характеристика специальных принципов спортивной тренировки
Специальные принципы спортивной тренировки
2. Единство общей и специальной подготовок. Существует тесная взаимосвязь между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Это объясняется следующими закономерностями: чем шире круг умений и навыков, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новыми навыками и совершенствования освоенных ранее (перенос двигательных навыков); организм единое целое, следовательно, развивая одно качество (свойство, способность), попутно развивается в определенном соотношении другое (перенос двигательных качеств). При реализации данного принципа необходимо опираться на следующие положения: а) спортивная тренировка должна включать в себя как общую, так и специальную подготовку; б) содержание общей подготовки зависит от спортивной специализации, а содержание специальной подготовки зависит от фундамента, заложенного общей; в) необходимо соблюдать оптимальное соотношение общей и специальной подготовок (необходимо учитывать возраст спортсмена, квалификацию, спортивную специализацию, индивидуальные особенности, степень тренированности, этапа и периода тренировки);
3. Непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и многолетний процесс, звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа, периода, должно наслаиваться на результаты последующего. Интервалы между тренировочными занятиями должны регламентироваться таким образом, чтобы они обеспечивали развитие и совершенствование двигательных качеств и навыком, способствовали повышению спортивных результатов;
4. Единство постепенности увеличения нагрузок и тенденции к максимальным нагрузкам. Рост спортивных результатов происходит при неуклонном возрастании объема и интенсивности нагрузок как в одном занятии, так и изо дня в день. Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, в тренировку необходимо включать максимальные нагрузки, которые должны соответствовать квалификации, полу, возрасту, периоду и этапу тренировочного процесса. Максимальные нагрузки должны интенсивно увеличиваться, так как происходит адаптация организма к выполняемым нагрузкам;
5. Волнообразность и вариативность динамики нагрузок. В процессе тренировок надо изменять динамику нагрузок, параметры объема и интенсивность. Существует несколько вариантов варьирования параметров нагрузок:
Б) прямолинейно-восходящая динамика нагрузок. Данной форме динамики нагрузок характерны постепенное повышение объема и интенсивности нагрузки одновременно, параллельно. Например, от занятия к занятию, или с каждой неделей, месяцем тренировки. Как показывает спортивная практика, в первые годы тренировки возможны и целесообразны равномерные приросты объема до 30-45% в год, а интенсивности – до 15-20% (рис. 2.2.),
В) ступенчатая динамика нагрузки. В данном случае рост нагрузок чередуется с относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий. Это облегчает ход приспособительных процессов к тренировочной работе. В момент перехода от одной «ступени» к другой нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике. Такая форма динамики возрастания нагрузки позволяет осваивать более значительные нагрузки в меньший срок тренировки (рис. 2.3.),
Г) скачкообразная (пилообразная) динамика нагрузок. В этом случае характерны резкие повышения нагрузки до максимально доступного уровня на данном этапе тренировки для конкретного спортсмена, с последующим резким понижением до определенного уровня. Данная форма нагрузок предъявляет максимальные требования к функциональным и адаптационным возможностям организма. «Скачки» такого рода эффективно стимулируют развитие и совершенствование тренированности, но в связи с возникающей напряженностью во всех системах организма требуют от спортсмена высокого уровня подготовленности. Иначе такая форма динамики нагрузок обязательным образом отрицательно скажется на состоянии здоровья, и росте спортивных достижений (рис.2.4.).
Характеристика принципов спортивной тренировки.
Принципы тренировки – это наиболее важные педагогические правила рационально построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт.
Общепедагогические принципы:
1) Принцип сознательности и активности
Один из главных общепедагогических принципов в построении подготовки спортсменов. Для успеха спортивной подготовки важна сознательная деятельность спортсмена в процессе решения каждой задачи поставленной тренером (осознавать для чего и зачем решать те или иные задачи). Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
2) Принцип наглядности – предусматривает привлечение органов чувств человека: зрительная, звуковая, двигательная.
3) Принцип доступности доступно возрасту, индивидуальный подход.
4) Принцип постепенности.
Специальные принципы:
1. Направленность на максимально возможное достижение, углубленная специализация и индивидуализация. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования.
2. Единство общей и специальной подготовки. Наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей.
3. Непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (проникающий) эффект в направлении спортивной специализации; воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их; интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности,
4. Единство постепенности и предельности в наращивания тренировочных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсменов. Максимум нагрузки всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития.
5. Волнообразность динамики нагрузок. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Малые волны – микроциклы, средние волны – мезоциклы, большие волны – макроциклы.
6. Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.
7. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена
8. Возрастная адекватность многолетней спортивной тренировки
Воспринимать принципы нужно как основные правила и соблюдать их.
51. Техническая подготовка спортсмена ( место и значение технической подготовки в различных видах спорта, виды, задачи, средства и методы технической подготовки)
Основной задачей технической подготовки является обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности. Техническая подготовка связанна с процессом и этапами обучения.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена чтобы его техника отвечала следующим требованиям:
— Эффективность: (высокий конечный результат, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности).
— Стабильность техники (связанна с ее помехоустойчивостью, в независимости от условий, функционального состояния спортсмена).
— Вариативность техники (коррекция двигательных действий в зависимости от условий борьбы. Например: в лыжах).
— Экономичность техники (характеризуются рациональным использованием энергии).
— Минимальная тактическая информативность техники (техника, позволяющая скрыть тактический замысел и действовать неожиданно).
Средствами технической подготовки являются:
Различают: общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи: общая техническая подготовка: расширение фонда двигательных умений и навыков; воспитание двигательно-координационных способностей;
Специальная техническая подготовка: формирование умений и навыков выполнения соревновательных действий.
Условиями совершенного технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движения и уровня развития физических качеств.
Эффективность спортивно-технической подготовки обуславливает:
1) Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок;
2) Уровень предварительной подготовки;
3) Индивидуальные особенности;
4) Особенности избранного вида спорта;
5) Общая структура тренировочного процесса;
6) Единое целое, взаимосвязь с физической, психической, тактической спортивной подготовки.
52. Тактическая подготовка спортсмена и особенности её реализации в различных видах спорта.
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.
-изучение общих положений тактики избранного вида спорта;
— приемов судейства и положения о соревнованиях;
-изучение тактического опыта сильнейших спортсменов;
-освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;
-моделирование необходимых условий в тренировке и конкретных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями;
Реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
1)Создание целостного представления о поединке;
2)Формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;
3)Решительное и своевременное воплощение принятых решений;
1)Общая – направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.
2)Специальная – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
-во первых ориентированы на решение тактических задач;
-практически моделируют отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;
-в необходимом случае, моделируются и внешние условия соревнований;
В зависимости от этапа подготовки тактические упражнения используются:
а) в облегченных условиях;
б) в усложненных условиях;
в) максимально приближенных к соревновательным;
1)подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника;
2)подходы, связанные с ограничением пространства;
Для совершенствования тактического мышления необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию, принимать решения в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовки, предвидеть действия противников. (Основным специфическим методам совершенствования тактического мышления является – метод тренировки, как с реальным, так и с условным противником.)
Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики, необходимы:
-постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях в спортивной тактике, ее эффективных формах;
-систематическая «разведка» о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;
-обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;
-воспитание тактического мышления;
Факторы, влияющие на тактическую подготовку:
+ положение о соревнованиях
+ условия внешней среды
На этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям – методика тактической подготовки должна обеспечивать более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использованы в данном соревновании.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1395; Нарушение авторского права страницы
Принципы спортивной тренировки
Содержание
Принципы спортивной тренировки [ править | править код ]
Это приводит, помимо всего прочего, и к тому, что описывают разное количество принципов и категорий. Некоторые авторы называют 9 принципов тренировки, которые они разделяют по значению на следующие группы:
Другой автор описывает 14 принципов, которые разделяются им на четыре категории [3] :
Также существует описание 25 принципов, которые делятся на:
Наша цель — свести все эти принципы тренировки в упорядоченную систему, которая, с одной стороны, будет удобной для использования и поможет в планировании тренировок и, с другой — предотвратит возникновение мнимой противоречивости и дублирования понятий при описании принципов тренировки.
С этим связана и надежда на то, что «путем уменьшения нормативных ограничений можно увеличить свободу действий и широту применения на практике, а также вновь подчеркнуть важность творческой стороны и готовности тренера и спортсмена экспериментировать» [5]
Запомните: Основополагающими среди биологически-ориентированных принципов тренировки являются принцип индивидуальности и принцип вариативности видов тренировочных нагрузок. Они представляют собой базис для дальнейших общих рекомендаций по построению тренировки.
Принцип индивидуальности [ править | править код ]
Индивидуальные возможности спортсмена имеют очень важное значение при определении интенсивности тренировок. В случае, если установленная степень того или иного вида раздражения для спортсмена оказывается слишком слабой, желаемый эффект не достигается. Это приводит в данном случае к недостаточному напряжению функциональных систем организма, что противоречит необходимому условию адаптации. Если величина интенсивности раздражения находится слегка выше индивидуального эффективного рабочего порога того или иного спортсмена, то это раздражение имеет функцию поддержания и обеспечения стабильности имеющейся спортивной работоспособности. Аналогично этому (сильное) надпороговое раздражение может привести к значительному повышению спортивной работоспособности, в то время как слишком сильный надпороговый раздражитель может нанести ущерб определенным функциям. Индивидуальные качества спортсмена отражаются прежде всего на степени раздражения, которая представляет собой для него (высокий) надпороговый раздражитель. Поэтому при силовой тренировке в целях управления интенсивностью нагрузки используются процентные характеристики максимального силового воздействия или показатели восприятия нагрузки спортсменом, что дает возможность учесть его индивидуальные физические возможности. При тренировке выносливости играют важную роль не только управление интенсивностью и индивидуальное восприятие нагрузки, а также, например, процентные характеристики максимального потребления кислорода.
Принцип вариативности тренировочных нагрузок [ править | править код ]
Во время подготовительной фазы определяются и формируются основные аспекты спортивной работоспособности. В период соревнований в центре внимания находится прежде всего достижение спортивных результатов в течение определенного времени. В переходный период спортсмен отдыхает и расслабляется, что приводит к некоторой потере формы. Таким образом, годовое планирование тренировок, с одной стороны, обеспечит то, что пик спортивной работоспособности спортсмена будет достигнут к моменту начала соответствующих соревнований, и, с другой — позволит избежать состояния перетренированности и опасности возникновения синдрома «перегорания» (или истощения — англ, burn-out).
В случае силовой тренировки и тренировки выносливости особое значение имеет оптимальное соотношение нагрузки и отдыха. При этом «отдых» может рассматриваться как особый вид нагрузки — а именно ее отсутствие.
На Рис. 2 изображена модель суперкомпенсации. Тренировки в соответствии с этим графиком должны быть возобновлены тогда, когда процесс регенерации достигнет уровня выше исходного, наблюдавшегося до начала тренировок, т. е. непосредственно во время суперкомпенсации.
Если тренировка возобновлена в правильный момент, то результатом будет повышение спортивной работоспособности (Рис. 3).
Если же время для этого было выбрано неверно, то воздействие нагрузки оказывается или слишком ранним, или слишком поздним. В первом случае, когда повторный цикл тренировок проводится слишком рано, функциональные системы организма находятся на более низком уровне, чем исходный, и еще не готовы к соответствующему восприятию нового тренировочного раздражителя. Поэтому при этом не удается добиться повышения спортивной работоспособности и общим результатом является снижение уровня физических показателей. Период отдыха оказался в данном случае недостаточно продолжительным для организма, что является препятствием для адаптации. На Рис. 4 проиллюстрирован процесс снижения работоспособности. Данная концепция тренировки может в течение длительного времени быть успешной только тогда, когда сразу по окончании применения такой суммарной нагрузки наступает фаза отдыха, имеющая большую продолжительность. Данный метод может применяться в массовом спорте или оздоровительных спортивных мероприятиях только при определенных условиях.
Во втором случае, когда тренировки возобновлены слишком поздно, суперкомпенсация организма также «подавляется», чем определяется отсутствие тех функциональных возможностей, характеристики которых превосходили бы по уровню имевшиеся ранее, на исходном этапе. Проведение тренировок в это время в лучшем случае может служить сохранению спортивной работоспособности, но не повышению ее. Данный процесс представлен на Рис. 5.
Одна из проблем заключается, например, в том, что при использовании данной схемы в течение длительного или очень длительного времени не предусмотрено никаких ограничений роста работоспособности при условии, что в каждом случае «вовремя» применяется последующий раздражитель. Однако это противоречит реальности, т. к. в спорте речь не идет о безграничном повышении спортивной работоспособности.
Тем не менее модель суперкомпенсации — это наглядное представление, в основе которого лежат биологические принципы. Кроме того, она является первой попыткой объяснения, с чем связаны успехи тренировки.
Описанные принципы тренировки, и в особенности оптимальное соотношение нагрузки и отдыха, являются основными аспектами, на которых базируется организация и, соответственно, планирование тренировки.
Специализация [ править | править код ]
Сегодняшнее общество даёт возможности для развития индивидуума в различных сферах. Современный спорт широко признан в мире как важное социальное явление. Это явление существует в рамках высокоспециализированной сферы интересов, правил, норм, знаний и даже терминологии. Все, кто вовлечен в него (и особенно высококвалифицированные спортсмены и тренеры), выполняют свои чёткие и очень специфические функции. Исторически спорт высоких достижений развился в результате социальной и функциональной специализации. Фактически он существует как высокоспециализированный раздел сферы человеческого творчества и самосовершенствования.
Разнообразие доступных видов спорта позволяет членам общества выбрать тот, в котором их личные интересы и амбиции наиболее полно соответствуют их личностным, физическим и умственным наклонностям. В отличие от обычной физкультуры и рекреационных занятий, где любители занимаются различными видами спорта для разностороннего развития, спорт более высокого уровня и, особенно, спорт высших достижений требуют концентрации на ограниченных, высокоспециализированных действиях.
Взаимодействие нагрузок [ править | править код ]
Вообще говоря, тренировочный процесс может быть представлен как последовательность тренировочных нагрузок. Реакция спортсмена на несколько отдельных тренировочных нагрузок определяется следующими факторами:
Важность взаимодействия нагрузок нельзя недооценивать. По сути, этот фактор определяет процесс адаптации в целом и поэтому имеет непосредственное влияние на эффективность подготовки спортсменов. Важность и сложность этой проблемы особенно очевидны для спортсменов высокого класса, которые обычно выполняют 7-11 тренировок в неделю. Это означает, что каждая тренировка накладывается на след, оставшийся от предыдущей нагрузки. Кроме того, даже отдельная тренировочная нагрузка в некоторых видах спорта может повлиять на комбинацию упражнений, выполненных различными тренировочными методами. Такая комбинация может использовать положительное взаимодействие различных нагрузок. Иногда при планировании тренировочного процесса этот фактор игнорируется, и отрицательное взаимодействие нагрузок сводит усилия спортсменов на нет. Конечно, механизмы различных взаимодействий нагрузок очень сложны. Однако в целом этот фактор может и должен быть принят во внимание.
Различные типы и примеры взаимодействия тренировочных нагрузок
Нагрузка суммируется с предыдущей (схожей по способу воздействия) и усиливает накопленный тренировочный эффект
Серия тренировок с достаточными интервалами для восстановления планируется для достижения желаемого накопления нагрузок
Нагрузка облегчает восстановление после предыдущих тренировок
Небольшая по нагрузке аэробная тренировка улучшает восстановление после очень интенсивной силовой тренировки или тренировки на анаэробную выносливость
Предыдущая нагрузка не влияет на последующую
Последующая тренировка выполняется после долгого периода восстановления; влияние предыдущей нагрузки незначительно
Последующая нагрузка, суммированная с предыдущими, вызывает чрезмерное утомление
Серия больших нагрузок может вызывать хроническую усталость; высокая мотивация при выполнении этой серии тренировок может вести к чрезмерному утомлению
Последующая нагрузка не совместима с предыдущей; её влияние ухудшает реакцию спортсмена и процесс его адаптации
Нагрузка на выносливость до истощения ухудшает восстановление после предыдущей тренировки, направленной на мышечную гипертрофию, нивелируя её эффект
Циклическое планирование процесса тренировки [ править | править код ]
Этот принцип касается периодических циклов в тренировке спортсменов. В течение длительного времени множество компонентов долгосрочного тренировочного процесса повторяются, периодически возвращаясь. Этот порядок компилирования программы тренировки называют периодизацией. По крайней мере, четыре главные фактора определяют такие периодические изменения в характере и содержании тренировочного процесса.
Циклическая сущность природы. Вызываемые внешними причинами ритмы являются одним из основных принципов органической жизни; времена года меняются так же, как день и ночь, определяя всю биологическую активность. Месяцы и недели легко делят социальную и экономическую жизнь на исторические и традиционные циклы, составляющие жизнь в целом; недельный ритм, включающий дни отдыха, например, постоянен в течение всей жизни человека. В таком случае нет сомнения, что вся биологическая, социальная и производственная деятельность подчинена внешним природным ритмам. Было бы странно, если бы спорт был исключением.
Разделение основных задач. Серьёзная тренировка в любом виде спорта характеризуется сложностью, многообразием и вариативностью; решение основных задач тренировки, связанное с развитием общих и специфических по виду спорта физических качеств, технических и тактических навыков, может требовать чрезмерных объёмов и количества повторений. Очевидно, что все эти задачи должны быть систематизированы и разделены во времени.
Стоит отметить, что все тренировочные периоды имеют прямое отношение к соответствующим частям плана, в котором программа тренировки как конечный продукт процесса планирования компилируется на основе принципа цикличности.