хамартология учение о грехе

Систематическое богословие. Учение о грехе: Хамартология

Определение греха

Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Несоответствие этим нормам – грех. «Грех – есть беззаконие» (Ин.3:4). Какой бы ни был грех, по сути это нарушение или отвержение Божьего закона. Это нечто противоположное Богу.

Природа греха

Грех – это отказ считать Бога Богом, когда на Его место ставится что-то другое, замена Бога. «Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» (Исх.20:3). Сутью греха является идолопоклонство в любой форме.

Источник греха

От начала сатана согрешил через гордость, которая предшествовала падению (Ин.8:44, 1Ин.3:8)
Грехопадение Адама и Евы (Быт.3). Грех берет свое начало от свободы выбора человека.

Понятие первородного греха

Характеристики греха

Грех познается законом (Рим.7:7-12, Гал.3:24, Рим.3:20).

— Неверие, отсутствие веры и доверия Богу, а также непослушание (Евр.3:18-19, Рим.14:23, Евр.11:6)
— преступление, нарушение заповедей, закона (Рим.4:15, 5:14, 1Тим.2:14)
— Гордость, выражающаяся в желании уподобиться Богу, а также в отрицании Его (Пс.9:25, Ис.2:11, Иак.4:6)
— Похоть, эгоцентричность, страстное желание обладать большим (1Ин.2:15-17, Иак.4:2)
— Бунт, открытое непослушание воле Бога (1Тим.4:1, Евр.4:12; преступление закона Божьего, Евр.2:2, 2Кор.10:6)
— Нравственное разложение, развращение
— Нечестие, противоположность благочестию, праведности, идолопоклонство (Кол.3:25)
— Несправедливость, неправда (1Ин.5:17, Лев.19:15, Иез.18:24)
— Вероломство, предательство, неверность, отступление от веры (Евр.6:6)

Это немногое перечисление характеристик греха, мы можем видеть также всевозможные сочетания этих составляющих. В итоге все известные грехи являются бунтом против Бога.

Однако, грех – это не только отдельные действия, но также и сущность, или природа человека (Еф.2:3). Это также внутренняя управляющая сила или состояние, выражающееся внешне (Мтф.5:27-28). Грех выражается как в поступках, так и в мотивах, греховных мыслях, отношении.

В Новом завете часто грех связан с плотью (греховная натура), где грех берет свое начало, это месторасположение греховных желаний (Рим.7:5-8:18, Гал.5:16-24), а также с сердцем и разумом, представляющих внутреннюю жизнь и личность человека и нуждающихся в обновлении (Мтф.15:18-20, Евр.3:12, Рим.1:28, Рим.12:2, Еф.4:17, 1Тим.6:5, Пс.65:18). Греховная природа противостоит Духу.

Степень греха. Есть грехи по незнанию и преднамеренные, тайные и публичные, по слабоволию и в самоуверенности, с дерзостью. Для Бога любой грех является грехом, Он реагирует на него. Отличаются лишь последствия и причиненный ущерб (Лук.12:47-48). Грех к смерти (1Ин.5:16-17). Грех, который не будет прощен – хула на Святого Духа (Мтф.12:31). Произвольный (греч.добровольно) грех, за который не остается жертвы – Евр.10:26.

Совершаются как неверующими, так и верующими.

Греховные поступки могут совершаться против Бога, другого человека, самого себя. Однако сам грех в итоге совершается против Бога (Лук.15:18,21)
Грех может быть активным – совершение зла, либо пассивным – отрицание добра (Лук.10:30-37, Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех).

Искушение не является грехом. Но цель дьявола в искушении привести человека к греху, заставить его согрешить (Мтф.4;1-11, Евр.2:18). Бог не искушает злом (Иак.1:13).

Грех тщетен. Он может принести поначалу выгоду или мимолетное счастье, однако в итоге приводит к разрушению (Евр.11:25-26, Пс.72, 9:22-32).

Причины греха

Невежество. Грехи могут совершатся по незнанию (Лук.12:47-48). Ошибка. Обольщение. Обман сатаны (Ин.8:44). Слабоволие. Невнимание, непослушание Пс.27:5.

Последствия греха

По своей природе грех является разрушением.

Грех разделяет человека с Богом (Еф.2:12-19, 4:18).

Грех вызывает вину. Существует вина объективная, которая имеет отношение к самому проступку, осознает ли его грешник или нет. А также субъективная, которая относится к чувству вины в самом человеке. Чувство вины может быть удовлетворено прощением, а может быть чисто психологическим и причинять страдания (1Ин.3:19-20).

Отношение Бога к греху

Бог ненавидит грех (Пс.10:5, Рим.1:18), но испытывает терпение по отношению к грешнику (Исх.34:6, 2Пет.3:9), жалость (Ос.11:8), любовь к человеку, выраженное в прощении и искуплении (Рим.5:8, Ин.3:16, 1Ин.4:9-10). Желание Бога достигнуть заблудшее человечество.

Безгрешность Иисуса

Иисус не имел в себе греховной природы, был совершенной жертвой за нас (2Кор.5:21, Евр.4:15, 7:26-27, 1Петр.1:19, 2:22, 1Ин.3:5).

Восстановление после греха

Грех вызывает чувство вины, нуждается в прощении. Непрощенный грех продолжает оказывать влияние на человека.

Избавиться от греха можно только через кровь Иисуса Христа, приняв Его жертву. Искупление. Бог прощает грехи, это Его желание. Происходит по благодати, Рим.3:24-26.

Условие возрождения – облечение в новую природу, которая заменяет старую греховную природу Еф.4:21-24. Эта замена может произойти только извне человека (Иез.11:19-20, 1Петр.1:3). Прообраз – принятие водного крещения.

Два факта искупления: умерли для греха, живы для Бога, для праведности, Рим.6:22, 1 Петр.2:24.

Грех не имеет власти над верующим, т.к. мы мертвы для греха (Рим.6, Кол.3:3, 2Тим.2:11). Не грех господствует над нами, а мы господствуем на ним. Иисус даровал нам победу над смертью и грехом 1Кор.15:55-57, Евр.2:14-15. Верующий в Иисуса Христа имеет жизнь вечную – Ин.3:16.

Прощение грехов прошлых, настоящих и будущих Рим.3:25-26.

Верующий, который согрешил, должен исповедовать свой грех (признать), покаяться, принять прощение, если возможно, возместить ущерб 1Ин.1:9
Любовь к Богу может помочь нам защититься от греха, а также понимание и исполнение Его заповедей (Рим.13:10, 1Петр.4:8, 1Ин.4:7-10)
Ответственность человека – хранить себя (1Ин.5:18-19), освящение (1Фес.4:1-8).

Источник

Прежде чем рассматривать доктрину о грехе, необходимо поговорить о том, какое место занимает человек в творение. Тогда будет понятно последствие греха и путь спасения.

ГРЕХ – греческое слово ХАМАРТИЯ. Отсюда название области богословия, изучающей грех – хамартиология.

Христианство, основываясь главным образом на рассказах о творении, содержащихся в Книге Бытия, утверждает, что человек является вершиной творения Божьего, поставленной выше животного царства. Богословское объяснение этого утверждение основывается главным образом на доктрине о творении по образу Божьему, к которой мы сейчас обращаемся.

В современный период человечеству приписывают центральное место в Творении не только благодаря его способности мыслить и отражать мудрость Божью, но и благодаря его способности, говорить, которой обладает из всего творения только человек.

Кирилл Иерусалимский подчеркивал, что Адаму и Еве не было никакой необходимости отпадать от этого состояния благодати. Падение состоялось в результате их решения повернуться от Бога к материальному миру. В результате этого, образ Божий в человеческой природе был обезображен и искажен. Поскольку все человечество ведет свое происхождение от Адама и Евы, то все человечество разделяет эту обезображенность образа Божьего.

Тем не менее, в произведениях этого раннего периода можно выделить некоторые элементы, вошедшие в концепцию Августина о первородном грехе:

1. Многие авторы считают, что все человечество имеет какое-то отношение к непослушанию Адама. В произведениях того периода просматривается сильное чувство мистического союза всего человечества с Адамом. Непослушание Адама поразило все человечество

2. Считают, что падение Адама оказало воздействие на нравственную природу человечества. Все нравственные слабости человечества, включая похоть и жадность, являются следствием греха Адама

3. Грех Адама каким-то образом передается его потомству. Григорий Нисский говорит о предрасположении к греху в человеческой природе, которое, по крайней мере, частично, восходит к греху Адама.

Пелагианский спор, разразившийся в начале пятого века, привлек пристальное внимание к целому ряду вопросов, касающихся человеческой природы, греха и благодати. Мы сведем основные вопросы этого спора к четырем пунктам:

1. Понимание «свободы воли»;

3. Понимание благодати;

4. Понимание оснований для оправдания.

1. Упрощение этого вопроса путем отрицания либо суверенитета Бога, либо человеческой свободы, приводит к серьезному искажению христианского понимания того, как Бог оправдывает людей. Августин при жизни вынужден был иметь дело с двумя ересями, каждая их которых по-своему упрощала и искажала Евангелие. Манихейство было формой фатализма (который первоначально привлекал самого Августина), которая утверждала полную суверенность Бога, однако, отвергала свободу человека, в то время как пелагианство утверждало полную свободу человека, отвергая суверенность Бога. Бог сотворил человеческую природу и требует от нее лишь того, что она в состоянии выполнить. Таким образом, Пелагий делает бескомпромиссное утверждение о том, что «поскольку человечество способно на совершенство, это совершенство является обязательным». Нравственная строгость этой позиции и ее нереалистичный взгляд на человеческую природу лишь укрепили позиции Августина, который разрабатывал альтернативное понимание более нежного и доброго Бога, стремящегося исцелить и восстановить пораженную человеческую природу.

2. Бог сотворил человеческую природу и требует от нее лишь того, что она в состоянии выполнить. Таким образом, Пелагий делает бескомпромиссное утверждение о том, что «поскольку человечество способно на совершенство, это совершенство является обязательным». Нравственная строгость этой позиции и ее нереалистичный взгляд на человеческую природу лишь укрепили позиции Августина, который разрабатывал альтернативное понимание более нежного и доброго Бога, стремящегося исцелить и восстановить пораженную человеческую природу.

Можно сказать, что Августин считал, что человечество рождается с греховным предрасположением как частью человеческой природы, с наследственной склонностью к греху. Иными словами, грех вызывает грех. Состояние греховности порождает индивидуальные гре­ховные действия. Августин развивает эту мысль, проводя три аналогии первородный грех как «болезнь», как «сила» и как «вина».

Источник

Конспект лекций по предмету “Хамартиология и хагиология”

хамартология учение о грехе

Конспект лекций по предмету «Хамартиология и Хагиология».

Часть 1. Хамартиология.

Часть 2. Хагиология.

Компания Zogby International провела в различных странах мира опрос среди верующих, причисляющих себя к нескольким религиозным конфессиям. Его тема касалась того, насколько религиозные люди уверены в неотвратимости Божьего наказания за всякого рода грехи, сообщает Washington ProFile.

24% православных россиян, 76% мусульман – жителей Саудовской Аравии, 60% американцев, 53% индусов и 33% католиков из Перу придерживаются мнения, что за несоблюдение канонов своей религии Божья кара постигнет их как при жизни, так и после смерти.

24% россиян, 15% саудитов, 15% американцев, 26% индусов и 40% перуанцев убеждены, что Божественный промысел накажет недостойных только при их земной жизни. Больше всего скептиков, считающих, что Всевышний вообще не будет карать человека за прегрешения, проживает в Израиле (31%), США (24%), России и

Южной Корее (соответственно – по 17%).

Ниже нам предстоит узнать, что же говорит об этом Библия. Заодно мы узнаем, как появился в мире грех, каким образом можно от него избавиться, а также бывают ли непростительные грехи и каковы их признаки.

Грех – это сознательное или несознательное нарушение Божьих заповедей, вложенных в духовную природу человека (моральные заповеди) или известные нам из Библии (духовные заповеди). Иными словами, что такое святость и ее антипод грех – мы не можем узнать самостоятельно, но познаем либо из собственной совести, которая не зависит от нашего сознания, либо из библейских свидетельств. Разумеется, свидетельство совести более слабое и ненадежное по отношению к библейскому, но оно реально. Библия – это точный компас, указывающий правильное направление, а общечеловеческое нравственное чувство – это различные приметы, по которым труднее определить это направление, но все же возможно, особенно когда отсутствует библейское свидетельство.

Основные характеристики греха:

Грех есть приобретенная наследственно, подсознательно или сознательно неспособность знать и исполнять Божьи заповеди.

Грехи могут быть периодическими или постоянными, редко встречающимися или часто, малыми или большими. «Не делает греха… не может грешить» (1 Ин. 3:9) – совсем или постоянно? Настоящее время глагола «грешить» в этом тексте подсказывает значение «продолжать грешить». Христианин в своей жизни допускает некоторые грехи, но всякий раз он стремится от них очиститься через покаяние. Он не имеет привычки грешить, поскольку его «чувства приучены к различению добра и зла».

Первым грешником Библия называет сатану, который до свого отпадения от Бога был херувимом (см. «от начала» Ин. 8:44; ср. Иез. 28:14, 16). Это значит, что корень греха гнездился в свободной воле Божьих созданий, паразитируя на Божественной милости и уважении к человеческой свободе. Завидуя сотворенному человеку, сатана путем искушения ввел его в грех, в результате чего все человечество унаследовало ряд негативных последствий, прежде всего, смертность и подсознательную греховность (см. в Рим. «закон греха и смерти»). Однако, в Едеме согрешившего человека оставила лишь оправдывающая благодать, предварительная же благодать сохранилась, тем самым позволив частично нейтрализовать последствия первого грехопадения. В частности, благодаря ей, грешное существо сохранило способность нуждаться в Боге, реагируя на Божье предложение спасения личным покаянием и верой (Мк. 1:15; Деян. 20:21).

Характер человеческой греховности описан апостолом Павлом в тексте Рим. 7:18-19. Этот текст показывает нам то, что в падшей природе грешника осталось «желание добра», но исчезла способность к совершению добрых дел («чтобы сделать оное»). Это объясняет то, почему своими добрыми делами никто из людей не мог быть спасен, а также то, что грешному существу был предоставлен Богом новый путь спасения – по благодати, который в Едеме был лишь обещан до наступления определенного Богом времени. Правда, избранный Богом быть носителем Божественного Откровения народ попытался достигнуть себе праведность по делам, но потерпел поражение. Таким образом, к Приходу Спасителя на землю, весь мир осознавал свою полную зависимость от внешней помощи, состоящей в избавлении их от своих грехов.

Для того, чтобы мы знали уровень своего духовного состояния Бог допустил существование соблазнов, постоянно испытывающих крепость веры в нашей жизни.

Три источника искушений:

«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). В мире господствуют такие идеалы: культ удовольствия (похоть), культ мошенничества (зависть) и культ насилия (власть).

Тем не менее, в искушении присутствуют три участника, а не два:

1) искушающий сатана;

2) искушаемый человек;

2) допускающий искушение Бог.

Это значит, что Бог не оставляет человека сам на сам с искушением, как написано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Поэтому Бог всегда рядом с теми, кто подвергаются с Его изволения определенному испытанию.

В Послании к римлянам апостол Павел различает «грехи» и «грех». Первые это личные грехи человека, второй – «закон греха и смерти», действующий в нашей плотской природе вопреки нашей воле (см. Рим. 7:18-19). Последний в богословии признано называть «первородным грехом», унаследованным всем человечеством в результате грехопадения первых людей. Есть много других различий между грехами, определяемые по разным признакам (видимые (в поступках) и невидимые (в мыслях), большие и малые, сознательные и несознательные, оправдываемые и неоправдываемые, систематические и несистематические и т.д.).

При этом важно отличать количественный показатель греха от качественного. Иллюстрация 1: Однажды к священнику пришла женщина с просьбой простить ее за то, что она оклеветала его перед односельчанами. При этом она выразила готовность любой ценой загладить свой грех. В ответ на это, он послал ее купить петуха, общипать его и принести ему перья. Она так и сделала. Тогда он велел ей рассыпать перья по всей улице, на которой стоял его дом. Когда она это сделала, он сказал ей: «Теперь тебе осталось собрать все эти перья. И тогда ты сможешь загладить свой грех».

Иллюстрация 2: К пастору пришла женщина, сокрушаясь о грехе совершения аборта. Поскольку она никак не могла успокоиться и поверить в то, что Бог ее может простить, пастор решил преподать ей следующий урок. Он спросил ее: «Кому легче раскаяться и исправить свою ошибку: тому, кто сделал много мелких грехов, или тому, кто сделал один большой грех?» Она ответила: «Не знаю». Тогда он продолжил: «Если представить себе эти грехи камнями, которые были разбросаны везде. У первого человека много мелких камней, а у второго – только один, но большой. Кому же из них легче найти и убрать свои камни?» Тогда она ответила: «Тому, у кого только один камень». «Вот так и тебе легче справиться с одним, хоть и большим грехом, чем многим людям, не обращающим даже внимания на свои мелкие грехи. Ты ничем не хуже их». Тогда эта женщина смогла поверить в Божье милосердие даже к тяжело согрешившим грешникам.

Общая классификация грехов:

1) грехи доктринального характера (заблуждения, ереси);

2) грехи нравственного характера (алчность, похоть, эгоизм).

Доктринальные грехи поражают мышление человека, нравственные – его чувства, но, в конечном счете, все зависит от воли: оправдает ли она то или другое или нет. Человек призван господствовать над отрицательной (произвольной) частью своей воли, поэтому соблазн может лишь уменьшить его ответственность, но не убрать ее совсем. Сатана был совершеннейшим существом, зная Божественную истину и испытывая к Богу любовь, но его воля пожелала большего, чем он обладал, и злоупотребила свободным выбором, в результате его знание перестало быть спасительным, а любовь была утрачена.

Детальная классификация грехов:

А) грехи протии Бога;

Б) грехи против ближнего;

В) грехи против самого себя.

А. Грехи против Бога:

Б. Грехи против ближнего:

В. Грехи против самого себя

Специальная классификация грехов:

А Грехи неведения (невежества);

Б. Грехи заблуждения (ереси);

В. Грехи несознательные (власть «греха»);

Г. Грехи сознательные (личные).

Д. Непростительные грехи.

А. Грехи неведения (против познания):

Б. Грехи заблуждения:

В. Грехи несознательные (неумышленные):

Г. Грехи сознательные (умышленные):

Д. Непростительные грехи.

Непростительные грехи – это не перечень т.н. «смертельных грехов», известных в католицизме и православии, но любые грехи, которые совершаются вопреки Божьим спасительным усилиям и превышают меру Божьего долготерпения (Быт. 15:16; Иер. 5:28; Дан. 8:23; Мф. 23:32; 1 Фес. 2:16). Самый опасный грех – это грех, парализующий способность к покаянию, поскольку в таком случае нет возможности получить Божью милость его прощения. Непростительные грехи называются в Писании различным образом: «хула на Духа Святого», «грех к смерти», «произвольный грех». Этими грехами или вернее одним грехом могут согрешить как неверующие люди, так и верующие, которых объединяет упрямое противостояние Богу.

Поскольку Бог желает не только наказать грешника, но и исправить его, Он обладает огромной степенью долготерпения ко греху. При этом Его терпимость к различным грехам различна. У Бога существует наибольшая терпимость к грехам незнания, поскольку Он работает над сознанием человека, освобождая его от различного рода предрассудков и заблуждений. Другие же грехи Им прощаются безусловно (непроизвольные грехи: грехи невнимательности, неосторожности, забывчивости, спешки, страха, конфуза, нервного срыва и т.д.). Бог терпит те грехи, которые были сделаны, например, по причине неопытности или неправильного понимания вопроса святости и греха. Иногда даже случается такое, что одного человека Бог может судить за один и тот же грех, а другого миловать, поскольку последнего нужно еще научить истине. Например, если кто-то неправильно обличил брата и это привело к каким-то проблемам, Бог смотрит, знал ли обличающий брат истину о правильном способе обличения. Если нет, Он может его простить, а если знал, тогда Он может спросить его за это, причем самым строгим образом (Иак. 4:17).

По этой причине все грехи христианина или неверующего человека подразделяются на две большие группы: извинительные и неизвинительные. К первым относятся грехи следующих категорий: грехи недопонимания или слабости разума, грехи неумения или слабости воли и грехи несдержанности или слабости чувств. Ко второй все случаи греха, когда мы грешим отнюдь не от того, что наши воля, разум или чувства слабы, а потому что наш грех не зависит от каких-либо вынуждающих факторов.

Зависимость вины человека от степени посылаемой ему благодати:

Существует два вида Божьего наказания:

Суть наказания Божьего состоит в полном или частичном, окончательном или временном лишении Его защиты и покровительства, которые отдают человека во власть сатаны или собственных ошибок. В целом же цель наказания Божьего – исправить, а не осудить, поэтому оно есть особый способ Его попечения или даже благословения. Большая честь для нас, что Бог предупреждает нас от опасности еще худшего падения, защищая нас от нас самих. И лишь в случае систематического и упорного ожесточения человека Бог может оставить грешника окончательно и бесповоротно (навсегда). В таком случае Бог наказывает либо и временно, и вечно, либо не наказывает временно или на земле (Пс. 72:4), но наказывает вечно или в потусторонней жизни. Не существует спасительного наказания без покаяния человека. Иными словами спасения через просто наказание не существует (Евр. 12:4-11).

Церковное наказание призвано соответствовать Божьему, поскольку Церковь является исполнительницей воли Божьей на земле.

Виды церковного наказания:

Правильное наказание учитывает не только факт самого греха и размер его последствий, но личное отношение человека с собственному проступку, указывающее на степень его привязанности ко греху. Опасность греха зависит не столько от разновидности конкретного греха, сколько от степени увлечения этим грехом. Давид согрешил сильнее за Саула, однако не был привязан ко греху настолько сильно, чтобы не пожелать раскаяться в нем, отказавшись от самооправдания в пользу самоосуждения своего проступка. Саул согрешил слабее, но дал место сатане не только в своем теле, но и в душе. По этой причине для определения духовного состояния какого-либо человека огромное значение играет определение степени его привязанности ко греху.

Различия в степени греха:

Для применения соответствующей меры дисциплинирования виновного важно определить, осуждает и борется ли человек со грехом или его поощряет и оправдывает. Но даже и в последнем случае не всегда оправдано применять быстрое и сильное наказание. Обычный христианский подход к греху – это максимальная терпимость, значит постепенность применения наказания. Лишь в крайних случаях (бесчинство, распространение ереси, соблазн) возможно применение наивысшей меры наказания.

Однако любой грех таит в себе смертельную опасность, если не будет исповедан и прощен (Иак. 2:10-11). «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона».

Особенно опасны навязчивые грехи, пленяющие человеческую волю (Мф. 5:27-30): «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Все это говорит о том, что даже в аду и в раю награды и наказания будут разные.

В тексте Мф. 5:21,22 Христос представляет три разные степени наказания:

1) «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»;

2) «кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону»;

3) «а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной».

О различии вины говорит и текст Лк. 12:47-48:

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Наконец об этом упоминает текст Откр. 20:11,12: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

Освящение – это процесс реального удаления от греха и приближения к Божьим нормам поведения. Его следует четко отличать от вопроса оправдания, который является моментом или началом спасительного состояния примирения с Богом. Основной мотив освящения – благодарность Богу за даром полученное спасение, а не заслуживание его или отработка аванса. Божья воля состоит в освящении того, кого Он спас от наказания за грехи.

Святой – это не тот, кто не грешит, а кто очищается от своего греха в Крови Иисуса Христа. Поэтому Источником нашей святости является Бог, мы же – лишь ее потребители. «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).

Существует два значения слова «святость»:

Первое говорит о вменении нам прощения грехов, заслуженное Иисусом Христом, второе – об уподоблении нравственной природе Бога. Первое есть пассивное и позиционное освящение, второе – активное и динамическое. Первое есть принятие даров благодати вменения, второе есть усвоение даров благодати преображения. Как вменение, так и преображение достигается верой в соответствующие Божьи обетования, хотя вера в преображение сильнее за веры в вменение. Вменение нам Божьей святости (прощение) является условием и началом динамического освящения (преображение), поэтому они тесно связаны друг с другом.

Глагол «святить» означает также «почитать», поклоняться», «уважать».

Цель освящения христианина – уподобление нравственному характеру Иисуса Христа.

Процесс освящения вовлекает в свою сферу всю личность человека (Лк. 10:27):

Хотя христианин и призван к совершенству в деле освящения (Мф. 5:48), его это требование является относительным, а не абсолютным, поскольку исходит из реальных возможностей человека. В силу слабости своей веры он не может быть совершенным в подражании Богу. Например, совершенными или непорочными были Ной, Авраам, Иов, Моисей и другие Божьи мужи, однако у каждого из них все же были определенные недочеты и недостойные проступки. Тексты Кол. 1:28; 4:12 говорят о том, что освящение – это процесс всей жизни христианина.

Праведность – это не безгрешность (Иак. 3:2), а искреннее желание быть свободным от греха (Мф. 5:6,8), стремление к лучшему (Евр. 11:16) и готовность бороться против греха всеми своими силами, хотя они и ограничены. Это непрестанное продвижение по пути освящения, а не достижение его конца.

Библейское понятие «совершенства» это стойкость в вере (1 Пет. 5:10) и любви к Богу, а не абсолютная безупречность в поведении. Даже те библейские герои, о которых было сказано как о «непорочных» и «праведных», имели некоторые пороки, все равно ставившие их в положение зависимых, разумеется, не от справедливости, а от милости Божьей (Тит. 3:5; ср. Иак. 2:13).

Сторонники возможности достижения безгрешности христианина на земле обращаются к теме возрождения, якобы полностью уничтожившего греховную природу человека. Однако в действительности возрождение не уничтожает действие «первородного греха» полностью, а лишь ограничивает его, лишая принудительной власти над человеком (Рим. 6:12, 14). Принудительная сила греха означает то, что человек не может ей сопротивляться. Сила же непринудительная означает возможность преодоления греховного влияния. По этой причине лучше было бы называть грех в жизни невозрожденного человека властью, а в жизни христианина просто влиянием.

Христос в тексте Мф. 18:15-20 определил порядок обличения согрешившего против нас брата:

Цель обличения – не осудить, а «приобрести брата», поэтому обличать нужно очень умело, как делается операция: удалять лишь самое негодное. Недопустимо оскорбление личности провинившегося брата. Даже при отлучении нужно сделать так, чтобы брат знал, что его ждут назад с покаянием.

Что делать при упорном оправдании и нежелании каяться? Грех греху разница, поэтому не на всяком покаянии следует настаивать. Например, можно ли судить брата за то, что тот работает в воскресенье? У него может быть проблема вынужденных обстоятельств, которую можно разрешить со временем. Можно ли обличать за пропуски собрания? В целом, можно, но в частности могут существовать неожиданные обстоятельства или особые цели, более важные в данное время. Конечно, существует возможность умышленного злоупотребления святым днем. Но и в данном случае, наше дело подсказать, а не сразу предавать анафеме. Если таковые успеют искренно покаяться, Бог спасет их как головню из огня, нет – погибнут. Но не нам судить.

Тем не менее, здесь существует и другая проблема. Есть множество христиан с виду безупречных, как фарисеи. Никто никогда не заметит того, что они где-то нарушат внешние нормы, однако внутри они исполнены зависти, гордости, тщеславия, грязных устремлений. Внешняя святость это еще не все для Бога. Ему нужно не наше, а мы сами. Христос сказал, что суббота не может быть самоцелью именно потому, что существуют ситуации, которые Бог пожелал учитывать, хотя и не все желают последовать Ему в этом.

В любом деле есть злоупотребления. Будете судить их строго, Бог будет судить Вас тем же образом и тою же мерою. Подайте лучше добрый пример, и это достигнет цели намного быстрее и безболезненнее. Напротив, обличение с пеной во рту напоминает старшего брата из притчи о блудном сыне, поскольку тот втайне завидовал разгульной жизни своего брата, а для Бога греховный умысел равнозначен действию. “Праведный сын” служил отцу лишь за козленка, а не из любви. Сохрани нас Бог от такого служения!

Христианин может отпасть от Божьей благодати только в том случае, когда «оставляет» (2 Пет. 2:15; Иуд. 5; Евр. 10:35) или «отвергает» (Мф. 21:42; Лк. 7:30; 12:9; Ин. 12:48; Деян. 13:46; 2 Пет. 2:1; Иуд. 4; 1 Тим. 5:12; Евр. 10:28-29) свою «первую любовь» (Откр. 2:4) или совесть (1 Тим. 1:19), что ведет к грехам внешнего характера (в поступках). Иными словами, спасение можно потерять лишь отказавшись от некогда обещанных Богу покаяния и веры, но не от дел, которые являются лишь следствием первых. Бог любит нас вне зависимости от наших дел, но в зависимости от нашего отношения к ним, поскольку зачастую мы согрешаем против нашей воли. Хотя этим и можно злоупотреблять в церкви, для Бога важны наши “чистые мотивы” (Пс. 50:19). По этой причине в Писании очень высоко ставится вопрос о чистоте и искренности сердца (3 Цар. 3:6; 9:4; 1 Пар. 29:17; 2 Пар. 19:9; Иов. 33:3; Пс. 23:4; 50:12; Мф. 5:8; Лк. 8:15; Деян. 11:23; 1 Пет. 1:22; 1 Тим. 1:5; 2 Тим. 2:22; Евр. 10:22).

Все зависит от того, какую меру грехов человек совершил, к чему имеется и мера Божьего долготерпения (Быт. 15:16; Иер. 5:28; Дан. 8:23; Мф. 23:32; 1 Фес. 2:16). При этом под «мерой грехов» мы понимаем формальный признак, указывающий на степень сердечной привязнности человека ко греху, а не просто их количество. К текстам Писания, упоминающим непростительный грех, относятся следующие: «хула на Духа Святого» (Мф. 12:31), «грех к смерти» (1 Ин. 5:16), нежелание испытывать или судить самого себя (1 Кор. 11:27-32), отказ от духовного совершенствования, не подлежащий обновлению покаянием (Евр. 6:1-6) и «произвольный грех», не подлежащий прощению (Евр. 10:26-27).

Возможность отпадения не всегда означает и необратимость этого отпадения. Есть отпадение обратимое, когда человек лишается лишь полноты благодати, не лишаясь при этом ее частичного выражения, доступного всем неверующим людям. Есть же отпадение необратимое, когда человек остается не только без спасительной благодати, но и предварительной, лишаясь навсегда возможности спасения. Последнее и означает «ожесточение» Божье или оставление человека без «влечения Отца», доступного всем людям (Ин. 6:44; Рим. 2:4). Так или иначе, но вопрос обратимости также второчен для нашей темы.

Наконец, есть еще одна группа библейских лиц, которую обычно имеют в виду, когда речь заходит об отпадении. Это те, кто никогда не был «нашим» (1 Ин. 2:19), о ком Сам Господь сказал, что никогда «не знал» их (Мф. 7:23). Фактически, эти люди никогда не могли отпасть от веры, поскольку никогда ее не имели. К ним можно отнести Симона волхва и людей из текста Ин. 2:23-25 или Деян. 19:1-7.

Грех верующего совершается внутри состояния спасения, а грех неверующего внутри его осуждения, поскольку Божья благодать прощает исповеданные грехи, чего неверующие люди обычно не совершают. Это не значит, что Бог Своим прощает абсолютно все. Напротив, именно потому, что от Своих он ожидает большего, Он и снисходит к их неудачам и ошибкам, которые неизбежны на пути их духовного возрастания. Христианин теперь участник Божьего завета, а потому и требования к нему увеличены, но не до того, чтобы не считаться с его природной ограниченностью: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс. 129:3). По этой причине процесс освящения не прекратится никогда, даже в вечности. «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11).

Соответственно существуют различные наказание и для христиан, согласно текстам 1 Кор. 5:13; 15:30-32:

1) отлучение от общения с церковью;

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11).

«От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:30-32).

Как понимать некоторые тексты Писания, которые якобы указывают на возможность получения прощения каких-то грехов в потусторонней жизни? Например, хула на Духа не простится ни в этом, ни будущем веке, значит есть возможность прощения иных грехов даже в будущем веке? Или написано: «не потерпит вреда от второй смерти», значить есть возможность избежать второй смерти, в ней оказавшись. Или: «Невеста приготовила Себя», значит она очистилась от каких-то грехов или неопрятностей в будущей жизни. А также: «Листья для исцеления народов».

Все эти места Писания говорят об очищении уверовавших людей, которые в силу каких-либо причин, от них не зависящих, не могли исповедать свои грехи на земле, но эти грехи не были достаточными для того, чтобы лишить их спасения. Однако этим положением нельзя злоупотреблять, как и тем, что написано: «впрочем спасется как головня из огня». Некоторые считают, что можно грешить здесь на земле, поскольку там, в вечности им все равно будет предоставлена возможность покаяния. Однако это ложное учение. В вечности будут очищены грехи или признаны ошибки не любые, а совершенные по неведению, подсознательно или неумышленно. Разумеется, ни о каком загробном чистилище, представляющем (тем более неверующему) человеку дополнительный шанс спасения, в данных текстах Писания речи не идет.

В вечности будет различие в степени наград, поскольку в Писании мы находим различие в степени Божьих заповедей:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23);

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13);

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-39).

Заметьте, вторая заповедь не равна первой, но только «подобна» ей. Это значит, что в случае столкновения этих заповедей, нужно следовать большей. Если родители или представители власти выступают против твоего спасения, ты можешь их не слушать, хотя во всех остальных случаях обязан им повиноваться.

Существуют различия в степени любви:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)

Не исключена и возможность получения спасения без каких-либо наград, «как головня из огня»:

«У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:14,15).

Несмотря на то, что на построенном и добытом Голгофскими трудами Иисуса Христа «основании», он ничего не смог «построить» надежного, он может быть спасенным как головня «из огня» (Иуд. 23; 1 Кор. 3:15). Однако нужно учесть, что изначально игнорирующий старание никогда не сможет оказаться в положении такой «головни», поскольку Божьей милостью невозможно злоупотреблять безнаказанно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *