Хаммер американская военная машина
Хамви. Агрессивный вездеход
У США внушительный опыт военных операций в самых разных частях света, исходя из этого опыта, в 1979 году армия США довольно чётко сформулировала требования, которым должен соответствовать новое «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство», HMMWV в английской аббревиатуре. По заданию автомобиль должен был обладать отличными внедорожными характеристиками, высокой грузоподъемностью, быть защищенным от серьезных повреждений шальной пулей. А так же целый ряд достаточно конкретных требований: иметь клиренс не менее 41 см, подниматься по прямой на 60-градусный подъем и по диагонали на 40-градусный, иметь воздухозаборник на верхней правой части крыла и так далее.
Госконтрактом заинтересовалась 61 компания, однако свои концепты госкомиссии представили только три из них. Армия запросила от участников конкурса 11 автомобилей, которые были испытаны в самых разных дорожных и климатических условиях. И наконец, в 1983 году заказчик заключил контракт на первую партию из 2 334 с компанией AM General, являющейся дочкой American Motors Corporation. А широкую известность и культовый статус этот брутальный военный инструмент получил после войны в Персидском заливе 1991 года.
Изначально, HMMWV был разработан как командирский автомобиль и легкий грузовик, не предназначенный для использования в бою, однако практика показала, что в условиях городских военных кампаний, мирные условия могут превращаться в боевые молниеносно. С технической точки зрения Хамви был неплохо подготовлен к таким условиям, однако его пассажирский отсек становился легкой мишенью, так что в 1993 году AM General получила заказ на бронированную версию внедорожника. Компания AM General, выпускавшая автобусы и такси, практически полностью переключилась на производство Хамви.
С инженерной точки зрения, HMMWV по-настоящему гениальный автомобиль. У него абсолютно плоское днище, все механизмы, которые могут пострадать на бездорожье убраны выше днища. Разумеется, вездеход имеет полный привод, но что не свойственно для серьезных проходимцев – у него независимая подвеска всех четырёх колёс, которые вращаются не напрямую, а посредством колесных редукторов, а полуоси входят в их верхнюю часть. Тормозные диски убраны наверх, к редуктору. Разумеется, у столь серьезного внедорожника есть все блокировки и гребёт он даже тогда, когда цепляется единственным колесом.
У Хамви огромное количество вариантов использования: командирский джип, десантный автомобиль, скорая помощь, платформа для реактивных снарядов и миномётов. Он может преодолевать брод 76 см, а при дополнительном оснащении плавать или двигаться по дну на глубине 1,5 метров. Существует множество вариантов бронирования и вооружения, в зависимости от условий эксплуатации.
Между прочим, не все автомобили с этой узнаваемой внешностью являются HMMWV, в зависимости от задач, для которых разрабатывался автомобиль, обладая всё той же внешностью он может именоваться SCTV или ECV и технически представлять из себя совершенно другой автомобиль.
HMMWV заказывает армия и полиция в разных уголках мира, некоторые приобрели лицензию на самостоятельное производство и так же адаптируют его под свои задачи, внося изменения в первоначальную конструкцию. Кроме того, многие армии мира, увидев сильные стороны и успехи американского внедорожника, заказали для своих нужд подобные автомобили у своих производителей, и зачастую, те как конструктивно, так и внешне, во многом повторяют Хамви.
Тем не менее, сами Штаты в последнее время заказывают всё меньше легендарных внедорожников. Дело в том, что с момента его разработки сильно изменился характер вооруженных конфликтов, в которых они задействованы. Если он разрабатывался для применения в открытых конфликтах с регулярной армией, то сейчас американская армия всё чаще борется с партизанами и террористами, которые могут атаковать когда и где угодно любую технику и колонну. И HMMWV достаточно проблематично подготовить для такого рода атак. На текущий момент существует уже более подходящая техника
Начиная с 2014 года Хамви можно официально купить с аукционов, которые проводит армия США. Это как внедорожники первых лет выпуска, так и достаточно свежие, штабные, с минимальными пробегами, и нюхнувшие пороху, с внушительными цифрами на одометре. Все они продаются в «минимальной» комплектации, без брони и спецоборудования. Так же сейчас их можно приобрести и на вторичном рынке. Разумеется, вам известно о существовании гражданской версии Hummer H1, появившейся на волне популярности армейского вездехода, и о нем мы поговорим в следующий раз.
Теперь бронированный: возрождение американского Humvee
Серийные Хамви
В начале 1990-х годов все эти обстоятельства заставили AM General приступить к модернизации своей автотехники, которая выразилась в переходе на промежуточные семейства Хамви А1 и А2. Обновленные, чуть облегченные и более скоростные машины второго поколения получили новые двигатель, коробку передач и усиленную раму, но в остальном их общая конструкция практически не изменилась.
Базовый 160-сильный автомобиль М-1097А2 второго поколения с лебедкой
В этом семействе единым базовым шасси стал двухтонный автомобиль М1097А2 в разных комплектациях, оснащенный лишь двумя новыми агрегатами – 6,5-литровым дизелем V8 мощностью 160 л. с. и автоматической четырехпозиционной трансмиссией с двухрежимной раздаточной коробкой. Прежними остались централизованная система вентиляции узлов трансмиссии, независимая рычажно-пружинная подвеска и вентилируемые дисковые тормоза.
Машина M1097A2 со съемным контейнером и прицепом (фото MO Польши)
Автомобиль по-прежнему оснащался двух- или четырехместными кабинами и открытой грузовой платформой для перевозки грузов, боевого расчета и установки различного вооружения. По заказу его комплектовали лебедкой, системой подкачки шин, защитой ходовой части, ограждением радиатора, комплектами для преодолевания водных преград и работы в особых климатических зонах.
Открытый четырехместный автомобиль M1097A2 с 106-мм безоткатным орудием
Машина M1097A2 для выполнения специальных операцией с 20-мм пушкой
Шасси M1097A2 с бронекабиной и зенитно-ракетной системой Avenger (фото автора)
По сравнению с моделью М998 дорожный просвет сократился до 390 мм, максимальная скорость возросла до 113 км/ч. Собственная масса увеличилась до 2,7 т, полная допустимая составила 4,7 т.
Модернизированные варианты машин первого поколения М966А1, М1025А2, М1026А2, М1044А2 и другие, снабженные закрытыми четырехместными корпусами, предназначались для несения различного вооружения – от 5,56-мм пулемета до противотанковых ракетных комплексов TOW и мощных зенитных систем Avenger. Одновременно в производство поступили улучшенные санитарные версии М997А2 и М1035А2 с разными кузовами.
Параллельно с середины 1990-х компания AM General занималась проектированием и изготовлением небольших партий пробных машин будущего глубоко модернизированного семейства. На них были опробованы перспективный силовой агрегат мощностью 190 л. с., новая автоматическая трансмиссия и сварные бронированные корпуса с пуленепробиваемыми стеклами и открытыми полноповоротными башнями, которые впоследствии применялись на сериях М1151/1152 и M1165/1167.
Первой в этом небольшом семействе стала простая небронированная машина М1113 с двухместной кабиной и открытым цельнометаллическим кузовом, применявшаяся для перевозки войсковых контейнеров и монтажа спецнадстроек массой до 2,5 т.
Автомобиль-шасси M1113 для перевозки контейнеров и монтажа надстроек
Специализированная американская компания O’Gara-Hess & Eisenhardt разработала и представила свою опытную модель М1114 – первую машину с полностью бронированным корпусом, особо прочным полом боевого отсека и открытой башней. Эта конструкция обеспечивала защиту экипажа не только от пулеметного огня, но и от воздействия разорвавшихся под днищем гранат и пехотных мин. Впоследствии она достаточно широко применялась в мелких вооруженных конфликтах и локальных войнах.
Полностью бронированный автомобиль М-1114 с открытой пулеметной башней
Бронемашины M1116 (слева) и M1114 у здания компании O’Gara-Hess
Развитием этой модели в 1998 году стал наиболее защищенный вариант М1116 для ВВС США. Его оснастили более вместительным корпусом с дополнительной задней дверью, встроенным кондиционером и дополнительным радиатором, игравшим роль передней защитной плиты.
К этой серии относился также необычный для войсковой службы небронированный многоцелевой бескапотный автомобиль COHHV на шасси М1097А2 с 190-сильным двигателем, «нормальным» бортовым кузовом или низко расположенной грузовой платформой для транспортировки сменных контейнеров, выпушенный небольшой пробной партией.
Легкий 2,5-тонный бортовой автомобиль COHHV на шасси М1097А2
В начале 2000-х годов на шасси М1114 для национальных вооруженных сил греческая фирма ELBO разработала и приступила к сборке весьма оригинальных машин. Это были две базовые модели М1114GR и М1118GR с 130-сильным двигателем и корпусами увеличенного объема с плавными очертаниями и защитными элементами из синтетического карбона, имевшими цельное пуленепробиваемое лобовое стекло и упрочненную крышу для несения тяжелых ракетных систем.
Греческая бронемашина М1118GR с обтекаемым корпусом израильской фирмы Plasan
В середине 2000-х годов массовые поставки Хамви в районы военных конфликтов потребовали срочного перехода на новые глубоко модернизированные машины третьего поколения М1100. С тех пор в него входят более эффективные и безопасные автомобили с новым 6,5-литровым дизелем с турбонаддувом мощностью 190 л. с., который собирает моторное отделение General Engine Products, собственной автоматической трансмиссией, электрооборудованием напряжением 14 или 28 вольт и стальными бронекорпусами с мощным башенным вооружением. При этом конструктивной основой новой техники остаются прежние доработанные шасси.
190-сильная машина M1151A1 третьего поколения с новым бронекорпусом
Его вариантом стал пикап М1152А1 с короткой бронекабиной и многоцелевой бронекапсулой в кузове, служившей для перевозки военнослужащих, сидячих или лежачих раненых. Еще одной разновидностью стал открытый высокобортный коробчатый бронированный кузов-ограждение с двумя продольными сиденьями, задней входной дверью и несколькими пулеметными установками, получивший прозвище «коробочка».
Двухместный пикап М1152А1 с санитарной бронированной капсулой
Машина М1152А1 со шкворневыми установками для пулеметов на бортах кузова (фото автора)
Запас хода этих машин составляет всего лишь 402 км. Дорожный просвет – 437 мм. Полезная нагрузка колеблется в границах от 800 кг до 2,3 т, полная масса достигает 5,5 т. На спущенных шинах они способны проехать расстояние 48 км со средней скоростью 48 км/ч.
Основой второй части семейства М1100 является 2,2-тонный автомобиль М1165А1 с короткой или двойной бронированной кабиной, усиленной бортовой платформой, плоской противоминной защитой днища и модернизированной подвеской, позволившей до максимума увеличить дорожный просвет (462 мм). Машина предлагается в многочисленных версиях с разными видами легкого вооружения и специального оснащения, причем в ряде исполнений количество пулеметов на одной машине достигает шести–восьми единиц.
Боевая машина М1165А1 с мощным бронекорпусом и остекленной башней
Специальный вариант M1165A1 Special Ops представляет собой облегченную машину быстрого реагирования с открытой четырехместной кабиной и несколькими крупнокалиберными пулеметами на крышевой установке и боковых поворотных столах.
Пулеметный вариант M1165A1 Special Ops для выполнения спецопераций (фото автора)
Машина М1167A1 с противоминной защитой и дистанционным боевым модулем (фото автора)
Тяжелый бронетранспортер вооружения M1167 с ракетным комплексом TOW
Незаметное понижение центра тяжести привело к уменьшению дорожного просвета (401 мм). Собственная масса автомобиля возросла до 5,1 т, его полная масса – около 6 т. Шасси серии М1100 послужили основой для специализированных исполнений серийных Хамви, изготовлением которых занимаются небольшие фирмы разных стран.
Машина М1165 в «навороченном» варианте американской фирмы Ibis Tek (фото автора)
На них устанавливаются силовые агрегаты мощностью до 300 л. с., новые виды автоматических трансмиссий, кустарные застекленные бронированные башни, напоминающие садовые беседки, дополнительные прожекторы и навесные канистры, лебедки, шанцевый инструмент, жесткие сцепные приспособления и толкающие плиты для прокладывания пути.
Многоцелевые автомобили Humvee новых поколений в вооруженных силах разных стран мира:
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США
Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного успеха, позорного провала и скорого возрождения многоцелевого военного автомобиля, изначально рассчитанного на проведение патрульных и полицейских операций на широких и гладких улицах больших городов.
На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.
Пикап М998 первого поколения для перевозки личного состава (фото автора)
Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций
Предтечи
История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.
За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году — оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…
Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.
Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.
Пробный небронированный 160-сильный автомобиль ХМ998. 1981 год
По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.
Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.
Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год
Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.
Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями
Открытый транспортный вариант М998 для доставки военнослужащих
Двухместный пикап M1038 с лебедкой для транспортировки восьми солдат
Техника
Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.
Серийный открытый транспортер личного состава M998 (фото автора)
Тентованные пикапы HMMWV М998 международных сил НАТО в Косово
Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.
Серийный многоцелевой 130-сильный автомобиль M1038 (фото автора)
Модификации
Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.
Транспортер вооружения HMMWV М966 с противотанковой системой TOW
Закрытый башенный автомобиль М1025 с крупнокалиберным пулеметом
Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.
Многоцелевая машина HMMWV M1026 с лебедкой и люком в крыше
Тяжелый безбашенный (в прямом смысле слова) вариант HMMWV M1044 с легким бронированием
Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.