля 1995 года престол в честь образа Божьей Матери «Скоропослушница».

Основные работы по ремонту второго этажа завершились в 2011 году, однако внутри еще бесконечно много работы по благоустройству этого самого большого сельского храма в России.

« 1 июля 2002 года по шоссе, связывающему Москву и Касимов, двигался автомобильный кортеж…
…В этот день, 1 июля, в Касимове планировалось освящение Вознесенского Собора, восстановленного после его зарытия в XX веке. На это торжество и направлялись высокие гости. На освящение Вознесенского Собора планировался визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
В двух десятках километров от Касимова кортеж въехал на мост через реку Гусь в поселок Гусь-Железный, и перед глазами проезжающих предстала величественная картина: на фоне голубого июльского неба сиял красивейший старинный храм Живоначальной Троицы…
…настоятель храма, протоиерей Серафим Правдолюбов знал о предстоящем визите Патриарха, и прихожане надеялись на то, что Патриарх Алексий II посетит храм.
И хотя в подобных случаях график посещений Патриархом бывает строгим и не все планы осуществляются, но на этот раз произошло чудо – Патриарх Алексий II подъехал к храму…
»

гусь железный троицкий собор фото
(Вид на храм с моста)

гусь железный троицкий собор фото

Это страницы истории храма – грустные и светлые. А мы, повторю, решили свернуть с трассы и наконец побывать в этом святом уголке нашей России.

Таким нас в тот туманный день встретил собор Живоначальной Троицы:

гусь железный троицкий собор фото

А вот так он выглядел уже вблизи:

гусь железный троицкий собор фото

Мы подошли ко входу в храм и поднялись по вековым ступенькам…

гусь железный троицкий собор фото

Войдя в храм мы обнаружили, что настоятель протоиерей Серафим Правдолюбов совершает над младенцем, будущим православным, Таинство Святого Крещения. Не дерзая в такой момент входить в храм мы было взгрустнули, но тут к там подошла сотрудница храма, помогающая за свечной лавкой (она увидела нас через стекло входной двери):

— Вы в храм? Проходите!
— Да мы не хотели мешать батюшке…
— Нет, нет, заходите, пожалуйста!

Мы зашли тихонечко… Купив свечей мы рассредоточились внутри собора. Тут как раз Крещение завершилось и о. Серифим освободился.

гусь железный троицкий собор фото
(протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Гусе-Железном)

— Добрый день! Мне кажется, мы вчера виделись на Празднике?
— Да, отче, выделись. И в храме за Литургией и позднее, на базе отдыха.
— Да-да, я помню! Не хотите ли посмотреть и второй этаж?
— Конечно, хотим! А можно?
— Да конечно, можно, я сейчас принесу ключ…

Отец Серафим куда-то отлучился буквально на пару минут и возвратился со связкой ключей:

— Вот, вам надо будет зайти с Западного входа и там подняться на второй этаж, всего 82 ступеньки, можете почитать…
— Спаси, Господи!
— А потом закройте и возвращайтесь… я думаю, что на все у вас уйдет минут пятнадцать, я как раз освобожусь. Подождите, пойдемте, книжки возьмите…

Мы вместе подошли к свечному столику и батюшка попросил дать ему книжки и иконочки…

— Вот, вам подарочки… это Матронушка наша а это книга о нашем храме… а вот акафист Матронушке. Правда, там ошибки есть, но вы сами исправьте.
-Спаси, Господи, отче.
-Ну идите и возвращайтесь.

Мы вышли и подошли к западному входу…Вот они, эти 82 ступеньки к верхнему храму:

гусь железный троицкий собор фото

гусь железный троицкий собор фото

Наверху нас встретило Величие…. Это и правда удивительный храм! Даже годы лихолетия, хотя и сильно повредили его состоянию, однако не смогли умалить его славу.

Вот так верхний храм выглядел до начала восстановительных работ:

гусь железный троицкий собор фото

Вот так он выглядит сейчас:

гусь железный троицкий собор фото

гусь железный троицкий собор фото

гусь железный троицкий собор фото

Из окон второго этажа виден весь Гусь-Железный и окружающие его перелески…

гусь железный троицкий собор фото

Наладившись осмотром мы вернулись вниз…
Батюшка благословил пофотографировать, но, если честно, не до того было. Желалось больше походить и приложиться к иконам…вот, только одну фотографию сделал…

гусь железный троицкий собор фото

Отец Серафим как раз вышел из алтаря и убогому рабу Божьему удалось немного с ним пообщаться. Напоследок батюшка нас всех благословил и напомнил, чтобы мы непременно побывали и у блаженной Матроны Анемнясевской. Мы пообещали, что непременно заедем.

Как я понимаю, ближайший праздник, связанный с именем блаженной состоится 6 Ноября (19 н.с.) –день рождения Матронушки.

Источник

Троицкий храм в Гусь-Железном

Троицкий храм в Гусь-Железном – гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик – владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/119796075.79/0_90d39_b96b514a_XXL.jpg

Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.

Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.

Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни – может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.ht ml). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.

Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию – Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.

С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей – от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/119796075.79/0_90d34_7dd522c9_XL.jpg
Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.

После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.

После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин – 1.092 саж.

Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты «русской готики». К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.

Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма – 55 метров, колокольни – 70.

Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.

Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики – спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.

По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.

При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня – до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.

Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)

Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.

В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.

Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.

Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня – небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.

В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.

13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена – райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!

При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином – для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.

На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.

Источник

Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

гусь железный троицкий собор фото

Статьи

По заказу предпринимателя Андрея Баташова на Гусевском заводе начали возводить величественный белокаменный Троицкий храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802-1868 гг. По предположению Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова Троицкий храм построен по проекту архитектора В.И. Баженова. Но он не был первым храмом в Гусе. До Троицкой церкви здесь в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Это здание церкви сгорело в 1802 г. Тогда же началось строительство нового двухэтажного храма.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №212, 2016 г.

Село Веркуцы, известное больше под именем Гуся Баташевского, при р. Гусе и искусственном озере Гусьском, находится на границе Меленковского уезда с Рязанской губернией в 55-ти верст. от уездного города и в 140 от губернского.

До половины прошлого столетия это была незначительная деревушка. В 1758 г. известные заводчики Баташевы купили землю и устроили чугуноплавильный и железный завод; для работ на заводе устроили громадное искусственное озеро (7 вер. длины и от 2 до 5 вер. в ширину). Получив дворянство, Боташевы стали покупать себе в разных губерниях крестьян и селить их в частности на Гусевском заводе для работ на нем. Эти крестьяне не получили земельного надела, не могли поэтому заниматься хлебопашеством, а были горнозаводскими рабочими. Без земельного надела они были в 1861 году освобождены от крепостной зависимости, и в настоящее время, вследствие упадка работ на заводе, это безземельное население принуждено искать себе заработка на стороне, на других железный заводах.

По устройстве завода Баташевы в 1766 году построили здесь деревянную церковь во имя Св. пророка Иоанна Предтечи; эта церковь в 1812 году сгорела. При устройстве церкви в пользу причта Баташевыми приложено было пахотной земли по 15 четверти в поле и сена 15 копен.

В 1802 году начат был постройкой каменный двухэтажный храм; в 1825 г. за смертью храмоздателя Андрея Баташева работы приостановились. Главный храм к этому времени был доведен до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. В таком виде недостроенном церковь и оставалась до 1847 г. Между тем, в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 г., устроено в нем три престола и совершалось богослужение.

В 1847 г. на средства наследников Баташева и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы, и наружные и внутренние, были завершены окончательно, и храм был освящен только в 1868 году. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1868 г.), в нижнем во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г.), Св. Николая Чудотворца (освящен в 1816 г.) и во имя св. апостолов Петра и Павла (освящен в 1818 году).

Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта от служб и требоисправлений получается до 1700 руб. в год.

При устройстве церкви, как выше было сказано, приложено было Баташевым пахотной земли по 15 четв. в поле и сена на 15 копен, но до 1871 г. эта земля находилась во владении Баташева. В 1871 г. опекунское управление над наследниками Баташева обменяло прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 дес. 1092 саж. При сем дома, построенные наследниками Баташева, поступили в собственность причта, при коем происходил обмен, и для отопления и ремонта домов дано 10 дес. строевого леса. Лес этот в настоящее время частью продан, а частью употреблен на ремонт домов причта.

Приход состоит из села Веркуц и деревни Чаура (8 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 2283 души муж. пола и 2443 женского.

В селе Веркуцах имеется несколько народных училищ: мужское начальное училище, открыто оно вотчинником Баташевым в 1812 г., учащихся в 1896 г. было 116; женская начальная школа, учащихся в 1896 г. было 59 и церковно-приходская школа (с 1884 г.), учащихся в 1896 г. было 35.

Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Владимир, 1897, с. 23-25

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *